Магия жилища
Вышивание крестом испокон веков считалось искусством, а обереги вышитые – эффективной защитой от темных сил. Практически во всех домах славян был специальный оберег так называемого домашнего очага. Этот магический предмет охранял спокойствие и благополучие всей семьи и дома.
Как правило, крестом можно вышить для защиты домашнего очага огонь. Вышивка обереги огня должна быть красно-оранжевого цвета. Полотно рекомендуется расположить в гостиной или на кухне. Также символом домашнего очага считается изображение на полотне дома.
Вокруг дома вышивается красивый сад или дерево, которые будут символом здоровья и благополучия. На полотнах домашнего очага дерево может быть знаком продолжения рода. Солярные знаки — символы вечности и целостности, спирали – знаки мудрости и интуиции, а квадраты привлекают материальный достаток и благополучие.
Византийские, русские и западноевропейские традиции
Русская культура отличается уникальностью и эклектикой. Она развивалась относительно независимо от культуры Европы, основанной на Римских традициях, которые пережили свое второе рождение в период Ренессанса. В Римской империи изготавливались золотые одежды, но в Европе они стали только прерогативой монархов.
Русская культура заимствовала множество ремесел, достижения науки Византии, которые сохранила Русская Православная Церковь. Золотошвейные производства и по сей день работают при монастырях и выпускают церковный текстиль, который мы все имеем возможность лицезреть во время церковных служб. Такие мотивы также можно скачать.
Вышивка золотом для церкви
За период существования появилось множество традиционных и новых схем вышивки, которые могут стать изысканным декором в помещении или украсить предметы одежды. Шитье золотом выполняется как настоящими золочеными нитями, так и металлизированными версиями, которые при низкой стоимости создают превосходный эффект золоченого шитья.
Техника вышивки «вприкреп»
В этой технике создавали плотный фон из рядов золотой нити. Шитье выполняли непосредственно по ткани основы или по настилу, выполненному нитками различной толщины. Для настила, как правило, использовали льняные, а позднее бумажные нитки.
Графическая схема. Стрелками обозначено направление выполнения прикрепки при подвороте.
Порядок работы
- Переведите рисунок на ткань.
- Прошейте контур рисунка швом «вприкреп». Можно использовать нить потолще или скрученную в несколько сложений.
- Выполните первый ряд шва «вприкреп».
- Поверните нить на 180° и выведите иглу рядом с последней прикрепкой первого ряда, немного заходя под золотую нить. Выполните прикрепку, несильно затягивая рабочую нитку.
- Расправьте золотую нить (мы шьем в два сложения) так, чтобы она не была перекрученной.
- Подтяните золотую нить, после чего затяните прикрепку.
- Отступите на выбранное расстояние (примерно в середине стежка первого ряда) и выведите иглу так, чтобы прокол располагался под нитью первого ряда шва. Такой прием поможет уплотнить ряды вышивки. Прикрепка стежком, «скобочкой», достаточно подвижна и притягивает золотую нить к нити предыдущего ряда. Выполните прикрепку.
- Продолжайте шить, сохраняя выбранное расстояние между прикрепками.
- В конце каждого ряда шва выполняйте поворот как в пп. 4-6.
Правило 1. Ряды шва должны располагаться очень близко друг к другу.
Правило 2. Прикрепки делают тем чаще, чем тоньше золотая нить.
Вышивка по карте
В этой технике выполняют объемные детали рисунка. Как правило, по карте вышивали на жестких изделиях: головных уборах, обуви. В качестве подкладки использовали бересту, а позднее картон. Подкладку пришивали или приклеивали к основе.
Графическая схема. Стрелками обозначено направление выполнения прикрепки. Точка 0 – выход золотой нити на лицевую сторону
- Переведите рисунок на ткань.
- Вырежьте подкладку и закрепите ее на основе.
- Шейте как в аксамитовом шве, располагая прикрепки вплотную к контуру прокладки.
- По краям деталь можно обшить швом «вприкреп», используя толстую или скрученную в несколько сложений нить.
Графическая схема. Выполнение прикрепок для золотой нити по карте
Кованая техника
Фон в этой технике очень плотный, напоминающий металлическую поверхность с нанесенным на нее чеканным рисунком. Он получается за счет игры света и тени.
Женский головной убор-сборник. Сольвычегодский уезд Вологодской губернии, конец XIX в.
Графическая схема. Контур рисунка прошит золотой нитью с помощью шва вприкреп
- Переведите рисунок на ткань.
- Прошейте контур рисунка швом «вприкреп». Можно использовать нить потолще или скрученную в несколько сложений.
- Выполните первый ряд шва «изнаночный прикреп».
- Поверните нить на 180° и выведите иглу в точке поворота. Выполните прикрепку и протяните золотую нить наизнанку.
- Отступите на выбранное расстояние и выведите иглу так, чтобы прокол располагался под нитью первого ряда шва. Выполните прикрепку.
- Продолжайте шить, сохраняя выбранное расстояние между прикрепками.
- В конце каждого ряда шва выполняйте поворот как в п. 4.
- При шитье битью используйте шов «вприкреп».
Графическая схема. Заполнение фона рисунка золотой нитью с помощью шва «изнаночный прикреп»
Фон, вышитый битью
Правило 1. Вышивку выполняют тонкими металлическими нитками в одно сложение.
Правило 2. Для основы вышивки подходит очень плотная крепкая ткань. Рыхлая мягкая ткань может порваться.
Техника вышивки «вприкреп»
В этой технике создавали плотный фон из рядов золотой нити. Шитье выполняли непосредственно по ткани основы или по настилу, выполненному нитками различной толщины. Для настила, как правило, использовали льняные, а позднее бумажные нитки.
Графическая схема. Стрелками обозначено направление выполнения прикрепки при подвороте.
Порядок работы
- Переведите рисунок на ткань.
- Прошейте контур рисунка швом «вприкреп». Можно использовать нить потолще или скрученную в несколько сложений.
- Выполните первый ряд шва «вприкреп».
- Поверните нить на 180° и выведите иглу рядом с последней прикрепкой первого ряда, немного заходя под золотую нить. Выполните прикрепку, несильно затягивая рабочую нитку.
- Расправьте золотую нить (мы шьем в два сложения) так, чтобы она не была перекрученной.
- Подтяните золотую нить, после чего затяните прикрепку.
- Отступите на выбранное расстояние (примерно в середине стежка первого ряда) и выведите иглу так, чтобы прокол располагался под нитью первого ряда шва. Такой прием поможет уплотнить ряды вышивки. Прикрепка стежком, «скобочкой», достаточно подвижна и притягивает золотую нить к нити предыдущего ряда. Выполните прикрепку.
- Продолжайте шить, сохраняя выбранное расстояние между прикрепками.
- В конце каждого ряда шва выполняйте поворот как в пп. 4-6.
Правило 1. Ряды шва должны располагаться очень близко друг к другу.
Правило 2. Прикрепки делают тем чаще, чем тоньше золотая нить.
Вышивка по карте
В этой технике выполняют объемные детали рисунка. Как правило, по карте вышивали на жестких изделиях: головных уборах, обуви. В качестве подкладки использовали бересту, а позднее картон. Подкладку пришивали или приклеивали к основе.
Графическая схема. Стрелками обозначено направление выполнения прикрепки. Точка 0 — выход золотой нити на лицевую сторону
- Переведите рисунок на ткань.
- Вырежьте подкладку и закрепите ее на основе.
- Шейте как в аксамитовом шве, располагая прикрепки вплотную к контуру прокладки.
- По краям деталь можно обшить швом «вприкреп», используя толстую или скрученную в несколько сложений нить.
Графическая схема. Выполнение прикрепок для золотой нити по карте
Кованая техника
Фон в этой технике очень плотный, напоминающий металлическую поверхность с нанесенным на нее чеканным рисунком. Он получается за счет игры света и тени.
Женский головной убор-сборник. Сольвычегодский уезд Вологодской губернии, конец XIX в.
Графическая схема. Контур рисунка прошит золотой нитью с помощью шва вприкреп
- Переведите рисунок на ткань.
- Прошейте контур рисунка швом «вприкреп». Можно использовать нить потолще или скрученную в несколько сложений.
- Выполните первый ряд шва «изнаночный прикреп».
- Поверните нить на 180° и выведите иглу в точке поворота. Выполните прикрепку и протяните золотую нить наизнанку.
- Отступите на выбранное расстояние и выведите иглу так, чтобы прокол располагался под нитью первого ряда шва. Выполните прикрепку.
- Продолжайте шить, сохраняя выбранное расстояние между прикрепками.
- В конце каждого ряда шва выполняйте поворот как в п. 4.
- При шитье битью используйте шов «вприкреп».
Графическая схема. Заполнение фона рисунка золотой нитью с помощью шва «изнаночный прикреп»
Фон, вышитый битью
Правило 1. Вышивку выполняют тонкими металлическими нитками в одно сложение.
Правило 2. Для основы вышивки подходит очень плотная крепкая ткань. Рыхлая мягкая ткань может порваться.
Великолепные работы российских мастериц
Русский княжеский костюм
Русский придворный костюм
Деталь придворного костюма
Николай Иванович Аргунов. Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме
пышной, восточной, византийской
Мундиры офицерские XVIII – начало XX века, музей-заповедник Царское село
Воротник мундира
Воротник мундира и эполеты, расшитые канителью
Ташка офицерская Лейб-гвардии Гусарского полка, Российская империя, копия
Эполеты образца 1809г.
Гардероб императора Петра II
Коронационное платье Екатерины I
Коронационное платье Анны Иоановны
Коронационное платье Екатерины Великой
Коронационное платье Александры Федоровны
Основные техники и швы
В золотной вышивке применяются специфические техники, позволяющие получить узор, на котором будут яркие переливы света. Большинство этих швов использовалось еще при работе с драгоценными нитями.
Золотая нить выкладывается на нити основы или картонную форму и прошивается согласно схеме, принятой для того или иного вида шва. На иллюстрациях четко видно, по какой схеме проводится пришивание нити в каждом случае. Таким образом, в работе постоянно используется игла с шелковой ниткой под цвет металлизированной и непосредственно золотой материал, который накручен на витейку и выкладывается рядами, плотно прижатыми друг к другу. Основа из-под них, будь то нитки или картон, просматриваться не должна.
Двойной
Гусем
Волнистый Денежка Косой ряд
Городок
По шнуру
В раскол
Какие бывают знаки
Со значениями узоров немного разобрались, теперь предлагаем отдельно поговорить о знаках.
- Волнистая линия. Так на вышивке обозначают воду. Вертикальные линии – это дождь. Горизонтальные – реки и подземные воды.
- Громовник – это шестиконечный крест, который изображают либо в круге, либо в шестиграннике. Итак, знак грома (или Перуна) было принято использовать в качестве оберега от молнии. Еще громовник – оберег для воинов.
- Квадрат, разделенный на четыре части (вместо квадрата может быть ромб). Так показывается вспаханное поле. Если внутри имеются точки внутри – значит поле засеяно. В целом, это знаки земли и плодородия.
- Крест в круге или колокрест – это знак солнца. Оберег призван защищать от сил зла. Кроме того, колокрест – это знак закрытости.
- Крада (или «решетка») является знаком огня. К слову, крадой называется погребальный или жертвенный костер.
- Крес. Так называют прямой/косой равносторонний крест. И это тоже знак огня, Агуни.
- Месяц – это знак луны. Подвески в виде месяца называют лунницами.
- Гребень петуха с семью выступами – это огненный знак.
- Рог изобилия – богатство.
- Ярга/коловорот/свастика. Это знак солнца и его богов – Хорса, Даждьбога и других. Вообще, ярга – очень интересный знак. Например, в зависимости от посолони или противосолони (это направленность движения) могут различать знак светлого солнца и темного. Яви (светлый) ассоциируется с созидательной и благотворной силами солнца. Нави (знак темного солнца), напротив, несет разрушения.
- Дерево (как правило, ель) является символом долгой жизни и системы, взаимосвязи живого мира.
- Спираль – это символ мудрости. Причем, если выбирают для вышивания синий и фиолетовые цвета – то речь идет о самых сокровенных знаниях. Наиболее мощным знаком, который способен победить силы зла, вышивают красными, белыми или черными нитками.
- Треугольник. Это символ человека. Обычно треугольник показывают с маленькими точками или кружками у вершины – так показывают общение.
Видео с уроками мастер-класса такой вышивки для начинающих
Видеоурок по созданию ладанки – мешочка, в который кладут святыню или молитву. Этот оберег носится на шее или прикалывается булавкой под одежду. Главные мотивы вышивки – знаки земли.
Как создать вышивку инициалов гладью, расскажет подробный видеоурок. На закреплённую канву наносится рисунок. Контур вышивается швом в две нити, а заполнение выполняется швом в одну нить. Основные виды стежков – «назад игрой» и французский узелок.
Вышивка является древнейшим видом украшения тканей. Искусно вышитый узор превращает любую вещь в настоящее произведение искусства. Сейчас вышивка в русском народном стиле украшает одежду и интерьеры. Вы можете заказать вышивку на сайте, а можете самостоятельно сделать рисунок и перенести его на любое изделие. Вы уже знакомы с вышивкой? Расскажите, какими техниками владеете и какие мотивы используете в вышивке своих изделий.
Техники золотного шитья
Техники золотного шитья разнообразны: чаще всего – это шов «вприкреп» (мягкий и счетный), наиболее характерный – литой шов и литой шов с расколом (или «в раскол»), двойной сложный шов, «бабий» шов, шов «гусем», волнистый шов, шов корзиночка, шов по шнуру (веревочке) (гладевой валик, гладевой шнур), шов «рядки», швы «городок», «денежка», «ягодка», «разводная клетка», «черенок с ягодкой», «клопец», «перышки».
В так называемом «литом кованом» шве золотые нити укладываются так, что создается впечатление сплошной пластины. Адский труд: на 1 кв. см такой вышивки требуется примерно 2 часа.
Канитель
Канитель Прямое отношение к золотному шитью имеет выражение «тянуть канитель». Канителью называлась металлическая золотая или серебряная нить для вышивания.
Металл нагревали до белого каления, мастер брал специальные щипцы и тянул тонкую-тонкую нить. Занятие было кропотливое и нудное. Готовая нить была двух видов: круглая в сечении — «волочёнка» и расплющенная — «бить». Позже стали пользоваться «пряденой» нитью: когда металлическая нить накручивалась на обычную, шелковую или льняную.
Техника вышивания канителью отличается от других видов вышивки: золотную нить не протаскивают сквозь ткань, а прикрепляют швом вприкреп,
Расположение золотой нити над тканью
поверх основы второй ниткой. При этом вспомогательная нить должна оставаться невидимой для глаза. За счет многообразия швов получаются поистине фантастические узоры.
Схема процесса волочения золота
На ткань узор мастерицы переносили различными способами, один из самых распространенных — «припудривание» («припорох»). Рисунок на кальке прокалывают иглой или тонким шилом с расстоянием 2-3 мм между проколами. С обратной стороны лист с рисунком протирают наждачной бумагой, сглаживая неровности. Получился трафарет-сколок. Сколок накладывают на лицевую сторону ткани, тщательно закрепив. Готовят смесь из мела и керосина (по консистенции смесь должна напоминать густую сметану) — для темных тканей или синьки и керосина — для светлых. Затем по проколам протирают трафарет круговыми движениями тампоном из ткани, смоченным в смеси. В пяльцах, перед тем, как заправить основу, нужно закрепить кусок любой ткани как подкладку, и уже к ней пришить ткань-основу.
До XI века в этом виде шитья употребляли волоченное золото и серебро.
Близко лежащие параллельные стежки создавали гладкую блестящую поверхность. Эффект золотого шитья заключался в светотеневой игре
Элементы узора церковного облачения
металлических нитей. При желании создать выпуклый рисунок подкладывали бумагу или вату. Богатство золотого шитья сделало его основным приемом отделки предметов церковного обихода.
Уменьшенная копия платья Екатерины Великой
Для каждого центра золотошвейного мастерства имелись излюбленные формы цветущих кустов в вазонах. Наибольшей популярностью пользовалось шитье по бархату малинового и красного цвета. Шитье середины XVI века продолжает традицию живописности с использованием разноцветных шелков. Разнокрасочные, светлые, яркие и ясно видные прикрепы смягчали блеск золота, смешиваясь с ним, и давали яркую, определенную узорность. Золотое шитье, первоначально украшавшее предметы церковного обихода и дорогую светскую одежду, стало постепенно применяться в праздничной крестьянской одежде и одежде простых горожан.
Особенно красочной была вышивка на головных уборах, платках.
Золотое шитье на головных уборах
Головные уборы чрезвычайно разнообразны. Шитые золотом и серебром, они надевались к праздничным костюмам и часто являлись самой нарядной и драгоценной его частью. Особенно славились красотой и качеством нижегородские платки (Огородец, Арзамас и др.) с драгоценной золотой вышивкой. Для платков использовались мягкие, легкие ткани: миткаль, шелк, батист, кисея. Растительные узоры выполнялись золотыми и серебряными нитями, битью, украшались блестками, бахромой, галуном и кружевом.
Современное панно мастериц Торжка
В XVII-XVIII веках большое развитие получило сложное, изысканное шитье на придворных парадных костюмах. Иностранцев при дворе поражало обилие серебряных кружев, богатой золотой вышивки и ослепительных драгоценностей на нарядах придворных дам.
Что такое золотная вышивка
Золотным шитьем называют ручную вышивку, при которой работа ведется тонкими золотыми нитями, реже серебряными. То, насколько сильно солнечные лучи играют на вышивке, может повышать или понижать ее стоимость. Чем переливы ярче, тем ценнее работа. Впервые упоминания о вышивке золотом появились во II веке до нашей эры. По преданию такое рукоделие возникло в Пергамском царстве, которое находилось на Северо-Западе Малой Азии. Оттуда это искусство попало в Римскую империю и далее распространилось по территории Европы и Северной Африки.
На Руси вышивка золотой нитью появилась в 10-11 веках. Долгое время такой работой занимались только в монастырях. Там было доведено до совершенства лицевое золотное шитье, при котором на изнаночной стороне ценные нити практически не были видны. Знатные женщины, уходящие в монастырь, часто имели послушание именно золотошвеек. Такое шитье долгое время использовалось только для украшения хоругвей, церковных занавесов и облачений церковнослужителей.
А вы уже пробовали заниматься золотной вышивкой? ДаНет
Основные техники и швы
В золотной вышивке применяются специфические техники, позволяющие получить узор, на котором будут яркие переливы света. Большинство этих швов использовалось еще при работе с драгоценными нитями.
Золотая нить выкладывается на нити основы или картонную форму и прошивается согласно схеме, принятой для того или иного вида шва. На иллюстрациях четко видно, по какой схеме проводится пришивание нити в каждом случае. Таким образом, в работе постоянно используется игла с шелковой ниткой под цвет металлизированной и непосредственно золотой материал, который накручен на витейку и выкладывается рядами, плотно прижатыми друг к другу. Основа из-под них, будь то нитки или картон, просматриваться не должна.
Двойной
Гусем
Волнистый Денежка Косой ряд
Городок
По шнуру
В раскол
Галереи
- Кодекс Эгберта (Кодекс Трира, Молитвенник Гертруды)
- Босуортская Псалтирь
- Древнерусское искусство — атрибуция
- Остромирово Евангелие
- Раннехристианское искусство. Архитектура
- Эллинизм
- Неолит и ранняя бронза Эгейского бассейна
- Эгейское искусство
- Атрибуция памятников Передней Азии — Месопотамия
- Атрибуция памятников Древнего Египта
- Греция. Древняя
- Онежские петроглифы
- Пещера Ласко
- Пещера Альтамира
- История искусств зарубежных стран в картинках
- Вавилон
- Хетты и хурриты
- Шумер-Аккад
- Раннее Двуречье
- Архитектура Древнего царства
- Раннее царство
- Додинастический период (V-IV тыс. до н.э.)
- Изборник Святослава
Декоративное искусство в детском саду
Искусство народных мастеров является достоянием не только для взрослых
Оно важно и детям, которые могут увлеченно играть и с матрёшками из дерева, и с глиняными игрушками кировских умельцев. Искусство народа пробуждает у ребят интерес оригинальностью замыслов, образностью и красочностью. Оно понятно детям, так как содержание его является простым и лаконичным, но в то же время открывает перед ребёнком красоты мира, окружающего его
Здесь и полюбившиеся сказочные образы животных, которые выполнены из глины или дерева, и орнаменты с цветами, ягодами и листьями, не раз виденными в жизни. Мастера, занимающиеся изготовлением глиняной игрушки, зачастую расписывают свои произведения орнаментом из геометрических фигур: полосками, кольцами, кругами. Эти рисунки также находят понимание у малышей. Все глиняные и деревянные изделия в детских садах являются не только украшением интерьера. Руководимые опытным педагогом, ребята внимательно к ним присматриваются, занимаясь их рисованием и лепкой на основе образцов народных изделий
Оно понятно детям, так как содержание его является простым и лаконичным, но в то же время открывает перед ребёнком красоты мира, окружающего его. Здесь и полюбившиеся сказочные образы животных, которые выполнены из глины или дерева, и орнаменты с цветами, ягодами и листьями, не раз виденными в жизни. Мастера, занимающиеся изготовлением глиняной игрушки, зачастую расписывают свои произведения орнаментом из геометрических фигур: полосками, кольцами, кругами. Эти рисунки также находят понимание у малышей. Все глиняные и деревянные изделия в детских садах являются не только украшением интерьера. Руководимые опытным педагогом, ребята внимательно к ним присматриваются, занимаясь их рисованием и лепкой на основе образцов народных изделий.
Народное декоративное искусство в детском саду входит в жизнь малышей, доставляя им радость, расширяя кругозор, оказывая положительное влияние на художественный вкус. В дошкольных образовательных учреждениях должно быть достаточное количество изделий народных промыслов. Это позволяет украшать интерьеры групп, обновляя их через некоторое время. Художественные изделия показываются детям, когда ведутся беседы о народных умельцах. Все подобные предметы нужно хранить в шкафах кабинета педагогики. Они должны постоянно пополняться и распределяться по промыслам. Младшим детям нужно приобретать игрушки-забавы, точеные деревянные игрушки. Ребятам средней группы лучше подойдут филимоновские и каргопольские. Детям старших групп доступны все виды народных игрушек, включая глиняные и деревянные.
Декоративная лепка в условиях детского сада предусматривает создание детьми посуды, различных фигурок на темы народных игрушек. Помимо этого дети могут изготавливать украшения небольшого размера для кукол, сувениры для мам, бабушек и сестер к празднику 8 Марта.
Под воздействием занятий с предметами народных промыслов дети более глубоко и заинтересованно относятся к иллюстрациям на темы русских народных сказок. Народные игрушки богатством своей тематики подстегивают воображение ребёнка во время занятий лепкой, делая богаче его знания о мире, который его окружает. Занятия с применением в качестве иллюстраций предметов народного творчества дают возможность развивать ум малышей.
Однако положительный эффект от этого достигается лишь в том случае, если детей планомерно и систематически знакомят с предметами декоративно-прикладного искусства. На основе полученных знаний они создают своими руками декоративные работы. Им предлагается воспроизвести произведение народного декоративного искусства (любое). Фото, если нет в наличии самого произведения, поможет ребенку представить, что он будет рисовать или лепить.
Желание детей заниматься созданием красивых предметов в значительной степени определяется вниманием самого воспитателя к этим вопросам. Он должен иметь информацию о народных промыслах, быть осведомленным об истории их появления. Если педагог знает, к какому народному промыслу можно отнести ту или иную игрушку, и умеет интересно рассказать о мастерах, делающих эти игрушки, детям будет интересно, и у них появится желание заниматься творчеством
Если педагог знает, к какому народному промыслу можно отнести ту или иную игрушку, и умеет интересно рассказать о мастерах, делающих эти игрушки, детям будет интересно, и у них появится желание заниматься творчеством.