Хапсагай как хобби и увлечение

Слайд 10 Определение мест 1. Борец, потерпевший два поражения, выбывает из соревнований независимо от

того, предварительные это или финальные встречи.2. Выигравший все встречи борец становится чемпионом, независимо от количества полученных им классификационных очков.3. Если у двух борцов одинаковое количество очков, то преимущество имеет выигравший личную встречу борец. Если эти борцы не встречались между собой, им дается дополнительная схватка.4. Если на первое место претендуют 2-3 борца, имеющие по одному поражению друг от друга, на первое место выходит борец, выигравший у обоих оставшихся борцов. Если оставшиеся три борца имеют одинаковое количество очков, победитель определяется по наименьшему времени, затраченному на победу во встрече между ними. После определения первого места, второе место достается тому борцу, который выиграл встречу между ними.

Чемпионы и призеры ХХI Спартакиады по борьбе хапсагай

Юноши (до 50 кг)

I место

Яковлев Алексей

Чурапчинский район

Тренер победителя

Макаров А.Г.

II место

Еремеев Тарас

Олекминский район

III место

Васильев Олимпий

Кобяйский район

Стручков Семен

Эвено-Бытантайский район

Юноши (55 кг)

I место

Васильев Родион

Хангаласский район

Тренер победителя

Андреев Л.А.

II место

Жерготов Андриан

Чурапчинский район

III место

Заворотный Евгений

Таттинский район

Иванов Владислав

Верхневилюйский район

Юноши (62 кг)

I место

Яковлев Виктор

Жиганский район

Тренер победителя

Филиппов Н.Н.

II место

Матвеев Игорь

Намский район

III место

Поскачин Айсен

Кобяйский район

Никифоров Григорий

Нюрбинский район

Юноши (70 кг)

I место

Бояновский Владимир

Верхневилюйский район

Тренер победителя

Уйгуров П.В.

II место

Васильев Владислав

Кобяйский район

III место

Никифоров Арвидас

РССС

Николаев Роман

Вилюйский район

Юноши (свыше 70 кг)

I место

Сильвестров Юлиан

Мегино-Кангаласский район

Тренер победителя

Захаров А.З.

II место

Говоров Артур

Якутск

III место

Никифоров Василий

Нюрбинский район

Нестеров Михаил

Амгинский район

Мужчины-ветераны (до 60 кг)

I место

Тимофеев Илья

Хангаласский район

Тренер победителя

Килибеев А.Е.

II место

Друзьянов Иван

СВФУ

III место

Макаров Михаил

Олекминский район

Павлов Кирилл

Амгинский район

Мужчины-ветераны (70 кг)

I место

Уйгуров Василий

Якутск

Тренер победителя

Афанасьев С.Е.

II место

Птицын Александр

Мегино-Кангаласский район

III место

Павлов Айаал

Чурапчинский район

Трофимов Прокопий

Алданский район

Мужчины-ветераны (80 кг)

I место

Контоев Александр

Горный улус – 2

Тренер победителя

Соркомов Э.И.

II место

Дедюкин Михаил

Таттинский район

III место

Петров Прокопий

Хангаласский район

Ючюгяев Семен

Якутск

Мужчины-ветераны (90 кг)

I место

Некрасов Алексей

Якутск

Тренер победителя

Афанасьев С.Е.

II место

Дьяконов Тимофей

Намский район

III место

Захаров Сергей

Мегино-Кангаласский район

Христофоров Христофор

Таттинский район

Мужчины-ветераны (свыше 90 кг)

I место

Румин Александр

Намский район

Тренер победителя

Слепцов Г.А.

II место

Гаврильев Степан

Амгинский район

III место

Винокуров Василий

Верхнеколымский район

Афанасьев Василий

Нюрбинский район

Мужчины (до 57 кг)

I место

Федотов Олег

Верхневилюйский район

Тренер победителя

Уйгуров П.В.

II место

Копылов Петр

Олекминский район

III место

Иванов Ньургун

Нюрбинский район

Копылов Алексей

Намский район

Мужчины (65 кг)

I место

Бекренев Андрей

Среднеколымский район

Тренер победителя

Федоров А.М.

II место

Максимов Петр

Кобяйский район

III место

Рассадин Александр

Жиганский район

Владимиров Семен

Таттинский район

Мужчины (75 кг)

I место

Власов Константин

Мегино-Кангаласский район

Тренер победителя

Борисов А.А.

II место

Андреев Ларион

Хангаласский район

III место

Прокопьев Рустам

Верхневилюйский район

Семенов Иван

Кобяйский район

Мужчины (85 кг)

I место

Софронеев Игорь

Намский район

Тренер победителя

Слепцов Г.А.

II место

Самсонов Револий

Сунтарский район

III место

Сидоров Роберт

Верхоянский район

Софронов Софрон

Мегино-Кангаласский район

Мужчины (95 кг)

I место

Сергин Ньургун

Сунтарский район

Тренер победителя

Данилов Н.Р.

II место

Николаев Николай

РССС

III место

Старостин Юрий

Верхоянский район

Халыев Александр

Таттинский район

Этимология

Существует несколько версий происхождения названия борьбы. По мнению Н. С. Григорьева, автора «Фразеологического словаря якутского языка», слово образовано из основы хапса (ловить, хватать, схватить) и старомонгольской приставки ҕай, означающей какое-либо действие, то есть возможный вариант перевода может быть «схвати и действуй». «Толковый словарь якутского языка» также определяет хапсаҕай как сочетание двух слов: хап (ловкость, быстрота, сила, выносливость) и саҕай (бросай, кидай). Т. И. Петрова в «Кратком якутско-русском словаре» переводит слово как проворный, ловкий, быстрый, и определяет слово, как неделимое. Э. К. Пекарский в «Словаре якутского языка» выдвигает версию происхождения слова хапсаҕай (хабыс + аҕай) от тюркского «капчаҕай», «капшаҕай» (быстрый, проворный), сравнимо с бурятским «габшагай» — ловкий, хваткий, подхватывать, увертка. По мнению кандидата культурологии Н. С. Попова, хапсаҕай — это исконно якутское слово, нераздельное, подвид слов хапсыҕыы, хапсыҕар (столкновение, сталкиваться).

Слайд 2Правила соревнований по борьбе «Хапсагай»«Хапсагай» в дословном переводе на русский язык

означает «ловкий», «быстрый». Хапсагай как вид спорта – это единоборство, в котором, применяя различные приемы, борцу нужно вывести соперника из равновесия, принудить его коснуться земли или ковра любой частью тела. Даже случайное прикосновение считается поражением. Отличие хапсагая от других видов борьбы (вольной, классической) заключается в том, что поединок ведется только в положении стойки. Продолжительность схватки – от 2 до 4 минут, площадка или ковер должны быть круглой формы, диаметром 9 метров.Борцам разрешается захват за любую часть тела (руки, поясницы, ноги). Запрещается захват за пальцы, за голову двумя руками. Наиболее распространенными приемами являются подсечки, броски с захватом за ноги (чаще всего за голень).Исходом схватки является победа одного борца и поражение другого, а также поражение обоих борцов, получивших предупреждения за пассивное ведение схватки. Чистая победа присуждается, если борец принудил соперника коснуться ковра или земли любой частью тела. Если оба борца одновременно коснулись любой частью тела ковра, то по решению судей борьба возобновляется заново, но атакуемый борец получает предупреждение.

Этимология

Существует несколько версий происхождения названия борьбы. По мнению Н. С. Григорьева, автора «Фразеологического словаря якутского языка», слово образовано из основы хапса (ловить, хватать, схватить) и старомонгольской приставки ҕай, означающей какое-либо действие, то есть возможный вариант перевода может быть «схвати и действуй». «Толковый словарь якутского языка» также определяет хапсаҕай как сочетание двух слов: хап (ловкость, быстрота, сила, выносливость) и саҕай (бросай, кидай). Т. И. Петрова в «Кратком якутско-русском словаре» переводит слово как проворный, ловкий, быстрый, и определяет слово, как неделимое. Э. К. Пекарский в «Словаре якутского языка» выдвигает версию происхождения слова хапсаҕай (хабыс + аҕай) от тюркского «капчаҕай», «капшаҕай» (быстрый, проворный), сравнимо с бурятским «габшагай» — ловкий, хваткий, подхватывать, увертка. По мнению кандидата культурологии Н. С. Попова, хапсаҕай — это исконно якутское слово, нераздельное, подвид слов хапсыҕыы, хапсыҕар (столкновение, сталкиваться).

Этимология

Существует несколько версий происхождения названия борьбы. По мнению Н. С. Григорьева, автора «Фразеологического словаря якутского языка», слово образовано из основы хапса (ловить, хватать, схватить) и старомонгольской приставки ҕай, означающей какое-либо действие, то есть возможный вариант перевода может быть «схвати и действуй». «Толковый словарь якутского языка» также определяет хапсаҕай как сочетание двух слов: хап (ловкость, быстрота, сила, выносливость) и саҕай (бросай, кидай). Т. И. Петрова в «Кратком якутско-русском словаре» переводит слово как проворный, ловкий, быстрый, и определяет слово, как неделимое. Э. К. Пекарский в «Словаре якутского языка» выдвигает версию происхождения слова хапсаҕай (хабыс + аҕай) от тюркского «капчаҕай», «капшаҕай» (быстрый, проворный), сравнимо с бурятским «габшагай» — ловкий, хваткий, подхватывать, увертка. По мнению кандидата культурологии Н. С. Попова, хапсаҕай — это исконно якутское слово, нераздельное, подвид слов хапсыҕыы, хапсыҕар (столкновение, сталкиваться).

Производные хапсагая

Кроме описанного хапсагая, как спортивной борьбы, существуют другие варианты хапсагая.

Так, в последнее время развивается известное с древности групповое направление борьбы, или хомуур хапсагай. В команде должно быть не менее пяти борцов в различных весовых категориях (например, двое до 70 килограммов и трое — свыше 70 килограммов). Соревнование начинают по одному борцу от каждой команды (по жребию). Затем борются по 2 борца от каждой весовой категории, следующим этапом борются по 3 борца от каждой команды, и наконец, в финальной схватке выходят все борцы противоборствующих команд — «стенка на стенку».

Ещё одним видом «хапсагая» является разработанный недавно хабыр хапсагай. Правила здесь не отличаются от .

Правила

Борцы обнажены до пояса, ниже пояса одеты в трусы или трико, как правило обуты в борцовки. Ранее, независимо от времени года, борцы боролись разутыми и одетыми только в шорты из ровдуги (мягкой кожи лося без шерсти). Схватки могут проводиться и на поляне, поросшей травой, но в настоящее время официальные схватки проводятся на борцовском ковре, диаметром 10 метров.

Любое касание борцом земли (ковра) какой-либо частью тела, кроме ступней, влечёт поражение. Исключение в современных правилах составляет касание земли (ковра) одной рукой, за что засчитывается штраф в 1 балл; касание двумя руками уже влечёт поражение. При проведении приёма атакующий борец должен остаться на ногах. Борьбы в партере в хапсагае не имеется.

В борьбе разрешены любые захваты за любую часть тела, исключая пальцы рук и ног. Захваты борцов, как правило неглубокие, в ходе схватки большое значение имеет активная работа ног. В арсенале борцов имеются подсечки, подножки, обвивы, зацепы, выхваты, отхваты, подсады и иные различные броски. Так, распространёнными приёмами являются сваливание соперника захватом головы и ноги (тюргэн) и передняя подсечка (халбарыйан тэбии). Многие приёмы соединены в многоступенчатые комбинации. В технике хапсагая следует выделить оригинальное исполнение проходов в ноги и бросков через грудь (халбарыйыы). Проходы в ноги выполняются исключительно с наклоном и нырками: исполнение прохода в полёте или в падении влечёт проигрыш в схватке, поскольку атакующий так или иначе коснётся поверхности. Тем же самым обусловлено выполнение бросков через грудь, которые в греко-римской и вольной борьбе (броски прогибом), дзюдо и самбо выполняются в падении, с большой амплитудой, а в хапсагае это невозможно. Поэтому выработана оригинальная техника таких бросков, позволяющая атакующему остаться на ногах.

Продолжительность схватки ограничена 10 минутами, для взрослых это обычно 5 минут + 2 минуты в случае, если победитель не выявлен в основное время, для старших юношей 5 минут, для младших юношей — 4 минуты.. Исход схватки — это победа одного из борцов или объявление обоих борцов проигравшими ввиду пассивного ведения борьбы.

До 1955 года в хапсагае не было разделения на весовые категории. С 1955 года взрослые борются в категориях до 53, 58, 64, 72, 80 килограммов и свыше 80 килограммов. У юношей и ветеранов разделение на категории другое.

Интересные факты

Якуты всегда почитали и в своих былях и сказаниях народного эпоса олонхо превозносили сильных, ловких, могучих богатырей-боотуров.

Во всех этих легендах и преданиях главными героями являлись люди, не злоупотребляющие своим могуществом.
Персонажи якутского эпоса олонхо – богатыри племени Айыы Ньургун Боотур, Мүльдү Бөҕө, Айыы Дьураҕастай, Эрбэхтэй Бэргэн и другие были такими же добросердечными защитниками жителей Среднего мира. При этом интересно, что все боотуры олонхо в конце жесточайшей схватки побеждали своих врагов при помощи приемов борьбы хапсагай. Как выяснили ученые, якутское народное произведение – олонхо зарождалось свыше тысячи лет назад. Следовательно, именно с тех пор, и возможно, даже и ранее, существовала и борьба хапсагай, притом в виде боевого искусства совершенствования человека!

Чудо-богатыри XIX-XX веков, имена которых до сих пор на слуху у всего якутского народа

Устьалданцы Майагатта Бэрт Хара, Күүстээх Уйбаан-Иван Александров, Мас Мэхээлэ-Михаил Карамзин и Күүстээх Куонаан-Конон Попов, хангалассец Биэстээх Бочоох, чурапчинец Бөҕө Тараҕай-Прокопий Брызгаев, нюрбинец Софрон Андреев-Кэрэ Киһи уола, верхоянец Ааппый-Харламиий Васильев, верхневилюйцы Василий Степанов-Буучугурас, Никита Докторов-Бычырдаан и другие.

Этимология

Существует несколько версий происхождения названия борьбы. По мнению Н.С. Григорьева, автора «Фразеологического словаря якутского языка», слово образовано из основы хапса (ловить, хватать, схватить) и старомонгольской приставки ҕай, означающей какое-либо действие, то есть возможный вариант перевода может быть «схвати и действуй». «Толковый словарь якутского языка» также определяет хапсаҕай как сочетание двух слов: хап (ловкость, быстрота, сила, выносливость) и саҕай (бросай, кидай). Т.И. Петрова в «Кратком якутско-русском словаре» переводит слово как проворный, ловкий, быстрый, и определяет слово, как неделимое. Э.К. Пекарский в «Словаре якутского языка» выдвигает версию происхождения слова хапсаҕай (хабыс + аҕай) от тюркского «капчаҕай», «капшаҕай» (быстрый, проворный), сравнимо с бурятским «габшагай» – ловкий, хваткий, подхватывать, увертка. По мнению кандидата культурологии Н.С. Попова, хапсаҕай – это исконно якутское слово, нераздельное, подвид слов хапсыҕыы, хапсыҕар (столкновение, сталкиваться).

Производные хапсагая

Кроме описанного хапсагая, как спортивной борьбы, существуют другие варианты хапсагая.

Так, в последнее время развивается известное с древности групповое направление борьбы, или хомуур хапсагай. В команде должно быть не менее пяти борцов в различных весовых категориях (например, двое до 70 килограммов и трое — свыше 70 килограммов). Соревнование начинают по одному борцу от каждой команды (по жребию). Затем борются по 2 борца от каждой весовой категории, следующим этапом борются по 3 борца от каждой команды, и наконец, в финальной схватке выходят все борцы противоборствующих команд — «стенка на стенку».

Ещё одним видом «хапсагая» является разработанный недавно хабыр хапсагай. Правила здесь не отличаются от .

Дешевые и бесплатные хобби для мужчин

Новое хобби может стоить достаточно дорого, но не у всех есть деньги или желание тратить их на новое занятие.

Чтобы помочь вам сэкономить, но продолжать заниматься любимым делом, я составила список хобби для мужчин, которые не стоят много или вообще бесплатны. Ведь независимо от того, дорогое или бесплатное у вас хобби, оно позволяет снизить уровень стресса, уменьшить тревогу и дать вам чувство самореализации.

56. Фотографии природы

Используйте камеру своего мобильного телефона или воспользуйтесь старым надежным фотоаппаратом традиционной модели.

59. Городские исследования

Найдите или создайте местную городскую исследовательскую группу, которая будет исследовать районы, которые обычно закрыты для публики, но могут быть открыты для организованной группы. Или откройте для себя прекрасные, уютные или другие интересные локации у себя в городе.

Кулинарные мужские увлечения

17. Виноделие

Это тонкое искусство, требующее специфического и уникального вкуса. Но если вы готовы принять вызов, то виноделие может оказаться интересным занятием.

18. Пивоварение

Приготовление собственного крафтового пива стоит вашего драгоценного времени. Кто знает, может быть, вы придумаете свою собственную версию Стелла Артуа.

19. Кулинария

Готовка вводит нас в состояние медитации и дает почувствовать себя Создателем. Кстати, занятие этим хобби поможет организовать свидание.

21. Изучение местных ресторанов в вашем городе

Это даст возможность посетить и узнать новые места, где вы никогда не были. И потом со знанием дела повести девушку на свидание в любимое заведение.

История

Хапсагай имеет древнюю историю, и установить, когда установились правила борьбы вряд ли представляется возможным. Уже в известном героическом эпосе олонхо дано описание победы богатыря «среднего мира» над представителями «тёмной силы» при помощи приёмов борьбы хапсагай.

По преданиям, ещё в древности у якутов существовала система воспитания и подготовки воинов, которые составляли отдельную касту. Одним из составляющей такой подготовки являлось умение вести борьбу без оружия. Ребёнка, отобранного в касту воинов (нареченного стать боотуром) обучали различным воинским умениям и развивали соответствующие физические навыки, в том числе, премудростям национальной борьбы. Секреты мастерства и способы подготовки к состязаниям каждая семья держала в тайне.

Первое упоминание о хапсагае на русском языке имеется в трудах этнографа Г. Ф. Миллера, который дал подробное описание , проведённого 31 мая 1737 года в 14 верстах от Якутска, и в ходе которого прошли состязания по борьбе хапсагай. Затем упоминания о соревнованиях по этой борьбе встречались в «Трудах Второй Камчатской экспедиции» И. Г. Гмелина, в работах академика А. Д. Мидлендорфа, у писателя-декабриста А. А. Бестужева-Марлинского.

В старину соревнования по хапсагаю устраивались во время праздников, главным из которых являлся Ысыах, на свадьбах (Уруу) знатных родов, во время осенней подлёдной ловли рыбы (Мунха), во время скачек лошадей. Борцы (даадары), по традиции покрытые бычьей кожей (с тем, чтобы соперники не видели друг друга) выходили из берестяных чумов на поляну, в круг сидящих зрителей. Арбитр, избираемый из почётных гостей, выводил борцов на середину круга, сбрасывал с них покрывало, и начиналась схватка.

Один из очевидцев, наблюдавший хапсагай во второй половине XVIII века писал:

Ограничений по времени схватки не существовало: она могла длиться по нескольку часов, а иногда «когда спор бывал особенно принципиален — случалось, продолжался в течение целого дня», и даже продолжалась на следующий день.

Призом победителю соревнований традиционно служила мюсэ — варёная бедренная кость жеребца с мясом в верхней части. Впрочем, существовали и другие варианты наград, так И. А. Худяков, отбывавший ссылку в Верхоянске с 1867 по 1876 годы, описывал что побеждённому показывали оскорбительный кукиш, запачканный землёй, а победителю наливали чарку кумыса или водки, исполняли песню в его честь.

В конце XIX века и начале XX века наблюдалось активизация увлечения хапсагаем на всей территории нынешней Якутии, появились известные мастера хапсагая. В 1932 году состоялись первые официальные соревнования по хапсагаю, которые были приурочены к десятилетнему юбилею образования автономной республики и после этого соревнования проводились систематически, как на праздниках, так и в ходе Всеякутских Спартакиад. К участию в соревнованиях были допущены и женщины, так в 1944 году соревнование женщин было включено в программу летней республиканской спартакиады Якутской АССР.

Во времена СССР, соревнования по борьбе хапсагай среди мужчин регулярно проводились сельским ДСО «Урожай» в четырёх возрастных группах: 18-35 лет, 35-40 лет, 40-45 лет и свыше 45 лет.

В 1992 году была образована ассоциация «Сахаада-спорт», объединяющая восемь федераций по национальным видам спорта, включая хапсагай, а соревнования по этой борьбе проводятся под эгидой Федерации спортивной борьбы Республики Саха (Якутии) по борьбе хапсагай. 25 октября 2010 года хапсагай был признан Международной федерацией объединённых стилей борьбы (FILA), в результате чего был подписан договор между FILA и Ассоциацией национальных видов спорта и игр народов Якутии «Сахаада-спорт», в соответствии с которым борьба хапсагай вошла в FILA на правах официально признанного вида борьбы и может распространяться по всему миру. В 2011 году хапсагай вызвал большой интерес федерации борьбы Бенина, и письмом президента этой федерации, хапсагай был признан и была выражена готовность стать базовым центром культивирования борьбы в Африке. С 22 по 25 декабря 2011 года должен был пройти первый чемпионат Африки по хапсагаю.

После 2000 года ежегодно проводятся около двадцати соревнований республиканского уровня с мастерским нормативом.

Примечания

  1. хапсаҕай — SakhaTyla.Ru — Sakha Dictionary.
  2. История возникновения национальной борьбы «хапсагай» (Журнал «Молодой ученый»).
  3. http://www.pavlodar-wrestling.com/hapsagai.html
  4. Спорт > хапсагай это откуда и для чего кто прородитель.
  5. ХАПСАГАЙ | Айкидо Айкикай.
  6. Спорт > хапсагай это откуда и для чего кто прородитель.
  7. Mandziak A. S. The World Encyclopedia of Wrestling.
  8. Спортивная и национальная борьба народов СССР.
  9. Хапсагай признан Международной федерацией объединенных стилей борьбы (FILA) | SakhaLife.
  10. В декабре пройдет чемпионат Африки по хапсагаю! | SakhaLife.
  11. Хапсагай и мас-рестлинг в Иране и Африке | Ежедневная республиканская газета «Якутия».
  12. Спортивная и национальная борьба народов СССР.
  13. Спортивная и национальная борьба народов СССР.
  14. http://www.pavlodar-wrestling.com/hapsagai.html
  15. История возникновения национальной борьбы «хапсагай» (Журнал «Молодой ученый»).
  16. Из истории якутской национальной борьбы «Хапсагай» | Wrestsakha.

Праздник одной улицы

– Департамент национальной политики и межрегиональных связей города Москвы поддерживает деятельность землячеств, и мы, в свою очередь, активно участвуем в столичных мероприятиях, – продолжает Л. Павлова. – К примеру, с 2007 г. в Москве проходит якутский летний праздник «Ысыах», который успели полюбить москвичи и гости столицы (последние два года из-за пандемии коронавируса мероприятия проходили онлайн). Колоритное торжество ждут, ведь там можно по­знакомиться с культурой Якутии. В организацию праздника вовлечены районы республики. Со своими обычаями, традициями и оригинальными ­программами.

В 2017 г. в столице побывали представители Верхоянского улуса. На Верхоянской улице в Москве они провели праздник улицы, познакомились с жителями, и теперь там ежегодно проходят различные встречи, устанавливаются экономические и культурные связи. В ­2018-м Вилюйский улус подружился с Московской консерваторией, где учился первый якутский композитор Марк Жирков. Организован Международный конкурс молодых исполнителей памяти М. Жиркова.

Когда под патронажем Московского дома национально­стей по инициативе профессора Раушан Канапьяновой появился фестиваль национального костюма, Якутское землячество одним из первых поддержало этот проект.

– В 2013 г. он стартовал в Якутске, позднее превратившись в Евразийский конкурс высокой моды ­«Этно-Эрато», – говорит Л. Павлова. – Конкурс национального костюма ежегодно проводится и на «Ысыахе». Надо сказать, наши меро­приятия не примитивные шоу, они всегда тщательно продуманы, каждое – со смыслом.

Примечания

  1. хапсаҕай — SakhaTyla.Ru — Sakha Dictionary.
  2. История возникновения национальной борьбы «хапсагай» (Журнал «Молодой ученый»).
  3. http://www.pavlodar-wrestling.com/hapsagai.html
  4. Спорт > хапсагай это откуда и для чего кто прородитель.
  5. ХАПСАГАЙ | Айкидо Айкикай.
  6. Спорт > хапсагай это откуда и для чего кто прородитель.
  7. Mandziak A. S. The World Encyclopedia of Wrestling.
  8. Спортивная и национальная борьба народов СССР.
  9. Хапсагай признан Международной федерацией объединенных стилей борьбы (FILA) | SakhaLife.
  10. В декабре пройдет чемпионат Африки по хапсагаю! | SakhaLife.
  11. Хапсагай и мас-рестлинг в Иране и Африке | Ежедневная республиканская газета «Якутия».
  12. Спортивная и национальная борьба народов СССР.
  13. Спортивная и национальная борьба народов СССР.
  14. http://www.pavlodar-wrestling.com/hapsagai.html
  15. История возникновения национальной борьбы «хапсагай» (Журнал «Молодой ученый»).
  16. Из истории якутской национальной борьбы «Хапсагай» | Wrestsakha.

Слайд 3Если оба борца имеют предупреждения, то победа присуждается тому борцу, у

кого меньше предупреждений (2:0, 2:1). За 3 предупреждения борец снимается со схватки. В том случае, когда на исходе схватки у обоих борцов равное количество предупреждений, то проигрывает схватку получивший последнее предупреждение борец.К соревнованиям за абсолютное первенство допускаются борцы без ограничения возраста и весовых категорий. Соревнования проводятся по олимпийской системе (по принципу выбывания после первого поражения).Продолжительность схватки в финале – 10 минут. Если за это время не определился победитель, то дается дополнительно 2 мин. Распределение по возрасту и весовым категориям способствует широкому охвату и привлечению к занятиям борьбой с малых лет до ветеранского возраста. Так, в соревнованиях юных борцов «Игры Боотуров» участвуют до 2000 человек, а в крупных республиканских соревнованиях среди взрослых принимают участие до 300-400 участников.Сходство борьбы хапсагай с вольной борьбой стало для наших борцов трамплином к достижению высоких результатов во всероссийских, международных соревнованиях и Олимпийских играх.

Правила

Борцы обнажены до пояса, ниже пояса одеты в трусы или трико, как правило обуты в борцовки. Ранее, независимо от времени года, борцы боролись разутыми и одетыми только в шорты из ровдуги (мягкой кожи лося без шерсти). Схватки могут проводиться и на поляне, поросшей травой, но в настоящее время официальные схватки проводятся на борцовском ковре, диаметром 10 метров.

Любое касание борцом земли (ковра) какой-либо частью тела, кроме ступней, влечёт поражение. Исключение в современных правилах составляет касание земли (ковра) одной рукой, за что засчитывается штраф в 1 балл; касание двумя руками уже влечёт поражение. При проведении приёма атакующий борец должен остаться на ногах. Борьбы в партере в хапсагае не имеется.

В борьбе разрешены любые захваты за любую часть тела, исключая пальцы рук и ног. Захваты борцов, как правило неглубокие, в ходе схватки большое значение имеет активная работа ног. В арсенале борцов имеются подсечки, подножки, обвивы, зацепы, выхваты, отхваты, подсады и иные различные броски. Так, распространёнными приёмами являются сваливание соперника захватом головы и ноги (тюргэн) и передняя подсечка (халбарыйан тэбии). Многие приёмы соединены в многоступенчатые комбинации. В технике хапсагая следует выделить оригинальное исполнение проходов в ноги и бросков через грудь (халбарыйыы). Проходы в ноги выполняются исключительно с наклоном и нырками: исполнение прохода в полёте или в падении влечёт проигрыш в схватке, поскольку атакующий так или иначе коснётся поверхности. Тем же самым обусловлено выполнение бросков через грудь, которые в греко-римской и вольной борьбе (броски прогибом), дзюдо и самбо выполняются в падении, с большой амплитудой, а в хапсагае это невозможно. Поэтому выработана оригинальная техника таких бросков, позволяющая атакующему остаться на ногах.

Продолжительность схватки ограничена 10 минутами, для взрослых это обычно 5 минут + 2 минуты в случае, если победитель не выявлен в основное время, для старших юношей 5 минут, для младших юношей — 4 минуты.. Исход схватки — это победа одного из борцов или объявление обоих борцов проигравшими ввиду пассивного ведения борьбы.

До 1955 года в хапсагае не было разделения на весовые категории. С 1955 года взрослые борются в категориях до 53, 58, 64, 72, 80 килограммов и свыше 80 килограммов. У юношей и ветеранов разделение на категории другое.

История

Как и любая другая национальная борьба, хапсагай имеет древнюю историю и установить, когда установились правила борьбы вряд ли представляется возможным. Уже в известном героическом эпосе олонхо дано описание победы богатыря «среднего мира» над представителями «тёмной силы» при помощи приёмов борьбы хапсагай.

По преданиям, ещё в древности у якутов существовала система воспитания и подготовки воинов, которые составляли отдельную касту. Одним из составляющей такой подготовки являлось умение вести борьбу без оружия. Ребёнка, отобранного в касту воинов (нареченного стать боотуром) обучали различным воинским умениям и развивали соответствующие физические навыки, в том числе, премудростям национальной борьбы. Секреты мастерства и способы подготовки к состязаниям каждая семья держала в тайне.

Первое упоминание о хапсагае на русском языке имеется в трудах этнографа Г.Ф.Миллера, который дал подробное описание Ысыаха, проведённого 31 мая 1737 года в 14 верстах от Якутска, и в ходе которого прошли состязания по борьбе хапсагай. Затем упоминания о соревнованиях по этой борьбе встречались в «Трудах Второй Камчатской экспедиции» И.Г. Гмелина, в работах академика А.Д. Мидлендорфа, у писателя-декабриста А.А. Бестужева–Марлинского.

В старину соревнования по хапсагаю устраивались во время праздников, главным из которых являлся Ысыах, на свадьбах (Уруу) знатных родов, во время осенней подлёдной ловли рыбы (Мунха), во время скачек лошадей. Борцы (даадары), по традиции покрытые бычьей кожей (с тем, чтобы соперники не видели друг друга) выходили из берестяных чумов на поляну, в круг сидящих зрителей. Арбитр, избираемый из почётных гостей, выводил борцов на середину круга, сбрасывал с них покрывало, и начиналась схватка.

Один из очевидцев, наблюдавший хапсагай во второй половине XVIII века писал:

Ограничений по времени схватки не существовало: она могла длиться по нескольку часов, а иногда «когда спор бывал особенно принципиален – случалось, продолжался в течении целого дня» , и даже продолжалась на следующий день .

Призом победителю соревнований традиционно служила мюсэ – варёная бедренная кость жеребца с мясом в верхней части. Впрочем, существовали и другие варианты наград, так И.А. Худяков, отбывавший ссылку в Верхоянске с 1867 по 1876 годы, описывал что побеждённому показывали оскорбительный кукиш, запачканный землёй, а победителю наливали чарку кумыса или водки, исполняли песню в его честь.

В конце XIX века и начале XX века наблюдалось активизация увлечения хапсагаем на всей территории нынешней Якутии, появились известные мастера хапсагая. В 1932 году состоялись первые официальные соревнования по хапсагаю, которые были приурочены к десятилетнему юбилею образования автономной республики и после этого соревнования проводились систематически, как на праздниках, так и в ходе Всеякутских Спартакиад. К участию в соревнованиях были допущены и женщины, так в 1944 году соревнование женщин было включено в программу летней республиканской спартакиады Якутской АССР.

Во времена СССР, соревнования по борьбе хапсагай среди мужчин регулярно проводились сельским ДСО «Урожай» в четырёх возрастных группах: 18-35 лет, 35-40 лет, 40-45 лет и свыше 45 лет.

В 1992 году была образована ассоциация «Сахаада-спорт», объединяющая восемь федераций по национальным видам спорта, включая хапсагай, а соревнования по этой борьбе проводятся под эгидой Федерации спортивной борьбы Республики Саха (Якутии) по борьбе хапсагай. 25 октября 2010 года хапсагай был признан Международной федерацией объединенных стилей борьбы (FILA), в результате чего был подписан договор между FILA и Ассоциацией национальных видов спорта и игр народов Якутии «Сахаада-спорт», в соответствии с которым борьба хапсагай вошла в FILA на правах официально признанного вида борьбы и может распространяться по всему миру . В 2011 году хапсагай вызвал большой интерес федерации борьбы Бенина, и письмом президента этой федерации, хапсагай был признан и была выражена готовность стать базовым центром культивирования борьбы в Африке. С 22 по 25 декабря 2011 года должен был пройти первый чемпионат Африки по хапсагаю.

После 2000 года ежегодно проводятся около двадцати соревнований республиканского уровня с мастерским нормативом.

История

История хапсагая своими корнями уходит глубоко в древние времена. До такой степени древние, что установить точную дату возникновения вряд ли получится возможным.

Если верить народным якутским сказаниям, то этот народ имел отдельную касту, которая занималась подготовкой народных воинов. Для детей, отобранных для воинской жизни, была придумана отдельная программа, которая с раннего возраста вносила следующие коррективы в его характер:

  • Философия уважения;
  • Хладнокровие;
  • Самоконтроль.

А так же детям помогали приобрести отличную физическую форму для возможности активного участия в схватках.

Первая обнаруженная информация о данном виде боевого искусства, переведенная на русский язык, датируется 1797 годом. В древние времена состязания по хапсагаю проводились на различного рода праздничных мероприятиях, таких как свадьбы и различные национальные мероприятия. Во главе важных зрителей присутствовали представители знатных родов.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий