В чем преимущества витражной живописи?
Главное преимущество витражной живописи, как и любого другого декоративно-прикладного творчества, – это возможность изготовить эксклюзивную авторскую вещь самому. Витражные краски позволяют обновить свой домашний интерьер и добавить в него свежие нотки. Например, с их помощью можно оформить зеркало в прихожей или спальне, украсить стеклянные детали дверей, раскрасить плафоны для люстры, посуду.
К тому же витражная живопись позволяет создавать эффектные рамки для фотографий и прочие изделия, которые при удобном случае вполне можно подарить своим друзьям и знакомым. Это отличный и оригинальный подарок.
Заливной витраж
Создание заливного витража начинается с выбора рисунка и перенесения его на стеклянную поверхность. Все дальнейшие действия направлены на придание рисунку выпуклости, которая будет препятствовать утечке краски дальше оговоренного пространства.
Изготовление контурной краски
Первым делом рассмотрим процесс создания специальной контурной краски. Для ее создания понадобится:
- 50 мл клея ПВА;
- 30 мл туши;
- около 40 грамм серебрянки.
Клей и тушь в отмеренных объемах выливаются в небольшую емкость и начинают перемешиваться. В процессе к ним постепенно добавляется серебрянка. В итоге должна получиться масса свинцового цвета по консистенции похожая на сметану. По мере нанесения краски на поверхность витражного стекла ее консистенция постепенно может становиться более вязкой. Исправить это можно добавлением небольшого количества подогретой воды и туши того же черного цвета. Краска вернется к своему первоначальному состоянию.
Правила нанесения контурной краски
Выбираем эскиз
После приготовления контурной краски, приступаем к ее нанесению по линиям, перенесенным на стекло с эскиза. Необходимо руководствоваться следующими правилами работы с контурной краской.
- Контурные линии наносятся тонкой кисточкой, они должны быть выпуклыми в достаточной степени, чтобы сдерживать разлив краски в будущем. Следовательно, не стоит на ней экономить. Полученная самодельная краска должна уверенно держаться на поверхности украшаемого стекла, а по цвету будет близка к окраске свинцовых швов, присущих витражам, изготовленным по классическим технологиям.
- В процессе нанесения контурных линий, периодически перемешивайте краску, иначе более легкие частицы серебрянки будут постоянно стремиться наверх. Кроме того, цвет самодельной краски со временем будет изменяться, поэтому нанесение контура желательно завершить в максимально короткие сроки. В ином случае будет утеряно однообразие в обрамлении элементов витражной мозаики.
- После нанесения необходимо подождать около трех часов до полного высыхания краски.
Нанесение контуров
Процесс нанесения контуров
Закрашивание элементов стекла
Когда контур высох, можно приступать непосредственно к закрашиванию элементов стекла. Процесс изготовления краски в домашних условиях мы рассмотрим ниже, а пока разберемся в самом процессе ее нанесения.
Шаг 1. Первым делом необходимо убедиться, что рабочее место со стеклом расположено в строго горизонтальной плоскости. Даже мизерный наклон в какую-либо сторону приведет в последующем к сбору всей краски у одной из кромок и утолщению ее слоя.
Шаг 2. Заливку элементов необходимо проводить широкой кистью. Опускаем ее в краску и щедро смазанной начинаем закрашивать каждый фрагмент в отдельности.
Можно использовать пипетку, наполняя ее краской и закрашивая рисунок, как на фото ниже.
Изготовление контурного заливного витража
На данном этапе нужно проявить достаточно усидчивости, чтобы полностью залить все фрагменты картинки и при этом ничего не испортить. После окончания заливки опять выжидаем 4 часа, пока высохнет краска, и можно будет продолжать.
Изготовление заливного витража
Налив краски
Заливка краски
Шаг 3. Этот этап заключается в повторной прорисовке контуров. Это делается той же самой кисточкой, что и в первый раз, и с нанесением такого же обильного количества краски. Вы должны быть уверены, что контуры закрашены равномерно и не имеют изъянов. Черная краска должна высохнуть в течение трех часов.
Шаг 4. Данный этап заключается в сохранении созданного витража и защиты его от повреждения. Для этого наносится до четырех слоев нитролака на всю поверхность стекла с витражом. Его можно наносить кисточкой, но лучше всего будет использовать специальный распылитель. Учтите, что между распылениями должно пройти как минимум десять минут времени для лучшего высыхания слоев. Благодаря принятым мерам, созданный своими руками витраж будет радовать ваш глаз не менее десяти следующих лет. Его изготовление завершается установкой стекла в специально подготовленную рамку.
Прекрасный заливной витраж в интерьере
Как делать витраж Тиффани
Освоив технику, можно попробовать сотворить в домашних условиях витраж Тиффани, собирая своими руками мозаику из стекол. Это один из самых интересных и трудоемких видов цветного панно.
Витражи, носящие имя автора Луи Тиффани, по технологии производства более всего приближаются к классическим соборным витражам. Это отдельный вид витражного искусства, в котором создают абажуры, картины, вазы и ювелирные украшения.
Классический витраж Тиффани — это соединение цветных стекол свинцовыми или латунными прутками. Современный труд упрощается с помощью медной ленты. Этот способ позволяет делать миниатюрные работы.
Техника, которая носит имя своего создателя Луи Тиффани.
Технология Тиффани включает в себя следующие этапы:
- из цветного стекла вырезаются фрагменты, составляющие общую картину;
- каждое стеклышко шлифуется и оклеивается медной фольгой;
- предварительно на стеклах проставляются номера, соответствующие нумерации на шаблоне;
- шаблон помещают в рамку и на него выкладывают заготовки, начиная с угла;
- детали спаиваются между собой с обеих сторон витража;
- заключительный этап — нанесение патины на спаянные швы;
- окончательная работа вставляется в рамку из металлического профиля.
Материалы для витража: плёнка
Гибкая, полупрозрачная плёнка имитирует витраж любой сложности.
Покрытие бывает глянцевое, матовое, с цветными прожилками.
На обороте плёнки есть разметка — клетки. По ним удобно вырезать детали. И они не пачкаются от маркера.
Каждая деталь витража на стекле своими руками вырезается вручную. Затем переносится на стекло. Вначале приклеивают верхнюю часть, не снимая защитную бумагу полностью, прижимают мастерком и постепенно, сдвигая защиту, приклеивают участок витража.
Границы закрываются гибким пластиковым штапиком на клейкой основе. Полностью имитируется настоящий витраж, и никто не догадается, что витражи собраны своими руками.
От солнца плёнка отстаёт, но заменить её не проблема. Материалы доступны и не требуют специальных знаний.
Материалы и инструменты для работы
Перед тем как приступать к первым пробам живописи по стеклу, удостоверьтесь, что вы приобрели всё необходимое!
- В качестве первой основы для работы нельзя использовать предмет с какими-либо изъянами или сложной формы. Лучше всего для начала подойдёт обычное стекло, которое вы сможете расположить на горизонтальной поверхности.
- Существуют краски, которые для набора крепости необходимо подвергнуть воздействию высоких температур. На начальном этапе ограничьтесь теми, которые сушатся на открытом воздухе.
- Контур и краску лучше взять одной и той же фирмы, только так вы сможете полностью быть уверены в том, что они идеально подойдут друг к другу.
- Кисти должны быть искусственными 2-х разновидностей: тонкие для мелких деталей и толстые, чтобы делать заливку. Некоторые краски сразу оснащены кистевыми аппликаторами, тогда этот пункт можно временно опустить.
- Скорее всего, вам потребуется мастихин: им очень удобно делать растушёвку.
- Закрепить рисунок поможет прозрачный лаковый состав на водной основе.
- Сразу выберите трафаретный узор и запаситесь маркером, который будет хорошо писать по стеклу.
- Также запаситесь водой, спиртом и более агрессивным растворителем, если используете масло. Это в любом случае пригодится, ведь спиртом обезжиривают основу ещё до начала работы.
- Вспомогательные элементы: ветошь, палочки с ватой, набор зубочисток, палитра.
- Подготовьте для себя рабочее место: изолированное от посторонних, хорошо проветриваемое, умеренно, но достаточно освещённое. Сиденье и поверхность стола защитите плёнкой или плотной ненужной тканью.
- Рисунок можно перенести на поверхность двумя способами: прорисовав на лицевую сторону через прорези в шаблоне или обведя его, приложив к обратной стороне.
Изготовление элементов для фацетного витража
Современные витражи часто используют различные виды стекла в зависимости от техники выполнения и места установки. Основной материал для получения элементов витража – стекло, которое в старинных работах окрашивали путем добавления металлических оксидов. Добавляли оксиды меди для получения зеленого, кобальта – для синего, золото – для получения красного стекла. Сегодня современные ингредиенты используются для получения более широкой гаммы, чем в прошлом.
Рис. 7. Элемент витража
Базовым элементом фацетного витража являются граненые стеклянные кусочки. Элементы, которые называют bevels (бевели или бевелсы), делают из плоского стекла с толщиной 5 мм по шаблону. Чтобы получить скос на отрезанном и отполированном крае, снимают кромку размером до 1,5 мм под углом, отличным от 90°. Поэтапно производят черновую обработку, сглаживание, полировку. Такая кромка надежно соединяет отдельные фацеты металлической витражной полосой.
Настоящие бевелсы используются в широкой гамме различных размеров и форм. Разломанные грани заставляют свет изгибаться и преломляться в радугу цветов. Но инновационные технологии изменили и упростили технику создания витражей.
Рис. 8. Бевелсы
Стекло режут с помощью лазера под управлением компьютера, для обрамления используют синтетические и полимерные составы, которые полностью имитируют металлический профиль – это снижает массу витража.
Методы изготовления стекла и его полимерных заменителей позволяют создавать витражи с применением цвета и фактуры, с частичным окрашиванием или приданием необходимого оттенка готовым деталям. Стекло в производстве декорируют пузырьками, жгутами, волокнами, искрами из авантюриновых добавок. Для фасетов используют сплав из цветного и бесцветного стекла.
Самым востребованным цветом всегда считается рубин и все оттенки красного – самое дорогое стекло получают добавлением золота, поэтому имеет высокую стоимость. На больших фрагментах его можно заменить стеклянной краской. Современные инновации нашли достойную замену сложной гравировке – филигранное мозаичное стекло прозрачно, но включает микронити, которые формируют узор.
Для крепления устанавливают круглые опорные стержни на витражном стекле. Они прикреплены к витражной панели медной проволокой и припаяны к металлизированным профилям фацетов. Плоские опорные стержни называются ребрами – они припаяны непосредственно к витражной панели. Изоляцию конструкционной основы сегодня производят прочным, долговечным эпоксидным цементом.
Витражи на стекле своими руками
Витраж пришёл к нам из глубины веков. Научившись делать стекло, люди сразу же захотели его разукрасить. Многое дошло до нас в целости и сохранности. В большинстве своём это старинные замки и церкви.
Красота исполнения привлекает к себе взоры. Наверное поэтому данное искусство не потеряло свою актуальность и поныне.
Россия приобщилась к такому виду искусства в 19 веке. Как обычно, в те времена, принесли его наши купцы из Европы. На Руси об этом знали и раньше (с 12 века), но раньше оно не было так распространено. Окна некоторых храмов имели так называемый фальши-витраж (роспись). Революция привнесла свои коррективы в сам рисунок — остальное осталось без изменений.
Любители витражных окон и дверей тратят огромные деньги, чтобы иметь дома нечто подобное. Однако удовольствие не всем по карману, так как несмотря на прогресс, технология производства осталась довольно сложной. Что делать если хочется порадовать себя, но нету финансовой возможности? Есть самое простое решение вопроса: сделать работу своими руками.
Умельцами давно уже созданы свои собственные методы воплощения желаемого в жизнь. По их рекомендациям даже начинающий мастер сможет создавать шедевры, которые будут выглядеть профессионально.
Технология для витражей «Тиффани»
Готовится два наброска витражного рисунка. Фрагменты на них нумеруются и обозначаются цветом. Один из эскизов разрезается по контурным линиям на фрагменты. Вырезанные элементы послужат лекалом для резки цветного стекла.
В магазинах технических принадлежностей или в художественных салонах продаются наборы цветного стекла для витражей «Тиффани». Они имеют разную толщину, фактуру и густоту цвета. Желательно приобретать стекло однородного качества и обязательно одинаковой толщины. Там же приобретается окантовочная медная фольга — фолия. Фолия — полоса из медной фольги с односторонней клеящейся поверхностью. В зависимости от выбранного вида патины, приобретается черная или медная фолия.
Вырезанные из бумаги фрагменты эскиза витража приклеивают на цветные стекла. По ним стеклорезом выкраиваются элементы рисунка. С помощью шлифовальной машинки деталь подгоняется по размеру и снимается фаска. Стеклянные элементы обезжириваются и промокаются насухо салфеткой. Каждый фрагмент оборачивается фолией.
На лист толстой фанеры кладется второй целый набросок витража. На него, начиная от угла, выкладываются элементы витражного стекла. По внешнему периметру витраж фиксируется планками или багетными рейками. Выложенные несколько элементов подбиваются гвоздями и пропаиваются.
Швы обрабатываются флюсом, и оловянный припой равномерно распределяется по ним раскаленным паяльником. Деревянные рейки по периметру убираются и витраж окантовывается П-образным каркасным профилем. Места прикосновения профиля и швов для прочности прихватываются пайкой.
Полностью пропаянный витраж «Тиффани» вскрывается по швам патиной. Раствор патины наносится губкой. Витражное стекло моется средством для мойки стекол и устанавливается в раму.
Витражи — история появления
Витраж — это декоративное изделие из цветного стекла, рассчитанное на сквозное проникновение света, который не только украшает, но и освещает помещение, обеспечивает непредсказуемую и загадочную, динамичную и живую картину игры цвета. Всякий раз она наполняется новыми красками, меняет интенсивность естественного освещения в зависимости от положения солнца, погоды и времени года.
Что касается слова “витраж“, то оно появилось в русском языке от французского vitre — “стекло“. Сами же декоративные изделия — носители этого названия впервые украсили жилые интерьеры в конце 19 века. Они вошли внутрь помещений на волне моды на модерн, возрождения редких техник эмалевых покрытий, проявления необычайного интереса к росписи по стеклу (эмалями) и краклэ — венецианским способам производства стекла.
В архитектуре того времени строительства заводов, вокзалов и аэродромов, выставочных залов и магистралей впервые появился железобетон, свободная планировка, широкие витрины и стекло. Наряду с деревом, кирпичом и камнем, широко использовались каркасные конструкции и кованый металл, необработанный камень и изразцы, фанера и холст.
Стекло, носившее ранее лишь утилитарную ценность, на рубеже веков стало незаменимым материалом для создания уникальных шедевров, имеющих самостоятельную ценность произведения искусства, а его физические свойства — стимулом для формирования жанра авторского витража. Появилась целая плеяда мастеров-витражистов с новыми идеями и авторскими техниками. Первыми среди тех, кто раскрыл удивительные по своей красоте возможности этого материала, были американские и французские мастера стеклянных дел, а именно: ЛуисТиффани и Арш-Руссо, Эмиль Галле и Рене Лалик, Анри Кро и братья Даум.
Великие мастера-витражисты
Анри Кро (1840-1907) — художник и ваятель, возродивший древнеегипетскую технологию спекания и формовки расплавленного в матрицах стекла.
Эмиль Галле (1846-1904) — французский дизайнер-реформатор, работавший с художественным стеклом в стиле модерн. Среди разных способов подкраски стекла отдавал предпочтение технологии “лунного света“, которая с помощью оксидов кобальта придавала ему сапфировый оттенок. Часто его изделия создавались из многослойного стекла.
Рене Лалик (1860-1945) — известный ювелир и виртуозный мастер стекла с берегов Сены, предпочитавший работать с цветной эмалью в стиле ар-нуво. Он изобрёл способ литья декоративных изделий в виде ваз и скульптур из расплавленного стекла под давлением. Метод позволял наносить патину прямо на цветное стекло.
Габриэль Арш-Руссо (1885-1953) — скульптор, керамист и мастер стеклянных дел. Работал над эксклюзивными витражами в технике patte de verre, спекая перемолотое стекло и придавая ему необходимую форму.
Луис Тиффани (1848-1933) — художник, дизайнер, ювелир, мастер-витражист и бизнесмен из Нью-Йорка. Яркий представитель стиля модерн. Именно он изобрёл технику “копирфойл“ для соединения отдельных элементов витража в единое целое с помощью расплавленного олова. Мирового признания он добился, изготавливая удивительные по красоте витражи, абажуры и бижутерию.
как сделать витраж тиффани и плёночный витраж с фото
Чтобы интерьер дома выглядел дорого и престижно, зачастую используют довольно редкие предметы декора, например, витражи, сделанные на окнах или дверных стеклах.
Приобрести витраж можно в магазине или заказать авторскую работу в мастерской, но будьте готовы отдать солидную сумму за работу или готовое изделие, поэтому давайте разберемся, как самостоятельно создать витраж своими руками по видео урокам витражей своими руками.
Работа предстоит кропотливая, она потребует от вас высокой усидчивости, старания и аккуратности, но, если все правила создания витражей будут соблюдены, итоговый результат вызовет у вас восторг.
Существует несколько технологий для выполнения витража. Давайте рассмотрим их подробнее.
Изготовление контурного витража на стекле
Это один из самых простых способов, который часто применим в домашних условиях. Практически в каждом магазине для творчества сейчас просто найти специальные контуры для стекла, которые избавят вас от работы с проволокой, как это встречалось раньше. Также существуют специальные трафареты для изображений различной тематики. Их продают, как в магазинах, так и существует возможность скачать их в интернете.
- Для начала работы положите под предварительно очищенное и обезжиренное стекло лист с рисунком.
- обведите силуэты контуром, при необходимости сделайте это разными цветами.
- После просыхания контура залейте каждый элемент красками, сделать это поможет аэрозольный баллончик или простая кисть, все зависит от размера изготавливаемого вами витража.
- Не следует торопиться при заливке, желательно дать просохнуть краске соседнего элемента.
Вот витраж и готов! Полюбуйтесь результатом! Получилось довольно быстро и просто. Данная техника создания подойдет для работы вместе с детьми.
Как создать пленочный витраж
Создание пленочного витража также не отнимет у вас много сил, большую часть времени будет потрачена на вырезание изображения из пленки. Работа довольно кропотливая, но стоит усилий. Этот вариант наиболее бюджетный в исполнении, стоит отметить, что профессионалы могут создать такой витраж почти что в любой стилистике, выглядеть он будет аналогично подлинному витражу и точно также красиво. Преимуществом данного витража является применение цельного листового стекла, что очень удобно и безопасно в использовании.
- В данном методе создания витража контур выполнен свинцовой лентой той же техникой, что и в заливном витраже.
- На обратную сторону стекла наносим пленочное покрытие, а не краску, как в предыдущей работе.
- Проложим еще одну ленту по приклеенному покрытию.
- Стыки следует пропаять паяльником.
В итоге получим двусторонний пленочный витраж.
Витраж Тиффани
- Витраж Тиффани – это необыкновенной красоты полотно, созданное из цветных стеклышек. Невозможно не любоваться игрой света на разноцветных стеклах, помещение будто погружается в волшебную сказку и все вокруг оживает. Витражи снова возвращаются в моду, теперь их можно встретить, как в классическом исполнении, размещенные в окнах, так и в более интересном виде, например, в дверях, на потолке и даже стенах. Ими украшают предметы мебели и декора, например, картины из стекла перестали быть редкостью и диковинкой.
- Витраж Тиффани можно создать в домашних условиях. Изготовление не потребует дорогостоящего оборудования. В основу методики Тиффани легло создание композиций из кусочков цветных стекол, которые соединяют между собой с помощью медной ленты с клеящим слоем и припоя.
- Этот витраж наиболее сложен в исполнении. Он сочетает в себе вместе элементы пленочного и заливного витража. В видео в конце статьи представлен полный мастер-класс по его изготовлению. Если кратко описать технологию витража Тиффани, то она заключается в наклеивании маленьких кусочков стекла, предварительно вырезанных с помощью трафарета и самостоятельно раскрашенных. Процесс изготовления по данной технике крайне трудоемкий, работа требует колоссальной усидчивости и огромной внимательности. Результат готового изделия потрясет вас своей красотой, такой витраж будет выглядеть очень дорого и изысканно, а также придаст вашему дому необычайное очарование и шарм.
Создание витражей в домашних условиях, секреты их создания и применения в интерьере, ответы на все эти вопросы вы найдете в видео уроках витражей своими руками.
Приготовление трафарета
Купить трафарет можно в специализированном магазине. Такие изделия продают художники, специализирующиеся на витражных работах. Но куда интереснее делать рисунок самостоятельно. С этой целью надо выбрать эскиз. Не имея опыта, не следует останавливаться на варианте с большим количеством пустот и деталей. На готовом витраже этот рисунок будет выглядеть не совсем уместно.
Важные детали следует пронумеровать. Следует нанести соответствующие метки на составляющие одинакового цвета. Чтобы увеличить рисунок, расчерчивают его на клетки. Стороны их не должны быть более сантиметра. Полученную клетку номеруют по горизонтали и вертикали, после чего снимают размеры со стекла. Переносят на бумагу эти размеры и делают разметку на рисунке по числу клеток.
Изображение переносят с открытки на лист бумаги по клеточкам, увеличив масштабы. Вносят необходимые корректировки, меняют оттенки. При наличии навыков к рисованию допускается самостоятельное создание узора. Для этого наносят на лист бумаги размеры будущего витража. Контуры расположения узора размечают.
Рисовать можно обычным карандашом, чтобы была возможность вносить в дальнейшем правки
При подборе изображения следует принимать во внимание возможное искажения пропорций. Рисунок можно делать в виде прямоугольников, а не квадратами
Прорисовывают детали, чтобы картина получилась цельной. Контуры рисунка обводят фломастером или ручкой.
Где используется витраж?
В современных интерьерах витраж имеет довольно широкое распространение. Это связано прежде всего с его эстетическими характеристиками.
Рассмотрим основные виды витражей в интерьере:
- Оконные витражи. Их история насчитывает сотни лет, однако свою популярность они до сих пор не утратили. Оконный витраж создает уникальную игру светотени, которая, меняясь в зависимости от солнечного света, придает окружающему пространству новый, неповторимый вид.
- Потолочные витражи-уникальный элемент в интерьере квартиры. Такие витражи придают яркий и праздничный вид, создают уют в доме.
- Различные витражные конструкции, например декоративное панно, являющееся в интерьере не только элементом декора, но и способом скрыть некоторые дефекты квартиры.
- Декоративные витражные перегородки. Такие перегородки, особенно в просторной комнате, служат отличным решением вопроса о зонировании пространства.
- Витражные аксессуары, такие как лампы, зеркала, ширмы заметно освежают интерьер, позволяя создать свой собственный, уникальный дизайн.
Однако, профессионально сделанные витражи стоят достаточно дорого. Что же делать, если финансовые возможности ограничены, а иметь красивое украшение все же хочется? Современная лакокрасочная промышленность предоставляет широкий ассортимент товаров для создания витражей своими руками.