Картотека занятий по рисованию в ДОУ
В любом детском образовательном учреждение есть собственная картотека уроков рисования с детьми. Она представляет собой список занятий с описанием примененных техник, вариантами сюжета и ходом работы.
Преимуществом самостоятельного использования картотечных материалов является выбор из разнообразия тем и пошаговое описание хода работы. Кроме того, каждая картотека содержит перечень задач, поставленных перед началом занятий.
Картотеки есть в открытом интернет-доступе, их можно скачать, распечатать и использовать для своих занятий или на их основе создать собственные уроки.
Суть анализа изобразительной деятельности во второй младшей группе
Результативность продуктивной деятельности малышей в рамках изобразительного творчества оценивается по готовым работам юных творцов
Поэтому педагогу важно знать, какие параметры учитываются при рассмотрении детских рисунков:
- качество выполненных линий (слишком неровные говорят о слабой моторике);
- объективность цветопередачи — в работе могут быть нестандартные цветовые решения, к примеру, оранжевое, а не жёлтое солнце, однако кардинальные расхождения, повторяющиеся из рисунка в рисунок, могут быть сигналом для консультации с психологом и разговором с родителями;
- правильность штриховки — если у малыша трудности с направлением линий, нажимом, стоит давать ему дополнительные задания на отработку навыка;
- прорисовка углов при пересечении прямых в изображении объектов прямоугольной формы — чем больше угол напоминает прямой, тем выше уровень владения навыком у ребёнка;
- аккуратность рисунка в целом;
- способность дать оценку своему рисунку.
Во второй младшей группе дети должны рисовать по задумке, следить за качеством выполнения работы и уметь давать оценку результату
Значение рисования в развитии малышей 3–4 лет переоценить нельзя. Ведь именно этот вид изобразительной деятельности помогает им не только выразить себя, но и способствует развитию мышления, восприятия, эстетических представлений. С методической точки зрения, обширность тематики рисунков на занятиях разных образовательных направлений, а не только на уроках рисования, расширяет представления детей об объектах окружающего мира и обогащает их жизненный опыт.
Почему мой ребенок рисует все черным цветом?
Многие малыши рисуют черным, коричневым или простым карандашом, любят рисовать ручкой. Это не страшно. Просто такой рисунок получается более четким, ярким
В раннем возрасте цвет не имеет такого важного значения, как для детей более старшего возраста
Главное для них, чтобы рисунок выделялся на общем фоне. Черный хорошо видно на белом.
Дети все разные. Как узнать об особенностях моего ребенка?
Системно-векторная психология Юрия Бурлана различает людей по векторам. Всего их восемь. У каждого человека, в том числе ребенка, присутствует от 1 до 8 векторов, сегодня чаще всего встречаются люди с 3-6 векторами. Вектора определяют особенности и различия детей.
Деятели и «Шустрики»
Этим малышам легче лепить, делать поделки, такая художественная деятельность больше подходит под их активность. Однако им все же нужно научиться дисциплине и контролю над своими действиями. В рисовании процесс легче контролировать с такими материалами, как карандаши, мелки, фломастеры.
Приёмы изображения
Чтобы понять, как научить ребенка рисовать в 3 года, нужно рассмотреть приемы изображения. Из множества можно выбрать самые эффективные для малыша.
Прием тычком
Рисование тычком. Взрослый подбирает сюжет шаблона, который нужно дополнить. Рекомендуется выбрать полусухую жесткую кисть из щетины с гуашевой краской. Подойдет и фломастер. Раскрашивать можно снеговика, животных, растений. Этот прием поможет научиться раскрашивать.
Примакивание. Для этого способа лучше выбрать краски. Ребенок держит кисточку по диагонали ближе к столу (в приеме тычком вертикально) и оставляет отпечатки кисти. Это могут быть следы зверя, огоньки на елке, узоры на одежде. Черно-белую картинку можно вывести на принтере или нарисовать самому.
Отпечатки пальцев. Нанести на белый лист немного краски, показать, как можно рисовать пальчиками
Следует осторожно подходить к выбору красок, ведь кожа малышей очень нежная, подвержена аллергии и раздражениям. Выбирать стоит гуашь, акварель.
Рисование линиями
Это уже более сложный этап, который нужно вводить после изучения первых трех техник, описанных выше.
Рекомендации психологов и педагогов
Опытные специалисты рекомендуют избегать ошибок при построении схем занятий с детьми. Нарушение основных правил может оттолкнуть ребенка от рисования, он начнет капризничать и полностью потеряет интерес к процессу.
Один из способов того, как можно увлечь 3-летнего ребенка рисованием, по мнению психологов, это предложение сделать кому-то из родных подарок своими руками. В процессе занятия можно предложить ребенку придумать собственную подпись. Это может быть отпечаток руки или символ, созданный с помощью пальчиковой краски.
Рекомендации:
Во время занятия необходимо полностью минимизировать приемы вмешательства
Если взрослый человек показывает, как нужно проводить линию или оставлять отпечаток, то он должен делать это на своем листе бумаге
Рабочая зона ребенка должна демонстрировать только его собственный результат.
Важно, чтобы во время урока по рисованию, внимание ребенка было полностью сфокусировано на предложенном задании. Нужно убрать подальше все, что может отвлечь или переключить взгляд
Не следует использовать одновременно сразу все цвета палитры
Пока малыш не привыкнет к краскам, лучше предлагать ему по 2-3 варианта.
Последнее и основное требование к взрослому человеку, по мнению психологов, заключается в том, что к ребенку нельзя предъявлять жестких требований. Если линии не получаются, на листе вместо ожидаемого облака появляется темная клякса, не нужно показывать образец и требовать идеального подражания.
В этом возрасте это невозможно. Родитель должен запастись терпением, выступать в роли наблюдателя и терпеливого наставника. Со временем каждый ребенок научится держать кисти и пользоваться красками.
Некоторые дети воспринимают творчество как стимул к развитию художественных способностей, но кому-то из них занятия рисованием нужны только для того, чтобы лучше прочувствовать себя и наладить взаимоотношения с окружающим миром.
Рисование с малышами – полезное и увлекательное занятие. Для детей в возрасте от 2 до 3 лет рисование выглядит как один из приемов игры. Малыши еще не готовы воспринимать творческую деятельность как обучение, но при этом они с радостью осваивают основные навыки рисования и овладевают новыми умениями.
Идеи для рисования
Рисование с малышами 2-3 года – интересное занятие с использованием стандартных схем. Если ребенок проявляет интерес к краскам и кистям и овладевает навыками быстрее, чем планировалось, можно перейти к следующему, более сложному этапу.
Если ребенок медлителен и пассивен, лучше повторить занятия несколько раз с интервалом в 2-4 дня.
Малышам 2-3 лет будет интересно рисовать с помощью штампов
Популярные идеи рисования с детьми от 2 до 3 лет:
- с помощью вертикальных палочек можно изобразить заборы или траву;
- капельки рисуют с помощью плавных закругленных линий;
- на эскизе с помощью вертикальных линий пририсовывают колючки к ежику или лучи к солнцу;
- путем сочетания горизонтальных и вертикальных линий изображают железную дорогу.
После освоения простейших навыков приступают к рисованию пейзажей с использованием разных элементов. Когда ребенком будет освоено умение создания круга, рекомендуют посвятить несколько занятий рисованию неваляшки. Игрушку лучше раскрашивать разными способами, используя нетрадиционные подходы.
Раздел 6. Полезные книги по рисованию с малышами от 1 года до 3 лет
Основные приемы рисования для самых маленьких
Рисование с малышами 2-3 года предполагает воплощение необычных идей и креативных техник. Специалистами разработаны материалы на безопасной основе, которые называют пальчиковыми красками. Их можно пробовать на вкус, они прекрасно отстирываются с одежды, не оставляют пятен на пластиковых поверхностях.
Рисование красками
Пальчиковые краски – альтернатива гуаши и акварели, с которой детей нужно знакомить после 4-5 лет. Интересно, что пальчиковыми красками можно рисовать кисточками или руками. Процесс обмакивания пальчиков в краску и создание следов на бумаге не может не понравиться малышу 2-3 лет.
Основные правила работы с пальчиковыми красками:
- ребенку нужно быть выспавшимся, неголодным, готовым к игре;
- во время первых занятий следуют ограничить количество цветов, предлагать 1-2 краски;
- первые занятия не должны длиться более 10 мин;
- нужно дать ребенку возможность изучить свойства материала, привыкнуть к новым ощущениям.
Работы с пальчиковыми красками нужно заканчивать немного раньше, чем ребенок потеряет к ним интерес. Вариантами изображения могут быть отпечатки рук, проведение линий пальцем.
Восковыми мелками, карандашами
Восковые мелки и карандаши вводят в занятия, когда изучены базовые понятия. Восковые мелки оставляют необычный след. Чтобы научиться работать с ними, понадобится освоить определенные навыки.
Особенности использования восковых мелков и карандашей:
- для занятий следует выбирать трехгранные карандаши среднего диаметра;
- ребенок быстро устает из-за необходимости контролировать силу нажатия, поэтому занятие должно быть коротким;
- необходимо правильно подобрать сюжет для рисунка, чтобы малыш смог увидеть результат работы.
Рисование тычком
Метод тычка – это нетрадиционная техника рисования, которая получила широкое распространение при работе с детьми 2-3 лет. Для занятий подбирают простейшие сюжеты и объясняют поочередность действий ребенку.
Чтобы нарисовать солнышко, понадобится альбомный лист, ватные палочки и желтая краска. Сначала педагог намечает на листе овал, который нужно закрасить, затем методом демонстрации, когда рука ребенка находится в руке взрослого, показывает, что нужно делать.
Палочку обмакивают в краску и короткими тычками-точками заполняют поле. По мере того, как ватная палочка теряет рабочие качества, ее меняют на новую палочку.
Примакиванием
Примакивание – еще одна нетрадиционная техника, которая хорошо подходит для занятий с детьми возрастной группы от 2 до 3 лет. К ней можно приступать после того, как ребенок получил первые знания о красках и держании кисти в руке.
Процесс состоит из нескольких этапов:
- Сначала кисть обмакивают в баночку с краской.
- На кончик кисти аккуратно набирают краску.
- Кисть прислоняют к бумаге, но не проводят линию, а сразу убирают кисть в сторону.
Результатом работы становится след от кисточки. С помощью взрослого педагога ребенок 3 лет может самостоятельно заполнить такими следами предоставленный ему эскиз. Каждый след получается разным, это зависит от количества набранной на кисточку краски.
Штампами, отпечатками пальцев и ладоней
Штампы и отпечатки – это интересный подход к рисованию, который нравится всем детям без исключения. Он не требует особых навыков работы с кистями или карандашами. Для осуществления задачи понадобится любой материал, способный оставить отпечаток на бумаге.
Штампы можно приобрести в магазине или сделать самостоятельно. Фактурный след на бумаге оставляют кусочки дерева, половинки фруктов или овощей, текстильные материалы. Сначала нужно подготовить материалы для занятия. Если использовать цитрусы, то их нужно разрезать на половины и дать подсохнуть, чтобы на них не было лишней жидкости.
Затем половинку лимона нужно полностью погрузить в краску и перенести на лист. После этого на листе останется отпечаток с характерными для строения цитруса выделяющимися волокнами. Обычно штампирование или создание отпечатков так нравится малышам, что взрослому человеку остается только наблюдать за процессом и помогать устранять мелкие нарушения.
Значение изобразительного искусства для детей 3–4 лет
Изобразительное искусство — это результат художественно-творческой деятельности, отображающей представления автора об окружающем мире. В этом смысле ключевым понятием для организации образовательного процесса в детском саду является изобразительная деятельность ребёнка, включающая рисование, лепку и аппликацию. Причём именно рисование является для детей самым доступным способом выразить свои переживания и эмоции. Педагогу рисунки помогают понять малыша, который ещё не владеет речью на достаточном уровне или имеет сложности в общении со взрослыми, сверстниками. В процессе создания рисунка ребёнок учится сравнивать реальные объекты со своими представлениями о них. А также именно этот вид изобразительной деятельности способен увлечь самых непоседливых дошколят.
Целями занятий рисованием в дошкольном образовательном учреждении является:
- знакомство с прикладным искусством, в частности с произведениями архитектуры, живописи, народными промыслами;
- развитие умения всесторонне изучать предмет, замечая и анализируя его цвет, форму, структуру;
- расширение опыта тактильных ощущений, наблюдательности;
- тренировка глазомера, мелкой моторики
- развитие творческих способностей и навыков передачи окружающих реалий в самостоятельно выполненных работах;
- формирование эстетических представлений о красоте;
- воспитание художественного вкуса.
В рисунках дети воплощают свои представления о мире
Задачи занятий рисованием во второй младшей группе
Для реализации поставленных целей на уроках изобразительным творчеством педагогом решаются следующие задачи:
- обучить приёмам отображения на плоскости прямых и круглых линий — дорожек, тропинок, мячиков и пр. (этот навык является ключевым для дальнейшего накопления приёмов изображения предметов — волнистых линий, зигзагообразных и пр.);
- знакомить с принципом раскладывания образа на несколько частей, имеющих геометрические формы (например, неваляшка — из кругов, солнце — из круга и прямых);
- учить передавать в рисунке объекты прямоугольной формы, требующие изменения направления движения руки и формирования угла, замыкания линий в одной точке (например, книжки, окна, флажки и пр.;
- отрабатывать навык правильного захвата карандаша (тремя пальцами) и основных действий кистью (набирать краску, убирать её излишки о край стакана, промывать кисть, следить за направлением кисти по листу — делать мазки в одном направлении, вести кисточку по ворсу);
- воспитывать чувство гармоничной передачи оттенков (дети оценивают сочетания цветов на свой вкус, давая оценки «красиво»/«не красиво»);
- развивать пространственное мышление и тренировать навык размещения композиции рисунка в центре листа;
- учить прорисовывать прямые и пересекающиеся линии, очертания предметов элементарных геометрических форм;
- формировать умения внимательно выслушивать указания педагога, ориентироваться на наглядность при выполнении рисунка, а также соблюдать оговоренную последовательность действий;
- стимулировать интерес к занятиям рисованием.
Во второй младшей группе дети знакомятся с основными методами нетрадиционной техники рисования
Как заинтересовать ребенка
В любом деле самое главное — заинтересованность. Приучить к рисованию можно, если ребёнок полюбил это дело. Существует несколько способов:
- Эмоциональное восприятие взрослого. Родитель должен похвалить, порадоваться. Через эмоции взрослого можно добиться успеха в рисовании ребёнка.
- Превращать урок в игру. Можно придумать игровой сюжет, который будут интересен малышу. Например, зайчик просит морковку, её нужно нарисовать. Игра должна быть наполнена смыслом. Можно вести диалог, показать ребенку игрушку зайца.
- Процесс. Не нужно забывать о самом главном. Первый рисунок обязательно произведет впечатление на малютку, поэтому на столе должно быть много разных красок, карандашей, фломастеров. Много новых объектов — главный атрибут первой «картины». Вторая и третья картинка будет еще лучше.
Занятие росписью в стиле «Золотая хохлома» в старших группах ДОУ
Я не умею рисовать вообще. Как вести себя с ребенком?
Играйте с ребенком в творческие игры. Начните с игры «На что это похоже?». Предложите малышу угадать, на что похоже облако, лужа на полу, морозный рисунок на окне, веточки, листочки, кляксы, морские звезды и камешки.
Чаще спрашивайте ребенка о том, какой: маленький котенок, домик из песка, букет из листьев. Такой же мягкий, как что? Такой же розовый, как что? Такой же грустный, как кто?
Рисуйте вместе с ребенком на большом ватмане или обратной стороне обоев. Рисовать можно кисточками и пальцем. Мелками или фломастерами. Листиком или ватными палочками.
После того как весь лист наполнится мазками и линиями, спросите у малыша, что он нарисовал. Даже если в первый раз получилось что-то несуразное, все равно выслушайте ребенка и похвалите. Это его творчество, он делает первые шаги в рисовании!
Украсьте игровой уголок малыша его рисунками, поделками, аппликациями. Интересные работы можно хранить, а можно дарить родным, соседям, знакомым.
Мой ребенок рисует одни каракули. Видимо, у него нет никаких способностей к рисованию?
Мама малыша неправа. Каракули рисуют все дети.
После периода каракуль в детском рисунке появляется схематизм. В таком схематичном рисунке дети проводят линию и на ней выстраивают людей, дома, деревья, машины. Это важная стадия в развитии детского рисунка. Постепенно малыш научится рисовать отдельные предметы, потом сюжеты, потом с натуры, потом картины. Если захочет. Желание рисовать — главный критерий того, есть у ребенка способности или нет. Конечно, их нужно еще развить, но это уже другой вопрос.
Старательные и аккуратные дети
Такой ребенок не очень уверен в себе, медлителен в действиях. Его нужно чаще подбадривать, хвалить за хорошо и аккуратно сделанную работу. Ему больше понравится рисовать красками (акварелью, гуашью), лепить фигурки из глины, теста, делать поделки из бумаги — в общем, все то, где как нельзя кстати придется его любовь к кропотливой и детальной работе.
Ребенок с анальным вектором хочет и намерен сделать свою работу лучше всех. Старается все сделать правильно и отлично. Но если малыш не уверен в своем успехе, то может наотрез отказаться от выполнения работы или измять, порвать рисунок, сломать готовую работу из пластилина или бумаги.
Вырезание картинок из журналов или открыток, раскрашивание готовых раскрасок для создания совместного коллажа уравнивает детей и позволяет даже очень неуверенным малышам присоединиться к работе.
Неуёмные фантазёры
Они могут общаться со своим нарисованным персонажем, разговаривать с ним, кормить его, сердиться на него, бояться его (какую-нибудь нарисованную «бяку-буку»).
Зрительным детям нравятся нежные цвета: розовый, голубой, бирюзовый, сиреневый. Они любят рисовать животных, игрушки. Девочки — принцесс и замки. Мальчики — подводное царство, заморские страны.
Занятия изобразительной деятельностью могут развить из этих детей будущих художников, дизайнеров и искусствоведов. И вообще, дают навыки творчества и самовыражения, которые важны для зрительника, как воздух. А еще рисование — их прививка от страхов и фобий. Не отбирайте у зрительного ребенка кисточку или карандаш, не ругайте за рисунки на обоях и другое творчество — это может привести к задержке психического развития и негативно повлиять на судьбу.
Будущие физики и лирики.
Кажется, что этот ребенок не от мира сего. У него при правильных действиях родителей развивается абстрактный интеллект. Он во время своих «медитаций» задумывается о мировых проблемах, о космосе, о смысле жизни.
В рисунках, даже в каракулях и кляксах, он может видеть звездное небо, дно океана, инопланетян. В кривых линиях — траектории ракет.
Когда звуковой ребенок будет старше, ему будут интересны скорее схемы, планы, чертежи, чем пейзажи или натюрморты.
Глина, природный материал, карандаши позволят этим детям превращать абстрактные идеи в конкретные схемы, конструкции и модели. Значит, ваш ребенок — не художник? Отнюдь. Если у него присутствует и зрительный вектор, такие люди могут найти себя в абстрактном искусстве, и даже «изобрести» новые течения, заразив всех своим неординарным восприятием мира.
Не мешайте им творить, создайте звуковичкам фон тишины, а также (забегаю вперед) помогите организовать соответствующий круг общения. Хотя правильный круг общения жизненно важен любому ребенку.
Так вы поможете вырасти Гению.
Дети с разными векторами развиваются и растут по-разному.
Вы можете эффективно использовать изобразительную деятельность, чтобы помочь своему ребенку гармонично развиваться, жить радостно и творчески. Для этого вам нужно знать векторальные особенности своего малыша и учитывать их при воспитании.
Посетите бесплатный онлайн-тренинг «Системно- векторная психология» Юрия Бурлана, и вы сможете легко и с радостью окунуться в творческий процесс вместе с вашим счастливым малышом.
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
24 Окт, 2017
Просмотров:
2509
Теги: Всё о детях психология
Польза рисования
О значимости рисования в развитии детей говорят известные психологи и педагоги. Это не просто интересное занятие, построенное в игровой форме, а способ познавать окружающий мир и изучать себя. Подобные навыки важны для малышей в возрасте 2-3 лет.
Но нельзя надеяться, что, получив в руки карандаш и альбомный лист, дети этой возрастной группы начнут самостоятельно использовать материалы по назначению
Специалисты советуют обратить внимание на нетрадиционные техники рисования. Именно они востребованы при планировании занятий рисованием с детьми в этом возрасте
Малыши недостаточно хорошо могут овладеть классическими техниками рисования, так как они плохо держат карандаш или кисть. Краски на ознакомительном шаге вызывают у детей желание пробовать на вкус.
Перед каждым педагогом ставится задача по нахождению того способа совместного рисования, который будет интересен ребенку, и станет стимулом к дальнейшему обучению.
Преимущества использования техник рисования в развитии детей и описание получаемой пользы:
Примеры техник рисования | Ожидаемый результат |
Пальчиковые краски, оттиски ладошек или стоп | Осознанное отношение к собственному телу. |
Тычки, примакивание, оттиски | Развитие воображения и мелкой моторики. |
Создание эскизов и рисунков традиционным способом | Целенаправленное развитие художественных навыков. |
Техники и методы рисования во второй младшей группе
Несмотря на то, что дети второй младшей группы только в начале пути освоения приёмов создания графических образов, они знакомятся с довольно обширным перечнем методов этого вида изобразительной деятельности и в традиционных, и в нетрадиционных техниках. При этом по форме исполнения рисунок может быть индивидуальным или коллективным — это зависит от того, каким образом удобнее раскрыть тематику занятия. Например, букет для мамы удобнее «собирать» всем вместе, а рисовать солнышко индивидулально.
Таблица: методы рисования во второй младшей группе
Метод
Суть
Особенности использования во второй младшей группе
Традиционные техники — рисунки создаются при помощи классического набора: бумаги, красок кистей, карандашей, мелков и пр.
Рисование цветными карандашами
Метод, позволяющий отработать прорисовку линий туда-обратно, меняющих интенсивность цвета в зависимости от оттенка.Захват карандаша пальцами требует сильной мускулатуры, что помогает развивать моторику и готовить ручку к письму.
В процессе работы малыши также:
учатся складывать карандаши обратно в коробочку, чтобы они не скатывались на пол;
делают оттенок более интенсивным, наводя линии дважды;
тренируют единое направление линий разными штриховками.
Создание рисунков красками
Инструмент, который не требует интенсивного нажима, но при этом линии теряют чёткость.
Используя краски, дети учатся накладывать цвета один на другой. К тому же работа кисточкой не требует сильного напряжения, значит, малыши не утомляются, и поэтому образы могут передаваться полнее, чем в карандашном рисунке.
Изобразительная деятельность при помощи фломастеров
Инструмент, позволяющий добиться ярких красок, чётких линий.
Во второй младшей группе фломастеры является чем-то вроде переходного этапа между карандашами и красками. После расслабленности от управления кисточкой дети подготавливаются к возвращению к карандашам.
Нетрадиционные техники — изображения создаются на бумаге красками, но при этом используются разные инструменты.
Ладошковый
Базой для рисунка выступает отпечаток ладошки ребёнка.
Во второй младшей группе образы, созданный ладошкой или пузырями, дополняет педагог, например, прорисовывает жар-птице мордочку с глазками.
Рисунок мыльными пузырями
Малыш выдувает пузырь на лист — пена оставляет на подложке цветной след, из которого можно доделать образ, например, гусеницу.
Пуантилизм
Создание образа точечными мазками.
С детьми 3–4 лет практикуются рисунки пальчиками, ватными палочками.
Вертикальный тычок
Для создания рисунка малыши делают вертикальные тычки чуть влажной кисточкой.
Обычно таким способом дети изображают дождь, снег
Причём важно, чтобы каждое движение сопровождалось по возможности словесной иллюстрацией, к примеру, дождь – «кап-кап».
Рисование штампами
Рисование при помощи получения на бумаге оттиска штампа — готового или из ватного диска, половинки картофелины.
Методы используются для создания в целом одинаковых по форме образов — объектов окружающего мира, например, камешков на морском побережье. А также для выполнения наброска предмета — изображения, в котором чёткость контуров не важна.
Рисование мятой бумагой
Малыши комкают кусочек бумаги и, обмакнув его в краску, делают отпечатки.
Создание рисунков свечой
На белой бумаге рисуется контур свечой, затем весь лист закрашивается красками — восковые контуры остаются нетронутыми.
Контуры рисует педагог, дети лишь покрывают лист красками
Таким способом реализуется сюрпризный момент на занятии.
Монотипия
Лист складывается пополам, расправляется. На одну часть наносится рисунок, затем снова складывается и раскрывается — получается «зеркальное» отображение.
Во второй младшей группе этот метод практикуется к весне, когда малыши уже хорошо владеют кисточкой для создания очертаний, передающих образ объекта, например, деревьев.
Организация рабочего пространства
Рабочее место должно и привлекать, и учить организованности.
- Сначала нужно позаботиться о здоровье ребенка. Стол и стул в комплекте должны быть подобраны под рост малыша. Спинка жесткая для правильной осанки. Во время работы нужно следить за его положением тела, аккуратно направлять, не сбивая с работы.
- Интересный дизайн. Всегда приятно, когда стол малыша подходит к интерьеру комнаты, но не нужно забывать про визуальное восприятие. Рабочее место должно привлекать малютку.
- Перед рисованием с детьми 2-3 лет нужно подготовить стол. Желательно это делать при ребенке. Аккуратно разложенные краски, карандаши приучат его к порядку. После занятий нужно все убрать. Опять же можно придумать игру, которая научит ребенка соблюдать порядок, тогда в будущем на уроках в школе он будет держать своё рабочее место в чистоте.
Подготовка занятия по рисованию
Согласно Федеральному государственному стандарту (ФГОС) урок рисования во второй младшей группе проводится один раз в неделю, длится 15 минут и имеет единую со всеми образовательными курсами трёхчастную структуру.
Таблица: схема занятия по рисованию
Этап, хронометраж
Суть
Особенности проведения во второй младшей группе
Вводный, до 3 минут
Актуализация опорных знаний малышей по теме, пробуждение внимания к изобразительной деятельности.
В работе с детьми 3–4 лет вводный этап обычно проводится в форме чтения стихотворений по теме, загадок или игр.Важно, чтобы задания были доступными для детей, иначе интерес будет не пробуждаться, а теряться.
Основной, до 10 минут
Отработка порядка выполнения задания: педагог показывает готовый рисунок, демонстрирует алгоритм его создания, сопровождая свои слова наглядностью.
Дети повторяют в воздухе манипуляции взрослого с карандашом или кистью. Воспитатель проверяет правильность захвата карандаша и при необходимости повторяет движение рукой малыша.
Рисование
Во второй трети времени выполнения рисунка проводится физкультминутка или/и пальчиковая гимнастика.
Педагог оказывает индивидуальную помощь тем, кому она нужна.
Заключительный, до 2 минут
Воспитатель организует стихийную выставку детских работ. Говорит слова одобрения всем малышам, а также вводит элементы рефлексии на уровне оценки «нравится/не нравится» свой рисунок.
Неудачные рисунки не обсуждаются, но с детьми проводится индивидуальная работа, позволяющая отработать сложные приёмы. Так, если у малыша не получается делать однонаправленные движения для закрашивания объекта, ему можно предложить тренажёр-штриховку: малыш штрихует заламинированный рисунок фломастером.