Чайная церемония Пин Ча. Как правильно заварить чай.
1. Перед началом чаепития необходимо приготовить кипяток и слить его в заранее прогретый термос.2. Подготовить всю необходимую чайную посуду с учетом количества участников чаепития.3. Чайная посуда прогревается кипятком. Сначала горячая вода заливается в керамический чайник, чахай, пиалы и через 15-20 сек. сливается в чайный поднос. Чайную посуду можно также при помощи щипцов опускать в емкость с горячей водой.4. Чайные листья насыпаются в чахэ и демонстрируются участникам чаепития. 5. На следующем этапе чай аккуратно засыпается из чахэ с помощью деревянной лопатки в чайник. Перед высыпанием на горлышко чайника ставится воронка. Вместо керамического или стеклянного чайника может использоваться гайвань. В этом случае объем гайвани должен соответствовать количеству и объему пиал.
6. Чай заливается кипятком доверху и закрывается крышкой. Избытки воды выливаются через носик.7. Вода из пиал во время заваривания выливается в чайный поднос (Чабань).8. Время настаивания зависит от типа и количества чая. В среднем на 250 мл воды берется около 5-7 граммов чая. Объем чайных листьев различаются по сортам, поэтому соотношение воды и чая подбирается опытным путем. Как правило, чайник заполняется приблизительно на 2/3. 9.Чай из чайника или гайвани переливается в чашу справедливости чахай через ситечко, которое очищает настой от мелких чаинок. Чайник (гайвань) держится большим и средним пальцем, указательным придерживается крышка.
10. Из чаши справедливости чай разливается по пиалам.11. Чай пьют медленно, маленькими глотками. Согласно традиции перед началом чаепития вдыхается аромат настоя. Глубина чая познается послевкусием, которое меняется с каждым глотком и надолго остается во рту. 12. В зависимости от сорта и типа чай можно заваривать от 3 до 8 раз. Заварка зеленого и красного чая приблизительно длится 30-45 секунд, для зеленого шен пуэра и черного шу пуэра 1 минуту. Время последующих заварок увеличивается наполовину.13. После того, как настой теряет вкус, спитые чайные листья убираются из чайника. Чайная посуда тщательно промывается и сушится.
Виды чаепитий
У японцев есть много поводов, чтобы собраться на чайную церемонию:
- ночь – церемония проходит при лунном свете, гости собираются около 12 часов ночи, а расходятся до рассвета – до 4 часов;
- восход – приблизительно с 3-4 часов до 6;
- утро – с 6 часов, чаепитие проходит в жаркое время года, когда утром еще можно насладиться прохладой и неспешной беседой перед рабочим днем;
- послеобеденное время – завершает обеденную трапезу, к чаю могут подаваться сладости;
- вечер – чаем заканчивается трудовой день, приблизительно в 18 часов;
- особый случай – это может быть любой праздник, такой как свадьба, рождение ребенка, день рождения или просто повод собраться с друзьями. Это особая церемония, которая носит название «риндзитяною» – люди специально приглашают чайного мастера, обладающего опытом проведения ритуалов.
Правило десяти запретов на чай
Чтобы чайный напиток приносил только пользу и наслаждение, прислушайтесь к следующим рекомендациям:
- Нельзя употреблять слишком горячий чай — это вызывает болезненные ощущения желудка и других внутренних органов.
- Избегайте холодного чая — от него скапливается и застаивается мокрота, а вкусовые качества и аромат почти незаметны.
- Не пейте чай натощак.
- Избегайте слишком крепкого чая — от него может заболеть голова или начаться бессонница.
- Не заваривайте чай слишком долго, иначе он потеряет свои полезные свойства
- Не заваривайте один и тот же чай более четырех раз — с каждым последующим завариванием он выделяет все больше вредных веществ.
- Не пейте вчерашний чай, он является рассадником болезнетворных микроорганизмов.
- Не балуйте себя чаем перед едой — это замедляет усвоение пищи.
- Не пейте чай сразу после приема пищи.
- Не запивайте чаем лекарства — от этого напитка они плохо усваиваются.
В России
В России стали пить чай в 16-ом веке, его изготавливали из трав, плодов, вишни, смородины. Готовился он в самоваре для всей семьи, пили его с булочками, пряниками, бубликами. Вокруг создавались комфорт и уют. Россияне привыкли разбавлять чай кипяченой или холодной водой, чтобы уменьшить его концентрацию.
У каждого члена семьи или гостя должна быть своя кружка, из которой мог пить только он. Одной кружкой ограничивались редко, несмотря на то, что она объемных размеров. Разрешается пить чай в любое время суток. Гостей обслуживает только хозяин, наливая им полную чашку. Это говорит о том, что они – желанные люди в этом доме.
Как проходит чайный ритуал
Итак, рассмотрим сам процесс чайного ритуала на примере чаепития «пин ча» с беседой о сущностных вещах. Как правило, такие беседы предполагаются в процессе чаепития. Начинается сам процесс с подготовки чайной посуды, которая располагается особым образом на специальной чайной доске «ча бань». Посуда прогревается кипятком и таким образом готовится «принять чай». Далее происходит знакомство с самим чаем в сухом виде – все гости, по очереди «согревая дыханием» чай, настраиваются на его тонкий аромат, оценивают вид и форму сухого чайного листа. Это процесс оживления «спящего» чая до его заваривания – очень важный этап для сонастройки всех гостей пространства чаепития.
Далее начинается заваривание чая, которое может происходить до 10 и более раз с короткой выдержкой чайных листьев в горячей воде (быстрое заваривание, почти не настаивая). Интересно, что по традиции используется два главных заварочных сосуда: чайник – «отец» чая, а также чаша справедливости – «мать» чая. Это позволяет быстро и точно заваривать чай, символически воссоединяя мужской и женский первопринципы во время чаепития. При этом в результате такого взаимодействия рождается и сам чай, который наливается в малые чаши-пиалы и предлагается гостям. Также он является подношением всем «тонким сущностям», присутствие которых предполагается в общем поле чаепития.
Важно отметить, что в ходе чаепития мы преследуем довольно простую, но глубокую цель – интегрировать свое состояние со временем и местом. Поэтому с точки зрения общения, коммуникации, взаимодействия чай является посредником, проводником, медиатором и резонатором для каждого присутствующего на чаепитии, и таким образом порождается общее поле взаимодействия. Для этого строго соблюдаются принципы круга, движения по часовой стрелке и использования обеих рук
Все предметы передаются и принимаются только двумя руками. Одна рука – это отсутствие баланса, две руки – это движение «от сердца к сердцу» – это один из базовых принципов чайной церемонии. Тот же, кто заваривает чай, называется чайным ведущим. Более высокий статус, подразумевающий духовный подтекст, – чайный мастер. Такой человек проводит энергию чая, заваривая его для всех собравшихся, выполняя особую роль и беря на себя довольно большую ответственность
Для этого строго соблюдаются принципы круга, движения по часовой стрелке и использования обеих рук. Все предметы передаются и принимаются только двумя руками. Одна рука – это отсутствие баланса, две руки – это движение «от сердца к сердцу» – это один из базовых принципов чайной церемонии. Тот же, кто заваривает чай, называется чайным ведущим. Более высокий статус, подразумевающий духовный подтекст, – чайный мастер. Такой человек проводит энергию чая, заваривая его для всех собравшихся, выполняя особую роль и беря на себя довольно большую ответственность.
Цель проведения совместных чаепитий глубоко уходит в социальную природу человека. Так, в языке японского дзена есть термин «итидза» – это «совместное сидение в единении», обязательное условие со-творчества и со-бытия. Это именно та цель практики «Пути чая», которая имеет духовное основание, когда человек, взаимодействуя в рамках чаепития, попадает в пространство, где проявляется это соединение в общее поле и чай растворяет границы эго. Этот эффект совместности, соединения есть и в высшем слое чайной культуры – в «направленной в Небо» (довольно условно раздельной) буддистской, конфуцианской или даосской практике Чая.
Немного истории
Чай не всегда выращивался в Японии. Поскольку никто точно не знает, кем он был завезен с материка, в настоящее время принято считать, что буддийские монахи внедрили употребление чая вместе с сутрами и буддийским учением примерно в 7-ом веке. Изначально назначение чая было несколько иным, чем в современном мире. Монахи использовали его в качестве подношений Будде, а также принимали напиток во время многочасовых медитаций для бодрости тела и духа. А со временем чай приобрел государственное значение.
Уже в 12-ом веке монахи дзэн-буддизма достигли такого огромного влияния при дворе сегуна, что многие политические решения начали приниматься во время чаепития, на котором присутствовало лишь ограниченное количество представителей знати, среди которых обязательно находился мастер чая. Позже это скромное чаепитие превратилось в одну из форм духовной практики и, в отличие от других церемоний, стало стремиться к строгой простоте и изысканности. Эти черты сохраняет и сегодняшняя чайная церемония.
Философия чайной церемонии. Часть I
Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4
Современное увлечение чайными церемониями – дань моде на восточную экзотику – отозвалось множеством интересных этнографических работ, описывающих историю чая, технологию его заваривания, вкусовые качества сортов, процедуру чаепития по-восточному, в отличие от английской и русской традиции
По ироничному замечанию японского писателя, это «буря в чашке чая», при всей умиротворенности чайного таинства
Важно понять, как в чайной церемонии воплощены философские основы ментальности, этические, эстетические приоритеты определенных культур. Идущие из древности ритуальные акты, к которым можно отнести и чайную церемонию, имеют специфичную семантику мировоззренческих имитаций, в них смыслы бытия находили своеобразное отождествление: «Этот исторический смысловой шифр к природе и к жизни, (…) оказался культурной ценностью, результатом «производства идей», духовным инвентарем, пошедшим в пользование новой идеологии и новой культуры»
Обряды были тождественны миропониманию древних. А затем становились метафорой реальности. Такие «дубликаты», в частности неизменная форма чайной церемонии, становились эмоционально-смысловыми шифрами отношения к миру, и как следствие, реальностью особого рода, отражением совершенного и переосмысленного действия. Эта форма, запечатлевающая перекодированное сознание, создает условия для интерсубъективной коммуникации как возможность приобщения к философскому смыслу совершаемой церемонии (Смысл бытия // знак / ценностная знаковая реальность). И одновременно понимание смысла ритуала – условие межкультурной коммуникации, ибо чай – один из самых распространенных во всем мире напитков
Идущие из древности ритуальные акты, к которым можно отнести и чайную церемонию, имеют специфичную семантику мировоззренческих имитаций, в них смыслы бытия находили своеобразное отождествление: «Этот исторический смысловой шифр к природе и к жизни, (…) оказался культурной ценностью, результатом «производства идей», духовным инвентарем, пошедшим в пользование новой идеологии и новой культуры». Обряды были тождественны миропониманию древних. А затем становились метафорой реальности. Такие «дубликаты», в частности неизменная форма чайной церемонии, становились эмоционально-смысловыми шифрами отношения к миру, и как следствие, реальностью особого рода, отражением совершенного и переосмысленного действия. Эта форма, запечатлевающая перекодированное сознание, создает условия для интерсубъективной коммуникации как возможность приобщения к философскому смыслу совершаемой церемонии (Смысл бытия // знак / ценностная знаковая реальность). И одновременно понимание смысла ритуала – условие межкультурной коммуникации, ибо чай – один из самых распространенных во всем мире напитков.
Как провести церемонию по японским канонам дома
Соблюдать все традиционные правила проведения церемонии в наши дни сложно не только за пределами Японии, но и внутри нее
При ограниченном месте, провести чаепитие можно в обычной комнате или кухне, в которой ничего не обращает на себя внимание
Гости должны замечать только чайную посуду и содержимое полки или ниши – токономы. Туда следует поставить икебану, зажженную ароматическую свечу и свиток с фразой, которая будет задавать тон всей церемонии.
Отдельно стоит упомянуть о посуде: она должна быть простой, без обилия декоративных элементов и вычурности. Понадобится чайник, деревянная коробка с чаем маття, большая чаша и маленькие индивидуальные чаши. Для заваривания маття необходим бамбуковый венчик и мерная ложечка.
После того, как все гости собрались, им следует совершить обряд омовения и заодно освободить сознание от повседневных забот и тревог. Затем хозяин проводит гостей в комнату, перед входом в которую нужно разуться.
Когда участники заходят в комнату, чайник ставится на огонь. Во время ожидания чая всех угощают легкими закусками.
Дальнейший процесс почти ничем не отличается от традиционной японской церемонии чаепития. Мастер заваривает чай и подает его в общей чаше всем гостям, после чего на каждого участника делается отдельная чаша. Чаепитие сопровождается простой и легкой беседой. После окончания чаепития мастер покидает комнату, а гости расходятся через некоторое время.
Японская чайная церемония складывалась на протяжении многих веков. Ее основателями были монахи, которые заложили в церемонию принципы буддизма: спокойствие, умиротворенность, наслаждение природой, незамысловатой беседой и вкусом чая. Традиционное чаепитие проходит в строго определенном месте, однако проведение церемонии также допускается в более домашних условиях.
Ваби-тя. Часть 3
Часть 1, Часть 2, Часть 3
Размеры соан тясицу Сюко установил в четыре с половиной татами (около девяти квадратных метров) при высоте приблизительно в три метра. Наиболее ранний в истории тяною чайный интерьер (чайная комната Додзинсай) был построен Сюко во дворце Хигаясияма-доно Ёсимасы. Он помещался в домике Тогудо, ныне одном из двух сохранившихся от первоначального комплекса зданий. Слово тогудо состоит из иероглифов «восток», «искать» и «зал». Смысл же его должен быть изложен многими словами: « востока (намек на Дворец Восточной Горы, т. е. на самого Ёсимасу) ищет ». Соответственно, название намекает на приверженность Ёсимасы идеям школы Дзёдо, несмотря на его пострижение в дзэнские монахи (вполне, впрочем, формальное) и на дзэнские эстетические вкусы (вполне, надо полагать, искренние). Интимный характер церемонии, в которой обычно участвовало два-три и никак не более четырех-пяти человек, исключал необходимость большого пространства. К тому же размеры и не рассматривались Сюко как искусственно тесные. Напротив, они следовали размерам хижины Вималакирти, которая, как явствует из «Вималакирти-нирдеша сутры», вмещала, в представлении ее хозяина, всю Вселенную. Такая площадь хижины была освящена и собственно японской традицией — знаменитая келья Камо-но Тёмэя была не больше квадратного дзё (ходзё) — девять квадратных метров. В небольшую нишу токонома Сюко стал вешать один свиток — пейзаж или каллиграфию. В интерьере сёин в токонома, как правило, помещались два-три свитка, Сюко, оставив один, повысил его эстетическую значимость и явственнее сделал философский смысл отношения единичного и единого. Иккю однажды подарил Сюко как удостоверение-инка бокусэки сунского мастера Юаньу, составителя «Биянь лу». Как известно из чайного трактата XVI в. «Яманоуэ содзи ки», Сюко повесил этот свиток в токонома и тем самым положил начало практике экспонирования в чайном интерьере каллиграфических надписей вместо живописных пейзажей. Свиток был самым важным элементом интерьера, своего рода условным кодом церемонии, пробуждавшим поле ассоциаций и задававшим тем самым настроение
Расположенный в нише против входа, он сразу привлекал внимание вошедшего и оставался смысловой и эмоциональной доминантой в течение всего чайного действа
Благодарность чаю
Чайная китайская культура не только богата древними легендами. Существует обычай, который дошел до наших дней из династии Цинь. Как-то император оделся в простые одежды и отправился странствовать по стране, чтобы узнать, что о нем думает народ. Он зашел в таверну и увидел, что два человека пьют чай. Он присел к двум посетителям и завел непринужденную беседу. Но они сразу поняли, что перед ними не обычный странник. Они должны были преклонить колени, но в таком случае их бы тут же казнили, так как правитель являлся священным и с ним нельзя разговаривать простым людям. Тогда один собеседник после беседы за чаем встал и положил на стол средний и указательный пальцы, согнув их. Этим он сказал императору следующее: «Мы поняли, кто вы и знаем, что нам грозит смерть за общение с вами. Но мы хотим выразить вам свою признательность от лица нашего народа. Этим жестом мы даем понять, что мы обожествляем и любим вас». Теперь, за чаем в Китае, собеседники показывают уважение аналогичным знаком.
В Поднебесной заваривают, и пьют чай в любой семье. Иногда этот обычай становится частью совершенно другого. Во время свадьбы родители жениха или невесты дарят им набор для проведения чайной церемонии. Они в свою очередь подносят чай родителям как знак уважения старшим. Во время застолья молодожены знакомят гостей, подавая им чай и называя их по имени.
— Не может быть! — воскликнула я про себя. Еще до конца не осознавая, что меня только что пригласили вести чайную церемонию для первого лица небольшого государства, я положила трубку.
Все началось много лет назад, когда меня, восемнадцатилетнюю, позвали на свидание в чайный клуб. Полуподвальное помещение с коврами на полу, запахами индийских благовоний и молодой человек, мастер, с длинными косами, огромным количеством браслетов на руках и чайной утварью перед ним, больше похожей на детскую посудку. Медленно и чинно нам начали наливать чай, рассказывая легенды о том, как и где он рос, до того, как сюда попасть. Единственное, что мне хотелось — это целоваться, поэтому странное свидание в странном месте провалилось.Спустя несколько лет, совершенно с другим настроением я вновь попадаю в чайную уже с мужем
Удивительный ритуал привлек мое внимание не только вкусом напитка, который я считала традиционным и невыдающимся, но и состоянием после.Я вернулась в чайную для того, чтобы написать важную статью через пару месяцев. Мастер, разлив мне первые пару чашек, оставил меня одну
Приглушенный свет, мягкий приятный напиток, тотальное сосредоточение на проекте — и мое воображение выдало невероятный материал.Я стала ходить работать в чайные клубы. Постепенно изучала разные виды чая, состояние, которому они способствуют. Обнаружила множество бонусов в виде полезных витаминов, микроэлементов. Не было псевдободрости, как после кофе — а очень ровное и приятное самочувствие.
Процесс увлекал все больше и больше. Я узнала много необычного не только про сам чай, но и про посуду, которая совершенно по-разному раскрывает этот необычный, как оказалось, напиток. От качества привозимого сырья зависело и состояние. Высокогорные прожаренные красные чаи заставляли меня созидать. Я обнаружила экологичный способ очень быстро воспринимать, обрабатывать информацию и внедрять ее в жизнь. Будто открыла специальный стимул для этого. Хотя секрет оказался вообще не в этом.
Друзья начали просить провести церемонию для них. Раз от раза, привнеся необычные элементы в этот ритуал, меня начали замечать известные люди.
А как-то я взяла чайный набор на живую оффлайн психологическую консультацию, которую я вела в своей основной ипостаси психолога, и увидела потрясающий эффект: из-за первичного расслабления нервной системы клиент смог успокоиться и начать выгружать свои эмоции гораздо быстрее. Последующая концентрация (так работает хороший чай) привела к тому, что уровень энергии и самочувствия стал выше и лучше, и мы смогли увидеть готовые решения поставленных задач и запросов.
Сейчас я веду церемонии по всему миру, а в Америке ко мне прилетают из самых разных штатов.
Люди идут не только для того, чтобы получить необычный опыт, где в невероятном красивом месте в декоре из живых цветов они пьют лучший в мире чай, который я лично привезла с плантаций Китая. Они идут познакомиться с собой. В процессе чаепития, и в этом оказался секрет, ты концентрируешься сначала на ощущениях от чая, от тепла, от удовольствия, а потом ты будто ныряешь в чистое пространство без постоянного потока мыслей. И вот тогда начинается самое интересное.Возникают точные ощущения, точные ответы. Потому что там некому врать. Там есть только ты и твои настоящие желания. Там нет окружающего мира с постоянно навязывающимися всем принципами. Это так красиво и просто.Чайный ритуал, пусть и с восточными основами, где ты медленно из глиняной или фарфоровой посуды проливаешь горячей водой крупный сочный лист высокогорного чая, недооценен, как один из лучших способов расслабления нервной системы.Я много ездила по миру и встречала самых разных людей. Аристократов и глав корпораций, успешных женщин, селебрити. Часть из них знают этот секрет или узнавали его от меня.Концентрация — новая валюта будущего. Чайный ритуал — новая медитация. Контакт с собой — самый сильный инструмент для создания той жизни, которую хочешь.Чайку?С теплом, Малена Мельникова
Что стоит учесть
Происходящее во время церемонии японцы называют «тяною». Это своего рода спектакль, все роли в котором расписаны заранее, а предметы, жесты, слова, ароматы и музыка наполнены конкретным содержанием.
Вот некоторые правила и традиции, которыми не должны пренебрегать мастер и гости:
- приглашенных должно быть не более 5 человек;
- существует особый дресс-код, который позволительно нарушать иностранным гостям, поскольку кимоно у них нет, зато приветствуются длинные юбки для женщин и широкие брюки (не джинсы) для мужчин;
- обувь оставляют за порогом, ходят по татами в белых носках;
- убирают в сумочки часы и украшения, чтобы они не отвлекали от происходящего таинства;
- «перекус», предваряющий чаепитие (японцы называют его «кайсэки») обычно состоит из супа, рыбы, риса, картофеля, приправ, гостям может быть предложено сакэ;
- в отсутствие стульев сидеть следует на коленях либо (мужчинам) по-турецки, вытягивать ноги запрещено ритуалом;
- гость приносит с собой носовой платок без рисунка (вытереть лицо и руки после омовения), листки бумаги (чтобы положить на них сладости), веер (когда его кладут рядом с чашкой, то ограничивают личное пространство, если же убирают за спину – значит, готовы общаться с собравшимися), для иностранных гостей всю эту атрибутику подготовит хозяин.
Как современные японцы пьют чай
Чайная церемония считается великой культурной традицией, нуждающейся в бережном обращении. Большинство японцев не имеют возможности часто посещать чайный домик или изучать тонкости ритуала. Допускается проведение церемонии в отдельной комнате ресторанчика или даже на дому, главное – не допускать слишком вольного обращения с правилами проведения обряда. Чаепитие в современной Японии зачастую проходит намного проще.
Японцы известны своим героическим трудолюбием, поэтому охотно покупают холодный чай в бутылках, экспресс напитки в кафетериях или автоматах, заваривают обычный пакетированный чаёк. Между тем, чайный дух настойчиво зовёт жителей страны восходящего солнца к таинственному чайному домику, где на бронзовом очаге кипит родниковая вода, а чайный мастер бережно готовит изысканный чай. Современная процедура чаепития в Японии достаточно популярна. Существует несколько школ, где обучаются основам церемонии, а их выпускники получают звание мастеров. Но истинный мастер никогда не скажет, что он достиг наивысшей степени этого искусства, так как человеку не дано быть совершенным.
Как проводится чайная церемония
Цель чайной
церемонии – достичь душевного равновесия. Культура чаепития отражает стиль жизни японцев.
Посреди комнаты расположена выемка с поддоном. На последнем горит уголь. Над выемкой
находится котелок, где кипятится вода.
По разные стороны находятся подушки, на которых садятся
гости
Обратите внимание, что садятся на коленки, положив под них эту подушку.
Пятки располагаются под ягодицами. Запрещается скрещивать ноги – этим гость показывает
неуважение к традициям
Сама по себе чайная церемония – это когда чайный мастер принимает у себя
гостей. Он разливает всем чай. Мастер сидит около котелка с кипятком и подает
чай гостю, делая при этом поклон.
Культура
чая предусматривает медленное употребление напитка, маленькими глотками.
Запрещено хлюпать, это признак неуважения.
Мастер разговаривает с каждым из присутствующих, задает
вопросы, рассказывает истории. Он обращается к каждому отдельно, спрашивая о
личной жизни, успехах на работе, хобби и увлечениях.
Часто мастер берет ученика. Последний заваривает чай, пока
сам владелец дома приветствует гостей. Заваривать чай – это целое искусство,
которому многие хотели бы научиться.
Стоит на гвоздях перед церемонией
Когда мы пришли на чайную церемонию, Андрей стоял на гвоздях. Мастер практикует это, когда нужно наполнить внутренний ресурс.
– Впервые я попробовал встать на гвозди на мероприятии. Тогда было лето, жарко, душно, и мне предложила это сделать девушка. Я согласился. Сначала, конечно, было больно, но потом я осознал, что боль только у меня в голове, – объясняет Андрей.
Иногда он практикует гвоздестояние перед самой церемонией и всегда предлагает попробовать гостям. Обычно они отказываются, но буквально за неделю до нашего прихода одна девушка, пришедшая впервые на церемонию, согласилась, и у неё произошла внутренняя трансформация.
Андрей проводил для нас церемонию Гун Фу Ча. «Ча» переводится с китайского как «чай», а «гун фу» – «мастерство». Андрей выбрал именно этот процесс, потому что он лучше всего раскрывает вкус и аромат китайского чая. Есть еще церемония Пин Ча (знакомство с чаем) и варка чая методом Лу Юя, они другие, но такие же глубокие. Однако мастер не следует всем канонам и всегда добавляет в церемонию что-то свое. Главное – не чай, а коммуникация.
Фото: Амир Закиров
– Иногда цель – общение, иногда продажа, иногда – развлечение детей на празднике. Однажды я проводил чайную церемонию на репетиции музыкальной группы «Северная миля». Обычно зрители все равно отвлекаются на телефоны или общаются. Но после церемонии они сидели и слушали очень внимательно, – рассказывает Андрей.
В другой раз молодой человек устраивал церемонию перед показом фильма в центре саморазвития «Кайлас». Предполагалось, что потом зрители будут обсуждать его. Обычно люди стесняются и не высказывают свое мнение, но благодаря чайной церемонии завязалась бурная дискуссия.
К чайной церемонии Андрей готовит доску (чабань), пиалы, чайник, заварку, На доске стоят чайные существа: Лу Юй, Шень-Нун. Им отдают первый пролив.
– Чайная фигурка символизирует для меня эту высшую силу. Она любящая, заботливая и её сила более могущественная чем моя собственная. Но можно верить хоть в тапочек, главное чтобы это помогало.
На доске стоят чайные существа. Им отдают первую заварку – самую вкусную Фото: Амир Закиров
Во время церемонии китайский чай может выдержать 7-8 проливов. Это целый процесс: сначала чайник прогревается (его поливают кипятком), потом туда насыпают чай. Его заливают кипятком. Первую заварку сливают, а последующие разливают по пиалам. Для Гун Фу Ча используют пары: высокую и низкую пиалу. Высокая символизирует мужскую энергию, а низкая – женскую. Чай наливают в высокую пиалу, а потом ее накрывают низкой и переворачивают. В этот момент происходит переход из мужской энергии в женскую.
На церемонии приходят самые разные люди. На нашей чайной церемонии помимо Андрея было еще четыре человека – самое то, чтобы пообщаться и насладиться чаем. Благодаря работе Андрей познакомился с блогером, шаманом, преподавателями йоги
Объединяет их осознанное отношение к жизни и внимание к деталям окружающего мира.
Вопреки стереотипам, Андрей готовит не только классический китайский чай. Он также делает крафтовые чаи с добавками. Например, для нас он приготовил синий тайский чай с лимоном. Андрей сделал его на наших глазах в интересной установке: с помощью спиртовки и колбы.
– Такой метод существует давно. Но однажды меня осенило, что это приготовление чая методом четырех стихий: внизу огонь, потом в колбе вода, выше – воздух, и сам чай – это земля, – объясняет Андрей.
Такая установка известна уже давно, но только Андрей догадался, что в нем чай готовится методом четырех стихий Фото: Амир Закиров
Церемония длится по времени столько, сколько нужно для наслаждения чаем и общения. Предполагалось, что у нас процесс займет два часа, но в итоге церемония продлилась около трех. В конце Андрей предложил помедитировать. Сначала мы наблюдали за своим дыханием. А потом мастер включил медитацию, и мы, закрыв глаза, думали о наших мечтах и представляли, как они реализуются. После медитации участники поделились, что им больше всего запомнилось и рассказали, как изменилось их состояние после церемонии и медитации. Например, мое тревожное состояние сменилось спокойствием.
Порядок проведения чайной церемонии
Чайная церемония в Японии проводится в соответствии с определенными правилами и образом. Этот ритуал следует особым правилам, которые были разработаны различными школами чайной церемонии
Однако, независимо от школы, важно уделить внимание каждому этапу чаепития
Экскурс в историю
В Японии чайная церемония стала популярной в 16 веке и с тех пор стала своего рода религиозным ритуалом. Чайный ритуал был внедрен из Китая, но со временем приобрел свои особенности и правила в Японии. Вначале чайная церемония использовалась для целей буддизма, но со временем стала популярной и среди простых граждан.
Подготовка к чайной церемонии
Проведение чайной церемонии начинается задолго до встречи гостей. Хозяин должен заранее подготовить все необходимые предметы и посуду для чаепития. Комната, где будет проводиться церемония, также должна быть тщательно подготовлена
Внимание уделяется даже мельчайшим деталям, чтобы создать идеальную атмосферу
Один из важных моментов чайной церемонии – это путь, которым гость входит в комнату. Гости должны снять обувь и сделать поклон перед входом. После этого они могут пройти внутрь и занять свое место.
Ход церемонии
Сама церемония начинается с приготовления чая. Хозяин использует специальную чашу (чаван) и чайник для варки чая. Чай варится примерно в течение пяти минут. Затем хозяин аккуратно наливает чай в чашу и подает гостю. Гость должен принять чашу с обеих рук и выпить чай целиком. После этого гость благодарит хозяина и возвращает чашу.
Важным моментом японской чайной церемонии является особый положение сидения участников. Участники сидят на полу в положении полулотоса. Это положение тела напоминает лотос, который символизирует чистоту и спокойствие.
Во время чаепития участники могут наслаждаться тишиной и общением в компании друг друга. Церемония чаепития может продолжаться несколько часов, пока все гости не выпьют свою чашечку чая.
Кроме того, внимание уделяется и окружающей обстановке. Чайная комната оформлена в японском стиле с использованием специальных элементов, таких как татами (маты), токонома (невысокая ниша в стене, где размещается предмет искусства) и фонарей
Таким образом, японская чайная церемония является не только способом насладиться чаем, но и искусством гостеприимства. Все правила и ритуалы, которых нужно придерживаться, создают особую атмосферу и позволяют гостям окунуться в мир спокойствия и гармонии.
Посуда и принадлежности для чаепития
Чайная церемония – это ритуал для каждой страны, и ей уделяется большое внимание
Чтобы процесс проходил не только приятно, но и правильно, недостаточно создать подходящую атмосферу и собрать гостей, важно позаботиться о наличии посуды и принадлежностей, которые будут полностью описывать данное мероприятие
Для процесса чаепития обычно используется:
- Чайник или самовар.
- Емкость для хранения смеси.
- Блюдце.
- Чашка.
- Символичная скатерть на стол.
Лучше всего приобрести полный набор, который включает в себя сервиз, скатерть, емкости для хранения сухой смеси для чая, ложки и другое.
На современном рынке представлен огромный ассортимент товаров, которые подтверждает тот факт, что традиция чайной церемонии не угасает, она с каждым поколением только развивается.
Как выбрать посуду для чайной церемонии
Носик чайника должен быть на одном уровне с горлышком — так чай не будет проливаться, а крышка падать. Выбирая чайник, проверяют, нет ли трещин. Если проводить церемонии для 1-2 человек, то маленького чайника будет достаточно. Чтобы заваривать чай методом Лу Юя, покупают прозрачный чайник.
Перед покупкой чайника в магазине, его нужно проверить, залив кипяток. Когда выливают из него воду, смотрят, насколько ровная струя. Зажимают пальцем дырочку на крышке — если кипяток перестал литься, значит всё в порядке и крышка герметична.
Такой чайник можно купить за 500 рублей, он подойдет для 2-3 персон
Чашка с крышкой (гайвань). Обычно гайвань используют в дорожных чаепитиях и на пикниках.
Дорожные наборы с гайванью стоят на AliExpress до 1500 рублей
Чайная пара (чадуй). Состоит из двух предметов — высокой и узкой чаши вэнсянбэй, и низкой и широкой пиалы пинминбэй. Из первой вдыхают аромат чая, из второй — пьют. Чайную пару используют на чаепитиях гунфуча. Для церемонии пинча понадобится только пиала. Её второе название — пинчабэй.
Верхняя чаша вэнсянбэй обозначает мужское начало, а нижняя пинминбэй – женское
Чайная коробочка (чахэ). Это продолговатая чаша с загнутыми краями. В неё насыпают чай и предлагают его гостям для знакомства.
В начале церемонии чайный мастер держит чахэ в руках, наслаждаясь видом и формой чайного листа, затем вдыхает его аромат, и передает его гостям по кругу
Сосуд «море чая» (чахай). Это маленький прозрачный кувшин. В него переливают чай из чайника перед тем, как разлить по пиалам. Чахай нужен, чтобы налить всем гостям чай одинаковой степени заваривания.
Прозрачные стенки чахая помогают мастеру определить, на какое количество пиал хватит одной заварки чая
Чайная доска (чабань). Это доска с изящной резьбой и поддоном внутри. В неё сливают воду и остатки чая. Мастера рекомендуют выбирать чабань с металлическим поддоном — тогда в звуках падающих капель чая слышится стук дождя по металлическому подоконнику.
Чабань – это поле деятельности чайного мастера
Чайные инструменты (чацзюй). Набор состоит из воронки, щипчиков, иглы, большой и маленькой ложечек, чайной кисточки. В комплекте часто продаются 3-4 предмета. Хорошо, если в нем будет хотя бы лопатка, щипчики и игла.
Чайные инструменты облегчают работу мастера и делают его движения более эстетичными
Подставка для чайной пары. Это миниатюрный глиняный подносик, он нужен только для церемонии гунфуча.
Баночка для чая или чайница (чагуань). В ней хранится чай. Чайницы производят из разных материалов
Важно выбрать непрозрачный вариант — солнечный свет портит чай
Чайный пруд. Представляет собой глубокую чашу. Необходим только для чаочжоуской чайной церемонии.