Авиамоделирование как хобби и увлечение

Введение

Актуальность данной работы заключается в том, что моделизм в любом его виде – авиационный, автомобильный, корабельный и многие другие является одной из разновидностей технического творчества, результатом которого является создание того или иного технического объекта.

Начну с того что скажу что я с уважением отношусь к любым хорошим начинаниям и людям рукастым, способным на нечто большее чем забить гвоздь, но вот одного я всё таки очень не люблю… А не люблю я когда люди не разобравшись начинают делать то что не очень уместно. Каждый ребенок или взрослый, занимаясь техническим творчеством, раскрывает в себе таланты, которые он даже не замечал. Например, дети пытаются понять, как устроена их любимая игрушка, а взрослые больше разбираются в моделях техники.

Говоря об источниках и литературе по данной теме, главным образом это материалы из электронных ресурсов, включая средства массовой информации и статьи, которые посвящены моделизму, включая авиационный.

Цель работы заключается в том, чтобы разобрать проблему развития стендового авиамоделизма в России.

Задачи работы:

  • Раскрыть основные вехи развития авиамоделизма в России и мире;
  • Изучить современное состояние стендового авиамоделизма;
  • Определить основные преимущества увлечения стендовым авиамоделизмом.

Тренировки авиамодельного спорта : Обзор основных принципов тренировок и методов тренировок для улучшения результатов

Тренировки являются ключевым фактором в достижении успеха в авиамодельном спорте.

Вот некоторые из основных принципов тренировок и методов тренировок, которые помогут улучшить результаты в этом виде спорта:

  1. Регулярные тренировки: Регулярные тренировки помогают сохранять и улучшать уровень подготовки. Рекомендуется проводить тренировки не менее двух раз в неделю.
  2. Планирование тренировок: Необходимо составлять план тренировок, чтобы иметь ясное представление о том, какие элементы и движения требуют большего внимания. Это позволяет сосредоточиться на улучшении тех элементов, в которых вы еще не достигли желаемых результатов.
  3. Разнообразие тренировок: Разнообразие тренировок помогает развивать различные навыки и умения. Это может включать в себя различные элементы, дисциплины и методы тренировок.
  4. Тренировки в команде: Тренировки в команде помогают участникам обмениваться опытом и советами. Это также помогает повысить мотивацию и улучшить результаты.
  5. Использование видеоанализа: Использование видеоанализа позволяет увидеть свои ошибки и недостатки в управлении моделью. Это помогает улучшить технику и повысить результаты.
  6. Питание и отдых: Здоровое питание и отдых также являются важными факторами для улучшения результатов в авиамодельном спорте. Рекомендуется следить за рационом и обеспечивать достаточный уровень отдыха между тренировками.
  7. Систематический подход: Для достижения высоких результатов в авиамодельном спорте необходим систематический подход. Это включает в себя постоянное изучение техники управления моделями, анализ своих ошибок и постоянное совершенствование своих навыков.

В целом, тренировки в авиамодельном спорте требуют постоянной работы над собой и постоянного совершенствования своих навыков. Это позволяет улучшать результаты и достигать успеха в соревнованиях.

Пламенный мотор

– С какого возраста вы начали строить авиамодели и что даёт авиамоделирование ребёнку?

– Мне было девять лет. Моим наставником стал один из уважаемых авиамоделистов города Омска, мастер спорта СССР Альберт Емельянович Костюк. Ему сейчас 82, он вырастил плеяду замечательных спортсменов, мастеров, инженеров, лётчиков. У нас в ОмГТУ есть научно-исследовательская лаборатория беспилотных летательных аппаратов, которую возглавляет спортсмен-авиамоделист Павел Михайлович Погарский, он тоже воспитанник Костюка. Эти два человека дали многое мне как будущему инженеру и просто как человеку.

Что даёт авиамоделизм? Воспитывается техническая грамотность, даётся знание истории (не только авиации), материаловедения, технологии, физики, химии, черчения. Ребята учатся навыкам работы с инструментами. Учат названия частей самолёта, силовых элементов. Помимо прочего, мы им рассказываем об истории авиастроения, авиамоделирования. Недавно был совершенно возмутительный случай, говорящий о нынешней системе образования. Спросил у ребят, что такое холокост. Как вы думаете, что ответили? Трое промолчали, а один ответил, что это бренд одежды. Так что заниматься историческим воспитанием тоже приходится.

Фото: Из личного архива

А вы знаете, что все советские авиаконструкторы и известные лётчики прошли через эту школу? Авиамоделизмом занимались и легендарный Чкалов, и не менее известный Михаил Громов, трижды Герой Советского Союза, ас Великой Отечественной войны Александр Покрышкин, создатель отечественной космонавтики Сергей Королёв, авиаконструктор и создатель уникальных авиационных транспортных систем с мировым именем Олег Антонов. Кстати, в своё конструкторское бюро он брал только авиамоделистов.

– Какая у вас профессия и что выбирают ваши выпускники?

– Окончил Московский авиационный институт, вернулся в Омск, какое-то время занимался бизнесом. Вот уже 15 лет работаю педагогом дополнительного образования. Мои ученики трудятся в авиакомпаниях, на серьёзных предприятиях. Учатся в лучших технических вузах страны, например, в МВТУ им. Баумана, Ульяновском институте гражданской авиации. Мой бывший воспитанник Андрей Серебряков – дважды чемпион России по авиамодельному спорту, сейчас работает в крупной компании, которая занимается проблематикой беспилотных вертолётов. Замечу, не моделей, а больших боевых машин. Это практически создание нового типа ударного вертолёта.

– Он этим занимается в России?

– Нет, в Белоруссии. Сейчас технические специальности востребованы, мы умудрились наплодить в нашей стране артистов, экономистов и юристов, а реально работать оказалось некому. Грамотные технические специалисты не остаются без дела, но многие, к сожалению, уезжают из Омска.

Известные спортсмены авиамодельного спорта: Описание достижений и знаменитых представителей данного вида спорта

Авиамодельный спорт считается молодым видом спорта, но уже успел породить знаменитых и талантливых спортсменов, которые выступают на международных соревнованиях и занимают лидирующие места в рейтингах.

Один из наиболее известных российских авиамоделистов — Владимир Мошков. Он является многократным чемпионом мира и Европы, а также обладателем многих других наград в этом виде спорта. Владимир Мошков выступает в классе F3A, который представляет собой летательные аппараты с электрическими двигателями и управляемые радиоуправлением. В 2017 году он стал чемпионом мира в этом классе на соревнованиях, которые проходили в Южной Корее.

Еще один известный спортсмен — Сергей Макаров. Он является чемпионом России, Европы и многократным победителем международных соревнований. Сергей Макаров выступает в классе F3P, который представляет собой летательные аппараты для акробатических трюков с радиоуправлением в закрытых помещениях.

Еще одним известным спортсменом является Николай Николаев. Он является многократным чемпионом России и Европы в классе F2A, который представляет собой модели самолетов, управляемые на расстоянии при помощи лески. Николай Николаев также является обладателем многих других наград и занимает лидирующие позиции в рейтингах спортсменов данного вида спорта.

Это лишь небольшой список знаменитых представителей авиамодельного спорта. Однако эти спортсмены являются примерами того, что упорство, труд и профессионализм могут привести к достижению значительных успехов в любом виде спорта.

Как правильно выбирать хобби?

Первое и главное, что нужно помнить: хобби должно приносить удовольствие! Не стоит заставлять себя делать что-то, что вам не нравится. Для этого у вас есть начальник, жена, родители и общественное мнение. Хобби – дело исключительно добровольное.

При этом лучше не впадать в другую крайность, безапелляционно заявляя, что «вам ничего не нравится и ничего не подходит». Если вы действительно так думаете, возможно, вы просто устали от работы и домашних хлопот. Попытайтесь сделать первый шаг и просто попробовать заняться в свой выходной тем, чем вы никогда ранее не занимались.

Например, сходить на мастер-класс по оригами, посетить открытую тренировку по йоге, достать с антресолей ракетки и сыграть с друзьями в бадминтон, найти на YouTube бесплатный урок фотографии, вязания, вокала, игры на электрогитаре. Чтобы определиться с первым шагом, подумайте, вы интроверт или экстраверт, предпочитаете индивидуальный досуг или веселые компании.

Для интровертов лучше поискать разные уроки на YouTube и попробовать новое для себя занятие в тишине и, что называется, «без посторонних глаз». Людям подвижным и компанейским лучше сразу отправляться туда, где предвидится «движ» и новый коллектив: на мастер-класс, тренировку, выставку-презентацию.

Как определиться, с чего именно стоит начинать искать свое хобби? С кулинарии или фотографии, музыки или шахмат, пилатеса или шейпинга? Тут стоит прислушаться к рекомендациям из статьи «Как выбрать свое хобби и стать намного счастливей» .

5 подсказок для выбора хобби:

  1. Вспомнить, что вам нравилось в детстве: рисовать, танцевать, собирать конструктор, лепить из пластилина. Вполне возможно, что ваше увлечение никуда не исчезло, а только и ждет, когда вы найдете для него время и позволите себе быть самим собой.
  2. Взять пример с других: спросите, чем занимаются в свободное время ваши друзья, подруги, коллеги по работе. Возможно, вы тоже захотите пробное занятие по китайскому языку или сальсе. А может, вас даже согласятся взять с собой, когда пойдут на занятия в следующий раз.
  3. Найти подходящую компанию: и не страшно, если среди ваших знакомых никто ничем не занимается. Поищите различные тематические группы в соцсетях, и, возможно, вас увлечет то или иное занятие просто потому, что там собрались энергичные жизнерадостные люди. Кстати, такие группы часто становятся «центром притяжения» для любителей общаться вживую. Например, онлайн-школы вокала на своей платформе предлагают объединяться любителям пения для совместных походов в караоке у себя в городе.
  4. Немного помечтать: например, представить, чем бы вы занимались, если у вас были неограниченные финансовые возможности и не нужно было ходить на работу. Это может стать отличной подсказкой. Даже если у вас нет денег на кругосветное путешествие, на поездку в соседний город вы всегда «наскребете». А это в любом случае новые впечатления, за которыми мы, собственно, и отправляемся в путешествие.
  5. Пройти тест: просто забейте в строку поиска «как выбрать хобби тест», и пройдите несколько тестов из предложенного списка.

Разумеется, тест не выдаст вам однозначной рекомендации с точностью до того, стоит ли вам учиться танцевать самбу, румбу, бачату, сальсу или еще что-нибудь. Однако ваш творческий потенциал такие тесты распознают, что уже облегчит поиск.

История авиамодельного спорта

Высота, полеты, небо всегда привлекали человека. Увы, не всем доступна работа в авиации. Возможно, в связи с этим люди решили хоть как-то приблизиться к небесам, начав создавать модели самолетов и отправляя их ввысь.

Так в 1900 году возник авиамодельный спорт. А спустя всего 5 лет в Париже прошли первые соревнования. Проводила их Международная авиационная федерация.

В России соревнования проводят с 1910 года. В первых приняли участие 40 человек. Чемпионаты мира по авиамодельному спорту проводятся с 1925 года.

В тогда еще царской России стали открывать кружки авиамоделирования. После революции, с 1920 года они возобновили свою работу в Уфе, Москве, Ленинграде. Во всесоюзных соревнованиях 1926 года приняли участие около 70 человек.  

В международных соревнованиях по авиамодельному спорту советские люди получили право участвовать с 1936 года, когда СССР вступил во всемирную организацию авиамоделирования FAI.   

В течение нескольких лет авиамодели совершенствовались, их скорость росла. Так, например, в 50-х годах, модели могли развивать скорость до 300 км/ч, а полет длился более суток!

В 90-е годы прошлого столетия в России более тысячи человек получили звание мастеров спорта, более трехсот имели звание мастеров спорта международного класса. В наше время авиамодельный спорт продолжает развиваться. Возможно, главные открытия еще впереди.

Так министерством спорта России программирование беспилотных авиационных систем включено во Всероссийский реестра видов спорта спортивных дисциплин. Это значит, что теперь оно будет развиваться на общероссийском уровне.  

Кроме этого, в спортивное программирование вошли такие дисциплины, как алгоритмическое программирование, продуктовое программирование, программирование робототехники, систем информационной безопасности. Фриджитал-спорт также признан Министерством спорта Российской Федерации как вид спорта, который не является национальным, служебно-прикладным и военно-прикладным, и включен в реестр видов спорта.

Несмотря на то, что вышеперечисленные дисциплины значительно отличаются от привычного нам спорта, для него также существует медицинское страхование.

Увы, травмы, сопряженные с авиамодельным спортом, не так редки. Поэтому организаторы соревнований, их участники считают необходимым защитить себя и обеспечить своевременную квалифицированную помощь, гарантированную страхованием.

К примеру, полис GoProtect компенсирует лечение травм, полученных на соревнованиях, тренировках или сборах. Оформляется подобный документ как на год, так и на однократное применение — все зависит от ваших потребностей.

Основные правила

Основные правила авиамоделизма в России являются важным компонентом безопасности и справедливости во время соревнований и практики.

Вот некоторые из них:

  1. Регистрация и лицензирование: Владельцы авиамоделей должны зарегистрировать свои модели в специальных организациях и получить соответствующую лицензию для управления ими. Это помогает обеспечить безопасность и идентификацию моделей.
  2. Правила безопасности: Авиамоделисты должны соблюдать правила безопасности, включая выбор безопасной и открытой площадки для полетов, избегание пересечения с людьми и зданиями, а также соблюдение ограничений высоты полета.
  3. Управление моделью: Авиамоделисты должны быть знакомы с правилами управления моделями, включая правила радиоуправления, общение с другими пилотами на поле и соблюдение дисциплины во время соревнований.
  4. Этика и спортивное поведение: Участники соревнований должны проявлять спортивное поведение и уважение к другим участникам. Правила запрещают любые действия, которые могут нанести вред другим моделям или нарушить правила справедливости.
  5. Оценка и судейство: Во время соревнований судьи оценивают выступления участников в соответствии с определенными критериями. Участники должны следовать указаниям судей и соблюдать правила соревнований.
  6. Соблюдение законов и регуляций: Авиамоделисты должны соблюдать все применимые законы и регуляции, касающиеся полетов моделей воздушных судов. Это включает соблюдение ограничений по высоте полета, полетам в запрещенных зонах и регистрацию моделей, если это требуется.

Соблюдение этих правил является важным аспектом авиамоделизма в России, который обеспечивает безопасность, справедливость и уважение между участниками. Это также помогает развивать этот увлекательный вид спорта и сохранять его популярность.

Шаг 2. Определение основных деталей самолёта

Эскиз самолёта в боковой проекции

Эскиз самолёта в виде сверху

Я стал анализировать объём работы, и насколько детальной у меня будет модель. И вот, что у меня получилось.

Уровень механизации крыльев:

  • Закрылки – плоскости управления внутренней секцией крыла, предназначенные для увеличения подъемной силы, создаваемой крыльями для координации траектории при взлёте и посадки
  • Элероны — поверхности управления наружной секцией крыльев для контроля крена
  • Руль высоты – управляющие плоскости горизонтального стабилизатора, используемые для управления тангажом
  • Горизонтальный стабилизатор – обеспечивает продольную устойчивость самолёту
  • Крылья сборные, состоят из лонжеронов и нервюр, на конце имеют законцовки

Уровень проработки фюзеляжа:

  • Емкость и уровень разряда батареи
  • Капот мотора – покрытие моторной части самолёта сразу же за обтекателем
  • Жалюзи мотора – покрывают верхнюю часть фюзеляжа за капотом
  • Ферменные конструкции внутри фюзеляжа, которые создают поперечное сечение, как каркас на корабле
  • Руль направления – орган управления вертикальным стабилизатором для управления по курсу

Также я решил сделать:

  • Хвостовое колеса – колесо, расположенное в хвостовой части самолёта, чтобы позволить ему маневрировать по земле. Обычно у радиоуправляемых самолётов это колесо привязано к хвосту.
  • Главное шасси – посадочное шасси, созданное для удержания веса самолётов на посадке
  • Обтекатель – носовая часть самолёта, которая одевается на карданный вал двигателя и пропеллера, чтобы придать носу обтекаемую форму

Игрушечные самолеты

Они бывают разные. И пластмассовые игрушки, изображающие биплан или истребитель, и модели самолетов для склеивания, аккуратные и точные до последней заклепки на фюзеляже, и летающие модели планеров, и кордовые модели самолетов, которые летают почти как настоящие, только на специальном тросике — корде, и, разумеется, радиоуправляемые модели самолетов, летающие, повинуясь сигналам с пульта управления.

Все эти игрушки, разумеется, интересны и хороши — каждая для своей возрастной группы. Малышу игрушка-самолет доставит немало радости, а еще он с восторгом будет наблюдать, как летит запущенный его рукой бумажный самолетик или небольшой планер. Семи — восьмилетний мальчик вполне может увлечься склеиванием моделей смолетов-истребителей, прославившихся во времена Второй Мировой войны или мирных симпатяг-бипланов, или даже увлечься кордовыми моделями самолетов — скорее всего, поначалу в кружке при доме творчества, ведь модели самолетов, обладающие двигателем непросты и недешевы — даже без стоимости двигателя такая модель самолета стоит не менее 2,5 — 3 тысяч рублей.

Не менее взрослое, и не менее дорогое увлечение — радиоуправляемые модели самолетов. Радиоуправляемый самолет — это уже не бумажный самолетик, и, в общем-то, не игрушка. Сложный механизм, настоящий мотор объемом до 10 кубических сантиметров или электродвигатель, пропеллер, элероны, рули высоты — и все это готово подчиниться малейшему движению пальцев, которое передаст блок управления. Они подразделяются на классы по уровню сложности управления — тренировочные радиоуправляемые модели самолетов прощают некоторые огрехи в пилотировании, переходные, позволяющие постепенно после тренировочных, перейти на более быстрые модели самолетов, гиганты, имеющие размах крыльев до трех метров и «паркфлаеры» — небольшие радиоуправляемые самолеты с электродвигателем, не требующие больших пространств, так как небольшой размах крыльев (до 1 м) позволяет производить полеты даже в помещении.

Радиоуправляемые самолеты вряд ли могут считаться чисто мальчишечьей забавой. Во — первых, они для этого дороговаты: набор радиоуправляемой модели самолета «в дровах» — для самостоятельной сборки обойдется в 3.5 — 4 тысячи рублей, а готовая модель — от 5-8 тысяч. Плюс двигатель, который может стоить от 6 до 50 и более тысяч рублей, плюс такие мелочи, как детали для ремонта, топливная смесь за 650 или полторы — две тысячи рублей за галлон (около трех литров). Не слишком дешевое удовольствие для мальчишек.

А во-вторых, огромное количество вполне взрослых людей разделяет с нашими мальчишками их страсть к самолетам. Проводятся различные соревнования по радиоуправляемым моделям самолетов, и даже чемпионаты мира по радиоуправляемым моделям самолетов в различных классах. Их организацией занимается Федерация авиамодельного спорта, Независимая ассоциация радиоуправляемых видов спорта «RC-Club», а также клубы и объединения любителей радиоуправляемых самолетов.

О чувстве материала

Я сам — выходец из авиамодельного кружка, сейчас являюсь членом сборной Свердловской области по кордовым гоночным моделям. И я помню, почему пришёл в этот кружок: мне хотелось самому делать себе самолёты, чтобы играть.

У современных детей слишком много игрушек и гаджетов, чтобы у них появилось подобное желание. Мало того, сейчас компьютерные программы позволяют создать не только виртуальную модель самолёта, но и смоделировать среду (задать параметры ветра и так далее), и прямо на компьютере проверить, как эта модель в данной среде себя ведёт. И лобзиком работать не надо, и на самолёте полетал.

Но я уверен: только физическая модель, сделанная своими руками, может быть шагом к инженерии. Потому что именно так приходит понимание, как работают с материалами.

Ребёнок должен понимать, как из какого-то бревна в конце концов получается действующая летающая модель.

Конструктор «Лего» тоже такого опыта не даёт. Во-первых, на кубиках невозможно изучать такие вещи, как прочность и жёсткость конструкций, невозможно учиться работать с чертежами. Во-вторых, любая модель «Лего» собирается за одно-два занятия. Да, ты можешь ещё писать программу, но физически модель будет готова — и это обманчивая лёгкость, далёкая от работы в реальных условиях.

Для детей, растущих со смартфоном в руках, технический кружок становится чуть ли не единственным местом, где можно научиться пользоваться молотком. 

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий