Лапта как хобби

Ценность игры в лапту для школьников

Как уже указывалось, лапта хороша своей демократичностью. Весь необходимый инвентарь для игры инвентарь – деревянная бита и теннисный мяч. При этом игра развивает все лучшие качества, необходимые спортсмену, как физические, так и морально-волевые: реакцию, скорость, точность, концентрацию внимания, игровое мышление и навыки командного взаимодействия.

Нужно суметь точно пробить по мячу, быстро пробежать площадку, ловко уворачиваясь от бросков соперника. С другой стороны – не менее ловко ловить «свечу», мгновенно передавать мяч партнёру по команде и метко бросать его, осаливая соперника-бегуна. Причём ситуация на игровой площадке меняется за считанные секунды, и в это время требуется быстро принять единственно правильное решение.

Актуальность

Одним из главных достоинств этой игры заключается во множестве разновидностей и вариантов, которые предоставляют возможность играть в нее людям разного возраста и физической подготовки. Каждый сможет подобрать для своего коллектива подходящий способ активно провести свой досуг. Причем в ходе игры, по договоренности, допускается внесение изменении и упрощение или усложнение правил.

Главное, что лапта – это очень динамичная, активная игра, которая развивает у играков полезные навыки: быстрый бег, внимательность, ловкость, изворотливость, меткость, твердость удара рук и прочее. К тому же это командная игра, которая сплачивает коллектив на пути к достижению цели.

Достоинства игры и ее правила

Русская лапта способствует формированию ряда физических качеств, жизненно важных для каждого человека. Например, она помогает тренировать скорость и силу, координацию движений, совершенствует мышечные движения и развивает смекалку. Чувство коллективизма, способность работать в команде – это также значимые характеристики, на которые оказывает влияние регулярная игра в лапту. Если говорить о технических характеристиках, то лапта является одним из самых естественных и доступных видов спорта, Дети могут научиться играть в лапту с первого занятия, помимо того, для игры в лапту не требуется дорогостоящий инвентарь, специальная одежда и особое оборудование. Правда, следует все же заниматься в удобном спортивном костюме, который не сковывает движения, и кроссовках, в которых будет удобно бегать по площадке.

Что касается правил игры, то проводится она на прямоугольной свободной площадке. С одной ее стороны располагается «город», с другой стороны – кон. Для игры требуются резиновые мячики небольшого размера (вполне подойдет и теннисный мяч) и лапта. Лаптой называют длинную плоскую палку длиной около 60 сантиметров. Ее ручка должна быть около 3 сантиметров толщиной, чтобы ее было удобно держат, а ширина ее основания – около 10 сантиметров шириной, чтобы этим основанием было комфортно наносить точные удары по мячу. Участники делятся на две равные по количеству команды, по жребию игроки одной из команд отправляются в импровизированный «город», а другая команда становится водящей. Команда из «города» начинает игру, бьющий отбивает лаптой подброшенный товарищем по команде мяч как можно дальше, и бежит через все площадку за линию кона. Затем он должен так же быстро вернуться обратно в «город», а водящие ловят мяч и стараются «засалить» бегущего. Ведущие могут перебрасываться мячом, чтобы попасть в бегущего с более близкого расстояния.

Если бегущий «засален», то он переходит в «город», если же бегущий остался не запятнанным, то мяч быстро перекидывается тоже в сторону «города». Как только мяч вернулся в «город», игрок, не успевший сам вернуться назад, остается за линией кона. Там он ожидает следующей возможности вернуться в «город». Игроки команды могут быть бьющими по очереди, бьющим может быть и тот, кто успел вернуться в «город». Игра проиграна, если все игроки пробили мяч, но никто не успел вернуться в «город» и не перебежал за линию кона. Когда игра заканчивается, команды должны поменяться местами. Есть еще одно правило, которое определяет победителей и проигравших. Если один из игроков из «города» во время удара сломал лапту, то команда «города» автоматически признается проигравшей.

На поле во время игры могут возникать некоторые сложные ситуации, например, все представители подающей команды, кроме одного человека, остаются за чертой кона, то есть они в отведенное время не успели попасть в «город». Если эта ситуация возникла, то есть правило: игроку, которые еще не подавал удар, разрешается сделать три удара по мячу. Если он промахивается, то команда уступает позицию и признается проигравшей. Это правило разработано в качестве некоторого исключения, чтобы сделать игру более интересной и непредсказуемой. Таким образом, в лапте особо важны ловкость, умение прицелиться и нанести сильный удар, а также способность быстро и ловко преодолеть расстояние, чтобы успеть вернуться на свою позицию. Соответственно, выигрывает команда, в которой игроки обладают данными способностями, и которая смогла слаженнее команды соперников сработаться и пройти все этапы игры.

Похожая на лапта игра англичан

У англичан существует схожая с лаптой игра под названием крикет. О ней известно с тринадцатого века. Название игре дала изогнутая палка пастуха «крик», играли в нее преимущественно крестьяне. Настоящая известность пришла к крикету в семнадцатом веке. Игра распространилась не только по территории Англии, но и на ее колониях. Причем местным жителям колоний в крикет играть запрещали, она была только для англичан. Постепенно изменилась ситуация и игра приобрела особую популярность. В крикете и лапте много сходства, но есть и различия. Например, в количестве игроков, размере поля (квадратное и овальное), в лапте соперники мяч друг другу подают, а в крикете такого правила нет, в крикете защищают калитку и мяч необходимо нести к калитке. Схожи игры своими целями, атрибутами (бита, мяч), наличием линий.

Площадка для игры в лапту

Поле должно иметь прямоугольную форму. Размеры могут существенно варьироваться в зависимости от уровня проводимых соревнований. Размеры фиксируются от внешней линии границы поля. Длина может варьироваться от 25 до 40 метров, а ширина составлять от 15 до 55 метров. 

Допускается как естественное травянистое покрытие поля, так и искусственное. Должно быть организовано свободное пространство по боковым линиям в 3 метра, а с линии “города” торца поля – 5 метров. Если соревнования проводятся в помещении, то площадка должна быть хорошо и равномерно освещена.

Штрафная зона представляет собой пространство в шесть метров от линии “города”. Зона для подающего располагается по центру лицевой линии, она ограничивается на ширине в три метра двумя линиями и имеет длину в один метр.

По бокам штрафной зоны вдоль лицевой линии должны быть оборудованы места для команд, каждая должна быть рассчитана на десять человек.

Правила игры в лапту

Лапта, правила игры которой сформировались много веков назад, получили официальную формулировку в приказе Министра спорта России № 1090 от 21 декабря 2017 года.

Для игры используют прямоугольную площадку с твердым покрытием (в т.ч. искусственным). Ее размеры:

  •  длина – 40-55 метров;
  •   ширина – 25-40 метров.

На углах и пересечениях линий устанавливаются полутораметровые флажки. За периметром игровой площадки должны быть свободные зоны: 5-метровая за линией дома, в 10 м от боковой линии и 15 за линией кона.

Штрафная зона – прямоугольник со сторонами 10 на 25-40 метров.

Пригородом называется зона старта игрока, отбившего мяч.

В середине линии дома размечается 3-х метровая площадка подающего. В ее центре рисуют круг диаметром 0,5 м.

За установленное время игры (два поединка по 30 минут с 5-минутным перерывом) команда должна совершить максимальное число пробежек от линии пригорода до линии кона и возвратиться назад. Движение можно начинать после того, как мяч отбивается битой.

Жребий решает какая из команд играет в нападении и защите. Если за основное время не удается выявить победителя, назначаются 2 дополнительных пятиминутных периода. Число участников команд сокращается до 5 человек. Предусмотрены наказания за нарушения правил. Желтая карточка – предупреждение. Красная – удаление до конца игры без права замены.

2 очка зарабатывает игрок, которому удается совершить полную пробежку и избежать осаливание игроками команды соперников.

Для игры в официальных поединках используют деревянные биты длиной от 60 до 110 см. Их диаметр не может превышать 5 см. Допускаются отклонения не более 2 мм. Рукоятка в обхвате должна иметь толщину не менее 2,5 см.

Юным спортсменам, не достигшим 12-летнего возраста, дают разрешение играть плоской битой с шириной рабочей поверхности в 6 см. Толщина ручки – 2 см.

Для снижения вероятности выскальзывания, на конце рукоятки сделано утолщение. Каждый игрок имеет право играть с индивидуально подобранной битой, параметры которой не выходят за оговоренные рамки.

Спортсмены делятся на возрастные категории. Мальчики и девочки – 11-12 лет. Юноши и девушки – подростки в возрасте 13-14 лет. С 15 до 18 лет спортсмены соревнуются в разряде юниоров. Достигшие совершеннолетия – переходят в категорию мужчины и женщины.

В нормативном акте прописано, что мальчики и девочки 11-12 лет являются полноправными участниками соревнований. Участвовать в игре можно начинать с любого возраста. Лапта правила игры коротко для детей можно сформулировать следующим образом: ударить битой по мячу и дважды перебежать поле, не попав под бросок мячом команды соперников. И тогда начнется непростое восхождение к высотам спортивного мастерства.

Классик русской литературы Александр Куприн писал, что эта народная игра развивает физические возможности человека, верность своей команде и убежденность, что ты непобедим. Эта игра для смелых и трудолюбивых людей.

Ее развитие будет способствовать укреплению здоровья подрастающего организма, развитию необходимых для победы качеств.

О возможности использования народной игры “русская лапта” как средства физического и нравственного оздоровления — Физкультура и Спорт

Введение.

Социальные
изменения, произошедшие в нашей стране, условия жизни человека (аудио- и
видеотехника, компьютеры, транспорт и др.), интенсификация его деятельности,
слабая физическая подготовка детей и подростков, понижение двигательной
активности людей зрелого и старшего возраста, все возрастающее воздействие на
их организм неблагоприятных внешних факторов прямо или косвенно приводят к
негативным нравственным и функциональным изменениям в состоянии здоровья
россиян.

Постановка
проблемы. В связи с этим в наше время особенно остро встает вопрос о том, как
помочь людям в их оздоровлении, какой наиболее доступный и экономически
выгодный путь избрать.

Кафедра
спортивных игр УралГАФК для частичного решения этой проблемы сочла
целесообразным способствовать развитию незаслуженно забытой народной игры
“Русская лапта” (РЛ) в нашем регионе.

Эта
игра на Руси пользовалась особой популярностью. В нее играли взрослые и дети.
Она приносила людям веселье, радость, воспитывала удаль, смелость,
находчивость, ловкость, решительность, выдержку, взаимоуважение между
соперниками, развивала быстроту и выносливость, укрепляла здоровье играющих.

Исключительная
ценность этой игры заключается в том, что начинать заниматься ею можно с
дошкольного возраста и продолжать эти занятия в течение многих лет жизни. Кроме
того, для игры не нужны дорогостоящий инвентарь, специальная спортивная форма и
оснащенные аппаратурой игровые площадки. Игра доступна всем, так как включает
естественные двигательные действия и не требует от игроков специальной
подготовки.

РЛ
может носить как чисто оздоровительный, так и спортивный характер,
предусматривая спортивное совершенствование молодежи. Использование РЛ как
средства физической культуры в оздоровительных целях, несомненно, будет
способствовать формированию и совершенствованию жизненно важных двигательных
умений и навыков, повышению функциональных возможностей всех систем и органов
организма занимающихся, формированию потребности в общении со своими
сверстниками и ориентации играющих на здоровый образ жизни, формированию
личностных качеств и позитивных черт характера. Кроме того, надо полагать, что
РЛ должна повышать анаэробные возможности человека, от которых зависят
качества, необходимые для его выживания в экстремальных ситуациях.

Игра
на свежем воздухе, особенно в весенне-осенние периоды, без сомнения, должна
последовательно повышать устойчивость организма к простудным и инфекционным
заболеваниям, а также вредным влияниям неблагоприятной внешней среды нашего
региона.

Однако
в литературе отсутствуют конкретные количественные данные о влиянии игры РЛ на
здоровье, физическую подготовленность, функциональные возможности, личностные
качества играющих, отсутствует и научно обоснованная методика обучения этой
игре.

Некоторые
пути решения проблемы. В настоящие время на кафедре спортивных игр УралГАФК
проводятся исследования возможностей возрождения и разви тия РЛ в Челябинске и
Челябинской области.

На
базе дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) № 9 Южно-Уральской железной
дороги созданы условия для занятий РЛ детей старшей и подготовительной групп с
целью их оздоровления. В лицее № 11 г. Челябинска организуются группы учащихся
среднего и подросткового возраста.

Целью
эксперимента с подростками является оценка влияния двухгодичных занятий РЛ по
разработанной нами методике на физическую, функциональную подготовленность и
личностные качества занимающихся.

В
Кунашакском, Еткульском и Агапавском районах Челябинской области ведется
подготови тельная работа по включению РЛ в программу комплексной ДЮСШ
“Урожай”.

В
нашей академии РЛ включена в рабочую программу по дисциплине “Подвижные
игры”. В 2000 году планируется создание клуба любителей РЛ
“Лилия” и группы студентов для занятий РЛ с целью оздоровления и
совершенствования играющих, а также формированию актива студентов для обучения
игре в РЛ различных групп населения по месту жительства.

Выводы

1.
Кафедрой спортивных игр совместно с учебными, спортивными организациями и
домоуправлениями Челябинска и Челябинской области проводится большая работа по
возрождению и внедрению РЛ в образовательные и специальные учреждения, высшие
учебные заведения и в работу с людьми различных возрастных групп по месту
жительства.

2.
Начата разработка научно обоснованной методики обучения игре в РЛ.

3.
Разработаны комплексы методов педагогического, психологического и
функционального контроля для оценки влияния занятий РЛ на организм
занимающихся.

Вопрос-ответ:

Какая история и происхождение игры в лапту?

Игра в лапту имеет древние корни и связана с русским народом. Ее происхождение уходит в глубокую историю, но точное время и место ее возникновения неизвестны. Первые упоминания о лапте можно найти в древних записях и хрониках. Эта игра была популярна как у мужчин, так и у женщин, и считалась не только активным развлечением, но и тренировкой для физической выносливости и координации движений.

Каковы правила игры в лапту?

Правила игры в лапту достаточно просты. Команды игроков разделены на нападающих и защищающихся. Каждая команда должна набрать как можно больше очков, забивая мяч в ворота соперника и отражая его. В игре действуют такие правила, как нельзя заходить в другую половину поля, ударять мяч выше пояса, задерживать мяч на территории команды и т. д. Игра продолжается до тех пор, пока не закончится отведенное время или не будут достигнуты определенные условия победы.

Какие особенности и преимущества игры в лапту?

Игра в лапту имеет несколько особенностей и преимуществ. Во-первых, это активное физическое развлечение, которое помогает укрепить мышцы, улучшить координацию и выносливость. Во-вторых, это командная игра, которая способствует развитию таких навыков, как взаимодействие, сотрудничество и стратегическое мышление. Кроме того, игра в лапту имеет культурное значение, она передает традиции и достижения русского народа.

Какие существуют разновидности игры в лапту?

В разных регионах России и других стран существуют свои варианты игры в лапту. Например, есть разновидности, где играют большим числом игроков, игра с разными правилами или размерами поля, использование разных мячей и т. д. Некоторые из этих разновидностей имеют свои названия, такие как «шайба», «колодня», «кадана» и др. Каждая разновидность имеет свои особенности и правила, которые надо учитывать при игре.

История игры Лапта

Истоки игры лапта уходят в глубокую древность. Ее первое упоминание можно найти в «Слове о полку Игореве» – древнерусском эпическом произведении XIII века. Там описывается битва на реке Калке, где воины играли в лапту перед сражением, чтобы поднять боевой дух и настроиться на победу. В то время лапта игралась с использованием деревянной палки и камня.

Плоская бита для Лапты

На основании этого факта мы можем смело утверждать, что 31 мая 2023 года игре исполнилось ровно 800 лет! Вторичные подтверждения древности игры были обнаружены в ходе раскопок Новгорода, где в слоях 14-го века среди металлических мячей были обнаружены деревянные биты для игры.

На Руси лапта имела несколько названий: «шибка», «битка», «хлопка», игра «в беглые», «в шары». Естественно, что различные названия породили и различные правила игры в разных регионах России. Например, различалась форма и размер мяча, биты, а также правила ведения счета и продолжительности игры.

Но, несмотря на эти различия, основные принципы игры оставались неизменными – ударом биты отправить мяч в игровую зону (поле), перебежать всю площадку и вернуться обратно, не дав противнику осалить себя пойманным мячом.

В некоторых случаях на Руси лапта использовалась в религиозных ритуалах или связывалась с праздниками и обрядами. Например, во время Праздника Ивана Купала, молодые люди играли в лапту, чтобы найти свою пару и привлечь счастье и удачу в будущем браке.

При императоре Петре I лапту использовали как средство развития и подготовки сначала пехотинцев, а затем и других род войск. В советской России эта традиция была продолжена военным комиссаром Н. И. Подвойским.

Инвентарь для игры Лапта

Русская лапта также имеет свое место в литературе, искусстве и кино. В произведениях русской классической литературы, таких как «Война и мир» Л. Н. Толстого, можно найти описания игры в лапту. В искусстве и кино лапта часто используется как символ народной культуры и национальной идентичности.

Первый чемпионат России по лапте прошел в 1958-м году в Воронеже, а спустя 20 лет про игру забыли совсем, так как физкультурные организации страны не проявляли к ней интереса. Тем временем во всем мире лаптовые виды спорта, такие как бейсбол и крикет, все больше завоевали популярность.

В начале 90-х годов лапта переживает свой ренессанс. В 1990-м проходит первый официальный чемпионат России, а в 1994-м игру признали официальным видом спорта. Сегодня русская лапта включена в реестр общеобразовательных программ для школьников с 1-го по 11 класс.

Одной из особенностей игры является ее доступность. Для неё не требуются сложные спортивные сооружения или дорогостоящее оборудование. В лапту можно играть практически в любом месте — на улице, во дворе, на специальных площадках или даже на полях и лугах.

Игра помогает развивать координацию движений, силу и гибкость, а также помогает укрепить мышцы и суставы, повысить выносливость и улучшить общую физическую форму. Кроме того, она способствует развитию моторики, реакции и стратегического мышления.

История русской лапты

Определение 1

Лапта – это русская народная командная игра, в которой используют биту и мяч.

Игра имеет богатую историю, первые упоминания о ней появились еще в памятниках древнерусской письменности, что дает основания полагать, что эта игра была одним из главных спортивных увлечений на Древней Руси. Мячи и биты для лапты обнаружены при архитектурных раскопках в слоях 14 века в Новгороде. Так что, по примерным подсчетам, этой игре не менее 700 лет.

Игры, которые очень похожи своими правилами на лапту, существовали и у других народов:

  • у англичан это крикет;
  • у американцев – бейсбол;
  • у кубинцев – пелота;
  • у финнов – песа палло.

На Руси лапту называли по-разному: битка, шибка, хлопка. Множество названий обусловлено тем, что варьировались и правила самой игры. Но как бы ни называли ее люди, один факт остается неизменным – без лапты не обходился ни один праздник, а сама игра могла проводиться в естественных условиях и на обустроенных площадках. Цель игры – ударить битой по мячу, подброшенному в воздух игроком команды соперников, как можно дальше и поочередно пробежать до противоположной стороны площадки и обратно, не дав при этом противнику «осалить» себя пойманным им мячом. Команде начисляются очки за удачную пробежку. Победу одерживает та команда, которая набирает наибольшее количество очков за установленное время. Правила лапты очень похожи на современный американский бейсбол, есть предположение, что бейсбол действительно перенял некоторые правила лапты.

Сервисы для учебы на 5 от 299
150 руб.

Забрать со скидкой 50%

Постепенно лапта перестала быть просто игрой. Например, при Петре Первом ее использовали в качестве средства для физической подготовки солдат, а в Российской империи лапта стала средством активного досуга населения. Игру включали в программу физического воспитания детей, так как она совмещала в себе активность, подвижность, а также помогала совершенствовать координацию, повышать скорость, выносливость и силу. К середине 20 века в СССР было принято решение проводить официальные первенства по лапте. Но в 70-е игра прекратила свое существование, из-за того, что официальные спортивные и физкультурные организации потеряли к лапте всякий интерес. Но в некоторых странах подобные лапте игры не забыли, усовершенствовали их, сделали более спортивными и доступными массам. Так и появились бейсбол, крикет и песа палла

Они завоевали огромную популярность, в частности, американские первенства по бейсболу приковывают внимание миллионов американских болельщиков

Площадка для игры

Игра не выдвигает строгих требований по выбору площадки. В нее можно играть на футбольном поле или на любом другом открытом ровном месте. Для проведения спортивных соревнований по лапте площадку организуют размером 60х35 метров. Для команд с небольшим количеством игроков площадка может быть вдвое меньше. Однако, учитывая тот факт, что мяч может улететь на далекое расстояние, проследите, чтобы по близости не было играющих детей, либо домов, в окна которых можно случайно попасть мячик.

Желательно провести разметку поля, чтобы игроки видели границы участка. Это можно сделать с помощью флажков, конусов, камешками, палочками с наколотыми на них листами бумаги и прочими подручными средствами.

Размеры площадки в процессе игры можно менять, по согласованию со всеми участниками, подбирая оптимальный размер для данного состава игроков.

Из истории

Кроме традиционно-привычного названия «лапта», у этой игры имеются и другие наименования, такие как, «матка на выкуп», «сговорка», «на матки», «хлапта», «тяга» и прочие.

Наибольшей популярностью игра пользовалась у детей в послевоенные годы. Со временем ее возвели в ранг спортивной игры и даже проводили чемпионат России и спартакиаду по лапте в 1958-1959 годах.

Игра в лапту упоминается в древних русских летописях. А при раскопках древнего Новгорода, среди найденных предметов оказались мячи и палки для лапты. Это значит игра живет в нашей стране уже больше тысячи лет.

Но к сожалению, в последние годы и даже десятилетия о ней стали забывать. На смену истинно русской игре пришли подобные игры, популярные в зарубежных странах: бейсбол из Америки, крикет из Англии.

Что понадобится для игры в лапту?

Интересная особенность игры в лапту — это то, что вам не потребуется специализированный и зачастую дорогостоящий инвентарь. Вполне можно хорошо справиться с помощью стандартного набора:

  • лапта — это своеобразная палка, специальная длинная бита;
  • обычный резиновый мяч, размер примерно теннисного.

Размеры лапты необходимы следующие:

  • длина — 60 сантиметров;
  • ширина основания -10 сантиметров;
  • ширина, толщина ручки — 3 сантиметра.

Критерии для мяча:

  • небольшой размером;
  • удобный для захвата;
  • умещаться должен в полную ладонь;
  • не должен травмировать пальцы;
  • не может причинить сильных ушибов.

Похожие работы:

Исследование реакции сердечно-сосудистой системы на использование различных циклических средств подготовкиПедагогическое обеспечение формирования здорового образа жизни студентаИгромоделирование в системе повышения квалификации специалистов по физическому воспитанию детей и учащейся молодежиДвигательные возможности человека: методологические аспекты развития, сохранения и восстановленияАкмеологические аспекты профессионально-педагогической подготовки специалиста по физической культуре и спортуКриотерапия и ее сочетания с другими физическими факторамиМинимизация рисков в ходе занятий физическими упражнениями со школьникамиОптимизация факторов, определяющих структуру отталкивания при обучении нападающему удару волейболистов различной квалификацииСоциологический анализ доминирующих мотиваций занимающихся в фитнес-клубахОсновные средства ведения фехтовальщицами поединков на саблях

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий