Сквозная и глухая резьба: приёмы работы
Перед тем как приступить к резке, сначала на заготовке размечается внешняя форма (планка, планка), после чего лобзиком удаляется все лишнее. Поверхность ниток должна быть идеально ровной, гладкой и без дефектов. Рисунок (трафарет) переносится на чистую поверхность дерева четкими тонкими линиями.
Нити делятся на две группы: сквозные и плоские глухие. Сначала по центру деталей вырезаются замкнутые контуры — в каждой из них делается отверстие, а затем лобзиком вырезается фигурка по линии. Необходимо сориентировать пропил на 1-1,5 мм внутри контура, оставив небольшой слой древесины для дальнейшей обработки. Когда фигурка вырезается, ее края очищаются до тех пор, пока не будут удалены следы отреза и не получится прямоугольная граница, точно совпадающая с рисунком маркировки.
Рельеф краев придают либо ручным резцом, либо стамеской и стамеской. Край может быть скошен прямым обычным скосом, внутренним или внешним краем скругленного профиля. С этим все просто: выберите инструмент подходящего размера и профиля, начните с долбления и, удалив древесину со стружкой толщиной 0,5-1 мм, обойдите форму по контуру.
с краями, требующими многоуровневых каскадных разрезов, работать сложнее. Сначала нужно разметить щупом ширину входа самой широкой части проволоки и снять первый уровень, затем последовательно разметить и удалить все последующие
Обратите внимание, что оформление внешних краев изделия также относится к сквозной резьбе
Техника резьбы слепых более разнообразна. Это могут быть как всевозможные бороздки и бороздки, прорезанные по заранее нарисованному контуру, так и серия бороздок или выемок разного размера и геометрической формы. Переходя от простых форм к более сложным, вы разовьете пространственное представление, научитесь фотографировать дерево слой за слоем и, в конечном итоге, перейдете к созданию скульптур и барельефов. В этом смысле решающее значение имеет практика: чем ее больше, тем менее сложна работа.
Основные инструменты
Чтобы работа проходила более качественно, следует предварительно подготовить набор инструментов для резьбы. Он должен иметь характеристики, рассчитанные для обработки пластичных пород дерева. Если использовать заводские либо самодельные приборы, они не справятся с задачей, а только повредят поверхность, так как не совпадут с ней по характеристикам.
Если новичок будет применять для работы другие резцы по дереву, это значительно осложнит процесс обучения, а сам тип работы не поменяется
Чтобы обучиться более лёгким орнаментам на древесине, важно приобрести специальный ученический набор. В нём будут:
- стамески № 6 и 17;
- нож-косяк.
Стамески для обучения должны быть полукруглого типа (радиусные) среднего размера. Они отличаются профилем лезвия, которое при поперечном сечении создаёт часть круга. Если разместить стамеску на древесине торцом, а после повернуть её вокруг оси, нож должен свободно прорезать поверхность, замкнув окружность.
Стамески, которые применяются в работе, должны делать глубокий срез, поэтому важно, чтобы они отличались манёвренностью и хорошо подходили для неопытного мастера. Нож-косяк — это главный инструмент для резьбы
Такое название было дано ему из-за формы его лезвия, которое отличается косым срезом. Нож-косяк применяется для средней руки. От ручки до пятки он должен иметь такую длину, чтобы пятка свободно доходила до руки мастера.
Разновидности инструментов для резьбы по дереву
- Прямые – имеют прямую кромку, которой удобно выполнять пазы, углубления, выемки, вырезы, гнезда. Такими инструментами удобно подгонять детали под нужный размер.
- Со скошенной кромкой – такие инструменты еще называют ножи-косяки из-за скошенной под определенным углом кромки. Служат для тонкой художественной резки и выполнения объемных геометрических фигур.
- С полукруглой кромкой – стамески применяются для выполнения каналов, художественных узоров, скругления углов.
- V-образные – используются для тех же задач, что и плоские, а также для выполнения узоров угловатых форм.
- С изогнутым полотном – такие резцы называются клюкарзы. Используются для выполнения сложных объемных рисунков. Например, с их помощью выбирают фон или создают рельеф на фигурной поверхности.
Резьба по дереву сборник книг (Коллектив авторов)
ISBN: *, *Формат: pdf и djvu, хорошееГод выпуска: 1989-2006Жанр: Сборник книгИздательство: разныеЯзык: РусскийКоличество страниц: 3000 Размер: 171.43 Мб Описание: Домашним мастерам, народным умельцам и любителям Резьбы по дереву посвящается – сборник, состоящий из 20 книг. В сборник вошли такие книги: Александр Афанасьев – Резьба по дереву. Приемы. Техника. Изделия. А.Ф. Афанасьев – Резчику по дереву Энтони Деннинг – Резьба по дереву. Практическое пособие. Г.В. Потапов – Практическое руководство для любителей резьбы по дереву. В.В. Завершинский – Практика резьбы по дереву. Т.А. Матве…
20июл2016
Резьба наличников
Традиция украшать деревянным кружевом наличников окна и двери жилища изначально имела культовый смысл. В разных частях Руси использовались разные элементы орнаментов, с разной смысловой нагрузкой. Это было и желание защититься от силы стихий, от врагов, призвать плодородие на землю.
Радует возвращение интереса к нашей старине, то как оригинально мастера переосмысливают идеи и воплощают их в современном зодчестве.
Предсказываю очередной бум в деле изготовления резных наличников в ближайшие годы. Так что мастера готовьтесь удовлетворить спрос страждущих. Ремесло резьбы по дереву настолько многопланово, что совершенствуясь всего лишь в каком-то одном направлении, можно выстроить бизнес на всю жизнь, ещё и передать его по наследству.
Новые технологии и новые поколения деревообрабатывающих станков с ЧПУ и 3d делают труд резчиков более производительным, а значит более доступным всем слоям потребителей. Возможно скоро очень многие из обычных людей смогут позволить себе натуральную, такую родную красоту.
Самое читаемое:
Изготовление пуговиц – домашний бизнес с рентабельностью выше 90%
Мыло ручной работы: бизнес-план и советы
Изготовление будок для собак – неплохая идея начать собственный бизнес
Помогла ли вам статья?
Да1Не очень
Методы работы с деревом
Художественная резьба по дереву, в зависимости от техники ее выполнения, предполагает использование соответствующих инструментов, которые предназначаются для определенного метода.
К примеру, для сквозной резьбы, которая должна иметь объемный вид, используются стамеска, лобзик или пила. Данный вид резьбы еще называется ажурным, он применяется для украшения домов. Объем придается изделию благодаря рельефной резьбе. Ее основное требование связано с выполнением рисунков на одном уровне с фоном или выше него.
Техника плоскорельефной резьбы предполагает подушечный и выбранный фон. В первом случае фон с рисунком должны находиться на одном уровне, второй способ требует расположения рисунка выше фона.
Этапы работ по дереву
Резьба по дереву (картинки с изображениями разных технологий помогут начинающим понять, как правильно работать с древесиной) всегда начинается с идеи. Мастер придумывает узоры и делает схематичный набросок на бумаге, который потом переносит на деревянную поверхность с помощью простого карандаша или маркера.
Затем он вырубает грубый узор, потом срезает углы и делает линии плавными. Обрабатывает фон, шлифует все детали и покрывает готовое изделие лаком.
Далее в статье можно прочесть описание этапов работы в разных техниках.
С домовой резьбой
Резьба по дереву (картинки нужны для верного представления основ технологии) этого типа схожа со сквозной техникой. Мастер делает сквозные пропилы в заготовке, полностью удаляет фон и оставляет только ажурные узоры. Такой резьбой украшают наличники окон, дверные проёмы и крыши домов.
Работа осуществляется в 3 этапа:
- Выбор стиля. Все узоры должны гармонировать между собой, поэтому мастер сначала выбирает подходящие трафареты. Затем переносит их на заготовки.
- Фон удаляется при помощи дрели и лобзика. Орнамент вырезают вручную стамесками и ножами.
- Готовую работу шлифуют и покрывают лаком.
Для домовой резьбы выбирают древесину твёрдых пород. Она не склонна к гниению и расслаиванию, поэтому способна прослужить более 20 лет.
Резной декор по дереву с объёмной резьбой
Резьба по дереву (картинки отображают порядок действий при работе) с выпуклыми узорами осуществляется в 6 этапов.
Их можно рассмотреть на примере изготовления крупной броши с изображением гор:
- Мастер вырезает круглую заготовку и переносит на неё эскиз.
- Используя ножи и стамески, он вырезает небольшие углубления по нарисованным контурам.
- С помощью специального ножа резчик придает узорам округлые очертания, убирает острые углы и засечки.
- Шлифует изделие, используя наждачную бумагу разной зернистости и абразивную губку.
- Раскрашивает изделие красками.
- После полного высыхания обрабатывает поделку восковой мастикой.
Для таких работ подходит древесина мягких пород. На ней проще создать плавные контуры и выпуклые элементы.
С геометрической резьбой по дереву
Резьба по дереву (картинки помогут правильно сделать разметку) с геометрической резьбой довольно простая в исполнении. Больше всего времени уходит на создание эскизов и разметку.
На примере изготовления шкатулки, можно рассмотреть 5 основных этапов работы:
- Сначала нужно продумать расположение и форму узоров на каждой стенке шкатулки, а также на крышке. Потребуется составить схематический чертёж.
- Затем изделие разлиновывают, рисуют ровные клетки со всех сторон.
- По клеткам составляют задуманный узор.
- Начиная с краёв, двигаясь к центру, узор нужно вырезать на каждой стороне шкатулки.
- В конце изделие шлифуют наждачной бумагой. Периодически сметая крошки специальной щеткой.
Изделия, которыми будут активно пользоваться, мастера покрывают лаком. Можно выбрать бесцветное покрытие или цветное, имитирующее натуральные оттенки других древесных пород.
С прорезной
Это сквозная резьба, где фон полностью удаляется с помощью лобзика, а узор остаётся.
Работа осуществляется в 4 этапа, которые можно рассмотреть подробнее на примере изготовления подставки для книг:
- Мастер подбирает эскиз, переносит его на бумагу и наклеивает поверх деревянной заготовки.
- Дрелью сверлит отверстия. Куда будет вставляться полотно лобзика. Затем выпиливает узор, удаляя фон.
- Шлифует изделие наждачной бумагой разной зернистости.
- Соединяет части подставки при помощи клея и покрывает цветным лаком.
Для изделий с прорезными узорами рекомендуется использовать древесину твёрдых пород.
Характеристика рабочего места
Для выполнения резьбовых работ в технике «Татьянка» резчику, вне зависимости занимается он этим ремеслом профессионально или резьба его хобби, требуется специально отведенное место.
Идеальным решением этой проблемы является столярный верстак, мольберт с изменяемым углом наклона столешницы, установленный на жестких опорах, или специальный рабочий стол. Любители часто используют обычный кухонный стол, на который сверху укладывают чертежную доску размерами более чем 20,0×20,0 сантиметров.
Учитывая кропотливость процесса резки дерева и различие твердости древесины различных пород, что требует большей или меньшей толщины однократно отрезаемых стружек, рабочее место должно иметь правильно организованное освещение.
Световой поток не должен давать бликов от окружающей обстановки и минимизировать тень от руки и инструмента. Идеальным решение является комбинированной освещение, когда яркий источник рассеянного света дополнен фокусным излучателем направленного действия, положение которого можно менять.
На заметку!
Равномерность светового освещения необходима и для точного переноса эскизов на поверхность деревянной дощечки, кроме того в процессе резки выполняются достаточно глубокие выемки, и если они будут затемнены неверно направленным световым потоком, то рисунок может получиться дефектным.
Из истории
Наша страна на протяжении долгих столетий славилась своими народными промыслами, в том числе и резьбой по дереву. В России была широко распространены домовая резьба (подробно мы об этом писали здесь). Со временем о ней стали забывать, но в наши дни большой интерес вызывают деревянные изделия, которыми украшают интерьер. Их изготавливают в разных техниках. В последние годы большую популярность приобрела резьба в стиле «Татьянка».
Основателем нового направления стал опытный талантливый резчик по дереву Шамиль Сысоев. Он разработал собственную технику в 1990-х годах, запатентовал ее и назвал в честь своей жены Татьяны.
Инструменты для работы с деревом (стамески, нож-косяк) изготавливаются специальные, наиболее подходящие для работы с выбранным материалом. Стоят они недешево. Цена одной стамески может достигать 400 рублей, но, по словам опытных резчиков, для начала достаточно приобрести набор из 3 инструментов (два вида стамесок и нож-косяк). Если со временем интерес к этому виду резьбы пропадет, необходимость покупать другие отпадает сама собой.
И начинающие, и опытные резчики предпочитают создавать свои шедевры на липовой доске. Эта порода древесины считается самой пластичной. Но даже в этом случае мастер ставит своей целью не подчеркнуть текстуру дерева, а сотворить нечто особенное, что выразит его индивидуальность. Этот вид резьбы хорошо развивает мелкую моторику. Известны случаи, когда «Татьянка» помогала людям, страдающим ДЦП, улучшить двигательную активность больных рук.
Подготовка рабочего места
Художественная резьба должна проводиться на тщательно подготовленном рабочем месте. Мастеру нужно найти любую деревянную плоскость с ровной поверхностью. Лучше всего для работы подойдёт стол или верстак, так как они отличаются устойчивостью и имеют столешницу, которая упрощает работу.
Допускается использовать полированный стол, на который можно положить кусок фанеры либо чертёжную доску 20 х 20 см. Это сохранит целостность поверхности и защитит инструмент от поломки, если он случайно воткнётся в столешницу. При создании детали учебная доска не крепится, её можно использовать без упора
Если для работы используется липа — важно помнить, что она отличается особой мягкостью, поэтому может упереться в более твёрдую деталь. После этого на дереве возникнут непривлекательные ямки и повреждения
Освещение в помещении должно иметь широкий или натуральный спектр, так как процедура считается довольно сложной и требует осторожности. Свет не должен отражаться от доски в глаза мастеру
Намеченные карандашом эскизы будут со временем стираться при работе, в результате дерево должно остаться полностью чистым без цветовых контрастов. Неровный рельеф, отбрасывающий дополнительные тени, можно легко различить.
Подсыхающую во время работы поверхность нужно время от времени опрыскивать, чтобы сохранить её в рабочем состоянии. Влажность в помещении должна колебаться от 12 до 15%.
Производим фигурные рамки и балясины
Продукция багетных мастерских, несмотря на повсеместное их распространение, по-прежнему является высоко востребованной. Ежегодно спрос вырастает на 10%, а в кризисные годы даже выше. В нашем небольшом городе, не самая раскрученная точка имеет ежемесячный доход выше 200 тыс.рублей.
Приобретя токарно-фрезерный станок с ЧПУ (от 200 тыс.рублей) и имея площади под мастерскую можно начинать производство.
Наибольших успехов в багетном деле добиваются именно люди с художественным вкусом, издавна известно, что даже замечательная картина, требует достойного обрамления. Художники кропотливо выбирают раму к своему произведению. Также они работают в тесной связи с мастерами по ручной резке.
Для мастера-резчика самый лакомый клиент – дизайнер или частник, решивший дорого украсить своё жильё: рамы для зеркал, каминные полки ручной работы, резные балясины на крыльцо и т.п.
Изучаем различные техники художественной резьбы по дереву
Существуют различные техники этого искусства. Самые распространенные – геометрическая, контурная, плоскорельефная, ажурная или прорезная, объемная резьба. Каждый из видов резьбы имеет свои особенности, требует различных инструментов и подготовки мастера. Так, для геометрической резьбы достаточно лишь ножа-косяка, плоскорельефная требует наличия нескольких стамесок и напильников, прорезная выполняется строго по эскизу лобзиком или фрезером, а для объемной техники необходим большой набор инструментов, а также представление об объеме фигуры и некоторые художественные навыки.
- Геометрическая резьба на разделочной доске.
- Пример контурной резьбы – рисунки выполнены в виде борозды, вырезанной из поверхности бруска.
- Плоскорельефная резьба – фон углублен, рисунок выступает на одинаковую высоту.
- Прорезная резьба – пример работы мастера.
- Объемная резьба по дереву – шедевр от российских резчиков.
Кроме того, очень красиво выглядят работы, выполненные не в одной определенной технике, но с комбинированием их. На фото видны примеры обработки дерева в смешанных техниках.
Авторские и региональные стили резьбы по дереву.
В различных регионах преобладают разные виды дерева, отличается климат и уклад жизни. В зависимости от этого, существуют многочисленные направления в этом декоративно-прикладном искусстве. Кроме того, некоторые мастера, выходцы из определенных школ и добившиеся успеха, разрабатывают свой собственный неповторимый стиль резьбы. Некоторые из них даже отмечены в специализированных книгах и изданиях, их работы представлены на выставках и известны на весь мир.
Разбираем богородская резьба по дереву: история и отличия
Село Богородское находится недалеко от Троице-Сергиева монастыря. Резное дело берет начало в этом селе еще с XV-XVI веков. Тогда этим занимались, в основном, простые крестьяне. Сейчас в селе ходит предание о том, как один из богородских резчиков сделал куклу из дерева и продал ее купцу. Купец поставил ее в своей лавке для украшения, но ее тут же купили за очень выгодную для него цену, после чего он заказал целую партию таких же кукол у мастера. С этого времени, согласно этой истории, и зародилась богородская школа резьбы по дереву.
Многим россиянам с детства знакомы такие деревянные игрушки как кузнецы или курочки, которые поочередно бьют молотами по наковальне или клюют зернышки. Но далеко не все знают, что это также творчество богородских резчиков. Мастерам удается с помощью этого нехитрого материала воссоздавать повседневные сценки из жизни и быта простых людей, а также делать чудесные фигурки животных. Известно, что с этими игрушками играли не только дети крестьян, но даже боярские отпрыски и царевичи.
В начале прошлого века богородские мастера объединились в артель “Богородский резчик”, а позже превратилась в Богородскую фабрику резьбы по дереву, которая существует до сих пор и выпускает на свет замечательных мастеров.
Рассмотрим историю и отличительные черты абрамцево-кудринской резьбы по дереву
Изначально сформировалась в селе Абрамцево. Мастер Е.Д.Поленова организовала там мастерскую со школой резьбы по дереву, отличительной чертой которой было обучение живописи. Позже один из выходцев этой школы основал в селе Кудрино свою собственную мастерскую, работая по заказам для Абрамцевской мастерской. Так сформировался абрамцево-кудринский стиль резьбы, характерными чертами которого стало комбинирование плоскорельефной и геометрической резьбы. Эта разновидность резьбы популярна до сих пор и является легкоузнаваемой.
Изучаем новый авторский вид резьбы по дереву – “Татьянка”
Стиль “татьянка” является запатентованным авторским стилем. Его разработал в 1991 году резчик Сасыков Шамиль, а стиль назвал в честь своей жены. Уникальность “татьянки” состоит в том, что выглядят работы очень красиво и эффектно, главная техника – плоскорельефная резьба с элементами плосковыемчатой. Стиль напоминает абрамцево-кудринский, но все же имеет особую технику вырезания, кроме того, содержит более разнообразные и многочисленные элементы. Существует сайт, посвященный этому виду резьбы, а также школа, где проводятся мастер-классы и полноценное обучение.
Некоторые примеры работ в стиле “татьянка”.
Резьба по дереву: процесс и технология
Чтобы начать работу, необходимо на заготовку нанести выбранный рисунок. Новичкам не следует выбирать сложные узоры, достаточно начать с простого геометрического орнамента. Контуры основных деталей необходимо обвести резаком. Резак должен быть заточен с двух сторон и иметь длинную отполированную фаску.
После нанесения рисунка и обведения контуров в процесс вступают стамески. Их нужно подбирать так, чтобы ширина инструмента соответствовала ширине изображения. Стамесками вырезаются выемки на маленьких деталях по направлению обводки. Каждая выемка вырезается одним движением стамески, при этом ее край должен быть отполирован и удлинен.
Переход стамески на формирующий элемент должен осуществляться следующим образом: фаска вдавливается в элемент второй рукой, после чего образуется соответствующий след. Выемки на основных элементах вырезаются также одним точным проходом стамески.
Маленькие детали завершаются вертикальным срезом дерева теми же стамесками. Контур деталей обводится под небольшим углом к поверхности заготовки, который следует направлять внутрь или наружу относительно контура.
Можно сделать дополнительную обводку под внутренним углом, если границы контура направлены наружу и обведены под углом. Таким методом можно выполнить ажурную, изящную резьбу, которая состоит из растительного элемента с использованием орнамента или фигур птиц, животных или насекомых.
Для выполнения резьбы следует положить заготовку на горизонтальную рабочую поверхность. Режущие инструменты необходимо держать двумя руками. При этом резак или стамеску надо держать в таком положении, чтобы несколько пальцев и ладонь одной руки находились непосредственно на инструменте, а вторая рука перемещала заготовку в необходимом направлении.
Фаску в вырезаемую выемку нужно вдавливать указательным пальцем. В ходе процесса вырезания используются отлогие, полукруглые стамески среднего и крутого уклона. Вырезать элемент начинают от обведенного контура или с середины, а заканчивают в том месте контура, который заранее обведен резаком.
Удерживание резака или стамески обеими руками позволяет обеспечить безопасность человека и контролировать силу надавливания на инструмент.
Заточка инструмента
Чтобы резьба по дереву приносила удовольствие, а созданные шедевры радовали глаз, инструмент должен быть острым. Если в процессе работы чувствуется увеличение сопротивления материала, необходимо сделать перерыв и заточить инструмент. Это позволит не прилагать излишних усилий при резьбе и гарантирует отличное качество каждого штриха, каждой бороздки.
Заточку следует начинать с выравнивания рабочей поверхности инструмента. Для этого используют крупнозернистый абразив. Он быстро и качественно убирает заусенцы, создает идеальную режущую кромку.
Работая на наждаке, надо быть аккуратным, нельзя допускать перегрева металла, резкими перепадами температуры можно «отпустить» режущую кромку.
После того как удалены крупные неровности, переходят к мелкозернистым абразивам. В ходе шлифовки удаляют шероховатости, которые возникли в процессе черновой заточки инструмента для резьбы. Последними используют шлифовальные смеси, нанесенные на войлочную основу. Они создают идеально ровную поверхность, снижая трение между инструментом и материалом до минимума.
Оборудование рабочего места
Решившиеся на освоение нового дела обычно начинают с приготовлений всего, что понадобится для работы. Новичок должен знать, что без основательной подготовки процесс обучения обречён на неудачу. Научиться резьбе по дереву можно, приложив много стараний. Вот что понадобится для комфортной работы:
Верстак. Основное рабочее место. Это может быть крепкий стол, но специальный верстак намного лучше. На нём есть всё необходимое, что может значительно облегчить процесс обучения.
Освещение. Работа резчика очень кропотливая, поэтому необходимо хорошее освещение. Лучше всего — солнечный свет, в вечернее время — электрические лампочки достаточной мощности.
Вентиляция. Работа с деревом связана с наличием стружки, а при шлифовании — это мелкая пыль. Чтобы не дышать загрязнённым воздухом, нужна хорошая вентиляция.
Инструменты. По дереву режут специальными резцами из высококачественной стали
Выбору инструмента уделяется особое внимание. От него зависит не только качество работ, но и здоровье резчика
Пораниться некачественным инструментом намного проще, чем надёжным и проверенным.
Многие мастера делают резцы для работ самостоятельно или заказывают их у проверенных производителей. Сегодня в розничной торговле встречаются разные наборы для резьбы по дереву
Однако качество таких инструментов часто далеко от идеала, поэтому важно отнестись к выбору инструмента со всей серьёзностью
При выборе учитывается также вид творчества, который решено освоить. Для выжигания будет нужен специальный прибор. Для рельефной и скульптурной вырезки понадобятся большие резцы. Многие из них должны иметь разную конфигурацию и длину лезвия. Для геометрических орнаментов обычно используют маленькие резцы разной толщины и формы цевья.
Какой бы вид ни было решено начать осваивать, стоит познакомиться с основными формами резцов:
- Прямые стамески. Для вырезания прямых линий и выборки фона.
- Косые резцы. Для прорезки угловых орнаментов.
- Полукруглые стамески. Для работ с овальными элементами.
- Трёхгранники. Для прорезания трёхгранных канавок.
- Клюкорезы. Для выборки овальных канавок разной глубины и конфигурации.
Разбираем мастер-класс по геометрической резьбе по дереву для новичков
Самый простой вид насечки — резьба с плоским пазом. Он делится на несколько видов, самый простой и доступный даже для детей — геометрическая резьба. Само название говорит о том, что украшения вырезаны ножом, состоящие из простых геометрических фигур. Однако при тщательной работе и интересных сочетаниях этот вид ниток тоже может выглядеть очень эффектно и красиво.
Для работы вам понадобятся:
- косяк нож
- палец выбранной породы
- карандаш с линейкой
Для начала нужно провести на детали две параллельные линии на расстоянии 1 см и сделать отметки даже по 1 см в шахматном порядке.
Соедините точки, чтобы получились треугольники. Отметьте центр каждого треугольника в нижнем ряду.
Соедините центры треугольников с вершинами треугольников. Теперь вставьте нож в центр треугольника на глубину 4-5 см и поднимите тупой угол ножа вверх. Проделайте это со всеми тремя углами.
Затем вырежьте стороны треугольников, как показано на фото.
То же самое проделайте с верхним рядом орнамента.
Затем можно провести еще одну линию и проделать те же манипуляции. Вот как вы получили свое первое украшение.
Имея небольшой опыт резьбы по дереву из вышеприведенного мастер-класса, можно смело приступать к резьбе чуть более сложных элементов. Для этого пригодится следующий трафарет или любой другой.
Выбираем инструменты для резьбы по дереву
Как и в каждом деле, в резьбе по дереву есть свои секреты, нюансы, что позволяют раскрыть красоту древесины в чудесном орнаменте. Необходимо подобрать специальные инструменты для резьбы по дереву и запастись необходимыми заготовками и эскизами для резьбы по дереву, что будут воплощаться в виде рисунков, каймы, кружев или жанровых сценок.
Базовый инструментарий
Очень высокие требования предъявляются к качеству инструментов для резьбы. Конечно, мастерство играет важную роль, но хорошо подобранные и наточенные инструменты помогут воплотить в жизнь вашу задумку. Опытные резчики по первому взгляду на инструмент скажут о его качестве, а начинающие теряются в магазине от огромного выбора.
В базовый набор для резьбы по дереву входит:
- несколько ножей и стамесок;
- надфили;
- ножовки по металлу;
- тиски;
- наждачная бумага;
- дрель с несколькими видами сверл;
- бруски.
Ножи должны быть изготовлены только из качественной стали. Лучше их приобрести в специализированных магазинах для творчества. Хотя на начальном этапе подойдут и просто остро заточенные ножи. Отличным началом послужат ножи фирм «Татьянка», Narex, Kogatana и др.
Не обязательно выбирать дорогой инструмент иностранного производства, ведь отечественные инструменты могут быть такого же хорошего качества, но намного дешевле
При росте мастерства вам может потребоваться набор инструментов, фрезеровальная машина, бормашина и др.
Стамески для резьбы
Иногда вместо стамески для резьбы по дереву используют заточенную отвертку или напильник.
Стамеска плоская – это длинный стержень, на торце которого есть плоская режущая кромка. Очень часто она применяется для первичной обработки древесины.
Стамеска полукруглая — это один из самых важных инструментов для работы. Они несколько отличаются по степени закругленности, то есть бывают средними, круглыми и отлогими.
Еще бывает V–образный вариант стамесок. Он может пригодиться при геометрической резьбе по дереву, с которой мы познакомим вас ниже.
Начинающим мастерам достаточно небольшого набора для резьбы по дереву, но хорошего качества, чтобы сразу привыкать к правильным движениям и нажиму.
В этом видео прекрасный мастер А. Юрьев поделился с нами, какие инструменты выбрать для резьбы.
Как уберечься от травмы при резьбе по дереву
Любой инструмент мастера-резчика может сравниться с опасной бритвой, поэтому, работая с ним, нужно четко соблюдать меры безопасности. Материал нужно расположить так, чтобы ножом или стамеской можно было работать свободно, исключив возможность попадания острым краем по рукам.
Место для работы должно быть удобным и чистым. Все лишние в данный момент инструменты должны быть аккуратно сложены, ведь они очень острые и могут быть причиной травмы.
Подготовка к работе
Для первого урока нужна дощечка размером 170 на 110 мм и толщиной 2 см. Эскизы для этой работы будут приведены ниже. Поверхность доски нужно отшлифовать шкуркой. Теперь используя линейку и простой карандаш расчертим всю поверхность дерева клетками по 5 см.
Узоры для резьбы по дереву
Потом рисуем все фигурки, как показано ниже на рисунке. Всего получилось 7 фигур: сколышки, ромбы, витейка, пирамидка, звездочки, квадратики и розетка. Из этих фигур потом можно складывать новые узоры. Фотография, на которой видно какие композиции можно составить из одних элементов, как смотрится композиция после обработки и покраски древесины.
Подготовка заготовки из дерева
Нужно отпилить от куска древесины досточку нужных размеров. Для первого раза достаточно взять небольшое полотно с толщиной в 2 см.
Поверхность нужно отшлифовать наждачной бумагой. Сильно затирать не стоит – достаточно убрать мелкие сколы и занозы. Удаление таких дефектов позволит легко скользить инструменту по поверхности. Дополнительно на руках не останутся занозы.
Подготовка поля
Ровную гладкую поверхность нужно расчертить. С помощью линейки и карандаша поделить всю площадь на клеточки со стороной в 5 см. Параметры клеток зависят от величины узора и его «подробности».
READ Кап и сувель что это и как отличаются?
Расчертить заготовку по всему периметру. Каждая ячейка станет основой для формирования элемента будущего орнамента.
Создание эскиза узора
Проходя между ячейками, формируется узор, который в дальнейшем будет вырезаться ножом. Можно использовать такой, как представлен выше, или более сложный – все зависит от уровня мастерства мастера.
В более сложных версиях орнамента используются плавные изогнутые линии.
Основы геометрической резьбы по дереву
Трехгранно-выемчатая резьба получила свое название в результате того, что практически все элементы рисунка формируются благодаря трехгранным выемкам. Обычные геометрические фигуры, переплетаясь между собой, формируют полноценный узор.
Для обучения резьбы по дереву с элементами геометрической резьбы нужно освоить технику вырезания простых элементов из дерева, постепенно переходя к более сложным узорам и комбинациям прямых и плавных линий.
Сложная геометрическая резьба по дереву начинается с того момента, когда нужно осваивать комплекс из простых в плане выполнения элементов. Здесь нужна точность распределения каждой части детали.
Справиться с таким оформлением начинающий мастер точно не сможет, но если тренироваться, то с опытом можно достичь высокого уровня мастерства.
Основные узоры
Трехгранно-выемчатая резьба по дереву может быть представлена комбинаций из любых геометрических фигур или линий. Основными элементами являются такие выемки:
- двухгранная клинорезная (сегмент, сектор, клин);
- трехгранная клинорезная (треугольники);
- четырехгранная (ромб, квадрат, прямоугольник);
- криволинейная (скобка, спираль, круг).
Каждая выемка характеризуется своими параметрами. В частности, имеет свою конфигурацию, глубину и ширину, угол наклона относительно основы.
Путем комбинирования и сочетания выемок с равным интервалом (рапортом) построения создаются более сложные узоры в виде геометрических фигур.