Цифровое искусство как хобби и увлечение

ИИ и нейросети на службе современного искусства

Что нужно уметь, чтобы продать картину на аукционе Christie’s за 430 000 евро? Нашим современникам, авторам «Портрета Эдмонда Белами» даже не пришлось учиться рисовать. За них это делает нейросеть, а коллектив создателей Obvious — это средней руки программист и два классных маркетолога.
В связи с этим, существует спор о том, может ли ИИ создавать произведения искусства самостоятельно? Смотря что считать искусством. Если придерживаться понятия о том, творчество имеет историко-культурные корни, а креативная идея ― это комбинация других известных идей, то суперкомпьютеры вполне могут стать авторами. Если же считать, что никакой искусство невозможно без участия человека, и трансляции его личного опыта и переживаний, то ИИ становится инструментом, помощником, оставляя авторство людям.
К примеру, искусство цифровой живописи на основе ИИ, могут помочь художникам в развитии креативности и как бы преодолении ограничений фантазии. Это может привести к появлению новых стилей и жанров в искусстве, которые будут основаны на искусственном интеллекте.
ИИ создает автоматически уникальные картинки, музыку, поэзию и даже литературные произведения. Например, основываясь на заданных параметрах, таких как настроение и жанр, нейросеть компании Amper Music может создавать произведения в различных стилях и жанрах. В рамках проект «The Next Rembrandt», запущенного компанией ING в сотрудничестве с музеем Рейксмузеум в Амстердаме, появилось новое произведение искусства, которое выглядит так, как будто оно было написано самим Рембрандтом. Для этого группа кураторов вложила в ИИ данные обо всех известных картинках художника, например, размер кисти, толщина и тип краски, а также данные о световых и теневых эффектах, используемых в его работах.
Еще один интересный пример ― использование нейросетей в создании интерактивных инсталляций и перформансов, когда они собирают и анализируют данные о поведении зрителей, чтобы создать новый вид произведения, которое реагирует на изменяющуюся обстановку. Художник Рафаэль Лозано-Хеммер создал установку под названием «Пульс и пульсация», которая использует ИИ для сбора и анализа данных о пульсе зрителей. Установка состоит из сотен светящихся лампочек, которые мигают в соответствии с пульсом зрителей, создавая уникальное визуальное произведение искусства.

Немного истории

Одним из первопроходцев в искусстве новых медиа считается кореец Джун Пайк. Еще в 60-х годах прошлого века он занимался видео-артом — пытался превратить телевизор в объект искусства. Вот пара кадров с его шоу с участием виолончелистки Шарлотты

Мурман:


Виолончелистка в бюстгальтере из экранов, Джун Пайк, 1969 год / Kent Maxwell
Виолончель, собранная из телевизоров, Джун Пайк, 1974 год / Stsenzatitolo

А вот одна из самых известных инсталляций Пайка: сад из телевизоров, который показывает, что технологии — тоже часть природы.


TV Garden, Джун Пайк, 1974 год / ВШЭ

В те же годы развивалось кинетическое искусство — с использованием движущихся арт-объектов. Например, советский художник с архитектурным бэкграундом Вячеслав Колейчук задумал сферу из металлических трубок, которая сохраняла форму за счет самонапряжения составных частей и приходила в движение от колебания воздуха. Это была художественная модель атома — ее Колейчук реализовал с помощью команды инженеров.


Модель атома, Вячеслав Колейчук, 1967 год / Артгид

Во второй половине прошлого века начали появляться картины, созданные компьютерными алгоритмами. Конечно, речь идет пока не о нейросетях, а о более простых программах, которые рандомным образом компилировали элементы. Один из ярких представителей в таком искусстве — Фридер Нейк. Он был профессором информатики в университете, а по совместительству стал художником. Он увлекался рисованием абстрактных узоров от руки, а прославился тем, что создавал алгоритмы, по которым компьютер генерировал подобные паттерны.


Работа, созданная алгоритмом Фридера Нейка, 1972 год / Compart

В 80-е годы австралийский художник и профессор робототехники Стеларк, который стал уже классиком перформативного искусства, приделал себе третью руку. Она двигалась в зависимости от напряжения мышц живота — таким образом он мог ей управлять.


Стеларк с третьей рукой, 1980 год / Researchgate

Превращение человека в киборга было экспериментом именно в области искусства, а не медицинской инженерии — практического применения у третьей руки не было. Ее управление было несовершенным, а долго носить девайс было невозможно из-за большого веса и раздражения кожи гелем для электродов. Но в рамках перфоманса Стеларк, прямо как писатели-фантасты, предсказал плотное слияние человека и техники. Реализовывал задумку он, конечно, не сам — ему помогали инженеры. Командная работа в современном искусстве — частое явление, потому что тут нужно много специальных знаний.

Искусство новых медиа начало зарождаться в прошлом веке, но технические возможности тогда были ограниченные. Зато за последние два десятилетия новые формы искусства сделали большой скачок — с развитием искусственного интеллекта, биотехнологий и роботов.

Роль искусственного интеллекта в творчестве

Искусственный интеллект играет все более значительную роль в мире искусства и культуры. Благодаря своим возможностям в обработке огромных массивов данных, ИИ способен привносить новые идеи и концепции в творческий процесс.

Искусственный интеллект помогает художникам и дизайнерам в создании уникальных произведений и экспериментировании с формами, цветами и текстурами. Алгоритмы машинного обучения позволяют создавать картины, музыку, фильмы и другие произведения искусства, которые поражают своей оригинальностью и глубиной.

ИИ также помогает расширить возможности виртуальной и дополненной реальности, открывая новые сценарии для взаимодействия с творческим контентом и погружения в удивительные миры искусства.

Все больше художников и креативных профессионалов во всем мире начинают использовать искусственный интеллект в своей работе, расширяя свой творческий потенциал и находя новые способы выражения.

Особенности цифрового искусства

Цифровое искусство относится к более широкой категории современного творчества — медиаискусству.

Медиаискусство — это область искусства, в которой для создания художественных произведений используют медиатехнологии, такие как видео, звук, искусственный свет, интерактивные устройства и компьютеры. Такими произведениями могут быть как статичные и динамические изображения, так и причудливые устройства, с которыми зрители могут тем или иным образом взаимодействовать. Примерами медиаискусства могут служить инсталляции, интерактивные выставки, визуальные эффекты в кино и на телевидении и даже видеоигры.

«Медиахудожник работает с современным искусством. Слово „медиа“ появляется, потому что он работает в новых формах. Медиа как пространство, в котором может существовать произведение. Например, холст, покрытый красками, или превращённый в скульптуру камень — это старые медиа. Компьютер и игры на нём — новые медиа. <…>

Видеоигры в этой сфере — нетоптаная целина. Примеров использования видеоигр и технологий из игр в современном искусстве настолько мало, что стало довольно легко выделяться среди остальных художников».

Ярослав Кравцов,основатель студии «Мастерская 15», геймдизайнер и медиахудожник

Цифровое искусство как часть упомянутого медиаискусства включает произведения, созданные с помощью CG, анимации, 3D-печати, видеоигр, иных иммерсивных средств, робототехники и даже биотехнологий. Количество возможных средств ограничено доступными средствами для самовыражения и фантазией художника.

При этом, как и традиционное изобразительное, цифровое искусство предлагает множество стилей и форматов, которые художники могут использовать для самовыражения. В случае с Digital Art это могут быть обработанные с помощью компьютера фотографии, реалистичная компьютерная графика, пиксель-арт, арт с поддержкой технологии дополненной реальности, изображения, созданные искусственным интеллектом, и многое другое.

Что такое цифровая живопись

Цифровая живопись, или digital painting, — способ создания изображений, при котором автор использует в работе программы и приложения для имитации классических художественных инструментов. Результат работы мастера представляет собой цифровой файл.

Произведения проецируют на рекламные площади, переносят на ткань, используют для оформления печатных материалов, размещают на веб-сайтах, демонстрируют в составе видеопроектов и т. д. Продукты цифровой живописи используются в мультфильмах, видеоиграх.

Цифровой художник — это человек, использующий графический планшет или компьютер и весь функционал графических программ. Он работает со слоями, текстурами, генерирует паттерны и шумы, пользуется кистями, фильтрами, плагинами.

Направления, в которых может развиваться цифровой художник:

  • концепт-арт;
  • иллюстрация;
  • раскадровка;
  • разработка цветовых ключей;
  • анимация;
  • комиксы;
  • визуальные новеллы;
  • контент для игр.

Основные проблемы по теме “Программирование как хобби: развивайтесь в свободное время”

1. Ограничение свободного времени

Многие люди имеют ограниченное количество свободного времени, что может создавать проблемы в развитии программирования как хобби.

2. Сложность освоения

Программирование требует изучения новых концепций, языков программирования и технологий, что может быть сложным для новичков.

3. Нехватка поддержки

Некоторые люди испытывают сложности в общении с другими программистами, получении советов и поддержки в развитии своих навыков.

4. Однообразность проектов

При развитии программирования как хобби может возникать проблема повторения однообразных проектов, что может снизить мотивацию.

Каким образом программирование может быть развлечением или хобби?

Программирование может быть прекрасным хобби, так как оно позволяет вам разрабатывать и создавать собственные проекты. Вы можете воплотить свои идеи в жизнь, создавая приложения, веб-сайты или игры. Это также предоставляет возможность постоянно развиваться, изучая новые технологии и программные языки.

Как я могу начать заниматься программированием в свободное время?

Начать программировать в свободное время можно с самых простых шагов. Вам потребуется выбрать язык программирования, с которым вы хотите работать, и изучить его основы. Существует множество онлайн-курсов, руководств и видеоуроков, которые помогут вам в этом

Также важно практиковаться, создавать свои собственные проекты и пробовать решать различные задачи

Какие достоинства имеет программирование в качестве хобби?

Программирование как хобби имеет несколько преимуществ. Во-первых, это отличный способ развивать логическое мышление и творческие навыки. Во-вторых, программирование может предложить возможности для дополнительного заработка, например, через фриланс-проекты или создание собственного приложения. Наконец, программирование позволяет быть в тренде с современными технологиями и быть в курсе последних новинок в сфере IT.

Программирование как хобби: развивайтесь в свободное время

В современном мире программирование становится все более популярным как хобби. Множество людей, не связанных с IT-сферой профессионально, находят удовольствие и увлечение в создании своих собственных программ и веб-сайтов в свободное время.

Вот несколько тенденций и перспектив, связанных с программированием как хобби:

1. Возрастает доступность и простота изучения программирования. Благодаря онлайн-курсам и ресурсам, любой человек может начать изучать программирование в своем свободном времени. Это открывает возможности для людей разных возрастов и профессий, желающих расширить свои навыки и знания.

2. Программирование как хобби способствует креативности и самовыражению. Создание собственных программ и проектов позволяет людям воплощать свои идеи, концепции и фантазии в реальность. Это может быть отличным способом улучшить креативное мышление и развить навыки проблемного решения.

3. Растущий спрос на программистов. С развитием технологий и широким использованием компьютеров и смартфонов, спрос на программистов все больше увеличивается. Изучение программирования как хобби может привести к новым возможностям работы и повышению карьерных перспектив в будущем.

4. Участие в программистском сообществе. Множество сообществ программистов существует онлайн и офлайн, предоставляя возможность общения, обмена опытом и получения поддержки. Присоединение к такому сообществу может помочь развиваться в программировании и получить новые идеи и вдохновение.

В целом, программирование как хобби предлагает возможность учиться и творчески выражаться в свободное время. Это может привнести множество преимуществ и перспектив как на личном, так и на профессиональном уровне.

Музыка

Популярность музыки как способа профессионального заработка растет во многом благодаря рынку легального прослушивания. Сегодня авторы имеют возможность зарабатывать на том, что их песни слушают на стриминговых платформах вроде Spotify, Apple Music, «Яндекс.Музыка» или VK Boom. Кроме того, музыканты могут зарабатывать на саундтреках для рекламы или фильмов, делать на заказ аранжировки и мастеринг, писать песни для клиента на международных биржах вроде SoundBetter, Fiverr, Kwork. Вариантов найти себя в музыке больше, чем кажется.

Кстати, по статистике, каждый второй россиянин хочет дать своему ребенку музыкальное образование. При этом только треть подростков доучивается до выпускного экзамена в музыкальной школе. Почему так происходит? Конечно, проблема традиционного музыкального образования — прежде всего, в его ориентации на исполнение давно написанных произведений, а не на сочинение собственных. То есть в музыкальной школе дети слушают одно, а дома — другое. Но что делать, если со скрипкой и сольфеджио дело не задалось, зато получается писать собственные песни на компьютере?

Леонардо Перес, продюсер, звукоинженер, композитор, совладелец DTH Studios, куратор британского бакалавриата в Moscow Music School:

«Мои родители говорили, что у меня нет таланта, и хотели, чтобы я выбрал более стандартную карьеру. В итоге я выучился на экономиста. Но во мне всегда была эта тяга к музыке, и я пытался доказать им, что серьезно намерен стать музыкантом, а не просто тусоваться, как им казалось. Тогда они сказали: «Докажи, что ты действительно хочешь этим заниматься, и мы тебя поддержим. Это стало для меня хорошей мотивацией. Став экономистом, я семь лет проработал в разных компаниях. Потом я поехал в Лондон изучать саунд-инжиниринг. Родители должны принять, что у ребенка есть страсть к творчеству, и помочь ему найти нишу, в которой он сможет себя реализовать, а не пытаться навязать что-то свое. Уговаривать ребенка стать юристом, а не музыкантом, — это все равно, что делать из левши правшу. Если ваш ребенок выбрал творческую профессию, старайтесь постоянно бросать ему новый вызов. Будьте драйвером, а не приносите готовое на блюдечке».

Конечно, то, что подросток идет в креативную индустрию, вовсе не значит, что он станет звездой. Этой цели задаются многие в самом начале, но со временем они понимают, что есть масса других, не менее крутых возможностей. Задача родителей — не мешать, а направлять ребенка, искать для него нишу в выбранной сфере.

Бриколаж

Тренды искусства разнообразны. Например, бриколаж ― это техника создания произведений искусства путем комбинирования различных объектов, материалов и элементов в единый композиционный образ. Он часто используется в создании видеоклипов, компьютерных игр и анимации.
Для создания сложных композиций цифровые художники используют фотографии, графические изображения, текстуры, видео и другие элементы. Одним из наиболее известных примеров является работа Дэвида Хокни “Joiners”, где художник комбинировал фотографии, чтобы создать единый образ. Другой пример ― работы Макса Эрнста с использованием фотографий, открыток, обоев. «Космические коллажи» Роберта Бейра объединяют элементы космических картин, звездных небес и других космических объектов. Дэвида Маклоу работает с фото разных эпох и стилей, объединяя их с собственной фантазией в одном произведении.

Стриминг

Еще одно популярное направление, которое для многих становится полноценным заработком. Стриминг – это проведение собственных трансляций в Интернет. Что вы будете показывать – зависит только от вас. Чаще всего люди стримят прохождение компьютерных игр, другие делятся своим мастерством в рисовании, вышивке, готовке. Можно запустить эфир, где вы играетесь со своим котом или собакой. Сможете отдохнуть и даже пообщаться со зрителями. Для стриминга понадобится камера, микрофон и регистрация на соответствующих площадках, например, YouTube или Twitch. Если регулярно вести популярные эфиры, ваше хобби превратиться в дополнительную зарплату.

5 ярких примеров digital-art, которые вам точно захочется испытать на себе:

«Irrational Geometrics» Дэвида Макинтоша— это интерактивная инсталляция, созданная с использованием 3D-моделирования и программирования, которая позволяет посетителям взаимодействовать с объектом, меняя его форму и цвет.
«Unnumbered Sparks» Айтана Гади — это огромная световая инсталляция, состоящая из тысяч светящихся лампочек, которые изменяют цвет и форму в зависимости от движения зрителей.
«Infinity Mirrored Room» Яйои Кусамы — это комната с бесконечным отражением, покрытая световыми точками, создающими ощущение бесконечного пространства.
«Rain Room» коллектива Random International — это интерактивная инсталляция, которая создает иллюзию, будто дождевая вода останавливается вокруг зрителей, позволяя им пройти через дождевой ливень, не промокая.
«The Treachery of Sanctuary» Криса Миллера — это интерактивная инсталляция, использующая проекции и технологию распознавания движений, чтобы создавать визуализацию птиц, летящих через экран.

Как случайность пришла в искусство?

Величайшие произведения искусства рождаются благодаря творческой работе художников, но этот процесс не обходится без случайностей. Насколько они весомы при создании произведений и можно ли ими управлять?

Одни работы называют «отшлифованными» — например, картины Бугеро и альбомы Backstreet Boys. В них почти нет ничего случайного: они либо изначально создаются по определенному шаблону, либо оттачиваются до идеала.

В других работах художники оставляют место несовершенствам. Например, импрессионисты поддаются страсти и превращают неточности в прием, скульпторы могут специально оставлять огрехи, а музыканты нередко используют самые первые записи песен.

Один из известных композиторов, использовавших случайность —Джон Кейдж, увлекавшийся восточной философией. Он задумался о неточности как о художественном методе после прочтения древнекитайского трактата И-Цзин «Книга перемен». В лекции 1957 года об экспериментальной музыке Кейдж описывал ее как «бесцельную игру, способ осознать жизнь, которой мы живем». Такой подход предопределил алеаторику — метод сочинения музыки с управляемой случайностью. Манифестом алеаторики с теоретическим обоснованием стала статья «Alea» французского композитора Пьера Булеза.

Создание уникальных произведений с помощью ИИ

Виртуальная реальность позволяет художникам и дизайнерам использовать специализированные программные решения для создания удивительных и творческих произведений. Благодаря ИИ можно быстрее и эффективнее генерировать оригинальные и уникальные идеи, которые поражают воображение зрителя.

Используя различные алгоритмы машинного обучения, ИИ обучается на большом количестве данных, чтобы создавать уникальные цифровые произведения и интерактивные искусственные миры.

Творчество ИИ в виртуальной реальности открывает новые горизонты для художников и помогает им воплощать свои идеи в жизнь с помощью передовых технологий.

Сочетание человеческого творчества и возможностей искусственного интеллекта позволяет создавать уникальные, инновационные и захватывающие произведения искусства, которые радуют глаз и вдохновляют на новые творческие открытия.

Как становятся цифровыми художниками?

Превратить генеративное искусство из небольшого увлечения в настоящую работу получилось у известного латвийского художника Ильи Борисова, известного как Швемблдр (Shvembldr). Изначально он был разработчиком в медиа «Медуза» (признано в России «нежелательной организацией»). При этом Илья Борисов не только программировал, но и совершенствовал продукты, экспериментируя с движками и добавляя новые игровые механики. Так он увлекся работой с канвасом (с помощью библиотеки KonvaJs) и начал рисовать примитивные объекты, используя random для их расположения. Результаты получались непредсказуемыми, и перед будущим художником открылся мир Generative Art — артистов, биеннале, визуализаций и программного обеспечения.

Погрузиться в генеративное искусство Илье Борисову помог онлайн-курс «Programming Graphics I: Introduction to Generative Art» от дизайнера Джошуа Дэвиса. Он состоял из основ, анимации и аудиовизуала, был наполнен интересными материалами и даже шутками. В обучении использовался гибкий программный скетчбук — язык Processing для творческого кодирования на основе Java, который включал библиотеку от Джошуа. Проблема заключалась в том, что работы выпускников курса слишком сильно походили на работы преподавателя.

Чтобы быть «самобытным артистом», Илья Борисов стал применять систему P5 от JavaScript. В пробах пера художнику помогал YouTube-канал The Coding Train. Илья Борисов все больше убеждался в том, что цифровые художники — личности интересные, творческие и совмещающие в себе большое количество умений. Он сфокусировался на статике и визуализации своей же музыки.

Итак, чтобы заниматься генеративным искусством, необязательно уметь программировать, но желательно владеть хотя бы базовыми навыками. Могут пригодиться знания геометрии, линейной алгебры и цвета, но их всегда можно изучить в процессе.

Профессиональное развитие через хобби-программирование: возможность смены карьеры или повышения навыков.

Хобби-программированиеПреимущества
Участие в Open Source проектах
  • Получение опыта работы в команде разработчиков
  • Расширение навыков программирования в разных языках
  • Возможность создания практически полноценных программ и приложений
  • Повышение видимости в IT-сообществе и карьерные перспективы
Участие в соревнованиях и хакатонах
  • Тестирование и развитие своих навыков программирования в условиях ограниченного времени
  • Возможность получить призы, деньги или даже предложения о работе
  • Общение и обмен опытом с другими участниками
  • Повышение компетенции в решении задач
Создание собственных проектов
  • Приобретение опыта полного цикла разработки: от идеи до выпуска продукта
  • Возможность реализовать собственную концепцию и воплотить творческие идеи
  • Получение обратной связи от пользователей и улучшение своих навыков
  • Возможность монетизации и создания собственного бизнеса

Виртуальная реальность как среда для экспериментов

Виртуальная реальность предоставляет исследователям и художникам уникальную среду для экспериментов и творчества. Благодаря использованию технологий искусственного интеллекта (ИИ), возможности виртуальной реальности становятся еще более разнообразными и захватывающими.

Эксперименты в области виртуального искусства с использованием ИИ позволяют художникам и дизайнерам исследовать новые формы и концепции, преодолевая ограничения традиционного творчества. Виртуальная реальность стимулирует их воображение и вдохновляет на создание удивительных произведений искусства.

Технологии виртуальной реальности и искусственного интеллекта продолжают развиваться, открывая новые горизонты для творчества и экспериментов. Это захватывающее сочетание обещает принести еще больше инноваций и впечатляющих результатов в мире цифрового искусства.

Прослушивание виниловых пластинок

Послушать музыку на пластинках и дисках мы можем благодаря трем изобретателям. В 1877 году Томас Эдисон придумал фонограф: аппарат воспроизводил и записывал звук при помощи иглы, которая оставляла след на цилиндрическом валике. В том же году Шарль Кро научно обосновал запись звука и его воспроизведение на барабане. А в 1887 Эмиль Берлинер запатентовал рекордер и граммофон. Он же и придумал записывать звук на круглый диск.

Первые пластинки изготавливались из целлулоида и каучука, а после Второй мировой уже из винила. С середины 60-х хронометраж пластинки стал составлять 40 минут, появился альбомный формат. Знаменитая советская фирма «Мелодия» в 70 — 80-х выпускала около 100 млн пластинок в год. В 1963 году появились кассеты, а в 1982 первые компакт-диски. С каждым десятилетием устройства для проигрывания аудио и звуконосители становились все более портативными. Тем не менее виниловые пластинки до сих пор пользуются спросом.

Пластинки современных исполнителей а-ля Gorillaz, «Ленинград», Marilyn Manson стоят от 1,5 тыс. рублей, Pink Floyd, U2 — уже дороже. Цена зависит от статуса и культовости исполнителя. Например, коллекционное собрание альбомов группы «Кино» может стоить от 13 тыс. рублей, а The Beatles — от 12. тыс. рублей. Самая дорогая пластинка в мире была записана в 1958 году. Это две песни The Quarrymen, которые позже превратились в The Beatles. Пластинка существует в единственном экземпляре и хранится у Пола Маккартни. Ее стоимость оценивают в 180 — 200 тыс. долларов.  

Пластинки легко достать через специализированные магазины в интернете, блошиные и антикварные рынки, тематические маркеты. Если вы готовы финансово вкладываться в хобби, то попробуйте найти своего продавца в Европе или США, который будет отправлять пластинки напрямую.

Кто из известных людей этим увлекаетсяСреди известных коллекционеров винила много музыкантов, диджеев и интеллектуалов ХХ века, например, Харуки Мураками (в его коллекции более 40 тыс. джазовых пластинок), Стив Джобс (любимые исполнители — The Beatles, The Rolling Stones, Боб Дилан), музыканты Daft Punk, принц Чарльз, актер Элайджа Вуд, режиссер Квентин Тарантино.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий