Технология тиснения и его виды
Технология блинтового тиснения (от нем. blint — слепой) основана на использовании различных клише, которые вдавливаются в материал с большой силой — и за счет этого меняют его плотность так, что полученное изображение со временем не разглаживается.
Для изготовления блинтов обычно используются цветные металлы (медь, никель, цинк) или их сплавы (латунь, бронза, томпак и пр.) — главным образом потому, что они лучше поддаются обработке. В случае когда месту тиснения необходимо придать дополнительный оттенок, возможно применение специальной пленки в процессе работы.
Для нанесения логотипа на поверхность изделия применяется специальный пресс. Таким образом удается достичь наиболее тесного контакта металлического клише с поверхностью обрабатываемого изделия. Чаще всего действие происходит под воздействием высоких температур. В это время продукция довольно сильно нагревается на непродолжительное время. Это необходимо для придания стойкости изменённой форме рельефа.
Эта технология используется на самых различных материалах:
- мелованная, фактурная бумага;
- обычный, ламинированный картон;
- натуральная и искусственная кожа;
- различные виды мягких полимеров.
Виды тиснения в полиграфии, которые существуют на сегодняшний день:
- Холодный. Штамп не подвергается термической обработке. Используют данный тип для обработки материалов, которые нельзя подвергать воздействию высоких температур.
- Горячий. Подразумевает нанесение изображения штампом, нагретым от 85 до 200 градусов. В результате происходит сжатие материала, что придает оттиску большую устойчивость. А также прожигание верхнего слоя обрабатываемой поверхности, если это необходимо.
Оба вида обработки позволяют получить рельефное изображение. Как правило, оно отличается высоким качеством выполнения и точностью.
Тиснение: виды, сферы применения, особенности технологии
Блеск драгоценных металлов и самоцветов в сознании людей всегда ассоциируются с роскошью. Аналогично воспринимаются изделия, богато инкрустированные переливающимися кристаллами, золотом, серебром. Это привело к формированию нового направления в области печати – тиснению. Так называют серию технологий, которые наряду с изготовлением кружек с фото на заказ, с нанесением изображений на телефонные чехлы, футболки, используются для производства рекламных продуктов, только в отличие от названных вариантов, они востребованы там, где есть место эксклюзиву, роскоши и индивидуальности.
Способом тиснения сегодня выпускают широкий ассортимент полиграфических товаров – красивые блестящие надписи оригинально смотрятся на этикетках, упаковках, календарях, обложках для документов, ежедневниках и др. Тисненые изделия отличаются характерной презентабельной внешностью, но и стоят они дороже, чем рекламные носители, декорированные другими способами печати.
По сей день дизайн продуктов с тиснением под золото считается непревзойденным по уровню роскоши и статуса.
Элегантные кожаные ежедневники с золотыми надписями на обложке в средние века, вплоть до конца 19 столетия, оценивались очень высоко. В те времена тиснение выполняли натуральными драгоценными металлами.
Лишь к началу 20 века золото успешно заменили фольгой, тем самым сократили стоимость тех же книг.
► Впервые о технике слепого тиснения было сказано в китайских летописях 6 века н.э., а первые «трафареты», с помощью которых делали оттиски на разного рода мягких поверхностях (например, на коже), появились задолго до наступления нашей эры.
Сегодня под технологией тиснения подразумевают несколько способов нанесения изображений.
Тиснение фольгой
Самый распространенный способ «золотого декора». Его характерные признаки:
- Выполняется под воздействием высоких температур (в большинстве случаев используют именно горячее тиснение);
- Годится для работы по пластику, бумаге, картону, пленке – по любой поверхности, способной выдержать нагревание до критических температур;
- Работают на специальных прессах: на одной стороне фиксируют клише из металла, на другую кладут носитель.
Процесс заключается в нагревании пресса до температуры не ниже 1050С (иногда увеличивают до отметки 1200С, конкретная цифра зависит от материала). Далее автоматически разматывается отрезок фольги из рулона, выводится под клише и под воздействием высокой температуры и давления зеркальное изображение остается на поверхности.
