Палехская роспись. Картинки, это что такое, история, фото

Краткая история пермогорской росписи

Из художников, работавших во второй половине XIX в., в народе помнят наиболее искусных мастеров — Якова Ивановича Ярыгина, его брата Максима Ивановича и Андрея Игнатьевича Хрипунова. Сведений о художниках более старшего поколения, к сожалению, нет.

В последние два десятилетия XIX века начинается упадок пермогорской росписи. Лишь в немногих работах сохранились былое мастерство, виртуозность первого рисунка и живость импровизации, красота и сочность колорита. Лишь редкие мастера, обладавшие большим природным талантом, создавали в этот период вещи, которые могли сравниться с произведениями, исполненными в предшествующие десятилетия.

Деревни Черепаново, Большой Березник, Грединская носят общее название — Мокрая Едома.

Экспедиция Загорского музея сумела выявить имена всех мастеров последнего поколения. Это были потомственные семьи художников, росписи которых различались творческим почерком, хотя все они работали в рамках одной традиции.

Вот их имена: Василий Семенович Хвостов, Михаил Семенович Хвостов, Александр Семенович Хвостов, Василий Лукьянович Мишарин, Александр Лукьянович Мишарин, Александр Яковлевич Ярыгин, Федор Яковлевич Ярыгин, Егор Максимович Ярыгин, Дмитрий Андреевич Хрипунов, Василий Андреевич Хрипунов.

В 30-е годы XX в. роспись в Мокрой Едоме (Пермогорье) окончательно заглохла.

Цвета росписи

Иконы в технике палехской росписи писали на светло-желтом фоне. Сразу наносили основной цвет, иногда он соответствовал оттенку грунтовки. Если покрытие было левкасо-меловое, то никакой фон не наносили, могли лишь немного позолотить поверхность.

Роспись создавали прямо по грунтовому слою, на котором пигмент ложился легко и воздушно. Покрывали цветом строения, фигуры людей и животных, пейзаж. Использовали при этом мягкие тона, прозрачные. После этого роспись производили темными красками.

Ею выполняли следующие работы:

  • Делали контур гор, утесов и уступов.
  • Обводили деревья, их стволы и листья.
  • Разрисовывали воду. Наносили краски мягкими редкими чертами таким образом, чтобы между линиями можно было нарисовать 2 светлые черточки, образующие волны.

Роспись строений начинали выполнять с их очертаний, а затем переходили к орнаменту.

Чтобы дать изображению объем, делали тень объектов:

  • Затемняли части одежды посреди линий складок.
  • На горных массивах затемняли уступы и иные их стороны.
  • На деревья рисовали тень. Чаще всего ее наносили на концы листьев.

Все это наносилось почти прозрачной темной краской. В современной палехской росписи использовалось большое количество цветов.

«Данко», роспись А.Г. Баканова и Д.Н. Буторина.

Подтверждением тому являются следующие работы:

  • Фрагмент стенной росписи «Комната Горького» в Ленинградском Дворце пионеров им. А.А. Жданова. Работу выполнил Н.М. Зиновьев, 1936 г.
  • «Данко», роспись А.Г. Баканова и Д.Н. Буторина.
  • «Сказка о рыбаке и рыбке», работа А.В. Котухипа и И.И. Зубкова.

«Сказка о рыбаке и рыбке», работа А.В. Котухипа и И.И. Зубкова.

Все цвета, использовавшиеся в палехской росписи, отличаются яркостью красок, многочисленностью оттенков и их насыщенностью.

Техника росписи

Прежде, чем мастер приступит непосредственно к оформлению деревянного изделия, необходимо его подготовить. Производится наслоение тонких картонных пластин, которые должны придать продукту форму и плотность. Несколько слоев грунта наносятся постепенно. Этот этап завершается шпатлеванием и просушкой.

Шкатулки и коробочки должны быть идеально гладкими и отполированными, чтобы шероховатости не помешали оформлению. Для достижения такого результата используется пемза. С ее помощью затирается каждый миллиметр заготовки.

Внешняя поверхность покрывается черным, а внутренняя часть шкатулки оформляется красным лаком. Для обводки контуров будущего рисунка используется карандаш, а в его основу ложатся белила. Роспись Палех требует применения специальных темперных красок, изготовленных на базе яичных желтков.

Эмульсия интенсивно взбивается с помощью венчика и с добавлением уксуса. В состав вносится красящий пигмент. Получившаяся краска более пластичная и мягкая, она ровно ложиться гладкими мазками. Такого эффекта мастера достигают, добавляя в эмульсию уксусную эссенцию или квас. Поистине, народные промыслы, уникальны и неповторимы!

Рисовать мастера начинают только собственными кистями, которые сделаны из мягкого беличьего меха. Когда все готово, на глазах рождается волшебство. Истинные профессионалы не используют шаблон. Каждый рисунок живой и самобытный.

Для работы мастера применяют лупу или увеличительное стекло, так как детали картинки очень мелкие и требуют тщательной прорисовки. Когда краска высыхает, ее покрывают тонкими слоями лака. Их может насчитываться около десяти

Такая предосторожность не излишняя. Лак закрепляет уникальный рисунок и не дает ему терять насыщенный цвет. Последним этапом становится полировка, придающая изделию легкое сияние и блеск

Последним этапом становится полировка, придающая изделию легкое сияние и блеск.

Центры русской лаковой миниатюры

В современной России есть четыре центра, где активно развивают сохраненные старинные традиции русского искусства миниатюрной лаковой живописи: Федоскино, Палех, Холуй и Мстёра. До революции 1917 года все селения, кроме Федоскино, были известны в России как крупные центры иконописного промысла, в которых не только создавались иконы, но и готовились мастера по реставрации и стеновой росписи храмов. Каждый из этих центров создавал иконы в единых православных традициях, но при этом имел и собственные характерные отличия. Мастера из Холуя, насколько это было возможно в иконописи, были близки к русскому традиционному реализму, жители Мстера следовали традициям старообрядческих общин разных российских регионов, а палехские художники выполняли наиболее каноничные православные иконы.

Техника выполнения

Выполнение палехской росписи на шкатулке, ларчике, подносе или пудренице требует соблюдения определенных последовательных этапов. Сначала делают заготовку необходимого предмета, который будет расписываться, например — шкатулки.

Заготовка выполняется путем наслоения листов картона до достижения необходимой плотности изделия. Далее всю заготовку покрывают грунтом в несколько слоев (поочередно затирая каждый слой) и в конце наносят шпатлевку, которая остается до полного высыхания. На следующем этапе заготовку затирают пемзой для достижения структурной поверхности, на которую лучше ложиться лак и краска. На всю внешнюю поверхность заготовки наноситься черный лак, а на внутреннюю чаще всего красный лак.

После подготовительных работ будущий рисунок прокрашивается белилами, а детали прорисовывают тонким карандашом.

Затем занимаются приготовлением темперных красок, а точнее яичной эмульсии, при помощи которой разбавляют сухой пигмент краски. Для этого яичный желток отделяют от белка, а затем взбивают его венчиком с добавлением уксуса. После смешивания с эмульсии с пигментом консистенция получается пластичной, поэтому краска ложиться более мягко. Особый нюанс при изготовлении яичной эмульсии в Палехе — это разбавление её не водой, а уксусом или хлебным квасом.

Наносят краску на черную лаковую основу при помощи беличьих кистей, которые создаются чаще всего самими мастерами, для получения необходимых мазков при росписи.

Часто при росписи мастера используют лупу или увеличительное стекло.

В завершении, рисунок закрепляется несколькими слоями прозрачного лака от 5 до 10 слоев и полируется до блеска.

Палехская роспись очень трудозатратный промысел, который требует от художника больших временных затрат. Поэтому изделия с палехской росписью очень ценятся и стоят достаточно дорого.

http://sdelala-sama.ru/rospis/1213-palehskaya-rospis.html

http://schci.ru/palehskaya_rospis.html

Изготовление палехской миниатюры

Роспись создают на шкатулках, брошках, табакерках и т.д. Папье-маше, на которое наносят миниатюру, делают из картона. Мастер нарезает полоски, обмазывает их мучным клейстером и наклеивает внахлест на болванку из древесины. Затем заготовку зажимают с помощью пресса.

Спустя некоторое время формируются трубки, их внешний в напрямую зависит от типа болванки. «Полуфабрикат» тщательно просушивают, пропитывают льняным маслом и вновь отправляют на просушку при температуре сто двадцать градусов. Далее проводится грунтовка и шлифовка.

Следующим этапом становится нанесение на заготовку трех слоёв чёрного лака. Внутреннюю сторону покрывают масляным лаком с киноварью (красный минерал, в составе которого в основном ртуть и сера).

Перед началом росписи поверхность тщательно обрабатывают пемзой. Затем живописец наносит на заготовку изображение с помощью тонкого и острого карандаша. Художники Палеха сначала пишут белилами, прорисовывая детали композиции, используя «беличью» кисточку. Они отличаются по толщине, причем мастера изготавливают их самостоятельно.

Белила требуются для того, что при дальнейшем покрытии лаком, сквозь не проступали черные «кляксы». На данном этапе разрабатывается цветовая гамма композиции. На светлые участки накладывают больше белил, в несколько слоев. Затем приступают к раскрашиванию.

Следующая стадия – роспись. По роскраши темным фоном прорисовывают контуры и элементы сюжета. Затем выявляют теневые и световые участки композиции (приплавка). Завершающий этап – окончательная отделка красками объемов нарисованных предметов. Проводится это с помощью линий (пробелы), которые накладывают по определённой схеме, в трехцветной тональности.

Живописцы для создания миниатюр используют яичную темперу

Для этого желток яйца осторожно выливают из скорлупы, предварительно сделав в ней прокол иголкой, и разбавляют уксусом с водой. Полученную эмульсию добавляют в сухой пигмент и тщательно растирают указательным пальцем. Завершают работу над миниатюрой прописью сусальным золотом и серебром (вместо драгметалла берут растертый алюминий)

Золото умельцы также создают самостоятельно. Они тщательно дробят листовое сусальное злато и растирают. Роспись выполняют тонкой кисточкой. Ее сначала обмакивают в воду, а затем в золото. Для придания изделию блеска, поверхность полируют с помощью зуба волка

Завершают работу над миниатюрой прописью сусальным золотом и серебром (вместо драгметалла берут растертый алюминий). Золото умельцы также создают самостоятельно. Они тщательно дробят листовое сусальное злато и растирают. Роспись выполняют тонкой кисточкой. Ее сначала обмакивают в воду, а затем в золото. Для придания изделию блеска, поверхность полируют с помощью зуба волка.

Затем аналогичную процедуру проводят на механическом круге, обтянутом плюшем. Окончательная полировка выполняется руками. На поверхность изделия наносят сало и в течение часа растирают его ладошками, смоченными в воде.

Основные цвета в росписи

В Палехской росписи основной фон – черный. Он знаменует собой землю, глубину и первозданный хаос, рождающий жизнь, свет, радость и мир. Присуще древнерусское соединение цветов – красного, желтого и зеленого. Красный – символ красоты, плодородия (красно солнышко, весна-красна). Зеленый – знак растений, молодости, жизни на природе, отдыха. Желтый говорит о зрелости, созревании, достижении успехов и достатка. В Палехской росписи обильно присутствует золото. Оно символизирует солнце, изобилие и наследие иконописи – не тварный Божественный свет, озаряющий весь мир и пронзающий все – даже извечную тьму.

https://youtube.com/watch?v=rurFKRxPqHA

Элементы палехской росписи

Палех – это роспись, которая имеет свои композиционные особенности. Она отличается тонкой прорисовкой мелких элементов, из которых складывается картинка. Наиболее часто в изделиях мастеров прослеживаются мотивы былин, басен, сказаний, а также сценки из народного быта.

Отличие техники от хохломы или гжели прослеживается в цветовой гамме. Фон зачастую выбирается черный, на нем отчетливо видны мельчайшие детали сюжета. По всему полю сияют золотые элементы. Эта традиция идет из глубины веков. Во время написания икон, этот цвет символизировал близость к солнцу.

К основным особенностям палехского рисунка относятся:

  • многослойность в прокраске контуров и создании тени;
  • слегка вытянутое изображение фигур персонажей;
  • натуралистичность в прорисовке мелких деталей;
  • множество выделенных элементов небольшого размера.

Производство изделий народного промысла продолжается в настоящее время. В качестве основы под роспись используется дерево. Удивителен тот факт, что гравюры для оформления классических произведений в книгах также выполнены в запоминающейся палехской технике.

Особенности палехской росписи

Школу Палеха можно сразу узнать по черному фону работ, подсвеченным золотом многофигурным композициям, напоминающим иконопись. Роспись отличается:

  • Миниатюрностью, изяществом исполнения;
  • Плавностью и мягкостью оттенков;
  • Филигранностью и живописностью;
  • Наполненностью элементами;
  • Точная роспись мелких деталей;
  • Многообразием тонов и переходов.

Еще к особенностям можно отнести насыщенность объектами, находящимися в движении, это не только люди и животные, а также деревья, облака, неживая природа. В иконописном стиле изображаются люди, рельефы, природа, все отличаются хрупкостью и изяществом.

Что необходимо

Шкатулки традиционно делаются из дерева. Найти деревянную шкатулку под роспись не составит труда: в современных магазинах для хобби можно подобрать заготовки прямоугольных и круглых шкатулок разного размера. Также можно приспособить любые деревянные коробочки с крышкой, внешне напоминающие шкатулки.

Для получения лаковых шкатулок необходимо готовую роспись покрыть лаком в один или несколько слоев

Стоит обратить внимание, что деревянные изделия покрываются глянцевым лаком исключительно для деревянных поверхностей, например, паркетным или мебельным. Как правило, он сделан на водной основе, не имеет цвета и запаха. Лак не только защитит роспись и шкатулку, но и придаст ей приятный блеск и гладкость

Лак не только защитит роспись и шкатулку, но и придаст ей приятный блеск и гладкость.

История промысла

Некогда бежали в Палех, село во Владимирской губернии на реке Палешке, талантливые иконописцы из Суздаля и Владимира, чтобы сохранить свое мастерство и передать его потомкам. В творчестве народных умельцев преобладали церковные мотивы, отсюда и выбор техники, и палитра оттенков. Каждая миниатюра – произведение искусства, выполненное вручную.

Народный палехский промысел переродился в свою современную форму после Октябрьской революции. Пришедшая на смену старой, новая власть не могла оценить светлые образы икон и церковные купола на картинках. Мастера перестроились и стали выпускать шкатулки, выполненные из папье-маше, как в селе Федоскино. Только краски и техника оставались прежними. Так появилась деревянная шкатулка, изукрашенная картинами из сельской жизни со сказочными мотивами.

Народные промыслы Палех сохранялись мастерами местной артели. Они не изменили традиционное изображение, оставив яркие краски и богатство позолоты. В 1925 году лучшие образчики росписи были представлены на парижской выставке, что сделало ее известной на весь мир.

Краски на яйце, волчий зуб и другие орудия мастера

Первым делом мы отправились в столярный цех. Отсюда начинает свой путь будущая лаковая шкатулка – коронное творение палехских мастеров. В зависимости от формы, размера и сложности композиции на изготовление одной шкатулки может уйти от нескольких дней до нескольких месяцев. Основой для изделия служит папье-маше. Этот материал прочнее дерева, легче и к тому же, по мнению художников первой артели, благороднее.

С новым для них материалом палешане познакомились в 1920-х годах при поддержке известного искусствоведа, уроженца Палеха Анатолия Бакушинского. До этого папье-маше на протяжении века служило основой для знаменитой лаковой миниатюры Федоскина. Для изготовления папье-маше лучше всего подходит пористый картон, получаемый из хвойных пород дерева. Листы картона проклеивают мучным клейстером, наматывают их на деревянную форму, которую затем зажимают в механическом прессе. «Получается такая заготовочка, – Евгений показывает основу для будущей шкатулки. – Ее нужно покрыть особым грунтом и покрасить: в черный цвет снаружи, в красный – внутри, затем покрыть несколькими слоями лака, чтобы на ней уже мог работать художник». Покрытые лаком шкатулки ставят на большие подносы и помещают в печь, где они сушатся при невысокой температуре. Здесь их называют «горячие пирожки». «На то, чтобы просушить один слой лака, уходит день – иначе технология будет нарушена», – объясняет наш гид.

Для того, чтобы краски не скатывались с лаковой поверхности изделия и рисунок лучше наносился, перед началом росписи поверхность «рыхлят» – зачищаются порошком пемзы до тех пор, пока она не станет матовой. Когда заготовка попадает на стол к художнику, начинается самое интересное.

Мы заходим в комнату, где работают мастерицы. На каждом столе разложены необходимые принадлежности, среди которых непременно есть увеличительное стекло: в работе с такими мелкими деталями без лупы не обойтись. Перед каждой художницей – несколько деревянных чашечек с красками. Их палешане до сих пор готовят по старинке – используя яичный желток. Художник разбивает яйцо, аккуратно отделяет желток от белка, кладет желток обратно в скорлупу и смешивает с водой. Затем туда добавляют несколько капель уксуса, после чего тщательно растирают с сухой темперой. В старину вместо уксуса использовали забродившее пиво или квас. Так получается эмульсия для краски: желток служит связующим веществом, а уксус растворяет сухие краски, съедает излишнюю жирность желтка и защищает краски от порчи.

Поверх черной краски сперва наносят белила. Это делается для того, чтобы черный фон не заглушал остальные краски. Белым цветом прописываются фигуры персонажей, одежда, пейзаж и другие детали.

Перед тем как нанести изображение, художник тщательно продумывает сюжет миниатюры.

«Сначала мы делаем рисунок и переносим его на тонкую кальку. У нас есть такой инструмент – цировка, это тупая игла. Мы прикладываем ее к кальке и начинаем обводить изображение. Видите, остается след», – говорит художница Ирина

. Мы застали ее за росписью елочной верхушки. Продукция мастерской, связанная с новогодней тематикой, в этот сезон особенно популярна. «Если художник ранее выполнял похожую работу, он может потратить на нее несколько дней. Если же ему нужно разработать сюжет с нуля (для какой-то сказки, события или он сам что-то предложил), то это займет значительно больше времени. После того как художник закончил работу, шкатулку нужно покрыть лаком, расписать сверху сусальным золотом, отдать обратно лакировщику и наложить еще около семи слоев лака», – комментирует Евгений. В арсенале палехских художников есть еще несколько необычных предметов. Так, на столе у каждой мастерицы обязательно лежит перо – чаще всего гусиное. Таким пером смахивают остатки пемзы после того, как рисунок был переведен на матовую поверхность шкатулки. Но, пожалуй, самый загадочный артефакт в мастерской – «волчий зуб». Клыки волков палешане – как выяснилось, хорошие охотники – с давних времен использовали для того, чтобы полировать сусальное золото.

Гете и восторженные парижанки

Но палешане вниманием иностранцев в хорошем смысле избалованы – за рубежом здешним искусством впервые заинтересовались много лет назад. Так, еще в 1814 году сам Иоганн Гете прослышал о легендарных суздальских иконописцах

В ответ на запрос писателя владимирский губернатор сообщил, что среди иконописных сел своим искусством особо славится помещичье село Палех. Чиновник рассказал, что в Палехе 600 иконописцев, а особым мастерством миниатюрного письма выделяются крестьяне Андрей и Иван Александровичи Каурцевы. В итоге Гете даже отослали две иконы их работы – «Двунадесятые праздники» и «Богоматерь». Правда, по некоторым сведениями, они до него так и не дошли. Около века спустя после этих событий в Европе снова заговорили об уникальной русской технике. И здесь мы вновь возвращаемся к «Артели древней живописи». Первоначально в нее входили семь человек: Иван Голиков, Иван Баканов, Александр и Иван Зубковы, Александр и Владимир Котухины, Иван Маркичев. Вскоре к ним присоединились Дмитрий Буторин, Алексей Ватагин и другие бывшие иконописцы. А уже через год после основания артели, то есть в 1925 году, работы палешан получили признание на Международной выставке в Париже.

Подобные выставки также были организованы в Милане, Венеции и других европейских городах. Заправские модницы щеголяли друг перед другом брошами, расписанными в палехском стиле, а джентльмены с удовольствием носили булавки для галстуков с изображением русских сказочных персонажей. «За рубежом на это среагировали, потому что икона и палехский стиль технически и мировозренчески близки к тому искусству, которое бытовало в Европе в Средние века и в эпоху Возрождения, – объясняет Лакеев. – Кроме того, лаковая миниатюра предполагает работу с темперными красками, которые в Европе тогда уже были практически забыты – писали в основном маслом. Палех – декоративный, завораживающий, отчасти «восточный»… Конечно, европейцам это было интересно». Евгений проводит нас в небольшую светлую галерею. Это мини-музей при мастерской, сюда приводят туристов и школьников, здесь проводят мастер-классы. Дальше – сувенирный магазин, где можно купить буквально все, что душе угодно. Помимо знаменитых шкатулок здесь есть расписанные вручную панно, ручки, елочные шары, пасхальные яйца, броши, браслеты, бинокли, столовые приборы, зеркала, футляры для очков… Глаза разбегаются от такого разнообразия и богатства красок!

Ценники разнятся. В качестве небольшого сувенира сгодятся магнит или зеркальце – цены на них совсем не кусаются. Конечно, это не «Палех» в полном смысле этого слова. Зато такие подарки доступны обладателю любого кошелька.

А вот все, что расписано вручную, стоит действительно немало: цифры на чеках здесь будут четырех-, пяти- и даже шестизначными.

Но как же творится все это волшебство? Нам повезло: для телеканала «МИР» сотрудники мастерской организовали специальную экскурсию по всем помещениям.

История промысла Палеха

Письменные упоминания о селе относятся к началу семнадцатого века, как о вотчине князей Бутурлиных, родственников Иоанна Грозного. Уже тогда, о нем писали, как о большом поселении. А устные рассказы о его возникновении, восходят еще к монголо-татарскому игу.

Зарождение росписи

Тогда, из разоренных Владимира и Суздаля, бежали люди в глухие чащи, подальше от татаро-монгольского пленения. Среди них были и монахи-иконописцы, захватившие с собой маленькие образочки – писанки. От этих иконописцев и возникла знаменитая на весь мир Палехская роспись.

Это место не было широко известно. Замкнутость, глухие леса и болота, удаленность от торговых путей, способствовало сохранению древних традиций в промысле, только ручному производству и яркой самобытности изделий.

Иконописью изначально занимались только в монастырях, но с тринадцатого века, стали возникать первые светские мастерские. В Палехе иконопись стала семейным производством. Целые династии местных мастеров-иконописцев прославляли Палех на всю Россию и зарубежье росписью. Даже жениться и замуж выходить старались за своих живописцев, чтобы не передавать чужим секреты мастерства.

Интересный факт

Есть история, как великий Гете, узнал о мастерстве художников Палеха, загорелся желанием увидеть прославленные иконы, написанные суровыми русскими мужиками в деревенских избушках заснеженной Руси. Его мечта сбылась, в подарок ему прислали иконы, не уступавшие византийским, написанные братьями Каурцевыми.

Современное время

После воцарения Советской власти все изменилось. За иконопись сажали в тюрьму, могли и расстрелять. Практически все мужское население потеряло доход. Многие рассеялись по городам в поисках работы. Одним из таких художников, был Иван Голиков. Он стал театральным художником в Москве, и вскоре создал свою первую вещицу – шкатулку из картона, расписанную в миниатюрной росписи.

Эта работа получила высокую оценку и вскоре, вернувшись на родину, была собрана артель художников, бывших иконописцев. Огромную помощь им оказал Максим Горький, который сам когда-то подрабатывал в палехской мастерской. Ремесленники были «меж двух огней». Свои бывшие художники, считали их вероотступниками, а новая власть не могла забыть их религиозного прошлого. Но палехские изделия: шкатулки, табакерки, посуда, приносили валюту, так необходимую молодому государству, поэтому им разрешили жить и заниматься росписью.

Расцвет искусства пришелся на шестидесятые — восьмидесятые годы. Тогда выпускалось огромное количество продукции с палехским письмом – открытки, марки, различные сувениры, расписанные коробки для косметики, подносы и тарелки.

Сейчас палехская роспись представлена в самом широком выборе: от дорогих выставочных произведений, до сувениров, декоративных панно, разнообразных шкатулок и футляров. Все изделия изготовлены в единственном экземпляре или небольшой коллекции.

Елочные игрушки, вручную расписанные художниками Палеха и Мстеры, с поздравительными надписями, недавнее явление на рынке искусства. Но они уже завоевали место в сердцах ценителей прекрасного и коллекционеров. Посуда с палехским письмом – замечательный подарок на любую памятную дату.

Какие еще истоки у палехской миниатюры

1 / 3

Бахрам Гур на охоте. Персидская миниатюра. XVI век Library of Congress

2 / 3

Иван Балякин и Никита Буторин. Акафист Богородицы. Клеймо «Путешествие волхвов» (правая сторона). Палехская икона. Конец XVIII века Государственный музей палехского искусства

3 / 3

Иван Вакуров. Охота на оленя. 1925 год Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства

В поисках нового изобразительного языка бывшие иконописцы обращались к книгам по японскому, персидскому и античному искусству из библиотеки искусствоведов Анатолия Бакушинского и Александра Глазунова. Так, из пер­сид­ской миниатюры пришла идея изображать сцены охот и битв. Но это не пря­мое повторение: колорит остался традиционным, а фигуры лошадей выполнялись в традиции новгородской иконы, в светлых и темных силуэтах и разнообразными по цвету — белыми, черными, киноварными, синими и желтыми.

1 / 2

Рафаэль Санти. Встреча Иакова с Рахилью. Фреска лоджии Рафаэля в Ватикане. 1519 год Wikimedia Commons

2 / 2

Иван Голиков. Шкатулка с росписью «Встреча». 1924 год Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства

После создания Артели древней живописи по просьбе Максима Горького палех­ским художникам подарили целую библиотеку художественных альбомов, в том числе с рабо­тами мастеров европейского Возро­ждения. Произведения итальянских худож­ников стали для бывших иконописцев источником вдохно­вения и сюжетов. Например, «Встреча» Ивана Голикова — это пара­фраз фрески Рафаэля Санти «Встреча Иакова с Рахилью». 

Курс создан при поддержке правительства Ивановской области и приурочен к празднованию ее столетия в 2018 году

Палехская роспись картинки

Палехское письмо – наиболее редкое и уникальное в своем роде. Трудоемкость ручного процесса и филигранная точность работы, позволяет создавать истинные шедевры, которые составляют национальную гордость России. В нем сочетаются основополагающие принципы византийской одухотворенной иконописи и живого художественно-прикладного народного творчества.

После революции – мастера-артельщики только искали свой уникальный жанр, им приходилось создавать роспись тарелок, папиросниц и шкатулок в агитационном стиле. Появились картинки с изображением Ленина с рабочими и крестьянами, индустриализации, встречи первого трактора в деревне, радостными колхозниками на полях. Большой популярностью пользовались «пролетарские» украшения-броши, с именными надписями – «Шура», «Катя», «Маруся». Но даже тогда, мастера-живописцы, создавали свои работы с особой точностью, скрупулезностью, с соблюдением всех декоративных канонов и традиций. Художники описывали достижения русского народа через сказочные образы: тему электричества – образ Жар-птицы, отрицательных героев – Кощея, Лешего и Бабы-яги.

Палехская школа – не для военной тематики, на картинках расцветают сельские пейзажи с церковкой и речкой, исторические события, иллюстрации сказочных и былинных сюжетов. Но так свойственно мирному времени. Во время Отечественной войны, когда все мужчины ушли на фронт, традицию продолжали старики и подростки. Они создавали потрясающие росписи – «По следам врага», «Атака», «Народная война». Мастера своего добились – мастерские Палеха не закрылись даже во время войны, продолжало работу и художественное училище.

У Палехской лаковой миниатюры, свой уникальный мир. Он одновременно реален и фантастичен, даже простые бытовые сценки полны радости, движения и поэтичности.

Палехская роспись

Палехская миниатюра — народный промысел, развившийся в поселке Палех Ивановской области. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и т. д.

Само слово палех фино-угрского происхождения. Угро-фины в свою очередь полностью растворились среди славян и их языковая культура прослеживается лишь в географических названиях — Пурех, Палех, Линдех, Сезун, Люлех…

Палех с древности славился своими иконописными мастерами.Наибольшего расцвета иконопись Палеха достигает к 18 началу 19 веков. Местные живописцы занимались монументальной живописью, участвуя в росписи и реставрации церквей и соборов, в том числе Грановитой палаты Московского Кремля, храмов Троице-Сергиевой Лавры, Новодевичьего монастыря.

Тонкое искусство лаковой миниатюры соединило в себе традиции иконописания и русского народного творчества.

Несмотря на то, что церковь требовала строгого соблюдения всех канонов и правил изображения каждого элемента иконы, они изменялись в зависимости от места и времени изготовления иконы.

Уже в 17 веке палешане вышли за рамки религиозной тематики, насыщая изображения деталями из жизни отображающей быт. Одним из ранних образцов палехского стиля является икона «Всех скорбящих радости» начала 17 века.

Менялась манера изображения лиц, фигур, элементов пейзажа, зданий (палат), повозок и т.д. На иконах можно было встретить и бытовые детали: мебель, одежду, оружие, упряжь лошадей. Всe это изучалось палехскими мастерами и с творческими изменениями использовалось в миниатюрной живописи.

После революции 1917 года, из-за смены политической власти , данное направление в искусстве пришло в упадок и художники Палеха были вынуждены искать новые формы реализации своего творческого потенциала.

И лишь после мировой войны искусство Палехской росписи получило свое развитие в новом для себя направлении. Поскольку иконописью заниматься было запрещено, то мастера нашли применение для себя в росписи шкатулок, брошек, пудрениц.

Поставец с росписью в духе «революционных агиток»

Узоры настолько филигранны, что мастерами в процессе создания приходится применять увеличительное стекло.

Разделочная доска с палехской росписью. Часы.

В 1918 г. художники создают Палехскую художественную декоративную артель, которая занималась росписью по дереву. Родоначальниками палехского стиля являются выдающиеся деятели искусств Голиков Иван Иванович и Глазунов Александр Александрович, в московской мастерской которого и была написана Голиковым Иваном первая работа в так называемом палехском стиле. В 1923 работы были представлены на художественно-промышленной выставке в Москве и удостоены диплома 2 степени. Тогда же палешане впервые познакомились с новым материалом папье-маше, являвшемся на протяжении века основой для лаковой миниатюры Федоскина. Мастера освоили новый материал, перенеся на него традиционную для древнерусской иконы технологию темперной живописи и условную стилистику изображения. Впервые палехские миниатюры на папье-маше, выполненные по заказу Кустарного музея, демонстрировались на сельскохозяйственной выставке в 1924.

Палехская шкатулка.

В 1928 году в Палехе открылась профтехшкола древней живописи, обучение в которой длилось четыре года. В 1935 году школа была преобразована в художественный техникум. В 1936 году техникум перешёл в систему Всесоюзного комитета по делам искусств и стал называться училищем (Палехское художественное училище им.А.М.Горького), где обучение длилось 5 лет. В 2000-х годах срок обучения сокращён до 4 лет.

Все сюжеты палехской миниатюры позаимствованы из повседневной жизни, классических литературных произведений, сказок, былин и песен. Работы обычно выполняются на черном фоне и расписываютсязолотом.

Шкатулка с сюжетом из сказки «Дюймовочка».

Отличительные черты палехской школы :

миниатюрное (мелочное) многоклеймное письмо;

  • общий мягкий тон письма;
  • многообразие элементовкомпозиции и их живописность;
  • узорчатость письма;
  • разнообразие радужных сияний;
  • вписание остроконечных гор;
  • деревья с натуральной листвой;
  • удлинённость фигур подобно строгановским;
  • тонко прописывались головы и обнажённые части фигур;
  • фоны разных тонов (вплоть до золотых).

Рабочее место палехского художника:

По материалам интернет-сайтов.

Элементы палехской росписи

(Рисунок)

В отличие от орнаментной росписи и персонажного изображения, палехская роспись требует прорисовки мельчайших деталей рисунка, для передачи тонкостей и характера всех персонажей или явлений. Выбираются в качестве основы: сюжеты былин, басен и сказаний; бытовые сценки.

Основным цветом для фона выбирают черный, а основными цветами для росписи считаются золотые тона и их вариации.

(Раскрашенная работа)

Даже сейчас можно встретить книги, в которых для иллюстрации классических произведений великих русских авторов, используют сюжеты, выполненные палехской росписью.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий