Что необходимо для батика: ткани, рамочки, краски
Для того, чтобы работать с этой техникой, потребуются следующие материалы, инструменты и приспособления:
- Материал для создания росписи (шелковые ткани, синтетика, шерсть, атлас, вискоза).
- Пяльцы для вышивки (мелкие площади), рамки, подрамники, кнопочки закрепления материала в рамочке.
- Кисти различной толщины с синтетической и натуральной щетинкой. Для объемных рисуночков – флейцы, для росписи – округлые.
- Набор красочек (Специальные и «под запаривание»), пипетки, распылители, стеклянные трубки.
- Лейки и чантинг, нужные во время работы с теплым воском.
- Штампы, листики копировальной бумажки, трафаретики, контурные карандаши и смеси, маркер, который может исчезать.
- Грунтовочные составы, качественные соли, специальные резервы из воска, контуры.
- Фен с режимом прохладной сушки.
Трафареты для батика в стиле Ар-нуво
Шаблоны для росписей по материалу в стиле модерн.
Стиль Ар-нуво (от фр. «новейшее искусство») появился в конце девятнадцатого века и был популярен в странах Европы, а также в Америке. Второе название стиля – модерн. Модерн подошел на смену эклектики, где применялись комбинации элементов всех прошлых стилей. Художники, архитекторы новейшего времени были объяты одними идеалами и идеями, в которых стремились изготовить нечто полностью отличающееся, от прошлых веяний в искусстве.
И у них это удалось! Источником вдохновения и основанием стиля ар-нуво стало применение растительных формочке, стилизация природных деталей. В модерне есть отход от прямых линий и уголков, происходит текучесть, плавность. Особенно запоминающимися представителями этого стиля стали многие художники, такие как Густав Климт, Уильям Моррис, Альфонс Муха, Михаил Врубель, и остальные. Орнаменты и элементы модерна сразу нашли свое место в декоративно-прикладном искусстве и в частях архитектуры.
Холодный батик: технология создания для начинающих
Если вы захотели заняться холодным батиком, вам нужно будет приготовить:
- Чистый и проглаженный материал (шелковая или хлопковая ткань)
- Акриловые краски или простая гуашь.
- Резервирующий состав, стеклянную трубку для его выполнения и спринцовку.
- Пяльцы или подрамничек.
- Кисти натуральные или искусственные, воду и салфеточки для их очищения.
- Палитру для смешивания и разведения красочек.
- Трафарет.
Помните: чтобы правильно набирать, а затем наносить, резерв, опускайте в состав «носик» стеклянной трубки. В это время со второй ее стороны вставим спринцовку, нажатием на которую можно будет отрегулировать количество входящей и выходящей жидкости. После подготовки инструментов, можно перейти к работе:
- Закрепляем материал на рамочке или пяльцах таким способом, чтобы она оказалась хорошо натянутой.
- Нанесем на материал рисуночек с помощью карандаша (можно применять трафареты и шаблоны).
- Медленно повторяем контур с помощью резервирующего состава. Проследите за тем, чтобы контур не прерывался, а специальный состав полностью впитался в ткань.
- Оставим все на один час для высыхания.
- Проверим контур на целостность, изменим, если есть недоработка, оставляем для полного высыхания.
- В тот момент, как контур подсыхает, промоем трубочку бензином и оставим на сушку.
- Нанесем красочку на рисунок. В первую очередь, создаем светлые тона, потом более темненькие. При этом применяем как концентрированную краску, так и разбавленную красочку.
- Лишнюю влагу с закрашенных больших частиц картины уберем с помощью сухого ватного диска.
- Оставим рисуночек на сутки, чтобы он полностью высох.
- Снимаем с рамы.
Роспись по ткани
Рисунки в технике батика. Но это отдельная история. Батик на постельном белье – непозволительная роскошь, и вряд ли это разумно. Платки, шали и палантины – да, это может быть очень интересно. У нас несколько лет назад были палантины – роспись на шелке с кашемировой добавкой (10%), в этой технике. Действительно красиво!
Рисунок на ткани может быть сделан с помощью вышивки. Кстати, в некоторых комплектах постельного белья, этот прием находит применение в качестве отделки, как и мережка.
Но в основном вышивку использует при создании аксессуаров – палантинов, например. Затканные вышивными узорами они практически становятся произведением прикладного искусства.
Узелковый батик: техника выполнения для начинающих
Принцип узелкового батика – механическое резервирование ткани. На сгибах и в узлах материя либо не прокрашивается вовсе, либо окрашивается в более светлый оттенок. Техника узелкового батика доступна каждому. Вовсе не обязательно иметь художественные навыки, чтобы заниматься этим увлекательным видом росписи ткани.
Материалы и принадлежности:
- ткань хлопчатобумажная светлая
- анилиновые красители для тканей х/б
- плотная нить, веревка, жгут или шнур
- палитра
- емкость для окрашивания
- лопаточка для помешивания
Узелковый батикВся работа в узелковой технике состоит из трех этапов:
Этап 1. Подготовьте ткань к окрашиванию одним из способов:
- зашейте
- завяжите
- скрутите
- сложите
- подогните
Этап 2. Опустите подготовленную ткань в емкость с разведенным красителем. Если вы желаете получить плавные размытые переходы цвета – предварительно смочите ткань. Для образования резких цветовых границ оставьте материю сухой.
Этап 3. После того, как материя прокрасится, сполосните ее под проточной водой. Первый раз вместе с узелками, затем развяжите их.
Узелковый батик: техника выполнения
Выбор материалов
Как правило, холодный батик выполняется на таких тканях, как шелк, хлопок, шерсть, иногда — синтетические материи. Однако, в последнее время многие художники отходят от этого, подбирая новые рабочие материалы — к примеру, более толстые и грубые ткани.
Если вы работаете с плотными нестандартными материалами, мастера советуют делать более широкий резервирующий контур, которым нужно обводить рисунок как с лицевой, так и с изнаночной сторон
Эти меры предосторожности помогут ткани пропитаться резервом наверняка
Приобретите специальные краски для батика — их можно найти во многих крупных магазинах товаров для изобразительного искусства. Внимательно смотрите на свойства красителя — некоторые виды подходят для крашения одних определенных видов ткани, тогда как другие универсальны. Во время обучения вам достаточно купить набор из нескольких основных цветов: красного, желтого, синего, белого, черного.
И не забудьте о резервирующем составе! В зависимости от того, на какой ткани и в какой технике вы работаете, выбирайте вещество с бензином, резиной, воском или вазелином в составе.
Материалы и инструменты для работы
Совершим обзор приспособлений и материалов, необходимых для обработки полотна батиком. Предложим перечень и описание для каждого пункта:
- Полотно. Для изготовления батика подойдут тканевые материалы: хлопок, лён, шелк, тонкая шерстяная ткань. Нанесение рисунка на каждый вид полотна сопровождается своими особенностями: на одних тканях цвет получается более насыщенным, на другие краска ложится легче. Не стоит иметь дела с синтетикой: при контакте с горячим составом она может расплавиться. Чтобы понять, подходит ткань или нет, стоит капнуть на нее краской – хороший материал впитает каплю или заставит растечься. Для создания батика с холодным резервом больше подходит натуральный шелк (атлас, крепдешин, дикий шелк и т. д.), для горячей росписи – хлопок и вискоза.
- Краситель. В процессе создания узоров на ткани применяют промышленные красители из акрила (держатся на ткани за счет работы утюгом) и текучие анилиновые краски (используется более сложный метод запаривания).
- Резерв. При работе с холодной резервирующей смесью используется фиксирующий состав на основе бензина, в горячей – воск на основе стеарина или парафина.
- Инструмент. Для «холодной» росписи подходит специальная трубочка из стекла с тоненьким наконечником, для «горячей» – специальная лейка со съемным носиком («чантинг») или кисти с натуральными волокнами.
- Держатели ткани. Нанесение красителя на ткань можно сделать более удобным,, натянув основу для росписи на рамы или пяльцы. Небольшие полотна закрепляются на пяльцах, большие – на регулируемых рамах (преимущественно из дерева, их также делают из пластика и металла).
Другие мелочи, которые пригодятся во время росписи полотна: карандаш для создания рисунка, утюг для закрепления акрилового красителя, емкости для размешивания красок.
Холодный батик: техника выполнения для начинающих
Тем, кто решил заняться холодным батиком, необходимо приготовить:
- постиранную и проглаженную ткань (шелк или хлопок)
- акриловые краски или гуашь
- резервирующий состав, стеклянную трубочку для его нанесения и спринцовку
- пяльцы или подрамник
- кисточки натуральные или синтетические, воду и салфетки для их очистки
- палитру для смешивания и разведения красок
- трафарет
Холодный батик: техника выполнения После того, как инструменты подготовлены, можно приступать к работе:
- Закрепите ткань на раме или пяльцах таким образом, чтобы она оказалась плотно натянутой.
- Нанесите на ткань рисунок при помощи карандаша (можно использовать трафареты и шаблоны).
- Аккуратно повторите контур при помощи резервирующего состава. Следите, за тем, чтобы контур не прерывался, а резервирующий состав хорошо впитывался в ткань.
- Оставьте на 1 час для высыхания.
- Проверьте контур на целостность, подкорректируйте, если есть недоработки, оставьте для окончательного высыхания.
- В то время, как контур досыхает, промойте трубочку бензином и оставьте сушиться.
- Нанесите краску на рисунок. В первую очередь наносят светлые тона, затем более темные. При этом используют как концентрированную, так и разбавленную краску.
- Лишнюю влагу с закрашенных крупных частей картины уберите при помощи сухого ватного диска.
- Оставьте рисунок на сутки для высыхания.
- Снимите с рамы.
Холодный батик для начинающих
Холодный батик: техника выполнения для начинающих
Тем, кто решил заняться холодным батиком, необходимо приготовить:
- постиранную и проглаженную ткань (шелк или хлопок)
- акриловые краски или гуашь
- резервирующий состав, стеклянную трубочку для его нанесения и спринцовку
- пяльцы или подрамник
- кисточки натуральные или синтетические, воду и салфетки для их очистки
- палитру для смешивания и разведения красок
- трафарет
Холодный батик: техника выполнения После того, как инструменты подготовлены, можно приступать к работе:
- Закрепите ткань на раме или пяльцах таким образом, чтобы она оказалась плотно натянутой.
- Нанесите на ткань рисунок при помощи карандаша (можно использовать трафареты и шаблоны).
- Аккуратно повторите контур при помощи резервирующего состава. Следите, за тем, чтобы контур не прерывался, а резервирующий состав хорошо впитывался в ткань.
- Оставьте на 1 час для высыхания.
- Проверьте контур на целостность, подкорректируйте, если есть недоработки, оставьте для окончательного высыхания.
- В то время, как контур досыхает, промойте трубочку бензином и оставьте сушиться.
- Нанесите краску на рисунок. В первую очередь наносят светлые тона, затем более темные. При этом используют как концентрированную, так и разбавленную краску.
- Лишнюю влагу с закрашенных крупных частей картины уберите при помощи сухого ватного диска.
- Оставьте рисунок на сутки для высыхания.
- Снимите с рамы.
Холодный батик для начинающих
Мастер-класс «Узелковый батик». Методическая разработка открытого мероприятия для учителей города.
МБОУ Гимназия №4
Мастер-класс «Узелковый батик»
Уласень Алла Филаретовна
«Узелковый батик». Изготовление салфетки.
Способствовать развитию интереса к ДПИ участников мастер-класса, раскрытию их индивидуально-личностных особенностей;
Создать ситуацию успеха с использованием изобразительной деятельности;
Формировать эмоциональную сферу участников мастер-класса.
Практическая работа:
Задание. Изготовление салфетки в технике узелкового батика.
Материалы и инструменты:
белая бязь, фломастеры по ткани, краски для росписи, нитки для завязывания узелков, баночки для воды, клеенки, образцы работы, кисти, фен, ножницы, перчатки.
Форма работы:
индивидуальная.
1. Организационный момент:
– Уважаемые коллеги в рамках моего мастер-класса я хочу вам предложить одно из занятий проводимых мною в студии ДПИ. Очень хочется, чтобы время, отведенное нам, мы провели все с хорошим настроением и получили прекрасный результат от работы. Вы сегодня будете в роли учеников впервые пришедших на занятие студии по узелковому батику.
2. Введение в тему занятия:
(знакомство с материалами и инструментами для узелкового батика)
1.Знакомство с узелковым батиком.
Узелковый батик – это не роспись ткани, а ее крашение. Он был распространен во многих странах мира: Индии, Японии, Китае и др. В Индии он назывался «бандана» (связывать), а в Японии «тибари» (связывать узелком). Название этой техники, как вы догадались, происходит от слова «узелки». Это самая древняя техника батика . Ее появление прогнозируют еще в 8-м веке, а родиной считается Индокитай. Различные цветовые эффекты на ткани можно получить за счет перевязывания отдельных участков ткани узелками. Узелковое крашение применяют для получения одно- или многоцветных эффектов на материалах, предназначенных для одежды, для декоративных изделий. Суть состоит в том, что перед крашением ткань по предварительно продуманной схеме складывают определенным способом и перевязывают прочными нитками (х/б, шелковыми, льняными) или тонкими шнурами. После этого ткань красят по технологии гладкого крашения. В России батик появился в ХХ веке и применялся для украшения интерьера: занавески, абажуры, покрывала, скатерти, настенное панно – всё богато украшалось в технике батика.
Например, в 70-е годы в технике узелкового батика молодёжь красила футболки, которые превращались из белых, серо-голубых в многоцветные и были последним “криком моды”, а в последующие годы и джинсы “вываривались” в этой технике.
Сегодня снова очень модно носить сарафаны, джинсы, блузки с разноцветными разводами, а также футболки, шарфы, банданы, платки… Сегодня батик становится всё более популярным видом искусства во всём мире.
Существует несколько видов батика:
техника горячего батика (парафин);
техника холодного батика (резерв);
техника набивного батика (штамп, трафарет);
техника узелкового батика (узлы).
2. Знакомство с тканями.
Ткани лучше всего использовать хлопчатобумажные: бязь, ситец, сатин, тонкое простынное полотно. Они должны быть белые или светлых тонов, лучше однотонные или с редким набивным рисунком (горошек, полоска). Пригодны ткани, бывшие в употреблении, но выгоревшие или потерявшие яркость. По мере усвоения сложной узелковой окраски можно использовать натуральный шелк, чистую шерсть или вискозную ткань. Все ткани, применяемые для батика не должны быть синтетическими или иметь примесь синтетических волокон, так как для этих волокон необходимы более сложные красители. Если ткань имеет смешенные волокна, то при работе с анилиновыми красителями синтетические волокна не окрашиваются, т.е. получается не четкий, размытый рисунок.
3. Знакомство с красителями.
Для узелкового батика используются анилиновые красители для х/б тканей, которые продаются в магазине. Можно приготовить красители из природных материалов. Из луковой шелухи получается желтый или коричневый цвет, из листьев крапивы – темно-зеленый.
4. Тонкий шнур или крепкая нить
– для подготовки ткани к покраске.
5. Вспомогательные предметы:
мелкие камушки, скорлупа от яиц, кусочки дерева, плоские ровные дощечки, прищепки, для штампов можно использовать пробки, пластмассовые коробочки, крышки.
Холодный способ
Ручная роспись в холодном окрашивании с применением резервирующих веществ на основе бензина или акрилового контура по ткани применяется широко в живописи по шелку. С помощью этой техники создают изящные картины или часто используют в окрашивании шарфов.
Статья по теме: Правила подбора украшений к кружевному платью
В росписи шелка чаще применяются анилиновые красители, так как их структура очень легкая, а в росписи хлопка можно использовать акриловые краски, которые создают пленку. В любом случае, в продаже есть всевозможные краски по ткани, а в инструкции всегда указывают, на какие виды текстиля они рассчитаны, а также каким способом следует закрепить краску.
Рассмотрим наглядный мастер-класс по росписи шелка красками. В данном примере выполняется роспись палантина на морскую тему.
Для полноценного палантина нам нужны такие материалы и инструменты:
- Эскиз рисунка на бумаге;
- Кусок натурального шелка размером 150*50см;
- Резервирующий состав черного цвета;
- Анилиновые красители для батика;
- Кисти;
- Стеклянная трубочка для резерва;
- Соль;
- Подрамник из деревянных палок;
- Кнопки.
Первым делом туго натягиваем мокрую ткань на раму с помощью кнопок. Наполняем шприцом резервирующую жидкость, до заполнения шарика. Наносим контур резервом уже на сухой холст, подложив под низ шаблон рисунка.
Линии должны немного просохнуть, теперь берем кисти и начинаем колдовать над расцветкой. Заполняем полости. Пригодятся навыки из детского возраста, когда мы разрисовывали раскраски, только резервирующий контур не даст растекаться краске.
Несколько приемов художественной росписи на ткани, применимых также в данной работе:
- Краски можно разбавлять водой и смешивать для определенных оттенков и насыщенности цвета;
- Внутри «островков» допускается применение нескольких цветов для плавного перелива цвета;
- Солевым раствором капаем на фон шарфа, чтобы получились красивые водные капли.
Статья по теме: Свитер Фредди Крюгер: схема с фото и видео
Закрепление результата. Анилиновые красители в конце работы нужно запарить. Но до этого подождать сутки, затем снять работы с рамки, завернуть в газетную бумагу или кальку, подвесить в какую-нибуть большую емкость, ведро или кастрюлю. Привяжите сверток на палку длиннее диаметра емкости, налейте небольшое количество воды, накройте это все плотным полотенцем. Закрывать тканью тоже имеет свое значение, чтобы конденсат в крышки не закапал изделие, так как на раскрашенный шелк не должна попадать влага.
Выпаривать работу нужно примерно от 40 минут до полутора часа. Затем нужно будет прогладить ткань утюгом и постирать с мылом при температуре воды до 40 градусов.
Батик — это художественное искусство, но применение его очень широко, начиная от индивидуального создания вещи своими руками. Современные дизайнеры одежды используют собственноручную разрисовку тканей в погоне за эксклюзивом своих коллекций. Фото для вдохновения:
Особенности по художеству
Краски маркируются по назначению и имеют сопутствующую инструкцию к применению. Акриловые и анилиновые краски разбавляются водой, но не спешите набирать ее из под крана. Воду нужно использовать предварительно очищенную или дистиллированную, во избежание некрасивых разводов из-за примесей в воде. Хотя наоборот, если специально добавить обычную поваренную соль в раствор, то можно разрисовать красивые пятнистые капли.
В батике рисование обычно начинают с нанесения специального резервирующего состава, который будет ограничивать краску.
Краски в основном на водной основе, поэтому можно варьировать оттенками и насыщенностью разбавляя в воде. Кисти используются в основном синтетические. На шелке и тонких тканях используют чаще легкие анилиновые красители, акрил берется тяжелой пленкой и желательно его использовать либо в очень разбавленном виде, что приведет к потере яркости цветов, либо на плотных тканях. Впрочем, на футболках достаточно часто встречается резиновые аппликации, которые в большинстве случаев не портят вид.
Для рисования по ткани нужно запастись не только красками и специальным раствором для резерва, но и достаточно экзотическими инструментами — трубки для жидкостного резерва на основе бензина и резинового клея и медным чантингом, если используется горячий воск.
Ткань закрепляется на рамке из деревянных реек с помощью кнопок. Использовать можно дощечку, если объем работы небольшой. Картинки наносятся также различными способами. В зависимости от степени художественных навыков, можно использовать трафареты и шаблоны, или же разрисовать кистями вручную.
- https://zhenskie-uvlecheniya.ru/texnika-i-vidy-batika-dlya-nachinayushhix-mini-enciklopediya-dlya-ishhushhix-novoe-xobbi.html
- http://dekormyhome.ru/rukodelie/batik-rospis-po-tkani-dlia-nachinaushih-master-klass-s-foto-i-video.html
- http://sdelatlegko.ru/texnika-batik/
- http://dekormyhome.ru/rukodelie/batik-dlia-nachinaushih-master-klass-s-trafaretami-i-shablonami.html
Материалы и иснтрументы
У мастеров батика достаточно обширный инструментарий. Не обязательно покупать все сразу.
Ткань
Ткани используются самые разные, но предпочтительнее будут натуральные. Новичкам в этом деле лучше брать искусственные, хотя мастера батика резко против. По-моему, так лучше пробовать на искусственном крепе, шифоне, шелке или крепдешине. Обязательно постирайте его перед тем, как натянете на раму, в противном случае, краска будет плохо проникать в волокна.
Не страшно, если вы перепортите несколько дешевых тряпочек. Когда вы научитесь рисовать на ткани, смело берите натуральный материал – шелк, шифон, батист или маркизет: видеть как разливается по нему краска – одно удовольствие.
Для горячего или узелкового батика обычно берут бязь или ситец.
Раздвижные рамы и подрамники
Без них роспись не получится, так как ткань в процессе работы должна быть туго натянута. Некоторые умельцы используют пяльцы, но натяжение на них желает оставлять лучшего, а потом, размер и форма пялец значительно сужает ваши возможности.
Раздвижная рама для росписи по ткани продается в специализированном магазине для творчества. Она бывает разных размеров и позволяет по желанию устанавливать высоту и ширину полотна, варьировать его форму (сделать прямоугольную или квадратную). Раньше такую раму было сложно найти.
Подрамник очень похож на раму, но одна сторона плоскости рамы скошена, чтобы при натяжении ткань не касалась рамы, а краска не затекала под нее. Стоят подрамники достаточно дорого, к тому же надо их много – для каждого размера свой.
Кисти
Пожалуй, самый основной рабочий инструмент. Здесь не стоит экономить. Конечно, дома можно найти какие-то кисточки, но скорее всего это бюджетный вариант, который вам не подойдет.
Когда вы наносите краску на ткань, вам не должны мешаться ни неправильная форма кисти, ни лезущие из нее волосины. Специальные кисти для росписи по ткани очень недешевы, но все-таки имеют приемлемую цену. Для техники горячего батика подходят только кисти из щетины, остальные просто расплавятся.
Основные инструменты – ткань, раму и кисти мы приобрели. Что еще потребуется?
Краски
Краски используются водорастворимые и акриловые. Водорастворимые краски для батика больше подходят для нежных и тонких тканей. Акриловые же краски больше похожи на гуашь и относятся к категории покрывных красок, т. е. созданы для покрытия поверхности.
Также краски можно разделить на закрепляемые при помощи утюга и те, которые необходимо запаривать.
Стеклянная трубочка
Трубочка нужна для более качественного нанесения резервирующего состава на ткань.
Приобретая такую трубку, обратите внимание на ее диаметр: чем он меньше, тем тоньше будет линия перехода от одного цветового пласта к другому
Контуры
Обычно контуры применяются для холодного батика. Приобретаются там же, где и краски. Большой выбор цветов и различных эффектов – блестки, перламутр, объем.
Много контуров сразу брать не стоит, пока вы дожидаетесь вдохновения, они могут просто засохнуть. Помимо контуров и резервов в тюбиках в художественных магазинах можно приобрести резервирующий состав в баночках.
Чантинг
Это специальный инструмент для нанесения жидкого воска на ткань.
В принципе, его можно и не покупать, а использовать тонкую кисточку из щетины или резервы для холодного батика.
Кнопки
Кнопки нам потребуются для натягивания ткани на раму. Это могут быть обычные канцелярские гвоздики-кнопки с тонким кончиком (чтобы ткань не порвалась). Они имеют два вида: с шариком вместо шляпки, что очень неудобно при использовании, так как палец давит на маленькую поверхность и становится больно, и кнопки с плоской шляпкой, которыми очень удобно пользоваться.
Сейчас в магазинах существуют специальные кнопки для ткани, которые имеют три зубчика. Они меньше всего травмируют ткань при натяжении. После обычных кнопок на шелке, например, остаются дырки. Такой набор кнопок обойдется в 300 рублей.
Парафин или воск
Они используются для занятий горячим батиком. Кто-то использует только воск, а кто-то мешает его с парафином, так как чистый воск потом трудно ломается.
Количество необходимого воска и парафина можно определить только «методом проб и ошибок».
Мелочи
К нужным мелочам относятся: карандаши, простые и цветные, палитра для размешивания красок, кальки, ластик, фломастеры (чтобы обводить шаблон рисунка для батика, так его будет лучше видно), тонкая бечевка или нитки, нужные для узелкового батика, спирт (для смешивания с краской ради улучшения ее растекаемости по ткани), фен для сушки рисунка, соль для достижения солевого эффекта, дистиллированная вода для разведения краски ( она без примесей), мочевина – придает батику красивый акцент.
Что нужно для батика: ткани, рамки, краски
Для того чтобы заниматься батиком, понадобятся такие материалы, инструменты и приспособления:
- Ткань для росписи (шелк, синтетика, шерсть, атлас, вискоза).
- Пяльцы для вышивания (для незначительных площадей), рамы, подрамники, кнопки для закрепления материала в раме.
- Кисти разной толщины с синтетической и натуральной щетиной. Для крупных рисунков – флейцы, для росписи – круглые.
- Набор красок (термозакрепляемые и «под запаривание»), пипетки, распылители, специальные стеклянные трубочки.
- Лейки и чантинг, необходимые во время работы с горячим воском.
- Штампы, листы копировальной бумаги, трафареты, контурные карандаши и смеси, исчезающий маркер.
- Грунтовочные составы, эффектарные соли, восковые резервы, контуры.
- Фен с режимом холодной сушки.
Что нужно для батика?
Горячий батик: техника выполнения для начинающих
Горячий батик выполняется с применением разогретого резервирующего состава. При помощи его наносят контур и покрывают отдельные элементы рисунка для предупреждения растекания краски. Резервирующий состав можно приготовить самостоятельно по одному из рецептов:
- Рецепт №1. Парафин (330г) + вазелин (170г).
- Рецепт №2. Парафин (250г) + вазелин (125г) + воск (125г).
- Рецепт №3. Петролатум (105г) + парафин (400г).
Мастерица батика за работой Кроме резервирующего состава, подготовьте такие материалы и инструменты:
- ткань
- краски для горячего батика
- кисти
- палитру
- подрамник или пяльцы
- воду
- утюг
- старые газеты
Горячий батикХод работы:
- Прорисуйте эскиз на бумаге.
- Натяните ткань в пяльцах или на подрамнике.
- Переведите рисунок на ткань.
- Зарезервируйте при помощи готового резервирующего состава те места на рисунке, которые необходимо оставить не закрашенными.
- Покройте красителями светлых оттенков элементы рисунка.
- Оставьте для подсыхания.
- Покройте резервирующим составом прокрашенные светлыми тонами элементы рисунка.
- Используйте в работе более темные тона.
- Снова оставьте для просушивания, затем покройте резервирующим составом прорисованные части.
- Примените самые темные цвета, подсушите рисунок и полностью покройте его резервирующим восковым составом.
- Снимите работу с подрамника.
- Слой за слоем удалите с рисунка резервирующий состав, проглаживая горячим утюгом между газетными листами.
- Готовую работу оформите в рамку.
Удаление воска с готового батика
История техники
Само слово «батик» пришло к нам из Индонезии — дословно его можно перевести как «капля воска». Такое название стиль тканевой росписи получил благодаря особенностям нанесения рисунка. Чтобы краски с определенных деталей на эскизе не растекались по всему полотну, мастера придумали маленькую хитрость – резервировать цвета с помощью специальных составов, главный ингредиент которых — воск.
Холодный батик имеет родственное направление — технику горячей росписи, при которой краски и воск нужно разогреть перед нанесением. В отличие от горячего стиля, в данном случае растапливать ничего не нужно.
Узелковый батик: техника выполнения для начинающих
Принцип узелкового батика – механическое резервирование ткани. На сгибах и в узлах материя либо не прокрашивается вовсе, либо окрашивается в более светлый оттенок. Техника узелкового батика доступна каждому. Вовсе не обязательно иметь художественные навыки, чтобы заниматься этим увлекательным видом росписи ткани.
Материалы и принадлежности:
- ткань хлопчатобумажная светлая
- анилиновые красители для тканей х/б
- плотная нить, веревка, жгут или шнур
- палитра
- емкость для окрашивания
- лопаточка для помешивания
Вся работа в узелковой технике состоит из трех этапов:
Этап 1. Подготовьте ткань к окрашиванию одним из способов:
- зашейте
- завяжите
- скрутите
- сложите
- подогните
Этап 2. Опустите подготовленную ткань в емкость с разведенным красителем. Если вы желаете получить плавные размытые переходы цвета – предварительно смочите ткань. Для образования резких цветовых границ оставьте материю сухой.
Этап 3. После того, как материя прокрасится, сполосните ее под проточной водой. Первый раз вместе с узелками, затем развяжите их.