Холодное тиснение – альтернативная и более современная технология, у которой есть несколько преимуществ:
- Допускается наносить надписи на материалы, которые не выдерживают нагревания;
- Высокая скорость печати: горячее тиснение более индивидуально. В процессе приходится задействовать ручной труд, что не только увеличивает стоимость продукта, но и снижает скорость его изготовления. Для холодного тиснения подходит то же оборудование, что применяют при шелкографии. Сначала проводится лакирование специальным материалом, затем наносят фольгу и крепят в залакированных местах.
Холодный способ тиснения применяют при заказе крупных партий этикеток, другого типа недорогой рекламы, но и здесь имеется свой негативный момент. Способ подходит для печати по ровным гладким поверхностям. Рифленые, фактурные изделия не способны удержать металлизированную пленку.
Фольгирование – третий вариант тиснения с помощью фольги, более экономичный и простой. Применяют специальные ламинаторы. Рабочей поверхностью служат валы. Последовательность работы:
- Находят изображение – надпись или орнамент;
- Распечатывают на лазерном принтере;
- Вставляют в оборудование специальную фольгу (не подходит та, что используется при тиснении холодным/горячим способом);
- Валы нагревают и прокатывают по фольге;
- Тонер расплавляется, на него крепится фольга.
Недостатки:
- Подходит только для работы с картоном или бумагой;
- Используют очень ровные поверхности;
- Лучше подбирать изображения без мелких элементов, потому что сложно добиться высокой четкости. Края часто получаются рваными.
Виды блинтового тиснения
На сегодняшний день существует всего лишь два способа тиснения: холодное и горячее.
- Холодный тип выполняется с помощью штампа, который не подвергается термической обработке. Этот способ идеально подходит для отделки материалов, которые не являются особо восприимчивыми к различным видам теплового воздействия.
- Горячий способ подразумевает под собой нанесение рисунка путём продавливания поверхности изделия нагретым до определённой температуры штампом. В результате этого происходит не только сжатие изделия, но и прожигание верхних слоёв обрабатываемого материала.
Оба вида тиснения дают возможность получить углублённое, рельефное изображение. Оно отличается точностью и качеством выполнения.
Визуальные эффекты
Что получается: декоративные элементы, которые привлекают к дизайну больше внимания благодаря контрасту, блеску и игре света.
Выборочное лакирование
Как: на изделие строго по заданному узору наносят лак. Он должен контрастировать с остальной поверхностью: матовый лак кладут на глянцевый и гладкий материал, а глянцевый — на матовый и софт-тач.
Для чего: выборочное лакирование выделяет детали дизайна, создаёт визуальный эффект объёма при едва заметном рельефе. Его применяют для оформления брошюр, каталогов, визиток, картонных пакетов и коробок.
Учитывайте: в зависимости от задачи для этого декоративного эффекта можно использовать и УФ-принтеры, и шелкотрафаретную печать, и цифровую, и офсет.
Отделка надписи лаком делает её более заметной, несмотря на приглушённый оттенокИзображение: принт-менеджерское Бюро Маяк
Стерео-варио
Как: сначала изображение обрабатывают — делят на полосы по определённому принципу, потом печатают офсетом или цифровым способом и наклеивают на него нужный вид ребристой линзы из прозрачного пластика. Если исходное изображение одно, то благодаря такому способу у него появляется глубина — это эффект стерео. А если изображений несколько, то они сменяют друг друга, как в анимации, — это эффект варио.
Другое название этой технологии — лентикулярная печать. Она добавляет изображениям объём, блеск, создаёт эффект преломления света и движения.
Для чего: лентикулярную печать используют для производства открыток, календарей, приглашений — полиграфии небольшого формата, которую потребитель сможет долго и внимательно разглядывать.
Учитывайте: качественное стерео-варио — достаточно дорогой способ производства, он подходит для малых тиражей.
Закладка с эффектом стерео на картинкеИзображение: принт-менеджерское Бюро Маяк
Голограммы
Как: с помощью специальных программ «строят» физический объект, «снимают» с него объёмное изображение — голограмму, после чего печатают на особой металлизированной плёнке с клеевым слоем
Для чего: голографические наклейки нужны для маркировки документов или товаров и пломбирования — защиты упаковки от вскрытия.
Учитывайте: существуют готовые стандартные голографические фоны, на которые можно наносить изображения — логотипы, гербы или знаки.
Термохромные лаки и краски
Как: изображения печатают красками или покрывают лаками, способными менять или «терять» цвет от воздействия довольно невысокой температуры.
Для чего: этот полиграфический эффект применяют для декорирования предметов, которыми люди пользуются в быту. Например, печатают изображения на керамических кофейных кружках или жестяных банках с лимонадом.
Учитывайте: есть возвратные термохромные пигменты и невозвратные. Первые способны восстанавливать первоначальный цвет после возвращения температуры к нормальному значению, а вторые — нет.
Люминесцентные лаки и краски
Как: для печати используют материалы с люминофором — веществом, которое накапливает свет от солнца или лампы и излучает его в темноте.
Для чего: эффект световозвращения часто используют для декорирования текстиля — например, футболок и рюкзаков. А ещё для детских товаров: наклеек, обоев, тетрадей.
Стоимость тиснения фольгой
Себестоимость продукции, изготавливающейся с помощью холодного тиснения, гораздо меньше, зато ее горячий аналог позволяет достичь более высокого качества и обработать гораздо больший спектр материалов.
Самый распространенный прием – это использование такого метода при создании визиток, грамот и т.п. Здесь хорошо использовать холодное тиснение. А вот горячее нашло спрос при создании блокнотов, надписей на изделиях из кожи и т.д. Кроме тиснения на бумаге широко используется блинтовое.
Усредненные цифры на сегодняшний день такие. Это приблизительные данные, зависящие от многих факторов – при тираже 500 шт. цена одной единицы может составлять около 15 р. Размер партии не имеет минимальных значений – возможно производство от 1 экземпляра. Такие заказы тоже иногда бывают.
Виды печати
Наиболее часто применяемая печать это офсетная и цифровая. С них и начнём.
Офсетная печать
Офсетная печать это сложный печатный процесс с предварительной подготовкой оттисков. В процессе подготовки нужно долго прилаживать оборудование и вообще, допечатная подготовка в офсете очень долгая.
Печатать офсетным способом визитки выгодно только если вы заказываете тираж от 1000 штук и более. Причём, чем больше у вас тираж, тем выгоднее для вас печать офсетным способом.
Печатать небольшое количество визиток дешевле цифровой печатью.
Цифровая печать
Цифровая печать реализуется посредством цветных или чёрно-белых принтеров, где печать по большей части осуществляется при помощи цифровых технологий. Конечно сейчас и офсетная печать немыслима без компьютера, но там приходится вручную подготавливать печатные формы, что очень усложняет процесс печати.
https://youtube.com/watch?v=cMCao_iaHF8
Всё-таки цифровая печать более оперативная и менее трудозатратная.
Трафаретная печать (шелкография)
Шелкография это печатный процесс нанесения краски при помощи заготовленных трафаретов, через которые краска попадает на запечатываемую область.
https://youtube.com/watch?v=6QjX3Co2vEM
Сейчас трафаретная печать тоже достаточно автоматизирована и представлена широким набором печатных станков, как европейского так и китайского производства.
Ультрафиолетовая печать (УФ-печать)
Это технология нанесения полноцветного изображения на визитки при помощи специальных УФ чернил. Чернила становятся твёрдыми сразу после нанесения, во время подсвечивании их специальными ультрафиолетовыми лампами. Такие чернила не впитываются в носитель и изображение при этом получается как-бы рельефным.
УФ-печать позволяет наносить краску практически на любые рекламные материалы, а отсутствие вредных испарений в используемых чернилах, позволяют применять её в дизайне интерьеров.
При помощи УФ-чернил вы можете нанести изображение на:
- баннеры
- текстиль
- стекло
- металл
- гранит
- дерево
- пластик
Естественно что такой перечень возможных носителей даёт широкий простор для применения в рекламе и создании сувенирной продукции. При помощи УФ-печати можно нанести изображение на кружки, тарелки, зажигалки, ручки, бизнес-подарки и прочую промопродукцию.
Процесс изготовления
Для выполнения прессованного изображения используют специальные прессы. Они могут быть:
- автоматические;
- полуавтоматические;
- ручные.
Процесс состоит из нескольких технологических этапов:
- Изготовление клише.
- Приладка и контроль тестового образца (важный этап, который позволяет впоследствии исключить брак).
- Итоговое тиснение партии изделий или всего тиража.
Можно попробовать сделать тиснение дома своими руками. В качестве пресса с успехом можно использовать молоток или старинные чугунные утюги. Но все-таки процесс этот требует аккуратности, специального оборудования, практического опыта и навыков. Поэтому лучше доверить эту работу профессионалам.
Блинтовое тиснение — наиболее простой и доступный способ украшения предметов. С его помощью даже самая обычная визитка или книжная обложка может превратиться в настоящее произведение искусства. Изделия, украшенные таким способом, могут стать приятным подарком как близкому человеку, так и коллеге или даже начальнику.
Тиснение – это полиграфический процесс создания рельефного изображения на широком спектре запечатываемых материалов, таких как бумага различной плотности, картон, кожа или дерево. Данная технология используется для отделки и брендирования упаковочной полиграфической продукции.
Необходимые инструменты
Для изготовления вашей первой чеканки по фольге потребуется следующее:
- плотная фольга для тиснения и чеканки;
- ножницы;
- лист плотного картона для подложки;
- палочка с закругленным концом (палочка для суши, либо тупой карандаш, либо закругленный конец рукояти кисточки);
- мягкая подложка (тонкий фетр, журнал и т.п.).
Для детских поделок лучше выбрать пищевую фольгу в рулонах или листах. Такие поделки будут обладать низкой прочностью и нуждаться в дополнительной защите. Для подростков и взрослых, уверенно обращающихся с острыми предметами, можно взять банку из-под лимонада или пива.
К набору инструмента можно добавить клеевой пистолет с запасом клея.
Собираем многослойный «бутерброд»: плотная подложка, мягкая подложка, фольга для тиснения и чеканки, шаблон рисунка. Кусок фольги для тиснения чеканки следует отрезать раза в два больше, чем площадь рисунка, чтобы можно было подвернуть края за подложку.
Тонкую пищевую фольгу можно несколько раз скомкать и расправить, чтобы она приобрела фактуру мельчайших складочек. Микрорельеф заметно оживит рисунок и даст запас фольги для оформления выступов
Требуется большая осторожность и терпение для того, чтобы не порвать фольгу
Сначала обводим контуры рисунка, держа палочку под углом к поверхности, с таким же примерно наклоном, как и ручку при письме. Вести палочку нужно медленно и равномерно надавливая, без лишних усилий и рывков. Если фольга порвется, лист придется заменить и начинать все заново. После наведения контура можно приступать к заполнению фона. Здесь палочку следует держать вертикально или близко к вертикали. Существует несколько техник заполнения:
- Точечкой.
- Черточками.
- Волнами.
- Кружочками.
Выразительности рисунку добавит тщательная прорисовка линий деталей и заполнение части из них фоновым узором. Разные детали рисунка можно заполнять тиснением разной формы.
Следующий этап чеканки или тиснения по плотной фольге — раскраска. Есть несколько техник, доступных любителям. Самая простая – это выполнение тиснения закругленным кончиком мягкого карандаша. Графит будет заполнять углубления и давать визуальный эффект, похожий на чернение серебряных изделий. Другая техника-покрытие одних частей рисунка краской-серебрянкой из алюминиевой пудры, а других — бронзовой краской. Консистенция краски должна быть сколь возможно густая. Это ускорит высыхание и создаст дополнительный визуальный эффект.
И, наконец, завершающий этап — свободные концы фольги, выкроенной с запасом, заворачиваются за плотную подложку и приклеиваются к ней. Поверх наклеивается еще один лист плотного картона, чтобы скрыть концы листа фольги.
Существует вариант технологии, при котором контур рисунка переносится с шаблона на плотную подложку и обводится «колбаской» клея из клеевого пистолета. После сверху накладывается фольга. Такой способ позволяет сделать линии рисунка не впадинами, а выпуклостями. Кроме линии рисунка, из клея можно сформировать фоновые зоны выпуклости. Этот художественный прием добавит вашему изделию дополнительную рельефность и выразительность.
Сегодня мы вам продемонстрируем мастер-класс по изучению техники чеканки из самой обычной фольги быстро и легко своими руками для детей поэтапно. Чеканка – это древнее искусство художественной обработки тонкого листа металла, вид металлопластики. В старину подобные изделия были очень дорогими, так как способ их изготовления был весьма трудоемким. Металлический лист приходилось тонко расплющивать вручную, а затем с ювелирной аккуратностью и точностью наносить на него точечный рисунок при помощи специальных инструментов. Такая техника применялась, например, для изготовления окладов икон, где сочеталась с другими способами украшения металлической поверхности: гравировкой, чернением и вставками из драгоценных камней.
Блинтовое тиснение
Название происходит от английского blind – слепой. Блинтовое, или бескрасочное, тиснение осуществляется путем прижима пресса с вытравленным клише – рельефом требуемого рисунка — к материалу. Оттиск получается бесцветным, то есть «слепым».
Особенно эффектно блинтовые оттиски выглядят на изделиях из кожи и кожзаменителя: папках, кошельках и обложках. Иногда оттиски используют для последующего нанесения фольги или краски. Такая последовательность полиграфических процессов позволяет увеличить стойкость изображения к повреждению и истиранию. Кроме того, поверхность материала в процессе блинтования разглаживается, что упрощает нанесение колорированного(красочного) слоя.
Тиснение может осуществляться горячим и холодным методом. Горячее тиснение имеет ряд ограничений по применяемым материалам, так как в его процессе прожигается верхний слой. Кроме того, оно имеет более высокую стоимость, чем холодное, и целесообразно только на крупных тиражах. На тиражестойкость влияет и материал используемого в тиснении клише. Так, например, магниевые выдерживают до 50-ти тысяч оттисков, медные – до 100 тысяч. Самые долговечные – латунные, более 1-го миллиона оттисков. Для малых тиражей часто используются формы высокой печати с достаточной жесткостью по Шору.
Виды тиснения
Блинтовое тиснение. Технология позволяет получить рельеф, похожий на оттиск штампа. Клише с вытравленным на нем рисунком прижимается прессом к материалу. Штампы изготавливают из твердых металлов: магния, меди, цинка, латуни. Рисунки при этом способе не отличаются богатством декора. Эта технология позволяет быстро сделать большое количество однотипных оттисков, из-за этого в современной полиграфии она популярна больше других технологий.
Конгревное тиснение. При этом тиснении материал помещается между штампом и контрштампом (пуансоном), которые вдавливаются друг в друга. Технология позволяет получить как выпуклые, так и вогнутые изображения. Этот способ тиснения может быть горячим и холодным. Его очень любят рекламщики.
Самым распространенным методом является фольгированное тиснение. Суть метода заключается в нанесении металлического покрытия под давлением и нагревания с помощью нагретых штампов. Фольга закладывается между материалом и штампом. Особенно этот метод популярен там, где товары ассоциируются с роскошной жизнью. Например, производство упаковки для шоколада, косметики, дорогого алкоголя и прочих товаров, где нужно подчеркнуть особую статусность. По данным маркетологов мужчинам больше нравятся рельефные отпечатки, женщин привлекают лакировка и блестящие элементы.
Уход за вещами с шелкографией
Пожалуй, это еще один минус данной технологии. В целом, современные материалы для трафаретной печати обеспечивают достаточную стойкость изображений, чтобы они долго держались на ткани. Но все-таки вещи, отделанные таким способом, нуждаются в особенном режиме ухода и стирки. Перечислим основные рекомендации:
- перед тем, как стирать, выверните вещи наизнанку, чтобы рисунок не трескался;
- при автоматической стирке выставляйте деликатный режим в воде не горячее 40 °C, особенно если принты или надписи серебристого или золотистого оттенков;
- альтернативные варианты – повседневный режим или ручная стирка, также в не очень горячей воде и с осторожным выжиманием;
- применяйте моющие средства только щадящего действия и ни в коем случае не используйте отбеливатели или агрессивные порошки и кондиционеры;
- выставляйте скорость автоматического отжима не более 600 оборотов в минуту;
- отглаживайте вещи только с изнаночной стороны, лучше даже проложить ткань;
- не отдавайте изделия с шелкографией в химическую чистку.
Сфера применения шелкографии
Шелкографию применяют для воспроизведения изображений и текстов на различных материалах в полиграфии и производстве широкого спектра изделий: от мелких сувениров и одежды до сложных электрических приборов. Технологию реализуют непосредственно на производстве вещей и на отдельных специализированных предприятиях. Вот основные направления:
Широкоформатная печать. Обычно это плоские изделия размером более 100*140 см, рекламного или информационно-коммерческого характера. Наиболее популярные примеры – дорожные знаки и указатели, перетяжки, афиши, баннеры, плакаты, крупные мешки и пакеты, гофрированная тара, вывески, элементы наружной рекламы.
Малоформатная печать. Изготовление плоских предметов из пластика, бумаги, картона, полимерной пленки, как правило, для коммерческих целей. Таким способом делают этикетки, рекламные листовки, брошюры и буклеты, всевозможные наклейки, упаковки, коробки и пакеты, а также различную представительскую продукцию: папки, фирменные бланки, конверты, открытки, визитки, таблички на двери кабинетов и т. п.
Индустриальная печать
Еще одно важное направление коммерческой шелкографии. Оно включает нанесение надписей, маркировок и изображений на промышленную продукцию: приборные панели и шкалы, клавиатуры, печатные платы, различные готовые изделия, например, резисторы или батарейки. Трафаретной печатью также наносят надписи и корпоративную символику на всевозможные бирки и шильды
Трафаретной печатью также наносят надписи и корпоративную символику на всевозможные бирки и шильды.
Декоративная шелкография. Изготовление сувенирной продукции: кружек, ручек, часов, зажигалок, брелоков, флешек, чехлов для мобильных телефонов, канцелярских товаров. Другой вариант – отделка посуды на производстве, брендирование кружек, бокалов и т. д
Важное направление – печать логотипов на футболках, кепках, куртках, отделка парусов и парашютов, изготовление флагов, вымпелов, шейных платков и пр
Принцип нанесения изображения
Бескрасочное блинтовое тиснение проводится с помощью плоского штампа (клише): пресс вдавливает его в материал и оставляет оттиск с равномерной глубиной. Блинт внешне напоминает печать из металла или полимеров, все ее элементы расположены на одной высоте. В результате механического воздействия образуется ровный и четкий рисунок с хорошо различимыми мелкими деталями.
Различают две разновидности обработки:
- Горячее. Штамп предварительно разогревается для получения отчетливого оттиска. Горячий способ используется для плотных материалов, нагрев позволяет получить требуемый результат с меньшим механическим воздействием.
- Холодное. В этом случае изображение наносится без предварительного разогрева блинта, чтобы не допустить прожигания верхних слоев материала. Он применяется при работе с бумагой и другими материалами, которые разрушаются при высокой температуре.
Хотя при этом методе не используются краски, результат можно сделать более выразительным и заметным с помощью фольги. Она прокладывается между штампом и материалом, и прижимается прессом с большим механическим усилием. Рисунок приобретает приятный металлический блеск, готовое изделие становится более стильным.