Как сделать гобелен своими руками ( в т.ч. нетканый гобелен)

ФОТОГАЛЕРЕЯ (более 100 фотографий)

Сумка гобеленовая юлия мишки 34*22*8см

Картины из гобелена можно назвать классическим вариантом декора. Если другие варианты можно подобрать под абсолютно любой стиль интерьера, в зависимости от сюжета и цветовой гаммы, то в данном случае это будут в большинстве случаев классические стили, либо использование данных предметов при игре контраста красок и фактур.

Полноцветное полотно, выполненное способом переплетения шерстяных и шёлковых нитей создаёт эффект объёмности, а при разном освещении и при различных углах обзора картина играет по-разному.

Картины на гобелене – это воплощение эстетики. Здесь красиво всё: цвета, фактура, сюжеты, которые могут быть абсолютно различными — пейзаж, натюрморт, портрет, абстракция, флористика и др.

Картины на тканевой основе

Любая вещь сморится дорого и красиво, если она сделана с душой. В 21 веке из гобелена возможно встретить не только картины, но и игрушки, подушки.

Статья по теме: Чучело Масленицы: поделки из соломы и бумаги с фото и видео

Рассмотрим мастер-класс по изготовлению нетканого гобелена на тканевой основе. Первое, что нам понадобится — это, конечно же, хлопчатобумажная ткань, размер приблизительно 50*50 сантиметров. Крючок для гобелена, любой магазин по рукоделию поможет с покупкой данного изделия. Пяльцы и ножницы, данная вещь у рукодельниц всегда хранится в доме. Разноцветные нити, желательно не натуральные, они легче в работе, да и моль не захочет есть вашу картину. Ручка или фломастер для прорисовки рисунка на изнаночную сторону ткани.

Закрепляем ткань на пяльцах. Продеваем нашу нить в крючок, если нить не проходит, возьмите тоненькую проволоку.

При работе с гобеленовыми картинами не должно быть просветов. Поэтому следите за натяжением вашей нити и возвратно поступательными движениями медленно вводите нитку в ткань до образования петли. Помните, что он не прощает спешки.

Игла идет по рисунку строго вниз и так до конца картины. Обязательно просматривайте обратную сторону картины, на ней не должно быть скосов и перетяжек.

После выполнения рисунка картины край ее можно украсить с помощью плетения косы, набираем нужное количество петель и провязываем их по периметру. Для первой работы стоит выбрать несложный рисунок, в дальнейшем усложняя и увеличивая ваше мастерство. Чем больше петля, тем объемнее рисунок получится. Мода вводит новые тенденции 3Д гобеленов, большинство мастеров прячут свои инициалы на них.

Не вешайте картину на стену слишком высоко, ваши друзья захотят прикоснутся к ней. Положительные эмоции, эстетическое спокойствие им гарантировано.

Нетканые гобелены отличаются так:

  • ткань используется или обычная мешковина;
  • вместо специальной иглы используется обычный крючок.

Если рисунок был неправильным, то кусочек можно убрать с помощью ножниц. По завершению изготовления мы наносим на изнанку клей ПВА тонким слоем и даем просохнуть.

Статья по теме: Носки на двух спицах: схема вязания с описанием, мастер-класс теплых носочков без шва с фото и видео

Выполнение захватывающего шва

Захватывающий стежок выполняется для плавного перехода схожих оттенков при вышивании больших участков. Часто эта вышивка гобеленовым швом используется при создании абстрактных геометрических фигур. Он может быть выполнен короткими и удлиненными, косыми и прямыми гобеленовыми стежками. Но при исполнении длинных полукрестов лучше виден захват.

  1. Закрепление нити аналогичное, как при выполнении простого косого шва.
  2. Начинаете работу справа налево удлиненными стежками, вводя иглу снизу с левого угла в верхний правый. Последующие стежки выполняете аналогично.
  3. Новый ряд начинается в обратном направлении с конца стежка в треть предыдущего ряда. То есть иглу снизу левого угла второго ряда вводите в правый, который располагается между двумя стежками первого ряда. Выглядит это следующим образом: если стежок равен двум клеткам в высоту, то второй ряд оканчивается половиной клетки предыдущего ряда в правом верхнем углу. Ряды как будто держатся друг за друга.

Какую выбрать ткань для гобелена

Технология шпалер включает разные виды материалов:

Различаются материалы по структуре – однослойные или двухслойные. Плотность гобелена зависит от веса, различают легкую, тяжелую и среднетяжелую разновидности. При создании дорогостоящих картин применяют натуральные хлопковые ткани. Для «серийного» выпуска применяют синтетические материалы, у них больше износостойкость.

Гобелен для начинающих для домашнего рукоделия выполняют на льняном полотне. Если есть выбор, лучше выбрать более рыхлое полотно с неплотным переплетением. Тогда игла с нитью будет раздвигать волокна без лишнего прокола

Здесь важно закрепление цветной нитки при последующем прокалывании. Шерстяная или хлопковая ткань задержать скольжение не сможет

Выполняют вначале простые рисунки – котенок, силуэт ребенка или другого предмета.

Внимание! Лучше всего приступать к работе на бортовке темного цвета. Если ткань основы будет светлой, она не скроет более темные нитки, потребуется подкраска с изнанки

Виды переплетения нитей

Чтобы сделать гобелен с узором, орнаментом или рисунком, нужно как-то соединять участки разного цвета на полотне, чтобы между ними не образовывались прорехи. Для этого придумано несколько видов стежков.

В технике гладкого ткачества, или «килим», нити разного цвета соединяются между собой.

Иногда уточные нити соединяют на одной нити основы.

Иногда нити не пересекаются и не соприкасаются — если рисунок идет по косой, это не повредит внешнему виду гобелена, и нити разного цвета соединяются тогда встык.

Путем использования разных техник ткачества создаются разнообразные фактуры полотна.

Эффекта вязаной поверхности можно добиться сумаховым плетением, в котором используются наклонные стежки. Сумаховое плетение «наоборот» называют египетским. Длинные протяжки тогда становятся изнанкой, а на лице получается поверхность из вертикальных рядов бусин или узелков. Эффектно смотреться при таком плетении будет толстая или фактурная пряжа, по окраске хорошо подходит меланж.

Если делать гобелен обыкновенным переплетением, но справа всегда класть пряжу одного цвета, а слева другого, получатся «столбики».

Ворсовые гобелены — отдельное направление ткачества. Чтобы соткать этот гобелен своими руками, нужно гораздо плотнее укладывать основу, а пряжу для утока нарезают на равные отрезки, длина которых рассчитывается умножением вдвое желаемой длины ворса. Используются для ворсовых гобеленов два вида узлов — «гиордес», двойной, более прочный и симметричный, для гладкой пряжи, и «сенне», узел полуторный — для фактурной, неравномерной пряжи, для шнура.

История развития гобеленного искусства

Гобелен является одним из видов декоративно-прикладного мастерства. Это односторонний безворсовый ковер с композицией, который выткан вручную перекрестным переплетением нитей.

Важным этапом при изготовлении гобелена своими руками является создание основы, а в качестве ткацкого станка используют деревянную раму.

До 18 века гобелен своими руками изготавливали из шерсти — достаточно доступного и простого в обработке материала, зачастую это была овечья шерсть

Важное требование, которое предъявляется к материалу основы, — это прочность. В 19 веке основу для гобелена иногда выполняли из шелка

Хлопчатобумажная основа очень облегчает вес изделия, является прочной, устойчива к отрицательным воздействиям окружающей среды.

Нити утка могли быть еще шерстяными: шерсть прекрасно поддается окраске и разрешает достичь широкого спектра в оттенках. От нити утка не нужно прочности, как у основы, потому применялась более тонкая нить. Важные качества нити утка — эластичность, мягкость.

Инструменты для создания гобелена:а) ковровая колотушка;б) нож крючок

В данном ткачестве плотность ковра определяли количеством нитей основы на 1 см. И чем больше плотность, тем больше шансов у ткача сделать мелкие детали и тем медленнее движется работа. В средневековом европейском гобелене насчитывают примерно 5 нитей основы на 1 см. Работы брюссельских мануфактур 16 века имели тоже небольшую плотность (5-6 нитей), но местным ткачам удавалось передать сложные нюансы изображения. Со временем гобелен все больше приближается к живописи, плотность становится больше. На мануфактуре гобеленов плотность равнялась 6-7 нитям на 1 см в 17 веке, а в 18 веке — уже 7-8. В 19 веке плотность работ мануфактуры Бове достигала 10-16 нитей. Такой гобелен стал имитацией станковой живописи. Одним из способов возвращения гобелену декоративности Жан Люрса считал уменьшение его плотности. В 20 веке французские мануфактуры перешли опять к плотности гобелена в 5 нитей.

Самым ранним и простым приспособлением для работы ткача являлась рама с натянутыми нитями основы.

Крепление основы выполнялось:

  • натягиванием на гвозди, которые вбиты в раму;
  • использованием рамы с равномерно расположенными по верхнему и нижнему краям пропилами;
  • обычным навиванием нити на раму.

Но последний метод не достаточно удобен, поскольку во время ткачества нити основы будут смещаться. Для образования первого зева (это пространство между плоскостями четных и нечетных нитей) нити основы делят проборной планкой, которой может являться гладко оструганная палка. Уточную нить прокидывают при помощи челнока и после небольшого количества прокидок прибивают колотушкой либо пальцами рук. Чтобы сделать обратную прокидку, ткач должен перебрать нити основы, создавая следующий зев. Для осуществление ворсовых узлов используют нож-крючок.

Схема основ плетения гобелена.

В середине 20 века мастера опять перешли к простейшему приспособлению ткача, а немного позднее, в поисках новейших путей развития искусства данного ткачества, некоторые из художников отказались от ткацкого станка и от традиционного сырья.

Материалы и инструменты для выполнения гобелена:

  • ткань для гобеленов;
  • нитки и иголка или же швейная машинка;
  • плотная ткань для подкладки;
  • набивочный материал;
  • карниз;
  • клей;
  • рама.

Технология изготовления тканного гобелена

Для изготовления тканого мини-гобелена понадобится:

  • нити – различных цветов и фактур,
  • деревянная рамка или ткацкий мини-станок,
  • вилка,
  • ножницы.

Этапы работ:

  • Для начала берем деревянную рамку или доску. Размером в 2 раза больше по длине и 3 раза по высоте, чем будущий гобелен. По краям рамки забиваем гвозди. Расстояние 2-5 мм, в зависимости от толщины нитей.
  • Делаем нить-основу. На гвозди поочередно наматываем нить. Далее, горизонтально закрепляем уточную нить, с помощью узелка. Начинаем плести гобелен. Меняя нити, в зависимости от желаемого рисунка. Вилка поможет уплотнить структуру гобелена. В конце гобелен облагораживают бахромой, косичками или кисточкой.
  • Чтобы сделать кисточки для оформления краев гобелена, нужно сложить 4-6 нитей пополам, обвязать нитью и прикрепить к краю гобелена, с помощью любого узла.
  • Для бахромы следует нарезать нити длиной в два раза больше, чем требуемая бахрома. Эти кусочки пряжи прикрепляют к концу гобелена с помощью вязального крючка или иголки. По желанию бахрому украшают бусами.

Способы переплетения нитей при изготовлении гобелена:

  • Полотняный — самый распространенный способ плетения. Уточная нить пропускается через основную одна через одну.
  • Узорообразующий – уточная нить сделана из шерсти, каждая нить обкручивается вокруг основной два раза.
  • Саржевый – уточная нить прокладывается только между нечетными основными нитями.
  • Египетский – справа налево оплетаем основную нить уточной, а затем уточная нить уходит вниз. Получается фактура в виде столбиков. Хорошо подходит для изображения рельефных объектов.
  • Греческий способ используется в сочетании с гладким плетением, потому что сам по себе очень рыхлый. Используют яркие и объемные нити. Уточные нити переплетаются между собой в виде плетенки.
  • Вязка – шерстяные нити прокладывают справа налево. Первый ряд плетем полотняным способом, затем уточная нить заводится за основную и создается петля, через которую выводится уточная нить. Создается рельефная поверхность, напоминающая плетение.
  • Сумаховый – две основные нити обкручиваются уточной два раза с изнанки наружу и выводятся через две основные нити вперед. Создается фактура столбиков.
  • Ковровый – уточная нить разрезается на небольшие кусочки 4-6 см. На две основные нити прикладываем такой отрезок серединой, а концы заворачиваем. После одного такого ряда следует выполнить ряд полотняного плетения. Излишки ворса обрезаются и плетению придается желаемая форма.

Способы соединения уточной нити между собой:

  • Для создания четкой границы рисунка используют соединение уточной нити, при котором плетение нужного цвета доводят до границы, а потом соединяют между собой, продолжая плетение.
  • Возможен способ, когда основная нить лежит на границе переплетения двух цветов. Нить основы прокладывают до границы, а потом отгибают и плетут назад и так далее. С другой стороны уточную нить другого цвета прокладывают также.
  • Паласовое соединение используют для получения четкой и ровной линии. При этом уточные нити вообще не соединяются и между ними образовывается промежуток. Такой способ применяют редко, так как щели между разными цветами приходится зашивать обычными нитками.
  • Способ компенсированного соединения – уточные нити соединяются между собой и плавно переходят с одного цвета в другой.

Еще одним видом тканого гобелена является круговой гобелен, который используют как коврик или вешают на стену. Круговой гобелен отличается от прямоугольного формой и техникой выполнения пленения. В прямоугольном гобелене пленение совершается снизу вверх, а в круговом по кругу. Для круговой опоры используют даже гимнастический обруч, либо вырезают круг из плотного материала.

Для изготовления кругового гобелена в домашних условиях понадобится:

  1. Картон.
  2. Пряжа для вязания и хлопковые нити. Обязательно разных цветов и структуры.
  3. Толстая игла для пряжи.
  4. Вилка деревянная, если нету – обычная.
  5. Ножницы.

Этапы работы над гобеленом:

  • Из плотной бумаги вырезаем круг, диаметром 30-40 см.
  • По диаметру круга делаем надрезы на 2 см. Расстояние между надрезами 2-3 см.
  • Натягиваем хлопковую нить-основу на круг. Нить-основа не будет видна в конце, поэтому ее цвет неважен.
  • Продеваем нить в иголку и закрепляем нить-основу в центре круга. Делаем стежки, затем переходим на полотняное плетение.
  • Пропускаем уточную нить через каждую нить-основу, таким образом совершая плетение по кругу. Делаем так 25-30 раз.
  • С помощью вилки уплотняем и разравниваем нити.
  • Меняем цвет нити. Чтобы закрепить новую нить, делаем узел или закручиваем за нить-основу.
  • Пропускаем белую нить через две нити основы.
  • Чередуем цвета по своему усмотрению.

Фантазия здесь безгранична. Возможность выбора разных цветов и фактур.

Фото гобелен круглый:

Можно ли сделать гобелены без особых навыков?

Сегодня гобелены можно смело приравнивать к настоящим произведениям искусства, которые поражают оригинальностью и дополняют любой интерьер. Они гармонично впишутся в любой стиль помещения. При большом желании можно создать гобелен своими руками. Пошагово для начинающих в статье приведена краткая инструкция. К тому же есть масса выкроек и интересных вариантов, которые вам в этом помогут.

Кроме того, вы найдете обучающие фотографии и подобные описания техники выполнения ковра или картины, потому сложностей у вас не возникнет. Да, пару столетий назад подобное невозможно было сделать, но прогресс принес фактически в каждый дом интернет, а значит, вы можете научиться чему угодно. Главное — приложить как можно больше усилий.

Как соткать мини-гобелен, мастер-класс по ткачеству

В интернете можно отыскать тему «Практическое руководство по плетению гобелена». Это книжки, которые вам предлагают приобрести.

На мой взгляд, практически нет разницы между мини-гобеленом и простым гобеленом. Техника ткачества всегда одинаковая. Разница заключается лишь в том, что для мини-гобелена нужно делать более маленький рисунок (эскиз). Для этого расстояние между натянутыми нитками основания должно быть меньше и составлять всего пять мм.

Это значительно усложнит работу и поэтому для того, чтобы создать действительно хорошее изделие, может потребоваться больше времени, чем на гобелен большого размера.

Ну, мелкие гобеленчики с простым рисунком можно создать за пару дней, но лишь при главном условии, что вы уже опытный работник или мастер ткачества. С помощью правильной технологии вы легко сделаете объемную раму для картины. 

Создание гобеленов ручной работы пошагово – увлекательный процесс, для которого не всегда нужен даже ткацкий станок. Плести работы можно непосредственно вокруг нитей, натянутых на раму будущего шедевра. Сложность тоже может быть разной – это могут быть небольшие поделки для детей, и невероятные 3д гобелены, некоторые детали для которых придется сшить или связать отдельно. А познакомиться с объемными гобеленами поможет это видео.

Изготовление рамы

Самый простой способ — соединить 4 доски с обратной стороны шурупами. Если взять при этом длинные шурупы, они могут выполнять функции ножек, на которые самодельную раму будет удобно ставить.


Схема прибивания гвоздей.

Для последующего натягивания основы набивают мелкие гвоздики на горизонтальные планки рамы в шахматном порядке, расстояние между ними должно быть 10 мм. После натяжки нитей основы расстояние между двумя ниточками получается 5 мм. Впоследствии можно будет набить гвоздики чаще, но для освоения техники такое расстояние является оптимальным.

Чем больше расстояние между гвоздиками, тем легче работать. Но для создания сложных многоцветных гобеленов гвоздики набивают очень часто.

Можно обойтись без гвоздиков, в этом случае нить обматывается вокруг горизонтальных планок. Этот способ менее удобен в связи с тем, что нити основы могут смещаться.

Ткачество: Как нарисовать эскиз для гобелена

Сергей Салтыков

Сайт: Творческая мастерская Сергея Салтыкова

Сейчас я покажу, как нужно правильно нарисовать эскиз к Вашему будущему гобелену.Дело в том, что не все, что Вы нарисуете можно выткать в гобелене на небольшом формате. Рисунок может получиться у Вас очень красивым, но в ткачестве тоже есть свои правила, которые нужно выполнять.

1. Для начала берем листик ватмана, в размер, который Вам нужен. Отступаем от краев по одному сантиметру и проводим линии

Это нужно для того, чтобы основная часть рисунка оставалась на виду

Дело в том, что рама имеет «четверть» (вырез для картины, куда она вставляется) и как правило в один сантиметр. Вот этот сантиметр и будет невидимым. А при натяжении гобелена невидимая часть может оказаться и гораздо больше. Т. е. основной рисунок не должен заходить за эти линии, как например на рис.3.

В связи с тем, что основа у нас на станке натянута вертикально, мы, по возможности, должны использовать в своем эскизе больше горизонтальных линий. Это облегчит Ваш труд.

Если мы попробуем сделать «горочку» (о которой я уже писал в своих уроках ткачества), огибая ниткой каждую последующую нить основы (один раз на каждой), то получим определенный угол. Он зависит от толщины основы и расстояния между натяжением данной основы. Вот этот угол и будет определяющим нашей максимально горизонтальной линии и в этом случае нам не придется делать соединений

На рисунке 5 есть место на листике, где нужно делать соединения, так как эта линия почти вертикальная. Соединения примерно отмечены крестиками.

Если Вы будете использовать такой рисунок, как на рис.6, то острые кончики листьев не сможете соткать в небольшом размере гобелена, т. к. соединения нити с нитью сделать здесь весьма сложно. Кстати, расположив рисунок горизонтально, можно делать линии любой толщины (ветви деревьев, стебли и т.д.)

2. Теперь давайте рассмотрим другой рисунок — вертикальный.Ткать будем так же, как мы видим его в обычном положении. Вот тут уже вертикальные тонкие линии сделать очень сложно, поэтому будем пользоваться в большей степени горизонтальными.

Цветочек можно нарисовать и по-другому. В данном случае мы ставим рисунок на станок вертикально и используем при этом больше горизонтальных линий.

Для самых начинающих я приготовил небольшой сюрприз.На следующем рисунке, а точнее анимации, Вы можете поэтапно увидеть, как горочкой за горочкой можно сделать простой гобеленчик без каких либо соединений нитки с ниткой. А вот в конце каждой горочки можно сделать обкрутку, (см. мой урок по ткачеству) для того, чтобы более контрастно отделить их друг от друга.

Цвет, конечно, можете подобрать любой по Вашему вкусу.

Желаю успехов в Вашем творчестве!

Как сделать гобелен объемный

Существует несколько способов изготовления объемного гобелена:

  • «Косичка» — с помощью обкручивания нитками основы через одну или две нити. Если нужно добиться выпуклой текстуры, цветка например, необходимо чередовать эту технику с обычной, когда уточную нить продевают через одну нить-основу.
  • «Узелки» — сначала делаем нижний ряд, который послужит фоном. Далее иголкой с ниткой вяжем узелки, плотно прилегающие друг к другу. Узелки разравниваются на поверхности и создают нужную текстуру. Таким образом, рисуем картину, например, ромашки.
  • «Вышивка» — делаем фон. А на него нашиваем будущий рисунок, используя различные способы плетения. Получается двойной гобелен.

Рекомендации по работе над гобеленом:

  • Перед началом работы определитесь с картинкой. Для начинающих мастеров лучше выбрать не сложную  картинку, без мелких элементов.
  • С помощью карандаша и кальки сделайте набросок основного рисунка. Обведите основные контуры.
  • Нити натягивают сильно, но они не должны быть как гитарные струны. Пальцы между нитями должны проходить свободно.
  • Пряжу подбирают согласно рисунку и желаемой фактуре.
  • Определитесь, в какой цветовой гамме будет выполнена картина, подберите нити необходимых цветов.
  • Лучше всего начинать  плетение с нижнего правого угла.
  • Надежно прикрепите рисунок под нитью-основой.
  • Используйте вилку для уплотнения узлов. Похлопывающими движениями вбивайте узлы после плетения каждого ряда.
  • В процессе работы проверяйте ширину гобелена.
  • Свободный край нити следует держать свободно.
  • В завершении работы проверьте, чтобы верхний и нижний ряды были одинаковой ширины.
  • Когда гобелен готов, его прибивают к большой раме или растягивают. Затем накрывают мокрой тканью и оставляют на день.
  • Через ткань гобелен проглаживают утюгом.

Приступаем к нанесению вышивки

Как сделать гобелен? Чтобы перенести идею картины на полотно, следует определить технику нанесения. Изображение рисуют на основе маркером, мелом. Пошаговая методика переноса:

  • Закрепить рисунок, растянуть основу на стекле. Аккуратно обвести все линии. Если образец четко просматривается, получают четкие контуры.
  • С основой из дерюги такой метод не пройдет. Нужна копирка, ее накладывают красящей стороной вниз, сверху размещают образец. Обводя все линии контуров, переносят на основу будущий сюжет.
  • Как альтернативу применяют иную технологию – перевернуть набросок и обвести все линии карандашом с маркировкой «м». Положить лист рисунком вверх на ткань. С нажимом повторить все линии, при этом предыдущее нанесение отпечатается на ткани. Способ удобен для мешковины.
  • Как вариант – вырезают контуры изображения гобелена на картоне. Потом наложить их, обвести контуры.
  • После завершения переноса основных линий рекомендуют раскрасить соответствующими цветами. Подойдут акриловые краски на водной основе, они не забьют холст или дерюжку.

Перенос через стекло

Что нужно для работы

Для выполнения урока необходимы:

Обычная игла на пластиковой ручке может быстро поломаться. Лучше приобрести специальный набор разной длины и диаметра с деревянным основанием. Размеры инструмента варьируются от 3.5 см (основная) до 6-7 см. Диаметр рабочей иглы не более 2-2.5 мм (вспомогательные для работы на хлопковой основе могут быть тоньше (до 2 мм). С шерстяными и синтетическими тканями работают иглами толщиной 2-2.5 мм.

Деревянный каркас рамки лучше использовать больше, чем размер предполагаемого рисунка. Если в плане работа 40 х 40, то каркас подойдет 50 х 50. Припуск по сторонам оставляют не менее 5 см. Если нет отдельной рамки, то возможно основу закрепить на раме, где будет висеть готовое изделие. Но при этом стенки будут повреждены случайным проколом иглы.


Нетканый гобелен своими руками

Если выполняют нетканый гобелен, используют нити со стойкой окраской. Различают их по типу волокна:

Внимание! Количество нити рекомендуют брать с запасом. Если нитки закончились, следует отложить фрагмент, лучше поискать нити одинакового цвета, а потом продолжить работу

Как сделать ткацкий станок для гобелена своими руками?

Нам понадобится крепкая деревянная рамка и небольшие гвоздики. Гвозди нужно вбить в 2 ряда в шахматном порядке, чтобы расстояние между ними в ряду было 1 см, а между нитями в итоге – 5 мм. Это расстояние оптимально для начинающих, но можно вбивать и чаще

Очень важно, чтобы нить основы была прочной, ведь натягивать её нужно очень сильно, практически как струну

Существует ещё один, ещё более простой способ – просто намотать нити на горизонтальные части рамки. Однако это не очень удобно – нити будут сдвигаться, и ткать будет сложнее. Хотя на таком станке можно сделать сразу 2 гобелена с обеих сторон.

Приступаем к плетению на станке.

Для плетения узора понадобятся уже цветные нити желаемых оттенков.

Способов переплетения нитей существует много, от самых простых до сложных. Схемы возможных плетений можно увидеть на этом рисунке:

Самый простой и чаще всего встречающийся способ – полотняный. В этом случае рабочая нитка пропускается через нити основы одна через одну. В нашем мастер классе этот способ и будет основным.

При узорообразующем способе рабочая нить дважды обвивает каждую нить основы. В саржевом способе рабочую нитку прокладывают только между нечетными основными. Существуют и другое способы, но изучать их лучше постепенно, когда будет освоено более простое плетение.

Так как плести нужно будет рядами, то важно научиться менять цвет нити в ряду, или правильно их соединять. Для этого существуют несколько способов

Самый простой способ, который применяют редко – паласовый, его применяют очень редко. В этом методе нити не соединяют, а просто, доходя до границы цветов поворачивают, и плетут назад. А ряд продолжают другой нитью. Главный недостаток в том, что в работе появляются промежутки, которые приходится сшивать.

Немного более сложный способ, который позволяет сплести рисунок без промежутков – основная нить на границе переплетения двух рабочих.  Нить проплетают до границы, огибают её и поворачивают. С соседней нитью поступают точно так же, огибая ту же основную нить.

Кроме этого распространен способ, когда на границы обе нити перекручиваются между собой.

Для  начинающих в качестве тренировки рекомендуют сначала сплести несложную картинку, чтобы понять смысл и научиться соединять нити.

Как сплести свой первый простой гобелен дома?

Эскиз работы можно нарисовать самостоятельно. Хорошим вариантом будет рисунок, содержащий круг (например, солнышко),  так же простые соединения по горизонтали.

Перед работой эскиз нужно установить на рамку позади нитей основы.

Для детей круг лучше сделать более крупным, например, можно обвести чашку, а взрослым полезнее будет потренироваться на более мелком рисунке.

Черными крестиками обозначены те места, в которых рабочие нити нужно перекручивать между собой. Как вы видите, это нужно сделать в 6ти средних рядах. Верхняя и нижняя части солнышка плетутся без соединений. Для этого сначала работаем фоновой (синей) нитью, оставляя «углубление» для круга, а затем заполняем пространство нитью круга (желтой).

Для объемного плетения можно использовать способ «косичка». Ряды косички чередуют с обычными рядами, которые мы делали ранее. Это показано на схеме ниже. Нужно, чтобы через ряд обкручивались те нитки основы, которые не были задействованы в прошлый раз.

Однако вполне допустимо обкручивать каждую основную нить, ничего не пропуская. Тогда фактура рисунка будет мельче.

Ещё один способ добавить объемных элементов в картину – завязывание узелков, как показано на схеме:

После тренировки можно приступать к плетению более сложных картин. Например, таких:

Несколько советов новичкам:

  • Нить во время работы нужно протягивать «горкой», а затем опускать, укладывая по ходу рисунка.
  • Периодически во время работы нужно растягивать гобелен руками в разные стороны.
  • Старайтесь как можно сильнее натягивать основные нити по краям гобелена, если они тонкие, крайние нити можно натянуть в два сложения.
  • Если по каким-то причинам не удалось достаточно натянуть крайние нити и гобелен стягивается во время работы, это можно исправить, привязав к крайним нитям веревочку, и натянув её к боковым частям рамы. Злоупотреблять этим способом не стоит, потому что он не способствует росту вашего мастерства, однако он достаточно эффективно исправит погрешность.
  • Если в эскизе есть тонкие вертикальные линии (например, тонкие веточки деревьев), лучше располагать работу на рамке вертикально.

Начало работы с гобеленом

Для натяжения в качестве основы чаще всего берется хлопчатобумажная или льняная нитка или тонкий шнур той же толщины, что и нити для работы или чуть тоньше. Нежелательно использовать искусственные материалы, за исключением полиэстера, из-за их скользкой структуры.

Крайние нитки основы натягиваются сильнее, чем прочие. В некоторых случаях прокладывается их две или даже три. Это нужно для сохранения равномерной ширины.

Для выполнения самого гобелена нитки или пряжа используются самые различные. Традиционные гобелены всегда ткались из шерсти, но современный рынок может предложить множество вариантов на выбор — декоративные шнуры, люрекс или сизаль, пряжа для вязания во всем ассортименте.

Инструменты для вязки гобелена: а — ковровая колотушка, б — нож-крючок.

Цвет нитей основы большой роли не играет, так как они будут полностью закрыты нитями утока.

Чтобы найти подходящего размера картинку в цвете, можно понравившееся изображение увеличить и распечатать. Также можно нарисовать картину самостоятельно. Сложные пейзажи и картинки не стоит выбирать для самой первой работы. Лучше выбрать простой рисунок, но такой, чтобы на нем можно было попробовать несколько видов переплетения, узлов, способов переплетения нитей.

Перед тем как закрепить рисунок, нужно определить направление ткачества. Ткать гобелен можно и вертикально, и горизонтально. Выбирают способ в зависимости от рисунка.

Затем внизу рамы прокладывают выбранную рейку, линейку, бумагу — от нее начинается ткачество.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий