История развития колористики уходит своими корнями в далекое прошлое

Психология восприятия цвета:

Реакции людей можно предугадать и даже сформировать. Для этого следует применять цвет как рычаг для вызывания ощущений. Рассмотрим распространенные эмоциональные отклики на цвета.

Пурпурныйвызывает отношение азарта, желания, смелости, пробуждает лидерское старт. Но, не злоупотребляйте им в оформлении, ведь цвет так силен, что может вызвать и ощущение тревоги, опасности.

Голубойнастраивает на спокойствие, формирует ощущение мира, надежности, любви, стабильности. Если собираетесь вызвать доверие к профессионализму специалистов или качеству товаров, то применяйте возможности голубого цвета.

Жёлтыйпробуждает энергичность, любопытство, ассоциируется с радостью, развлечениями, интеллектом

Но! Следует не перенасытить проект этим цветом — пробудить ощущение осторожности.

Оранжевыйвызывает чувство бодрости, стимулирует к творчеству, дружелюбию, игривости, дает ощущение уверенности, а также мужества и стойкости.

Сиреневыйбудит честолюбивые мысли, ассоциируется с властью, роскошью, мудростью, магией и таинственностью.

Зеленоватыйне только лишь цвет жизненной энергии, но еще и вызывает мысли о деньгах, при этом граничит с гармонией, природой, исцелением.

Коричневатыйсопутствует чувству отдыха, уверенности, стабильности. Он значит долговечность, приземленность, природу, комфорт и прочность.

Сероватыйцвет консерваторов

Он способствует возникновению отношение доверия, серьезности, честности. Вызывает ощущение, консерватизма и традиционализма. Проявляет чувство чистоты и невинности.

Розоватыйхорош для образования женственных эмоций, как романтичность, воспитание, пассивность, слабость, привязанность. На проекте для представителей сильного пола будет неуместен и не способствует притоку пользователей / потребителей.

Белоснежныйцвет чистоты, простоты и доброты.

Черныйцвет связан с властью, элегантностью и стилем. Хороший цвет для придания дизайну перспективы и глубины. Применяйте умеренно, чтоб не вызвать у посетителя тяжелых ощущений.

  • ↑ Графический дизайн

Круг Иттена и цветовые гармонии

Йохансен Иттен ввел цветовой круг, состоящий из 12 частей. Такой круг стал чрезвычайно полезен в работе художника, так как охватывает широкую комбинацию разных цветов. Он удобен и для работы дизайнера.

В самом центре круга Иттена находится треугольник, состоящий из базовых тонов, тех же, что у Ньютона – желтого, красного и синего. К каждой стороне треугольника примыкает еще треугольник – результат совмещения базовых цветов. Вокруг получившегося шестиугольника кольцо следующих смешений соседних оттенков. 

С помощью круга Иттена можно находить цветовые гармонии. Они располагаются в углах любого равностороннего треугольника на круге. В книге Иттена «Искусство цвета» рассмотрен и цветовой шар, где показаны градации каждого цвета от светлого к темному. Эта книга будет полезна не только детям и начинающим художникам, но и состоявшимся мастерам.

Техника сложного окрашивания волос

Существует два варианта покраски: простой и сложный. К первому относится окрашивание в один тон, обесцвечивание от корня и тонировка. Второй включает ряд техник, к примеру: омбре, балаяж, мелирование, шатуш и т.п.

Деление на цветовые уровни

Цвет волос обусловлен доминированием какого-либо пигмента, изменяясь в зависимости от его количества. На упаковке красителя первой цифрой производитель обозначает глубину тона, второй и третьей – цветовой нюанс.

Создание цветовых комбинаций

Подбирая оттенки, мастер учитывает ряд факторов:

  • желание клиента;
  • цветовой тип внешности;
  • исходную базу прядей.

Оттенки должны гармонировать не только друг с другом, но и с цветом кожи и глаз.

Процесс смешивания цветов

При смешивании красок необходимо брать за основу природный краситель, создающий надежную базу и восполняющий в волосе пигментную пустоту. Затем должен идти краситель с тем или иным цветовым нюансом для придания прядям желаемого оттенка.

Окрашивание прядей

Окрашивание волос не в каждом случае бывает полным. Колористами применяются техники, при которых окраске подвергаются лишь отдельные пряди.

Омбре

Благодаря этой технике из нескольких оттенков краски, взятых за основу, получается эффект градиента – плавный переход одного цвета в другой.

Мелирование

Предоставляет возможность быстро оживить классическую стрижку, создав новый оригинальный образ. При этом волосам причиняется минимум вреда.

Колористика. ФИОЛЕТОВЫЙ цвет

  • Таиланд: траур (вдовы)
  • Католицизм: смерть, траур, распятие
  • Фэн-шуй: Инь, цвет физического и психического исцеления

У фиолетового цвета существует огромное множество значений, таких как интеллект, знание, религиозная страсть, трезвость, смирение или же умеренность. Помимо этого, такой цвет означает горе, ностальгию, траур и старость. 

В христианстве — цвет святой Марии Магдалины. Фиолетовый — цвет одеяний католических священников. Каббала выявляет в этом цвете первоначало или основу основ. В мифах — в Средневековье — цвет раскаяния. В перстне кардинала — фиолетовый аметист — символ воздержанности. 

Колористика. Психофизические характеристики цвета

Колористика. Цветовой тон

Это качество цвета, которое позволяет сравнить  его с одним из спектральных или пурпурным цветом (кроме хроматических) и дать ему название.

Колористика. Светлота

Это степень отличия данного цвета от черного. Она измеряется числом порогов различия от данного цвета до черного. Чем светлее цвет, тем выше его светлота. На практике принято заменять этот понятие понятием «яркость».

Колористика. Насыщенность

 Это степень отличия данного хроматического цвета от равномерного по энергонасыщенности светового потока ахроматического. Измеряется тоже числом порогов различия от цвета до серого. (Так же можно сказать, что это доля пигментов в изначальном чистом цвете). Заменяется понятием чистота. Чистота — это доля чистого спектрального цвета в общей смеси данного цвета или это доля чистого пигмента в красочной смеси.

Цветовой тон + Насыщенность = Цветность

Ахроматические цвета не имеют цветового тона и насыщенности.

Колористика. Температура цвета

Это его относительная теплота или холодность.

  • Теплые: Красный, Красно-Оранжевый, Оранжевый, Желто-Оранжевый, Желтый, Желто-Зеленый.
  • Холодные: Голубой (Сине-Зеленый), Синий, Сине-Фиолетовый, Фиолетовый.
  • Самый горячий: Красно-Оранжевый.
  • Самый холодный: Голубой (Сине-Зеленый).
  • Нейтральные ( Зеленый и Пурпурный).

Наука о цвете

По определению науки любой свет – это электромагнитная волна, каждый цвет соответствует определенной частоте этой волны. Например, красный имеет частоту 405 Терагерц, а фиолетовый – 790. Электромагнитные волны имеют огромный диапазон частот, от радиоволн до жесткого гамма излучения, но наш глаз способен к восприятию только очень короткого отрезка этого диапазона, называемого оптическим.

С научной точки зрения первичный смысл имеют только спектральные цвета, расположенные линейно и строго последовательно от красного через все оттенки радуги до фиолетового. То, что соседние цвета при смешении дают что-то среднее – лишь субъективное восприятие человека, хотя логически это и понятно. 

Но то, что фиолетовый плавно и без скачка переходит в красный, научной логике явно противоречит, так как эти оттенки лежат на противоположных краях спектра. Вполне разумно было бы, если б их смесь давала, скажем, белый или зеленый. Но таково человеческое восприятие: оно находит в их смеси бесконечные оттенки фиолетового.

Колористика. Цвет

Цвет — это ощущение, возникающее в органе зрения при воздействии на него света, т.е. свет+зрение=цвет.

Свет — это электромагнитное волновое движение. Длины волн видимого цвета заключены в интервале от 380 н.м. до 760 н.м.

Волны с длиной волны менее 380 н.м. — это ультрафиолет, а с длиной более 760 н.м. — это инфракрасный свет.

Цвет в зависимости от длины волны:

Красный                  760-620 н.м.

Оранжевый            620-585 н.м.

Желтый                   585-550 н.м.

Желто-Зеленый   575-550 н.м.

Голубой                  510-480 н.м.

Синий                      480-450 н.м.

Фиолетовый          450-380 н.м.

В видимом спектре человеческий глаз различает 120 цветов. Эти цвета принято выделять в три группы:

  • Коротко-волновая (380-500 н.м.). Входят цвета: Фиолетовый, Сине-Фиолетовый, Синий, Голубой.
  • Средне-волновая (500-600 н.м.). Входят цвета: Зелено-Голубой, Зеленый, Желто-Зеленый, Желтый, Желто-Оранжевый, Оранжевый.
  • Длинно-волновая группа (700-760 н.м.) Входят цвета: Оранжевый, Красно-Оранжевый, Красный.

Все цвета подразделяются на: хроматические, ахроматические, полихроматические.

Колористика. Ахроматические цвета

Белый, черный, и все оттенки серого. В этот спектр входят лучи всех длин волн в равной степени, причем энергия отдельных лучей составляющих эту смесь одинакова.

Колористика. Хроматические цвета

Все спектральные и многие природные. В этот спектр входят все лучи, но есть преобладание какой-либо волны (максимум). Например, в спектре красного цвета, красные лучи (760-620 н.м.) несут большую часть энергии всего потока.

Цветовой круг Гете

Гёте пошел дальше Ньютона и ввел еще один оттенок, пурпурный, который не входит в число цветов радуги, но замыкает круг от фиолетового к красному. Таким образом диаграмма Гете имеет 8 цветов. В этом большой прорыв теории Гете: он закруглил радугу пурпурным оттенком.

Во всем хроматическом ряду оранжевый, зеленый и фиолетовый Гете считал вторичными цветами, результатами смешивания базовых. С точки зрения современной науки это утверждение ошибочно: любые спектральные тона, охватывающие весь цветовой круг, можно назначить базовыми (те же оранжевый, зеленый и фиолетовый можно считать базовыми и получить из них любой другой оттенок).

Чрезвычайно важно для художника иметь понятие о дополнительных цветах. Это те, что расположены на круге против друг друга

Гете считал их сочетание наиболее гармоничным.

В действительности это наиболее контрастные сочетания, где один цвет усиливает другой: оранжевый – синий, желтый – фиолетовый, красный – зеленый. Для живописца это важный инструмент для работы. Там, где нужна экспрессия, агрессия, цветность – прибегают к дополнительным цветам. В других случаях работают «на сближенных тонах».

Влияние колористики на эмоции

Колористика, или наука о цвете, имеет огромное влияние на наши эмоции и настроение. Конкретные цвета могут вызывать различные эмоциональные реакции у людей, а правильно подобранные цветовые сочетания могут сильно повлиять на общий опыт и восприятие оформления или дизайна.

Теплые цвета, такие как красный, оранжевый и желтый, обычно ассоциируются с энергией, солнцем и теплом

Они могут вызывать чувство радости и веселья, а также привлекать внимание. Красный, например, может вызывать страсть или агрессию, в то время как оранжевый может ассоциироваться с весельем и возбуждением

Холодные цвета, включая синий, зеленый и фиолетовый, обычно ассоциируются с прохладой, спокойствием и покоем. Они могут вызывать чувство умиротворения или медитативности. Синий, например, может ассоциироваться с миром и доверием, в то время как зеленый может ассоциироваться с природой и гармонией.

Нейтральные цвета, такие как белый, серый и коричневый, часто используются для создания чистых, спокойных и уравновешенных композиций. Они могут быть использованы в качестве основных цветов, которые придают остальным цветам большую силу и яркость. Коричневый, например, может ассоциироваться с надежностью и установленностью, а белый обычно ассоциируется с чистотой и невинностью.

Влияние колористики на эмоции может быть субъективным и может различаться в зависимости от культурных и личных предпочтений. Однако, понимание основ эмоционального воздействия цветов может помочь дизайнерам и художникам создавать более эмоционально заряженные и понятные произведения и оформление.

Современные цветовые модели

Современные цветовые модели не опровергают цветовые круги, а дополняют их. Дизайнер Рун Мэдсон (Rune Madsen) объясняет: цветовые модели Ньютона и Гете, на первый взгляд противоречащие друг другу, с точки зрения современной теории цвета обе верны. Просто каждый из ученых отметил какой-то один аспект природы света: излучаемого или отраженного [].

Ньютон описал, что из предложенных им спектральных цветов можно получить большинство других оттенков, включая белый. Такой способ получения цветов называется аддитивным (от англ. add — прибавлять): прибавляя друг к другу разные цвета, мы в конечном итоге получим излучаемый белый свет.

Гете полагал, что из его основных цветов можно получить другие оттенки, включая черный. И это соответствует другому способу получения цвета — субтрактивному (от англ. subtract — вычитать). При субтрактивном способе цвета получают вычитанием какого-то цветного компонента из белого цвета — света, отраженного белой бумагой. При удалении всех компонентов получается черный цвет.

Аддитивный способ получения цветов используется в современной цветовой модели RGB (Red, Green, Blue) — пример слева. Основные цвета: красный, зеленый, синий — те же, что и в модели Оствальда. С помощью RGB-модели цвета воспроизводятся в телевизорах, видео и компьютерных мониторах.

На субтрактивном способе получения цвета основана современная цветовая модель CMYK — пример справа. Она широко распространена в полиграфии — на ней, например, работают все принтеры.

 

(Фото: www.tmmagee-design.com)

Правила и таблица смешивания разных оттенков

При смешивании оттенков необходимо соблюдать гармонию цветов. Так, к примеру, в результате соединения двух несочетаемых друг с другом тонов получится «грязный» цвет.

Пользовались ли вы услугами колориста до этого?

ДаНет

Первичные цвета

Смешение первичных цветов позволяет получить остальные цвета. В цветовом круге их содержится 3: синий, желтый и красный.

Вторичные цвета

Получаются в результате соединения в равном соотношении двух первичных цветов. К ним относят: оранжевый, фиолетовый, зеленый.

Родственные оттенки

В звезде Освальда такие цвета расположены рядом друг с другом, образуя приятное глазу, гармоничное сочетание. Существует 4 группы родственных оттенков:

  • сине-зеленые;
  • сине-красные;
  • желто-зеленые;
  • желто-красные.

Гармоничные сочетания

Оттенки – родственники в кругу, не имеющие способности к нейтрализации друг друга. В результате их смешения образуются гармоничные сочетания.

Пепельные оттенки

Цвета считаются сложными и требуют тщательной подготовки колориста.

Важно! Для получения чистого пепельного оттенка потребуется качественное осветление волос и нейтрализация появившейся при этом процессе желтизны.

Цветовые круги

Один из самых популярных способов изучения цветов и цветовых сочетаний — цветовой круг, в котором цвета спектра расположены друг за другом в виде колеса. Их используют как основу для получения более сложных оттенков. Такие цветовые модели можно разделить на два вида: одни основываются на круге Ньютона, а другие — на круге Гете.

Теория цвета Ньютона

В основе 7-ступенчатого круга Ньютона лежат физические свойства цвета. С помощью трехгранной призмы Ньютон разложил белый солнечный свет на отдельные цвета. В своем эксперименте ученому удалось увидеть непрерывный спектр: начиная с красного цвета и через оранжевый, желтый, зеленый, синий он заканчивался фиолетовым. Между крайними цветами спектра глаз может различить примерно 160 различных цветовых оттенков, но Ньютон взял за основу своего круга семь, как ему казалось, наиболее воспринимаемых глазом цветов [].

Современный вид 7-ступенчатого цветового круга Ньютона. Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, индиго, фиолетовый.

(Фото: www.researchgate.net)

Ньютоновской цветовой круг лег в основу цветовых кругов и моделей, предложенных другими исследователями, и до сих пор остается одним из самых известных цветовых кругов.

Теория цвета Гете

В конце XVIII века Иоганн Вольфганг фон Гете (Johann Wolfgang von Goethe), не согласный с теорией Ньютона, провел свои эксперименты с призмой. Он полагал, что цвет — это результат взаимодействия света и тьмы []. Желтый как минимальное затемнение света, а голубой как максимальное высветление тьмы — это исходные, первичные цвета, которые нельзя разложить ни на какие другие. Красный цвет Гете рассматривал как усиление желтого, фиолетовый — синего. Кроме того, между красным и фиолетовым Гете обнаружил цвет, которого нет в круге Ньютона — пурпурный [].

6-ступенчатый цветовой круг Гете, выполненный им самим в 1809 году, и его осовремененная версия.

(Фото: wikimedia.org)

Современный графический дизайнер Рун Мэдсон (Rune Madsen) в своей онлайн-книге Programming Design Systems отмечает, что, хотя круг Ньютона кажется более логичным в объяснении природы цвета, исследования Гете интересны своими оптическими экспериментами и идеями о влиянии цвета на человека. Цветовой круг Гете предвосхищает последующую цветовую модель Йоханнеса Иттена [].

Теория цвета Иттена

Швейцарский художник, теоретик искусства и педагог Йоханнес Иттен (Johannes Itten) в своей книге «Искусство цвета» предложил 12-частный цветовой круг, опираясь на основные цвета — желтый, красный и синий.

Так выглядит 12-частный круг Иттена. Три основных цвета размещены в центре круга. Если смешивать каждые два основных цвета, то получатся цвета второго порядка: желтый + красный = оранжевый, желтый + синий = зеленый, красный + синий = фиолетовый. Цвета третьего порядка — те, что во внешнем кольце круга, создаются, если смешать основные цвета и цвета второго порядка.

(Фото: www.omnivoor.nl)

С помощью цветового круга Иттена легко находить комбинации цветов, приятные глазу. Полученные сочетания можно использовать в одежде, интерьере, дизайне, для иллюстраций и художественных работ. Чтобы подбирать гармоничные сочетания, художники и дизайнеры применяют определенные принципы — их называют цветовыми гармониями (color harmony), которых существует более десятка [].

Теория цвета Оствальда

Немецкий химико-физик и философ Вильгельм Фридрих Оствальд (Wilhelm Friedrich Ostwald) предложил цветовую систему, которая имела серьезное научное обоснование. В отличие от Иттена у Оствальда основой цветового круга стали красный, зеленый, синий: его эксперименты показали, что глаза человека лучше всего воспринимают именно эти цвета и на их основе формируют другие [].

Цветовой круг Оствальда или, правильнее сказать, цветной конус Освальда (Ostwaldscher Doppelkegel) — это объемная модель из 24 цветов, разбитых на сегменты. Каждый цвет Оствальд поделил на восемь ступеней, различающихся по светлоте и насыщенности. На фото слева цветовая модель Оствальда от 1918 года. На фото справа ступени одного цвета из модели Оствальда, 1928 год.

(Фото: nat.museum-digital.de )

Заключение

В изобразительном искусстве используется и цветовой круг Вильгельма Освальда. Его особенность в непрерывной градации цветовых оттенков. Эта модель используется также в компьютерных технологиях – так организованы картинки на дисплее. Вместо желтого в качестве основного цвета взят зеленый.

Известна также цветовая система Манселла. Она использует 5 базовых цветов и широкий спектр сочетаний по принципу теплохолодности. Применяется, в частности, для описания цветотипа человека.

Нельзя забывать о субъективности любых теорий цвета. Многие животные воспринимают цвет в других диапазонах или не различают его вовсе, как, например, кошки.

Тем не менее, цветовой круг – сильный инструмент колористики. Знание теории значительно упрощает написание больших полотен и выполнение росписей.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий