Силуэты людей для рисования одежды карандашом

Как улучшить мастерство и на чем сделать акцент

Рисование человека не обязательно ограничивать стоящей фигурой. Если вы планируете продолжать делать зарисовки, вам помогут:

  1. Наблюдение за людьми в реальной жизни. Это хороший способ прокачать понимание человеческого движения. Больше смотрите вокруг, набирайтесь вдохновения и идей и подмечайте закономерности.
  2. Освоение анатомии. Изучайте строение мышц, суставов и костей, чтобы понимать, как они взаимодействуют при движении. Эту информацию можно найти в общих учебниках анатомии или в специальных пособиях для художников, пример — культовая книга «Изображение фигуры человека» Готфрида Баммеса.
  3. Регулярные тренировки. Благодаря постоянной практике вы отточите свой навык, добьетесь первых результатов, преодолеете боязнь чистого листа и при желании сможете учить других. Если у вас есть возможность, попробуйте рисовать каждый день в различных стилях — графике, реализме, комиксах, даже если получается уделять этому занятию совсем немного времени.

Не бойтесь ошибок. Они составляют естественную часть процесса обучения. Используйте их как возможность улучшить свои навыки.

Экспериментируйте и делитесь своими работами. Найдите комьюнити единомышленников и показывайте свои рисунки, получая поддержку, обратную связь и буст мотивации. Такое сообщество иллюстраторов есть и в Bang Bang Education — присоединяйтесь!

Учимся рисовать человека

Для начала вам надо будет освоить небольшую технику рисования. Необходимо научиться рисовать человека специально для ваших эскизов, чтобы придуманные модели одежды выгодно смотрелись, и была видна каждая деталь, которая создаёт индивидуальный стиль модели. Даже если в школе вам тяжело давались рисунки человечков, ничего страшного, мы будем рисовать немного по-другому.

Первое, что надо — это нарисовать силуэт человека, просчитать пропорции в размере туловища и ног. Общепринятая пропорция тела человека относительно его головы составляет в среднем 7,5:1. Но в рисунке эскиза одежды, чтобы интересней смотрелась придуманная модель, ноги на одну единицу удлиняют, соответственно 8,5:1. Но не переусердствуйте в длине ног, иначе получится искажение всего рисунка.

Чтобы ваш эскиз одежды выглядел более понятно и соответствовал всем требованиям модельного рисунка, в силуэте человека прорисуйте соединения суставов кружочками. Они будут выглядеть подобно шарниру на сгибах. А потом соедините их тонкими линиями, грудь должна иметь вид перевёрнутой трапеции, а голова — овала. Вот и получился человек, на которого можно примерять свои идеи.

Малыш с собакой

Следующий пример посвятим милому рисунку, на котором будет изображен ребенок с собакой. Для этого не потребуется много материалов, достаточно простого карандаша и ластика. Процесс для начинающих художников прост, а результат удивительно красив. Начать:

  1. Рисуем прямую и центральную линию. Это поможет указать направление тела малыша. Сверху нарисуйте небольшой кружок. С помощью отрезков мы указываем, в каком положении находятся руки, и на этом этапе отделим участок головы, где находятся волосы.
  2. Поскольку ребенок в профиль, направим черты его лица вправо, наметим нос, линию подбородка. Можно изобразить петлю возле волос.
  3. Переходим к деталям лица. Губы должны иметь слегка удлиненный вид. Глаза нарисуйте тонкими линиями, они будут прищурены. Добавьте волосы, расположите волосы хаотично и хаотично. Таким образом, прическа получится растрепанной. Работаем над тенями на голове и под волосами, выделяем щеку бантиком.
  4. Спускаемся вниз и рисуем туловище. Изогнутыми линиями нарисуйте спину и живот. Вытаскиваем рукава. Сотрите вспомогательную линию и украсьте рубашку полосками. Снимаем ручки малыша с рукавов, они должны быть приподняты.
  5. С готовым рисунком мальчика. Теперь в его руках прорисовываем контур туловища щенка. Набросок получился грубым, поэтому старайтесь не давить на карандаш. Если результат вас устраивает, можно добавить ушки, мордочку и мех.

Работу можно считать законченной, но чтобы она была более контрастной, добавьте на одежду мальчика несколько темных штрихов мягким карандашом.

Рисование модели годе

Весьма известная модель платья – это стиль годе или «рыбка». Для изображения такого аксессуара понадобится карандаш и лист бумаги. Инструкция, как нарисовать платье карандашом:

  1. Лиф будущей одежды рисуется по аналогичной схеме, в виде буквы V.
  2. Пояса годе не имеет, поэтому линию талии изображают в виде тонкой плавно переходящей линии. Сама деталь гардероба характеризуется особенной пластичностью, которую и необходим отобразить на рисунке мастеру.
  3. Контуры бёдер рисуются в виде слегка расширенных полос.
  4. ОТ предполагаемой талии вниз ведут линии, отображающие юбку.
  5. Верхняя часть юбки достаточно узкая, поэтому никаких складок или расширений подола делать не нужно.

Радость создания собственных моделей

Обязательно прислушайтесь к этим советам, и вы сможете выйти на новый уровень создания индивидуальных вещей для себя. Как нарисовать эскизы моделей одежды вы уже знаете, конечно, помощников у вас не будет, но это придаст особой индивидуальности вашей одежде. Она будет только вашей, потому что именно у вас в голове зародилась идея создания, вы нарисовали эскиз, раскроили модель на ткани и сшили наряд собственными руками. Эти вещи полностью пронизаны вашей энергией, любовью, с которой их создавали. Они будут не только повышать настроение, но притягивать взгляды окружающих, приносить удачу и радовать каждый день.

Фэшн скетчи

Если вы будете делать наброски с настоящей модели, тратя на каждый эскиз не больше 10 минут, вы очень эффективно повысите свою способность «схватить» самое необходимое. Цель скетчей — потренировать свой глаз и улучшить навык рисования от руки, детали здесь не важны. Просто сконцентрируйтесь на наблюдениях. Для начала нарисуйте тело тонкими линиями, а затем постепенно добавляйте детали, после того как “схватите” картинку целиком.

Однажды, когда у вас получится то, что вы хотели, после стирания нежелательных линий, вы увидите едва заметные вертикальные и горизонтальные линии. Рисуйте людей вокруг себя, которые вам нравятся. Очень рекомендую пробовать различные позы и стили, отличных от фэшн эскизов профессиональных моделей.

Все уроки фэшн-иллюстрации.

Были использованы материалы книги Naoki Watanabe «Contemporary fashion illustration techniques».

Рисуем девушку в платье

Приступая к созданию рисунка девушки в платье, следует сперва нарисовать фигуру без одежды. Нанесите вспомогательные линии, обозначьте контуры фигуры человека, только теперь на тело девушки можно «надеть» одежду, «обуть» туфли или ботиночки.

Считается, что фигуру в одежде нарисовать легче, чем обнаженное тело. Одежда помогает скрыть те части тела, которые художнику не удается реалистично нарисовать

Обращайте особое внимание на материал, из которого изготовлено платье вашей модели

Легкая ткань облегает тело, а плотный материал слегка деформирует контуры тела. Не забывайте о складках. Их необходимо обозначить дополнительными штрихами.

Человек в одежде: правильная прорисовка

«Оживляем» нашу модель

Мы поняли, как нарисовать тело. А теперь мы это тело оденем. На фото, что мы выбрали, как модель, мужчина в джинсах и майке. Все это показываем на нашем изображении.

Не забываем про эффект светотени, так как это делает работу более объемной.

Если до сих пор некоторые моменты деткам было сложно объяснить, то с этапом раскрашивания справится даже тот ребенок, которому год –два.

Мы с ребенком постарались и у нас получился довольно таки симпатичный мужчина. Возможно, в будущем мы сможем научиться изображать девушку и ребенка. Главное – начало. Успехов вам в дальнейшей практике!

А ниже смотрите еще несколько вариантов:

Как нарисовать фигуру человека: лайфхаки


Изображение: издательство «МИФ»

Чтобы наброски фигуры человека становились лучше день ото дня, нужно постоянно развивать навык. Приобретите несколько книг по скетчингу и рисованию, анатомии для художников. Если вам интересны исключительно наброски людей, рекомендуем книгу итальянского художника Джованни Чиварди «Рисование фигуры человека».

Сделать рисунки более интересными поможет работа над деталями

Уделяйте внимание частям тела — так делают художники, чтобы найти лучший ракурс

Как рисовать кисти рук

Чтобы придать своим рисункам динамичность, экспериментируйте с позами — необычная поза всегда привлекает внимание и делает набросок запоминающимся. Необычные позы делают ваши рисунки более живымиИзображение: Robert A

Marzullo / Ram Studios Comics / Skillshare, Inc


Необычные позы делают ваши рисунки более живымиИзображение: Robert A. Marzullo / Ram Studios Comics / Skillshare, Inc.

Посвятите один вечер тому, чтобы разобраться с карандашами, которые различаются по степени мягкости. Существует несколько систем обозначения жёсткости, но чаще всего встречается европейская шкала.

B — мягкий.

H — твёрдый.

HB — твёрдо-мягкий.

F — средний тон между H и HB.

Цифры, которые часто стоят перед буквой, обозначают степень мягкости или твёрдости. Например, 4B в четыре раза мягче, чем B, а 2H в два раза твёрже, чем обычный H.

Чаще всего для создания наброска людей используется карандаш HB, им удобно прорисовывать основу и создавать тени. Для создания акцентов, прорисовки более тёмных линий и теней используются мягкие карандаши — 2B и мягче.

Как различаются карандаши по степени мягкости

Развивайте наблюдательность — отмечайте, как люди стоят, сидят или ходят. Главный секрет успеха набросков — естественность и реализм. Наблюдайте за работой профессиональных художников, тем более что в эпоху интернета найти руководства и уроки несложно.

Как нарисовать красивый портрет

Если у вас не получается какая-то деталь, например, руки — с ними всегда много проблем, — изучите, как их рисуют другие. Найдите фотографии и готовые рисунки рук, а лучше всего — процесс создания наброска.

Ищите свой стиль — совсем не обязательно рисовать фотореалистично. Есть много успешных иллюстраторов, выработавших свою технику создания набросков. Один из примеров — Jae Suk Kim, в портфолио которого можно найти коллаборации с Mercedes-Benz Fashion Week Russia, Michael Kors, Dior и другими известными брендами.


Скетч иллюстратора Jae Suk KimИзображение: jaesukkim / «Инстаграм*»*

Используйте каждую свободную минуту для практики — нарисовав бесчисленное количество не очень удачных набросков, вы рано или поздно увидите свои ошибки и сможете стать лучше. Главное — уверенность в собственных силах и стремление к мечте.

Учиться рисовать самостоятельно и гадать, как нарисовать набросок человека или основу для визуализации, очень сложно. Если вы встали на этот путь, придётся продираться сквозь собственные ошибки, но есть путь проще: записаться на курс «Скетчинг на планшете», где вы научитесь быстро создавать эффектные скетчи.

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале.  Подписывайтесь!

Наброски карандашом — что это такое?

Быстрые наброски карандашом — задание, которое часто дают для домашнего выполнения начинающим художникам. Зачастую, ученики пренебрегают этим занятием и этапом и теряют огромное количество возможностей. которое предоставляют упражнения по созданию набросков.

Набросок — быстрый рисунок, который не проработан до конца, без прорисованных деталей и тона. Наброски помогают запечатлеть момент, поэтому их можно делать в городе. транспорте, кафе. Если вы планируете быстро освоить художественные навыки, то приобретите маленький блокнот или альбом с простой белой бумагой. Материал выберите любой — простые карандаши, уголь, пастель, сангину. Если используете мягкие материалы, то приобретайте их в твердом деревянном корпусе, зачастую они имеют форму обычных карандашей.

Правила изображения в простых позах

Силуэты людей для рисования могут быть выполнены в разнообразных положениях. Для их шлифовки необходимо упорство и регулярные занятия. Они позволят развить механическое ощущение масштабирования и получить картину с пропорциональным изображением.

Наброски портретов людей карандашом, создаваемые в разных позах, помогают на только рисовать качественные эскизы, но и полноценные портреты. После этого легче рисовать человека в любом положение, например, когда он сидит, идет или бежит.

В положении сидя

Такая работа требует правильного распределения всех частей тела на рисунке. Лучше начать с прорисовки портретов, изображаемых на фотографиях или найти натурщика, который согласится сидеть рядом.

Положение сидя должно передавать динамику предполагаемых движений человека, а не делать из него застывшую куклу

Важно в этом плане положение рук: они не должны быть спрятаны за спиной

Голова и туловище также должны располагаться естественно. Если голова повернута, то это предполагает свободный поворот головы и тела, а не сложный изгиб с вывернутой шеей и неловким положением тела.

Сложные позиции

Практика поможет изучить внешнюю сторону человеческого тела. Для тренировки можно использовать занятие гимнастов или танцоров, которые используют красивые позы в своей работе.

Основная сложность таких изображений в том, чтобы не только позы были правильными, но и на картине чувствовалось движение. С первого раза достигнуть нужного результата будет сложно и невозможно. Со временем у художника появляется умение, которое поможет создать красивый портрет.

Как научиться рисовать эскизы?

Конечно, чтобы рисовать потрясающе красивые, точные и реалистичные эскизы моделей, нужно обладать талантом художника. Далеко не все могут реализовать на бумаге то, что видится в их воображении. Для себя можно делать хотя бы примерные наброски того, что вам хотелось бы сшить. Технический рисунок, несмотря на кажущуюся сложность, некоторым освоить будет немного проще, чем художественный.

Учиться рисовать художественные эскизы — дело непростое и небыстрое. Начните с тренировок рисования фигуры, стоящей прямо, дальше — изучение и проработка поз. Для этого нужно знать что такое баланс тела, опорная нога и так далее. Необходимо видеть всевозможные мелкие движения кистей, ключицы; понимать, куда упадёт тень при повороте туловища, куда уйдёт бедренная кость при заваливании на ногу и другое.

Способность рисовать придёт с опытом многократных повторов. Больше срисовывайте. Это могут быть эскизы модельеров или фотографии с изображением девушек в разных позах.

Рисовать лучше твёрдым карандашом с маркировкой Т и делать лёгкие, контурные штрихи, которые легко стереть. Не рекомендуется использовать ручку, ведь лишние линии потом стереть будет невозможно. Также потребуется плотная бумага и хороший ластик. А чтобы раскрасить модель — цветные маркеры, чернила или краски.

Рисуем человека поэтапно

Перейдем непосредственно к практике.

Лицо и голова

Изображая на листе бумаги голову человека, нужно уделить пристальное внимание соблюдению пропорций и правильному расположению глаз, ушей, носа, губ. Пока вы набираетесь опыта, начните с копирования портретов

Поначалу очень поможет квадратная сетка. Нанесите сетку простым карандашом на исходное изображение, затем сделайте такую же сетку на вашей рабочей поверхности. Рисуя «по квадратам», вам будет легче соблюсти пропорции.

На лице самая выразительная часть – это глаза, важно прорисовать их тщательно и аккуратно

Обратите внимание на следующие моменты:

  • рисуйте зрачки так, чтобы они смотрели в одном направлении;
  • радужка глаз у ребенка выглядит больше, чем у взрослого;
  • женские ресницы, как правило, густые и длинные, а брови четко очерченные;
  • чем старше человек, тем глубже морщины в уголках глаз;
  • у пожилых брови выглядят беспорядочными и густыми, под глазами появляются мешки.

Ушные раковины представляют собой упругие хрящи, чем-то похожие на морские раковины.

Размер уха в высоту примерно такой же, как размер носа. Уши детей визуально выглядят большими относительно головы, а уши пожилого человека принимают несколько удлиненную форму из-за возрастного ослабления хрящевой ткани.

Нос

Пожалуй, самая сложная часть рисования портрета – нос. В зависимости от ракурса его внешний вид может сильно различаться

Очень важно уделить должное внимание прорисовке теней и света

Наиболее освещенный участок приходится на кончик носа и его спинку, а самая сильная тень – в районе ноздрей, около основания. Прорисовывая светотени, не переусердствуйте, чтобы не утяжелять изображение.

Рот

Рисуя рот, нужно четко обозначить линию между верхней и нижней губой, а также не забывать о правильной перспективе

Обратите внимание, что верхняя губа обычно тоньше, чем нижняя

Необходимо научиться прорисовывать эмоции, чтобы лица на рисунке не были похожи на бездушные манекены. Ниже представлена таблица с визуальными характеристиками шести основных человеческих эмоций.

СчастьеПрищуренные глаза, щеки слегка приподнимаются, человек улыбается или смеется.
ГрустьДрожащая линия губ, опущенная в уголках рта. Брови сведены и приподняты во внутренних уголках.
УдивлениеЛиния бровей приподнятая, широко распахнутые глаза, приоткрытый рот.
ОтвращениеВерхняя губа приподнимается, образуются морщинки вокруг губ, нос выглядит сморщенным.
ЗлостьЛиния бровей опускается, брови сдвигаются вместе, образуются межбровные морщины.
СтрахБрови во внутренних уголках сводятся друг к другу, из-за чего сами брови выгибаются.

Торс и таз

Для начала прочертите семь горизонтальных линий вниз от подбородка, чтобы обозначить длину тела. Расстояние между линиями – размер головы. Торс человека вместе с шеей будет располагаться в пределах трех верхних отрезков.

Помня об анатомических особенностях, схематично прорисуйте линии скелета с кружками на месте суставов. Не забывайте о пропорциях и особенностях женской и мужской фигур. У мужчины ширина спины в области плеч – примерно три головы, у женщины – две.

Сделав набросок каркаса, приступайте к прорисовке шеи, ключиц, плеч, груди, живота. Помните о расположении и особенностях натяжения мышц.

Конечности

Считается, что изобразить кисти и стопы едва ли не сложнее, чем лицо. Поэтому чем чаще начинающий художник будет практиковаться, тем лучше.

Пробуйте рисовать собственные конечности в разных позициях и с разных ракурсов, с разными предметами в руках, в динамике и жестикуляции. Можете использовать зеркало или фотокамеру.

Приступая к работе, сначала схематично изобразите каркас, а после придайте конечностям нужную форму, соблюдая анатомию.

Человек в полный рост

Процесс изображения человека во весь рост можно разделить на несколько этапов.

Чертим горизонтальные линии, намечая пространство для фигуры.
Делаем набросок скелета-каркаса, овалами обозначаем место для головы, плеч, локтей, коленей, ступней, кистей.
Намечаем контуры и изгибы фигуры

Если фигура в динамике – обращаем внимание на имеющиеся наклоны, углы.
Прорисовываем тени и детали.
Удаляем вспомогательные штрихи.. Не стремитесь сразу браться за сложные рисунки

Сначала потренируйтесь с простыми формами тела и в своих тренировках делайте особый упор на соблюдение пропорций. Помните, что мастерство приходит с опытом

Не стремитесь сразу браться за сложные рисунки. Сначала потренируйтесь с простыми формами тела и в своих тренировках делайте особый упор на соблюдение пропорций. Помните, что мастерство приходит с опытом.

По крою верха

Верхняя часть также может быть самой разнообразной. Чаще всего акцент в этом элементе делается на декольте, на вырезе спины или рукавах.

Платье с запахом

Когда одна полочка заходит поверх другой, сверху образуется V-образный вырез горловины и асимметричная линия на корпусе изделия.

С американской проймой

Интенсивно вырезанная линия плеча и мелкая горловина – отличительные признаки американской проймы. Несмотря на то что выглядят они очень женственно, всё же элегантней они на невысоких девушках с хрупким корпусом.

Платье-рубашка

Комбинация мужской и женской моды явила свету модель платье-рубашку. Но это не значит, что такая конструкция подходит исключительно для стиля милитари, оверсайз или casual. Платья-рубашки могут быть очень элегантными, вне зависимости от того, как выполнена юбка.

Современные модельеры предлагают иногда отступить от классики и убирают воротничок с платьев-рубашки, что вносит дополнительную изюминку в образ.

Асимметричные

Асимметрия – один из способов привлечь внимание к одежде. Она может быть выражена разными способами – начиная от асимметричности в конструкции рукавов, заканчивая асимметричными линиями выреза

Платье-поло

Спортивные вариации – платье-поло. По факту это удлинённая рубашка-поло, которая имеет длину (в большинстве случаев) до колена и прямой силуэт.

Наброски животных

Перед зарисовками с живой натуры, следует практиковаться в набросках с чучел птиц и животных. Такие наброски знакомят рисующего с характерными формами животного мира, развивают способность целостного видения. В наброске животного нужно стараться быстро схватить общую форму, присущие ей характер­ные особенности. Ограниченное время, которое отводится для та­ких набросков (5-10 минут), требует собранности внимания ри­сующего. Было бы желательно перед началом работы ознакомиться с основными особенностями строения скелета изображаемого живот­ного или птицы, что сделает дальнейшую работу осознанной, по­зволит все время чувствовать кости скелета под внешним покровом.

Вначале лучше выбирать для наброска чучела птиц, с оперением не слишком пестрым, что часто затрудняет поиски общей формы и невольно ведет в сторону детализации.

Чтобы иметь полное представление о форме животною, нужно сделать с натуры наброски чучела, поставленного в различных по­воротах, а затем наброски по памяти и по представлению.

Приобретя некоторый опыт работы в изображении чучел жи­вотных, можно перейти к зарисовкам живой натуры.

Первое время лучше делать зарисовки животных, находящихся в относительно спокойных позах, что облегчает определение общей формы.

В дальнейших набросках наряду с определением наиболее характерных черт формы нужно ставить и задачу передачи дви­жений, говорящих об определенных повадках данного животного.

Так как животное постоянно меняет позу, то набросок будет наиболее доступной формой его изображения непосредственно с натуры и послужит отправным материалом для дальнейшей твор­ческой работы в этой области. При всей трудности работы над за­рисовкой животного, меняющего свое положение, нежелательно, однако, прервав зарисовку одного животного, переходить к на­броску другого в надежде, что повторный сеанс будет более продолжительным. У неопытного художника это часто вызывает чув­ство досады и вносит в работу излишнюю нервозность. Если зари­совка выполняется в зоопарке, нужно поставить задачу более пол­ного ознакомления с характером одного из животных, так как это оставит в зрительной памяти определенный образ, который всегда можно воссоздать по памяти.

Известный советский художник-анммалист В. А. Ватагин, имею­щий многолетний опыт в рисовании животных, в своей книге «Изображение животного» рекомендует использовать в набросках следующий способ: «Вы рисуете, например, сидящего зайца. Он меняет позу; вы не успели его зарисовать. Оставляйте рисунок не­законченным и начинайте рядом зарисовывать ту позу, которую заяц принял, потом третью и т. д. У вас получается целая группа рисунков одного и того же животного в различных позах и разной степени законченности (в смысле схваченной позы). Животное в условиях зоопарка имеет ограниченные движения и часто повто­ряет одни и те же позы, рисующий имеет возможность возвра­щаться к незавершенным позам и доводить их до желаемой законченности».

В наброске животного, находящегося в сравнительно спокойной позе, можно передать основные выявляющие форму светотеневые отношения.

Дошедшие до нас рисунки Рембрандта, например, такие, как набросок слона и льва, выполненные итальянским карандашом, бла­годаря выразительной и довольно широкой штриховке оставляют впечатление массивности формы и мощи изображенных жи­вотных.

Среди графического наследия В. А. Серова видное место занимают наброски животных, выполненные очень скупыми средствами и отличающиеся мастерством в передаче характерной формы того или иного животного. Его иллюстрации к басням И. А. Крылова, где в рисунке персонажей художник использует и зрительную память, и опыт работы с натуры, свидетельствуют о глубоком знании характерных черт изображаемых животных.

Серов Валентин Александрович. Лев и Волк. 1911

Серов Валентин Александрович. Лев. Набросок. 1898-1899 гг.

Создаём эскиз одежды

Теперь наступает момент рисования общего контура задуманной одежды. Когда вокруг человечка появились общие наброски одежды, можно с помощью карандаша и ластика добиться детализации модели и дополнений к одежде. Не забудьте сделать разметки кроя данной вещи. Эскиз одежды необходим для того чтобы наиболее правильно суметь подобрать все стилистические детали вашей коллекции, на рисунке всегда можно исправить любую погрешность и просчитать все тонкости кроя.

Определите, какой длины будет платье или юбка, очертите вырезы или воротники. А дальше рисуйте так, как будто одеваете человека. Если планируете создать костюм, тогда начните рисовать блузку, потом брюки или юбку, а сверху наденьте жакет. Рисуйте те детали вещей, которые видны из-под костюма. Естественно, нижнее бельё в данном случае рисовать не стоит. Если надо указать место шва, отметьте его сплошной линией, а молнию нарисуйте пунктиром. Завершайте эскиз деталями, которые будут частью вашей модели – это карманы, декоративные накладки или молнии, украшения.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий