Рекомендации по работе с тканями
Общие советы и рекомендации по работе с тканями:
На некоторых материалах довольно трудно установить изнанку с лицевой стороной.
Как определить изнаночную и лицевую стороны ткани При отсутствии гладкой поверхности, наличии бугорков либо узлов сторона полотна является изнанкой. На тканевой кромке зачастую располагается ряд отверстий, остающихся после удаления материала со станка. Дырочки необходимо осмотреть и пройтись по ним пальцем.
На изнаночной области будет ощущаться вхождение иголки и гладкая поверхность кромки. Если поверхность около отверстий шершавая и виден выход иголки, значит, это лицевая часть полотна.
- После раскладки фрагментов на полотне требуется включить припуски для швов, выкроив элементы.
- При создании выкройки на фрагменты нужно наносить ориентир основы. При этом их ориентир должен совпадать с продольными линиями на материале.
- При создании одежды с косым кроем, юбки-колокола либо юбки-полусолнце ориентир основы требуется размещать на деталях под углом 45°.
При изготовлении одежды обязательно требуется придерживаться простых шагов: разработка модели, подготовка лекал, подбор тканевой материи и ее раскрой, пошив, а также завершающая отделка готовой одежды. При этом обязательно нужно определять правильно долевую нить, чтобы все приложенные усилия оказались не напрасными.
Долевая нить
При раскрое швейного изделия необходимо соблюдать направление долевой нити, т.е. совмещать направление, указанное на детали выкройки с направлением долевой нити материала
Это одинаково важно, как при пошиве изделий из тканых материалов, так и из трикотажных полотен
Долевые нити (нити основы) — это нити, натянутые вдоль на ткацком стане при производстве ткани, расположенные вдоль длины куска материала. Долевая нить параллельна кромке.
Нити утка — нити, которые образуют переплетение с долевыми нитями, поперек им и длине куска материала.
На рисунке схематично показано переплетение нитей в тканом материале. Синим цветом изображены долевые нити, которые идут вдоль всего полотна. Красные — уточные нити, которые образуют переплетение с основными нитями.
Для трикотажных полотен — долевая нить определяется направлением вязки полотна, т.е. с направлением петелек.
Если Вы умеете вязать, то хорошо представляете, как образуется трикотажное полотно. Если никогда не вязали, то можно представить, глядя на рисунок. В трикотаже нет долевой и уточной нити. Очень часто трикотаж получают всего из одной нити, также трикотажное полотно может образовываться множеством нитей, когда каждый петельный столбик образуется из отдельной нити. Но при раскрое все же необходимо на что-то ориентироваться, поэтому направление петельного столбика, специально выделенного другим, зеленым цветом на рисунке, сопоставляют с направлением долевой нити в тканых материалах. Соответственно, направление петельных рядов, будет соответствовать направлению уточной нити в тканых материалах.
Трикотаж обычно вяжется по кругу, получается «рукав». В продаже трикотаж может быть как цельным круглым рукавом, так и уже разрезанным и нанесенным клеем для фиксации по краям
При определении долевой в трикотаже, обратите внимание на то, что оно может быть разрезано не очень ровно, если четко видны петельки трикотажа, то лучше выравнивать вдоль петельных столбиков, а не вдоль края полотна. Так же можно попробовать растянуть полотно в длину — если оно перекоситься, значит разрезано не ровно. Если не соблюдать направление долевой при раскрое трикотажа, то изделие после стирки перекоситься, перекрутиться
Если не соблюдать направление долевой при раскрое трикотажа, то изделие после стирки перекоситься, перекрутиться.
Возможно, кто-то подумает, ведь биэластичный трикотаж тянется в обоих направлениях, а тканый материал совсем не растягивается, значит можно раскроить и в поперечном направлении. Но это утверждение не верно.
Во-первых, многие тканые материалы слегка растягиваются, причем по утку они растягиваются сильнее, нежели по долевой. Такое свойство получают специальными видами переплетения нитей и ослаблением натяжения уточной нити. Также, состав долевой и уточной нити могут быть разными по составу, Поэтому надо помнить, что производитель материала позаботился о Вас, и с целью получения более удобного в динамике (движении), хорошо облегающего фигуру изделия разработал ткань с разными свойствами долевого и уточного направлений нитей.
Во-вторых, по долевой нити усадка гораздо больше, чем по утку, поэтому изделие, раскроенное по долевой, слегка укоротиться в длину после стирки, раскроенное неправильно, по уточной нити, в итоге может стать мало по ширине.
В-третьих, для трикотажных полотен, у которых как правило растяжимость по ширине гораздо больше, может вытянуться в длину, причем очень значительно.
Есть, конечно и материалы, которые совсем не растягиваются, например, плащевые материалы с нанесенным на них водоотталкивающим покрытием, но даже для таких материалов важно соблюдение долевой нити. Также не надо завывать о направленных тканях — с направленным рисунком в одну сторону (чтобы картинки не получились вверх ногами), о ворсовых тканях (ворс должен всегда смотреть вниз) и многих других, которые могут изменить цвет при раскрое в разном направлении. Также не надо завывать о направленных тканях — с направленным рисунком в одну сторону (чтобы картинки не получились вверх ногами), о ворсовых тканях (ворс должен всегда смотреть вниз) и многих других, которые могут изменить цвет при раскрое в разном направлении
Также не надо завывать о направленных тканях — с направленным рисунком в одну сторону (чтобы картинки не получились вверх ногами), о ворсовых тканях (ворс должен всегда смотреть вниз) и многих других, которые могут изменить цвет при раскрое в разном направлении.
Сначала внимательно рассмотрите свой материал, изучите его, а уже затем — приступайте к раскрою.
Что делает долевая нить при растяжении
Как уже отмечалось,раскрой ткани – важный этап в пошиве любого изделия. О раскрое ткани с учетом определения лицевой стороны, дефектов, ворса и рисунка можно прочитать здесь.
Рис.1
В этой статье речь пойдет о раскрое ткани в зависимости от направления долевой нити.
Направление долевой нити
При раскрое очень важно учитывать направление долевой для каждой детали выкройки изделия. Это важно для хорошей драпируемости модели. Долевая нить располагается параллельно кромке ткани
Если у Вас лоскут ткани без кромки, то потяните ткань в разных направлениях: в направлении наименьшего растяжения будет проходить долевая нить
Долевая нить располагается параллельно кромке ткани. Если у Вас лоскут ткани без кромки, то потяните ткань в разных направлениях: в направлении наименьшего растяжения будет проходить долевая нить.
Детали выкройки раскладываются на ткани так, чтобы указанное на выкройке направление долевой было параллельно кромке ткани. Для этого сначала продлить стрелку направления долевой нити до нижнего края детали бумажной выкройки. Затем наколоть нижнюю часть детали на ткань, определить от стрелки долевой на выкройке до кромки ткани. После этого наколоть верхнюю часть выкройки на том же расстоянии (рис.1). Далее приколоть всю деталь по контуру.
У длинных брюк не удлиняйте стрелку направления долевой нити при помощи линейки, а просто сложите бумажную выкройку вдоль пополам так, чтобы линия шагового шва совпала с линией бокового шва почти до уровня колена. Образовавшийся сгиб и будет точной линией направления долевой.
При раскраивании платьев несимметричных фасонов ткань лучше класть в один слой, лицевой стороной вверх. Все детали выкроек класть тоже лицевой стороной вверх.
Спинка
При раскладке выкроек на ткань обязательно следит за тем, как расположена долевая нить. Например, если по фасону спина должна быть целой, то при раскрое середину выкройки спины надо класть на сгиб ткани. В этом случае долевая нить может пройти или вдоль (рис. 2, слева), или поперек (рис. 2, в центре) спины. Если же спина должна быть стачной, то середину выкройки нужно класть на кромку или срез ткани и следить за тем, чтобы у правой и левой сторон рисунок совпадал. При выкраивании спины «в елочку» долевая нить проходит по рисунку под углом 45˚(рис. 2,справа).
Полочка
Перед лифа можно делать цельным, тогда середину выкройки нужно положить на сгиб ткани по долевой (рис. 3, слева) или поперечной (рис. 3, в центре) нити. Если же перед будет разрезным, то середину выкройки надо положить на кромку или срез ткани. При выкраивании переда лифа «в елочку» долевая нить проходит под углом 45˚ (рис. 3, справа).
Если полочка состоит из двух или нескольких частей, то нужно, чтобы долевая нить проходила во всех частях или параллельно середине переда, или в соответствии с фасоном.
Рис.4
Рукава
При раскрое рукавов любой формы выкройку нужно класть на ткань так, чтобы долевая нить проходила вдоль рукава по линии высокой точки (рис. 4).
Иногда по фасону требуется выкроить рукав по поперечной или косой нити. Если рукав не проходит целиком, можно сделать надтачку с локтевой стороны рукава (см. пунктирную линию на рис.4).
Соединительный шов надтачки с рукавом должен располагаться по долевой. Надтачки нужно делать симметрично и пристрачивать их до первой примерки.
Юбки
Рис.5
При раскрое одношовной юбки выкройку нужно положить на ткань так, чтобы долевая нить была расположена по середине любого полотнища (рис. 5,а).
Долевая нить должна быть расположена по середине полотнищ при раскрое двухшовной юбки (рис. 5,б). При этом, середины деталей должны лежать на сгибе ткани.
Как определить на ткани?
Определять основу полотна учатся еще на уроках труда в школе. По сути, ничего сложного в определении направления ткани нет. Любой портной, закройщик и конструктор одежды сделает это на глаз или при помощи нехитрых тестов.
Тест на растяжимость
Первое, что делают, пытаясь определить долевую нить, это тянут ткань в разных направлениях. Там, где она тянется меньше всего, и пролегает основа. Это правило работает всегда. Но если ткань сама по себе не тянется, очень плотная, то могут возникнуть сложности. Разница в растяжимости будет минимальной, и почувствовать ее смогут только швеи с опытом.
Кстати, вы можете заметить, что по косой (под углом 45 градусов к переплетению ниток) ткань тянется лучше всего, но при этом она слегка изменяет свою форму, изгибается волной.
Тест на хлопок
Следующий способ определения долевой нити часто используют в сочетании с первым. При растяжении по основе можно услышать звонкий хлопок. Для этого нужно сложить края отреза вместе и резко потянуть в разные стороны. Следует повторить тест несколько раз, создавая череду хлопков в разных направлениях. К слову, по утку хлопок тоже будет, но не такой звонкий, а более глухой. При этом ткань сильнее растянется.
Тест на просвет
Неплотную ткань с рыхлой структурой следует приложить к окну или посмотреть сквозь нее на лампу. Более четкие, ровно идущие, гладкие нитки – это основа. Также признаком долевой нити является меньшая толщина и большая крепость. Часто она сильно скручена и имеет вид натянутой струны.
С помощью лупы
Если после нехитрых тестов все еще возникают сомнения насчет направления ткани, используют лупу. Полотно рассматривают при хорошем освещении.
- Долевая нитка наиболее часто идет ровно, а поперечная поочередно ее огибает, показываясь то с лицевой, то с изнаночной стороны ткани (самое распространенное полотняное переплетение).
- Неосыпающийся края отреза – это кромки. По сути, они являются крайними долевыми нитями, а расстояние между кромками называют шириной ткани.
- Если отрез не имеет кромок, вытягивают по одной нитке с перпендикулярно расположенных сторон. Та, что ровнее, прочнее и тоньше будет ниткой основы, а пушистая, извилистая и толстая – утка.
По типу материала
Следующий способ определения долевой нити работает для частных случаев. Учитывают следующее:
- Если в ткани переплетается хлопчатобумажная и шерстяная нитки, то первая будет играть роль основной.
- Если полотно состоит из нитей натурального шелка и хлопка, то продольными нитками будут шелковые.
Как определить долевую нить?
Способ 1. Самый простой и очевидный метод определения долевой нити работает в большинстве случаев: поскольку мы знаем, что долевая параллельна кромке, никаких сложностей не возникнет, если кромка у вашей ткани есть.
Но нередко бывает так, что кромка уже отрезана, и тогда вам придется воспользоваться другими, более сложными способами.
Способ 2. Этот метод требует некоторого опыта, потому что, несмотря на свою кажущуюся простоту, вам понадобится наметанный глаз.
Все нетрикотажные полотна немного тянутся по нити утка и слабо или вовсе неэластичны по долевой. Возьмите ткань с отрезанной кромкой и потяните ее в разных направлениях: там, где она тянется, будет нить утка, а там, где нет, — долевая. Имейте ввиду: лучше всего ткань будет тянуться по косой, то есть под углом в 45 градусов к нитям основы и утка, но при этом вы заметите некоторую деформацию полотна.
Почему этот способ не так прост, как кажется? Бывают случаи, когда неопытной мастерице кажется, что ткань тянется, как ее ни поверни. Если сомневаетесь, стоит воспользоваться дополнительными методами.
Способ 3. Резким, но не сильным движением растяните ткань — по долевой вы услышите характерный звонкий хлопóк. По утку звук будет слабее и глуше.
Способ 4. Если вы все еще не уверены, попробуйте рассмотреть ткань на свет: долевые нити всегда более гладкие и ровные, нежели нити утка.
Конструирование для начинающих: построение прямой юбки
Дальнейшие способы работают только в частных случаях, поскольку зависят от состава ткани!
Способ 5. Если вы знаете, что ткань состоит из хлопчатобумажных и шерстяных нитей, то вы можете быть уверены, что долевыми будут х/б нити, а нити утка — шерстяные.
Способ 6. Если же ваша ткань состоит из х/б нитей и нитей из натурального шелка, шелковые будут выполнять роль долевых, а хлопковые — уточных.
Долевая нить и раскрой
Перед раскладкой лекал на тканевой материи ее обязательно нужно подвергнуть влажному термическому воздействию. Если процедуру не провести, пошитая одежда в будущем преподнесет несколько неприятностей, например, усесть. В связи с этим данную процедуру не стоит пропускать.
Основным принципом пошива считается рациональная раскладка выкройки на тканевой материи. Для этого необходимо отыскать правильное расположение элементов на материале, оставив незначительное количество пустых пробелов между ними, учитывая припуски.
Пустотами именуют межлекальные выпады. Поэтому основной задачей выступает минимизация межлекальных потерь тканевой материи.
Изначально нужно раскладывать более массивные элементы, затем фрагменты пояса, кокеток, клапаны, обтачки. Их располагают в пространствах между главными элементами, учитывая ориентир основы. При этом можно заменять размещение элементов относительно размера подобранного тканевого отреза.
Необходимо осмотреть полотно, на котором будут располагаться детали. Для этого требуется учитывать присутствие ворсинок, раппорта, узора и оттеночности в различных сторонах.
Долевая нить (определить направление важно, чтобы модель хорошо драпировалась) размещается параллельно тканевой кромки. На этапе раскроя необходимо придерживаться ее ориентира для всех элементов выкройки изделия
При отсутствии кромки на материале его можно растянуть. Там, где натяжение незначительное, находится основа.
Фрагменты лекал размещают на материи таким образом, чтобы отмеченный на лекале ориентир линий был параллелен тканевым краям. Изначально необходимо увеличить направляющую стрелку продольной линии до нижнего конца фрагмента лекала.
Разметка припусков при помощи лекала
После следует зафиксировать нижний участок элемента на материале, установив от ниточной стрелки на лекале и до тканевой кромки. Затем фиксируют верхний участок на аналогичной дистанции. В завершении прикалывают по орнаменту весь фрагмент.
У удлиненных штанов не нужно увеличивать направляющую стрелку основы линейкой. Достаточно сложить вдоль на 2 части выкройку, чтобы уровень пошагового шва был аналогичен боковому практически до коленной области. Сгиб, который образовался, считается направляющей линией.
Если для раскроя используются платья несимметричных фасонов, материал желательно располагать в один слой, чтобы лицевая область была сверху. Аналогичным образом необходимо располагать все остальные элементы выкроек.
Выкройка отдельных фрагментов с учетом ориентира продольной линии:
Детали | Правила раскроя |
Спинка | На этапе выкладки выкроек на материале необходимо учитывать расположение основы. Если по модели спинка должна оставаться цельной, при выкройке центр необходимо выкладывать на тканевый сгиб. В данном варианте основа будет поперек либо вдоль спины. |
Выкройка клапанов должна располагаться таким образом, чтобы ориентир основы был поперек либо вдоль клапана относительно фасона. При выкройке бантов и поясов ориентир основы должен проходить вдоль них.
Во время раскроя деталей обязательно нужно оставлять припуски для швов, которые должны быть оговорены на этапе описывания готовой выкройки.
При отсутствии этих данных можно выполнить такие припуски на швы:
- боковой уровень – 3 см;
- горловина – 1 см;
- нижняя линия – 6 см;
- область рукавного шва – 2 см;
- обрезной конец маленьких элементов – 1 см;
- плечевой шов – 3 см;
- пройма – 1,5 см;
- талия – 4 см.
На ширину припуска будет влиять толщина полотна: припуски будут больше, если тканевая материя рыхлая и утолщенная либо осыпается. Зачастую поперечный срез материи может быть неровным, проходя не по нитям. Для исправления ситуации необходимо разровнять поперечный срез полотна, потянув нитку и укоротив по ней край.
В основном изначально выкладывают большие фрагменты, после маленькие в виде клапанов, карманов, манжет, подбортов, подворотников, воротников. В редких случаях небольшие элементы подвергаются раскрою после примерки, поскольку на этапе примерке линии либо формы частей изделия могут быть изменены.
При выкройке труднодоступных участков, например, горловины либо проймы, ножницы требуется поворачивать таким образом, чтобы не были срезаны запасные углы на швы.
Нахождение долевой нити
Исходя из принципа, что долевая – самая малорастяжимая нить ткани, попробуем определить направление на любом, имеющемся куске материала. Прежде всего убедимся, что перед нами не трикотаж и не нетканый материал. Для этого попробуем увидеть структуру переплетения в виде решетки. Некоторые переплетения имеют диагональную структуру или двухслойную
Самое важное, что в ткани есть ориентация нитей под четким углом: 30, 45, 60 или 90 градусов. Трикотаж имеет петельчатую структуру, а нетканые материалы – не имеют ее вовсе
Если в ткани сохранена кромка, – это первый помощник в определении долевой. Работа ткацкого станка всегда параллельна этому плотному краю.
Чтобы найти долевую нить на ткани, попробуем потянуть материал во всех направления: прямых и диагональных. Самое стабильное направление является направлением основы нитей. Способ растяжения ткани, чтобы обнаружить основное направление, бывает необходим перекрое уже имеющихся деталей.
В саржевых, атласных переплетениях рубчик проходит с ориентацией «снизу вверх» и «слева направо».
Иногда бывает необходимо найти расположение долевой нити в трикотаже или кружеве, которое по способу производства относится к трикотажной группе
Ориентация основы вязания трикотажного полотна определяется аналогичным образом: обратите внимание на рисунок переплетения, на кромочные петли, определите направление минимального растяжения.
Основная уточная нить
Основные и уточные нити должны быть равномерно расположены по всей длине ткани; на поверхности ткани не должно быть выступающих оборванных нитей.
Основные и уточные нити должны быть равномерно расположены по всей длине ткани. На поверхности ткани не должно быть выступающих обрезанных нитей.
Подготовленные основные и уточные нити поступают на ткацкий станок, на котором из них вырабатывают ткань определенного переплетения, плотности и ширины. Ткань образуется взаимным переплетением двух систем нитей, располагающихся относительно друг друга по двум взаимно-перпендикулярным направлениям. Одна система нитей, идущая вдоль ткани, называется основой, другая, идущая поперек ткани, называется утком.
Переплетение основных и уточных нитей всегда рассматривают с лицевой стороны ткани. Различают три вида простых переплетений: полотняное, саржевое и атласное.
Плоские ткани с основными и уточными нитями с последующей валкой и без таковой, пропитанные или покрытые, типа, который используется в машиностроении и для других технических целей.
В ткацком отделе из основных и уточных нитей на ткацких стаках вырабатывается ткань. Процесс ткачества состоит в том, что из основных нитей образуется на ткацких станках зев, в который вводится уточная нить и прижимается к основе ткани.
В суконных тканях трудно различить переплетение основных и уточных нитей вследствие свойлачивания шерсти, которое достигается при обработке ткани с помощью валяльных машин. Только некоторые суконные ткани ( шевиот, трико) благодаря небольшой валке имеют хорошо различимый ткацкий узор.
Сетка бумажная представляет собой полотно из переплетенных основных и уточных нитей, изготовленных из бумажной пряжи.
На рис. 17 изображены все девять положений основных и уточных нитей в поперечном и продольном разрезе ткани. Отношение высот волн основы ( ha) и утка ( hy) характеризует порядок фазы строения ткани. В табл. 29 приведены значения h0 и / гу, а также характеристика каждого порядка фазы.
Пледы обычно имеют бахрому ( образованную выступающими основными и уточными нитями), но края одеял обычно зашиты или окантованы.
Перед заправкой ткацкого станка необходимо соответствующим образом подготовить основные и уточные нити.
Ткань асбестовая АТ-4 ВУ — полотно, изготовляемое переплетением основных и уточных нитей на ткацком станке; имеет миткалевое переплетение.
Способы определения
Узнать направление нитки основы очень просто тогда, когда ткань находится в рулоне. В такой ситуации наиболее быстро и правильно определять направление по кромке, ведь долевая нить расположена параллельно уплотненному краю ткани. Таким же способом линия определяется на целом отрезе текстильного материала, из которого еще ничего не выкраивали. Найти основу сложнее, если на куске ткани не осталось кромки, или же край практически не отличается от остального полотна.
Опишем несколько методов определения основы для тканей без стретча.
Потянуть ткань в разных направлениях. Потяните ткань вдоль, поперек и под углом 45 градусов. В обычном материале долевая нить вообще не тянется, а нить утка тянется совсем немного. Под углом 45 градусов полотно тянется сильнее всего – этот факт поможет более точно определить, как именно проходит нить основы.
Просветить материал. Посмотрите на свет сквозь полотно – это позволит лучше рассмотреть структуру ткани. В большинстве тканей нити основы более ровные, чем поперечные линии.
Изучить нити переплетения. Если в составе ткани есть хлопок и шерсть, можно разобрать ткань на нити и провести эксперимент. Как правило, в таких тканях хлопковая нить является основой, а шерсть – поперечным переплетением. Вытянутые из материала продольные и поперечные ниточки подожгите: хлопок будет пахнуть жженой бумагой, а шерсть – горелыми волосами или перьями. Таким же способом можно определить основу в тканях, сотканных из хлопка и шелка. Однако в таком материале нитью основы является шелк, а нитью утка – хлопок. При сжигании шелковая нить пахнет как жженый рог, и сгорает дольше, чем хлопок.
Еще один способ найти основу – по направлению ворса, ведь ворсинки всегда располагаются вдоль необходимой линии. Если ворс слишком короткий, для нахождения долевой нити применяют другой способ – по материалу проводят рукой. Начес обычно направлен в одну сторону, поэтому ладонь будет встречать разный уровень сопротивления при разглаживании в разные стороны.
Намного сложнее определить основу трикотажа, ведь такой материал одинаково тянется во все стороны. А также в полотне нет привычных нитей основы и нитей утка – вместо них структура ткани состоит из петельных столбиков и рядов. Рассмотрим несколько способов определения долевой нити в трикотажных материалах.
По кромке. Найти основу ткани в рулоне или на целом отрезе ткани несложно, ведь она проходит параллельно кромке.
По внешнему виду при натягивании. Трикотаж тянется во все стороны одинаково сильно, например, бифлекс можно растянуть на 300% в любом направлении. Один из способов найти нить основы на отрезе ткани без кромки – внимательно осмотреть срезы материала в спокойном состоянии. Срезы полотна, проходящие вдоль долевой нити, склонны сворачиваться в трубочку.
По структуре. Чтобы найти основу, необходимо внимательно рассмотреть поверхность материала, состоящего из столбиков и рядов. Долевая нить в трикотажных тканях всегда проходит вдоль столбцов.
По форме растягивания. Стретч тянется одинаково сильно во все стороны, однако внешний вид растяжения долевой и уточной нитей отличается. Основа при растягивании сворачивается в трубочку, а поперечная нить – принимает форму гармошки.
Вопросы и ответы
Можно ли кроить по поперечной нитке?
В редких случаях советуют кроить по поперечной нитке. Обычно это делают, когда ткань узкая или необходимо изменить направление рисунка (например, полоски). Раскрой поперек допускается, если полотно тянется по основе и утку примерно одинаково. Но нельзя забывать про дополнительную обработку. Необходимо сначала произвести декатировку, иначе по основе ткань может дать большую усадку, и вещь деформируется. Зная, что трикотаж способен вытягиваться по утку, ему дают несколько дней отвисеться (чтобы он вытянулся до пошива изделия, а не после).
В каких случаях ткань кроят по косой?
Для получения объемных деталей, при пошиве юбок-солнце ткань кроят по диагонали переплетения ниток. В этом месте полотно самое эластичное и пластичное. Его легко уложить в красивые драпировки и фалды.
Подводя итоги, в любой ткани есть основа – долевая нить, и уток, представляющий собой поперечные нити. Они перпендикулярны друг другу, и переплетаются особым образом
Умение определять долевую нитку на ткани очень важно при раскрое. На выкройках ее обозначают стрелкой. В указанном направлении раскладывают ткань
Очень редко полотно кроят по утку или косой, но все же иногда такая необходимость возникает. При разной раскладке идентичный крой имеет совершенно другой вид
В указанном направлении раскладывают ткань. Очень редко полотно кроят по утку или косой, но все же иногда такая необходимость возникает. При разной раскладке идентичный крой имеет совершенно другой вид.
- Свежие записи
- Балкон в многоквартирном доме: является ли он общедомовым имуществом?
- Штраф за остекление балкона в 2022: что это и как избежать наказания
- Штраф за мусор с балкона: сколько заплатить за выбрасывание окурков
- Оформление балконного окна: выбираем шторы из органзы
- Как выбрать идеальные шторы для маленькой кухни с балконом
Обработка верхнего края портьер
Схема обработки верхних срезов портьер.
На следующем этапе пошива штор необходимо обработать верхний край портьер и зафиксировать на них шторную ленту. Для этого нужно горизонтальный припуск полотна отогнуть на изнаночную сторону.
Возьмите шторную ленту и положите ее на припуск с изнанки полотнища. Отрегулируйте кромку тесьмы так, чтобы она находилась на 2-3 мм ниже края портьеры. Приколите ленту по всей длине булавками, слегка присбаривая тесьму. Дело в том, что шторная тесьма делается обычно из хлопка и поэтому она «садится» при стирке. Для того чтобы край портьеры не деформировался, необходимо оставить небольшой запас.
Проложите шов по верхнему краю тесьмы. Лучше всего строчить с лицевой стороны портьеры. Таким образом вы сможете контролировать конечный результат. После того как шов проложен, отогните свободный край тесьмы вверх и подогните или срежьте припуск шторы так, чтобы он не выступал за тесьму. Разумнее припуск именно подогнуть. Это придаст верхнему краю шторы дополнительную жесткость, а материал не будет осыпаться. Верните ленту в исходное положение и приколите ее. Отстрочите нижний край тесьмы, стараясь проложить шов как можно ближе к кромке ленты. Следите за тем, чтобы строчки располагались параллельно друг другу.
Далее обрабатывают декоративные детали портьер: ламбрекен, прихваты, де жабо, розетки и так далее. Пришивают декоративную тесьму или бахрому. Для дополнительного украшения шторы можно использовать кружевное шитье, аппликации, вышивку шнурами. Конечный вид декора для окон зависит только от вашего вкуса и фантазии.
Источник
Долевая нить: особенность раскройки
Долевая нить имеет свои особенности, которые обеспечивают оптимальное использование материала и минимизацию отходов. Вот несколько пунктов, описывающих особенности раскройки долевой нитью:
Подготовка раскройного задания. Перед началом раскройки необходимо составить детальное задание, в котором указываются размеры и количество деталей, а также требования к расположению на ткани
Задание может быть создано с использованием специальных компьютерных программ или вручную.
Оптимизация раскройки. При раскройке долевой нитью важно максимально эффективно использовать материал, чтобы избежать лишних отходов. Компьютерные программы могут помочь оптимизировать раскройку, автоматически располагая детали на ткани таким образом, чтобы минимизировать потери материала.
Расчет долей. При использовании долевой нити каждая деталь имеет свою долю в общем количестве материала
Доли могут быть выражены в процентах или в других единицах измерения, и они определяют, сколько материала будет выделено для каждой детали.
Маркировка деталей. После оптимизации раскройки и расчета долей каждая деталь должна быть маркирована на ткани. Маркировка может включать информацию о номере детали, направлении волокон, необходимых отступах и других важных деталях.
Раскройка. После маркировки ткани происходит сам процесс раскройки. Специальные инструменты, такие как режущие станки или лазерные системы, используются для вырезания деталей по заданным маркерам. Важно точно следовать маркерам, чтобы обеспечить правильные размеры и формы деталей.
После раскройки проводится контроль качества, чтобы убедиться, что все детали были вырезаны правильно и соответствуют требованиям. Это включает проверку размеров, формы, совпадения рисунка (если применимо) и других параметров.
Особенности раскройки долевой нитью обеспечивают эффективное использование материала и помогают снизить затраты, минимизировать отходы и повысить качество производства в швейной промышленности.
Как раскроить ткань
Используйте только остро наточенные ножницы. Разрезайте ровно, не искажая изначально намеченной линии. Раскраивая дома, рекомендуют опираться тыльной стороной (широким лезвием вниз) на стол, чтобы сохранить максимальную точность.
Обратите внимание, что при разрезании скользких материалов нужно быть более внимательными, особенно если они кроятся сложенными вдвое. В этом случае лучше скреплять ткань булавками, чтобы она не сдвинулась в процессе разрезания. Для первой примерки обычно выкраивают из ткани лишь основные элементы изделия, это касается:
Для первой примерки обычно выкраивают из ткани лишь основные элементы изделия, это касается:
И только после того, когда будут сделаны все уточнения и коррекция (если она необходима), вырезайте более мелкие детали. К ним относятся:
- манжеты;
- подборты;
- воротник;
- обтачки и так далее.
Небольшие элементы вырезают после основных, так как в процессе примерки и уточнения могут поменяться некоторые величины или изгибы.
https://youtube.com/watch?v=YBEia32X7V8
Советы как определить долевую нить на трикотаже
Определение долевой нити на трикотаже может быть сложной задачей. Вот несколько советов, которые помогут вам в этом процессе:
Изучите внешний вид ткани и обратите внимание на текстуру и видимые петли. Долевая нить может отличаться от основной нити по цвету, толщине или составу.
Ощупайте поверхность ткани и почувствуйте разницу между долевой нитью и основной нитью
Долевая нить может быть мягче, грубее или иметь другие особенности на ощупь.
Проверьте этикетку изделия, возможно, производитель указал информацию о составе и структуре ткани, включая наличие долевой нити.
Используйте яркий свет или фонарик для осмотра ткани. Подсветка может помочь выявить различия в составе нитей и выделить долевую нить.
Если возможно, разберите шов на изделии и рассмотрите нити внимательнее. В шве может использоваться другая нить, которая может быть долевой.
Если вам все еще трудно определить долевую нить, обратитесь за помощью к опытному продавцу или специалисту по трикотажу. Они могут обладать экспертными знаниями и помочь вам определить долевую нить более точно.
Определение долевой нити является важным аспектом при работе с различными тканями и изделиями. Эта информация позволяет определить качество и прочность шва, а также учесть особенности ткани при выборе соответствующих методов шитья. Знание о долевой нити поможет шве раскрыть потенциал каждого материала и достичь высокого уровня мастерства в искусстве шитья.