Техника вышивки золотыми нитями, как научиться «драгоценному» шитью

Как вышивали золотой нитью в разные века?

Художественные мастерские пятнадцатых веков занимались в основном лицевым шитьём, которое заключалось в вышивании цветным шелком ликов святых и различных библейских мотивов, что с удивительным мастерством выполнялось искусными рукодельницами того времени. Шитьё же золотыми нитками применялось в работах нечасто. Этими нитками, главным образом подчеркивались лица в композициях на религиозную тематику.

Изделия шестнадцатого века отличаются своей декоративностью, которая достигалась применением в работе нитей из золота и серебра, различных драгоценных камней и жемчуга. Роскошный вид и декоративность, пышное орнаментальное обрамление часто достигались в ущерб естественности и живописности изделия. Такая тенденция в дальнейшем сохранилась и еще более усилилась, а стиль изделий стал графичным в большей степени, чем раньше. Кроме большого количества драгоценных камней в золотом шитье, стали также использоваться так называемые «дробницы», которые представляли собой пластинки прямоугольной или другой формы из драгоценного металла, украшенного резным, чеканным или эмалевым изображением лика святого.

Характерной чертой изделий семнадцатого века является применение вышивки в «прикреп», техника выполнения которого достигла больших высот. Часто, вместе с этим, применялась также вышивка изделия «волоченой» нитью — фиксация на поверхности ткани тонких золотых проволочек. Также использовалась вышивка, так называемой, «золотной» нитью — шелковые или льняные нитки, которые обвивались, по всей длине, «волоченой» нитью. Применения шелка становится менее распространенным, его используют в основном для вышивки ликов и прикрепления золотой нити к ткани.

Цифры крестиком: практические советы

Определившись с содержательной частью будущей композиции, необходимо подобрать адекватные схемы для работы. От этого во многом зависит результативность всей работы. Достаточно всего одной незначительной ошибки при вышивке крестом, чтобы вся композиция оказалась безнадежно испорченной. Рекомендуется вначале сделать простым карандашом разметку на поверхности канвы. Благодаря этому даже не совсем уверенный в своих силах новичок справится с работой.

Подобрать интересную и простую схему для вышивания цифр можно как на просторах интернета, так и в специализированных магазинах

Помимо перечисленных практических советов, есть еще несколько рекомендаций, соблюдение которых носит обязательный характер:

  • Красивый шрифт, как на калькуляторе, получится у каждого, если работу начать именно с середины;
  • Желательно на протяжении всей композиции стараться не отходить от сделанных ранее карандашных пометок;
  • Во время вышивания метрики или поздравления близкому человеку необходимо постоянно следить за количеством пробелов и крестиков.

Возрождение канительного шитья

Шеврон СССР


Бархат с золотым шитьем для театральных сцен

Константин Сергеевич Станиславский


Фабрика Алексеевых

Смотрела крепостная мастерица на вышитую родину свою…То ль серебро, то ль золото искрится, то ли струятся слезы по шитью.И лишь ночами вспоминала грустно, как бьется лебедь в лапах у орла.Откуда же пришло твое искусство? Чьим колдовством помечена игла?А было так: проснувшись на печи, крестьянка вдруг почувствовала солнце,Когда сквозь потемневшее оконце пробились к ней весенние лучи.Как нити золотые, всю избу они прошили радостным узором.Она смотрела воскрешенным взором и утро принимала за судьбу.Все в ней дрожало, волновалось, млело. И белый свет — как россыпи огней.Она к оконцу оглушенно села… И вот тогда пришло искусство к ней.Пришло от солнца, от надежд,— оттуда, где ничего нет ближе красоты.Она в иголку вдела это чудо, ниспосланное небом с высоты.И не было прекраснее товара на ярмарках заморских, чем ее.Она надежду людям вышивала, и горе, и отчаянье свое.Что видела — на шелк переносила. И много лет еще пройдет, покаСвободной птицей спустится Россия на синие счастливые шелка.история появления других известных фразеологизмов

Перья жар-птицы

Процесс выделки нити из металла назывался «волочение». Тончайшая проволока, которая получалась при этом, носила название «волоченое золото» (так же работали и серебром, медью). Ею вручную обвивали прочную нить, как бы пряли ее, поэтому она и получила название пряденой. Позже в качестве основы стали использовать шелк. Такая нить стала называться скань:

Еще один способ получения золотой нити дал ей название «бить». Она выглядела как тонкая и узкая полоска. Затем ее скручивали в спираль и получали витушку, которая также называлась канителью:

Прочтите это: Сумки своими руками: пошаговое руководство

Процесс изготовления нитей был очень трудоемок, использовались дорогие материалы, поэтому готовый продукт имел высокую стоимость. Это было одной из причин, почему золотое шитье не было так широко распространено. Второй причина – для овладения мастерством требовалось специальное обучение.

Вязаная кукла спицами для начинающих, пошаговая схема с нуля

  • остатки пряжи разных оттенков, среди которых обязательно должны быть  нитки телесного цвета, общим количеством около 150 г;
  • спицы — 2,5-3 мм — парные и носочные;
  • наполнитель;
  • штопальная игла;
  • пара кукольных глазок.

Плотность вязания: 26 п × 36 р (10×10 см).

Основной узор: лицевая гладь, изнаночная гладь.

Для туловища

Набрать 40 п на спицы и провязать 30 р лиц. гл.
Готовый прямоугольник сшить по бокам и низу, по верхнему краю – стянуть.
Заполнить образовавшийся мешочек наполнителем, затянуть по верхнему краю, Выполнить формирующие утяжки, обозначивающие пупок и ягодицы.

Для головы

Набрать 50 п и вязать лиц. гл.
В каждом лиц. р. выполнить прибавки с интервалом в 3 п.
Повторить действие еще в 2 лиц. р.
Связать 10 р. без прибавок.
Выполнить сокращение с интервалом в 3 п, провязав вместе 3 и 4 п.
Повторить действие еще в 2 лиц. р.
Сшить готовую деталь по бокам, стянуть ниткой по верхнему и нижнему краю.

Руки и ноги

Детали вязать носочными спицами лиц. гл., набрав по 20 п., равномерно распределив.
Стянуть по верхнему и нижнему краю. Заполнить наполнить. Оформить кисти и ступни, выполнив утяжки на основных деталях ног и рук.

Сборка

Сшить все детали между собой. Сделать кукле шевелюру, привязав отдельные пряди из ниток с помощью крючка. Вышить носик и ротик, прикрепить готовые глазки или вышить их. Сделать кукле наряд, сшив или связав его отдельно.

Подробный мастер класс по созданию куклы спицами, показан на видео.

Размерные характеристики

Для вышивания бисером и крестиком применяют гобеленовые рамы разных размеров в зависимости от площади полотна:

  1. Оптимальная высота рамы (согласно стандарту) – 30 сантиметров (примерное расстояние от локтя до запястья человека), что достаточно удобно и комфортно для руки. Если высота работы будет превышать данный показатель – «лишние» крайние (вверху и внизу) сантиметры полотна можно намотать на планки.
  2. Есть рамки с высотой менее 30 сантиметров – для более узких и полностью заполненных вышивкой работ.
  3. Максимальная высота может достигать показателя более 30 сантиметров. Такие квадратные приспособления применяют в тех случаях, когда вся работа по высоте должна быть на “рабочей” поверхности – из-за ее объемности или других особенностей.

Какую выбрать раму (модель, размер и так далее) – решать только мастеру!

Многие вышивальщицы привыкли вышивать на обычных круглых пяльцах. Во многом данная привычка была сформирована нашими мамами и бабушками, которые вышивали точно также. А тогда другого способа и других приспособлений просто не было. Сейчас индустрия развилась настолько обширно, что в арсенале современных вышивальщиц находится большое количество приспособлений, которые и удобнее и оптимальнее подходят для данного занятия.  Обычные круглые пяльца-это конечно хорошо, если они деревянные (ни в коем случае не пластиковые) и если вы вышиваете в них маленькую работу, которая полностью помещается в диаметр пялец. Однако у всех пялец есть один большой и существенный минус-как бы вы ни старались, канва все равно замнется о края пялец. И потом далеко не факт, что удастся разгладить эти заломы даже после стирки. Особенно плохо заломы уходят с льняной ткани. Поэтому я сама вышиваю и другим советую использовать пяльца-рамы. Они позволяют натянуть хорошо натянуть канву, при этом заминаются только 0.5 см сверху и снизу канвы, которые и так обычно при оформлении работы уходят в швы, загибы и пр В этом мастер-классе я не хочу рассказывать о плюсах и минусах того или иног вида пялец. Об этом поговорим в другой раз. Сегодня я хочу показать, как начать собирать пяльца-раму. С одной стороны это просто. Но я задумалась, а так ли это просто, после того как мне сразу несколько вышивальщиц (как начинающих, так и опытных) задали вопрос о том, а как натянуть канву на такие пяльца. Инструкции то к ним не прилагается.  Я сталкивалась с 3 видами пялец-рам: гобеленовые (пяльца с тканью, к которой пришивается канва), рамы с клиппами. В данном мастер-классе будем говорить только о пяльцах с клиппами. Они бывают двух видов, отличаются по виду крепления плашек

Стационарные и мобильные приспособления для вышивания

Вышивать можно дома, в дороге, в парке или на работе. Главное – правильно выбрать подходящий инструмент.

Мобильные для дома и путешествий

Многие рукодельницы не желают расставаться со своим хобби во время путешествия, особенно когда предстоит долгая дорога. Чтобы не скучать в пути и провести время с пользой, они берут вышивку с собой

Для этого крайне важно, чтобы работа помещалась в сумочке и не причиняла неудобства как самой рукодельнице, так и окружающим ее людям

Пяльцы небольших размеров становятся незаменимыми помощниками в таких ситуациях. Чаще всего используют круглые пластиковые пяльцы для вышивания не больше 30 см в диаметре. Но особенно удобны в поездке разборные рамки Q-Snap. Небольшие детали в разобранном виде не занимают много места. Спаны ценят за небольшой вес, прочную конструкцию и удобное крепление канвы.

Напольные для удобного рукоделия

В работе над большими полотнами, расшивами картин и гобеленов, декорированием простыней и скатертей лучше всего подойдут пяльцы больших размеров. Но такие рамки тяжелые, а когда в них заправлена ткань, становится почти невозможно длительно удерживать вышивку в руках.

  • Для объемной работы продаются специальные напольные пяльцы для вышивания. Используя их, нет необходимости держать вышивку в руках, так как инструмент стоит на полу при помощи ножек.
  • Напольные пяльцы отличаются конструкцией, высотой ножек и размерами рабочей зоны, которая, как правило, представляет собой рамочные модели.

Основные преимущества работы на напольных вышивальных инструментах:

  • Регулировка высоты и поворота рамки по желанию мастера.
  • Нет необходимости держать работу одной рукой.
  • Большие рамки позволяют разместить внутри крупные полотна без деформации крестиков и замятия канвы.
  • Возможность оснастить станок дополнительными держателями для инструмента.
  • Беспрепятственный доступ к изнаночной стороне изделия.

Основной недостаток – громоздкость конструкции полностью лишает мобильности. В небольших помещениях сложно найти место для хранения. Но если обустроить уголок для рукоделия, то проблем не возникнет.

Настольные для комфорта рукодельницы

Настольный станок для вышивки является одной из разновидностей стационарных пялец. Он крепится на любую столешницу посредством небольшой струбцины.

В продаже представлены как готовые комплекты, оснащенные друобручевыми или рамочными пяльцами, так и отдельные держатели, в которые можно закрепить любые привычные для мастерицы.

Кресельные с креплением

Кресельные пяльцы для вышивания устанавливают на любую поверхность при помощи одной ноги с широкой лапой. Их отличительной особенностью является небольшая высота. Можно вышивать сидя в мягком кресле или на диване перед телевизором. Продаются модели с возможностью крепления на подлокотнике.

Крепление пяльцев на держатель происходит посредством зажима, расположенного в верхней части конструкции. В кресельных наборах используются обыкновенные деревянные круглые виды пяльцев.

Гобеленовые пяльца

Гобеленовые пяльца квадратной формы или в форме рамки – одно из самых востребованных приспособлений для вышивки. В основном их применят для большой, трудоемкой работы. Это позволяет ускорить ход работы, а также сокращает перекосы при вышивании небольших стежков, а также стежков полукрестом.

Достоинства:

  • их производят из дерева в круглой и квадратной формах;
  • можно использовать материал, который имеет разную протяженность;
  • можно крепить разными способами: при помощи булавок, липучек, клипов или пришиванием;
  • в процессе вышивки крестом не происходит перекос канвы, благодаря этому получаются ровные стежки;
  • применяя в работе такое приспособление вы избежите деформации ткани.

Читать

Знакомство с вышивкой чудодейственной иконы «Неупиваемая чаша»

Основным недостатком гобеленовых пялец является их немалый вес.

Основные техники и швы

В золотной вышивке применяются специфические техники, позволяющие получить узор, на котором будут яркие переливы света. Большинство этих швов использовалось еще при работе с драгоценными нитями.

Золотая нить выкладывается на нити основы или картонную форму и прошивается согласно схеме, принятой для того или иного вида шва. На иллюстрациях четко видно, по какой схеме проводится пришивание нити в каждом случае. Таким образом, в работе постоянно используется игла с шелковой ниткой под цвет металлизированной и непосредственно золотой материал, который накручен на витейку и выкладывается рядами, плотно прижатыми друг к другу. Основа из-под них, будь то нитки или картон, просматриваться не должна.


Двойной


Гусем


Волнистый


Денежка


Косой ряд


Городок


По шнуру


В раскол

Великолепные работы российских мастериц

Русский княжеский костюм


Русский придворный костюм


Деталь придворного костюма

Николай Иванович Аргунов. Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме

пышной, восточной, византийской

Мундиры офицерские XVIII – начало XX века, музей-заповедник Царское село


Воротник мундира


Воротник мундира и эполеты, расшитые канителью


Ташка офицерская Лейб-гвардии Гусарского полка, Российская империя, копия

Эполеты образца 1809г.

Гардероб императора Петра II


Коронационное платье Екатерины I

Коронационное платье Анны Иоановны


Коронационное платье Екатерины Великой

Коронационное платье Александры Федоровны

Техника вышивки «вприкреп»

В этой технике создавали плотный фон из рядов золотой нити. Шитье выполняли непосредственно по ткани основы или по настилу, выполненному нитками различной толщины. Для настила, как правило, использовали льняные, а позднее бумажные нитки.

Графическая схема. Стрелками обозначено направление выполнения прикрепки при подвороте.

Порядок работы

  1. Переведите рисунок на ткань.
  2. Прошейте контур рисунка швом «вприкреп». Можно использовать нить потолще или скрученную в несколько сложений.
  3. Выполните первый ряд шва «вприкреп».
  4. Поверните нить на 180° и выведите иглу рядом с последней прикрепкой первого ряда, немного заходя под золотую нить. Выполните прикрепку, несильно затягивая рабочую нитку.
  5. Расправьте золотую нить (мы шьем в два сложения) так, чтобы она не была перекрученной.
  6. Подтяните золотую нить, после чего затяните прикрепку.
  7. Отступите на выбранное расстояние (примерно в середине стежка первого ряда) и выведите иглу так, чтобы прокол располагался под нитью первого ряда шва. Такой прием поможет уплотнить ряды вышивки. Прикрепка стежком, «скобочкой», достаточно подвижна и притягивает золотую нить к нити предыдущего ряда. Выполните прикрепку.
  8. Продолжайте шить, сохраняя выбранное расстояние между прикрепками.
  9. В конце каждого ряда шва выполняйте поворот как в пп. 4-6.

Правило 1. Ряды шва должны располагаться очень близко друг к другу.

Правило 2. Прикрепки делают тем чаще, чем тоньше золотая нить.

Вышивка по карте

В этой технике выполняют объемные детали рисунка. Как правило, по карте вышивали на жестких изделиях: головных уборах, обуви. В качестве подкладки использовали бересту, а позднее картон. Подкладку пришивали или приклеивали к основе.

Графическая схема. Стрелками обозначено направление выполнения прикрепки. Точка 0 — выход золотой нити на лицевую сторону

  1. Переведите рисунок на ткань.
  2. Вырежьте подкладку и закрепите ее на основе.
  3. Шейте как в аксамитовом шве, располагая прикрепки вплотную к контуру прокладки.
  4. По краям деталь можно обшить швом «вприкреп», используя толстую или скрученную в несколько сложений нить.

Графическая схема. Выполнение прикрепок для золотой нити по карте

Кованая техника

Фон в этой технике очень плотный, напоминающий металлическую поверхность с нанесенным на нее чеканным рисунком. Он получается за счет игры света и тени.

Женский головной убор-сборник. Сольвычегодский уезд Вологодской губернии, конец XIX в.

Графическая схема. Контур рисунка прошит золотой нитью с помощью шва вприкреп

  1. Переведите рисунок на ткань.
  2. Прошейте контур рисунка швом «вприкреп». Можно использовать нить потолще или скрученную в несколько сложений.
  3. Выполните первый ряд шва «изнаночный прикреп».
  4. Поверните нить на 180° и выведите иглу в точке поворота. Выполните прикрепку и протяните золотую нить наизнанку.
  5. Отступите на выбранное расстояние и выведите иглу так, чтобы прокол располагался под нитью первого ряда шва. Выполните прикрепку.
  6. Продолжайте шить, сохраняя выбранное расстояние между прикрепками.
  7. В конце каждого ряда шва выполняйте поворот как в п. 4.
  8. При шитье битью используйте шов «вприкреп».

Графическая схема. Заполнение фона рисунка золотой нитью с помощью шва «изнаночный прикреп»

Фон, вышитый битью

Правило 1. Вышивку выполняют тонкими металлическими нитками в одно сложение.

Правило 2. Для основы вышивки подходит очень плотная крепкая ткань. Рыхлая мягкая ткань может порваться.

Кружево из золотых и серебряных нитей

Сохранились великолепные образцы одежды русских придворных восемнадцатого и девятнадцатого веков, которые, помимо золотого шитья, украшены также кружевом из золотых и серебряных нитей. Такое кружево распространилось на Руси в конце шестнадцатого века и пришло оно к нам из Западной Европы. Искусные русские кружевницы в своей работе применяли в основном заграничные нити из золота и серебра, которые ввозились в Россию вместе с готовыми кружевами в семнадцатом и восемнадцатом веке.

Кружева из золотой и серебряной нити отлично гармонировали с традиционными русскими тканями из парчи, богато украшенными золотым шитьём и расшитыми жемчугом. Это послужило причиной их невероятной популярности в те времена, ими украшались как одеяния священнослужителей и другие церковные принадлежности, так и одежды царей и бояр, а позднее и платья придворных. Следует отметить, что постепенно, вместо золотых и серебряных нитей стали использовать всего лишь позолоченную нить, а позднее применялись уже искусственные нити различных цветов.

Вышивка бисером на одежде для начинающих

Вышивка придаёт одежде шарм и неповторимость. Главное – удачно попасть в стиль и цвет и не утяжелить.

А ещё она прикрывает мелкие дефекты вроде дырочек и затяжек, из-за которых вещь не наденешь, а расстаться с ней жалко.

Для вышивки на деталях одежды понадобятся:

  • подобранная схема и соответствующие ей бисер и нитки;
  • небольшие пяльцы;
  • флизелин, растворимая канва – по необходимости.

Флизелин подкладывают под тонкую ткань, чтобы не дать ей вытянуться или перекоситься при вышивке.

Растворимая канва нужна, если одежда пошита из ткани с нитями неравномерного переплетения или слишком тонкой.

При завершении работы отшитую деталь погружают в тёплую воду. Канва растворяется, вышивка остаётся.

Как вариант, канву можно нашить обычную, а потом выдернуть по ниточке. В этом случае она берётся не жёсткая, а рыхлая, с хорошо отделяющимися друг от друга нитями.

Вышивка бисером не только требует – терпения и усидчивости, внимания и материальной базы. Она ещё и отдаёт.

Она позволяет раскрыть в себе художника и создателя настоящей красоты, уникальной и неповторимой.

Даже по одной и той же схеме у разных вышивальщиц получаются разные работы, потому что каждая вкладывает нечто своё, личное.

Филейное вязание что это

Филейное вязание началось с вышивки. Представьте себе это была вышивка по сетке, ведь филе это и есть сетка, сеть, сети в переводе с французского. А потом решили вывязывать сетку крючком и по ходу вязания заполнять клеточки сетки столбиками или оставлять пустыми. Филейное вязание это чередование заполненных и пустых клеточек сетки связанной крючком.

Разумеется, вяжут и заполняют клеточки сетки по схемам, чтобы получить дивный рисунок. А схемы рисуют так же, как мы это рисовали на уроках в тетрадках в клетку или берут в журналах или в интернете.

Сетка может быть простая квадратная, а может быть косой или даже с круглыми ячейками, но начинать учиться придется с обычной квадратной сетки.

Слева вы видите как вяжут сетку, а справа схему к этой сетке. Собственно, клетка состоит из 2-х воздушных петель и одного столбика с накидом.

То есть:

  • провязали цепочку из воздушных петель, до петли, помеченной красной стрелкой,
  • потом 3 петли на подъем,
  • затем 2 воздушные петли клеточки
  • и столбик с накидом в петлю, помеченную красной стрелкой.

И дальше так и двигаемся, две воздушные, столбик, две воздушные, столбик. Чтобы перейти на второй ряд, нужно перевернуть полотно и связать 3 петли подъема и 2 петли клеточки и опять столбик с накидом.

А чтобы провязать «закрашенную» клеточку нужно после столбика вместо двух воздушных, провязать два столбика с накидом.

Кто-то провязывает в петли предыдущего ряда, я провязываю, проводя крючок в пространство ячейки.

Важно: Следите, чтобы у вас не увеличивалось количество петель. То есть одна ячейка это две петли и столбик, между столбиками должно быть 2 петли и не больше

Хочется посоветовать начинающим всегда вязать образец. Не нужно вязать большой фрагмент, свяжите небольшую часть, например вот как этот:

Этот способ поможет избежать неприятных ошибок. Ведь собравшись связать маленькую салфетку, Вы неожиданно может получить скатерть на стол для конференций.

И дело не только в толщине ниток и размере крючка. Все люди вяжут с разной плотностью, это как почерк. Даже если вы решите вязать особенно плотно, то через рядов 5-10, полотно станет той плотности, которую вам дала природа.

Необходимые материалы и подготовка к работе

Техника золотной вышивки сложная, для ее освоения потребуется достаточно много времени. Для работы необходим ряд материалов и инструментов, которые должны иметь хорошее качество.

Иглы должны иметь достаточно широкое ушко, чтобы нить, которая отличается особой хрупкостью, не повреждалась.

Наперстки нужны для каждой руки, так как в процессе создания узора будут задействованы обе.

Острые ножницы – важно, чтобы концы их лезвий могли перерезать нить без повреждения. Витейка – особая деревянная катушка значительной длины, которая применяется для наматывания нитей и их дальнейшего направления по узору

Она помогает снизить трение материала и сохранить его блеск

Витейка – особая деревянная катушка значительной длины, которая применяется для наматывания нитей и их дальнейшего направления по узору. Она помогает снизить трение материала и сохранить его блеск.

Шило необходимо, если работа ведется по плотной основе, например, коже или замше

Игла шила должна быть достаточно тонкой, чтобы дырочки не проглядывали в дальнейшем на готовой вещи. Лучше использовать специальный швейный инструмент, а не хозяйственный.

Пяльцы – работу ведут по хорошо натянутой ткани. Использовать надо пяльцы с подставкой, которые могут быть установлены на столе, диване или полу. Работа ведется двумя руками, а при использовании пялец без подставки освободить обе не получится. Размер пялец должен быть достаточным, чтобы весь узор помещался в них. Металлизированные нити – нежный материал, который будет травмироваться и терять свой декоративный вид на изломах.

синтетические нити, полностью имитирующие золотую, серебряную и медную проволоку

Кроме металлизированной нити, необходимо иметь подходящие по цвету шелковые нитки, которыми будет закрепляться основной материал. Часть рукодельниц использует для этого прозрачную мононить-леску, но это не желательно.

Ткань для работы требует особого внимания. Так как большая часть узоров вышивается при помощи подкладной ткани, основная должна быть тонкой и легкой. Подкладная ткань будет действовать в качестве укрепляющей, чтобы не перекашивался узор и не повреждалась основная ткань.

Также для вышивки потребуется специальный клей для ткани, пчелиный воск, фольга и дополнительные декоративные элементы. В зависимости от выбранного рисунка это могут быть жемчужины, бисер или пайетки.

Голос редакции

Матрёна

Фанатка вышивки и шитья

Задать вопрос

В ряде случаев ведется вышивка золотом по бархату. При такой основе ткань-подложка не требуется, так как бархат достаточно плотный. Наиболее эффектно выглядит вышивка на черном, темно-синем и винном бархате. В сочетании с этими цветами золотая нить смотрится особенно нарядно и выразительно.

Основные техники

Техника вышивки золотыми нитями отличается от глади или крестика. Существует несколько видов золотного шитья:

  • Китайское шитье. Металлические волокна прикрепляются к основе с помощью маленьких стежков шелковыми нитями. В зависимости от задумки, последние могут быть в тон или контрастными.
  • С настилом из шнурочка. Техника похожа на предыдущую. Различие состоит в подкладывании шнурочка для придания узору объема.
  • Сквозное шитье гладью. Расшитый узор имеет одинаковые плоские стежки на лицевой и изнаночной сторонах изделия.
  • Плоское шитье. Вышивка золотыми нитями на одежде и аксессуарах по этой технике требует использования настила. Стежки делаются вперед и назад. После этого нитка закрепляется рядом с подложкой.
  • «Фантазия». Начинать обучение вышивке золотой нитью на мастер-классах рекомендуют с этого вида, так как он самый простой в исполнении. Узор украшается жемчугом, бисером, пайетками и другим декором, способным сделать готовую работу необычнее и скрыть возможные недостатки.

Вышивка золотой нитью для начинающих выглядит сложным и трудоемким процессом. Это действительно так, но результат стоит приложенных усилий.

Необходимые материалы и подготовка к работе

Техника золотной вышивки сложная, для ее освоения потребуется достаточно много времени. Для работы необходим ряд материалов и инструментов, которые должны иметь хорошее качество.

Иглы должны иметь достаточно широкое ушко, чтобы нить, которая отличается особой хрупкостью, не повреждалась.

Наперстки нужны для каждой руки, так как в процессе создания узора будут задействованы обе.

Острые ножницы – важно, чтобы концы их лезвий могли перерезать нить без повреждения.

Витейка – особая деревянная катушка значительной длины, которая применяется для наматывания нитей и их дальнейшего направления по узору. Она помогает снизить трение материала и сохранить его блеск.

Шило необходимо, если работа ведется по плотной основе, например, коже или замше

Игла шила должна быть достаточно тонкой, чтобы дырочки не проглядывали в дальнейшем на готовой вещи. Лучше использовать специальный швейный инструмент, а не хозяйственный.

Пяльцы – работу ведут по хорошо натянутой ткани. Использовать надо пяльцы с подставкой, которые могут быть установлены на столе, диване или полу. Работа ведется двумя руками, а при использовании пялец без подставки освободить обе не получится. Размер пялец должен быть достаточным, чтобы весь узор помещался в них. Металлизированные нити – нежный материал, который будет травмироваться и терять свой декоративный вид на изломах.

синтетические нити, полностью имитирующие золотую, серебряную и медную проволоку

Кроме металлизированной нити, необходимо иметь подходящие по цвету шелковые нитки, которыми будет закрепляться основной материал. Часть рукодельниц использует для этого прозрачную мононить-леску, но это не желательно.

Ткань для работы требует особого внимания. Так как большая часть узоров вышивается при помощи подкладной ткани, основная должна быть тонкой и легкой. Подкладная ткань будет действовать в качестве укрепляющей, чтобы не перекашивался узор и не повреждалась основная ткань.

Также для вышивки потребуется специальный клей для ткани, пчелиный воск, фольга и дополнительные декоративные элементы. В зависимости от выбранного рисунка это могут быть жемчужины, бисер или пайетки.

Голос редакции

Матрёна

Фанатка вышивки и шитья

Задать вопрос

В ряде случаев ведется вышивка золотом по бархату. При такой основе ткань-подложка не требуется, так как бархат достаточно плотный. Наиболее эффектно выглядит вышивка на черном, темно-синем и винном бархате. В сочетании с этими цветами золотая нить смотрится особенно нарядно и выразительно.

История появления и развития золотого шитья на Руси

Золото, в силу своих уникальных свойств, с древних времен использовалось человеком для создания различных ювелирных украшений, предметов религиозного назначения, всевозможных статуэток, кубков, им украшались оружие и доспехи знатных рыцарей, отливались различные бытовые предметы для королевских фамилий и вельмож. Но кроме всего этого, золото нашло применение еще в одной области человеческой деятельности, на первый взгляд, не имеющей с этим благородным металлом ничего общего – это вышивка и шитьё золотой нитью элементов одежды.

Золото, в силу своих уникальных свойств, с древних времен использовалось человеком для создания различных ювелирных украшений, предметов религиозного назначения, всевозможных статуэток, кубков, им украшались оружие и доспехи знатных рыцарей, отливались различные бытовые предметы для королевских фамилий и вельмож. Но кроме всего этого, золото нашло применение еще в одной области человеческой деятельности, на первый взгляд, не имеющей с этим благородным металлом ничего общего – это вышивка и шитьё золотой нитью элементов одежды.

О ВЫШИВКЕ И ЕЁ СИМВОЛИКЕ

Автор статьи: Александр Демидов

Наши предки обладали действительно выдающимися познаниями об окружающем мире и его скрытых силах

Поэтому вышивке уделялось особое внимание. Одежда с особыми символами и знаками была у каждого. Одним она приносила любовь и благополучие, других спасала в битвах, отводя увечья и даже смерть.
Для вышивки большое значение имеют цвет и материал, из которого она сделана

Одним она приносила любовь и благополучие, других спасала в битвах, отводя увечья и даже смерть.
Для вышивки большое значение имеют цвет и материал, из которого она сделана.

Оранжево-красные узоры используются для защиты в физическом мире и обретения любви. Красными или чёрными вышивали узоры для маленьких детей. Когда ребенок подрастал, вышивка менялась на фиолетовую. Такие цвета помогают в обучении, оберегают от переутомления. Вышивку, приносящую успех в любой сфере жизни человека делали голубой или золотистой.

Основные цвета для женщин – красный и чёрный, цвета самой великой матери – Земли. Они помогают в поддержании женского здоровья, обретении счастья, зачатии ребёнка.
Синий и зелёный цвета – защищают от увечий и ран, преобладают в мужской вышивке.

Основные материалы для вышивки

Хлопок оберегает от сглаза, защищает от порчи.
Шелк – сохраняет ясность в мышлении, дает возможность добиться высоких результатов, построить хорошую карьеру.
Если человек попал в беду, вышивку делаю шерстью. Она помогает восстановить энергетику, справиться с проблемами, избавится от напастей.
Лен – успокаивает, уравновешивает. Чаще всего его использовали для изображения солнца, звезд, птиц и деревьев.
Узоры в вышивке должны быть замкнутыми в круг. Не забывайте это правило. Поэтому воротник, манжеты рукавов, подол одежды – излюбленное место для нанесения рисунка у наших предков, славян. Наносить узоры, назначение которых разное, на один предмет одежды нельзя. Для каждой отдельной цели необходимо использовать разную одежду.
Вышивку всегда делают гладкой, не допускают никаких узлов. Потому что узлы нарушают связь оберега с владельцем, ухудшают циркуляцию энергии.

Символы в вышивке

Для предотвращения зла при вышивке одежды и предметов обихода, используют кресты – знак закрытости.
Деревья – символ долголетия и взаимосвязи всего в мире.
Цветы – символ непорочности и чистоты. Красные цветы вышивали для привлечения земной любви и её сохранения.
Звезды – небесный огонь, символ мудрости и ясности мышления.
Круг – основной женский знак. Это символ плодородия и изобилия, материнства.
Квадраты – символика земледельцев, отвечает за хорошие урожаи.
Спираль красного, чёрного или белого цвета – мощнейший символ, отводящий всех созданий тёмного мира.
Волнистая линия – символизирует воду, знак начала жизни. Вертикальные линии использовали для самосовершенствования, доступа к тайным знаниям.
Треугольник – означает самого человека.
Такие знаки используют для повседневных одежд. Свою актуальность они не утратили и сегодня. Украшая одежду, Вы привносите радость в свою жизнь. Постарайтесь использовать вышивку для украшения своей повседневной и праздничной одежды, и Вы почувствуете, как нарядная одежда поднимает Ваше настроение и самооценку, притягивает к Вам взгляды других людей, делает Вас центром их внимания и любования.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий