Безопасное вождение.
Безопасное вождение – результат обучения на наших курсах повышения водительского мастерства. 12 курсов и 10 программ со скидками для уже водителей.
Безопасное вождение – общий термин грамотного управления автомобилем. Понимание пределов возможности своего автомобиля и своих навыков как водителя формирует представление когда движение на автомобиле опасное, а когда безопасное.
Безопасное вождение – это плод хороших знаний навыков вождения, конструкции и исправности автомобиля, дорожных и погодных условий и поведение участников дорожного движения вокруг.
Курсы безопасного управления автомобилем позволяют получить навыки безопасного и безаварийного вождения в короткие сроки под руководством опытных инструкторов.
Что входит в обучение экстремальному вождению (этапы обучения)
Курс экстремального управления машиной включает в себя 5 этапов. Каждый следующий этап сложнее, большинство автошкол разрабатывает программы индивидуального обучения. То есть автомобилист самостоятельно выбирает, на каком этапе остановиться.
Улучшение навыков автовождения
Сначала водители учатся отрабатывать приемы такого вождения в условиях обучающего кабинета на тренажерах. После отработки на тренажерах водители учатся сложным ситуациям на трассах, нарабатывают опыт:
Спуск и подъем на крутых склонах
На крутых спусках и подъемах автомобилист обязан следить за скоростью автомобиля, не допускать скольжения колес и резкого движения рулем.
Траектория прохождения поворотов
Перед входом в поворот снижают скорость автомобиля. Благодаря этому колеса не скользят и автомобиль не заносит. При движении по дуге скорость автомобиля остается постоянной.
Траектория движения машины при повороте выполняется по правилам: Руль выкручивается в сторону поворота, автомобиль движется по дуге. После совершения маневра руль возвращается в исходное положение.
Езда по бездорожью:
Перед короткими крутыми подъемами водителю нужен небольшой разгон на низкой передаче. Рвы и ямы автомобиль лучше преодолеет под углом.
Опытный инструктор покажет, как преодолеваются разные препятствия на дороге.
Дорабатывание навыков управления машиной
На втором этапе водители совершенствуют навыки на высоких скоростях, по бездорожью. Многие проходят уроки вождения для женщин и мужчин повторно.
Многие критические дорожные ситуации избегаются экстренным разгоном: При попутном столкновении, обгоне, объезде препятствий. Экстренный разгон возможен на любой передаче. Чтобы маневр получился, максимальную передачу и сцепление включают резко.
Водителю нужно понимать, какую скорость приобретет машина при разгоне, возможно ли избежать опасности. Потому как при движении по скользкой дороге такие действия вызовут обратный эффект.
Зимний экстрим
На третьем этапе водители учатся правильно вести транспортное средство на льду, а также тормозить. В 3 этап входит обучение:
- смена полосы движения
- угол торможения
- дрейф в кругах
- крутые спуски и подъемы
- песчаный трек
- лесные восхождения
- переходы в болотных условиях
Рядовому водителю в зимнее время года пригодится знание правильного торможения на скользкой дороге. В зависимости от автомобиля меняются правила торможения. Так, старые автомобили без антиблокировочной системы торможения хуже справляются со скользкой дорогой.
Торможение ABS подразумевает отсутствие блокировки колес при экстренном торможении. Антиблокировочная система сохраняет прямое движение автомобиля даже при скользком покрытии. С помощью датчиков, которые установлены на колесах, система автоматически дает команду механизмам начать прерывистое торможение. Без ABS транспортное средство развернет, и он окажется в кювете.
Обучение поведению в стрессовых аварийных ситуациях
На этом этапе водители учатся управлять автомобилем на скорости 130 км в час. Точный контроль рулевого управления и навыки вождения в критических ситуациях – это бесценный опыт для водителей.
На этом этапе водители учатся возвращать контроль над автомобилем в критической ситуации. Переносить вес на спусках с градиентами, ночные перегоны
Приемы экстремального вождения автомобиля
Наконец, перечислю приемы, относящиеся к высшему водительскому мастерству, чтобы вы знали, чему вам предстоит научиться в случае такого желания. А заодно укажу, какие из них применимы на дорогах общего пользования, а какие – нет.
Приемы вождения на грани скольжения шин с дорогой
- экстренное ускорение на грани пробуксовки ведущих колес
- экстренное торможение с АБС или без АБС на грани проскальзывания шин (торможение гонщиков классов Формула)
- точное определение места начала торможения, чтобы окончание торможения пришлось четко на вход в поворот и чтобы скорость была снижена точно до предельной скорости для данного поворота
- комбинированное торможение с понижением передач и перегазовкой пяткой
- управление крутящим моментом двигателя по тахометру, поддержание оборотов двигателя в диапазоне максимального крутящего момента и максимальной мощности
- регрессивное торможение, затяжное торможение (trail braking) – совмещение торможения и вращения руля на грани скольжения шин
- движение по дуге с предельной скоростью для данного поворота, удержание автомобиля на грани скольжения шин, ювелирная работа рулевым колесом и педалью газа
- построение оптимальной траектории прохождения связки поворотов, обеспечивающей минимальное время прохождения кольцевой трассы
- совмещение ускорения и вращения руля на грани пробуксовки шин при выходе из поворота
Из перечисленного можно и нужно применять в повседневной городской езде комбинированное торможение с перегазовкой пяткой ипостроение оптимальной траектории прохождения поворотов. Эффективно также совмещение ускорения и вращения руля на выходе из поворота, но не на грани скольжения шин, а с запасом их сцепления с дорогой. Допустимы также экстренное ускорение и экстренное торможение, но не в повседневном режиме, а в критических ситуациях.
Приемы вождения автомобиля в скольжения
способы создания заноса:
— без смещения веса автомобиля
— со смещением веса автомобиля
приемы прекращения заноса:
— скоростное руление
— работа педалью газа
— экстренное торможение
поддержание управляемого заноса, умение поворачивать автомобиль на различные заданные углы с помощью заноса:
— квадрат (90 градусов)
— треугольник (120 градусов)
— прямая (180 градусов)
— круг (360 градусов)
умение изменять направление движения автомобиля в заносе:
— змейка
— восьмерка
— трасса
умение непрерывно двигаться в контролируемом ритмическом заносе
трюки скольжения:
— разворот передним ходом на 180 градусов
— разворот задним ходом на 180 градусов – полицейский разворот
— разворот передним ходом на 360 градусов
— разворот с места передним ходом на 180 градусов
— разворот с места задним ходом на 180 градусов
Ничто из вышеперечисленного нельзя применять в повседневных поездках. Единственное, что может понадобиться в принципе – способы прекращения заноса: скоростное руление, работа газом и экстренное торможение. И то – в критических ситуациях. А для критических ситуаций есть отдельная дисциплина – контраварийное вождение, о которой я подробно написал в предыдущей статье: «Как научиться водить машину? Безопасное вождение и контраварийная подготовка».
В следующей статье я подведу итоги написанному в этой и двух предыдущих статьях и дам конкретные рекомендации по тому, как правильно учиться водить автомобиль.
Экстремальные условия
Этот уровень вождения подходит больше для гонщиков. Однако автомобилист, освоивший 5 этап, овладеет техникой управления транспортным средством в совершенстве.
На нем обучат, как поставить транспорт на колеса, справиться самостоятельно при поломке:
- катание на склонах
- песчаные треки
- лесные восхождения
- экстремальный спуск и подъем по гравию
- пересечение воды
- использование лебедки
- аварийно-спасательные работы
Таким образом, экстремальное вождение для рядового водителя – возможность научиться правильно реагировать в экстренной дорожной ситуации. Экстремальное вождение учит на подсознательном уровне передвигаться в условиях города правильно и безопасно.
Контраварийная подготовка
В чем суть?
Прежде чем переходить к курсам экстремального вождения или к так называемым курсам высшего водительского мастерства, нужно получить базу и пройти курсы контраварийной подготовки. На которых как раз можно научиться приемам предотвращения критических ситуаций и выхода из них, если вы все ж таки в них попали. То есть контраварийное вождение – управление автомобилем в критических ситуациях, часто встречающихся на дорогах общего пользования.
Особенности этих курсов в том, что… в общем, прочитайте еще раз особенности курсов экстремального вождения – там все с точностью до наоборот 🙂 А именно туда входит:
- экстренное торможение перед внезапно возникшим препятствием
- экстренный объезд препятствия – «переставка», «лосиный тест»
- приемы предотвращения скольжения автомобиля: заноса, сноса, вращения
- как вписаться в поворот в случае превышения скорости?
- постановка правильных навыков управления при включенных электронных системах безопасности: ABS, ESP и т.д.
- отсутствие нетрадиционных и неприменимых в жизни приемов:
— отключения электронных систем
— использования ручного тормоза
— вождения в управляемом заносе
— полицейского разворота
— разворота на 180 и 360 градусов с помощью ручного тормоза или ритмического заноса
Практическая польза
Как видите, содержание правильной контраварийной подготовки максимально привязано к реальному городскому вождению. Соответственно, все контраварийные приемы применимы на дорогах общего пользования, а сами курсы контраварийной подготовки дают водителям ощутимые выгоды и повышают безопасность вождения.
Что касается самооценки водителей после прохождения контраварийной подготовки, то по нашему опыту, она не повышается и становится более адекватной. Водители глубже понимают степень опасности автомобиля и необходимость высочайшего уровня водительского мастерства для полного контроля машины и дорожной ситуации. В итоге они начинают ездить спокойнее, медленнее, осторожнее и не злоупотребляют своими возможностями.
Отделяйте мух от котлет
Почему я употребил выражение «правильная контраварийная подготовка»? Потому что бывает и не совсем правильная. Часто мои уважаемые коллеги из других школ выдают за контраварийную подготовку курсы экстремального вождения. Не хочу никого критиковать и склонять вас к обучению в нашей школе, скажу только, что вы можете сами определить, какие именно курсы вам предлагают. Еще раз прочитайте особенности курсов экстремального вождения и контраварийной подготовки и узнайте, что именно входит в программу того курса, который вы планируете пройти. Есть там полицейский разворот? Отключаются ли системы стабилизации? Дергают ли водители «ручник» на занятиях? Если хотя бы один ответ «да», значит это попахивает экстремальщиной. А если все ответы положительные, то это точно не контраварийная подготовка, а курсы экстремального вождения, что бы вам ни говорили менеджеры по продажам или инструкторы этих школ.
И тут уже только вам решать, надо ли идти на этот курс и что вы вообще хотите получить от обучения. Если вы хотите научиться делать полицейский разворот, идите и учитесь, пусть эти курсы и преподносятся вам как контраварийные. Но если стоит задача повысить свой уровень безопасности вождения и быть вооруженным перед реальными дорожными ситуациями, то вам точно не туда.
А вообще, скажу, что в Европе на курсах контраварийной подготовки уже давно никто не дергает «ручник» и не занимается всеми остальными экстремальными мульками. Там люди не развлекаются, а повышают безопасность дорожного движения. И если кому-то нужно освоить раллийные приемы вождения, то для этого есть специальные курсы, но к дорожной езде это никакого отношения не имеет.
Помните, что при прохождении любых подобных курсов на собственной машине на автодроме не действует ни страховой полис ОСАГО, ни полис ДСАГО, ни полис КАСКО. Поэтому все риски возможного ДТП ложатся на вас, так что будьте особенно осторожны и внимательны! Либо проходите курсы на машине школы.
Может ли обычный водитель его освоить
Экстремальное вождение доступно не только профессиональным гонщикам, но и обычным водителям. На курсах экстремальной езды водители научатся:
- Проходить препятствия
- Ездить по льду
- Применять экстремальное торможение на скользкой дороге
- Спускаться с крутых склонов
- Ехать по бездорожью и мелким рекам
- Делать крутые повороты
Это следующий уровень мастерства после контраварийного вождения. Для экстремального автовождения недостаточно обычной трассы. Чтобы отработать сложные ситуации, нужно воссоздать их на дороге. Обучают экстремальному вождению опытные инструкторы, бывшие участники спортивных соревнований по гонкам.
Кому это нужно
Действительно актуальный и значимый вопрос, на который я постараюсь ответить. Вообще могу сказать, что всем, кто проявляет любопытство или остро нуждается в получении соответствующих навыков.
К числу нуждающихся можно отнести сотрудников различных охранных ведомств, правоохранительных органов, телохранителей, тех, кто хочет стать профессиональным каскадером. Что же касается любопытных, то это может быть любой мужчина, парень или девушка. Курса не делят обычно на уроки для женщин и мужчин. Все в равных условиях и обучаются по единой правильной профессиональной программе. Большинство автошкол заточены под работу именно с любопытными.
Именно на таких экстрим-курсах можно узнать, как делается полицейский разворот, как правильно дрифтовать, уходить в контролируемый занос, моментально срываться с места.
Фактически такие курсы могут стать отправной точкой для будущих гонщиков и спортсмены. Многие из инструкторов в автошколах сами являются бывшими и действующими участниками различных соревнований.
Вопрос третий
Сколько Вы знаете приемов дросселирования?
Вначале следует пояснить, что дросселирование — это многообразие способов управления педалью «газа». Водители, отвечающие на этот вопрос, морщат лоб и спрашивают «а что, разве есть такие приемы?», либо, пытаясь ответить, формулируют три способа: «нажать», «отпустить» или «что-то посредине». Когда мы задаем этот вопрос лучшему гонщику России, обладателю Кубка мира по ралли-рейдам, мастеру спорта международного класса М. Нарышкину, он перечисляет 26 приемов, вызывающих разную реакцию автомобиля. Например, защитная реакция водителя при скоростном входе в поворот на переднеприводном автомобиле, выражающаяся в отпускании педали газа, вызывает или провоцирует занос задней оси. Технология «загрузка—поворот—тяга», применяемая гонщиками «Формулы-1» и другими высококвалифицированными спортсменами, позволяют сделать экстренный маневр или вход в поворот безопасным за счет искусственного перераспределения веса автомобиля по осям и колесам. Этот прием доступен любому водителю, но обычно невыполним, так как предполагает цепочку из трех действий (отпустить педаль газа, повернуть руль и вернуть тягу), которые нужно выполнить за 0,1 секунды. Для того чтобы этот прием помог в экстремальной ситуации, теоретических знаний недостаточно, нужна практика в безопасных условиях учебного автодрома.
Каждый год перед началом зимнего сезона в Центре высшего водительского мастерства проходят предсезонную подготовку многие выдающиеся спортсмены, отрабатывая элементы экстремального вождения. Они буквально танцуют на льду, выполняя вальс и другие пируэты на скользящих и вращающихся по их воле автомобилях. После такой подготовки я обратился с вопросом к одному из выдающихся гонщиков, многократному чемпиону страны, участнику многочисленных гонок «Париж—Дакар» и других международных соревнований С. Гире, как он оценивает результаты подготовки. Он, как человек с большим юмором, сказал мне: «У меня такое впечатление, что я совсем не умею управлять автомобилем. Твои педагоги сделали мне десятки замечаний по рулению, торможению, дросселированию». Нужно отметить, что эти замечания не помешали ему через неделю выиграть очередной зимний этап чемпионата России по ралли-рейдам.
Возвращаясь вновь к проблемам экстремального вождения, можно констатировать, что есть три реальных подхода к сохранению безопасности. Первый — научиться прогнозировать опасные ситуации по прямым и косвенным признакам. Для этого нужно стать «автомобильным шахматистом », мгновенно оценивающим ситуацию на дороге и поведение других водителей. Второй — научиться чувствовать автомобиль как собственное тело, а при управлении в сложных ситуациях понимать его проблемы и возможности по управлению. Третий — вооружить себя приемами активной безопасности, обучившись в Центрах контраварийной подготовки.
Надеюсь, что практические рекомендации и упражнения, представленные в диске “Школа контраварийного вождения профессора Цыганкова” и снабженные пояснительными иллюстрациями, видеоматериалами, помогут вам повысить уровень водительского мастерства и избежать аварийных ситуаций на дорогах.
Экстремальное вождение.
Экстремальное вождение у нас – это курсы выхода из экстремальных ситуаций. 12 курсов для разных задач и 10 программ со скидками до 30% для тех кто уже умеет водить.
Экстремальное вождение – название методики из упражнений для обучения поведению авто в экстремальных ситуациях. Основная цель занятий – безопасное вождение без аварий за счет интуитивных действий в экстремальной ситуации и максимально быстрому возврату в нормальный режим движения.
Обучение экстремальному вождению проходит в безопасных условиях большого автодрома под руководством опытных инструкторов автоспортсменов. Учебные условия максимально приближены к реальным – вы самостоятельно выполняете все задания и упражнения, находясь один за рулём своего автомобиля или мотоцикла. Связь с инструктором осуществляется по рации, а возможность наблюдать за другими водителями позволяет отмечать их успехи и учиться на их ошибках. Цель повторения упражнений экстремального вождения в том, чтобы сформировать «мышечную память», чтобы в реальной опасной дорожной ситуации среагировать не «мозгами», а рефлексами «на уровне подсознания».
Вождение в экстремальных ситуациях мы моделируем зимой на большом ледовом автодроме, летом на асфальте. Наши методики отработаны уже не один десяток леи и безопасны для вас и вашего автомобиля при соблюдении всех наших требований и команд инструктора.
Как попасть на такие курсы
Здесь ничего сложного нет. Достаточно найти автошколу в своем городе, запросить информацию о расписании и группах, подать заявку и дождаться, когда наступит ваша очередь.
Люди без прав и базовых навыков управления машиной на такие курсы попасть не смогут.
Ряд автошкол предлагают удобную и интересную услугу, где уроки обычного вождения сочетают с контраварийным и экстремальным.
Инструктор сам определит, готовы ли вы к его урокам. Для этого проводятся тестовые заезды, специалист дает оценку вашим навыкам, способностям и текущему уровню подготовки.
Оказавшись за рулем автомобиля, вы должны понимать и осознавать ту степень ответственности, которую вы на себя берете. Не вижу в уроках экстремального вождения ничего плохого, если вы преследуете благую цель, хотите проверить себя, ощутить новые эмоции. Но ни в коем случае не показывайте свои навыки в городе. Для этого есть специальные трассы, треки и полигоны.
Из своего опыта могу сказать, что лучше начать с хорошей автошколы, где вы получаете базовые знания. Затем стоит пройти курсы по контраварийному вождению. Это действительно полезные и необходимые навыки, в чем я не так давно убедился лично. Думая, что мой опыт позволит решить любую ситуацию на дороге, я ошибся.
Всем удачи на дорогах! Не нарушайте ПДД и будьте аккуратными!
Подписывайтесь, оставляйте комментарии, задавайте актуальные вопросы и рассказывайте о нас своим друзьям!
Watch this video on YouTube
Вопрос второй
Сколько Вы знаете элементов и приемов торможения?
В лучшем случае водители насчитывают 5–8 приемов (плавное, прерывистое, ступенчатое, торможение двигателем, включение стояночного тормоза и т.д.). На самом деле этих элементов более 200 и они применяются в зависимости от ситуации, коэффициента сцепления, возможностей автомобиля, критичности ситуации. Спортсмены владеют технологиями торможения без применения тормозной системы (боковое скольжение, управляемый занос), а также приемом «газ—тормоз», позволяющим переориентировать автомобиль на траектории торможения.
Что такое экстремальное вождение
Экстремальное вождение часто путают с контраварийным. Контраварийное вождение учит правильно реагировать в стандартных условиях. Под экстремальным вождением понимают навык водителя управлять автомобилем в сложных, опасных дорожных ситуациях. Методы такого управления машиной взяты из практики профессиональных гонщиков и каскадеров. Причем здесь не подразумевается обучение гонкам.
В процессе обучения моделируются тысячи аварийных ситуаций, где путем многократных повторений идет вырабатывание единственно правильной реакции. Все потому, что в стрессовых ситуациях тело человека действует на уровне рефлексов. Поэтому при экстремальном вождении, в первую очередь, идет процесс обучения мышечной памяти. Поведение автомобилиста в опасных ситуациях доводится до автоматизма.
Увлечения, на которые надо получать права или лицензию
Не все так просто, как кажется. На некоторые виды спорта необходимо получить лицензию или права. Давайте разберемся в том, на что и где получить права?
1. Это гонки. Для того, чтобы принимать участие в них необходима лицензия. Лицензия – это необходимый документ, предоставляющий право его владельцу участвовать в соревнованиях различной степени сложности. Такая лицензия позволит обезопасить неопытных новичков от различного рода опасностей для себя и окружающих. Для того, чтобы получить такую лицензию, необходимо выполнить ряд действий, а именнно, обратиться к руководству своего клуба или секции с заявлением о том, какую именно лицензию вы хотите получить. Далее вам необходимо получить медицинскую справку в спортивно-физкультурном диспансере. Затем вам необходимо подготовиться к устному экзамену и привести всю свою экипировку в порядок. Затем в выбранной вами страховой фирме заключите договор на страхование от несчастного случая. Подготовьте все необходимые документы, обратитесь в главную комиссию автосоюза, сдайте необходимые экзамены и получите лицензию.
2. Лицензия на арбалет. Согласно статье 6 Федерального Закона «Об оружии» (от 13.12.1996), хранение и использование лучного и арбалетного оружия, которое квалифицируется как холодное метательное, вне спортивных объектов запрещено. Итак, если Вы приобретаете стрелковое оружие с силой натяжения плеч до 43 кг и собираетесь использовать его для профессиональных занятий спортом, дружеских соревнований и тому подобных развлечений, ответ на сакраментальный вопрос «нужно ли разрешение на арбалет» – нет, не нужно, так как в данном случае арбалет не является оружием.
3. Лицензия на нарезное и гладкоствольное оружие. По законодательству нашей страны нужно иметь разрешение на хранение нарезного и гладкоствольного оружия. Но разрешение на нарезное оружие можно получить только через 5 лет после получения лицензии на гладкоствольное.
4. На управление снегоходами также нужны права. Документом на право управления снегоходом является удостоверение машиниста-тракториста с открытой категорией “А”. Категории “В” и “С” не подойдут. Получить его можно как в образовательном учреждении, имеющем соответствующую лицензию, так и после самостоятельной подготовки и сдачи экзамена в органах Гостехнадзора. Кроме того, владельцы снегоходов не должны забывать, что не менее чем за 15 дней до начала использования они обязаны представлять технику на ежегодный технический осмотр.
5. Кроме того, обязательно нужны права на трактор, если вы занимаетесь гонками на тракторах – права категории “А”.
Таким образом, для того чтобы выбрать себе увлечение или технический вид спорта, вам обязательно нужно проконсультироваться со специалистами по поводу необходимых документов для выбранного вида спорта.