Витражи в интерьере, эскизы витражных картин

Витражи Тиффани своими руками

  1. На бумаге в 2–х экземплярах распечатывается рисунок (без мелких элементов).
  2. Один из них нарезается на фрагменты, их прикладывают к стеклу соответствующего цвета. При помощи стеклореза вырезают детали.
  3. Края элементов обрабатывают на станке, чтобы они стали ровными. Можно использовать для этого напильник, а затем наждачную бумагу.
  4. С боков детали заворачивают в фольгу, укладывают их по рисунку плотно друг к другу.
  5. Фольгу обрабатывают кислотой, затем швы спаивают.
  6. Работу моют, обрабатывают швы патиной и снова промывают.
  • олово;
  • цветное стекло;
  • стеклорез;
  • паяльник;
  • щипцы, чтобы разламывать стекло;
  • масло для стеклореза либо керосин или машинное;
  • шлифовальная машинка;
  • паяльный жир или флюс;
  • медная фольга;
  • патина — медная или черная;
  • профиль из латуни П-образной формы;
  • защитные очки;
  • ножницы по металлу и обычные;
  • пруток латунный;
  • ватман;
  • широкий скотч обычный и малярный;
  • бумага;
  • клей-карандаш;
  • рейки деревянные 1х2 см;
  • молоток;
  • гвозди.
  1. Распечатайте представленное изображение кленового листа в 2–х экземплярах, один разрежьте на элементы, пронумеруйте их.
  2. Обклейте основной эскиз скотчем, чтобы его не испортила случайно попавшая вода.
  3. Положите эскиз на идеально ровную рабочую поверхность, приклейте его здесь по периметру малярным скотчем.
  4. Прибейте деревянные рейки по краям витража. Начинайте укладывать стекла с верхнего угла.
  5. Положите шаблон первого элемента к стеклу, вырежьте его стеклорезом. Режьте стеклорезом, не прерываясь — от одного края до другого. При этом режущий ролик нужно направлять так, чтобы тот находился перпендикулярно поверхности стекла.
  6. Обработайте края стеклянных деталей на шлифовальной машине, не забыв надеть очки.
  7. Затем обверните стеклянные заготовки медной фольгой, которая называется фолией. Чтобы она хорошо прилегала, вытрите стеклянные элементы тряпочкой, а если надо — то и обезжирьте их.
  8. При помощи шариковой ручки загладьте фолию со всех сторон.
  9. Приложите готовый элемент на свое место и зафиксируйте его, вбив по краям 3–4 гвоздя.
  10. Обработайте все швы флюсом, после чего их нужно пропаять. Для этого используйте олово (марка ПОС 61). Долго не держите паяльник в одной точке, так как тогда в этом месте можно перегреть стекло или фолию.
  11. Из П–образного профиля сделайте рамку, чтобы окаймить витраж Тиффани. Для этого нарежьте на отрезки, соответствующие длине сторон работы. Ее края вставьте в профиль, припаяйте к нему. Части соединения швов и профиля также припаиваются.
  12. Сполосните почти готовый витраж водой с моющим обезжиривающим средством для посуды.
  13. Когда работа высохнет, нанесите на швы патину.
  14. Осталось протереть витраж тиффани губкой, на которую нанесен небольшой слой моющего средства, предназначенного для стекол.

Материалы для росписи

Если хотите начать с простых работ, поищите в интернете образцы трафаретов для росписи по стеклу, которые можно вырезать самостоятельно . На начальной стадии рисования витражей на стекле такой способ приемлем и выгоден. Когда научитесь уверенно пользоваться такой техникой создания изображения, можно купить шаблоны в магазинах, которые специализируются на продаже товаров для декорирования.

Для декорирования стекла можно использовать перечень инструментов:

Жидкость для обезжиривания (вроде медицинского спирта).

Пасты для матирования или аэрозоли.

При этом главным героем процесса будет сам трафарет для росписи по стеклу. Витражи на стекле – это настоящее чудо.

На видео: что понадобится для росписи стекла.

Тематика росписи

Если в храмах и соборах древней Европы применялся духовно религиозный стиль сюжетных картин витража, то в наше время существует огромный выбор и индивидуальный подход к желаемому образу. Во многих стилях дизайна витраж отлично дополняет или разбавляет общую картину.

Многие дизайнеры прибегают к применению узоров на стекле, продолжая традиции и развивая витражную роспись как художественное ремесло. Для многих мастеров витраж стал хобби всей жизни.

Витражное мастерство не имеет границ в выборе рисунка. Это могут быть обычные геометрические узоры, в более консервативном стиле. Окно можно поделить на симметричные фигуры или на хаотичную мозаику собственноручно.

Классические примеры росписи окон менее детализированы в деталях, в таких работах, где присутствуют обширные секторы, трудно будет нанести краску без разводов, поэтому такие места, например, можно оставить без краски и сделать только узор. Второй вариант добавить готовых узоров по шаблонам.

Для создания сложных рисунков также можно использовать любые раскраски и схемы рисунков для вышивания или росписи.

Выбор красок

Есть специальные краски на водной основе (например, фирмы Декола) и есть на основе растворителя (или они же масляные – немецкие, французкие и американские). Ролик наглядно демонстрирует, в чем разница между разными фирмами. 
Главное достоинство водных – низкая цена, а недостаток – блеклый цвет. На глянцевой гладкой поверхности пигмент образует пузыри в процессе нанесения кистью, а после высыхания цветное пятно может уменьшиться в размерах. Лучше использовать подобные для матовой и шероховатой поверхности. 
Краски на масляной основе стоят дороже, но выглядят насыщеннее и расходуются гораздо экономичнее. Ложатся плотным цветовым пятном и дают яркий эффект даже при нанесении в один слой. 
 

Из истории искусства

С появлением листового стекла в Х веке ведет свою историю витражная живопись. Кусочки цветного материала, при прохождении сквозь них солнечных лучей, создавали волшебную и очаровательную игру света.

Благодаря такому эффекту витражи появились сначала в храмах. Первыми композициями были религиозные мотивы, спустя время появились растительные орнаменты, которые приобрели широкую популярность.

Жестокие войны религиозных фанатиков в средние века привели к тому, что многие витражи были разбиты и заменены обычными стеклами.

  • В XVIII-XIX веках произошло возрождение витражной живописи. Этому способствовало улучшение качества стекла и появление обширной гаммы масляных и силикатных красочных материалов.
  • Окна можно было сравнивать с художественными композициями. В России получил широкую популярность Императорский стеклянный завод, среди продукции которого были витражи.
  • Новый век принес новую моду, настало время войн и разрухи, поэтому хрупкие произведения стали не востребованы.

Данное направление в искусстве вызвало интерес не только среди профессионалов, но и среди любителей, людей не равнодушных к творческому процессу создания прекрасных вещей.

Техника витражной росписи

Для новичков лучше воспользоваться контурным способом, поскольку он более прост и позволяет быстро представить будущую работу.

Этапы выполнения:

  1. Обезжирить поверхность под рисунок спиртом, приложить трафарет к стеклу и обвести маркерами разных цветов.
  2. Снять аккуратно шаблон, можно поместить его под стеклом.
  3. Нанести контуры композиции, двигаясь от середины к краям. Стремитесь к тому, чтобы линии были сплошными и ровными.
  4. Дайте хорошо (согласно инструкции на упаковке) просохнуть контурной пасте.
  5. Заполните краской каждый участок, двигаясь от центра к краям. Очень сложно «нащупать» нужную толщину наносимого слоя. При тонком покрытии поверхность будет иметь разводы, пятна. Очень густо – может произойти перемешивание красок. Фон закрашивается последним.
  6. Высушите выполненную роспись. Для закрепления краски изделие можно обжечь в духовке или покрыть лаком.

Бесконтурная техника является более сложной. В ее основе заложено свободное движение красок по стеклу. Перемешиваясь, они создают причудливые абстракции.

Создается впечатление, что материалы растекаются произвольно. На самом деле нужно особое мастерство, четкое понимание свойств различных растворов, степени вязкости и густоты, сочетаемости цветов.

Разбираем простое изготовление контурного витража на стекле

Это один из самых простых способов, который часто применим в домашних условиях. Практически в каждом магазине для творчества сейчас просто найти специальные контуры для стекла, которые избавят вас от работы с проволокой, как это встречалось раньше. Также существуют специальные трафареты для изображений различной тематики. Их продают, как в магазинах, так и существует возможность скачать их в интернете.

  1. Для начала работы положите под предварительно очищенное и обезжиренное стекло лист с рисунком.
  2. обведите силуэты контуром, при необходимости сделайте это разными цветами.
  3. После просыхания контура залейте каждый элемент красками, сделать это поможет аэрозольный баллончик или простая кисть, все зависит от размера изготавливаемого вами витража.
  4. Не следует торопиться при заливке, желательно дать просохнуть краске соседнего элемента.

Вот витраж и готов! Полюбуйтесь результатом! Получилось довольно быстро и просто. Данная техника создания подойдет для работы вместе с детьми.

Создание пленочного витража также не отнимет у вас много сил, большую часть времени будет потрачена на вырезание изображения из пленки. Работа довольно кропотливая, но стоит усилий. Этот вариант наиболее бюджетный в исполнении, стоит отметить, что профессионалы могут создать такой витраж почти что в любой стилистике, выглядеть он будет аналогично подлинному витражу и точно также красиво. Преимуществом данного витража является применение цельного листового стекла, что очень удобно и безопасно в использовании.

  1. В данном методе создания витража контур выполнен свинцовой лентой той же техникой, что и в заливном витраже.
  2. На обратную сторону стекла наносим пленочное покрытие, а не краску, как в предыдущей работе.
  3. Проложим еще одну ленту по приклеенному покрытию.
  4. Стыки следует пропаять паяльником.

В итоге получим двусторонний пленочный витраж.

Витраж Тиффани:

  • Витраж Тиффани – это необыкновенной красоты полотно, созданное из цветных стеклышек. Невозможно не любоваться игрой света на разноцветных стеклах, помещение будто погружается в волшебную сказку и все вокруг оживает. Витражи снова возвращаются в моду, теперь их можно встретить, как в классическом исполнении, размещенные в окнах, так и в более интересном виде, например, в дверях, на потолке и даже стенах. Ими украшают предметы мебели и декора, например, картины из стекла перестали быть редкостью и диковинкой.
  • Витраж Тиффани можно создать в домашних условиях. Изготовление не потребует дорогостоящего оборудования. В основу методики Тиффани легло создание композиций из кусочков цветных стекол, которые соединяют между собой с помощью медной ленты с клеящим слоем и припоя.
  • Этот витраж наиболее сложен в исполнении. Он сочетает в себе вместе элементы пленочного и заливного витража. В видео в конце статьи представлен полный мастер-класс по его изготовлению. Если кратко описать технологию витража Тиффани, то она заключается в наклеивании маленьких кусочков стекла, предварительно вырезанных с помощью трафарета и самостоятельно раскрашенных. Процесс изготовления по данной технике крайне трудоемкий, работа требует колоссальной усидчивости и огромной внимательности. Результат готового изделия потрясет вас своей красотой, такой витраж будет выглядеть очень дорого и изысканно, а также придаст вашему дому необычайное очарование и шарм.

Подготовка поверхности и трафарета

Перед нанесением хорошо очистите поверхность стекла водой с моющим средством или спиртом. Первой применяем матирующую пасту. Для максимальной ровности рисунка особенно важна чистая поверхность. Примерьте трафарет, чтобы убедиться в точности размеров.

Нанесите аэрозольный клей на обратную сторону трафарета. Если матируете стекло, он просто необходим. Старайтесь равномерно распределить клей по поверхности трафарета, так как трафарет многоразовый.

Следующий важный подготовительный шаг – хорошо и плотно приклеить трафарет. Разглаживание через лист бумаги поможет сберечь его от повреждений, а стекло – от загрязнения. Берите матирующую пасту и намазывайте её, как варенье на хлеб, одноразовой ложкой.

Паста не агрессивная, безопасна для кожи, а на стекле моментально оставляет следы

Поэтому важно не капнуть мимо

Равномерно покройте рисунок большим слоем краски. Картинка будет казаться расплывчатой. Оставьте пасту на 10-15 минут для распределения по поверхности стекла. Соберите лишнюю пасту обратно в банку, ведь она многоразового использования. Стеклянную поверхность надо как можно быстрее промыть, чтобы краска не выела лишнюю территорию. Делайте это под сильной струей воды резко и энергично.

Многоразовые самоклеящиеся трафареты для витражей позволят получить великолепные изображения на стеклянных поверхностях.

Для рисования понадобится именно акриловая краска, она не растекается по поверхности, её трудно смыть. Гуашевые и акварельные краски для данной техники не применяются. Также не подходят и масляные краски и темперные, которые имеют длительный период высыхания.

Если выберете особую технику росписи, можно использовать ассортимент контурных красок для стеклянной поверхности.

Из истории искусства

Витраж активно работает с цветом и светом. Когда солнечный луч проходит через цветное окно, внутри помещения появляется выразительная игра света, которая завораживает и создает эмоциональный эффект. Именно поэтому первыми прием стали использовать в храмах. Первые подобные работы появились в середине первого тысячелетия нашей эры (500е-600е года).
Поначалу сюжетами служили сугубо религиозные мотивы – изображение Христа и святых, кресты и другая христианская атрибутика. С момента, когда узорчатые стекла стали использовать в быту и интерьере, и тематика изображений существенно расширилась, и особую популярность приобрели растительные мотивы.
 

Трафареты для матирования

Для того, чтобы красиво оформить внутренние или мебельные двери, воспользоваться можно трафаретами для матирования стекла, предполагающего закрытие фона и оставление открытыми мест, на каких должен быть рисунок (или наоборот). В условиях мастерской матирование создается пескоструйным способом или способом травления. В условиях дома добиться эффекта матовости можно с помощью художественной росписи с использованием распыления краски или нанесения ее спонжем.

Фото — 31 Витраж матированием

Фото — 32 С помощью подобных трафаретов можно красиво оформить мебель, двери и перегородки

Фото — 33 Трафареты для матирования

Фото — 34 Витражные трафареты привлекательные композиции

Фото — 35 Трафарет — Рисунки Музыкантов

Однако их не нужно применять для матирования: с помощью подобных трафаретов можно красиво оформить мебель, двери и перегородки разными расписанными узорами, символами и рисунками. Трафареты пригодятся для росписи непрозрачного стекла и больших предметов, например, стеклянных ваз, и еще нанесения на любую поверхность из стекла повторяющихся орнаментов.

Фото — 36 Витраж на 3 двери

Фото — 37 Витражная роспись трафарет

Фото — 38 Трафареты пригодятся для росписи непрозрачного стекла и больших предметов

Фото — 39 Трафарет — Лиственный узор

Фото — 40 Бело-черный кружевной узор

Достоинства и недостатки витражей

Декоративная композиция из стекла привлечет внимание профессионалов и простых обывателей. Яркие краски, преломленные солнечные лучи, стильный либо классический рисунок заставит задержать взгляд на стеклянной мозаике

Однако, цветные панно имеют как достоинства, так и недостатки

Однако, цветные панно имеют как достоинства, так и недостатки.

Витражи в интерьере станут средством визуального расширения пространства.

Достоинства витражей:

  1. Цветная мозаика придает эстетичный вид помещению внутри и снаружи.
  2. Витражи устойчивы к коррозии и не промерзают.
  3. Если мозаика состоит из отдельных фрагментов, их при необходимости можно заменить.
  4. Яркое панно, установленное в оконном проеме, заменяет шторы и гардины и зрительно увеличивает объем помещения.
  5. Мозаики не горят и не плавятся, то есть, пожаробезопасные.
  6. Такой вид остекления признан экологически чистым.
  7. С помощью витража неприглядному зданию можно придать современный, нестандартный образ.
  8. И самое главное: созданный своими руками витраж подчеркивает индивидуальность жилища и художественный вкус хозяина.

Изначально витраж представлял собой тщательно подобранные кусочки стекла, соединенные между собой металлическими перегородками.

Однако, у декоративного панно есть и недостатки. Правда, их намного меньше.

  • Мозаика, выполненная акриловыми красками, требует специальной термообработки.
  • Витраж хрупкий, как любое стекло.
  • При остеклении больших площадей (здание офиса), нужно учитывать устойчивость к ветровым нагрузкам и сейсмоактивность района.
  • Сферические формы мозаики не прочные.
  • В сборных витражах невысокий процент прочности. Для больших площадей лучше применять пленочные или заливные панно.

Вариантом классического витража называют стиль Тиффани.

Область применения каждой витражной техники в отдельности

Витражная техникаСфера применения
Классическаяокна, потолки, ниши, перегородки, картины (панно)
Тиффаниокна, зеркала, ниши, картины (панно), светильники, изделия
Фьюзингпотолки, ниши, на кухне, изделия, зеркала, светильники
Расписнаядвери, перегородки, ниши, шкафы-купе, светильники, картины (панно), зеркала, экраны для батарей
Пескоструйокна, двери, перегородки, шкафы-купе, на кухне, мебель, зеркала, экраны для батарей
Пленочнаядвери, перегородки, ниши, шкафы-купе, картины (панно)
Фотопечатьокна, потолки, двери, перегородки, ниши, шкафы-купе, картины (панно), экраны для батарей
Фацетнаяокна, двери, перегородки, шкафы-купе, зеркала, на кухне, мебель
Заливнаяперегородки, двери, зеркала, картины (панно), потолки, ниши, мебель
Травлениедвери, перегородки, окна, шкафы-купе, зеркала
3D-витражиокна, двери, перегородки

Виды росписи

По применению витражная роспись классифицируется как:

  • Оконная. Распространена в большей степени;
  • Перегородочная. Применяется для оформления мобильных стен и дверей с остеклением. Специфичность состоит в наложении красок с двух сторон, точно соблюдая симметрию контуров росписи;
  • Потолочная. Впечатление от стеклянных расписанных потолков при условии грамотно расположенной подсветки, потрясающее;
  • Картинная. Это могут быть элементы интерьера, изготовленные в виде панно, картин. Заготовки стекла покрываются соответствующими составами и фиксируются на стенах;
  • Аксессуарная. Речь идет о росписи различных бытовых предметов – ваз, бокалов, чашек и прочих экспонатов. Именно такие виды подходят для начинающих любителей этого искусства.

Виды витражных технологий

В мире существует большое количество витражных технологий. Каждая из них имеет свои особенности. Но всех их объединяет одна цель — они играют роль декоративной отделки. Витраж один из самых древних способов декорирования. В давние времена техника использовалась в украшении соборов и храмов. Особенной популярностью в то время пользовался английский витражный стиль. Сейчас предметы витража можно встретить в интерьере любой квартиры.

Самые популярные виды витражей:

  • классический витраж;
  • техника Тиффани;
  • Фьюзинг;
  • пескоструй;
  • расписной витраж;
  • пленочный;
  • фотопечать;
  • фацентный витраж;
  • матирование стекла;
  • 3 D витраж;
  • литой;
  • заливной;
  • комбинированный.

Каждая технология сложна в выполнении по-своему. Самой востребованной технологией ручной работы является заливной витраж. Украшение по данной технологии, можно исполнить самостоятельно в домашних условиях. Данную технику можно спутать с росписью стекла, но эти две техники имеют значительное отличие. А именно заливной витраж имеет рельефный контур.

Что такое витраж?

Витраж – это прозрачная картина, рисунок, узор, который выполняется на стеклянной поверхности. Местом установки такого изображения являются световые проемы окон, дверей, фонари, своды, купола, сплошные плоскости стен и даже специальные украшения на художественных изделиях.

При росписи по стеклу практикуется обведение линий и деталей рисунка путем нанесения тонкого слоя контурной краски, не оставляя участков на стекле с отверстиями и прерывистыми линиями. Функция краски – барьерная. Ну а пространство между элементами контуров раскрашивают кистью или из тюбика, у которого специальный вытянутый носик, с применением витражных красок.

Сегодня художественная обработка стекла все более совершенствуется, что закономерно требует расширения понятия «витраж».

Точечная техника рисования

Разновидности изображений зависят от выбора техники росписи. Благодаря точечной технике можно работать контурной витражной краской по поверхности. Последовательность работ следующая:

  • Нарисовать контуры простым карандашом.
  • По контуру наносятся точки, у которых одинаковые размеры на одинаковом расстоянии.
  • Методика требует нанесения рисунка от общих элементов к частным, сразу – крупное изображение, потом – более мелкие детали. От того, как сильно надавили на тюбик, будут зависеть размеры точек раскраски.
  • При использовании контурного изображения раскрашивать детали необходимо по контуру рисунка.
  • Для выполнения детальной прорисовки пользуйтесь тонкими кистями или контурными красками в тюбике.

Для выполнения витражной росписи потребуется сноровка и аккуратность. Краски в тюбиках не такие густые, как акриловые, поэтому могут растекаться по поверхностям.

Надеемся, что полученные сведения помогут освоить эту интересную технику. Пусть рисование разноцветными трафаретными красками приносит вам настоящее удовольствие от творческого процесса!

Роспись стакана по трафарету (1 видео)

http://strport.ru/mebel-i-predmety-interera/risunki-dlya-vitrazha-tekhnika-i-sposoby-perenosa

http://kvartal-club.com.ua/polezno-znat/trafarety-dlja-vitrazhej-i-vitrazhnaja-plenka-86.html

Алгоритм работы

Как же правильно нанести на стеклянную поверхность картинку, роспись или узор? Последовательность действий выглядит так:

  1. Подготовьте ряд необходимых материалов и инструментов.
  2. Произведите обезжиривание поверхности, удалите с неё грязь и пятна, чтобы можно было наносить краску равномерно.
  3. Обязательно закрепите трафарет на поверхности, для чего применяйте скотч.
  4. Наносите краску при помощи губки, начиная со светлых оттенков.
  5. Мелкие элементы можно прорисовывать кисточкой.
  6. Готовое изделие необходимо просушить так долго, как этого требует разновидность краски. Оптимально применяется естественное высыхание в течение суток.
  7. После высыхания краски поверхность рисунка можно покрыть акриловым лаком, чтобы изображение лучше закрепилось.

Для получения изображения с четкими контурами важно, чтобы губка была сухой. Тогда роспись по стеклу будет выглядеть красиво

Декорирование столика

Прозрачный журнальный столик – классика интерьерного жанра. Если хочется привнести в привычный предмет мебели изыска и шарма, витражная роспись – один из самых простых способов. Предварительно поверхность обезжиривают с помощью спиртосодержащего раствора или крепкого алкоголя, чтобы декор хорошо взялся и служил вечно. Получившаяся вещица идеально впишется в комнату стиля китч, эклектика, американский модерн, бохо, бидермейер, восток, онто-арт, ретро, фьюжн. 

Занятия творчеством дарят массу энергии и вдохновения. Стоит один раз взять в руки кисть и акриловые контуры с красками – и остановиться будет невозможно. 
 

5 ноября 2022

Пленка для витражей

Еще 1 относительно простой и относительно дешевый сегодняшний метод создания витражных поверхностей из стекла – самоклеющаяся цветная пленка (под наборной витраж) и декоративная свинцовая лента. Для такой имитирования также понадобятся эскизы и шаблоны, но вырезать детали необходимо не так как стеклянные – наравне, а с маленьким запасом, который можно убрать после приклеивания. Пленка для витражей прекрасна тем, что с ее помощью можно реализовать почти что любой рисунок и почти что на любой, также изогнутой, поверхности.

Фото — 41 Пленочный витраж, отлично моделирующий технику Тиффани

Фото — 42 Пленочные витражи на окна, двери

Фото — 43 Витраж из пленки

Фото — 44 Самоклеющаяся витражная цветная пленка

Фото — 45 Разработка создания плёночных витражей

Иной вариант – готовая пленка с рисунком, которую можно приклеить на обратную сторону светопропускающего стекла. Как видно, есть большое количество способов создания изделий для декора из стекла, изготовление которых намного упрощено за счёт готовых трафаретов и шаблонов, и еще новых витражных методик, например как аппликация и фотопечать.

Фото — 46 Вариант готовой пленки с рисунком

Фото — 47 Пленочные витражи на поверхности стекла

Фото — 48 Витражная пленка. Специфики применения

Фото — 49 Пленочный витраж для купейного шкафа

Фото — 50 Эскиз витража, сделанного при помощи пленки

Выбор витража

Рассматриваемый вид декора представлен на рынке не только разнообразными видами – витражи даже выполняют в разной технике. Наиболее распространенными из них считаются:

  1. Пленочный витраж – его сможет выполнить даже неопытный человек, без какого-либо художественного образования. Рисовать и придумывать какие-то изображения при использовании пленочных витражей не понадобится – достаточно лишь оклеить отделочным материалом стекла. Наклеивается такая «витражная пленка» по принципу тонировочной пленки на автомобили – стекло зачищается от грязи и жира, с пленочного витража снимается защитный слой, одним точным движением наносится подготовленная пленка на очищенное стекло, все тщательно разглаживается/распрямляется.
  1. Стеклянная мозаика – тут тоже все достаточно просто. Сначала выполняются разноцветные фрагменты из закаленного стекла, а затем все собирается в задуманную композицию. Отлично мозаика подходит для оформления оконных и потолочных витражей – изображение получится визуально более объемным.
  1. Витраж в стиле «фьюзинг» — сложное производство такого типа витража делает его дорогостоящим товаром. Сначала на стеклянную поверхность наносится рисунок, затем на него выкладываются небольшие фрагменты стекла в точном соответствии с уже исполненным цветовым решением, потом полотно кладется в печь для запекания.
  1. Технология Тиффани – это классика выполнения витражных стекол. Суть изготовления: изготавливаются небольшие стеклянные фрагменты нужной формы и цвета, затем они собираются в единую композицию, где все фрагменты между собой скреплены с помощью медной фольги.
  1. Травленый витраж – производство таких элементов декора подвластно только специалистам. Суть в следующем: на стекле с помощью специальной кислоты наносятся глубокие контуры будущего изображения, эти линии просто выжигаются агрессивным веществом.
  1. Псевдо-витраж – его еще называются расписным, считается самым простым и незатейливым украшением помещения. Все просто – на стекло просто наносится изображение обычными красками. В магазинах имеются в продаже даже специальные трафареты – с ними расписать стекло под витраж сможет и далекий от изобразительного искусства человек.

Техника витража и его виды

  • пескоструйный;
  • спечной (фьюзинг);
  • расписной;
  • мозаичный;
  • свинцово-паечный;
  • травленый;
  • наборный;
  • фацетный.
  1. Пескоструйный витраж изготовляется из группы стекол, которые называют филенками. Работа выполняется при помощи пескоструйной обработки. При этом филенки объединены общей смысловой и композиционной идеей.
  2. Спечной витраж, по-другому фьюзинг, подразумевает использование техники, когда рисунок создают благодаря совместному запеканию фрагментов цветного стекла или же впеканием в стекло других элементов: металлических, проволоки и т. д.
  3. Расписной витраж оправдывает свое название. При изготовлении его стекла украшают росписью, иногда декорируют фацетными, прессованными, гранеными стеклами.
  4. Мозаичный витраж собирается из фрагментов стекол, из которых выкладывают орнамент. Иногда элементы, составляющие его, предварительно отливают в форму, а затем используют.
  5. Свинцово-паечный представляет собой классическую технику витража. Она появилась раньше других — еще в средние века, и стала основой для других видов витража. Как видно из названия, работу делают из фрагментов стекол, объединяют их в свинцовую оправу, которую в стыках запаивают.
  6. Травленый создается из группы стекол, которые выполняются в едином техническом приеме и относятся к общей технике травления. Также их объединяет общая смысловая и композиционная идея.
  7. Наборный витраж создается из кусочков нарезанных стекол, которые даже не расписаны. Поэтому это один из самых простых видов витража.
  8. Фацетный выполняется из полированных, шлифованных, объемных стекол или из таких, которые имеют огранку. Так как здесь используют толстое стекло, поэтому готовые детали нужно собирать в очень прочную оправу (обычно она медная или латунная). Часто такой витраж используют для устройства мебельных дверок, в межкомнатных дверях.

Необходимые материалы

Чаще всего разрисовать все подряд чешутся руки у опытных художников, но бывает так, что хочется сделать что-то красивое со стеклом, а рисовать нет художественных навыков.

Об особенностях красок, которые нужны для витражной росписи, нужно знать то, что они доступны в продаже любому обывателю. Эти краски очень жидкие по своей структуре, благодаря чему и создают эффект прозрачного цветного стекла. Также они быстро сохнут и многие из них имеют резкий запах.

Они могут продаваться в тюбиках с насадками, с помощью которых легко распределять краску по стеклу без потеков.

Самый главный момент в витражной росписи — нам понадобятся специальные контуры для витража, а именно густая краска в конусных тюбиках с тонким носиком, благодаря которым наносят очертания эскиза, создавая ограниченные части. В них заливается краска, которая не растекается, если нанести контур правильно без разрывов.

Классификация, разновидности витражей

Признак

Варианты
Временной период

Специального временного деления для витражных конструкций не существует, используют общую для всего стиля классификацию, в национальных традициях разных стран названия могут отличаться. Наиболее распространённой является французская периодизация:

  1. Ранняя готика. Технологии были в значительной степен заимствованы в предыдущей романской традиции. Отличие заключалось в больших размерах окон. Витражи состоят из множества сюжетных сцен.
  2. Зрелая или лучистая(в английской традиции называется «»). Окна с более сложной прорисовкой, акцент в витраже делается на один сюжет или изображение.
  3. Поздний период – пламенеющая или пламенная готика. Витражные рисунке в большей степени выглядят, как сложная художественная роспись по стеклу.
  4. Период готического возрождения XIX века.Появляется много витражей на светскую тему в жилых и общественных зданиях, которые изготавливаются с учётом современных (для 19 в.) технологий.
  5. Неоготика XX века. Современный витражи на разнообразную тему, зачастую отражают веяния моды времени, например, с авангардными сюжетами.
Национальные направления
  1. Французская готика считается эталоном стиля, так как именно во Франции зародился стиль и было наиболее развито витражное искусство.
  2. Английская готика изначально копировала французский стиль, но со временем появилось множество собственных уникальных элементов.
  3. Немецкий готический стиль(поздняя готика).  На месте современной Германии существовало множество автономных княжеств, поэтому «немецкая традиция» – это условное название, объединяющее несколько направлений. Также, этот стиль иногда называют международным, так как мастера по стеклу работали во многих странах одновременно, поэтому нельзя однозначно отнести их работы к какой-то конкретной школе. В целом, направление характеризуется глубокой прорисовкой рисунка с большим количеством оттенков, такие витражи больше напоминают произведения станковой живописи.
Тема витража

Большая часть изображений посвящена библейской тематике.

  1. Витражи, посвящённые какому-либо христианскому святому.
  2. Сложный сюжет на библейскую тему, например, группа иллюстраций к одной из книг Библии.
  3. Светская тематика, связанная с политической историей, историей правителей страны или историей города. Характерна для позднего периода и неоготики.
  4. Орнаментальный витраж без сюжета

Также, есть специфические изображения, как например, медальоны, посвящённые меценатам, на пожертвования которых изготовлен витраж.

По форме оконного проёма
  1. Классическое стрельчатое окно.
  2. Круглое окно-роза. Готическая розетка – обязательный элемент каждого французского собора, такой витраж является, как правило, центральным элементом фасада и интерьера. В английской традиции розы почти не использовались.
  3. Сплошное остекление. Вся стена оформляется рядом больших витражных окон. Например, Капелла Сант-Шапель во Франции.
Стиль оконных переплётов

Так как ранняя технология производства витражей изначально не позволяла делать полотна большой площади, оконную раму делили на части каменными стойками, так называемыми «». Очень быстро они стали неотъемлемой частью декора окна и украшались декоративным орнаментом «масверк».

Стиль орнамента со временем всё более и более усложнялся. Их также делят на ранний, зрелый и поздний. Самый сложный орнамент – поздний, украшения окна напоминают языки пламени, поэтому стиль называется «пламенеющим».

Кроме того, мастера витражисты знают множество специфических техник изготовления готических витражей. Так как стиль развивался несколько столетий подряд, технологии постоянно совершенствовались. Однако, такая классификация интересна только профессиональным мастерам, и эта тема выходит за рамки нашей обзорной статьи.

Преамбула

В Средние века простое стекло, не говоря уже о цветном, было дорогим товаром. Даже обычный человек не мог себе его позволить, предпочитая оформлять дома деревянными ставнями. Сам же витраж являлся религиозным по своей природе. Особенной популярностью пользовались геометрические узоры, которые рассматривались как представление о совершенстве Бога. Да и такое стекло сильно преобразовывало святое место, создавая уникальную атмосферу.

Сегодня витражи — просто красивое украшение, которое можно встретить в любом светском доме. Правильные инструменты и материалы, терпение и желание помогут самостоятельно создать уникальное цветное стекло.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий