Геометрическая резьба по дереву: пошаговое руководство для начинающих резчиков и советы по исполнению

Мастерская начинающего резчика

Рабочий стол и тиски – самое минимальное, что должно быть. Резка по дереву всегда делилась на два направления:

  • то, что нужно всегда;
  • то, чем восхищаются вокруг.

Опытный резчик может вырезать шедевр на коленках одним богородским ножом, находясь в лесу, совершенно неожиданно для самого себя, на удивление другим. Но его мастерская будет заполнена сотней инструментов для работы по дереву.

Далеко не всегда он будет знать, как называется инструмент для резьбы по дереву, но он всегда будет знать, как им пользоваться, он будет помнить, когда он его изготовил и ради какой задачи.

Изготовление бочек – это не резьба по дереву. Это насущная необходимость. Общепринятые названия инструмента здесь:

  • столярный верстак;
  • фуганок;
  • струг, скобель;
  • зажимы для сборки остова;
  • уторник и т. д.

Всего не запомнишь и многое не поймешь. Сделать бочку – это не вырезать фигурку. Однако заглянуть в мастерскую бондаря или познакомиться с бондарным ремеслом для начинающего резчика будет крайне полезно.

Есть две вещи, на которые следует обратить особое внимание: верстак и инструменты для создания плавных форм. Эти моменты редко упоминаются в рекомендациях для начинающего резчика, но, прежде чем говорить о резьбе по дереву и какой инструмент для этого нужен, следует поговорить о рабочем месте и рабочей поверхности. Рабочее место – это комфорт для мастера

Рабочее место – это комфорт для мастера

Начинающий или профессионал – не важно. Рабочее место должно быть комфортным, а инструмент доступным. Рабочая поверхность – это не заготовка, это уже фигурка или изделие в сознании мастера

Просто нужно убрать все лишнее

Рабочая поверхность – это не заготовка, это уже фигурка или изделие в сознании мастера. Просто нужно убрать все лишнее.

Бондарное дело располагает очень удобными технологиями и инструментами, которые упрощают работу резчика. «Грубый» бондарь и его изделия с гладкими поверхностями – хороший фундамент для тонкой и качественной резки.

Какой бы ни была резка – бытовой или художественной, – это творческий процесс, а любой творческий процесс основывается на знаниях и умениях. Виртуозное владение богородским ножом прекрасно дополнит знание, каким инструментом можно быстро подготовить заготовку к работе, снять с нее все лишнее и ускорить процесс.

Технология выполнения резьбы бормашиной

Работа гравером по дереву состоит из этапов, на каждом из которых мастер применяет разные насадки.


Набор шарошек

Начинают первую (грубую) обработку древесины. Придают форму, срезают углы с помощью рашпильных насадок: конуса, бочонка, булавы, шара.

На данном этапе самая ходовая насадка — бочонок.

Следующий этап — средняя обработка. С помощью насадок, дисков разных диаметров снимают кромки, вырезают более мелкие детали. При этом применяют другой бор, с более узким хватом. Для новичков достаточно иметь одну бормашину.

Потом работают алмазными насадками (шарошки с алмазным напылением): каплевидной, пикообразной.

Затем изделие полируют. Можно применять в качестве насадки нейлоновый круг с длинным ворсом. Он проникнет во все выпуклости, углубления. Насадка обнажает рисунок, отчего он становится ярче.

Заключительный этап — шлифовка шлифовальным кругом.


После всех этапов работы изделие красят, украшают камнями, металлами

История зарождения и развития

Дерево можно по праву считать одним из древнейших материалов, использовавшихся человеком. Еще на заре времен люди поняли, насколько доступной и простой в обработке может быть древесина. Ее стали повсеместно привлекать для строительства. Искусство резьбы тесно переплелось с отдельным видом архитектуры — деревянным зодчеством. Люди никогда не подавляли свои внутренние желания окружать себя красивыми вещами. Это стремление к прекрасному часто становилось толчком для развития искусства в разных направлениях. Резьба не стала исключением. Как водится, сначала все лучшее клали на алтари для божеств, которым в те времена поклонялись. Самым древним образчиком искусства резьбы по дереву считается Шигирский идол. Он был найден во время раскопок неподалеку от Екатеринбурга. Изделие представляет собой фигурно обрезанный столб с тематическими рисунками на поверхности. По подсчетам ученых этот идол был создан в середине VIII века. Изготовили столб из лиственницы (вопреки общепринятому заблуждению о дубе). Помимо Шигирского идола встречаются и более поздние находки, украшенные резными элементами, но техника тех мастеров была примитивной и грубоватой. Современный человек скорее назовет их самобытными, чем красивыми. Здесь сказалось влияния бедного инструментария, которым пользовались мастера тех времен.

А теперь сделаем большой прыжок почти в десять столетий и перенесемся к XVI веку, когда стали появляться первые артели резчиков. Из области обрядов и язычества резьба по дереву постепенно перешла к быту. Причудливыми узорами стали украшать предметы скудной меблировки и деревянную посуду. Техника стала изящнее, благодаря расширенному набору специальных инструментов, которыми стали пользоваться мастера. Помимо обычной древесины, в ход шли даже корни деревьев и кап (разновидность нароста). Своими причудливыми, неправильными формами они навевали абстрактные ассоциации и подталкивали резчиков к созданию оригинальных асимметричных предметов обихода. Артели массово украшали храмы, соборы, дворцы и дома зажиточных граждан. Большинство бытовой утвари (от ларей и до ложек) покрывались декоративными узорами. Так как дома старались украшать даже представители среднего класса, появилось отдельное направление под названием домовая резьба. Многие образчики сохранились и до наших дней. Большинство из них стало официальными памятниками искусства. Параллельно с домовой резьбой появилась и более сложная техника — объемная. Рельефные украшения требовали большого мастерства от резчиков, но результат того стоил. Резьбой украшали сундуки, стулья, игрушки, подставки, пряничные доски (аналог подносов), ложки, табакерки, шкатулки, спинки кроватей, наличники и ставни на окнах. Хотя еще пару десятков лет назад этот вид искусства пребывал в упадке, постепенно традиции старинной русской резьбы по дереву возрождаются. Ведь не зря говорят, что все новое просто было хорошо забыто.

Этапы работ по дереву

Резьба по дереву (картинки с изображениями разных технологий помогут начинающим понять, как правильно работать с древесиной) всегда начинается с идеи. Мастер придумывает узоры и делает схематичный набросок на бумаге, который потом переносит на деревянную поверхность с помощью простого карандаша или маркера.

Затем он вырубает грубый узор, потом срезает углы и делает линии плавными. Обрабатывает фон, шлифует все детали и покрывает готовое изделие лаком.

Далее в статье можно прочесть описание этапов работы в разных техниках.

С домовой резьбой

Резьба по дереву (картинки нужны для верного представления основ технологии) этого типа схожа со сквозной техникой. Мастер делает сквозные пропилы в заготовке, полностью удаляет фон и оставляет только ажурные узоры. Такой резьбой украшают наличники окон, дверные проёмы и крыши домов.

Работа осуществляется в 3 этапа:

  1. Выбор стиля. Все узоры должны гармонировать между собой, поэтому мастер сначала выбирает подходящие трафареты. Затем переносит их на заготовки.
  2. Фон удаляется при помощи дрели и лобзика. Орнамент вырезают вручную стамесками и ножами.
  3. Готовую работу шлифуют и покрывают лаком.

Для домовой резьбы выбирают древесину твёрдых пород. Она не склонна к гниению и расслаиванию, поэтому способна прослужить более 20 лет.

Резной декор по дереву с объёмной резьбой

Резьба по дереву (картинки отображают порядок действий при работе) с выпуклыми узорами осуществляется в 6 этапов.

Их можно рассмотреть на примере изготовления крупной броши с изображением гор:

  1. Мастер вырезает круглую заготовку и переносит на неё эскиз.
  2. Используя ножи и стамески, он вырезает небольшие углубления по нарисованным контурам.
  3. С помощью специального ножа резчик придает узорам округлые очертания, убирает острые углы и засечки.
  4. Шлифует изделие, используя наждачную бумагу разной зернистости и абразивную губку.
  5. Раскрашивает изделие красками.
  6. После полного высыхания обрабатывает поделку восковой мастикой.

Для таких работ подходит древесина мягких пород. На ней проще создать плавные контуры и выпуклые элементы.

С геометрической резьбой по дереву

Резьба по дереву (картинки помогут правильно сделать разметку) с геометрической резьбой довольно простая в исполнении. Больше всего времени уходит на создание эскизов и разметку.

На примере изготовления шкатулки, можно рассмотреть 5 основных этапов работы:

  1. Сначала нужно продумать расположение и форму узоров на каждой стенке шкатулки, а также на крышке. Потребуется составить схематический чертёж.
  2. Затем изделие разлиновывают, рисуют ровные клетки со всех сторон.
  3. По клеткам составляют задуманный узор.
  4. Начиная с краёв, двигаясь к центру, узор нужно вырезать на каждой стороне шкатулки.
  5. В конце изделие шлифуют наждачной бумагой. Периодически сметая крошки специальной щеткой.

Изделия, которыми будут активно пользоваться, мастера покрывают лаком. Можно выбрать бесцветное покрытие или цветное, имитирующее натуральные оттенки других древесных пород.

С прорезной

Это сквозная резьба, где фон полностью удаляется с помощью лобзика, а узор остаётся.

Работа осуществляется в 4 этапа, которые можно рассмотреть подробнее на примере изготовления подставки для книг:

  1. Мастер подбирает эскиз, переносит его на бумагу и наклеивает поверх деревянной заготовки.
  2. Дрелью сверлит отверстия. Куда будет вставляться полотно лобзика. Затем выпиливает узор, удаляя фон.
  3. Шлифует изделие наждачной бумагой разной зернистости.
  4. Соединяет части подставки при помощи клея и покрывает цветным лаком.

Для изделий с прорезными узорами рекомендуется использовать древесину твёрдых пород.

Инструменты для работы

Для того чтобы начать работу потребуется подобрать специальные инструменты и изучить особенности технологии. В этом деле есть свои нюансы, которые позволяют сильнее раскрыть красоты древесины в орнаменте.

Также нужно запастись подходящими заготовками и эскизами, которые будут повторяться на дереве в виде узоров, кружев, композиций или жанровых сценок.

Для своей работы резчик использует большой набор инструментов:

  1. ножи;
  2. лобзики;
  3. надфили;
  4. стамески;
  5. электродрель;
  6. сверла;
  7. бруски;
  8. долота;
  9. ложкорезы;
  10. фрезеровальную машину;
  11. бормашину.

Для новичка предназначен специальный набор инструментов. Его хватит для освоения азов художественной обработки деревянный заготовок.

Еще потребуется сырье из определенных пород. От этого будет зависеть качество исполнения изделия. Есть твердые и мягкие сорта деревьев. Каждый вид имеет свои плюсы и минусы, в каждом конкретном случае выбирается специфическая технология обработки.

К мягким породам относятся:

  1. липа;
  2. береза,
  3. осина
  4. ель;
  5. сосна;
  6. можжевельник.

Мягкий материал легче поддается обработке, но его проще испортить одним неверным движением ножа или стамески. Другое дело – твердые породы древесины. К ним относятся:

  1. дуб;
  2. красное дерево;
  3. бук;
  4. самшит.

Твердое сырье стоят дорого, но и изделия из него получаются красивые, долговечные и востребованные. С дорогими породами работают опытные мастера, которые знают как нужно обрабатывать твердую поверхность так, чтобы не сломать инструмент или не получить травму. Поэтому новичкам стоит начать с более дешевого и более податливого обработке материала.

Для выбора сырья необходимо учитывать не только твердость, но и цвет дерева. Для начинающих резчиков идеальным вариантом для творчества станет береза. Она может резаться в разных направлениях, хорошо поддается сверлению и прорезыванию. При выборе эскиза изделия необходимо учитывать, что со временем светлая древесина березы может потемнеть.

Для изделий с большим количеством прорезей подходят хвойные породы. Мягкий материал сосны, ели, кедра позволяет наносить крупные рисунки и создавать замысловатый орнамент. Новички могут начинать с хвойных пород, а также с липы, березы и осины.

Начинающий резчик должен осваивать азы мастерства с простых орнаментов. Для первой работы понадобиться небольшой набор инструментов. Сначала можно обойтись лобзиком, шилом и ножом.

Прежде чем приступить к резке, следует организовать свое рабочее место с хорошим освещением. Подобрав подходящую заготовку с ровной поверхностью и без сучков, необходимо перевести выбранный рисунок на поверхность заготовки. Для этого можно использовать кальку. Когда трафарет будет переведен, его покрывают сверху лаком, чтобы во время работы он не пропал и не испортился.

Новичку потребуются ножи, стамески, шило. Для сквозных прорезей лучше использовать лобзик или ручную фрезеровальную машину, это позволит сохранить время и силы.

Резчик должен освоить все техники, которые он потом будет использовать в своей работе над изделием. С помощью разнообразных способов декоративной обработки древесины можно создавать художественные шедевры.

Резьба по дереву для начинающих

Геометрическая резьба является самым простым видом творчества по дереву. Она не требует особой подготовки, много умения и опыта. С геометрией эскизов справится даже новичок. Для этого вида резьбы понадобятся такие инструменты:

Главным инструментом является нож. Всегда нужно следить за степенью заточки его лезвия. Ножи для декоративной работы по дереву можно сделать самостоятельно.

Вначале неопытному резчику нужно научиться правильно держать нож. Для этого следует потренироваться, вырезая бороздки на деревянной доске. Начинающему резчику лучше использовать мягкое дерево

Важно перед работой определить направление волокна. Начать резать, крепко держа нож за низ ручки и направляя тупой угол ножа к себе

Нож наклонить вправо, а тупой угол лезвия ножа не должен полностью погружаться в дерево. Рука должна двигаться четко по линии.

Резьба по дереву: эскизы и мастер классы

  • плоская деревянная заготовка;
  • карандаш;
  • прозрачная бумага;
  • v-образная стамеска-уголок;
  • узкая и широкая полукруглые стамески.

Если у вас пока еще нет v-образной стамески-уголка, то для данного узора можете использовать острый нож.

  • досточку из бука;
  • линейку;
  • электролобзик;
  • простой карандаш;
  • линейку;
  • наждачную бумагу;
  • ластик;
  • льняное масло.

Если у вас нет электрического лобзика, то можно выпилить заготовку пилой или обычным ручным лобзиком.

Чтобы печенье не подгорело в некоторых местах, вырезать из дерева штамп нужно так, чтобы на нем не было слишком выдающихся элементов.

Как вырезать табличку для бани?

  • доску (в данном случае использовался приступок из дерева хвойной породы);
  • треугольную линейку;
  • простой карандаш;
  • пилу;
  • мебельный лак в баллончике;
  • морилку;
  • кисточку;
  • наждачную бумагу.

Как превратить мыло своими руками в красивые цветы?

  • кусок мыла;
  • резец;
  • кисточка.

https://youtube.com/watch?v=T48w3io74bQ

https://youtube.com/watch?v=wevWQuX83yc

Технология геометрической резьбы

Прием геометрической резьбы по дереву выглядит следующим образом – происходит прорезание дерева вдоль волокон и прорезанные против направления волокон. Игра света простых геометрических фигур, сложенных в единую композицию, зависит от угла наклона срезов древесины.

Вырезание простых фигур

Научиться геометрической резьбе по дереву можно только после того, как будут освоены азы изготовления самых простых фигур. Технология изготовления некоторых элементов:

  • Сколышек. Первый надрез формируется перпендикулярно линии рисунка, а второй – под определенным углом к первому. При этом нож идет от другой линии рисунка. Получается треугольник.
  • Ромб. Первая часть формирования ромба полностью соответствует изготовлению сколышка. А потом в зеркальном отображении делается второй такой же сколышек.
  • Витейка. Это последовательная цепочка, состоящая из смещенных на одинаковое расстояние друг от друга сколышков.

Принцип вырезания таких элементов осваивается в самом начале.

Техника выполнения более сложных фигур

Чтобы получить полноценный геометрический рисунок на дереве нужно освоить технику формирования более сложных элементов трехгранной резьбы:

  • Пирамида. Фигура, состоящая из трех треугольников, которые соприкасаются в одной точке под одинаковым углом относительно друг друга. При изготовлении такого элемента нужна точность.
  • Звездочка. Фигура формируется благодаря распределению по кругу нескольких пирамид.
  • Квадрат. Нужно срезать кусок древесины под углом к ее основанию. Стружку нужно отколоть ножом по вертикали.
  • Розетка. С помощью циркуля начертить круг. В нем зарисовать ее несколько таких же фигур, но меньшего диаметра. Потом формируются диаметральные линии.

Изготовление квадрата и розетки требует наличия опыта. Даже мастер со средним уровнем мастерства может не справиться с таким заданием.

Освоив изготовление основных узоров, можно создавать настоящие шедевры

Важно, умело комбинировать между собой самые простые геометрические фигуры

Меры безопасности

Меры безопасности заключаются в умении правильно держать нож в процессе работы в разных направлениях. Есть несколько положений, которые нужно знать новичку:

Дополнительной мерой безопасности станет фиксация заготовки древесины, чтобы она или нож не соскочили в процессе работы. Также лезвие ножа должно быть острым. Если сильно придется надавливать на нож, то есть огромный риск его соскакивания.

Геометрическая резьба по дереву считается несложным видом работы с деревом, но все же требует определенных навыков. Дополнительно нужно умело владеть ножом для работы с деревом. Если разобраться в построении узоров и создании определенных элементов, то все получится.

МАСТЕР-КЛАСС – РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ СВОИМИ РУКАМИ

Сегодня я покажу, как можно украсить геометрической резьбой по дереву обычную разделочную доску на кухню. Конечно, одна она, даже украшенная резьбой, смотреться на кухне будет одиноко.

Если вы изготовите три доски с геометрической резьбой и повесите у себя их ансамблем, то какой-то уголок кухни сразу же преобразится, уверяю вас!

Итак, я подготовил предварительно такую доску. То есть выбрал подходящую доску и придал ей форму с помощью электролобзика, обработав затем наждачной бумагой. Времени это занимает немного, в зависимости от первоначального состояния дерева на подготовку может уйти час с небольшим или чуть больше.

Доску для резьбы необходимо выбирать мягких пород. Идеально для этого подходят осина и кедр. У этих деревьев для вырезания практически нет ярко выраженных волокон, и эти сорта режутся легко хоть вдоль, хоть поперёк.

Сорта деревьев с ярко выраженными продольными волокнами режутся крайне трудно, и при работе с такими досками могут появляться сколы. Лицевая часть доски, на которой мы и начнём резать, должна быть тщательно отшлифована. И мы начинаем на ней делать нашу разметку и рисовать наш узор.

Первый этап: рисуем геометрический узор для резьбы по дереву

От того, насколько верно вы нарисуете эскиз будущего узора, напрямую зависит как лёгкость его вырезания, так и внешняя привлекательность. Поэтому данному этапу отнеситесь со всей внимательностью.

Отмечаем середину (центр) доски и рисуем циркулем круг. В центре круга рисуем ещё один (1), отступаем от центра сверху и снизу, рисуем ещё два полукруга. На самой ручке разделочной доски так же рисуем два круга.

Круг делим на четыре части и отмечаем точки через каждый сантиметр (2), после этого соединяем точки. Как видите, всё предельно просто. Достаточно вспомнить уроки геометрии, преподаваемые вам в школе, а именно: навыки соединения точек прямыми.

По краю доски делаем окантовку толщиной сантиметр, также через каждый сантиметр ставим точки и соединяем их. В итоге на изделии должен получиться рисунок. Поскольку вы начинающий резчик, не усложняйте себе работу – начните с простых узоров, вырезаемых короткими движениями. А по мере накопления опыта переходите к более сложным орнаментам.

Когда готовый узор готов, следующим этапом станет его вырезание. С помощью моих инструкций у вас получится замечательная доска с красивой резьбой. Сейчас я расскажу вам, как это правильно делать.

Второй этап: соблюдение техники резьбы по дереву

Теперь можно приступать к резьбе – начнём мы с окантовки первой фигуры, которую будем резать. Условно принято называть такой вырезанный треугольничек «сколышком».

Совмещаем носик ножа с вершинкой сколышка, а лезвие направляем точно по линии правой стороны. Нож держим вертикально и надавливаем, чтобы кончик углубился на 2–3 мм, и опускаем, чтоб пятка ножа коснулась пересечения линии (1).

То же самое делаем с левой стороны (2) и подрезаем треугольник (3). И так режем по всему краю окантовки, по краям круга и полукругов.

Резать нужно только по волокнам дощечки, а если резать против, то получатся некрасивые срезы, которые трудно будет заделать. На первых этапах не торопитесь и все делайте вдумчиво.

Должен получиться вот такой узор, а если что-то не получилось, можно подправить аккуратно резаком и наждачной бумагой. Рассмотрим, как вырезать фигуру под названием «розетка».

Режем по короткой внутренней линии луча (1) и (2), после этого по длинной внешней линии луча аккуратно с наклоном вправо вырезаем сам луч (3). То же самое и с левой стороной.

И так же, аккуратно, соблюдая, как говорится, технику безопасности, вырезаем все лучи. Так же аккуратно вырезаем лучи на ручке. И вот наша кухонная дощечка готова! Неудачные места необходимо обработать наждачкой.

Чтобы защитить нашу поверхность от загрязнений, сделать её моющейся, нам остаётся лишь покрыть вырезанную поверхность лаком. Видов всевозможных лаков для древесины сейчас немало: от простых бесцветных до специально тонированных – выбирай любой, подходящий для твоих деревянных шедевров!

Можно также в целях дополнительного эффекта декора обжечь доску, что выгодно выявит и подчеркнёт структуру дерева. Но о методах обжига нужно писать отдельную статью. Тема объёмна, и в двух словах не опишешь.

Меры предосторожности при выполнении работ

При резьбе по дереву всегда присутствует риск повредить руки мастера, а пальцы являются основным рабочим инструментом резчиков

Все рабочие приспособления имеют довольно заостренные края, и хватит одного неловкого движения, чтобы повредить кожный покров или даже отрезать что-то важное. Поэтому рекомендуем следовать простым правилам, которые мы сейчас расскажем:

Рабочая поверхность должна обладать хорошей устойчивостью. У профессионалов есть специальные верстаки для этой цели. Новички чаще всего обрабатывают заготовки за обычными столами, имеющими плохое равновесие.
Обрезать необходимо только в направлении от себя.
Освещение в комнате направляйте строго на рабочую зону. На столе нет места тени. В иной ситуации придется вырезать очень близко к заготовке, что в случае аварии может повредить не только ваши пальцы.
Обработанные детали должны быть закреплены специальными креплениями.
При заточке инструментов надевайте защитные очки. Не проверяйте остроту лезвия на пальцах после процесса заточки. Подойдет любой выброшенный кусок дерева.
Точность — одна из главных составляющих успешного результата. Любой инструмент должен располагаться на конкретном месте (лучше его положить в специальный органайзер или коробку). Таким образом, мастер исключает риск падения стамески или ножа на пол и, как следствие, повреждения ног. Также необходимо своевременно удалять стружку с рабочей поверхности. В противном случае есть шанс, что появится желание сделать это во время процесса

Одно неловкое движение при работе с электроинструментами может привести к катастрофе.
При работе с электроинструментами обращайте внимание на провода. Не позволяйте им скручиваться, потому что в таких местах легко запутаться и упасть.
Также не рекомендуется размещать вблизи рабочей зоны нагревательные приборы, зажигать свечи или курить.

Разбираем мастер-класс по геометрической резьбе по дереву для новичков

Самый простой вид насечки — резьба с плоским пазом. Он делится на несколько видов, самый простой и доступный даже для детей — геометрическая резьба. Само название говорит о том, что украшения вырезаны ножом, состоящие из простых геометрических фигур. Однако при тщательной работе и интересных сочетаниях этот вид ниток тоже может выглядеть очень эффектно и красиво.

Для работы вам понадобятся:

  • косяк нож
  • палец выбранной породы
  • карандаш с линейкой

Для начала нужно провести на детали две параллельные линии на расстоянии 1 см и сделать отметки даже по 1 см в шахматном порядке.

Соедините точки, чтобы получились треугольники. Отметьте центр каждого треугольника в нижнем ряду.

Соедините центры треугольников с вершинами треугольников. Теперь вставьте нож в центр треугольника на глубину 4-5 см и поднимите тупой угол ножа вверх. Проделайте это со всеми тремя углами.

Затем вырежьте стороны треугольников, как показано на фото.

То же самое проделайте с верхним рядом орнамента.

Затем можно провести еще одну линию и проделать те же манипуляции. Вот как вы получили свое первое украшение.

Имея небольшой опыт резьбы по дереву из вышеприведенного мастер-класса, можно смело приступать к резьбе чуть более сложных элементов. Для этого пригодится следующий трафарет или любой другой.

Выбор материала

Нынешняя популярность мастерства резьбы по дереву вполне оправдана общей тенденцией на природные натуральные материалы, а витиеватые узоры – своеобразная альтернатива прямолинейности современной стилистики интерьеров.

Для создания уникальных декоративных изделий используют разные породы древесины: сосну, кедр, ясень, дуб, лиственницу, пихту, ель, бук, березу, вяз, клен, граб, осину, ольху, липу и пр. Рассмотрим особенности некоторых из них.

Липа

Материл довольно мягкий, потому самый востребованный для резьбы по дереву. Из него получаются симпатичные небольшие и даже миниатюрные предметы: шкатулки, фоторамки, игрушки, всевозможная бытовая утварь.

На заметку: новичкам советуют именно с липой осваивать нюансы техники резьбы, так как данный материал очень податлив, и работать с ним очень легко.

Пример эскиза для резьбы по дереву

Дуб

Долговечная твердая порода, которую используют в создании массивных изделий. Резная дубовая мебель не только смотрится добротно и привлекательно, но и будет служить не один десяток лет.

Береза

Имеет ярко выраженный, четкий рельеф. Применяется для изготовления эффектных сувениров или получения стильного накладного декора.

Орех

Древесина достаточно твердая, но несмотря на это, прекрасно полируется и обрабатывается. Диапазон ее использования очень широк – от компактных изделий и декоративных мебельных элементов до великолепных резных скульптур разнообразных форм и размеров.

Груша

Ценится своими уникальными качествами – почти никогда не растрескивается и не коробится. Как ценный материал, применяется для изготовления эксклюзивного декора, сувениров и предметов интерьера.

Ольха

Древесина с благородной насыщенной гаммой: красной, черной, фиолетовой. Часто заменяет ценные породы.

Тис, кедр, сосна, ель

Особенности данных пород позволяют мастерить резные изделия, декоративные карнизы и наличники.

Подготовка к работе

Для первого урока нужна дощечка размером 170 на 110 мм и толщиной 2 см. Эскизы для этой работы будут приведены ниже. Поверхность доски нужно отшлифовать шкуркой. Теперь используя линейку и простой карандаш расчертим всю поверхность дерева клетками по 5 см.

Узоры для резьбы по дереву

Потом рисуем все фигурки, как показано ниже на рисунке. Всего получилось 7 фигур: сколышки, ромбы, витейка, пирамидка, звездочки, квадратики и розетка. Из этих фигур потом можно складывать новые узоры. Фотография, на которой видно какие композиции можно составить из одних элементов, как смотрится композиция после обработки и покраски древесины.

Подготовка заготовки из дерева

Нужно отпилить от куска древесины досточку нужных размеров. Для первого раза достаточно взять небольшое полотно с толщиной в 2 см.

Поверхность нужно отшлифовать наждачной бумагой. Сильно затирать не стоит – достаточно убрать мелкие сколы и занозы. Удаление таких дефектов позволит легко скользить инструменту по поверхности. Дополнительно на руках не останутся занозы.

Подготовка поля

Ровную гладкую поверхность нужно расчертить. С помощью линейки и карандаша поделить всю площадь на клеточки со стороной в 5 см. Параметры клеток зависят от величины узора и его «подробности».

READ Кап и сувель что это и как отличаются?

Расчертить заготовку по всему периметру. Каждая ячейка станет основой для формирования элемента будущего орнамента.

Создание эскиза узора

Проходя между ячейками, формируется узор, который в дальнейшем будет вырезаться ножом. Можно использовать такой, как представлен выше, или более сложный – все зависит от уровня мастерства мастера.

В более сложных версиях орнамента используются плавные изогнутые линии.

Где может применяться

Резьба по дереву широко применяется в интерьерном и ландшафтном дизайне. Хотя такие изделия больше всего соответствуют этническому русскому стилю, красивая работа мастера может органично влиться в скандинавское, эко направление, эклектику, прованс (вообще любую разновидность кантри), модерн, классику и даже фьюжн. В интерьере используют либо резные предметы обихода (сундучки, шкатулки, чернильницы, подставки, элементы меблировки), либо декоративные детали, которые играют исключительно роль украшения (карнизы, фрески на отдельных областях стен, окантовку арок, двери). Для оформления экстерьера дома и прилегающих к нему территорий приобретают беседки, лавки, наличники, фронтоны, ворота и калитки, заборы, изготовленные в технике резьбы по дереву.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий