Старинная славянская вышивка «Орловский спис»

Орловский спис вязанный: схема вышивки, выкройка и пошаговое описание

Полотно сшито из кусочков, которые вручную расшивали мастерицы из каждого региона страны. Об этом сообщается на странице проекта в “ВКонтакте”. Как рассказала Известно. Работа выполнена в технике традиционной ивановской строчки: она прокладывается белыми нитками чаще всего по белой сетке, которая образуется после выдергивания ниток из ткани — так называемая вышивка по выдергу. Каждый регион страны с начала года вышивал свой кусочек в уникальной манере — получилось огромное полотно площадью 21 квадратный метр и весом более 50 килограммов. На вышитой карте одновременно уместились такие локальные виды вышивки, как тамбовский крест, орловский спис, иркутская и владимирская гладь, ивановская строчка, нижегородский гипюр, смоленские украсы, селькупское бисероплетение, поморское золотное шитье и многое другое.

  • Основные сюжеты древней вышивки
  • Орловский спис — одна из самых древних известных вышивок, корни которой уходят во времена племени язычников-вятичей, живших на территории современной Орловщины. Образы этого творчества — суть обереги, использовавшиеся и в старинных обрядах, и в предметах, им сопутствующих.
  • Инструменты и материалы для работы вышивания: иглы , нити , пяльцы , ножницы.
  • Всем знакомо выражение «пройти красной нитью», обозначающее нечто ключевое, образующее, имеющее главное значение.
  • Орловский спис – фото, интересные факты
  • Появление данной вышивки связывают с племенем вятичей, живших в старину на землях Орловщины.
  • Орловский спис — старинная русская техника вышивания. Родиной мастерства принято считать Орловскую губернию.
  • Вышивка крестом считается одним из самых древних видов мастерства одинаково интересного как женщинам, так большинству мужчин. С ее помощью человек может собраться, успокоиться, ведь подобный вид рукоделия развивает дополнительную усидчивость.
  • «Набор» или техника заполнения внутри контура
  • В белорусской народной вышивке много общего с вышивкой соседних народов русских, поляков, украинцев, литовцев, латышей. Древняя белорусская сюжетная вышивка отражает византийско-русские и западноевропейские иконописные традиции.
  • Орловский В. Наборы для вышивания.
  • Орловским списом называют старинную русскую вышивку. Она была впервые изготовлена в Орловской губернии, откуда и пошло ее название.

Идея написания этой публикации у меня появилась совершенно спонтанно. А причиной послужило мое необыкновенное знакомство с замечательной мастерицей, одной из опытнейших вышивальщиц нашего города в редкой технике орловский спис — Капитолиной Коваленко. Несмотря на свой почтенный возраст, Капитолина Семеновна продолжает работать и давать мастер-классы. Мне посчастливилось сотрудничать с ней, и я не могла налюбоваться ровностью стежков, красотой заковыристых непонятных на первый взгляд узоров, идеальной изнанкой!

Народное искусство и традиции Орловщины

Истоки России, ее самобытности, русской души, лежат в народной культуре, традициях, творческом наследии наших предков. Традиционная песня, танец, народные промыслы продолжают нести то исконное, что тысячелетия назад сформировало русскую цивилизацию. Даже новшества, пришедшие к нам из-за границы, творчески переосмысливались и приобретали свои традиционно русские черты – музыкальные инструменты перестраивались на лад народных песен, в кружево и вышивку вносились традиционные, часто языческие народные мотивы. Все могла вписать народная культура, переработать и сделать своей частью, согласной всех других сторон народной жизни. Сегодня во многих местах России и Орловщины возрождается народная культура, народные промыслы. Часто можно найти старого потомственного мастера, который готов передать народную традицию подрастающему поколению, иногда какой-нибудь народный самородок подхватывает из слабеющих рук мастера его потомственный промысел. Для возобновления традиций в Национальном парке «Орловское Полесье» возрожден праздник «Троицкие хороводы», ставший сегодня крупным международным фольклорным фестивалем, куда съезжаются творческие коллективы и народные мастера не только из Орловщины, но из соседних областей и государств.

Особенностью формирования Орловских народных промыслов можно назвать историческую удаленность наших земель от центров русской государственности – Киева и Москвы. Вятичи, населявшие наши земли, только в XIV веке, одними из последних, приняли христианство, так что традиционные символы, обычаи и традиции сохранялись здесь дольше всего и получили свое отражение в народных промыслах, игрушках и вышивке. На территории области сохранились и развиваются такие виды искусства, как резьба по дереву, домовая резьба, изготовление мебели из лозы, ковроткачество, плетение мценского кружева, создание плешковской и чернышенской игрушки из глины, изготовление чернолощеной посуды из распоповской глины, плетение из соломки, пеньки, вышивка в стиле орловского «списа», создание ливенских гармошек.

Приступаем к вышиванию

После того как обережный символ выбран, материалы подготовлены, начинаем работу над оберегом.

  1. Размещаем рисунок. Если вышивка на одежде то местом для защитных символов будет ворот, низ изделия, рукава и пояс. На постельном белье или полотенце по краю. На декоративных подушечках, брелках, картинах по центру.

  2. Выбираем шов. Наибольшей силой обладают символы выполненные крестиком, ведь крест сам по себе уже оберег. Для детей и интерьера можно использовать гладь.

  3. Мелкие элементы прорабатываются в последнюю очередь, когда основной узор уже готов.

  4. Закрепление нити следует выполнять таким способом, чтобы не было не одного узла.

  5. Желательно брать нить такой длины, чтобы хватило на определенный элемент. Это подходит для небольших символов и знаков.

  6. После окончания работы декоративные элементы подлежат обметыванию по краю во избежание роспуска изделия.

  7. При формировании брелки или интерьерной подушки следите чтобы стягивание изделия не деформировало обережный узор.

Вязаные обереги

Одним из самых распространенных амулетов, которые привлекают деньги, является монета. Но одной ее недостаточно. Чтобы усилить свойства этого предмета, вы можете изготовить для него мешочек. 

Для начала необходимо сделать донышко, для этого используйте следующие схемы вязания оберега крючком:

Далее нужно просто вязать каждый ряд по кругу, замыкая его с учетом глубины будущего мешочка. В завершение необходимо добавить около 20 воздушных петель, и на этом процесс рукоделия закончен. 

Затем следует положить монетку внутрь и плотно завязать горлышко. При этом нужно думать о переменах, которые ждут ваше финансовое положение, и настроиться на позитивную волну. Небольшие обереги, связанные крючком, носят с собой в сумочке, крупные — ставят в укромном месте дома. 

Еще одним распространенным талисманом считаются лапти. Необязательно делать их в натуральную величину, можно обойтись миниатюрной копией. Инструкция по изготовлению:

  • Сделайте цепочку из 5 воздушных петель.
  • Соедините столбиком без накида.
  • Свяжите невысокий носочек (около 2 см).
  • Двигайтесь в длину на 4 см, не вывязывая по 1 петле, чтобы сформировать пятку.
  • Повторите процесс со вторым изделием, а затем соедините их нитью.

Как видите, связать оберег-игрушку в форме лаптя достаточно просто, но если у вас нет навыков работы крючком, лучше предварительно взять пару уроков.

Помните, что вязаный оберег для дома — это прежде всего ваши мысли и энергетика. Не нужно с его помощью пытаться достичь каких-то недобрых целей, так как вложенное вернется вам сторицей.

В этой статье указаны только самые распространенные варианты талисманов, которые можно сделать своими руками. Но вы не обязаны повторять их в точности. Придумывайте, творите и несите в дом благополучие и уют!

19.02.21

Инструкция по выполнению вышивки орловский спис

Нитки:

Выбираем нитки толще ниток ткани. При этом необходимо учитывать вид техники вышивки. Нитки иногда делают так:

  • используют атласные ленты, распуская по нитке;
  • из тесьмы нитки тоже можно использовать для вышивки.

Ни в каком виде не рекомендуется применять обычные швейные нитки.

Ткань:

  • Ткань нужна полотняная и в основном неплотная, с хорошо видными переплетениями. Идеально подходит лен для вышивки, но можно использовать и .
  • Для переноса схемы на ткань применяют кальку или копировальную бумагу. Надо перевести эскиз на бумагу. Затем, используя копирку, на ткань, которую вы будете использовать для вышивки. Предварительно эскиз рекомендуется зафиксировать булавками, чтоб узор вышел точным.
  • Внимательно осмотреть получившийся эскиз, все ли подробности рисунки перевелись на ткань. Дорисовать то, что недостаточно видно.
  • На нижнюю часть кладут ткань с рисунком, а сверху ее другую. Это делается для того, чтобы не оставить следы на основном полотне.

Стежки:

  • Контур узора делаем швом, именуемый . Нить применяем в 4 слоя. Тут необходимо непременно учесть величину стежков. Они обязаны быть равными по размеру.
  • Стебельчатый шов необходимо делать слева вправо. Тогда ниточка всегда пребывает с одной стороны иголки снизу или сверху. Поменять ее направленность невозможно, можно испортить шов. Нить для вышивания используют в 2 слоя.
  • Внешние стежки должны укладываться умеренно, с незначительным наклоном, а изнаночные — ровненькой строкой. Тонкостебельчатый шов выйдет шире, когда, исполняя любой следующий стежок, иглу в ткань вдевать по линии темы. А выводить на середину предшествующего стежка на 1 нить выше линии.
  • Надо делать вышивку 2-мя руками. Необходимо прочно зажимать пяльцы. Их необходимо поставить сверху. Рука использует иголку сверху, а рука другая берет ее снизу. Для удержания изделия есть особые крепежи или специальные вышивальные станки .

Еще употребляют некоторое количество остальных видов швов. Например, , так как он наиболее подходит для росписи, потому что является плотным. Употребляют в такой технике вышивки и двойной крест, односторонний и двухсторонний, различающиеся числом стежков. Их должно быть от 1-го до 4.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Орловский списУрок технологии 8 класс

Слайд 3Что же представляет собой “орловский спис”? Декор этой вышивки

“древо жизни”, “древо познания добра и зла”. Контуры композиции очерчены “тамбурным” или стебельчатым швом.

Слайд 4 В орнамент нередко вводятся изображения птиц, ромбов с

продолжающимися краями, крестов и других знаков, которые в древности являлись

языческими символами, обладающими магической силой. Внутри контура – узорные заполнения в технике “набор”, напоминающей счетную “гладь”.

Слайд 5 По технике шитья орловский спис относится к счетным

швам, которые выполняют на тканях с полотняным переплетением по счету

нитей ткани, и является разновидностью вышивки, издавна известной и на Руси, и в других странах под названием «набор».

Слайд 6 Рисунок этой вышивки весьма разнообразен, а техника шитья

проста: швом «вперед иголку». В зависимости от выполнения набора его

называют горизонтальным, вертикальным, двусторонним и сплошного заполнения, а набор, используемый для разделок отдельных элементов узора, обшитых по контуру стебельчатым швом или тамбуром, называют «бранки».

Слайд 7Примеры бранок 1. Шахматка.
2. Белокос.
3. Кочерга.
4.

Слайд 8 Бранки подразделяются на простые, составняе и сложные. Простые

бранки состоят из стежков и интервалов между ними, которые одинаковые

по величине. Составняе бранки представляют собой чередование коротких и длинных стежков, интервалов, одинаково повторяющееся в каждом ряду ли через ряд.
Сложные бранки – это сочетание стежков и интервалов различной длины, меняющееся из ряда в ряд, составляющее разный рисунок вышивки

Слайд 9Цвета, которые использовали мастерицы до начала 20 века были красный

и тёмно-голубой, причём красный – это все его оттенки, вплоть

до самого светлого, поэтому несмотря на ограниченность цветов вышивка создавала мерцающий, переливчатый эффект, а вкрапления голубого придавали ей особую сочность.

Слайд 10В начале 20 века мастерицы начинают использовать оттенки желтого, зеленого,

синий меняют на черный. Опять же нам приходят на помощь

специалисты, которые «точно знают» почему именно эти цвета и что они обозначают – красный – цвет жизни, синий цвет неба и воды, то есть основные цвета, которые отражают суть жизни.

Слайд 13набор использовали для заполнения в виде разделок отдельных деталей
узора,

который был довольно сложным и составлялся из женских фигур,
изображений

птиц, животных и различных символических знаков.

Слайд 14Техника народной вышивки – Орловский спис
Материалы:
Неотбеленная ткань полотняного

желтого, оранжевого, болотного и темно-коричневого цвета
Инструменты:
Пяльцы, калька

Слайд 15Пошаговое описание работы: Переведите рисунок для вышивки на кальку.Зажать ткань

в пяльцах.Заполните каждую деталь орнамента разделками -бранками. Обшейте контуры мотивов

орловского списа стебельчатым швом, используя мулине в 4 сложения.

Орловский спис

28/11/2022 11:04

Уникальная вышивка красной нитью знакома многим, но не все знают, как она называется и историю её появления на свет. «Орловский спис» обязан своим возникновением вятичам, жившим на территории современной Орловской области. Именно они стали изготавливать изделия в этом уникальном и легко узнаваемом стиле. Везде, где селились вятичи, ученые находили предметы с характерной вышивкой. Благодаря сохранившимся образцам можно сделать выводы о том, как жили и во что верили предки.

Языческие верования оказывали безусловное влияние на быт людей того времени. Поэтому в вышивках часто можно встретить образы существ, составляющих мифическую основу жизни вятичей: «древо жизни», «лягушка-рожаница», «птица-пава». Но часто в ней встречаются и пейзажные зарисовки.  Например, изображение двуглавого орла может соседствовать с изображениями деревьев, цветов и птиц из реальной жизни. Большинство идей было взято из жизни, из окружающего мира, где было большое разнообразие природного богатства. Работы древних мастериц буквально иллюстрируют нам атмосферу, в которой они работали.

В каждом доме были свои мастерицы, которые украшали своим вышиванием полотенца и скатерти. Столовое белье служило прямым показателем того, насколько умело хозяйка может обращаться с иглой и нитями. Разглядывая узоры на скатерти, гости могли многое узнать о хозяйке дома.

В Орловском краеведческом музее собрана довольно большая коллекция вышивок, относившихся преимущественно к концу XVIII – началу XIX века. По имеющимся данным, вышивками занимались в основном крестьяне. Именно в этой среде насчитывалось наибольшее количество вышивальщиц.

Примечательно, что даже неискушенному ценителю народных промыслов будет нетрудно отличить «орловский спис» от других стилей. Ярко-красные, местами несимметричные узоры изначально были выполнены исключительно в одной цветовой гамме. В прошлом столетии в вышивках появились элементы с вкраплениями из синих, черных и желтых нитей. Чтобы выделить в общей композиции какой-то элемент мастерицы прибегали к изменению толщины узора. Одной из отличительных особенностей «орловского списа» принято считать своеобразный «текучий» переход от одного узора к другому.

Само название этого народного творчества по мнению многих историков происходит от того, что при исполнении вышивок в качестве сюжетов использовали истории из жизни. Мастерицы будто бы «списывали» их из своей жизни. Но есть и другая версия. В ней говорится о том, что слово «спис» ранее означало нанесенный морозом узор на окне. Сейчас трудно сказать точно, благодаря чему именно «орловский спис» получил свое название.

Мы уже говорили о мифических существах, изображенных на вышивках. Часто, чтобы уберечься от влияния нечистой силы, люди прибегали к использованию оберегов. В вышивании тоже часто изображали те предметы и вещи, которые могли служить этим целям. Несмотря на то, что, делясь опытом, стремились вышивать в едином стиле, в некоторых семьях стремились создать собственные уникальные вышивки. В них были элементы, характерные именно для них, о которых знали лишь самые близкие. Таким образом старались создать защиту из оберегов для своей семьи.

С течением времени вышивок создавалось все меньше. В конце ХХ века начался период возрождения «орловского списа», чтобы он не остался только как музейный экспонат. Стали изготавливаться разнообразные вещи, где главным украшением была знаменитая вышивка. Некоторое время существовало даже фабричное производство изделий с «орловским списом», но в настоящее время оно сошло на нет. Однако нельзя сказать, что идея возрождения потерпела крах. Есть мастерицы, которые с радостью занимаются этим благородным делом. Из их рук выходят поистине уникальные предметы, способные стать украшением любого интерьера. Но не только скатерти и полотенца украшены орловской вышивкой. Сейчас её можно увидеть и на предметах одежды, где она смотрится вполне органично и оригинально.

«Орловский спис» вошел в «Антологию народной культуры» в качестве нематериального культурного наследия народов России. Этот древний способ вышивания достоин того, чтобы как можно больше людей узнали о нем и об истории его возникновения.

«Набор» или техника заполнения внутри контура


Для выполнения счетных швов необходима структура ткани с равномерным переплетением, одинаковой плотностью и толщиной ниток основы. Расчет стежков шва должен соответствовать счету тканевых нитей. Техника «набор» является двухсторонним скорым шитьем. Рекомендуется выполнять швом «вперед иголку» по счету нитей с учетом узора. Рабочую нить проводят непрерывным прямым стежком в горизонтальном или вертикальном направлениях, от одного конца работы до другого и обратно. По счету нитей ткани осуществляется также поочередный переход на лицевую и изнаночную сторону. На изнанке работы выходит негатив узора. Так, в результате, узор «набора» имеет вид параллельных рядов вертикальных или горизонтальных стежков, которые уложены через одну или две нити.

Изучаем основы вышивки по вязаному полотну в простом мастер-классе

Особенности вышивки на вязаном полотне:

  • Вышивать узоры можно на полностью сшитой для носки одежде и на отдельных её частях (пока вещь находится в процессе вязки). Например, на карманах, рукаве, полочках.
  • Пяльцами пользоваться не придётся. Они могут нарушить вязаную основу изделия и искривить рисунок.
  • Выбирайте в магазинах для рукоделия иголку с тупым концом. Она не сможет расщепить нить полотна. Такая игла имеет маркировку «для вязаных и трикотажных изделий».
  • Иголка должна быть на размер толще диаметра ниток. Нить будет легко вдеваться в ушко.
  • Чтобы рисунки не смотрелись грубо и неровно, нитку для вышивки выбираем равной по толщине рабочей нити вязаной вещи.
  • Сложные эскизы переводите на вязаное полотно при помощи кальки или флизелина. Пришейте кальку намёточным швом, а флизелин приклейте к основе горячим утюгом. Тогда вышивка получится гладкой и равномерной.
  • Нитки для вышивки должны гармонично сочетаться с цветом полотна – основы. Для работы хорошо подойдут как шерстяные, так и синтетические нитки.

Виды вышивальных швов.

Вязание и вышивка – две подружки – рукодельницы. На вязаном полотне может применяться любой шов вышивальной техники.

Швы «вперёд иголку» и «назад иголку».

Ими сшивают детали и украшают вязаные изделия. Это плотные швы, способные выровнять загнутые концы изделия, связанного лицевой вязкой.

Петельный шов.

Исполняется на лицевой глади. Суть в том, что провязанные петли покрываются сверху вышивкой, полностью повторяя рисунок вязки.

Может выполняться горизонтально или вертикально, образуя столбики.

Шов «Крест».

Исполняется из наклонных, перекрещенных стежков. Любое вязаное полотно можно мысленно поделить на квадраты или прямоугольники. По ним 

Узел «Рококо».

Витки нити, закреплённые стежками, называются французскими узелками. Когда иголка возвращается на «изнанку» работы на некотором расстоянии от предыдущего входа, и накручивает плотную полоску витков, то эту технику называют узлом «рококо».

Тамбурный шов.

Это цепочка петель, связанных между собой. Им удобно вышивать извилистые линии, т.к. он легко меняет направление. Игла выводится в начало шва на «лице» работы. Делается петелька, и игла втыкается в то же отверстие. Затем исполняется короткий стежок, причём нить обвевается вокруг кончика иглы.

Шов «Петля».

Составляет серию тамбурных стежков. Каждый дополнительно прикреплён отдельным стежком.

Мастер-класс по вышивке узора с завитками на детской вязаной кофточке

Стильная вышивка по заранее подготовленному вязаному полотну буквально преображает вещи. Создавая своими руками цветы и узоры, можно обновить не только взрослые вещи, но и одежду для детей.

Материалы для работы:

  • Кофта детская вязаная;
  • Иглы;
  • Булавки;
  • Ножницы;
  • Нитки для вышивки;
  • Смываемый маркер или химический карандаш;
  • Калька или другая тонкая бумага;
  • Маленькие круглые пуговички чёрного цвета (можно взять бусины);
  • Схема узора.

Порядок действий:

В двух экземплярах в зеркальном отражении переносим схему вышивки на прозрачную бумагу. Режем лист кальки пополам и прикрепляем бумажные эскизы к кофточке с помощью булавок.

Приметаем бумагу с рисунком к полотну – основе ниткой красного цвета. Стежки постараемся сделать аккуратными. Кальку с кофты убираем.

Приступаем к выполнению узора. Складываем чёрную нитку вдвое и выполняем работу классическим швом «вперёд иголку». Пришиваем пуговички. Кофточка для юной принцессы готова.

Народный костюм

Нажмите для увеличения изображения:

В народном костюме отразились традиции, верования, обычаи и образ жизни крестьян. Народный костюм не только защищал от холода и плохой погоды, но и украшал, информировал окружающих о статусе одетого в него человека, оберегал от дурного глаза и колдовских чар. Наиболее разнообразной, конечно же, была женская одежда. Орловские крестьянки использовали множество видов и способов украшения одежды: вышивку, узорное ткачество, крашение, разнообразные вставки из кумача и набивного сатина; нашивки из цветных полос, атласных лент, блесток, кружев.

Примечательно, что русский женский костюм при значительных особенностях для разных местностей обладал общими чертами – малорасчлененным компактным объемом, мягким лаконичным контуром. Когда женщина шла, костюм ее сохранял плавность, текучесть линий. Этот характер движения был настолько органичен для русской женщины, что сохранился во многих плясках и хороводах: в озорной динамичной орловской «Матане» и в лирическом хороводе «Алые цветочки», популярном на Орловщине. Основной орловский крестьянский костюм, как и все костюмы южновеликорусского края, издревле состоял из рубахи, поневы, передника-завесы, сложного головного убора из нескольких элементов и шейных украшений – «ожерелка», бус либо гайтана. Излюбленным сочетанием цветов было красное с черным. Вариации украшения и покроя основных элементов одежды значительно разнились в восточных и западных уездах Орловской губернии и даже в отдельных деревнях.

Важное место в женском одеянии занимал головной убор. В западных и центральных районах Орловского края повсеместно встречающимся головным убором была кичка в соединении с «сорокой»

«Сорока» – это особым образом выкроенный и сшитый кусок ткани с вышитым очельем, который служил верхней частью головного убора. Поверх «сороки» надевался низанный из бисера «позатылень», называемый в некоторых местностях «бороной». Такие головные уборы «сороки» украшались гарусом, золотным шитьем, бисером, дутыми бусами, бахромой. Праздничные уборы крестьянок были настолько яркими и блестящими, что в Дмитровском уезде их называли «златоглавами». Кичка и позатыльник должны были полностью закрывать волосы замужней женщины, так как по древним поверьям человеческий волос обладал магической силой. Выйдя замуж, женщина становилась членом чужого рода, и, чтобы не принести несчастья родне мужа, она не имела права «опростоволоситься», то есть показаться на людях с «простой» – непокрытой головой. Такое дозволялось девушкам, оставлявшим открытой длинную косу – девичью красу. Вплоть до замужества часто единственной одеждой девочек и девушек на выданье была длинная холщовая рубаха («замашняя»), подвязанная узким пояском.

Мужская крестьянская одежда в Орловской губернии шилась, в основном, как и женская, из домотканых материалов: холста, пестряди, набойки, сукна и овчины.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий