Автокросс как хобби и увлечение

Автодром «Санкт-Петербург»

Эта трасса имеет сразу несколько интересных особенностей. Во-первых, на ней можно достичь скорости 300 км/ч. Конечно к таким показателям готовы далеко не все водители и автомобили, но тем не менее. Здесь можно не боясь вдавить педаль акселератора в пол. Во-вторых, автодром удивляет количеством конфигураций. На его территории, кроме профессиональной трассы для гонок категории II FIA, располагаются трассы для: дрэг-рейсинга, дрифта, картинга, мотокросса, мототриала, супербайков и, наконец, для внедорожников. Также есть отдельная площадка для обучения. Многие автодромы России могут разве что позавидовать такому разнообразию.

В дни, когда на автодроме не проводят соревнований, он открыт для свободного катания. 20-минутынй заезд стоит всего 1000 рублей. А безлимитный пакет на весь день обойдется водителю в 5000 рублей. Здесь также можно взять в аренду спортивное авто. За 10 минут езды на нем придется заплатить 2500 рублей. В трек-дни цены примерно такие же.

Особенности автокросса

Изначально любительские заезды проводились в Англии с начала сороковых, а в 1976 году прошли первые соревнования по автокроссу, в заездах участвовали гонщики из Италии, Франции, Чехии и Болгарии. В США на волне популярности автокросса были созданы багги – модифицированные машины для гонок по пересеченной местности.

Первые авто были переделаны из Фольксвагенов модели «жук» Брюсом Маерсом, модель получила название Meyers Manx и стала очень популярной. У автомобиля срезались двери, корпус усиливался каркасом из металлических труб и устанавливался легкий кузов из стекловолокна.

В СССР автокросс стал популярен в конце сороковых после окончания Второй мировой войны. В гонках участвовали военные модели грузовиков но общих правил проведения заездов еще не существовало.

Популярность данного вида спорта быстро росла и уже в 1977 году стартовали соревнования СССР по автокроссу, заезды проводились в Прибалтийских республиках.

Популяризации гонок способствовало развитие отечественного автопрома – участники выступали на автомобилях «Жигули». К началу 90-х годов в СССР насчитывалось несколько десятков гоночных трасс – в Рязани, Омске, Тюмени и других городах.

Первая трасса отвечающая требованиям Международной Автомобильной Федерации была построена в Дмитрове – именно здесь в 1998 г. прошел один из этапов чемпионата Европы. Примерно в это же время в России стали проводиться автогонки на выживание – более контактная разновидность соревнований.

Кузбасские лихачи и леди за рулем

– Машины – это не только ваше хобби, но и работа. Расскажите об этом. Есть ли время заниматься любимым делом? 

Новость по теме

В центре Кемерова мотоциклист ездил по площади Советов

– А какие они – наши кузбасские водители? Лихачи или любят ездить аккуратно? А какой вы водитель? Встречались ли вы с хамством на дороге? Как реагируете на него?

– Водители очень разные – всё зависит от характера и воспитания. Есть самоуверенные, для которых кроме его самого на дороге никого не существует. Он и лихачит, и правила нарушает. Думает, что ас и всё может, а на самом деле не так. Таким я всегда советую: есть специальная гоночная трасса, на которой можно показать себя – гоняйте там! А на дорогах общего пользования будьте корректны и сдержанны, уважайте других водителей. Знаете, ещё ни один из таких не рискнул прокатиться по такой трассе.  Есть спокойные и терпеливые, которые водят машину аккуратно и не напрягают других людей.  Именно к таким отношусь и я.

Всегда стараюсь соблюдать правила, не тороплюсь, не кричу из окна, чтобы меня пропустили. Кстати, если сравнить женский и мужской стиль вождения, то второй более агрессивный. Вероятно, уже  с рождения мужчины думают, что они прирождённые гонщики, а женщины – хранительницы очага, им нужно вернуться домой, поэтому и осторожничают и перестраховываются на дороге.

– Юля, повлиял ли автоспорт на ваш характер и отношение к миру?

– Конечно, я стала более сдержанней и обдуманней ко всему подходить. Не рублю с плеча, а сто раз подумаю. Когда приезжаешь на соревнования, обязательно обходишь сам трассу, присматриваешься  к ней, прикидываешь, как бы проехал. Точно также и в жизни. А ещё автоспорт помогает мне в работе: люди видят, как езжу я на соревнованиях, и, наверное, больше доверяют как инструктору. Ведь я могу поделиться ещё и дополнительными знаниями, которые приобрела.

Лилия Аетбаева стала чемпионкой мира по боксу среди женщин
Подробнее

– О чем теперь мечтаете?

– Хочу принять участие в Чемпионате России и занять там первое место. Это будет новый уровень моего профессионального мастерства. Хочется понять, на что ты ещё способен, чего можешь достичь.

– Юля, что вы пожелаете водителям?

– Будьте внимательны на дорогах, уважайте друг друга, берегите себя и всегда возвращайтесь живыми и здоровыми к своим родным и близким! 

Moscow Raceway

Начнем наш обзор с одной из самых известных трасс России. Находится она в Московской области, около деревень Шелудьково и Федюково. Не так давно гоночная трасса получила лицензию Grade 1, которая позволяет проводить на ней соревнования любого уровня, начиная от национальных серий и заканчивая мировыми чемпионатами по авто- и мотоспорту, а также этапами “Формулы-1”.

Длина трассы составляет 4070 метров. Ширина колеблется в пределах от 12 до 21 метра. На линии старта она составляет 15 метров. Перепад высот по трассе равен 22 метрам. Автодром состоит из 15 поворотов, 9 из которых левые. Длина самого протяженного прямого участка составляет 873 метра. На нем машины “Формулы-1” могут развивать скорость немногим более 300 километров в час.

Любой водитель может попробовать свои силы на этой трассе, но только в трек-дни. Таковыми называют специально организованные заезды любителей на профессиональной трассе. Они проводятся с хронометражом и обеспечением мер безопасности. Участие в трек-дне для мотоциклиста стоит 7000 рублей (5 сессий по 20 минут). Автомобилисту придется заплатить больше: 14500 рублей за две сессии по 50 минут или 25000 рублей за четыре сессии по 50 минут. Трек-день – это полноценная гонка, к организации которой походят со всей серьезностью.

Техника и ее особенности

Учитываются все параметры – от диаметра тарелки клапана до хода поршней. Некоторые гонщики пытаются схитрить и улучшить показатели мощности “кустарными” методами. Как показывает практика, ничего хорошего из этого не выходит. За гонками всегда следят комиссары, при обнаружении несоответствия машины требованиям техрегламента, автомобиль снимается с гонки, результаты водителя аннулируются.

Классы и разновидности

Автокросс, виды которого достаточно разнообразны, считается достаточно демократичной дисциплиной. В гонках принимают участие как спортивные легковые автомобили с разными техническими характеристиками так и грузовики.

В отечественном грузовом автокроссе существует несколько основных дивизионов:

  • Т1-2500 – серийные автомобили повышенной проходимости, отечественного производства, с рабочим объемом ДВС до 3000 кубических сантиметров
  • Т4-1. Машины, производимые на заводе ГАЗ, рабочий объем ДВС – до 3500 кубических сантиметров с приводом на одну ось
  • Т4-2. Автомо семейств ГАЗ-53, -3307 и их модификации с ДВС до 5000 см3 и приводом на одну ось
  • Т4-3 – Автомобили семейств ЗиЛ-130, -431410, -433360, -4331 и их модификации с ДВС до 7000 см3 и приводом на одну ось.

Гонки на грузовиках очень популярны среди российских автолюбителей. В 2017 году прошли соревнования по в Рязани, Дмитрове, Кургане и других городах.

Техника и ее особенности

Учитываются все параметры – от диаметра тарелки клапана до хода поршней. Некоторые гонщики пытаются схитрить и улучшить показатели мощности “кустарными” методами. Как показывает практика, ничего хорошего из этого не выходит. За гонками всегда следят комиссары, при обнаружении несоответствия машины требованиям техрегламента, автомобиль снимается с гонки, результаты водителя аннулируются.

Классы и разновидности

Автокросс, виды которого достаточно разнообразны, считается достаточно демократичной дисциплиной. В гонках принимают участие как спортивные легковые автомобили с разными техническими характеристиками так и грузовики.

В отечественном грузовом автокроссе существует несколько основных дивизионов:

  • Т1-2500 – серийные автомобили повышенной проходимости, отечественного производства, с рабочим объемом ДВС до 3000 кубических сантиметров
  • Т4-1. Машины, производимые на заводе ГАЗ, рабочий объем ДВС – до 3500 кубических сантиметров с приводом на одну ось
  • Т4-2. Автомо семейств ГАЗ-53, -3307 и их модификации с ДВС до 5000 см3 и приводом на одну ось
  • Т4-3 – Автомобили семейств ЗиЛ-130, -431410, -433360, -4331 и их модификации с ДВС до 7000 см3 и приводом на одну ось.

Гонки на грузовиках очень популярны среди российских автолюбителей. В 2017 году прошли соревнования по в Рязани, Дмитрове, Кургане и других городах.

Эмоций стало меньше

В целом, по наблюдениям ветеранов татарстанского автоспорта, за минувшие почти три десятка лет в этой дисциплине многое изменилось. У многих нынешних спортсменов поменялось само отношение к дисциплине: не все, но значительная часть пилотов и техников относятся к автомобильному спорту именно как к работе, и это ведет к потере эмоций и на трассе, и на трибунах.

Старшее поколение пилотов гоночных треков отмечает, что эмоций и на трассе, и на трибунах становится меньше. Максим Платонов/realnoevremya.ru

— Мы сами уже с богатым жизненным опытом были, когда в автоспорт пришли. Я вот начал в 35 лет. И Айрат (Шаймиев, — прим. ред.), и Рустам Нургалиевич, и Джаудат Мидхатович — тоже уже взрослым начинали. Зрелыми уже, увидевшими жизнь. У каждого была работа, и не так-то просто было успевать везде. Но если у тебя что-то получается, и ты этим так увлекаешься, что просто не можешь этим не заниматься, то, конечно, и на работе выкроишь время. Нет, для нас автоспорт не был игрушкой, мы профессионально занимались. Но, видимо, в силу возраста более яркая эмоциональная атмосфера была. Сейчас молодежи, как мне кажется, не так интересно. Или возможностей стало слишком много, и потому потеряно то ощущение ценности. Не скажу, что мы в свое время каждой гайкой дорожили, но вот видом спорта дорожили. И когда я получил практически в 39 лет звание мастера спорта, для нас это было огромным достижением. И мы очень гордились. А сейчас как-то размыли это звание. И ездить нам интересно было. И очень трудно было в таблицу турнирную попасть. Все через это прошли, — поделился мнением Ильхам Рахматуллин.

Ильхам Рахматуллин: «Если у тебя что-то получается и ты этим увлечен, то найти время всегда получится». Максим Платонов/realnoevremya.ru

— Наверное, это действительно так: интересно, когда чего-то не хватает. А сейчас, как мне кажется, в автоспорте люди немного избалованные. Говорят, другие трассы нужны, другое обмундирование… а раньше у нас — каска… форма редко была, обмундирование, и грязь (смеется), сетка… Вот это время было гораздо дороже, чем сегодня. Когда кольцевая трасса есть, ралли-трасса есть, это — одно. А вот когда ничего нет, ты трассу сам расчертишь, потом бульдозерами уплотняешь, потом по ней гоняешь. Вот это — совершенно другое. Да, техника прогрессирует. Люди, обмундирование — само собой. Трассы. Отношение… Но самый хороший период — это вот первые 5 лет у меня были. Когда нужно было соревноваться не только с коллегами по увлечению и не только с самим собой, но еще и с обстоятельствами, — вспоминает Джаудат Миннахметов.

Автоспорт — состязание не только с соперниками, но и с самим собой. Максим Платонов/realnoevremya.ru

— Для нас это было хобби. Но серьезное такое хобби — на уровне чуть ли не профессионального. Но точно — не профессия. Может быть, именно это и позволяло нам быстрее достигать высот. Мы не ставили целью своей жизни дойти к этим высотам. Мы это делали как бы параллельно. Не секрет: когда мозг у тебя освобожден от некоторых окостенелых таких штампов, когда на него не давят раскруткой темпов: надо, надо, надо, то тогда ты все делаешь легче, — считает Радик Шаймиев.

Австралийский автокросс

А Swift GTI участие в австралийском автокроссе

Австралийский автокросс это вид автоспорта, разрешенный Конфедерация австралийского автоспорта, который определяет его как скоростные соревнования, проводимые на грунтовой трассе длиной менее двух километров. Подходящие автомобили варьируются от стандартных дорожных автомобилей до специально созданных багги до полноценных гоночных и гоночных автомобилей. -подготовленные машины. Пилоты могут начать соревнования в возрасте 14 лет и должны иметь признанную гоночную лицензию, которую обычно можно получить в тот же день через принимающий клуб.

Нас любят

– Популярен ли такой автоспорт в Кузбассе? Интересен ли зрителям, участникам? Вообще чем он полезен области?

– Сколько себя помню, на наши соревнования всегда приходит много зрителей. Болельщики всегда подходят к нам, желают удачи, поддерживают, поздравляют. Я думаю, людям, особенно водителям,  интересно посмотреть, как можно управлять техникой в таких экстремальных условиях. Это зрелищно! Участников тоже всегда хватает. Сейчас  в период пандемии, конечно меньше, но раньше их количество доходило до 70. Причём это люди самых разных возрастов: от 17 лет до 60 лет. Есть среди них и мастера спорта, и кандидаты, и разрядники. Людям нравится совершенствовать своё  мастерство. Если человек занимается автоспортом, например, кроссом, он лучше чувствует машину, профессиональнее ею управляет. А значит, и аварий на дороге будет меньше. Если он справляется  с такими заносами на гоночном треке, значит, и на дороге сумеет. Например, у меня такое было и не раз на дороге. Самый яркий пример – поездка зимой  в гололёд. Когда машину начинает заносить, многие водители просто теряются, а у меня все отработано до автоматизма – руки сами знают, что делать.

В таком спорте, как автокросс, не бывает без аварий и травм. Фото: Из личного архива/ Юлия Кох

– Наверняка такой спорт травмоопасен? Попадали ли сами в аварии? Было ли страшно?

– Скорость, азарт, желание победить – конечно, аварий и травм в таком спорте не избежать. Всегда стараемся обезопасить себя по максимуму: готовим машины,  надеваем специальные костюмы, шлемы, обувь. Сама два раза попадала в такие экстренные ситуации. Один раз у меня был переворот – я даже испугаться не успела, машина за считанные секунды вновь стала на колеса и поехала дальше. Вылетала и за ограждения: в пыли, отчаянной борьбе не справилась с управлением, получила небольшую травму. Страха нет, наоборот, есть желание работать над своими ошибками, чтобы больше их не повторять.

Мозг, искренняя любовь к автоспорту, немного эгоизма и удачи

Этот квартет — основа успеха. Таково мнение аксакалов татарстанского автоспорта. Но в основе всего — именно ум и любовь.

— Мозг — это основа всему. В любом спорте. Да в жизни. Да везде! — уверен Радик Шаймиев. И добавляет: — В чем специфика классического ралли? Тут нагрузка на мозг уникальна. На шоссейной или кольцевой гонке ты знаешь трассу, ты знаешь точки — их максимум может быть 32. Ты их запомнил и просто летишь. Здесь же каждый поворот — это импровизация. Это как в музыке: блюз, джаз… Ты не можешь себе сказать, что я проеду это только так. Проходящие перед тобой машины могут выбить камень, который окажется на твоей траектории, или еще какая неожиданность. На такой скорости тебе принимать решение. И это именно то, что мне там больше всего нравилось — вот эта нагрузка на мозг.

Радик Шаймиев: «Мозг — это основа всему. В любом спорте». предоставлено realnoevremya.ru из личного архива Радика Шаймиева

Плюс необходимость работать сразу в двух плоскостях: реальной — той, что именно сейчас перед глазами, и той, что еще только впереди — за поворотом, и о которой предупреждает штурман. И все это на огромной скорости, с которой ты стремишься к очередной победе. А без стремления к победе теряется смысл в гонках как таковых. И это — только часть философии автомобильного спорта, считает Радик Шаймиев:

— Человек — здравый, нормальный эгоист. И, наверное, это правильно, без этого не будет побед. Но обязательно должен быть баланс: если ты слишком развил в себе этот эгоизм, то в обществе будет ой как трудно. Вот есть знаки «инь» и «янь». Это великий знак великой китайской нации. Там все ответы. Самое главное — равновесие. И в хорошем, и в плохом, существуют частицы-антагонизмы и весь вопрос исключительно в балансе. В каждом из нас живут два волка: белый и черный, вопрос в том — кого ты кормишь. Но второй-то все-равно есть (улыбается). Без этого не будет баланса.

Автоспорт воспитывает баланс между эгоизмом в стремлении к победе и способностью ценить окружающих, — уверен Радик Шаймиев. предоставлено realnoevremya.ru из личного архива Радика Шаймиева

И этот баланс в душе сохраняется и за пределами трека. Интересный момент: профессиональные поклонники скоростей, обгонов и резких вхождений в повороты на трассах общего пользования демонстрируют куда большую законопослушность, чем большинство автовладельцев.

— Мы, как и любые другие спортсмены, понимаем разницу. Профессиональный боец не станет на улице размахивать кулаками

Так и мы, профессиональные автогонщики, на обычной трассе к лихачеству не стремимся и не гоняем просто так по городу, чтобы обратить на себя внимание. Автомобильный спорт, он дисциплинирует даже, — считает Ильхам Рахматуллин

Профессиональные гонщики не будут лихачить на трассе. Адреналина в крови хватает и на треке. предоставлено realnoevremya.ru из личного архива Радика Шаймиева

— Лихачество на трассе? — даже удивился вопросу Джаудат Миннахметов. — Это исключено. На треке — можно погонять. На гоночном. А на дороге общего пользования как ты можешь так рисковать? У тебя слева-справа «чайники». Ты, во-первых, напугаешь их, во-вторых, они тебя могут коснуться. И ты будешь ответственный. Зачем это? Ты на треке уже столько адреналина оставил, зачем тебе нужно гонять на дороге общего пользования? Нельзя так. И не делаем так. Мне кажется, среди нас, профессиональных гонщиков, такого не бывает.

Трассы

Популярность автокросса во многом обусловлена простыми правилами понятными даже новичку. В соревнованиях не нужно подолгу ждать результата заезда – победителем становится тот, чья машина первой пересечет финишную черту. Если планируется участие грузовиков трасса должна соответствовать следующим требованиям:

  • Максимальная длина круга – 2500 метров, ширина дорожного полотна – 25 метров
  • На всем протяжении круга у машины должна существовать возможность обгонать впереди идущего или остановившегося
  • Наличие судейских постов, оснащенными средствами радиосвязи и пожаротушения
  • Граница гоночного трека в опасных зонах оборудуется земляным валом с минимальной высотой 1,5 метра, а в особо опасных участках – отбойным брусом
  • Зрительные места оборудуются на расстоянии минимум 30 метров от границы трассы.

Виды автоспорта для детей

Автоспорт включает в себя несколько дисциплин, но для детей доступны лишь некоторые из них. Для самых маленьких спортсменов изначально будут доступны занятия картингом, а далее, с приобретением опыта вождения, ребята уже смогут заниматься более серьезными видами автоспорта.

Всего в этом спорте выделяют следующие виды:

  • Картинг. Это самый простой и безопасный вид автомобильного спорта. Попробовать себя здесь может каждый желающий. Заниматься этой дисциплиной можно как на профессиональном, так и на любительском уровне. Ребята, занимающиеся в секциях, с раннего возраста участвуют в соревнованиях и турнирах;
  • Автокросс. Это вид гонок по кольцевой трассе. Трассы в этом виде спорта имеют грунтовое покрытие. Тренировки и соревнования также проходят на простейших автомобилях, благодаря чему этот вид спорта также доступен для школьников младшего возраста;
  • Ралли. Эта дисциплина доступна подросткам с 16 лет. Чаще всего сюда приходят ребята из детских видов автомобильного спорта. Ралли – это гонка из пункта А в пункт Б. Соревнования проходят на обычных трассах с перекрытым движением;
  • Трофи. Главный принцип этих гонок – непроходимость трассы. Соревнования проходят в болотистых, песчаных и горных местностях, преимущественно на внедорожниках, реже на мотоциклах или обычных автомобилях. К соревнованиям допускаются лица, достигшие 18 лет;
  • Дрифт. Одна из самых опасных разновидностей автомобильного спорта. Гонки проходят на трассах со специальными заносами и водителю нужно не только отлично управлять автомобилем, но и чувствовать его, чтобы не вылететь в кювет;
  • Кольцевые автогонки. Это самый распространенный вид гонок. Ее смысл заключается в прохождении определенного количества кругов на время. Во время соревнований гонщики развивают серьезные скорости, что требует хорошей реакции и чувства дороги;
  • Автослалом. Один из самых интересных видов гонок. Это, по сути, фигурное вождение, где гонщик показывает мастерство заднего хода и поворотов. Соревнования проводятся на время, одновременно на трассе не может быть двух и более участников;
  • Дрэг-рейсинг. Эти гонки проходят на легковых автомобилях по прямой трассе. Суть соревнований заключается в быстром разгоне и преодолении заданного расстояния за наименьший промежуток времени;
  • Гонки на выживание. Это самый опасный вид автомобильных гонок. Здесь каждый из участников имеет право выталкивать соперника с трассы. К тренировкам и соревнованиям не допускаются лица, не достигшие совершеннолетия.

Регламент гонок

  • Участвовать могут серийные автомобили различных модификаций, багги и грузовики. Каждому классу машин проводят отдельные заезды
  • Старт дается с места – одновременно стартуют все участники
  • Финальной гонке предшествуют свободная тренировка, пара тренировочных заездов и квалификация. По результатам проводится расстановка участвующих машин на турнирной решетке
  • В одном заезде участвуют десять машин выстраиваемых в четыре ряда
  • Протяженность трассы для квалификационных заездов составляет 3-5 км, для финального заезда 5-7 км
  • В процессе гонки разрешен обгон машины соперника с обеих сторон
  • Запрещается умышленное перекрытие траектории автомобилю идущему на обгон
  • Автомобиль победителя тщательно осматривают на предмет соответствия техническим требованиям

В ходе гонки нередки столкновения автомобилей участников. Безопасность пилота обеспечивает усиленная конструкция корпуса авто – особый силовой каркас и решетки на окнах сводят вероятность получения травм к минимуму. Перед началом заезда все машины проходят строгий технический осмотр на соответствие регламенту и технике безопасности. Силовой каркас должен быть цельным.

В США, в наши дни, подобные гонки больше похожи на слалом и организовываются в виде одиночных заездов на время, на асфальтовых площадках. Трек обозначен конусами.

Багги-кросс

Багги (кросскарт) – особая разновидность гоночных машин. Классический автомобиль имеет усиленный корпус из труб, двигатель расположен в задней части. Любители автогонок высоко ценят багги за выносливость и хороший разгон на трассе.

В зависимости от возрастных критериев, типа привода и объема двигателя, виды багги для автокросса делятся на следующие категории:

  • Д3-Микро – машины предназначены для пилотов не старше 8 лет
  • Д3-Мини – для гонщиков возрастом от 8 до 12 лет
  • Д3-Юниор – возраст пилотов 12-18 лет
  • Д3-Спринт – машины для взрослых гонщиков имеющие двигатель от ВАЗ объемом до 1400 куб.см, с приводом на заднюю ось
  • Д3 – машины с приводом на обе оси и лимитом объема в 4000 куб.см.

Как и классические гонки на выживание, багги-кросс считается наиболее зрелищным и динамичным. Машины соревнуются на трассах со множеством препятствий – кочек, оврагов, рытвин.

Автокросс в России остается достаточно популярным видом спорта. Во всем мире его часто сравнивают с «Формулой-1», только соревнования проходят на грунтовых трассах. Отечественный автоспорт активно развивается – чемпионат России неизменно собирает вместе профессиональных гонщиков со всей страны, по накалу страстей среди зрителей, эмоциям и азарту ничем не уступая главной гонке мира. Чемпионаты проводятся в любое время года, неизменно собирая вместе огромное количество автолюбителей.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий