Теория цвета в основах колористики

Процесс смешивания цветов

Эмоциональный отклик на цвет

Все приведенные выше ассоциации дадут вам лишь неясное представление о той базовой теории цвета, которая рассказывает о нашем эмоциональном ответе на цвет, и как эти отклики фактически связаны с реальностью, в которой мы находимся. Так же, как и вмешательство некоторых закономерных первобытных связей, которые мы, скорее всего не сможем понять.

Фредерик Эдвин Черч. “Сумерки в пустыне”, 40×64,1860, масло, Кливлендский музей искусств

“Цвет – сильная составляющая. Он может заставить вас затаить дыхание. Привычный вид сияющего ярко красного заката стало таковым по причине нашего желания получить один и тот же эмоциональный ответ из первых рук. Это один из тех волшебных моментов, когда мы, в качестве художников, пытаемся возродить реальность в наших мыслях и действиях

Мы хотели бы обратить внимание на этот опыт с помощью наших творений… не так ли?”

Включите в работу голову:

Составьте список цветов, как было сделано выше. Запишите свой эмоциональный отклик на каждый цвет, как если бы это было всего лишь свойством, присущим какой-либо личности, за которой вы наблюдаете. Как например, “Когда вы видите красный, что приходит вам в голову. Затем, используя термины, которыми вы описываете те предметы, имеющие данные цвета, представьте тактильные ощущения, температуру цвета. Обычно это относится к времени суток, времени года и насколько далеко визуально отображается данный цвет.

Если вы действительно оглянетесь вокруг и посмотрите на природу, и предметы повседневной жизни, то, что вы увидите, должно быть записано. Если нет, то вам необходимо время, чтобы скорректировать свой выбор.

Поделиться статьей:

Цветовые палитры

В дизайне цветовой баланс имеет огромное значение, так как впечатление о сайте или приложении у пользователей складывается с первого взгляда, и цвета оказывают на это сильное влияние. Дизайнеры определили основные и наиболее эффективные цветовые палитры, или цветовые гармонии.

Монохромная

Она основана на одном цвете и его различных тонах и оттенках. Монохромная палитра всегда представляет собой беспроигрышный вариант, так как тут придется постараться, чтобы ошибиться и сделать все безвкусно.

Аналоговая

Для создания аналоговой палитры используются цвета, расположенные рядом друг с другом на цветовом круге. Этот вид цветовой палитры используется там, где не нужен контраст, в том числе на фоне веб-страниц или баннеров.

Комплементарная

Комплементарная палитра представляет собой смешение цветов, которые находятся друг напротив друга на цветовом круге. Эта схема противоположна аналогичной и монохромной, так как ее целью является создание контраста. Например, в любом интерфейсе сложно будет не увидеть оранжевую кнопку на синем фоне .

Раздельно-комплементарная

Данная палитра работает по аналогии с предыдущей, но использует больше цветов. Например, при выборе синего цвета необходимо еще добавить два смежных оттенка его противоположного цвета, то есть, желтый и оранжевый. Здесь контраст будет не таким резким по сравнению с комплементарной схемой, но зато можно использовать больше цветов.

Триадическая

Когда дизайну требуется больше красок, можно прибегнуть к триадической схеме. Она основана на трех отдельных равноудаленных друг от друга цветах. Для сохранения баланса в схеме рекомендуется использовать один цвет в качестве доминирующего, а два других как акцентные.

Четвертичная/Сдвоенно-комплементарная

Четвертичная цветовая схема предназначена для использования опытными дизайнерами, так как в ней сложнее всего достичь баланса. Она задействует четыре цвета из круга, которые составляют комплементарные пары. Если соединить точки на выбранных цветах, они образуют прямоугольник. В этой схеме достаточно сложно достигнуть гармонии, но если все делать правильно, результаты будут поразительными.

Я бы хотел закончить прозаичной цитатой Ру Пола: «Весь смысл в том, чтобы проживать жизнь и быть — использовать все цвета из коробки карандашей». Научитесь эффективно пользоваться цветами как в жизни, так и в работе, и результаты вам придутся по душе.

Основные свойства цвета

Цвет определяется несколькими характеристиками, которые влияют его внешний вид и воздействие на зрителя

Скорее всего слова из этого списка вы видели в фоторедакторах, но не всегда обращали внимание и не задумывались о значении. Рассмотрим основные свойства цвета и их влияние на создание эффективных дизайнерских решений

Оттенок

Оттенок — это сама субстанция, название пигмента, как, например, красный, синий, жёлтый и другие. Оттенок определяется длиной волны света, которая отражается от поверхности объекта. Например, разные оттенки красного — розовый, бордовый, ярко-красный — имеют разные значения и визуальные воздействия.

Пример. Если рассмотреть весь спектр, оттенки можно представить как разные точки на этой спектральной шкале. Каждый оттенок цветовой гаммы уникален и вносит свой характер в композицию, и каждый будет на шкале отдельной точкой.

Насыщенность

Насыщенность цвета отражает его яркость и чистоту. Уровень насыщенности определяет яркость, живость и насыщенный вид или, наоборот, блёклый и приглушенный. Насыщенность зависит от количества серого, добавленного к чистому пигменту.

Пример. Насыщенные цвета имеют яркую и выразительную палитру, тогда как менее насыщенные дают более спокойные и мягкие эффекты, станут пастельными.

Яркость

Яркость цвета определяет его светлоту или темноту. Это параметр, который отвечает за световые свойства, способность отражать или поглощать свет.

Пример

Яркие цвета привлекают внимание и раздражают зрение, в то время как тёмные дают более уютную и интимную атмосферу. Этот параметр влияет на светлость или темноту экрана

Значение

Каждый оттенок несёт определенное эмоциональное или символическое значение, вызывая у зрителя определённые ассоциации или чувства. Например, красный может ассоциироваться с энергией и страстью, а синий — с покоем и стабильностью.

Пример. Использование различных значений в дизайне может помочь вызвать определенные эмоции или передать определенное сообщение. Зелёный устойчиво ассоциируется с природой и экологичностью, а золото — с роскошью. 

Некоторые цвета не имеют одного неизменных ассоциаций, могут быть базовыми, фоновыми или нейтральными — это белый, чёрный, серый, иногда оттенки коричневого.

Использование этих аспектов позволяет дизайнерам создавать гармоничные и привлекательные композиции, основываясь на их визуальных и эмоциональных свойствах. Отточенное понимание оттенка, насыщенности, яркости и значения помогает создавать цветовые решения, которые передают нужные эмоции и впечатления.

Цветовой круг: взаимодействие и основные комбинации

Итак, как вы уже поняли, цвета на круге Иттена расположены в определенной последовательности с вполне логичным обоснованием. Однако как выбрать цвета из этого круга, которые будут взаимодействовать друг с другом?

На самом деле все зависит от того, каких целей вы хотите добиться – создать выразительный и насыщенный контраст или умиротворяющую и спокойную атмосферу. В любом случае работа над цветовым кругом основана на принципах оппозиции и близости. Исходя из этого, выделяют пять ключевых цветовых сочетаний.

Монохромная (аналоговая) палитра

К этому типу относятся палитры, основанные на сочетании трех соседних оттенков в цветовом круге. При этом под окрестностью может подразумеваться как шаг по азимуту окружности, так и шаг по радиусу. Давайте посмотрим на примере желтого цвета.

Так, рядом с желтым на цветовом круге расположены желто-зеленый и желто-оранжевый. Если идти по сектору от центра к краю круга, то таким образом можно собрать палитру более светлых (ближе к центру) и более темных (ближе к краю) тонов. В результате мы получаем две возможные комбинации — три оттенка желтого, один с зеленым, а другой с оранжевым подтоном, или триаду более темных, светлых и средних желтых тонов.

Монохромные палитры считаются самыми спокойными и сдержанными. Именно их рекомендуется использовать в помещениях с успокаивающей и расслабляющей атмосферой – в первую очередь, в детских и спальнях.

Дополнительные цвета

Это цвета, расположенные на цветовом круге точно напротив друг друга. Найти их очень просто: достаточно провести линию из интересующего вас цветового сектора ровно через центр круга. Например, зеленый дополняет красный, красно-оранжевый — сине-зеленый, а желтый — сине-фиолетовый.

Такие сочетания вам понадобятся, если вы хотите создать эффектный и выразительный интерьер. Однако нежелательно использовать дополнительные цвета в равных пропорциях: цвета будут подавлять друг друга и создавать ненужное зрительное расстройство. Идеальным решением будет выбрать один цвет в качестве основного, а второй – в качестве акцентного или на отдельных элементах интерьера.

Цветовая триада

Если вам не нужны резкие контрасты, но есть желание использовать выразительные цветовые сочетания, сделать это правильно вам поможет так называемая триада — так называют три цвета с достаточной контрастностью.

Найти оттенки, которые будут гармонировать друг с другом, довольно просто – для этого достаточно наложить на цветовой круг равносторонний треугольник, вершины которого будут находиться на секторах, в которых находятся оттенки для цветового круга. формирование той самой триады.

Например, мы хотим создать интерьерную палитру на основе синих и голубых тонов. Для этого накладываем равносторонний треугольник вершиной на синий сектор — и видим, что триада с этими тонами образована красным и желтым. Используя их оттенки, вы получаете достаточно насыщенную и в то же время сбалансированную цветовую гамму.

Если вы хотите смягчить контраст, то используйте равнобедренный треугольник с острым углом — он будет обозначать основной цвет, а два других будут второстепенными или акцентными. Так, например, в случае с красным это будут сине-зеленые и желто-зеленые оттенки.

Цветовая тетрада (полихромная палитра)

Если вы чувствуете в себе силы использовать более трех тонов, на помощь придет так называемая цветовая тетрада. Цветовая тетрада укажет на четыре оттенка или цвета, один из которых следует сделать основным, два дополнительными и еще один акцентным.

В этом случае поступаем так же, как и с триадой — только на цветовой круг уже накладываем квадрат, вершины углов которого будут находиться в совпадающих секторах. Например, в случае красного цвета тетрада будет сине-фиолетовой, оранжево-желтой и зеленой. Это сделает две пары цветов взаимодополняющими, создав более выразительную цветовую схему.

Если вам нужно более мягкое, но не менее эффектное сочетание, то попробуйте вписать в цветовой круг не квадрат, а прямоугольник. Таким образом, вы найдете комплементарные пары, которые намного ближе друг к другу по цветовой гамме, и это создаст разнообразную и в то же время более спокойную палитру.

Говоря обо всех этих сочетаниях, мы вовсе не имеем в виду исключительно яркие и чистые тона. Вы можете выбирать как более светлые и пастельные оттенки, так и более глубокие и темные оттенки, перемещаясь в пределах одного цветового сектора. Итак, при выборе синего тона вам доступны светло-голубой, темно-синий и классический деним. Однако имейте в виду: сочетающиеся с ними контрастные оттенки должны быть равноудалены от центра круга. Иначе будет диссонанс.

Цветовые круги

Один из самых популярных способов изучения цветов и цветовых сочетаний — цветовой круг, в котором цвета спектра расположены друг за другом в виде колеса. Их используют как основу для получения более сложных оттенков. Такие цветовые модели можно разделить на два вида: одни основываются на круге Ньютона, а другие — на круге Гете.

Теория цвета Ньютона

В основе 7-ступенчатого круга Ньютона лежат физические свойства цвета. С помощью трехгранной призмы Ньютон разложил белый солнечный свет на отдельные цвета. В своем эксперименте ученому удалось увидеть непрерывный спектр: начиная с красного цвета и через оранжевый, желтый, зеленый, синий он заканчивался фиолетовым. Между крайними цветами спектра глаз может различить примерно 160 различных цветовых оттенков, но Ньютон взял за основу своего круга семь, как ему казалось, наиболее воспринимаемых глазом цветов [].

Современный вид 7-ступенчатого цветового круга Ньютона. Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, индиго, фиолетовый.

(Фото: www.researchgate.net)

Ньютоновской цветовой круг лег в основу цветовых кругов и моделей, предложенных другими исследователями, и до сих пор остается одним из самых известных цветовых кругов.

Теория цвета Гете

В конце XVIII века Иоганн Вольфганг фон Гете (Johann Wolfgang von Goethe), не согласный с теорией Ньютона, провел свои эксперименты с призмой. Он полагал, что цвет — это результат взаимодействия света и тьмы []. Желтый как минимальное затемнение света, а голубой как максимальное высветление тьмы — это исходные, первичные цвета, которые нельзя разложить ни на какие другие. Красный цвет Гете рассматривал как усиление желтого, фиолетовый — синего. Кроме того, между красным и фиолетовым Гете обнаружил цвет, которого нет в круге Ньютона — пурпурный [].

6-ступенчатый цветовой круг Гете, выполненный им самим в 1809 году, и его осовремененная версия.

(Фото: wikimedia.org)

Современный графический дизайнер Рун Мэдсон (Rune Madsen) в своей онлайн-книге Programming Design Systems отмечает, что, хотя круг Ньютона кажется более логичным в объяснении природы цвета, исследования Гете интересны своими оптическими экспериментами и идеями о влиянии цвета на человека. Цветовой круг Гете предвосхищает последующую цветовую модель Йоханнеса Иттена [].

Теория цвета Иттена

Швейцарский художник, теоретик искусства и педагог Йоханнес Иттен (Johannes Itten) в своей книге «Искусство цвета» предложил 12-частный цветовой круг, опираясь на основные цвета — желтый, красный и синий.

Так выглядит 12-частный круг Иттена. Три основных цвета размещены в центре круга. Если смешивать каждые два основных цвета, то получатся цвета второго порядка: желтый + красный = оранжевый, желтый + синий = зеленый, красный + синий = фиолетовый. Цвета третьего порядка — те, что во внешнем кольце круга, создаются, если смешать основные цвета и цвета второго порядка.

(Фото: www.omnivoor.nl)

С помощью цветового круга Иттена легко находить комбинации цветов, приятные глазу. Полученные сочетания можно использовать в одежде, интерьере, дизайне, для иллюстраций и художественных работ. Чтобы подбирать гармоничные сочетания, художники и дизайнеры применяют определенные принципы — их называют цветовыми гармониями (color harmony), которых существует более десятка [].

Теория цвета Оствальда

Немецкий химико-физик и философ Вильгельм Фридрих Оствальд (Wilhelm Friedrich Ostwald) предложил цветовую систему, которая имела серьезное научное обоснование. В отличие от Иттена у Оствальда основой цветового круга стали красный, зеленый, синий: его эксперименты показали, что глаза человека лучше всего воспринимают именно эти цвета и на их основе формируют другие [].

Цветовой круг Оствальда или, правильнее сказать, цветной конус Освальда (Ostwaldscher Doppelkegel) — это объемная модель из 24 цветов, разбитых на сегменты. Каждый цвет Оствальд поделил на восемь ступеней, различающихся по светлоте и насыщенности. На фото слева цветовая модель Оствальда от 1918 года. На фото справа ступени одного цвета из модели Оствальда, 1928 год.

(Фото: nat.museum-digital.de )

Правила и законы колористики: цветовой круг

Как мы уже отмечали, при смешивании первичных цветов возникают вторичные: оранжевый, фиолетовый и зеленый. Повышение концентрации одного из первичных пигментов в их составе приводит к появлению третичных цветов и разнообразных оттенков. Разницу между ними мы видим благодаря тонкому цветовому восприятию человека.

Первичные, вторичные и третичные цвета вошли в круг Освальда — еще один важный концепт в основах колористики. Ознакомьтесь с законами круга Освальда — и он не раз придет вам на помощь в процессе окрашивания.

  • Закон нейтрализации. Противоположные друг другу цвета (синий и оранжевый, фиолетовый и желтый, зеленый и красный) ослабляют влияние друг друга, образуя нейтральный коричневый.
  • Закон сочетания. Идеально дополняют друг друга цвета, расположенные на круге Освальда по соседству: желтый и желто-зеленый, красный и красно-оранжевый. По этой причине холодные оттенки (синий и фиолетовый пигменты) выразительно оттеняют кожу с голубоватым подтоном.
  • Закон насыщенности. Родственные цвета повышают яркость друг друга, но, для того чтобы это правило работало, следует выбирать оттенки из круга Освальда по ходу часовой стрелки.

Интересный факт: соседство (но не смешивание!) противоположных секторов из цветового круга в одном образе также способно усиливать насыщенность каждого из них. Вот почему колористы советуют девушкам, желающим выглядеть поярче, допускать смелые контрасты: серые «холодные» глаза и рыжие волосы, темно-коричневая радужка и перламутровый блонд.

Особенности колористики по цветотипам внешности

Различают 4 цветовых типов внешности:

  • осень;
  • зима;
  • весна;
  • лето.

Определить принадлежность человека к какому-либо из них, помогает следующая таблица:

НаименованиеЦвет глазЦвет кожиЦвет волосПодходящие оттенки
ОсеньКарие, золотисто-коричневые.Смуглая с золотистым оттенком, возможны веснушки.Светло- и темно-каштановые с золотистым отливом.Коричневые, золотистые, природные темные. Недопустимы холодные оттенки.
ЗимаДиапазон: от светло-коричневых до почти черных.СветлаяЧерные, каштановыеЯркие, насыщенные.

Недопустимы теплые и нейтральные.

ВеснаЯнтарный, зеленый, голубой.Персиковая, розовая, светлая. Возможны веснушки.Светло-русый, каштановый с золотом, светлый блонд.Пастельные, природные. Недопустимы контрастные и яркие.
ЛетоСероватые, зеленые, холодные голубые.Молочная, оливковая.Пепельные блонды, темно-русые, холодный каштан.Приглушенные.

Недопустимы темные и контрастные.

Использование цвета в дизайне

Теперь рассмотрим, как теоретические принципы воплощаются на практике в разных видах дизайна. Всё это эксперты разбирают на занятиях со студентами в онлайн-институте дизайна Vill. Если ваша цель — повысить квалификацию и выйти на новый уровень, то курс графического дизайна поможет в профессиональном развитии и выведет на новый уровень.

Выбор цвета для различных целей

— Логотипы

При создании логотипа важно учитывать цветовую гамму, отражающую ценности и уникальные черты вашего бренда. Например, тёплые оттенки могут подходить для компаний, ориентированных на дружелюбное взаимодействие, в то время как холодные оттенки могут быть предпочтительны для корпоративных областей

— Веб-дизайн. Сайты должны быть не только удобочитаемыми, но и визуально привлекательными. Для обеспечения чёткости и ясности информации стоит использовать контрастные сочетания для заголовков и основного текста.

— Графика и дизайн материалов

При разработке графических материалов важно подбирать цвета, которые подчёркивают основное сообщение и улучшают восприятие контента

Например, более яркие оттенки могут привлечь внимание к ключевой информации

Правильная комбинация цветов

— Аналогичные цвета. Сочетание пигментов, находящихся рядом друг с другом, даёт мягкие, гармоничные и спокойные композиции.

— Комплементарные цвета

Использование противоположных оттенков придаёт контрастность и остро привлекает внимание

— Триадные и тетрадные схемы. Эти схемы предлагают более сложные, но гармоничные комбинации цветов, которые могут быть использованы для создания интересных и разнообразных дизайнерских работ.

— Использование оттенков. Играя с оттенками одного цвета, вы получите плавные переходы и добавите глубину в дизайн.

Правильно выбранные и сбалансированные комбинации привлекут внимание к вашим проектам и эффективно передать желаемое сообщение или настроение. Экспериментируйте с цветами, но помните о их воздействии на восприятие и эмоции аудитории

Изучайте и любите цвет!

Именно цвет превращает дизайн в интересный и эффективный инструмент маркетинга. Поэтому не случайно есть специалисты, которые занимаются исключительно теорией цвета и его психологией. На самом деле это очень сложная тема для исследования, сочетающая в себе искусство и науку.

Все советы в моей статье — лишь капля в море информации о работе с цветом в дизайне. Если вы хотите основательно изучить эту тему и получить практические навыки по созданию удачных цветовых сочетаний, приглашаю вас принять участие в моем онлайн-воркшопе «Колористика для дизайнера-самоучки», который стартует 20.09.2016.

Информация и предварительная запись здесь.

Характеристики цвета

Каждый цвет обладает количественно измеряемыми физическими характеристиками (спектральный состав, яркость). В терминологии существует путаница между русским и английским языками, связанная с отличием перевода разговорных слов и их использования при обозначении конкретных терминов, эта путаница иногда переносится из английской литературы и в русский язык из-за неточности перевода. Для её разрешения следует сравнить перевод разговорных слов и их научное соответствие.

Слово — формальный разговорный перевод — значение термина:

Brightness — Яркость — Светлота (цвета).

Contrast — Контраст, контрастность — Яркость цвета, насыщенность.

Любой цвет может задаваться тремя характеристиками, тремя координатами: цветовой тон, светлота цвета, насыщенность.

Цветовой тон

Основная статья: Тон (цвет)

Цветовой тон — характеристика цвета, отвечающая за его положение в спектре: любой хроматический цвет может быть отнесён к какому-либо определённому положению в цветовом спектре. Оттенки, имеющие одно и то же положение в спектре (но различающиеся, например, насыщенностью и яркостью), принадлежат к одному и тому же тону. При изменении тона, к примеру, синего цвета в зелёную сторону спектра он сменяется голубым, в обратную — фиолетовым.

Иногда изменение цветового тона соотносят с «теплотой» цвета. Так, красные, оранжевые и жёлтые оттенки, как соответствующие огню и вызывающие соответствующие психофизиологические реакции, называют тёплыми тонами, голубые, синие и фиолетовые, как цвет воды и льда — холодными. Следует учесть, что восприятие «теплоты» цвета зависит как от субъективных психических и физиологических факторов (индивидуальные предпочтения, состояние наблюдателя, адаптация и др.), так и от объективных (наличие цветового фона и др.). Самым тёплым цветом является красный, самым холодным — синий.

Следует отличать физическую характеристику некоторых источников света — цветовую температуру от субъективного ощущения «теплоты» соответственного цвета. Цвет теплового излучения при повышении температуры проходит по «тёплым оттенкам» от красного через жёлтый к белому, но максимальную цветовую температуру имеет цвет циан.

Ещё одна характеристика, связанная с цветовым тоном — «активность» и «пассивность» цвета. Самым активным называется красный цвет, наиболее пассивен, спокоен — зелёный.

Светлота

Основная статья: Светлота (цвет)

Одинаково насыщенные оттенки, относимые к одному и тому же цвету спектра, могут отличаться друг от друга степенью светлоты (английское соответствие — Brightness). К примеру, при уменьшении светлоты синий цвет постепенно приближается к чёрному, а при увеличении — к белому.

Любой цвет при максимальном снижении светлоты становится чёрным.

Следует отметить, что светлота, как и прочие цветовые характеристики реального окрашенного объекта, значительно зависят от субъективных причин, обусловленных психологией восприятия.

Насыщенность, яркость

Основная статья: Насыщенность (цвет)

Насыщенность — степень отличия хроматического цвета от равного ему по светлоте ахроматического, «глубина» цвета. Два оттенка одного тона могут различаться степенью блёклости. При уменьшении насыщенности каждый хроматический цвет приближается к серому.

Светлота тона

Понятие светлоты может относиться не к конкретному цвету, а только к оттенку спектра, тону, независимо от светлоты цвета и насыщенности. Цвета, имеющие различные тона при одинаковой светлоте цвета и насыщенности, воспринимаются нами с разной светлотой. Жёлтый тон — самый светлый, синий — самый тёмный. Один из способов определения светлоты тона цвета — посмотреть или представить его в полумраке (насколько светлым он выглядит). Ниже показано различие светлоты синего и жёлтого оттенков на трёх парах различных светлот цветов этих оттенков. Видно, что при большой светлоте цвета жёлтый отличим от белого меньше, чем синий, при малой же синий меньше отличим от чёрного.

Какой цвет убирает желтизну?

Для нейтрализации желтизны на блонде необходим фиолетовый тон, на круге Освальда он противостоит желтому. Закон нейтрализации лежит в основе действия фиолетового шампуня и маски«Эльсев Эксперт Цвета».

Что делать, если после окрашивания волосы на кончиках темнее, чем у корней?

Подобный эффект иногда наблюдается на каштановых и темно-русых оттенках из-за накопления пигментов на кончиках волос, склонных к пористости. Колористы действуют так: наносят краску на верхнюю половину длины в привычной концентрации, а затем разбавляют состав водой в пропорции 1:1 и распределяют его по нижней половине длины. Получается плотный и равномерный цвет.

Колористика может показаться слишком сложной для человека, не планирующего стать профессиональным парикмахером. Но некоторые ее принципы необходимы хотя бы для того, чтобы не допустить досадных ошибок в окрашивании, носить на волосах не случайный тон, а тщательно подобранный и горячо любимый.

* Продукты и бренды в статье:

«Лореаль Париж» — L’Oréal Paris

«Кастинг Крем Глосс» — Casting Crème Gloss

«Преферанс» — Préférence

«Экселанс» — Excellence

Изучайте и любите цвет!

Именно цвет превращает дизайн в интересный и эффективный инструмент маркетинга. Поэтому не случайно есть специалисты, которые занимаются исключительно теорией цвета и его психологией. На самом деле это очень сложная тема для исследования, сочетающая в себе искусство и науку.

Все советы в моей статье — лишь капля в море информации о работе с цветом в дизайне. Если вы хотите основательно изучить эту тему и получить практические навыки по созданию удачных цветовых сочетаний, приглашаю вас принять участие в моем онлайн-воркшопе «Колористика для дизайнера-самоучки», который стартует 20.09.2016.

Информация и предварительная запись здесь.

Особенности окрашивания

Для достижения наилучшего результата при окрашивании волос (как самостоятельном, так и салонном) вы должны чётко ответить на один вопрос, а именно: чего вы хотите добиться в итоге? И тут есть 2 варианта, каждый из которых имеет свои особенности.

Закрашивание седины. В этом случае вам потребуются стойкие красители, содержащие в составе аммиак. Здесь очень важен выбор оттенка, соблюдение времени выдержки средства на волосах и последующий уход. Большинство продуктов из супермаркетов как раз являются аммиаксодержащими, но вы всё равно должны внимательно читать информацию на упаковке, касающуюся именно закрашивания седины.

От чего зависит цвет

Цвет шевелюры напрямую связан с меланином (натуральным пигментом). Меланин делится на эумеланин и феомеланин.

Эумеланин — пигментные частицы удлиненной формы, крупного размера, красного и синего цвета. Количество гранул отражается на глубине тона, цветовом нюансе. Для брюнеток характерно большее количество эумеланина. Или наоборот, чем его меньше, тем шевелюра светлее.

Феомеланин — молекулы меланина округлой формы и незначительного размера. Они бывают красного и желтого цвета. Избавиться от феомеланина — задача нелегкая. Удалить его полностью практически невозможно, плюс грозит разрушением волосяного стержня.

Частицы феомеланина обуславливают фон осветления. Они влияют на конечный оттенок после окрашивания. Яркий пример — рыжие, желтые или красные нотки в цвете при осветлении. В медных волосах вы увидите огромное количество красно-желтых гранул, а в черных их немного.

С возрастом синтез меланина прекращается, происходит обесцвечивание прядей. Такое явление получило название поседение. Использование агрессивных химических составов при покраске шевелюры приводит к потере волос, связано это с разрушением феомеланина.

Фон осветления и его нейтрализация

Еще один важный для окрашивания прядей параметр — фон осветления (ФО). Это цветовое выражение меланина после проведенного окисления, который сохранился внутри волосяного стержня.

Окрашивание — это процесс окисления меланина перекисью водорода (H2O2). Из перекиси водорода выделяется атомарный кислород (О), он вытесняет из натурального волоса синий пигмент. В итоге остается красный и желтый. По их сочетанию судят о фоне осветления.

Интенсивность окисления зависит от концентрации молекул перекиси в составе для окрашивания. Чем она выше, тем сильнее реакция и эффект осветления.

Рассмотрим, как связан фон осветления и глубина тона:

1, 3, 4 тонам соответствует красный фон осветления: очень темно-красный, темно-красный, красный фон осветления соответственно. Вспоминаем, что для нейтрализации красного используется противостоящий цвет в цветовом круге. Это зеленый. Поэтому выбираем зеленый микстон, корректор.

5, 6, 7 УГТ имеют оранжевый фон осветления. Для нейтрализации оранжевого используют синий. 5 и 7 уровни — смешанные, имеют двойной фон осветления, поэтому корректор будет сложным. Пятому тону соответствует оранжево-красный фон осветления, поэтому используется сине-зеленый корректор (микстон). Седьмой тон шевелюры имеет оранжево-желтый ФО, подбираем корректор сине-фиолетовый.

На 8, 9, 10 уровнях глубины тона проявляется только желтый ФО: желтый, светлый желтый, очень светлый желтый соответственно. С повышением глубины тона желтый уменьшается, светлеет. Нейтрализуем желтый фон осветления фиолетовым корректором.

Возможные действия с фоном осветления:

  • нейтрализация — если клиент желает получить холодный (натуральный) оттенок;
  • дополнительное осветление, повышение глубины цвета — если полученный при обесцвечивании цвет недостаточно светлый;
  • усиление ФО, когда он совпадает с выбранным красителем. Если желаемый цвет глубокий красный, средний медный, светло-золотистый, то необходимости в нейтрализации нет, наш ФО поспособствует проявлению желаемого цвета, сделает результат насыщенным, глубоким.

Запомните главное правило колориста: краска краску не осветляет! Искусственный цвет не способен растворить исходный искусственный пигмент.

И этих знаний достаточно, чтобы работать с цветом?

Вопрос, конечно, с подвохом ― нет, этого недостаточно. Понятие цвета субъективно, и в этом главная проблема. Например, заказчик может указать в ТЗ, что ему нужно оформить сайт в аквамариновом цвете. Уже в процессе или финале работы может выясниться, что дизайнер воспринимает этот оттенок ближе к голубому, а клиент ожидает скорее зелёный.

Чтобы таких несостыковок не возникало, дизайнеры используют компьютерные цветовые модели. Это системы, в которых у разных оттенков и тонов свои точные параметры/координаты. Существует несколько моделей с разным устройством и областью применения. Среди самых популярных:

  • RGB. В этом цветовом пространстве каждый цвет создаётся смешением красного (Red), зелёного (Green) и синего (Blue) с разной интенсивностью. То есть у каждого цвета будут свои цветовые пропорции. Например, фиолетовый в этой системе обозначается параметрами 90/0/157: первое число ― содержание красного цвета, второе ― зелёного, третье ― синего.
  • CMYK ― эта система основана на смешении в разных пропорциях четырёх красок: бирюзовой (Cian), пурпурной (Magenta), жёлтой (Yellow) и чёрной (Key color, black).
  • HSB ― цветовая модель, где каждый оттенок определяется по цветовому тону (Hue), уровню насыщенности (Saturation) и яркости (Brightness).

Существует и система стандартизации цветов Pantone Matching System (PMS), в которой каждому цвету присваивается специальный код. Палитры используют в текстильной промышленности, дизайне, полиграфии, и при их разработке учитываются разные способы печати и особенности красок.

Компьютерные цветовые модели помогают понять, какой оттенок необходим

Однако важно помнить об особенностях цветопередачи на разных устройствах и при печати: одни системы подходят для работы с полиграфией, а другие, например, для вёрстки сайтов и интерфейсов

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий