Жостовская роспись. Картинки, элементы росписи, фото

Подготовка к росписи

Подготовка – трудоемкий процесс, который включает сразу несколько манипуляций.


Покрытие подноса эмалью

Подготовительный процесс поэтапно:

  • отжиг – термообработка, при которой изделие нагревается до нужной температуры, а затем медленно охлаждается;
  • обезжиривание – поверхность очищается от жировых пленок и прочих загрязнений;
  • грунтование – обеспечивает защиту подноса от коррозии;
  • нанесение эмали – два-три слоя эмали с последующей сушкой слоя и зачисткой.


Мастер зачищает поверхность подноса После того, как все этапы выполнены, за работу может браться художник. Только на такую, тщательно подготовленную поверхность идеально ляжет картинка.

Технология жостовской росписи для детей: простые мастер-классы

Для того чтобы заняться жостовской росписью с детьми дошкольного возраста, лучше применить гуашь вместо масляных красок и начать раскрашивать бумажные тарелки или картонные подносы. Для творчества детворы есть простые мастер-классы.

Букет ромашек и роз: лёгкая роспись цветов гуашью и акварелью

Берётся комплект гуашевых красок, белёсый лист бумаги, салфетки, кисточки из синтетики, ёмкость с водой.

Рассмотрим поэтапное создание ромашкового поля:

  1. На подставке смешивается синяя и белёсая гуашь и накладывается на лист – получится небо.
  2. Внизу листа мазками зелёного и жёлтого оттенков и лимонными вкраплениями образуется само поле.
  3. Просушивание.
  4. Число цветов может быть произвольным. Кистью с белёсой гуашью проделываются оттиски лепестков.
  5. Привносятся блики на лепестки, накладывается голубая краска в сочетании белой и синей гуаши.
  6. По центру цветков вырисовываются жёлтые кружки.
  7. Очередь изобразить листки и стебельки. Вырисовываются зелёной краской, оттеняя жёлтой гуашью, а в завершение образуются блики за счёт белой расцветки.

Это несложный способ, содействующий развитию творческого потенциала.

Лёгкий рисунок карандашом: венок и фрукты

Простой венок карандашом можно выполнить, нарисовав на листе бумаги большой овал.

На внешней стороне овала рисуются тонкие веточки с продолговатыми листьями типа рябины.

По собственному усмотрению можно оформить веточки с мелкими листьями и рассредоточить их на внешней стороне овала.

В нескольких местах зарисовывается красным цветом, что изображает плоды рябины. В середине можно нарисовать грушу, яблочко или др.

Поэтапное исполнение плода:

  1. Рисуется круг.
  2. Наверху круга дорисовываются вытянутые контуры груши и контуры листка.
  3. Вверху плода рисуется черешок и на нём листок.
  4. Ближе к низу по центральной осевой делается маленькая черта.
  5. Убираются схематичные линии и плод можно зарисовать жёлтым, а листок зелёным цветом.

Особенности росписи

Жостовская роспись выполняется на подносах. Обычно используют простые жестяные изделия. Такая утварь может быть использована в обиходе по основному назначению или в виде подставки под посуду. Жостовский поднос применяют также в качестве украшения интерьера. Такой предмет гармонично впишется в дизайн, стилизованный под старину.

Классический вариант техники – выполнение рисунка из цветов на черном фоне. Однако в последнее время цветовая гамма старая более разнообразной. Теперь в качестве фона используют темно-синие, серебряные, красные или зеленые тона. Все зависит от фантазии художника и назначения подноса. На заказ мастер может выполнить роспись на любом фоне.

Центр композиции составляет букет. В данном случае принято рисовать цветы маленьких и больших размеров. В этом заключается особенность жостовских подносов. Композицию дополняют стебли, листья и бутоны. Чаще всего жостовские подносы украшают такими цветами:

  • розы;
  • астры;
  • маки;
  • георгины.

На подносе рисуют букет этих цветов, который дополняют полевыми цветами. Это могут быть ромашки, незабудки, васильки и другие растения.

Выделяют несколько вариантов расположения букета:

В центре. Это техника называется собранным букетом.

По краям. Такой вариант называют венком. В этом случае центр подноса могут украшать другие рисунки. Обычно выполняют храмы, или другие архитектурные сооружения, а также птицы и животные.

Расписать жостовский поднос может не только мастер, но и любой желающий. Перед такой работой лучше всего сначала освоить технику росписи. Для этого выполняют рисунки на бумаги, о чем будет рассказано далее.

Цвета

Классическая подача рисунка жостовской росписи подразумевает наличие фона, который чаще выполнен в черных либо красных цветах. Сегодняшняя продукция Жостово может выполняться и в нежных пастельных оттенках, которых изначально не было. Красный, синий, зеленый, голубой фон – традиции оформления подносов, на таком ярком фоне красиво располагаются цветочные элементы.

Сюжетные изображения тоже могут выполняться на подносах, но все всем прочим жостовским мотивам предпочитают именно цветы. Достаточно яркие, выразительные цвета, выполненные не более профессионально, нежели те же элементы в более старинных промыслах, требуют немалого мастерства от художника.

Техника выполнения

Классическая роспись предполагает использование черного фона. Для промысла брали подносы разнообразных форм, от стандартных прямоугольных до сложных комбинированных. Процесс создания будущего шедевра состоит из нескольких этапов. Давайте детально рассмотрим каждый из них.

Грунтовка

Первый шаг росписи. Поверхность подноса обрабатывается шпаклевочным материалом. Затем мастера шлифуют изделие. Именно на этом этапе художник определяется с цветом полотна, в дальнейшем изменить его нельзя.

Тенежка

Придает полупрозрачной композиции реалистичность. Возникают отчетливые тени, полутона и блики. Цветки приобретают объемность, листья и стебли выглядят более натуральными.

Прокладка

Самый важный этап создания композиции. Слой позволяет придать букету максимальную правдоподобность, которая является отличительной чертой жостовской росписи. Именно реалистичность выделяет промысел на фоне остальных народных ремесел.

Главная задача живописца конкретизировать детали, высветлить отдельные участки композиции. Мастер устанавливает контрастность либо выравнивает орнамент за счет плавных переходов.

Бликовка

Объемности изображения умелец добивается с помощью бликов. Создается ощущение, что цветочные букет попал под лучи солнышка. Он будто светиться изнутри и блестит. На данном этапе композиции «заряжается» настроением и приобретает уникальный колорит.

Чертежка

Один из самых интересных шагов в процессе росписи. Задача живописца с помощью тонкой кисточки и минимального количества краски детально прорисовать каждый элемент композиции, добавляя ей натуральности.

На ягодках появляются семена, в чашке цветков образуются пестики и тычинки. Листочки и трава становятся объемными и реалистичными за счёт использования кружевных дополнений и прочих сложных акцентов.

Привязка

На заключительном этапе комбинацию из цветов и растений требуется гармонично вписать в фон. Для этого художник использует усики, травинки и многочисленные витиеватые элементы. Благодаря привязке полотну придается еще больше объемности, и композиция выглядит цельной и гармоничной.

Чтобы изделие смотрелось завершенным, и стилистика максимально соответствовала принятым нормам, мастера напоследок «прибираются». Они декорируют бортики подноса геометрическими линиями, растительными орнаментами, венками из цветов.

Окантовка может быть обильной, не уступающей по богатству центральным фигурам картинки или скромной, слегка подчеркивающей рамки изделия.

Основные мотивы

Раскраска жостовской росписи производится беличьими кисточками. Для работы используют масляные краски, разведенные скипидаром. Орнамент на бортах подноса выписывается либо белой краской, либо растворенным золотым порошком. Существует два вида подносов. Одни предназначены для бытовых целей. Их ставят под самовары и используют для подачи еды. Другие изделия предназначены для украшения интерьеров.

Основа обычной жостовской росписи — это букеты, состоящие из крупных и мелких цветов, листьев и трав. В центре композиции находится несколько больших элементов: розы, георгины, пионы. Вокруг них расположены более мелкие цветы и бутоны, связанные между собой травами и стеблями. Иногда на первый план помещают фиалки, вьюнки или клевер. Композиции могут быть дополнены гроздьями ягод, птицами и другими элементами. Если жостовский букет находится в центе подноса, то его называют собранным. Если цветы располагаются по периметру, то композиция называется венком.

Иногда на подносах изображают только ветви и гроздья ягод или натюрморты с фруктами. Первоначально композиции часто брались из живописных полотен известных художников, но интерпретировали их по-своему. И сегодня художники используют элементы классической росписи, но в то же время ищут собственные решения. Кроме цветочных композиций, на подносах изображают известные жостовские сюжеты: пейзажи, жанровые сценки, тройки лошадей. В каждом подносе элементы жостовских узоров четко вписываются в плоскость изделия, великолепно передаются глубина и объем нарисованных объектов.

Возникновение жостовской лаковой росписи по металлу

Изготовленные на Урале и украшенные лаковой росписью металлические сундуки и подносы, кувшины и ведра, а также другие предметы повседневного обихода продавались не только на местных Ирбитской и Крестовской ярмарках, но и на Всероссийской Макарьевской ярмарке в Нижнем Новгороде.


Возможно, именно увиденные здесь изделия уральских мастеров вдохновили братьев Вишняковых на лаковую роспись металлических подносов. Семейное дело Вишняковых с 1825 года развивалось в основном как роспись лаком различных изделий из папье-маше – табакерок, портсигаров, альбомов, сухарниц и шкатулок.

С 1830 года большинство мастерских, расположенных в селах и деревнях Троицкой волости, таких как Троицкое, Хлебниково и Жостово, перестали изготавливать предметы из папье-маше, а перешли на производство и роспись металлических подносов.

Близость к столице позволяла промыслу обходиться без посредников и иметь постоянный рынок сбыта, а также по приемлемым ценам закупать необходимые материалы.

Цвета жостовской росписи

Традиционно, для оформления разных частей рисунка, используются следующие оттенки:

ФонЧерный, серебристый, синий, красный, темно-зеленый.
ЦветыКрасный, оранжевый, розовый, желтый, голубой, синий.
ЛистьяЗеленый, светло-зеленый, жёлтый, белый, золотой.
Зооморфные элементыКоричневый, оранжевый, желтый, красный, белый, серый, синий.
Рамка (борта подноса, края посуды)Золотистый, серебряный, желтый, красный, черный.

После сложного периода в развитии росписи (1930 г.), яркие краски стали разбавлять пастельными оттенками. На цветах часто изображают блики белой краской. Зооморфные элементы стали выглядеть более реалистично, чем раньше. В целом роспись стала более разнообразной.

В последнее время (с 1970 г. до сегодняшних дней) популярным цветом для оформления фона стал оттенок «слоновая кость». На светлом, слегка бежевом фоне, яркие цветочные букеты сморятся не менее элегантно, чем на тёмном цвете. Светлый фон выглядит более мягким и придает посуде нежный, уютный характер.

Жостовская роспись, картинки, изображенные на посуде и другой кухонной утвари, благодаря широкому цветовому спектру привлекают внимание даже тех людей, которые не интересуются традиционным творчеством. Этот факт всегда был знаком того, что искусство действительно является уникальным и интересным

История промысла

Промысел возник в средине XVIII века на Урале, где было сконцентрировано наибольшее количество металлургических заводов. В XIX веке подносы стали активно изготавливать в деревнях Московской губернии – Жостове и Новосельцеве. В скором времени местный промысел приобрел просто колоссальную популярность.

Начиная с 1920 года, в разных городках начали формироваться довольно мощные трудовые артели. Однако, спустя десять лет народные промыслы пытались вытеснить советские идеи, предполагающие утверждение реализма.

Только в 1960 гг. художественная роспись вновь обрела внушительный авторитет. Ведущие мастера создавали не просто яркие и самобытные композиции, но и подкупали особым колоритом и неподдельной эксклюзивностью.

https://youtube.com/watch?v=_UbDuZUcqLs

Финишное покрытие

Осталось лишь покрыть поднос лаком, чтобы вся нарисованная композиция заблестела, засияла, и стала особенно нарядной. Обычно требуется 3 слоя лака, с последующей просушкой и прочисткой слоев, так увеличится и эксплуатационная мощь изделия. Все же предполагается, что служить такой поднос может не один десяток лет.

О том, когда и как появился жжостовский поднос, вы узнаете из нашей статьи: «История возникновения жостовской росписи и легендарного жостовского подноса».

Промысел претерпевал взлеты и падения, но смог не только сохраниться в 21 веке, но и поднять новую волну интереса. Традиционное творчество развивается, приобретает новые способы выражения и презентации.

Статью прочитали: 99

Техника создания узора

Жостовская роспись (картинки на разных поверхностях рисуют, используя одинаковую технику) создается в 9 этапов.

1 этап – замалёвка. Как он осуществляется:

  1. Поверхность посуды обезжиривают.
  2. Наносят грунтовку. Это специальный состав, который не позволит краскам скатываться и поможет закрепить их, чтобы рисунок не стирался.
  3. После сушки посуду окрашивают в тот цвет, который будет фоновым.
  4. Мастер подбирает эскиз. Затем делает отметки, чтобы рассмотреть несколько вариантов расположения рисунка на поверхности.
  5. Широкой кистью художник делает первые мазки. Он намечает положение крупных бутонов, листьев и лепестков. Часто в этот момент у мастера на столе сразу несколько работ. Он оформляет их одновременно.
  6. Набросок нужно закрепить. Для этого посуду кладут в сушильный шкаф. Минимальное время сушки – 12 ч. Дополнительное время, а также температура сушки зависит от материала, из которого изготовлен предмет.

Посуду вынимают из шкафа и остужают.

Далее начинается 2 этап – выправка. Художник прорисовывает формы крупных элементов более четко. Добавляет новые слои краски, делая набросок ярче.

Следующий, третий этап, называется «тенёжка». Как он осуществляется:

  1. Поверх наброска мастер наносит тонкие слои красок. Он разводит их маслом так, чтобы консистенция получилась полупрозрачной.
  2. Темные элементы рисунка прокрашивают более плотными цветами.
  3. Затемняют основана бутонов, выделяют тени между лепестками, смешивая краски на палитре.
  4. Тонкой кистью намечают положение прожилок на лепестках и листьях.
  5. Пририсовывают текстуру стеблей.

4 этап – прокладка. Художник использует пастельные тона. Он выделяет светлые части растений, накладывая более плотные слои краски.

5 этап – бликовка. Как он осуществляется:

Используя широкую кисть и белую краску, мастер выделяет крупные блики.
Мазки аккуратно растушёвывают

Они должны быть плавными, без четких контуров.
Мелкой кистью выделяют светлые линии на краях лепестков, листьев и стеблях.
Размашистыми кистями осторожно прорисовывают светлые прожилки. На кисть не давят

Только кончики ворса, смоченные в белой краске, касаются рисунка. Должны оставаться плавные, очень тонкие линии.

6 этап – чертёжка. Художник использует тонкую кисть и белую краску. Теперь он наносит четкие и яркие линии. Обводит по контуру все светлые участки рисунка. Выделяет края бутоны, кончики листьев и блики на ягодах.

7 этап – семенцовка. Используя желтую, оранжевую, свето-зелёную и белую краску, мастер прорисовывает тычинки, пестики и семена. Добавляет несколько мелких точек на фоне. Обычно они имитируют мелкие цветы.

8 этап – привязка. Это процесс «связывания» картинки в единое целое. Художник заполняет просветы между крупными деталями рисунка. Это могут быть точки, мелкие цветы, лепестки и крохотные листья. На все эти элементы также накладывают тени и высветляют блики.

Букеты, связанные в пучок, либо разбросанные цветы украшают тонкими травинками. Их рисуют светло-зелёным, темно-зелёным и желтым цветом. На светлом фоне трава может быть коричневой или темно-желтой. Живописец заполняет пустые пространства так, что трава образует легкую паутинку. Без этого этапа рисунки выглядели бы менее реалистично. Большие просветы между основными элементами приглушают привлекательность картинки.

Последний, 9 этап – оформление рамки. Рамку рисуют другие, специально обученные специалисты. В основном используют краску металлических цветов: золото, серебро, реже бронза. На светлом фоне нередко рисуют узоры черной или красной краской.

Орнаменты, которые используют для оформления бортов посуды – это силуэты листков и лепестков. Иногда это могут быть мелкие соцветия, а также переплетающиеся между собой линии и геометрические фигуры. Реже используют силуэты животных.

Рамка может быть многоуровневой, например: 1 круг состоит из линий, образующих ровные, идентичные друг другу петли. Следующий круг расположен под первым. Он состоит из четырехлистников. Последний круг – точки и мелкие цветы.

Автор статьи: Фролова Екатерина

Техника выполнения рисунка

Элементы жостовской росписи – это и поэтапный разбор изображения. Как осуществляется само рисование, как выписывать те или иные составляющие рисунка, с чего начинать и чем заканчивать, все это интересно и для тех, кто изучается жостовский промысел теоретически, и для тех, кто практически хочет освоить традицию.

Грунтовка

На этом этапе изделие следует обработать специальным шпаклевочным материалом. Далее загрунтованный поднос шлифуют. В этом время мастер подбирает фон, на котором и будет выстраивать основной рисунок. Этот фон в дальнейшем изменить нельзя. На этом этапе композиция уже должна быть продумана, чтобы цветовая гармония была соблюдена.

Замалевок

Так называют основу орнамента. Мастер пользуется разбавленной краской и формирует силуэты будущих элементов. С одной стороны этот момент подготовительный, с другой – он и является определяющим в работе. Если выполнить замалевок с ошибками, нарушится композиция, расположение элементов, гармония. Импровизация на этом этапе фактически исключается.

Тенежка

Как только замалевок просох, лессировочными красками на работу накладываются тени. Именно такой «хитрый» прием делает букет глубоким по тону. Работает мастер сильными и сочными мазками. Пользуется в это время художник плоской широкой кистью.

Применяются следующие лессировочные краски: синяя (ультрамарин либо берлинская лазурь), красная (краплак), зеленая (зелень изумрудная).

Для чего нужна тенежка? Жостовская роспись, цветы который, как уже отмечалось, словно светятся изнутри, таким образом усиливает звучание цвета.

Прокладка

Этот этап очень ответственен. Именно прокладочный слой помогает букету выглядеть максимально реалистично. А, как мы уже говорили, жостовская роспись, узоры и мотивы этого направления, выгодно отличаются от других промыслов именно таким высокопрофессиональным изображением элементов.

Художник во время прокладки будто уточняет детали, не забывая высветливать отдельные фрагменты. Здесь же мастер может задать тон контраста, здесь же он может выровнять композицию с помощью красивых, уравновешивающих переходов.

Бликовка

Свет и объем – вот ради чего организован этот этап. На букет попадают солнечные лучи, зритель их не видит, но сияние цветочной композиции не оставляет сомнений в том, что солнце действительно осветило прекрасный букет. Наложение бликов – финальный этап лепки форм. Здесь же происходит белильная разделка цветов, листьев и бутонов.

Чертежка

На этапе чертежки рисунок приобретает реалистичность

Этап этот очень интересный. Мастер берет в руку тонкую кисть, прорисовывает ею мельчайшие элементы. Задача художника – придать элементу реалистичность. Так, в налитых ягодках возникают маленькие семена, в цветочных чашках можно заметить тычинки и пестики. Траву и листья чертежка делает более объемными. Мастер отлично владеет кружевными дополнениями, выполняет сложные акценты.

Без таких действий рисунок не будет завершенным, хотя, конечно, работа эта филигранная, начинающему художнику она не покажется легкой. Можно услышать даже такое определение чертежки, как выведение музыкальных линий.

Привязка

А теперь композицию предстоит пошагово вживить в фон. Например, вы взялись за жостовскую роспись на белом фоне. Просто взять и выписать букет – уже много, но если недостаточно, чтобы фон и букет стали одним целом, начали восприниматься органично. Потому мастер прорисовывает усики, различные витиеватости, делающие полотно более объемным.

После этого художник берется за «уборку». Так называют контур, оформление бортов подноса. Это могут быть геометрические линии, цветочные венки и растительные узоры. Вы можете сделать как скромную, едва приметную окантовку, так и богатый контур, не уступающий в выразительности основному рисунку.

Технология росписи

Процесс создания картины состоит из нескольких этапов:

  • На первом этапе поверхность обезжиривается и покрывается слоем грунтовки, что обеспечивает высокую адгезию краски к основанию, предотвращает их облет и скатывание.
  • После полного высыхания поверхности на нее наносится фоновый слой.
  • На подготовленном таким образом «холсте» мастер делает набросок будущего рисунка и использует первые, самые крупные мазки.
  • Чтобы линии основного узора не размазались, изделие отправляется в духовку, где оно томится примерно 12-20 часов.
  • На охлажденной поверхности четче прорисовываются крупные яркие элементы, где наносятся тени и блики, что придает изображению большую выразительность и многомерность.
  • Яркие части растений выделяются.
  • Четкими линиями наносятся контуры светлых участков, края бутонов, кончики листьев, ягоды.
  • Прорисовываются семена, пестики и тычинки, маленькие цветы создаются одним касанием кончика кисти.
  • Промежутки между крупными элементами заполняются точками, крошечными бутонами, крошечными цветами и листьями, травинками.

Завершает процесс покраски каркасная конструкция. Обычно на этом этапе уже почти готовое изделие передается другим мастерам, а главный художник, создавший удивительную красоту, приступает к новому творению.

Цвета жостовской росписи

Классическая подача рисунка предполагает наличие черного или красного фона. Более прогрессивные современные концепции позволяют использовать и нежные пастельные полотна для создания богатой многоцветковой композиции.

Жостовская фабрика выпускает изделия с красным, синим, зеленым или голубым фоном. Один из самых популярных оттенков — «слоновая кость». Реже встречаются «золото» и «агрессивные» красные полотна.

Особо изысканно смотрятся полотна с перламутровым покрытием. Переливы могут «украшать», как весь фон, так и отдельные акценты композиции. Инкрустация перламутром использовалась изначально в Федоскино.

Основные цвета

Цветовая палитра, которую использовали мастера жостовского художественного профиля, более чем разнообразна и богата.

Для создания непосредственно самого рисунка можно использовать абсолютно любой цвет. Приветствуется импровизация с тонами и полутонами.

Как подносы готовят к росписи?

После того как подносы обрели форму и были завальцованы, их грунтуют с обеих сторон замазкой, состоящей из мела, разведенного в олифе. Как только загрунтованный поднос высушится в специальном шкафу, мастер-грунтовщик шлифует его поверхность наждачной бумагой, а затем наносит еще один слой замазки. Раньше поднос покрывали в два слоя черным грунтом, состоящим из каолиновой глины, керосина, голландской сажи и растительного масла. Каждый слой обязательно высушивался и шлифовался. Сегодня традиционный способ грунтовки не применяется, вместо него используется наносимый из пульверизатора коричневый фабричный грунт. После просушки загрунтованный поднос шпаклюют и высушивают. Затем зашпаклеванный поднос вручную шлифуется пемзой.

Только после этого на поднос наносится черная краска на скипидарной основе, а после очередной просушки его покрывают в 2-3 слоя черным масляным лаком. Высушенный и очищенный поднос передают художнику на роспись.

Цвета жостовской росписи

Несмотря на то, что каждый мастер вносит в рисунок что-то особенное, жостовская роспись для детей и взрослых имеет несколько характерных черт, которые сразу отличают произведения этого особого искусства. И главные особенности – это цвета, используемые на железных заготовках.

Стоит отметить, что в середине прошлого века произошли некоторые изменения: яркие краски стали разбавляться пастельными тонами, а рисунки получили более плавные линии. Но основные правила не изменились.

Цвет фона

Долгое время фон мог быть только черным, но и этот элемент изменился. Мастера готовы предложить доски с основой из:

  • синий;
  • красный;
  • темно-зеленая краска.

Необычно смотрятся подносы с серебристым фоном или оттенком слоновой кости. Такие предметы выглядят особенно нежно и уютно.

Цвет элементов росписи

Для рисования бутонов используйте:

  • алый;
  • апельсин;
  • желтый;
  • розовый;
  • синий;
  • синяя краска.

Иногда к изображениям лепестков добавляют белые блики.

Листья и стебли напечатаны:

  • насыщенный изумрудный;
  • светло-зеленый;
  • желтый;
  • белый;
  • солнечно;
  • золотые цвета.

Для изображений людей и животных остаются подходящие оттенки:

  • коричневый;
  • апельсин;
  • желтый;
  • красный;
  • серый;
  • черные тона.

Бока посуды и края подносов окрашены:

  • золотой;
  • серебряный;
  • лимон;
  • красные цветы.

История росписи

История Жостово и жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) – Жостово,
Осташкове, Хлебникове, Троицком и других – возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией
братьев Вишняковых. В прейскуранте Вишняковых значилось: “Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц,
альбомов и проч.. существует с 1825 г.”. В 1830 г. производство подносов в окрестных селениях увеличилось. Появились первые металлические подносы, украшенные декоративной цветочной росписью.
Железные подносы постепенно вытеснили табакерки и другие “бумажные” поделки из мастерских Троицкой волости. Выгодное расположение вблизи столицы обеспечивало промыслу постоянный рынок сбыта
и позволяло обходиться без посредничества скупщиков. В Москве же приобретались и все необходимые для производства материалы. Основной мотив жостовской росписи – цветочный букет.

В самобытном искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщенностью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках,
берестяных туесах, прялках и т. п. В 1922 г. в деревне Новосельцево возникла “Новосельцевская трудовая артель” по выпуску железных лакированных подносов; в 1924 г. в деревни организовались
“Жостовская трудовая артель” и “Спецкустарь”; в 1925 г. – “Лакировщик” и одновременно в селе Троицкое – артель “Свой труд” по росписи подносов. Все они были объединены в 1928 г. в
специализированную артель “Металлоподнос” в деревне. 1920 – 1930 – е годы были нелегкими в истории Жостово. Общие для советского искусства тенденции прямолинейного утверждения современности и
реализма приводили к тому, что ведавшие народными промыслами организации пытались изменить традиционное направление их развития и внедряли в жостовскую живопись образцы орнаментальных и
тематических композиций, созданные художниками – профессионалами без учета специфики местного искусства и несущие черты станковизма и натурализма. Ведущие художники понимали чужеродность подобных
новаций самой сущности народного творчества, сумели противостоять им и направить новые идеи на углубление традиционного мастерства. В 1960 – е годы начался новый этап в истории Жостово,
продолжающийся и поныне.

Художественная роспись подносов все больше обретала высокий авторитет и популярность не только массовыми изделиями, но и уникальными произведениями ведущих мастеров, все чаще
привлекавшими внимание на многочисленных выставках в стране и за рубежом. За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали самостоятельными декоративными панно, а ремесло, служившее
некогда подспорьем к земледелию, обрело статус уникального вида русского народного искусства

Сегодня декоративная роспись находится на подъеме. Это не означает, что в
жизни промысла нет сложностей и проблем. Они существуют во всех сферах нашей культуры, которой приходится противостоять современной безоглядной коммерциализации. Жостово подражают, пытаются
подделываться под стиль и даже авторские манеры художников. Коллектив, работающий в промысле, обладает высочайшим профессионализмом, достигнутым многолетним упорным трудом и творческими поисками,
совершенствованием мастерства и постоянной ориентацией на лучшие образцы из наследия старых мастеров. К этому надо добавить изучение истории искусства, классического натюрморта и разных видов
русского прикладного и народного искусства, пополняющих “творческую копилку” мастеров.

История промысла

Промысел возник в средине XVIII века на Урале, где было сконцентрировано наибольшее количество металлургических заводов. В XIX веке подносы стали активно изготавливать в деревнях Московской губернии – Жостове и Новосельцеве. В скором времени местный промысел приобрел просто колоссальную популярность.

Начиная с 1920 года, в разных городках начали формироваться довольно мощные трудовые артели. Однако, спустя десять лет народные промыслы пытались вытеснить советские идеи, предполагающие утверждение реализма.

Только в 1960 гг. художественная роспись вновь обрела внушительный авторитет. Ведущие мастера создавали не просто яркие и самобытные композиции, но и подкупали особым колоритом и неподдельной эксклюзивностью.

Презентация поделок с жостовской росписью

Специалистами составлена презентация жостовской росписи, которая разработана для ознакомления детьми на уроках изобразительного искусства.

На презентации ученики познакомятся с историей появления росписи, её особенностями, этапами выполнения.

Часто презентация включает в себя показ ознакомительных слайдов. Для закрепления знаний детям задаются несколько вопросов по теме.

Научиться выполнять эту красивую роспись будет по силам всем желающим. Для этого имеются подсказки в виде пошаговых исполнений, шаблонов, мастер-классов. Стоит уже сейчас себя попробовать в этом замечательном искусстве.

Мотивы изделий

Жостовский букет нарядный и праздничный. Потому искусство народного рисунка востребовано и сегодня: узор украшает не только поверхность, на которой мастер взялся его рисовать, но и окружающее пространство.

Мотивы жостовского творчества:

• букеты из цветов (как садовых, так и луговых); • растительные и цветочные орнаменты; • вазоны и гирлянды; • пейзажи; • натюрморты; • сцены народного быта; • сцены народных гуляний.

Если не изящные цветы, то несущаяся во всю прыть тройка наверняка напомнит вам о традиционном жостовском рисунке, за которым скрывается отдельный мир народного искусства.

В данном видео представлена подборка подносов, отличающихся по цвету и узорам.

Возникновение жостовской лаковой росписи по металлу

Изготовленные на Урале и украшенные лаковой росписью металлические сундуки и подносы, кувшины и ведра, а также другие предметы повседневного обихода продавались не только на местных Ирбитской и Крестовской ярмарках, но и на Всероссийской Макарьевской ярмарке в Нижнем Новгороде.

Возможно, именно увиденные здесь изделия уральских мастеров вдохновили братьев Вишняковых на лаковую роспись металлических подносов. Семейное дело Вишняковых с 1825 года развивалось в основном как роспись лаком различных изделий из папье-маше – табакерок, портсигаров, альбомов, сухарниц и шкатулок.

С 1830 года большинство мастерских, расположенных в селах и деревнях Троицкой волости, таких как Троицкое, Хлебниково и Жостово, перестали изготавливать предметы из папье-маше, а перешли на производство и роспись металлических подносов.

Близость к столице позволяла промыслу обходиться без посредников и иметь постоянный рынок сбыта, а также по приемлемым ценам закупать необходимые материалы.

Особенности и техника изготовления жостовских подносов

Подносы имеют различные размеры и формы. Они бывают огромные, размером со стол, и маленькие, не больше блюдца. Самые распространённые формы — овальная и круглая, но встречаются прямоугольные, квадратные, треугольные, многоугольные, комбинированные.

Производят подносы из листового железа методом холодной ковки или с помощью штамповки. Перед росписью изделие грунтуют и шпаклюют, затем тщательно шлифуют и неоднократно покрывают цветным лаком. Подносы расписывают масляными красками, а после росписи несколько раз наносят прозрачный лак.

Основная тематика жостовских росписей — большие букеты из крупных и мелких цветов. Цветочный букет расположен в центре подноса. По борту подноса идет золотистый узор. Букеты могут дополняться изображениями ягод и радостных, разноцветных птиц. Также встречаются сюжеты из народной жизни, пейзажи. Издавна один из любимых сюжетов — удалая тройка лошадей.

Излюбленный сюжет — русская тройка.

Фон подносов не только черный; он может быть тёмно-зелёного, ярко-красного, синего, золотистого и даже белого цветов.

Этапы росписи:

  • замалёнок — нанесение силуэтов цветов и листьев;
  • тенежка — нанесение теней;
  • прокладка — определение формы цветов и листьев;
  • бликовка — нанесение бликов создает колорит и настроение, придает объем изображаемому;
  • чертёжка — нанесение тонкой кистью контуров каждого цветочка и листика;
  • привязка — рисуются усики, веточки, травинки, связывающие букет в единое целое;
  • уборка — нанесение узора на борта подноса.

Этапы нанесения рисунка.

Благодаря разнообразию комбинаций цветов и их расположения на подносе, каждый жостовский поднос уникален. Среди миллионов изготовленных за почти 200 лет подносов нет и двух одинаковых.

Каждое изделие — уникально.

Праздничные, яркие подносы используют не только в быту, но и как украшение.

Жостовские подносы очень популярны, поэтому их часто подделывают. Чтобы отличить настоящий поднос из Жостово, нужно прежде всего посмотреть на край подноса. Он должен быть идеально гладким и ровным. На оборотной стороне подноса должен стоять товарный знак Жостовской фабрики — цветок и кисточка.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий