Роспись по дереву википедия кони, прялки, птицы, символика народов

Ход непосредственно образовательной деятельности

I. Организационный момент

Ребята посмотрите на эти деревянные расписанные изделия.

Это городецкая роспись. Городецкая роспись, как её нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать. Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что не в сказке сказать. Жёлтый вечер, чёрный конь и купавки как огонь. Птицы смотрят из ларца. Чудо роспись Городца (Слайд 1)

II. Основная часть

Изложение новой темы.

На берегу Волги, раскинулся древний город Городец – древнейший русский город – крепость. (Слайд 2)

Здесь давным–давно люди начали делать посуду из дерева и расписывать различными узорами. Кто-то вырезал ложки, чашки, миски, солонцы, поставцы точили на токарном станке. (Слайд 3, 4)

Кто-то изготавливал орудия труда для прядения и ткачества. Был промысел прялок. (Слайд 5)

Поверхность донца прялки делилась на ярусы. В верхней части донца воссоздаётся главный сюжет. Это могли быть сцены застолья, гуляний изображались поездки и выезды. Второй ярус разделял верхний и нижний ярусы – поясок. Там рисовали гирлянды цветов или крупный цветок с расходящимися от него листьями. Существовали и другие варианты, орнаментальная полоса изображалась с мотивами птиц и кошек. В нижней части изображались сцены сражения – это были целые картины. (Слайд 6).

В то же время была фабрика по изготовлению детской мебели и других предметов быта: детские стулья, столы (Слайд 7, конь – качалка, (Слайд 8) шкатулки, чашки (Слайд 9) разделочные доски, блюда, хлебницы (Слайд 10) В настоящее время в качестве фона используют естественный жёлтоватый цвет дерева (Слайд11,12)

Воспитатель: Ребята скажите мне, какие цвета в росписи используют городецкие мастера?

Дети: красный, синий, зелёный, оранжевый.

Воспитатель: Правильно, цвета в узоре не многочисленны, но в очень ярких сочетаниях – красный, синий, зелёный, оранжевый насыщенного тона и его оттенки. Белый и чёрный цвета в росписи имеют особое значение. Эти 2 цвета обладают свойством оказывать влияние на звучность красок и способствовать благоприятному их сочетанию. Ребята, а какие элементы в росписи используют мастера?

Дети: розан, купавка, ягодка, листья, лошадка, птицы.

Воспитатель: Существует несколько видов композиций

1. Цветочная роспись

2. Цветочная роспись с включением мотивов конь и птица (слайд 13,14).

Давайте рассмотрим этапы росписи розана (слайд 15).

Первый этап росписи – подмалёвок. Берётся один цвет и прорисовывается расположение основных элементов узора, (цветы). Так все цветы в своей основе имеют круг, по краю которого рисуются лепестки.

Второй этап – оттенёвка.

Мазками другого цвета рисуются полудуги создающие впечатление лепестков сказочного цвета. Когда вся композиция намечена

Третий этап – оживка.

Расписываются мелкие детали: точки окаймляющие центр цветка, края лепестков, прожилки на листочках и так д. Разживка выполняется белым и чёрным цветом.

Физминутка

Спал цветок и вдруг проснулся. Спать не захотел:

Шевельнулся, потянулся, взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснётся, бабочка кружит и вьётся.

III. Практическая работа

Сегодня мы научимся выполнять элементы цветочной росписи. На экране вы видите образцы написания элементов росписи, их поэтапное выполнение: Цветок – «Купавка» (слайд 16).

Варианты выполнения мотива «купавка» (Слайд 17).

«Листок» и варианты его выполнения. (Слайд 18).

У вас на столе лежат шаблоны посуды городецкого промысла, заранее покрашенные в жёлтый цвет.

Каждый цветок выполняется двумя разными оттенками одного цвета. Берём розовый цвет и рисуем подмалёвок – круг в центре нашей работы. Затем красным цветом рисуем скобки вокруг подмалёвка.

Нарисуем ещё и купавки и ягодки по краям нашего розана, а так же зелёные листья, создавая композицию. Выбираем цвет самостоятельно. Можно взять голубой или синий. Заключительный этап росписи – нанесём белую и чёрную краску в виде точек, капелек, завитков тонкой кистью, выполним последний этап «оживка» (слайд 16)

Детские работы (Слайд 19, 20).

Итоги работ

Дети читают стихи выученные заранее.

Городецкие узоры, сколько радости для глаз

Подрастают мастерицы, может быть и среди нас.

Кто рисует Городец

Ах, какой он молодец!

И листочки и цветы –

Это всё для красоты.

Рисовали мы цветы

Небывалой красоты.

Красоты той нет конца

Это всё для Городца.

Экспресс выставка детских работ.

↑ Рисование фигуры мезенского коня и оленя

Данные упражнения необходимы для того, чтобы дети по принципу повтора рисования отдельных элементов фигуры коня отработали все элементы и натренировали свою руку. Упражнения можно сначала выполнять карандашом, затем кистью:

  • горизонтальные, вертикальные и наклонные линии;
  • построение четырехугольника из этих линий (составляет туловище фигуры коня);
  • маленькая скобочка переходит в длинную наклонную линию шеи;
  • затем к этой линии пририсовывается маленький четырехугольник, напоминающий вместе с дугой «топорик», — это головка коня, рисовать этот элемент с направлением головы влево и вправо;
  • вертикальная, чуть изогнутая передняя линия шеи (тренируемся в рисовании головки вместе с шеей, направленной влево и вправо);
  • рисование ног (напоминают «паучьи лапы», тонкие и длинные извилистые линии);
  • рисуем переднюю, заднюю ножки, затем ножки, находящиеся в середине, они напоминают форму вазочки;
  • от горизонтальной линии попробуем нарисовать все ножки. Все эти отдельные упражнения необходимо хорошо отработать.

Последовательность рисования фигуры коня Данная последовательность рисования фигуры коня хорошо понятна и легко усваивается учащимися:

  • определяем высоту фигуры коня и посередине проводим горизонтальную линию для туловища;
  • от каждого конца линии вверх проведем линии с наклоном вправо и соединим их горизонтальной прямой линией (получился четырехугольник);
  • пририсовываем наклонную линию для шеи, головку;
  • из нижних уголков туловища проводим изогнутые линии для передней и задней ноги;
  • линии ног, находящихся в середине;
  • пририсовываем хвост, состоящий из трех-четырех наклонных, близко находящихся друг к другу линий;
  • голова, шея и туловище расписываются красным цветом, а ноги и хвост — черным;
  • заканчиваем рисование фигуры коня короткими штрихами черного цвета у гривы, у ног (штрихи напоминают «реснички») и уздечкой из двух линий.

Последовательность рисования фигуры оленя Последовательность рисования фигуры оленя аналогична последовательности рисования фигуры коня, но с небольшими изменениями:

  • определяем высоту фигуры оленя и посередине проводим горизонтальную линию для туловища;
  • от каждого конца вверх проводим линии с наклоном влево (а у коня наклон этих линий вправо) и соединяем их горизонтальной прямой линией, получился четырехугольник;
  • прорисовываем наклонную линию для шеи, голову;
  • закругляем заднюю часть туловища;
  • из нижних уголков туловища проводим изогнутые линии для передней и задней ног, затем линии ног, находящихся в середине;
  • рисуем извилистые линии, напоминающие рога оленя.

Голова, шея, туловище расписываются красным цветом. Грива, ноги, «реснички» — черным. Мезенские русские прялки больше всего похожи на рисунки первобытных людей. Вот так же тысячелетия назад охотники, укрывшиеся от непогоды в каменных пещерах, оставляли на стенах своих жилищ изображения животных: бизонов, коней, быков.

Трудно представить себе большее обобщение, чем конь, изображенный любым из старых мезенских мастеров: кирпично-красное пятно, как бы соединенное из трех частей — четырехугольника туловища и выгнутой шеи, переходящей в морду. Остальное дорисовывалось уже тонкими черными штрихами: десяток черточек, изображающих гриву, четыре длинные черточки хвоста, странные ноги, сделанные единым росчерком, более похожие на паучьи лапы, две черточки ушей и узда с двумя черточками повода.

Все отличие оленя от коня заключалось в том, что вместо гривы черной же краской над спинкой рисовался один разветвленный рог.

На рисунке 11 изображены варианты фигур коней и оленей мезенской росписи.

Варианты фигур коней и оленей мезенской росписи Фигуры коней, которые изображены в верхнем ряду, мезенские мастера рисовали только с оборотной (внутренней «для себя») стороны лопасти прялки. Это кони в черную мелкую клеточку, полосатые (из четырех черных линий), с волнистыми пиниями на туловище и волнистым хвостом. А вот красных коней, которые в среднем ряду, мезенские мастера рисовали на обеих сторонах лопасти прялки.

В нижнем ряду — красные олени. Они отличаются друг от друга различными разветвлениями рогов.

Мезенская Роспись- история, традиции!!

ИСТОРИЯ И ТРАДИЦИИ МЕЗЕНСКОЙ РОСПИСИ!!!

ПРОМЫСЛЫ РОССИИ!!

Мезенская роспись возникла в начале XIX века в низовьях реки Мезень Архангельской области. Ею расписывали различную домашнюю утварь — прялки, ковши, короба, сундуки, шкатулки. С конца XIX века центром мезенской росписи становится деревня Палащелье, поэтому мезенская роспись по дереву известна также как «палащельская роспись».

Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета — красный и чёрный (сажа и охра, позднее сурик). Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились, за исключением разве что того, что чаще стали применяться кисти. Некоторое внутреннее различие современной мезенской росписи от старой ощущается и потому, что изначально роспись производилась только мужчинами, тогда как в наше время ею больше занимаются женщины. Для мезенской росписи характерен свой самобытный символьный орнамент. Пожалуй, это самое интересное в мезенской росписи. Каким то необъяснимым образом предметы с таким орнаментом притягивают, радуют глаз, источают тепло и свет. Причина здесь не только в том, что все изделия с мезенской росписью делаются вручную и мастер вкладывает в них свою душу, но и в том, что каждая чёрточка, каждый квадратик, ромбик орнамента мезенской росписи, равно как и каждая фигурка животного, птицы глубоко символичны. Идущие ещё с наскальных рисунков символы огня, неба, земли, воды, воздуха, плодородия, урожая, достатка и многие другие, органично вплетены в орнамент мезенской росписи и, фактически, являются видом древнего письма. Так, например изображение коня в традиции народов, издревле населявших эту местность, символизирует восход солнца, а изображение утки – это порядок вещей, она уносит солнце в подводный мир до рассвета и хранит его там.

Самая древняя датированная прялка с мезенской росписью относится к 1815 году, хотя изобразительные мотивы подобной росписи встречаются в рукописных книгах XVIII века, выполненных в мезенском регионе. По стилю мезенскую роспись можно отнести к наиболее архаичным видам росписи, дожившим до нашего времени. Рисунки имеют глубокие корни. Найдены наскальные изображения на берегах Белого моря и Онежского озера, которые перекликаются с рисунками Мезенской росписи.

Готовое изделие расписывали по чистому негрунтованному дереву сначала охрой с помощью измочаленной на конце деревянной палочки, потом птичьим пером делали черную обводку и наносили узор. Расписанный предмет покрывали олифой, что предохраняло краску от стирания и придавало изделию золотистый цвет. Наиболее яркие персонажи Мезенской росписи: красные кони — условный знак Солнца, его движения по небосводу, оленихи — небесные роженицы, они дарят жизнь всему живому на Земле, уточки, гуси, лебеди — души далеких предков, которые вьются вокруг и помогают нам в трудную минуту, ёлочки — олицетворение мужской силы, мифологическое дерево жизни — состоит из ствола, заполненного ромбиками, бесчисленными родами. Корни дерева завиваются в спирали, олицетворяющие подземный мир. Верхушка увенчана солярным знаком — знаком небесного мира.

Роспись выполняется в два цвета: черный — сажа и красный — охра. Когда-то краски приготовляли из красно-коричневой береговой глины и сажи, растертой на смоле лиственницы — «таючей сере», а с конца XIX века вместо глины стали употреблять сурик. Все изображения очень статичны и лишь благодаря многократному повтору возникает ощущение динамики. Рядом с изображением часто встречаются подписи с именем автора, заказчика или датой изготовления. В Северодвинске, Архангельске и других местах сейчас широко развернуто производство сувениров в мезенском стиле — подносы, чаши, солонки, декоративные доски, шкатулки и др. Среди изделий встречаются и колокольчики…

Символика элементов

Борецкая роспись, элементы которой увлекательно рассматривать поочередно, это мир символики и скрытых смыслов. Благодаря этому работа приобретает философский контекст, и влияет на зрителя не шаблон, не конвейерный рисунок, а смысловая подача в декоративном оформлении.

Главные элементы направления:

  • птица (птицы) – если крылья ее раскрыты, это могло быть символом власти солнца, но даже иное изображение птицы вызывало ассоциации с теплом, весной, пробуждением, предвестником щедрого урожая и добробыта;
  • дерево – это древо жизнь, активность человеческой души в мире;
  • конь – чаще в северодвинской росписи обозначал восход солнца, его жизненную силу и могущество;
  • тюльпан – символизировал достаток (так как художник вживую диковинного тюльпана не видел, приписывал к нему чужеродные листочки, земляники или папоротника);
  • трилистник – у славян означал основу гармоничного сосуществования, в разные времена он был символом триединства природных явлений, а также знаком христианства;
  • ягодная веточка – также означала достаток, богатство, налаженный быт (как сказали бы сегодня).

Распространенные орнаментальные типы — уголок, композиция в круге, розетка, ленточный орнамент, композиция в квадрате.

Особенности

Расписные бочонки

Туесок работы А. В. Шутихина, роспись М. П. Хохлиной

Практически все предметы с мезенской росписью созданы в конце XIX и начале XX века. Предметы густо испещрены дробным узором (звёздами, крестиками, чёрточками), выполненным в два цвета: чёрный — сажа и красный — «земляная краска», охра. Основные мотивы геометрического орнамента — диски, ромбы, кресты — напоминают аналогичные элементы трёхгранно-выемчатой резьбы.

Среди орнаментов — фризы со стилизованными схематичными изображениями коней и оленей, которые начинаются и обрываются на границах предмета. Выполненные чёрной и красной красками, фигурки животных словно возникают из геометрического орнамента. Все изображения очень статичны и лишь благодаря многократному повтору возникает ощущение динамики. Как правило на мезенских прялках изображается один ряд оленей и ниже ряд коней, но встречаются изделия с большим количеством фризов и более сложным, сгущенным орнаментом. В верхней части прялок часто помещаются схематичные изображения птиц, нанесённые одним мазком красной краски.

Изображения на обратной стороне прялки были менее насыщенны орнаментом, более вольны в сюжете. Здесь можно увидеть по-детски наивно написанные жанровые сценки: охота, пароход, те же кони, только резвящиеся на воле. Рядом с изображением часто встречаются подписи с именем автора, заказчика, датой изготовления или ценой прялки.

Готовое изделие расписывали по чистому негрунтованному дереву сначала охрой с помощью измочаленной на конце деревянной палочки (тиской), потом пером глухаря или тетерева делали чёрную обводку и кисточкой, сделанной из человеческого волоса, наносили узор.

Мезенская роспись — одна из поздних крестьянских росписей. Эта роспись представляет собой чисто орнаментальный декор.

↑ Декоративное изображение животных в традиционной мезенской росписи

К числу самых распространенных и любимых образов, чаще всего изображаемых мезенскими мастерами, следует отнести изображение коней и оленей. Кони мезенских росписей в большей мере, чем изображения коней в других крестьянских росписях, отстоят от реального прототипа. Большинство из них имело красно-оранжевую окраску, несвойственную, как известно, лошадям. Туловище черного коня нередко покрывалось сплошным решетчатым узором, еще больше подчеркивающим его необычное происхождение. Противоестественно длинные и тонкие ноги лошадей завершались на концах изображением перьев, подобных тем, которые рисовались у птиц.


Часто кони изображались не следующими друг за другом, а противостоящими друг другу. Иногда на вздыбленных лошадях были нарисованы борющиеся друг с другом всадники. О том, что изображаемые на прялках кони неземного происхождения, свидетельствуют также многочисленные солярные знаки, помещенные рисовальщиками над гривами и возле ног коней.


Изображения фигур животных очень схожи между собой. Все отличие оленей от лошадей заключается в том, что вместо гривы у них за спиной такими же черными штрихами рисуются разветвленные рога. Дети копируют предложенное изображение оленя или коня. Каждое последующее изображение животного отличается от предыдущего появлением дополнительных деталей.

Роспись «Разделочная доска. Мезенская роспись». Мастер-класс с пошаговыми фото для начинающих

Мастер-класс с пошаговыми фото «Разделочная доска. Мезенская роспись»


Данный мастер-класс может быть полезен педагогам, родителям и детям с 10 лет. Мы решили выполнить работу в технике мезенской росписи. Мезенская роспись — одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Ею народные художники украшали большинство предметов быта, которые сопровождали человека от рождения и до глубокой старости, принося в жизнь радость и красоту. Как и большинство других народных промыслов, свое название эта роспись получила от местности, в которой зародилась. Её родиной считается село Палащелье, расположенное на берегу реки Мезени, которое как центр росписи по дереву впервые упоминается в 1906. Поэтому в энциклопедиях и различных книгах по изобразительному искусству можно встретить второе название мезенской росписи – Палащельская. В мезенской росписи используются два цвета красный и чёрный.Для данной работы нам необходимо: 1. Заготовка для деревянной разделочной доски; 2. Краски акриловые; 3. Кисти для рисования нейлон №2, №5, №9 и плоская кисть; 4. Клей ПВА; 5. Лак для покрытия. Выполнение работы:

1. Подготавливаем разделочную доску, т.е. покрываем клеем ПВА разведённым водой. Это необходимо для того что бы краска меньше впитывалась и рисунок не растекался.


2. Когда клей хорошо просохнет начинаем роспись.Рисуем рамку отступив от края 1 см.


3. Подбираем понравившиеся элементы мезенской росписи. Изобразим три яруса, что символизирует три мира: нижний (подземный скрытый), средний (наземный), верхний (небесный). На первом ярусе. Мотив птицы, приносящей добрую весть или подарок.


Движущийся крест – символ движения солнца по небу. На втором ярусе. Растительные мотивы-символ плодородия. На третьем ярусе. Рыбок и воду – символ жизни. 4. Рисуем эскиз на разделочной доске карандашом.


5. Начинаем раскрашивать. Закрасим красным цветом рамку.


6. Раскрасим птицу. Начинаем с тела.


7. Раскрашиваем крылья.


8. Делаем контур крыла чёрным цветом.


9. Рисуем второе крыло и солнышко.


10. Рисуем хвост. 11. Рисуем растения во втором ярусе.


12. Рисуем воду и рыбок на третьем ярусе.


13. Когда все запланированные элементы нарисованы и просохли, покрываем лаком изделие.


Разделочная доска готова!

Рекомендуем посмотреть:

Городецкая роспись на разделочной доске Роспись разделочных досок своими руками с детьми Городецкая роспись разделочной доски. Мастер-класс с пошаговым фото Городецкая роспись разделочной доски. Мастер-класс с пошаговым фото

Роспись разделочной доски. Хохлома

Роспись разделочной доски. Мастер-класс

Конспект кружкового занятия. Роспись по дереву

↑ Интересны и красивы древние знаки плодородия — символы изобилия

↑ Узоры в прямой клетке

Геометрический орнамент получил широкое распространение в народном искусстве. Особенно часто его можно встретить у ткачих и вышивальщиц. Основу орнамента составляют ромбы, квадраты, кресты и свастические изображения. Ромбо-точечный орнамент у земледельческих народов является символом плодородия.

↑ Простые элементы

Ни одна роспись не обходится без изображения всевозможных зигзагообразных и спиральных форм. Особенно часто они встречаются при изображении мирового дерева, или «древа жизни». Исследователи полагают, что спирали и зигзаги есть не что иное, как изображение змей, всегда присутствующих в подобных сюжетах.

Кратко о мезенской росписи… не получится

Символы мезенской росписи – это морфология древних северных народов. Сам рисунок ее имеет много ярусов, что говорит о шаманизме. В мезенской росписи животные обычно нарисованы внизу и посредине орнамента, верх мезенской росписи – птицы. Кони черного и красного цвета могут означать мир живых и мир мертвых. Солярные знаки намекают на божественное присхождение.  Лошади в мезенской росписи могут являться и оберегами. Как голова коня на коньке крыши избы, которую и сейчас часто можно увидеть в деревнях и селах.

Каждый ряд друг от друга отделяют полосы, на которых рисунок повторяется. Прямая линия, возможно, обозначает Землю и Небо. Если она наверху – то значит твердь небесная, внизу – земная

Если вы хотите знать, как нарисовать мезенскую роспись, то на эти нюансы обязательно надо обращать внимание и знать, что значит тот или иной символ

Древние мифы, не все, но очень многие, гласят: первого человека боги сотворили праха, земли и глины. Потому земля для наших предков – это праматерь. Ее в мезенской росписи изображают в виде квадрата.

Важный символ мезенской росписи – вода.
Ее воспринимали не только как реки и озера, но и как дождь. Ведь не будет дождя – не будет и урожая. Косая полоса и орнамент на ней как раз и отвечают за ливни и грозы.

Волнистая линия характерна для любых рисунков мезенской росписи. Скорее всего она означает реки, озера, моря, так как постоянно сопровождает водоплавающих птиц.

Короткие штришки, разбросанные по всему рисунку мезенской росписи – это ветер или воздух. Он является важным, первоосновным элементом всей природы. Часто ветер представляли в виде духа, которого можно почувствовать, но не увидеть. У славян был для него даже отдельный бог – Похвист, который управлял ветрами и бурями.

В орнаменте мезенской росписи можно увидеть и обуздание стихий: штрихи как будто нанизаны на прямые линии, которые нарисованы крест-накрест. Больше всего этот знак будет похож на лопасти ветряной мельницы – ветер был пойман и поставлен в услужение человеку.

Огонь
Очень сильная часть всего орнамента. Огонь и страшная сила, неуправляемая стихия, и то, что не дает погибнуть человеку в холода, позволяет готовить пищу и так далее. К тому же огонь – это еще и божественная энергия.

Предки наши думали, что огонь живой. Он стареет, умирает, его надо раз в год приносить из святилища и зажигать заново, чтобы новорождённый огонь был сильный, яркий, горячий. Возможно он был воплощением солнца, как бы сейчас сказали – аватаром.

По мнению этнографов, знак огня – это круг или спираль. Так как это схематично изображает движение солнце по кругу. В мезенской росписи спирали есть везде, они раскиданы щедро, и как солнце согревают весь узор.

Спираль в принципе имеет довольно много самых разных значений. В славянской символике это может также означать коловорот – то есть годовой цикл. Если спираль рисуется как нисходящая, то это знак женского начала, а восходящая – мужского. Двойная спираль была оберегом и символизировала собой плодовитость и рождение здоровых детей, большую семью.

Мезенские рисунки несут в себе тему плодородия. На них можно найти поля, семена, растительные и цветочные узоры, плоды. Если узор располагается в два ряда, то символика изобилия будет нанесена в шахматном порядке.

В орнаментах мезенской росписи можно найти большое количество разных птиц. Обычно они значат добрую весть. Больше всего таких узоров можно найти на берестяных туесах.

Любили старые матера рисовать деревья – на прялках с мезенской росписью было обнаружено изображение ёлок. Любопытны композиции из трех деревьев: два стоят на одинаковом расстоянии от центрального, которое заметно больше их. Такие же рисунки были найдены и на мебели в старинных домах.

Есть оригинальный вариант рисования коней в мезенской росписи, украшенных перьями. У них очень длинные и тонкие ноги по отношению к телу, окраска таких лошадок ярко-красная. А вот туловище коня украшалось узором в виде решетки. Они были совсем непохожи на описанных выше животных. Есть рисунки где, на лошадях сидят всадники, вступившие в бой друг с другом. Часто у ног лошадей таких были изображены солярные знаки.

Олени в мезенский росписи изображаются точно так же, единственное отличие – на голове у них есть черные рога, закинутые на спину.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий