Виды резьбы по животной кости народов Севера и Китайских мастеров

История ремесла

Работа с костью прошла долгий исторический путь — именно резьба по кости стала одним из первых человеческих занятий. Со временем благодаря народному ремеслу люди стали получать не только инструменты: иглы, булавки, пуговицы, рукоятки орудия, наконечники, — изделия стали выполнять еще и декоративную функцию. Так, костяные предметы обихода стали украшать замысловатыми узорами и вырезами. Кроме того, появились украшения в виде нашейных ожерелий, браслетов, серег и колец, заколок.

У каждого народа сохранились особые признаки костяной резьбы в виде уникальных мотивов. В России это холмогорская резьба по кости, исторически сформировавшаяся в Холмогорском районе Архангельской области.

Традиции узорчатой резьбы в холмогорском стиле формировались на протяжении XVII-XVIII столетий. Основные признаки холмогорской резьбы заключаются в узорах, которыми она изобилует:

резной орнамент со сквозными отверстиями;

рельефные сюжетные композиции;

разноцветная гравировка элементов;

подкладывание цветной фольги под орнамент.

Как правило, мастера используют мамонтовую или моржовую кость в качестве основы, но если нет возможности купить такие дорогостоящие материалы, применяются кости животных — коров или лошадей.

Резьба по кости народов Севера

Резьба по кости народов Севера относится к одному из древних народных промыслов. Жители Чукотки использовали для своих работ наиболее доступный для них материал – моржовые клыки. Изделия чукотских мастеров отличает простота и лаконичность, минимум деталей. В большинстве своём это многочисленные амулеты и изделия, используемые в быту: различные наконечники, ножи, гарпуны. Так же вызывает интерес их искусство гравировки – на клыках создаются целые рассказы в картинках.

Якутские резчики создают свои работы с помощью ажурной резьбы, используя орнаменты геометрической формы. Сильно развито скульптурное направление, отличающееся тщательной проработкой деталей и построением по типу макета.

Тобольские мастера создают из клыков моржей и зубов кашалота миниатюры, повествующие о жизни и быте народов Севера. Среди их изделий можно встретить и женские украшения, ножи для резки бумаги, различные брелки.

Резьба по кости: инструменты и материалы

Резьба по кости – это старейшее искусство, которое зародилось еще в доисторические времена. Сейчас оно является относительно редким и необычным хобби.

Но освоив его можно создавать настоящие произведения искусства: скульптуры, украшения, предметы интерьера и прочее. При этом они будут уникальные и незаурядные.

Свои изделия можно подарить или при желании превратить хобби в бизнес и продавать поделки за неплохую цену. Главное – иметь желание и запастись необходимыми материалами и инструментами.

Материалы

В качестве материалов для своих поделок косторезы используют кости и рога животных. Особенно ценятся изделия из редких материалов – бивня мамонта или слона, клыка моржа, рога носорога и т.п.

Соответственно, найти их непросто, да и цена кусается. Для начинающих подойдет цевка, то есть кости таких животных, как быки, лошади, лоси, олени и другой крупны рогатый скот, либо их костяные рога.

Кость разных животных отличается как по своему виду, так и по свойствам.

Останки мамонта, конечно, очень прочные и красивые, но не стоит отворачиваться от простых костей коровы или свиньи, так как они обладают достаточной плотностью и их легко обрабатывать.

Материалы можно купить в специализированных онлайн-магазинах или на тематических форумах, либо самый простой вариант – купить цевку на мясном рынке.

Однако, перед тем, как делать изделие из цевки, нужно ее подготовить. Подготовка включает несколько этапов:

  • Очистка. Для начала нужно удалить ее внутренности, то есть костный мозг, предварительно распилив кость при помощи болгарки. Остатки мяса можно сразу счистить.
  • Первая варка. Очищенный материал варят в воде на протяжение часа, после чего воду сливают, кость еще раз подчищают.
  • Вторая варка. Кость повторно варится в воде с добавлением около 200 г кальцинированной соды в течение 2-3 часов. Должен вывариться весь жир, кость побелеет, а губчатое вещество размякнет.
  • Третья варка. Еще раз меняется вода, засыпается сода. Кость нужно варить до тех пор, пока весь мозг внутри нее не побелеет. Теперь его можно будет полностью счистить ножом.
  • Отбеливание. После всех предыдущих манипуляций кость приобретает бежевый цвет. В принципе, можно работать и с таким материалом, но большинство предпочитают отбеливать его. Для этого кости заливают водой и добавляют таблетки гидроперита. Через 3 дня они должны побелеть.

Напоследок заготовки промывают и высушивают естественным способом. Теперь из них можно создавать шедевры!

Средства индивидуальной защиты

Во время обработки кости обязательно потребуется такое защитное снаряжение:

  1. Наушники или беруши, чтобы защитить свои уши от шума работающих станков.
  2. Респиратор. Пыль вредна для легких, а резьба по кости и рогу может привести к образованию большого количества пыли. Чтобы не вдыхать ее – одевайте респиратор. Желательно выбрать модель с фильтром, так как при обработке заготовок обычно возникает не очень приятный запах. Для постоянной работы рекомендуют дополнительно приобретать портативную вытяжку;
  3. Очки для защиты глаз (можно использовать маску, которая закрывает глаза и нос).

Не стоит пренебрегать этими средствами, иначе можно «заработать» всевозможные заболевания.

Средства индивидуальной защиты

Во время обработки кости обязательно потребуется такое защитное снаряжение:

  1. Наушники или беруши, чтобы защитить свои уши от шума работающих станков.
  2. Респиратор. Пыль вредна для легких, а резьба по кости и рогу может привести к образованию большого количества пыли. Чтобы не вдыхать ее – одевайте респиратор. Желательно выбрать модель с фильтром, так как при обработке заготовок обычно возникает не очень приятный запах. Для постоянной работы рекомендуют дополнительно приобретать портативную вытяжку;
  3. Очки для защиты глаз (можно использовать маску, которая закрывает глаза и нос).

Не стоит пренебрегать этими средствами, иначе можно «заработать» всевозможные заболевания.

Подготовка кости к работе

Мамонтовые и моржовые кости — очень дорогой материал, который, к тому же, довольно непросто достать. Дело в том, что моржи находятся под охраной различных экологических организаций, а число найденных мамонтовых останков с каждым годом все быстрее сокращается.

Имея в виду эти причины, начинающим ремесленникам советуют остановить свой выбор на легкодоступных материалах. К примеру, хорошо будет обучаться на коровьих и лошадиных костях, которые можно легко отыскать на любом продуктовом рынке по доступной цене.

Такая покупка будет лишь заготовкой для предстоящей работы — ее нужно подготовить, избавив от хрупких трубчатых тканей, очистив от пятен и жира.

Отпилите концы костей, на которых держатся хрящевидные образования.

Вычистите заготовку изнутри и снаружи.

Теперь нужно варить материал в течение получаса — постепенно из кости выйдет жир.

Промойте заготовки под краном и снова поставьте их варить, но уже в чистой воде. При этом добавьте в кастрюлю примерно половину пачки кальцинированной соды из расчета на восемь литров.

Снова оставьте кастрюлю кипеть примерно на полтора часа.

Снимите кастрюлю с печи и оставьте на ночь. Подобный процесс можно повторить на следующий день с пищевой содой, если вы хотите отбелить материал и сделать его еще крепче.

Виды резьбы по дереву

Современные техники деревообработки не имеют четкой классификации. В одном изделии может сочетаться несколько видов деревянной резьбы. Художественная обработка дерева условно может быть разделена на следующие виды:

  1. Плосковыемчатая резьба , где фон – плоская поверхность, а рисунок создается из выемок различной формы.
  2. Плоскорельефная резьба , где узор создается с помощью выборки фона.
  3. Рельефная резьба , где отсутствуют плоские поверхности, идет глубокая прорисовка фона и детальная выборка элементов.
  4. Прорезная резьба , характеризуется отсутствием фона. Узор получается ажурный, кружевной.
  5. Скульптурная резьба , отличающаяся объемным изображением. В этой технике изготавливают игрушки, фигурки людей и животных, деревянные колонны в архитектуре и так далее.

Плосковыемчатая резьба по дереву

В данном виде обработки древесины фоном является ровная поверхность изделия, а рисунок создается за счет выемок различной формы. Декоративная резьба по дереву в плосковыемчатой технике в зависимости от характера выемок может быть контурной и геометрической:

  1. Контурная резьба по дереву или растительная схожа с гравировкой по металлу, но выполняется иными инструментами, а линии более широкие и глубокие. Данная техника проста в исполнении и может быть выполнена на фанере.
  2. Геометрическая резьба имеет такое название благодаря орнаменту, который изображается с помощью этой техники. В основном это геометрические элементы: ромбы, треугольники, окружности.

Плоскорельефная резьба по дереву

Данная техника декоративной обработки дерева является одной из распространенных. Ручная обработка древесины в этом случае заключается в фоновой выборке вокруг узора, и в итоге рисунок получается равномерным по глубине для всей композиции. В этом технике изображают животных, людей, растительные орнаменты. Применяется в прикладном творчестве и в архитектуре.

Рельефная резьба по дереву

Выразительная и живописная техника. Ее отличает обилие светотеней и трехмерность изображения, детали элементов проработаны до скульптурных. В зависимости от вышины возвышения рисунка над фоном различают:

  1. Барельефную резьбу , когда узор возвышается до половины от толщины всей композиции.
  2. Горельефную резьбу , когда узор выступает более, чем на наполовину.

В качестве сюжета для рельефной резьбы могут быть использованы геометрические фигуры, изображения растений и животных, символы. Выразительность изделия зависит от материала древесины. Для этой техники больше всего подходят бук, береза и дуб. Ажурная резьба по дереву (или по-другому, прорезная резьба) в сочетании с контурной, геометрической и рельефной техниками придает необычайную воздушность и нежность изделию.

Прорезная резьба по дереву

В этом виде деревообработки из полотна фон полностью удаляется пилкой или долотом. По-другому этот вид именуют как сквозная резьба по дереву. В основном применяется в мебельной сфере. Крупномасштабные изделия используются в украшении фасадов зданий: в декоре балконов, наличников, карнизов и именуются как «домовая резьба». Для прорезной техники используют древесину сосны, ольхи, березы, или осины, как правило, толщиной 1-2 мм. В наше время данная техника резьбы используется для украшения беседок и дачных домиков.

Скульптурная резьба по дереву

Эта техника изготовления изделий отличается от всех перечисленных обработкой заготовки со всех или нескольких сторон. Могут быть использованы различные инструменты, но главными являются ножи-косяки и стамески. Применяется этот вид резьбы по дереву в архитектуре (при создании колонн, балясин, резных столбов балконов), при изготовлении ножек дорогой мебели. Очень красиво и реалистично в данной технике — скульптурная резьба по дереву получаются фигурки животных и людей.

Часто задаваемые вопросы по обработке кости

Здесь попытаюсь собрать однотипные вопросы, которые часто задают касательно обработки кости. Сразу стоит оговориться, что я не профессионал, а любитель, резьба для меня — любимое хобби, поэтому в ответах я не претендую на объективность и полноту.

Q: Я хочу начать резать, с чего мне начать?

A: Начните с начала, «дорогу осилит идущий». Начнёте резать — поймёте, что к чему, появятся конкретные вопросы, на которые проще найти ответы, чем на абстрактный «с чего начать?»

Q: Какой инструмент мне нужен?

A: Здесь тот же принцип, что и в предыдущем ответе: начнёте двигаться — сами поймёте, что вам нужно. Можно обходиться только ручным инструментом, можно, как я, точить кость дремелем. Среди профессионалов бытует презрительное отношение к тем, кто обрабатывает кость с помощью электроинструмента

Я же считаю, что не важно, каким способом вы создаёте что-то, важно, что получается в итоге

При любом способе обработки совсем необязательно сразу иметь весь спектр инструмента, и интструмент необязательно должен быть дорогим. Инструмент накапливается постепенно, годами, пропорционально навыкам, по мере продвижения вам требуется всё больше и всё более специфичный инструмент.

Q: Где вы берёте кость?

A: Для начала лучше начать с обычной коровьей кости. Можете собирать остатки костей с кухни, можете купить кость на рынке. Для резьбы годится только цевка — трубчатая кость с ноги животного, любая другая кость — пористая, и для резьбы не подходит. Можно также собирать кость на улице, обглоданную собаками и вымытую дождями.

Перед резьбой кость следует механически очистить от органики и обезжирить. Для обезжиривания кость вываривается в растворе пищевой соды: на литр воды — одну пачку соды. Варить следует пару часов, периодически меняя воду. Когда сверху образуется шапка из грязной пены, состоящей из грязи и жира, связанного содой, раствор следует сменить, продолжая варить, пока пена не будет чистой и белой.

Также желательно иметь под рукой пластилин, для предварительного моделирования того, что вы хотите вырезать. Когда освоитесь с неприхотливой костью, можно переходить на капризные «благородные» материалы: бивень мамонта, клык моржа, зуб кашалота, рог барана. Эти материалы более плотные и каждый со своим характером и спецификой. Думаю, когда вы дойдёте до обработки бивня, мои советы вам уже не понадобятся.

Q: Я хочу начать резать, чтобы заработать много денег.

A: Это в корне неверный подход. Во-первых, потому что подобное хобби — это прежде всего большие расходы: на инструмент, на материал, и пройдёт много времени, прежде чем вы сможете что-либо продать. Во-вторых, на мой взгляд, корыстный подход к творчеству неплодотворен — если вы будете сконцентрированы на деньгах, вы не создадите ничего действительно стоящего. Как и везде в жизни, вы сможете извлечь материальную выгоду из любого занятия только тогда, когда вы занимаетесь любимым делом ради него самого. Я не маркетолог и не экономист, сужу по себе — я буду резать независимо от того, продаются ли мои работы. Очень хорошо, когда любимое дело приносит прибыль, ведь деньги дают вам определённую свободу и высвобождают время, которое можно посвятить резьбе. Но, повторяю, первичной должна быть всё-таки резьба.

Кроме того, для успешной продажи ваши изделия должны быть достаточно оригинальными и интересными, нести индивидуальный почерк мастера и в идеале, должны быть узнаваемы среди работ других мастеров.

Вкладывайте в работу душу — и признание обязательно найдёт вас, и деньги непременно придут к вам. Творите, не оглядываясь ни на кого, воплощайте образы, которые приходят к вам, ведь талант — это то, что даётся свыше, и пренебрегать им нельзя. Талант есть у всех, нужно просто развить его и дать выход, тогда тонкий ручеёк станет могучей рекой.

FAQ будет пополняться, вы можете помочь мне в расширении топика, задавая ваши вопросы.

Изделия из бересты

Принято считать, что береза – символ Центральной России. Однако это не так. Ареал березы настолько велик, что она встречается даже на Крайнем Севере.

Коренные народы Арктики широко используют бересту для создания предметов быта: посуды, шкатулок, колыбелей, покрытий для летних жилищ, лодок, женских украшений. Береста не пропускает воду и устойчива к гниению, поэтому изделия из нее могут служить долгое время.

Если изделие из бересты планируют делать зимой, бересту снимают осенью до заморозков. Если летом – то весной, до сокодвижения. Ствол дерева должен быть прямым, желательно без пятен на коре. Мастер делает на стволе небольшой надрез, а затем снимает бересту по кругу. Размер пласта (если это не запас на долгое время) соответствует размеру будущего изделия. Швы изделия скрепляют полосками также из бересты, иногда – корнем или прутом. В финале украшают резными узорами.

Ханты и манси часто наносили на берестяные изделия сакральные изображения. На колыбельках рисовали орнамент «глухарка сна», которая охраняла младенца, пока его душа путешествовала по сновидениям.

Особенности материала для резьбы по кости

Вид готовых изделий во многом зависит от материала, который был применён для их создания. Кости всех видов животных проходят предварительную подготовку, обезжириваются, отбеливаются, разрезаются на части необходимого размера. Знание особенностей их строения позволяет мастеру с наибольшей выгодой использовать их в своем изделии.

Резьба по кости мамонта позволяет получить неограниченное количество вариантов изделий. Кость мамонта мягче моржовой, легче обрабатывается, даёт возможность для применения различных техник, в том числе и сквозную резьбу. Из его бивня можно получить скульптуру довольно больших размеров. К тому же, в следствии залегания в вечной мерзлоте, кости мамонта могут быть окрашены в различные тёмные цвета, что с успехом используется мастерами в декоративных целях.

Резьба по слоновой кости мало чем уступает обработке костей мамонта. Создавая изделия из слоновой кости, так же можно применять ажурные орнаменты, рельефную резьбу, хотя её белизна требует чёткой проработки рельефных линий, с тем, чтобы получить наилучший контраст света и тени. Не ограничивает слоновая кость и форму изделий, позволяя получить изящные статуэтки приличных размеров.

Современные мастера резьбы по кости создают свои изделия в лучших традициях этого искусства. Статуэтки и ларцы, изготовленные в наши дни, всё так же поражают воображение своей красотой и выразительностью, обладают высокой художественной и материальной ценностью. Сейчас читают:

Мастер-класс — резьба по кости для начинающих

Ниже вы увидите, как с помощью базовых инструментов опытные мастера Александр и Елена Коптеловы, работы которых известны далеко за пределами стран СНГ, выпилят фигурку Чеширского кота из сказки «Алиса в Стране Чудес». Поскольку работа очень трудоемкая, а материал — дорогостоящий, новичкам не стоит повторять ее без наличия определенного опыта.

Тем не менее, в данном мастер-классе хорошо видна резьба по кости — фото процесса покажут основные принципы обработки материала. Именно их и следует практиковать начинающим ремесленникам, оттачивая свое мастерство перед тем, как браться даже за самую, казалось бы, легкую работу.

Позаботьтесь об оборудовании рабочего места — рядом со столом, на котором вы будете распиливать и крошить изделие, установите хорошую вытяжку, чтобы избавиться от рабочей пыли. Все инструменты должны находиться в зоне досягаемости и располагаться так, чтобы не стеснять движения во время работы.

За основу нужно взять кусок мамонтового бивня весом примерно в один килограмм.

При помощи стамески и молотка отколите части, которые отделены от тела заготовки сквозными трещинами.

На начальном этапе используйте грубые фрезерующие насадки бормашины.

Снимите с заготовки излишки и придайте ей основной рельеф.

С помощью уменьшенного наконечника в виде бутона сгладьте заостренные места.

Отшлифуйте заготовку, придав поверхности гладкость.

С помощью специального станка проведите торцевание основания статуэтки. Этот процесс также можно выполнить с помощью наждачной бумаги.

Начиная с головы, наносите рисунок частей изделия простым карандашом.

Дальше резьба по кости должна выполняться тонкой острой насадкой — обработайте основные линии лица.

Используйте закругленные наконечники, чтобы вырезать гладкий рельеф поверхности.

У вас должна получиться подобная заготовка.

Подчеркните основные линии тончайшей насадкой.

Проработайте детали.

Сделайте заготовку глаз и пуговиц и вставьте на место. Используйте дорогие сорта дерева, к примеру, чтобы соответствовать основному материалу — кости мамонта.

Используйте резиновые диски, чтобы отшлифовать поверхность. Запомните, с такой насадкой можно работать только на малых оборотах, иначе вы «подпалите» кость.

Отполируйте статуэтку на специальном аппарате или вручную.

Ваше изделие готово! Покройте работу закрепительным лаком, чтобы придать блеск. Если вы еще не решили, как выбрать свое хобби, подумайте — возможно, вам подойдет именно такое интересное и оригинальное занятие как резьба по кости.

Напоследок ознакомьтесь с видео, которое детально показывает процесс изготовления красивого костяного цветка.

Абрамцево-кудринская резьба

Кудринская резьба относится к плоскорельефным видам резьбы. В ее названии удивительным образом сочетаются наименование подмосковной деревни Кудрино, где зародился этот вид резьбы, и характер ее внешнего вида. Непрерывность движения растительных побегов, текучесть гирлянд из листьев, цветов, ветвей вызывают ощущение «кудрявости» узоров. Основную декоративную роль в этом виде резьбы играют традиционные гирлянды лепестков, с одной стороны заостренных, с другой — закругленных. Они сливаются в непрерывный, упругий поток, который определяет весь ритм и строй композиции. Между гирляндами включены иные изобразительные элементы — всадники, птицы, звери, рыбы, ягоды, цветы. Изображения птиц, зверей, рыб в окружении цветов и листьев — наиболее частые мотивы у мастеров прошлого. Они встречаются на подносах, круглых шкатулочках, стаканах для кистей, чернильных приборах, ларцах.

В дальнейшем традиции и мотивы кудринской резьбы стали богаче, разнообразнее. Появились сюжетные композиции, связанные с тематикой защиты Отечества, памятными датами в жизни нашей страны, показывающие мирный труд нашей Родины. Но какие бы мотивы ни рождались под резцами Кудринских мастеров, они всегда бывают окружены текучим потоком растительного узора, как бы обволакивающим основное изображение, окаймляющим его драгоценной оправой. Мягкость контуров, округлость форм рельефа, богатство светотени, живость узоров составляют декоративный строй этой резьбы. Он дополняется эффектным сочетанием сверкающего полировкой выпуклого орнамента с матовыми промежутками углубленных участков.

Зарождение кудринской резьбы связано с именем Василия Ворноскова, сына плотника из деревни Кудрино, который был одним из учеников созданной в конце XIX века в Абрамцеве столярной мастерской. Эта художественно-столярная школа-мастерская была основана передовыми русскими художниками. Заведовала мастерской Елена Дмитриевна Поленова. По деревням и селам она собирала все лучшее, что было создано народными мастерами. На этих образцах обучались дети окрестных кустарей. Вокруг мастерской объединились кустари из сел Кудрино, Ахтырка, Мутовки, Левково и других близлежащих мест. Впоследствии из выпускников мастерской и местных кустарей были организованы артели. В 1960 году артели были преобразованы в Хотьковскую фабрику резных художественных изделий. Следуя лучшим традициям прошлого и развивая их, фабрика выпускает деревянные изделия (долбленые, строганные, выточенные на станке), покрытые кудринской резьбой и отполированные. Это ковши, блюда, декоративные тарелки, сухарницы, коробочки для рукоделия, шкатулки. В настоящее время при фабрике действует художественно — промышленное училище, где приемы и традиции кудринской резьбы преподаются в учебных мастерских и аудиториях.

Какой должна быть кость

Внешний вид и уникальность готовых изделий — результат мастерства автора, выбранной техники и типа материала. Перед использованием кости обязательно обрабатываются: поверхность обезжиривают и отбеливают, разделяя на удобные для работы элементы. Чем лучше мастер знаком со строением костей, тем качественнее сможет использовать их преимущества в работе.

Слоновая кость для резьбы подходит не меньше, чем мамонтовая. Изделия получаются такими же благородными и эффектными. Работая со слоновой костью, автор не ограничен в выборе техники резьбы, хотя чаще всего используется рельефная резьба с активной проработкой линий для оптимальной игры светотени. Слоновая кость такая же крупная, как и у мамонта, поэтому из нее получаются при необходимости цельные габаритные статуэтки.

Изделия из слоновой или мамонтовой кости поражают воображение необычными линиями и изящным силуэтом, являются образцом авторского художественного искусства. Не удивительно, что стоят они очень дорого.

Русская резная икона

Появление резных икон на Руси датируется XI веком. Традиция «икон на рези» была позаимствована у Византийцев, собственно как и религия. Богатые леса и наличие умельцев на все руки, значительно поспособствовало распространению данного вида искусства. Кроме того, набирающая обороты новая вера требовала все больше культовых предметов, а расписные темперой иконы были удовольствием не из дешевых. Да и сами живописцы встречались гораздо реже резчиков по дереву. Берясь за любую работу, народные умельцы вырезали иконы и для храмов и для домов простого люда. Из дерева делали всё: и кресты, и складни, и образки, используя при этом ту древесину, что росла в лесах. Однако более дорогие изделия, все же изготавливались из импортного материала.

При украшении резных икон, не мудрствуя лукаво, использовали те же методы, что и при украшении живописных. Готовые работы обрабатывали сусальным золотом, серебром, темперой, украшали драгоценными и полудрагоценными камнями. Оберегаясь от воздействия влаги, дерево обрабатывалось маслом, лаками и воском. XVI – XVII являлся веком расцвета и оставил потомкам большое количество прекрасных работ. Лучшие резные иконы хранятся, в различных музеях страны и по сей день. Однако в середине XVII века искусство было предано огню. Современная церковь тех времен усматривала языческие мотивы в резных иконах. В связи с этим большое количество прекрасных изделий пропало на кострах. Хотя, само собой разумеется, что были уничтожены не все произведения искусства. Стоит отметить, что лучшие резные иконы остались в тайных схронах старообрядцев, а некоторых так и вовсе не были задеты репрессиями. Так, например, до самых глубоких уголков Севера России, к примеру, до Сибири, бедствия подобного масштаба приходили не сразу. Дойдя же, всегда воспринимались по-своему. Установившийся в той части патриархальный уклад общества и большое уважение к изобразительному искусству заставляли обитателей тех краев хранить резное искусство еще больше.

Зуб кашалота

Зуб кашалота — красивый поделочный материал, отлично поддаётся обработке при помощи бормашины, хорошо полируется, имеет толстый слой минерализованного дентина. Во время предварительной обработки, когда вываривается челюсть, пульпа выпадает, и у основания зуба остается пустая, конусообразная полость, что составляет особенность строения этого материала. Благодаря своей плотности и однородности своей структуры этот материал позволяет изготавливать небольшие скульптуры. Использовать его стали из-за ограниченности запасов так называемой благородной кости (бивня мамонта и клыка моржа), по красоте он практически им не уступает, имеет желтовато-розовый оттенок. Сейчас этот материал встречается довольно редко, в продаже обычно попадаются старые запасы, это связано с запретом на отстрел китов. Кроме скульптуры зуб можно использовать для изготовления рукоятей для ножей, рельефной резьбы и цветной гравировки.

Клык моржа по своему строению имеет нечёткий переход от внутренних слоев дентина к минерализованному слою. Пульпа (ее обычно называют шадра) проходит на большую глубину внутри клыка и имеет некрасивую структуру с множеством ячеек. Она довольно хрупкая, при этом обладает довольно большой твёрдостью. Эти качества создают неудобства для создания произведений, в особенности это касается скульптуры, тем не менее клык подходит для создания небольших скульптур. Чаще всего этот материал используют для нанесения цветной гравировки, рельефной резьбы, рукоятей для ножей, твёрдость этого материала позволяет использовать технику ажурной резьбы. Самые крупные клыки имеют длину до 500-800 мм. и весят до 3,5 кг., в среднем клык весит 1 кг.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий