Мезенская роспись. Картинки, рисунки по дереву

Подготовка деревянной поверхности

Предмет, предназначенный для художественной обработки, нуждается в тщательной подготовке, процесс которой состоит из следующих этапов:

  1. Очистка дерева, удаление сучков и шероховатостей, если они есть.
  2. Обработка поверхности наждачной бумагой для придания ей окончательной гладкости.
  3. Покрытие грунтовкой для создания защитного слоя, чтобы рисунок ровно лег на заготовку.
  4. Подсушивание заготовки в течение нескольких часов.
  5. Нанесение цветовой основы.
  6. Полировка наждачкой.

Следующим этапом будет нанесение изображения на заготовку. Начинать работу следует с крупных деталей.

Современная Мезенская Роспись: Сохранение традиций и новые тенденции в искусстве

Однажды забытая и недооцененная, мезенская роспись сегодня вновь оживает

Этот уникальный народный промысел, прежде утонувший в пыльных страницах истории, снова привлекает внимание и восхищение любителей оригинального искусства. Воскрешение мезенской росписи приносит новую жизнь в эту традиционную форму декоративного искусства, заполняя ее свежестью и красотой

Современная мезенская роспись претерпела некоторые изменения, сохраняя при этом свою основную идентичность. Сегодня в росписи можно наблюдать больше плавных линий и органичных форм, которые привносят особую гармонию в каждый элемент украшения. Кроме того, появились новые оттенки, такие как зеленый и синий, которые дополняют традиционный цветовой спектр и добавляют привлекательности в работу мастеров.

Архангельск и Северодвинск стали центрами этого возрождения народного промысла. Здесь на фабриках активно выпускаются сувениры, украшенные мезенской росписью. Деревянные шкатулки, доски, тарелки, чайницы, короба — все они оживают благодаря необыкновенным узорам и причудливым изображениям, созданным талантливыми руками мастеров.

Особое внимание заслуживает расписная мебель, являющаяся настоящим произведением искусства. Табуретки, столики, тумбочки, скамеечки — все они превращаются в уникальные предметы интерьера, привлекающие взгляды своей неповторимой красотой и оригинальностью

Мастера, передающие славное наследие мезенской росписи, не только восстанавливают утраченные техники и приемы, но и придают новую жизнь этому искусству. Сдержанность цвета и тонкое графическое «оживление» рисунка по-прежнему остаются важными характеристиками мезенской росписи

Они придают работам утонченность и эстетическую гармонию, привлекая внимание как ценителей традиций, так и любителей современного искусства

Воскрешение и процветание мезенской росписи — это свидетельство вечного обаяния народного творчества. Это не только возрождение и сохранение культурного наследия, но и развитие современного искусства. Мезенская роспись продолжает восхищать и вдохновлять, показывая, что народные традиции могут оставаться актуальными и прекрасными на протяжении многих поколений.

Кратко о мезенской росписи… не получится

Символы мезенской росписи – это морфология древних северных народов. Сам рисунок ее имеет много ярусов, что говорит о шаманизме. В мезенской росписи животные обычно нарисованы внизу и посредине орнамента, верх мезенской росписи – птицы. Кони черного и красного цвета могут означать мир живых и мир мертвых. Солярные знаки намекают на божественное присхождение.  Лошади в мезенской росписи могут являться и оберегами. Как голова коня на коньке крыши избы, которую и сейчас часто можно увидеть в деревнях и селах.

Каждый ряд друг от друга отделяют полосы, на которых рисунок повторяется. Прямая линия, возможно, обозначает Землю и Небо. Если она наверху – то значит твердь небесная, внизу – земная

Если вы хотите знать, как нарисовать мезенскую роспись, то на эти нюансы обязательно надо обращать внимание и знать, что значит тот или иной символ

Древние мифы, не все, но очень многие, гласят: первого человека боги сотворили праха, земли и глины. Потому земля для наших предков – это праматерь. Ее в мезенской росписи изображают в виде квадрата.

Важный символ мезенской росписи – вода.
Ее воспринимали не только как реки и озера, но и как дождь. Ведь не будет дождя – не будет и урожая. Косая полоса и орнамент на ней как раз и отвечают за ливни и грозы.

Волнистая линия характерна для любых рисунков мезенской росписи. Скорее всего она означает реки, озера, моря, так как постоянно сопровождает водоплавающих птиц.

Короткие штришки, разбросанные по всему рисунку мезенской росписи – это ветер или воздух. Он является важным, первоосновным элементом всей природы. Часто ветер представляли в виде духа, которого можно почувствовать, но не увидеть. У славян был для него даже отдельный бог – Похвист, который управлял ветрами и бурями.

В орнаменте мезенской росписи можно увидеть и обуздание стихий: штрихи как будто нанизаны на прямые линии, которые нарисованы крест-накрест. Больше всего этот знак будет похож на лопасти ветряной мельницы – ветер был пойман и поставлен в услужение человеку.

Огонь
Очень сильная часть всего орнамента. Огонь и страшная сила, неуправляемая стихия, и то, что не дает погибнуть человеку в холода, позволяет готовить пищу и так далее. К тому же огонь – это еще и божественная энергия.

Предки наши думали, что огонь живой. Он стареет, умирает, его надо раз в год приносить из святилища и зажигать заново, чтобы новорождённый огонь был сильный, яркий, горячий. Возможно он был воплощением солнца, как бы сейчас сказали – аватаром.

По мнению этнографов, знак огня – это круг или спираль. Так как это схематично изображает движение солнце по кругу. В мезенской росписи спирали есть везде, они раскиданы щедро, и как солнце согревают весь узор.

Спираль в принципе имеет довольно много самых разных значений. В славянской символике это может также означать коловорот – то есть годовой цикл. Если спираль рисуется как нисходящая, то это знак женского начала, а восходящая – мужского. Двойная спираль была оберегом и символизировала собой плодовитость и рождение здоровых детей, большую семью.

Мезенские рисунки несут в себе тему плодородия. На них можно найти поля, семена, растительные и цветочные узоры, плоды. Если узор располагается в два ряда, то символика изобилия будет нанесена в шахматном порядке.

В орнаментах мезенской росписи можно найти большое количество разных птиц. Обычно они значат добрую весть. Больше всего таких узоров можно найти на берестяных туесах.

Любили старые матера рисовать деревья – на прялках с мезенской росписью было обнаружено изображение ёлок. Любопытны композиции из трех деревьев: два стоят на одинаковом расстоянии от центрального, которое заметно больше их. Такие же рисунки были найдены и на мебели в старинных домах.

Есть оригинальный вариант рисования коней в мезенской росписи, украшенных перьями. У них очень длинные и тонкие ноги по отношению к телу, окраска таких лошадок ярко-красная. А вот туловище коня украшалось узором в виде решетки. Они были совсем непохожи на описанных выше животных. Есть рисунки где, на лошадях сидят всадники, вступившие в бой друг с другом. Часто у ног лошадей таких были изображены солярные знаки.

Олени в мезенский росписи изображаются точно так же, единственное отличие – на голове у них есть черные рога, закинутые на спину.

Мезенская роспись – история возникновения

Мезенская народная роспись или как её ещё называют палащельская, начинается с конца XIX века.

В Архангельской области вблизи реки Мезень было расположено село Палащелье, окружённое живописными лесами. Мезенская роспись, взявшая истоки у прохладной речки, так тесно связана с природой.

Суровый климат в этих северных краях приспособил людей выживать в тяжелейших условиях. Мужчины занимались охотой, рыболовством, вырубкой леса и обработкой дерева.

Ремесло плотника особенно ценилось за умение построить дом, а также изготовление и роспись деревянных изделий. Мальчиков с самого детства обучали этому ремеслу.

В старину контуры рисунков наносили самодельной кистью (тиской), сделанной из пряди волос или палочкой из древесины, заострённой с одного конца и густо размочаленной. Роспись выполняли перьями птиц, водившихся в диких лесах, глухаря или перепелки.

Убранство и кухонная утварь скудных жилищ народов этого края постепенно приобретали чёрно-красные оттенки.

В основном расписывали прялки, хлебницы и коробейки для хлеба не только для личного домашнего быта, но и для продажи на ярмарках в деревнях, расположенных неподалеку.

Роспись фасадов и убранство изб привносило в жизнь деревенских поселений радость и красоту. А кажущийся, на первый взгляд, простой символичный орнамент, оберегал людей от злых духов. И они верили в это.

Учимся рисовать животных

Сувениры. Мезенская роспись. Конь, олень и птица – самые распространенные, центровые образы мезенских мотивов. И обычно кто-то из этих персонажей становится первым героем изображения на деревянной доске или другой поверхности, которую декорирует новичок.

Лошадь

Один из любимейших образов мезенских мастеров – конь (лошадь). Наверное, в этом виде росписи их больше, чем где-либо еще. Конь символизирует удачу, жизненную силу, благополучие. Большинство мезенских коней красно-оранжевые, и это отдаляет изображение от реального прототипа. Туловище коня мог покрывать решетчатый узор, что делает образ животного еще более сказочным.

Рисовали мастера и очень длинные, неестественно тонкие ноги, на концах которых могли изображаться перья. Перья не роднили лошадь с птицей, а передавали быстрый ход скакуна. На то, что конь не являлся реалистичным животным, в росписи мезенцев указывали и солярные знаки, сопровождающие изображение коня.

Мезенская роспись – поэтапное рисование коня:

  1. Настоящие мастера не пользуются карандашом, но новичку нужен набросок, потому возьмите простой мягкий карандаш и, на всякий случай, ластик.
  2. Сделайте разлиновку листа акварельной бумаги. Мысленно поделите линию (строку), в которую будете вписывать элемент, на две части, поровну. Туловище коня займет верхнюю часть линии. Нарисуйте контур туловища карандашом по образцу. Сделайте три одинаковых контура в одной линии.
  3. Возьмите кисть для красной краски, наберите краски на кисточку и прорисуйте красным туловище коня. Сделайте это с каждым туловищем в линии (строке).
  4. Далее вам понадобится черная краска и тонкая кисть для обводки. Ваша задача – обвести контур туловища коня, пририсовать тонкие ноги, хвост и уздцы. Сделать это нужно с каждым конем в линии, это помогает натренировать навык рисования элемента.
  5. Работа становится все более филигранной. Теперь у лошади должны появиться грива и хвост. Это прямые линии, рисование которых требует просто аккуратности и усидчивости. Работаем все той же черной краской и тонкой обводочной кистью.
  6. Осталось лишь дополнить изображение коня солярными свастическими знаками, традиционными для мезенской росписи. Можно сначала прорисовать их карандашом, но даже новички часто обходятся без этого. Чтобы линии и волны получались ровными и тонкими, нужно несколько раз повторить один и тот же элемент.

Вот так на прописях можно научиться рисовать мезенского коня. Натренировавшись на бумаге, вы сможете без труда перенести уже знакомое технически изображение на доску или шкатулку.

Олень

Пошаговое рисование оленя У многих народов образ оленя ассоциируется с небесами, а рога благородного животного связаны с Древом жизни или Мировым Древом. Считалось, что на своих рогах олень может переносить солнце. И, стоит отметить, олени и небеса – это не только славянский образ: тот же Санта-Клаус, передвигающийся на оленях по небу, роднит восприятие этого животного у разных народов.

Рисование оленя схоже с рисованием коня, потому его обычно учатся изображать после того, как уже натренировались с лошадью.

Пошаговое рисование оленя:

  1. Сделайте пролиновку акварельного листа. Мысленно разделите линию на две части. В начале верхней части проведите линию, основу туловища оленя. Дополните его верхним дуговым мазком. Расширьте фигуру, чтобы она стала туловищем животного.
  2. Прорисуйте маленькую голову и маленькие уши оленя.
  3. Черной краской на тонкой кисти прорисуйте оленю тонкие ноги, гриву и хвост. Далее переходите к рисованию ветвистых рогов – сначала общую витую длину, потом – ответвления.

В представленном видео рассказывается как правильно рисовать оленя и птиц.

Оленя, как и коня, нужно дополнить солярными знаками. Они делаются черной краской, и окружают фигуру животного, главным образом – его нижнюю часть.

Мезенская Роспись- история, традиции!!

ИСТОРИЯ И ТРАДИЦИИ МЕЗЕНСКОЙ РОСПИСИ!!!

ПРОМЫСЛЫ РОССИИ!!

Мезенская роспись возникла в начале XIX века в низовьях реки Мезень Архангельской области. Ею расписывали различную домашнюю утварь — прялки, ковши, короба, сундуки, шкатулки. С конца XIX века центром мезенской росписи становится деревня Палащелье, поэтому мезенская роспись по дереву известна также как «палащельская роспись».

Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета — красный и чёрный (сажа и охра, позднее сурик). Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились, за исключением разве что того, что чаще стали применяться кисти. Некоторое внутреннее различие современной мезенской росписи от старой ощущается и потому, что изначально роспись производилась только мужчинами, тогда как в наше время ею больше занимаются женщины. Для мезенской росписи характерен свой самобытный символьный орнамент. Пожалуй, это самое интересное в мезенской росписи. Каким то необъяснимым образом предметы с таким орнаментом притягивают, радуют глаз, источают тепло и свет. Причина здесь не только в том, что все изделия с мезенской росписью делаются вручную и мастер вкладывает в них свою душу, но и в том, что каждая чёрточка, каждый квадратик, ромбик орнамента мезенской росписи, равно как и каждая фигурка животного, птицы глубоко символичны. Идущие ещё с наскальных рисунков символы огня, неба, земли, воды, воздуха, плодородия, урожая, достатка и многие другие, органично вплетены в орнамент мезенской росписи и, фактически, являются видом древнего письма. Так, например изображение коня в традиции народов, издревле населявших эту местность, символизирует восход солнца, а изображение утки – это порядок вещей, она уносит солнце в подводный мир до рассвета и хранит его там.

Самая древняя датированная прялка с мезенской росписью относится к 1815 году, хотя изобразительные мотивы подобной росписи встречаются в рукописных книгах XVIII века, выполненных в мезенском регионе. По стилю мезенскую роспись можно отнести к наиболее архаичным видам росписи, дожившим до нашего времени. Рисунки имеют глубокие корни. Найдены наскальные изображения на берегах Белого моря и Онежского озера, которые перекликаются с рисунками Мезенской росписи.

Готовое изделие расписывали по чистому негрунтованному дереву сначала охрой с помощью измочаленной на конце деревянной палочки, потом птичьим пером делали черную обводку и наносили узор. Расписанный предмет покрывали олифой, что предохраняло краску от стирания и придавало изделию золотистый цвет. Наиболее яркие персонажи Мезенской росписи: красные кони — условный знак Солнца, его движения по небосводу, оленихи — небесные роженицы, они дарят жизнь всему живому на Земле, уточки, гуси, лебеди — души далеких предков, которые вьются вокруг и помогают нам в трудную минуту, ёлочки — олицетворение мужской силы, мифологическое дерево жизни — состоит из ствола, заполненного ромбиками, бесчисленными родами. Корни дерева завиваются в спирали, олицетворяющие подземный мир. Верхушка увенчана солярным знаком — знаком небесного мира.

Роспись выполняется в два цвета: черный — сажа и красный — охра. Когда-то краски приготовляли из красно-коричневой береговой глины и сажи, растертой на смоле лиственницы — «таючей сере», а с конца XIX века вместо глины стали употреблять сурик. Все изображения очень статичны и лишь благодаря многократному повтору возникает ощущение динамики. Рядом с изображением часто встречаются подписи с именем автора, заказчика или датой изготовления. В Северодвинске, Архангельске и других местах сейчас широко развернуто производство сувениров в мезенском стиле — подносы, чаши, солонки, декоративные доски, шкатулки и др. Среди изделий встречаются и колокольчики…

Мезенская роспись картинки

Для нанесения рисунка на деревянной досочке художнику понадобятся кисти, краски чёрного и красного цветов, чертежная линейка, карандаш и ластик, лак для покрытия готовой работы.

Процесс росписи достаточно кропотлив из-за прорисовки мелких деталей:

  • толстой кистью на переднюю поверхность предмета мастер сначала наносит фон (охру);
  • деревянная заготовка разлиновывается карандашом на части, таким образом, чтобы в середине осталось достаточно места для нанесения центрального орнамента;
  • вверху и внизу по краям делаются эскизы многоуровневых рядов для будущих символов;
  • следующий этап – детальный набросок главных мотивов рисунка, а затем и второстепенных;
  • далее следует работа с красками. С помощью палитры и кисточки красным цветом закрашивают все элементы и символы, а также линии;
  • фигуры основной композиции заливают равномерно одним тоном;
  • после этого этапа изделию дают высохнуть в естественных условиях на воздухе;
  • затем художник начинает работать с гуашью чёрного цвета, прорисовывая уже детали основного орнамента, например, гриву или хвост коня, солнечные лучи или крылья птицы в полёте;
  • в верхней и нижней частях прорисовывается композиция, дополняясь символичными элементами;
  • после высыхания краски остатки карандаша удаляются ластиком;
  • в завершение расписанную поверхность покрывают лаком и отправляют сушиться в печь.

↑ Декоративное изображение животных в традиционной мезенской росписи

К числу самых распространенных и любимых образов, чаще всего изображаемых мезенскими мастерами, следует отнести изображение коней и оленей. Кони мезенских росписей в большей мере, чем изображения коней в других крестьянских росписях, отстоят от реального прототипа. Большинство из них имело красно-оранжевую окраску, несвойственную, как известно, лошадям. Туловище черного коня нередко покрывалось сплошным решетчатым узором, еще больше подчеркивающим его необычное происхождение. Противоестественно длинные и тонкие ноги лошадей завершались на концах изображением перьев, подобных тем, которые рисовались у птиц.


Часто кони изображались не следующими друг за другом, а противостоящими друг другу. Иногда на вздыбленных лошадях были нарисованы борющиеся друг с другом всадники. О том, что изображаемые на прялках кони неземного происхождения, свидетельствуют также многочисленные солярные знаки, помещенные рисовальщиками над гривами и возле ног коней.


Изображения фигур животных очень схожи между собой. Все отличие оленей от лошадей заключается в том, что вместо гривы у них за спиной такими же черными штрихами рисуются разветвленные рога. Дети копируют предложенное изображение оленя или коня. Каждое последующее изображение животного отличается от предыдущего появлением дополнительных деталей.

Мезенское трехцветье, или красота Севера

А вы знали, что у мезенской росписи есть ещё второе название «палащельская»? И оба названия правильные. Первое, более распространенное, происходит от названия речки Мезень, второе – от названия селения на её берегу. Жители Палащелья начали изготавливать и расписывать прялки и домашнюю утварь особым образом. Этой росписью не занимались ни в Мезени, ни в одной другой деревне. Чтобы почувствовать её характер, нужно познакомиться с географией и природой местности, откуда она родом.

Рис. 4. Летний день на Мезени-реке. Художник Тярин Александр

Зелёные леса, красные щельи и синие небо с рекой – знаменитое Мезенское трёхцветье. Всё вокруг будто расписано кистью художника. Как не влюбиться в этот северный край!

Он похож на сказочное царство, на сотни верст уходящее за горизонт непроходимой болотистой тайги (здесь её называют «тайбола»). А вокруг звенящая тишина. Красота вокруг, дикие места, глухомань страшная. «Тайбола» разделяет две могучие реки Печору и Мезень. А дальше в тундре пасутся олени. Давным-давно здесь жили мезенозавры, потом загадочные племена – чудь. Этот таинственный край с непривычными именами окутан древними легендами, в которых переплетаются вымысел и быль. Кстати, на финско-угорском не особо благозвучное название Мезень означает «удачливое место для рыбалки и охоты».

Рис. 5. Река Мезень. Фотография Верховцевой Ольги

Именно здесь в деревушке Палащелье, на высоком берегу реки Мезень, зародился знаменитый орнамент. Это река потрясающей красоты. Один берег пологий, другой высокий, обрывистый, красно-кирпичного цвета, местами до 30 м в высоту. Красная слоистая глина хорошо очищает воду. Местные кладут её прямо на дно сосудов, лучше любого фильтра работает.

Все, кто бывал на Мезени, восхищался её необычно красивыми видами. Крутые обрывы здесь называют щельем. Такие вот щельи дали название не одному селу – Ущелье, Белощелье, Тимощелье, Конещелье, Каращелье, Палащелье.

Мезенская роспись очень хорошо передаёт природные мотивы этого региона – и цветом, и стилем, и размахом. Тонконогие, гибкие кони, изящные гуси, лебеди и простые, но насыщенные узоры – словно сказка, которая увлекает в другой мир, полный гармонии, добра, тепла и любви. Мезенская роспись мне стала очень близка. Вот откуда такое чувство возникло? Ведь я не родом из этих мест, но, видно, есть какая-то память именно этой красоты и гармонии. Может быть, те, кто соприкасается с мезенской росписью, испытывают что-то подобное. Моя мама родом из вологодской деревни, что стоит в живописном месте на чистой, прозрачной реке Кубена. В детстве, помню, мы туда летом ездили. Красота там неописуемая, а воздух! Лесная местность болотистая, мягкие кочки, мхи, валуны, но вокруг много ягод, цветов на заливных лугах, в лесах почти сплошной ельник да можжевельник. Помню поля золотой ржи в ярких синих васильках, как на картинах Ван Гога, просторы полей цветущего голубого льна и такие нежные жёлтые «купавки» по всему берегу чистой реки. И вспомнилось это, потому что Мезенский край и север Вологодской области во многом для меня схожи.

Рис. 6. Мастер Иван Фатьянов с женой, с. Селище Архангельской области. Что за кони в Лешуконье

А фото это мою бабушку напомнило, она тоже часто так пряла. Они с мамой выбирали в выходной день на рынке стриженую овечью шерсть, приносили эти пушистые серые копны домой, чистили, теребили, чесали их, сворачивали невесомую кудель и привязывали к прялке. И вот также садилась бабушка за потертую от времени прялочку и тихонечко вытягивала из большого облака кудели небольшой кусочек шерсти, ловко скручивала его между пальцами, превращая словно по волшебству в длинную серебристую тоненькую нить, а потом ловко наматывала её на остроконечное веретено. А еще она при этом так красиво пела. Мы с братом потом носили согретые теплом и её любовью носочки и варежки. Изучаю Мезенский край, а все время с теплом вспоминаю маму и бабушку.

Стихия земли

Квадратные формы представляют собой землю, все, что с ней связано.

  • Прямая линия – земля.
  • Две параллельные линии, между ними волнистая – увлажненная почва.
  • Квадрат с ромбом внутри – это вспаханная земля.
  • Квадрат с ромбом внутри и крестом посередине – это вспаханная земля, нагретая жаром солнца.
  • Квадрат с крестом и семенами внутри – семена бросали в обрабатываемую почву.
  • Ромб с точками внутри – это засеянное поле.
  • Буква L с завитками по бокам – это корни.
  • Перевернутая буква Л с “галочкой” сверху – ростки.
  • Квадраты с семенами, плодами, корнями – здоровые растения, хороший урожай, плодородие.
  • Серия треугольников – слайды.
  • Четырехлистник в квадрате вверху, росток в квадрате внизу – май, июнь.
  • Цепочка ромбов – плодородие, добрые пожелания.

Знак плодородия на деревянной ложке означал сытую жизнь. Одним из таких узоров на фигурках с изображением беременных является желание родить здорового и крепкого малыша.

Символы вышивали на одежде, изображали на предметах быта, мебели.

История

Корнями искусство Борка вплетается в историю иконописи северной школы. Относится промысел к белофонной северодвинской росписи, среди других известных представителей этого течения – пичужская, ракульская, пермогорская.

Борецкой росписи по дереву свойственен насыщенный, напряженный и густой колорит, присущий иконописным образцам. Специалисты неслучайно сравнивают ранние работы борецких мастеров с эстетикой церковного иконостаса.

Особое внимание приковано к растительным узорам промысла: очень динамичный, сочный, с ярким цветовым наполнением узор глубоко традиционен. И даже в этом сюжете проглядывается связь с иконописью – золотой тюльпан, изящно вписанный в борецкий сюжет, встречался на многих иконах 17-ого столетия

Промысел связывают, в первую очередь, с именем Пелагеи Амосовой (более известной как мастер Польникова). И хоть талантливыми живописцами были и ее братья, расписанные борецкой умелицей прялки обрели куда большую славу.

Схема росписи одной из прялок стала стойкой, композиционно основополагающей: сват, поднимающийся по высокой лестнице, изображенный на прялке, встречается в мотивах росписи и в настоящее время.Классические сюжеты повторяются, хотя встречаются и современные авторские элементы. В древности мастера расписывали дерево в больших и малых формах – ставчики, туеса, короба, предметы домашнего обихода и не только. Но ближе к 20-ому веку яркие, самобытные узоры остались только на прялках.

Символика узора

Мезенская роспись в своих картинках имеет характерную черту: ярусы, полосы. Чаще всего их на узоре находится 3 штуки.

Но, внутреннюю часть таких поясов украшали нанесением изображений:

  • Птицы находились только в верхней части.
  • Лошадей либо оленей рисовали в среднем либо нижнем поясе.

Историки сходятся во мнении, что каждый из ярусов отражает небесное, наземное и подземное деление мира. По особенной технологии украшали прялки: на ее изнаночной стороне размещали пояса и могли добавить надпись. Лицевую же часть разрисовывали ярусами и символами.

Мезенская роспись (картинки ее и узоры принято относить к языческим и религиозным основам) практически не отражает быт людей, а скорее использует изображения с подтекстом. Каждый символ орнамента имеет смысловой сюжет.

Выделяют так называемые солярные знаки – изображения солнца, круги, кресты. Выглядят они практически как свастика. На ложках изображали чаще всего коловорот. На карабейках рисовали только геометрические узоры, без персонажей.

Земля

Земля в мезенской росписи символизирует матерь всего живого, которая является кормилицей и основой существования. Изначально ее изображали в виде квадрата. Внутри него могли оставить послание. Например, точка означала урожайный год. Также землю изображали в виде ромба или треугольника.

Если область внутри фигуры заштриховывали, то это обозначало засеянное поле. Таким признаком являлось размещение внутри квадрата семечка. Также внутри квадратов рисовали символы плодородия, спирали, знаки огня.

Вода

Символ, обозначающий воду, в мезенской росписи обозначали волнообразной линией или зигзагами.

Жидкость означала не только небесную или земную стихию (реки), но и являлась символом зарождения новой жизни. Если рядом располагали знак земли, то это обозначало зарождение чего-то нового.

Огонь

Мезенская роспись (картинки с пламенем могли наносить на одежду, ставни домов) выделяет символ огня как стихию, находящуюся то в животворящем, то в разрушительном виде. Она изображена в форме круга, завитков и всех элементов, стремящихся к окружности.

Огонь олицетворяет жизнь, энергию. Он может передавать как созидательный смысл, так и убивающий все вокруг

Подчеркнуть важность огня можно двойными спиралями, коническими соляными знаками. В более поздней мезенской росписи обозначать огонь стали крестами или же его изображением в круге

Ветер (воздух)

Воздушные потоки изображают в виде коротких штрихов. Его символ является неотъемлемым орнаментом мезенской росписи, ведь он олицетворяет одну из стихий природы. Также, данный знак обозначает силу, являющуюся непредсказуемой.

Ветер изображают то, как неистовую стихию, то, как помощника людей. Мезенские ремесленники любили изображать обузданный воздух. Поэтому часто в рисунках он нарисован кружочком, словно нанизанным на прямые, скрещенные линии.

Лошади и олени

Какими представляет фигуры животных мезенская роспись? Элементы рисунка предельно просты: прямоугольники-торсы с мощными выпуклыми шеями и волнообразно изогнутыми ногами. В изображении коней щедрыми штрихами набросаны гривы и хвосты. Крупные ветви рогов отличают оленей. Вокруг разбросаны крошечные спиральки, черточки, кружочки, звездочки, благодаря которым создается ощущение стремительного движения: в вихре снега или пыли скачут животные.

Конь — главная фигура в творчестве мезенских авторов. Он имеет значение оберега, символизирует семейные ценности, благополучие и счастье. Условность изображения, а также подрисованные к ногам в нижней части перышки, намекали на неземное происхождение этих героев, которым отдавала особое предпочтение мезенская роспись. Лошадь раскрашивали в красный цвет или штриховали мелкой решеточкой, реже контуры заполняли черной краской.

Олени или лоси олицетворяли счастье и появление чего-то нового. Задевая рогами тучи и облака, они могут вызвать дождь или бурю. Обычно художник схематично рисовал один выразительный рог, касающийся спины животного.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий