НОД. Тема: «В лес по ягоды»Конструирование в старшей группе
Цель: Формировать знания детей о ягодах.
Задачи:
- Уточнять и закреплять представление о их произрастании и внешнем виде.
- Развивать воображение, находчивость в ходе конструирования из разного вида конструктора.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Ход занятий:
- Мотивация.
— Ребята, сегодня я получила необычное письмо от лесника нашего самарского леса. В письме лесник просит помочь ему собрать ягоды в лесу (зачитывается письмо).
— Вы согласны помочь нашему леснику? (Да.)
— Ну тогда отправляемся в лес за ягодой, прежде чем начать наше путешествие, вспомним, как надо вести себя в лесу (дети произносят правила поведения в лесу:
- Не ломать ветки.
- Не разорять птичьи гнезда.
- Не бросать мусор.
- Быть осторожным с огнем при разведении костра.
— Звучит фонограмма «Звуки леса». Дети входят в лес и видят перед собой речку.
— А как же нам перебраться на тот берег? (Построить мост, плот, лодку).
— Предлагаю построить мост и плот из большого конструктора Леко, но для этого надо разделиться на две группа: первая команда строит мост, вторая плот (дети конструируют).
— Сколько деталей конструктора вы задействовали при строительстве (счет предметов по цвету и количеству).
Мы справились с этой проблемой? (Да.) Отправляемся дальше в поисках ягоды.
А какое сейчас время года? (Осень.)
— Да, ребята, скоро наступят холода и трудно придется лесным жителям, номы можем им помочь – построим кормушки для птиц (конструирование из среднего конструктора).
— Молодцы ребята, вы наверно сильно устали, сделаем привал.
Игра «Приготовь лесной обед». (Дети конструируют из наборов ЛЕГО.)
— А теперь каждая команда расскажет, что они приготовили на лесной обед. (Дети рассказывают, что они сконструировали.)
Путешествие за ягодой продолжается! Скажите, какие ягоды бывают по месту произрастания. (Садовые и лесные.)
— В чем их отличие? (Садовые – ухаживает человек, лесные – вырастают сами, ухаживает природа.)
— Какие лесные ягоды вы знаете? (Брусника, голубика, земляника, ежевика, малина, калина, клюква.)
— Вся ли ягода съедобная? (Нет, есть ядовитая, волчья.)
— А что такое ягода? Это удивительное лакомство, небольшой сочный плод мелких кустарников и травянистых растений (показ слайдов).
— А как человек использует ягоду? (Ответы детей.)
Когда созревает ягода, а это с июня и по ноябрь, у ягодников дел невпроворот. Ягоду нужно собрать, перебрать, помыть и тут же сварить варенье, джем, компот, сок.
Д/и «Варенье» (варенье из малины? – малиновое, варенье из черники? – черничное).
— Ребята, а во что же собирают ягоду? (Лукошко, корзинка, кузовок, ведерко и т.д.)
— И мы сейчас изготовим свою корзинку для сбора ягод. (Конструктор Фрёбеля по схемам, собирает каждая команда.)
После конструирования дети обнаруживают ягодную поляну. (Шапочки в виде ягод одевают на голову и встают у своих корзин и заводят хоровод под музыку.)
Рефлексия:
— Ребята, чем мы сегодня занимались? (Ответы детей.)
Раздается звонок на телефон – слова лесника с благодарностью.
Спасибо ребята, а нам пора отправляться в детский сад.
Мастерим красивый гриб из бумаги
Сверните белый картон в трубочку и склейте края. Клей-карандаш бывает слабый для картона, поэтому лучшим вариантом будет ПВА.
Вырежьте из оранжевой цветной бумаги круг, найдите серединку и проведите радиус, отступите несколько сантиметров и проведите еще один. Сделайте вырез. Все значения определяются в зависимости от величины гриба. Но надо помнить, что чем больше сантиметров между радиусами, тем тоньше будет шляпка. А так как колпак на грибе нам был не нужен, я отступила где-то 2 см.
Подготовьте следующую деталь для гриба из бумаги. Вымеряйте ножку гриба, определите высоту будущей травы и вырежьте по этим параметрам прямоугольник из зеленой бумаги. Расчертите, как показано на фото, толщина травки может быть разная, у меня 1,5 см. разрежьте на полоски.
Из зеленой бумаги вырежьте по шаблону листик (либо используйте сухой), и участок полянки – некоторый неровный овал или другую неопределенную фигуру.
Теперь у нас все составляющие гриба готовы, пора приступать к сборке.
Приклейте травку на одну сторону ножки гриба, помогите ей красиво выгибаться в стороны. Если нужно, подрежьте длину.
Склейте шляпку, прикрепите к ней листик, а после шляпку приклейте к ножке. Если просто нанести клей на верхний конец ножки гриба, шляпка закрепится недостаточно сильно. Если нужна более устойчивая конструкция, прикрепить ее можно суперклеем, скотчем. Либо разрезать кончики рулона, отогнуть их наружу и уже к ним клеить шляпку.
Все, поделка гриба из бумаги готова.
Гриб с объемной божьей коровкой.
Грибочек под осенним деревом. В этом дуэте зеленый лист на грибе просто просится быть в натуральном, сухом состоянии, или в желтом цвете.
Занятие: аппликация «Грибы»
Готовиться к занятию воспитатель должен заранее: составить конспект «Аппликация грибы», подготовить дополнительный реквизит для занятия, материалы, которые понадобятся детям для творческого процесса. Во время таких занятий можно включать развивающие тематические мультфильмы и детские песни, это поможет создать в группе соответствующее настроение для работы.
Осенью ребята с удовольствием побольше узнают о грибах, а аппликация на тему «Грибы» станут отличной тренировкой для мелкой материки рук и внимания. Как правило, первые знания, которые дети получают о грибах и ягодах, связаны с прогулкой по осеннему лесу вместе с родителями. Пока родители занимаются «тихой охотой», ребятишки с удовольствием наблюдают за разнообразными по размеру и форме грибочками, прячущимися под слоем хвои и листвы. Дошкольники задают множество вопросов, а родители терпеливо на них отвечают: показывая, какие грибочки можно собирать, как их искать
Но и родителям надо обращать внимание на технику безопасности: во-первых, надо внимательно следить за ребенком, чтобы любопытный ребенок не решил попробовать найденный им гриб, не облизывал грязные пальцы, поэтому если вы взяли ребенка с собой в лес, он должен постоянно находиться под присмотром взрослых. Чтобы ему было интересно и весело, дайте ему также лукошко и предложите насобирать в него шишек, ярких листочков, желудей, веточек и других природных материалов, которые затем могут пригодиться для детского творчества
Ход занятия.
Ребята, отгадайте загадку.
Землю пробуравил, корешок оставил,
Сам на свет явился, шапочкой покрылся.
(Гриб
)
Где растут грибы
? (Грибы растут в лесу
: на полянках, на опушках, под деревьями, в траве и даже на пнях)
Кто собирает грибы и зачем
? (люди, звери)
Из каких частей состоят грибы
? (У грибов есть шляпка и ножка
)
Какие бывают грибы
? (Грибы
бывают съедобные и несъедобные -ядовитые)
.
В лесу растут грибы
с разными по цвету ножками и шляпками. Можно встретить группу растущих вместе грибов
. Одни из них побольше, другие – поменьше. Это называется семейством.
Воспитатель показывает аппликацию
с изображением семейства грибов
.
Скажите, как расположены грибы
? (В середине растет гриб – лисичка
, а по краям – белый и подосиновик).
Посмотрите на грибы
. Отличаются ли они друг от друга? (Да)
.
У маленьких грибов
одинаковые белые ножки. Их у каждого по две формочки – заготовки (средний возраст, по четыре – (старший возраст)
. Подумайте, как можно их одновременно вырезать из бумаги. Также по одной шляпки красного и коричнего цвета (средний возраст, и по две заготовки каждого цвета (старший возраст)
.
Для старшего возраста – Воспитатель показывает детям приемы вырезания двух шляпок и двух ножек из листа бумаги, сложенного вдвое. Поясняет, что вырезать шляпку гриба
нужно с нижнего уголка, вести закругленный плавный разрез до второго нижнего уголка, используя всю поверхность заготовки. Ножки двух грибов
тоже вырезают из листа бумаги, сложенного вдвое. Такое вырезание называют парным.
Но прежде чем приступим к выполнению работы, давайте разомнём пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Грибы
Раз, два, три, четыре, пять! «Шагают»
пальчиками по столу.
Мы идем грибы искать
.
Этот пальчик в лес пошел, Загибают по одному пальчику,
Этот пальчик гриб нашел
, начиная с мизинца.
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел.
Молодцы, я вижу, вы готовы к работе, а кто мне напомнит правила безопасности при работе с ножницами (ответы детей)
Дети вырезают шляпки и ножки, а потом готовые формы наклеивают на картон.
Дети старшего возраста складывают половинки заготовок и склеивают их половинки. Тем самым у них получается объёмные грибы
. Готовые грибы
наклеивают на картон.
В ходе занятия следить
, чтобы дети использовали всю поверхность исходной формы, чтобы при закругленном разрезе левая рука с заготовкой плавно поворачивалась навстречу руке с ножницами.
Посмотрите, какие замечательные грибы у нас получились
. Молодцы!
Публикации по теме:
Программное содержание 1. Способствовать формированию первоначальных представлений у детей о грибах и месте их произрастания 2. Способствовать.
Конспект интегрированного открытого занятия в средней группе «Как у нас в лесочке выросли грибочки»
Конспект интегрированного открытого занятия в средней группе «Как у нас в лесочке, выросли грибочки». Составили: Никольская Лариса Александровна,.
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «Расчудесные грибочки»
КОНСПЕКТ образовательной деятельности с детьми по художественно-эстетическому развитию. Тема: «Расчудесные грибочки». Задачи: 1. Совершенствовать.
Конспект занятия по аппликации «Бабочки» во 2 младшей группе. Цели: закрепить знания по теме «Насекомые»; учить приемам наклеивания. Задачи:.
Конспект занятия по аппликации «Фиалка»
(М) ЗАНЯТИЕ 2 АППЛИКАЦИЯ ТЕМА: ФИАЛКА Интеграция образовательных областей: «Познание» (конструктивная деятельность, «Художественное творчество».
Программные задачи:Развивать у детей умения пользоваться ножницами, разрезать полоски на равные части и соединять с основным элементом.
Детям всегда нравится изображать то, что им близко, предметы и объекты, которые они хорошо знают и видели сами. Так, с раннего возраста в детском саду малыши рисуют, лепят и мастерят из бумаги грибы. В старшей же группе ребята уже хорошо работают с ножницами, знакомы с различными техниками аппликации. Поэтому занятие на «грибную» тему можно организовать очень интересно.
Создание композиции
Как и в предыдущем варианте, не смазывая клеем, выложить элементы на фон-основу, чтобы прикинуть расположение и общий вид:
- Учесть, что в этот раз, шляпки не накладываются на ножки сверху, а подгоняются краями одни к другим.
- Если предварительная композиция не вызывает нареканий, отложить вырезанные элементы в сторону.
- Перед тем как приступить к наклеиванию, “щетинку” травы не туго обернуть вокруг карандаша, и подержать 20-40 сек, чтобы она приобрела легкий изгиб.
- Также поступить и с древесными листьями.
- Приступить к приклеиванию. Начать с формирования грибов. (не забывать! Шляпки не наклеиваются НА ножки)
- Трава приклеивается только сплошным, не порезанным основанием. Травинки клеем не смазываются. За счет изгиба, они будут имитировать настоящую траву и выходить за рамки общего полотна.
Научившись делать аппликацию “грибы” данным способом, человек значительно повышает свой уровень мастерства не только в этой технике. Умение делать объемные фигуры из бумаги или картона будет актуально всегда и пригодится в изготовлении елочных игрушек, сувениров, макетов, украшений интерьера и многого другого.
Данная статья будет полезна как для малышей, так и для взрослых, включая педагогов. С ее помощью можно провести урок рукоделия для детей в саду или школе, научить ребенка создавать красивые работы, попутно развивая мелкую моторику, самостоятельно освоить данную технику или вспомнить прежние навыки.
Важные аспекты теории
Аппликация — вид изобразительного творчества, основанный на создании сюжетов на основе из картона, бумаги или дерева с помощью бумажных, тканевых элементов или деталей из сухих листьев, лепестков цветов, которые приклеиваются или пришиваются на подложку.
Самым удобным материалом для аппликаций является бумага
Цели уроков по аппликациии заключаются в том, что этот вид изодеятельности:
- способствует развитию мелкой моторики, что в старшей возрастной группе (дети 5–6 лет) является приоритетным направлением подготовки руки к письму;
- развивает образный способ мышления (в старшем дошкольном возрасте дети выполняют аппликации, опираясь в большей мере на собственное видение конечного результата);
- тренирует навык работы по образцу (для детей, готовящихся к школьному этапу обучения, это имеет существенное значение, так как именно такой способ взаимодействия с ребятами является основным в начальном звене среднего образования);
- развивает способность ориентироваться в пространстве (детям нужно располагать сюжет в границах контуров, равномерно заполняя основу);
- развивает связную речь (описывая свои работы, придумывая сюжеты, ребята учатся составлять связные рассказы);
воспитывает аккуратность, навык оценивать свою деятельность и работу товарищей, причём в старшей группе дети учатся делать это в том числе и при создании коллективных аппликаций.
Для реализации поставленных целей на уроках по аппликации воспитатель ставит следующие задачи:
- практиковать умение различать геометрические фигуры по признакам равенства, параллельности сторон, а также познакомить с отличием круга от овала;
- учиться сопоставлять элементы разного размера, формы и цвета;
- тренировать навыки определять интенсивность цвета (тусклый, светлый, бледный и т. д.), смешивать цвета для получения оттенков и, как следствие, более выразительных образов;
- развивать навык определения правой и левой стороны;
- распределять этапы создания сюжета между членами рабочей группы (пока эта задача может решаться ещё при участии педагога, но в подготовительной ребята будут делить обязанности самостоятельно).
Новые приёмы аппликации для детей 5–6 лет
К усвоенным ранее навыкам в старшей группе добавляются следующие приёмы работы над созданием аппликации:
- вырезание округлых силуэтов (в прошлом году дети работали над освоением навыка прямого движения ножницами), а также множественных элементов — для этого ребята сначала собирают лист бумаги в виде гармошки;
- создание симметричных деталей;
- вырезание парных деталей листа, сложенного пополам;
самостоятельный выбор цвета, формы и декораций для воплощения собственного (!) замысла — в средней группе малыши работали по примеру или трафарету, данному педагогом;
- соблюдение пропорции при расположении элементов композиции;
- расширение тематики поделок — литературные сюжеты, открытки, пейзажи, натюрморты и пр.
Аппликация грибы для старшей группы
Осенние грибы в корзинке – усложненное задание для старших дошкольников. Они способны сделать свой вариант – боровики, маслята, рыжики, лисички, включив воображение.
Основа коллективной работы – большая корзинка. Ее можно сплести из полос картона или ткани, дополнив косичкой бортик и ручку.
Подходящие материалы для совместной аппликации «Грибная корзинка» понадобятся:
- лист цветного картона А3(голубой или синий);
- цветная бумага (оранжевая, желтая, коричневая, красная, белая);
- полоски бумаги или ткани для травы и корзинки;
- клей, ножницы.
Эстетика корзинки будет зависеть от фантазии руководителя в старшей группе и материалов. Желательно, чтобы взрослый выполнил сложную часть композиции. В корзинку вкладывают готовые грибы, выполненные детьми.
В аппликации ядовитые грибы должны лежать рядом с корзинкой.
Если сплести корзинку из полос тонкого крашеного поролона, грибы можно выполнить даже из пластилина. В качестве декора можно использовать сухие листья под корзинкой.
Сделайте ёжика из семечек и «бисерный дождь». Сложная работа будет занимать достойное место на выставке или украшать учебный класс до Нового года.
Мозаичная аппликация грибка
С техникой мозаичного изображения дети знакомятся при выполнении разных видов аппликации. Мозаика – способ заполнения целостной композиции и мелкими фрагментами подходящего цвета.
Для грибной тематики в средней группе подходят многие материалы:
- обрывки цветной бумаги;
- пуговицы подходящего оттенка;
- цветной бисер, бусины и блестки;
- крупы, крашеная морская соль;
- испитый и зерновой кофе;
- остатки зеленой присыпки для пасхальных куличей;
- семена и сыпучие материалы природного происхождения.
Грибов на рисунке может быть несколько. Используя клеевую пропитку основы по шаблону, покажите детям, как работать с сыпучими материалами. Крупные фрагменты для заполнения трафарета нужно аккуратно выкладывать встык.
Тем же способом, как заполнение шаблона гриба крупами, выполняется мозаичная аппликация из бисера, бусин, или скатанных пластилиновых шариков. Нужен материал белого, красного и зеленого цвета.
Симпатично смотрится красный бисерный мухомор с белыми пуговицами вместо пятнышек на шляпке.
Аппликация грибок из обрывочных кусочков
Одной из наиболее распространенных техник остается обрывочная аппликация из бумаги. Для этого понадобится подготовить мелко нарезанную или рваную цветную бумагу.
Традиционно для боровичка готовят:
- коричневые обрывки – шляпка;
- светло-жёлтые – ножка;
- зеленые – листик.
Изображение можно выполнять на голубом или белом фоне – лист картона формата А-4. Если это цветной фон, нужен шаблон для обрывной аппликации «гриб». На белом листе офисной бумаги достаточно заранее нарисовать контуры боровичка с зеленым листом.
Первый этап занятия – раздать детям основу с готовыми очертаниями и показать, как должна выглядеть готовая работа.
Второй этап – подготовить кусочки цветной бумаги.
Третий этап – пропитывать части работы клеем и заполнять изображение кусочками коричневого, желтого и зеленого цвета.
Четвертый этап – сдать готовые работы и убрать рабочее место.
Объемная аппликация грибка
Придать объема изображению можно разными способами:
- Выполнить шляпку мухомора из жатой бумаги в виде гармошки, украсив белыми пятнышками.
- Уложить внутри очертания гриба кусочками крашеной ваты.
- Скатать тонкие полосы бумагу мелкими рулонами, хвостики подклеить.
- Сделать мелкие кулечки из кружков красной бумаги и выложить в виде шляпки мухомора.
- Нарезать атласные ленты кусочками, скатать, подшить концы и заполнить шаблон гриба.
Все детали объемного изображения усаживаются на клей ПВА.
Аппликация гриб в технике оригами
Гриб в технике модульного оригами – непростая работа для детей школьного возраста, владеющих этим видом рукоделия. Традиционному японскому искусству обучают в рамках внеклассного воспитания.
Одинаковые модули по шаблону может выполнять вся группа, а потом по очереди выкладывать свою часть композиции.
Простое оригами выполняется намного проще – пошагово складывается лист бумаги, пока получится заготовка нужной формы, как на фото-примерах. Из них выполняют разные поделки.
Оригами «Кленовый лист»
Дошкольникам подготовительной группы будет интересно познакомиться с японским искусством оригами. Сделать аппликацию несложно, главное – аккуратность. Для работы требуются 3 бумажных квадрата осенних цветов и канцелярский клей. Предпочтительный размер квадратов – 8×8 см.
Инструкция:
Возьмите квадрат. Сложите диагонально. Разверните.
Положите квадрат так, чтобы сгиб был направлен вертикально. От его верхней точки сложите «крылья» к сгибу. Получится ромб с более вытянутой верхней частью.
Переверните заготовку вытянутым концом вниз.
Торчащий верхний треугольник загните под «крылья».
Верхние углы сложите к центральной линии. Получится ромб с двумя маленькими треугольниками.
Верните треугольники в исходное состояние. Затем уберите их по сгибам внутрь ромба.
Верхние углы ромба отогните вниз. Получилась треть кленового листа.
Аналогичные действия произведите с 2-мя другими квадратами. Затем соедините их боковыми гранями.
Резной кленовый лист готов. Остается приклеить его к декоративному картону, подрисовать черешок. Готовыми кленовыми листьями оригами можно украсить стены и окна в детском саду.
Веселый лев
В средней возрастной группе дошкольники познают окружающий мир, знакомятся с разными видами животных, их особенностями. Подспорьем в этом может стать аппликация с использованием кленовых листьев.
Для занятия подготовьте:
- высушенные под прессом листья клена желтых и рыжих оттенков;
- картон для основы;
- желтую или светло-оранжевую цветную бумагу;
- канцелярский клей;
- розовый и черный фломастеры;
- игрушечные глазки из пластика.
Поэтапная инструкция:
Листья приклейте на картон радиально, чтобы их острые концы торчали в разные стороны. Желательно приклеить их в 2-3 слоя, чтобы аппликация получилась объемной. Приклеенные листья станут гривой льва. Объясните детям, что эти африканские звери носят густую гриву.
Нарисуйте на желтой бумаге конуры львиной морды. Черным фломастером подрисуйте нос, усы, пасть. Внутри рот закрасьте розовым фломастером. Вырежьте контур.
Отдельно вырежьте уши, их центральную часть тоже закрасьте розовым.
В центр кольца из листвы приклейте львиную морду. Уши наклейте чуть выше между листьями.
В завершение работы приклейте игрушечные глаза. Если их нет, можете вырезать глазки из белой бумаги, подрисовать радужки и зрачки.
Ежик из осенних листьев
Дошкольникам младшей группы тяжело усидеть на месте долгое время, поэтому приходится применять технически простые, но увлекательные занятия. Одна из таких поделок – забавный ежик. Этого зверька, ассоциирующегося с осенью и грибной порой, несложно сделать из опавшей листвы. Предварительно с детьми нужно собрать во дворе листья, они должны быть чистыми и свежими. Их необходимо высушить под прессом, чтобы поделочный материал получился ровным и аккуратным.
Для создания аппликации подготовьте:
- высушенные листья;
- альбомную или плотную цветную бумагу;
- канцелярский клей;
- черную или темно-коричневую половинчатую бусину;
- игрушечный глазик.
Инструкция по созданию аппликации:
Подготовьте природный материал, выберите листья, подходящие для изготовления зверька. Один листок должен быть с заостренным кончиком – это будет мордочка ежа. Подойдет лист липы или березы. Для спинки с колючками оптимальны кленовые экземпляры, но можно подобрать другие по своему усмотрению. С высушенным материалом обращайтесь аккуратно, ведь он хрупкий.
На горизонтально расположенную бумагу приклейте, чуть сдвинув в бок от центра композиции, острый листок – мордочку.
С обратной стороны от кончика носика приклейте к мордочке кленовую листву. Количество экземпляров может быть любым, зависит от размера аппликации. Главное – листья должны быть направлены резными концами вверх и в стороны, они не должны закрывать носик ежа, но могут перекрывать друг друга.
Наклейте на кончик мордочки черную бусинку, получится носик. Также приклейте игрушечный глазик. Если его не удалось найти, вырежьте глаз из цветной бумаги.
Польза для исполнителя
Разнообразные работы, проводимые совместно с детьми, поспособствуют развитию воображения и фантазии у юных мастеров. Общение на интересные темы также является важным атрибутом такого мероприятия, поделка гриб даст возможность поделиться знаниями, которые пригодятся в дальнейшей жизни и предотвратят неприятные отравления этими растениями.
Изготовление своими руками развивает у детей мелкую моторику и обращение с различными канцелярскими принадлежностями. Мини-шедевры будут доказательством того, что ребенок растет и развивается, а память о весело проведенном досуге пронесется через года. Потраченные силы и время ни в коем случае не будут напрасными, а накопленный опыт передается из поколения в поколение.
Аппликация «Натюрморт с грибами»
Преимуществом этого вида творчества является возможность создавать настоящие произведения искусства из подручных материалов, а иногда и вовсе из ненужных вещей.
Чтобы развивать малыша и пополнять его кругозор и объем познаний об окружающем мире — очень важно научить его создавать что-либо своими руками. Подходящим вариантом в этом случае станет аппликация «Грибы» — она не представляет сложностей в исполнении и не потребует больших затрат времени и материалов
Эта аппликация «Грибы» в средней группе сможет стать увлекательным занятием, хорошо развивающим кругозор и великолепно тренирующим мелкую моторику. Для изготовления этой поделки нам понадобятся:
- Цветная бумага нескольких нужных оттенков.
- Основа для работы. Это может быть плотная белая бумага, картон или даже дерево. На основу наносится шаблон, к которому будут крепиться все материалы. Для детей средней и младшей группы шаблон лучше подбирать крупный, не перегруженный лишними деталями, которые ребёнок не сможет выложить. Основу может нарисовать взрослый или же скачать её в интернете и распечатать.
- Ножницы для бумаги с закруглёнными концами.
- Клей или клеящий карандаш. Для работы с цветной бумагой можно использовать клеящий карандаш. Аппликации из крупы лучше готовить с помощью жидкого клея, воспользовавшись кисточкой.
- Салфетки для устранения излишков клея.
- Краски: акварель или гуашевые.
Этот перечень материалов может быть дополнен по вашему усмотрению. Можно воспользоваться гофрированной бумагой, крупами, пластилином, красками.
Шаблон гриба можно скачать из интернета и распечатать, а можно нарисовать самостоятельно. Это может быть контурное изображение или разноцветная картинка.
Шаблон
Приводим пошаговую инструкцию выполнения аппликации «грибы» в средней группе. Для начала рекомендовано выбрать самые простые по форме грибочки.
- Для создания ножек грибков потребуется прямоугольный листок бумаги жёлтого или коричневого цвета. Его необходимо сложить напополам в вертикальном направлении.
- Два уголка закругляем с помощью ножниц. Разрезаем листок по сгибу. У нас получатся две ножки для грибков.
- Далее требуется вырезать две грибные шляпки. Для этого бумажный квадрат красного или коричневого цвета складывается пополам и из него вырезается полукруг. Бумага разрезается по сгибу и у нас готовы две шляпки для грибков.
- Шляпки и ножки приклеиваются на бумажную основу — готова пара грибков.
На полученных грибках можно сделать пятнышки, нарисовав их фломастерами или красками. Можно приклеить небольшие бумажные кружочки.
Используемые техники и приёмы
Для создания образа гриба детям необходимо два элемента — ножка и шляпка. Первая вырезается из прямоугольной заготовки путём закругления всех его углов. Как вариант можно закруглить углы только с одной стороны.
У прямоугольника закругляются все углы — получается ножка гриба
Можно сразу вырезать две одинаковые ножки из одной более длинной заготовки. Для этого она складывается пополам, закругляются уголки. Разрезав бумагу по линии сгиба, ребёнок получит сразу две нужных детали.
Из прямоугольной заготовки можно сразу вырезать две грибные ножки
Шляпка гриба может представлять собой овал или полуовал (как вариант — полукруг). В первом случае скругляются все углы прямоугольника, во втором — только с одной стороны (он располагается горизонтально). Можно также вырезать одновременно две шляпки, используя квадратную заготовку.
Из сложенного пополам квадрата можно вырезать две одинаковые шляпки
Готовый грибок будет выглядеть примерно так.
В традиционном варианте грибы выглядят примерно следующим так
Что касается отдельных разновидностей грибов, то их шляпки удобнее вырезать из прямоугольника, закругляя его углы и придавая сторонам волнообразную форму. Например, так изготавливается мухомор.
Шляпка мухомора вырезается из треугольника — его углы закругляются, а стороны становятся волнообразными
Мухомору можно дополнительно сделать юбочку-купол. Для этого превращаем прямоугольник в трапецию и надрезаем её ножницами.
Образ мухомора сделает более реалистичным юбочка-купол
Лисичка же вырезается целиком из квадратной заготовки. Деталь сгибается пополам, чтобы грибок получился симметричным.
Лисичка вырезается целиком из сложенного пополам квадрата
Боровичок можно сделать более узнаваемым с помощью толстой ножки, которая сужается кверху.
Боровику следует сделать характерную толстую ножку, которая сужается кверху
Дополнит грибную композицию травка в нижней части листа-основы. Можно просто приклеить длинную полосу зелёной бумаги.
Чтобы обозначить траву, можно просто приклеить под грибами длинную зелёную полосу
В более сложном варианте дети нарезают или отрывают вручную тонкие полоски и приклеивают их вертикально. Можно также вырезать пучок травки из одной детали целиком.
Изобразить траву дошкольники могут и более сложным способом
Важная часть работы — композиция. Задача ребят — гармонично расположить грибочки на лесной полянке либо красиво разместить их в корзинке.
Воспитанники старшей группы должны уметь красиво располагать изображение на листе
Нетрадиционная аппликация
Тема грибов предоставляет большие возможности для использования нетрадиционных аппликативных техник:
- Обрывная аппликация. Образ складывается из кусочков цветной бумаги, которые ребёнок отрывает вручную.
- Мозаичная. Воспитатель или сами дети заранее нарезают маленькие квадратики или прямоугольники из цветной бумаги. Ими заполняется обозначенный контур гриба.
- Насыпная. Фигурка грибочка с обозначенным контуром промазывается клеем, а затем посыпается крупой (например, шляпка — гречкой, а ножка — манкой или рисом). Кстати, крупу можно окрашивать в разные цвета (для этого краска в пластиковой миске разводится спиртом и водой). Можно даже использовать семена растений — получится замечательная осенняя композиция.
- Аппликация из листьев. Используя листья разных деревьев определённого размера и формы, можно составить очень оригинальную композицию.
- Объёмная аппликация. Для придания эффекта объёма можно сложить шляпку веером или же просто сформировать складки на шляпке и ножке. Можно также использовать простой вариант оригами.
Варианты аппликаций для разного возраста
Аппликации гриб отличаются разнообразием используемых материалов и сложностью работы. Воспитатель выбирает вариант в зависимости от способностей и возраста детей.
- Младшая и ясельная группа. В эту категорию входят дети в возрасте от 2 до 4 лет. Работы отличаются простотой, отсутствием деталей. Количество элементов 2-3. Все шаблоны заранее подготовлены, вырезаны. Задача детей – намазать детали клеем и приклеить в правильной последовательности.
- Средняя группа. К категории относятся дети в возрасте 4-5 лет. Аппликация усложняется, увеличивается количество деталей, присутствует сюжет. Работа может быть направлена на изучение размера, счет. Допускается использование разных техник.
- Старшая группа. К категории относятся дети старше 5 лет. Работы предлагают из множества деталей, особый интерес представляют объемные поделки, разнообразные композиции. Например, аппликация ежик с грибами. Детали предлагают детям рисовать и вырезать самостоятельно. В этом возрасте отрабатывают навык рисования по шаблону, вырезания.