Специфика резьбы по камню или как сделать скульптуру своими руками

История

Лэшань Гигантский Будда в провинции Сычуань, Китай . Это самая большая каменная скульптура Будды в мире, построенная еще во времена династии Тан .

Самый старый известный вид искусства – резьба по камню. Вначале они часто были вырезаны прямо в скале, как петроглифы эпохи неолита, но все же можно найти некоторые «независимые» доисторические скульптуры, такие как палеолитическая Венера, вырезанная из вулканического туфа или известняка . Техника, используемая для этих ранних примеров резьбы по камню, обычно заключалась в ударе или соскабливании мягкого камня более твердым, а иногда и других стойких материалов, таких как дерево.

Барельефы на минарет из Кутуб Минар в Дели в Индии

До открытия стали вся резьба по камню была сделана с использованием абразивной техники после грубой резки каменного блока молотком. Основная причина в том, что бронза, которая была самым твердым металлом до появления стали, была недостаточно прочной . В древние греки использовали податливость из бронзы для улавливания мелких гранул карбида кремния, которые встречаются в естественных условиях на острове Милос, что делает его очень эффективным файл для резьбы камня.

Развитие железа позволило создать инструменты, предназначенные для резьбы по камню, такие как стамески, сверла и пилы из стали, которые можно было закалить, чтобы они стали достаточно твердыми, чтобы резать камень без деформации.

С тех пор инструменты, используемые для резьбы по камню, мало изменились. Современные и промышленные технологии по-прежнему основаны на принципе истирания, но они делают это заметно быстрее с такими процессами, как гидроабразивная, лазерная или алмазная резка .

История [ править ]

Самые ранние известные произведения изобразительного искусства – это резьба по камню. Часто следы, высеченные в скалах или петроглифы , сохраняются там, где нет росписи. Доисторические фигурки Венеры, такие как Венера из Берекхат-Рам, могут быть возрастом 800 000 лет [ цитата ] и вырезаны из таких камней, как туф и известняк .

Эти самые ранние примеры резьбы по камню являются результатом удара или царапания более мягкого камня более твердым, хотя, как известно, для изготовления относительно мягкого камня иногда использовались более упругие материалы, такие как рога. Другой ранний метод заключался в использовании абразива, который натирали по камню для удаления нежелательной области. До открытия стали какой-либо культурой вся резьба по камню выполнялась с использованием техники абразивного истирания после грубой высечки каменного блока с помощью молотков. Причина этого в том, что бронза , самый твердый из доступных металлов до стали, недостаточно тверда , чтобы обрабатывать любой камень, кроме самого мягкого. Древние греки использовали пластичность бронзы для улавливания мелких гранулcarborundum , которые встречаются в природе на острове Милос , что делает его очень эффективным напильником для шлифовки камня.

Развитие железа сделало возможными инструменты для резьбы по камню, такие как долота, сверла и пилы, сделанные из стали , которые можно было закаливать и отпускать до состояния, достаточно твердого, чтобы резать камень без деформации, но при этом не быть настолько хрупким, чтобы разбиться. Инструменты для резьбы с тех пор мало изменились.

Современные промышленные методы обработки больших объемов материалов по-прежнему в значительной степени зависят от абразивного истирания при резке и удалении камня, хотя значительно быстрее при таких процессах, как водная эрозия и алмазная резка.

Одна современная техника резьбы по камню использует новый процесс: технику нанесения на поверхность внезапной высокой температуры. Расширение верхней поверхности из-за внезапного повышения температуры приводит к ее отрыву. В небольших масштабах используются кислородно-ацетиленовые горелки. В промышленных масштабах используются лазеры . В огромных масштабах такие резные фигурки, как Мемориал Сумасшедшей Лошади, вырезанные из гранита Харни Пик на горе Рашмор и Мемориальный парк Конфедерации в Олбани, Джорджия, производятся с использованием струйных тепловых горелок.

Где применяется подсветка?

Что же касается внешних источников освещения, они позволяют получить не менее удивительный эффект, часто монументальные фасады гранитных зданий подсвечиваются симметрично расположенными софитами, что позволяет подчеркнуть величие и значимость строения.

Если говорить об интерьерной подсветке камня, то тут вариации ее применения ограничиваются только лишь вашей фантазией. Подсветка декоративного камня позволяет сделать любой интерьер роскошным и уникальным. Чаще всего подсветку можно встретить в изделиях из оникса:

  • Декоративные панно
  • Столешницы и барные стойки
  • Камины
  • Акцентная стена
  • Каменная сантехника (раковины, душевые поддоны, ванны)
  • Тумбы и прочие предметы мебели

Резка камня своими силами

Природный камень часто используют в строительстве и декоре – им выкладывают дорожки, стены, украшают им газоны и цветники. Это долговременный материал, который практически не меняется и не деформируется. Однако перед использованием камень следует обработать: распилить на части нужного размера, отшлифовать, отполировать.

Существует 2 варианта резки камня в домашних условиях:

  1. Механический. Сюда входят резка, ударное разрушение, скалывание.
  2. Физическо-механический. Заключается в применении высокочастотного тока или термоактивной газовой горелки. Его зачастую применяют при изготовлении памятников из высокопрочных камней.

В домашних условиях можно использовать только первый способ.

При работе необходимо полностью защитить себя: использовать очки, беруши, респиратор. Желательно работать на улице или в хорошо проветриваемом помещении.

Источник sense-life.com

Работа с болгаркой

Чаще всего резка камня болгаркой производится, если нужно распилить каменную плиту – гранитную, мраморную. Сама работа называется «алмазная резка», поскольку производится при помощи болгарки с алмазными дисками. Диски должны быть для работы с гранитом или камнем – для работы с металлом или бетоном не подходят, они быстро испортятся. Также можно использовать специальную алмазную пилу для сухой или мокрой резки. Она хорошо справляется с задачей, кроме того, от нее остается мало пыли, так как через трубку происходит автоматическая подача воды при работе.

Резка производится в несколько шагов:

Плиту помещают на рабочую поверхность и скрепляют вдоль сторон прочными зажимами, ставя их на расстоянии 10-20 см. Это необходимо, чтобы камень не вибрировала и не могла случайно треснуть.
На часть, которую необходимо отрезать, наклеивают малярный скотч. Достаточно проложить несколько полос прямо поверх будущего места разреза. Это необходимо для защиты верхней части плиты от сколов.
Поверх скотча нужно нарисовать линию разреза

Важно помнить, что при работе «уйдет» около 2-3 мм камня.

Источник alicdn.com

  • Прежде, чем распилить камень, на расстоянии 2-3 см от края плиты необходимо сделать надрез (около 2 см). По всей длине разметки нужно сделать небольшие надрезы, иначе из-за вибрации от инструмента могут получиться сколы или даже отколоться большие куски.
  • Затем нужно вернуть пилу в исходное положение и начать резать гранит. На инструмент можно слегка давить, но в остальном он должен «идти» сам по проложенной линии.
  • После окончания работы нужно убрать пыль (предварительно подождав, когда она осядет) или воду.

Аналогичн6ым способом можно распилить камень при помощи дизельной пилы или электропилы. Инструменты могут быть ручными и стационарными (станками).

Расколка камня

Этот вариант позволяет отколоть от одного камня небольшие части. Последние будут неправильной формы, но, если нужно сохранить природную угловатость, это отличный вариант.

Расколоть камень можно несколькими способами:

  • Околкой: с камня убирают некоторые лишние части при помощи молотка или кувалды;
  • Раскалыванием: при работе камень разбивается на несколько частей;
  • Разламыванием: камень разбивают на две половинки при помощи клиньев;
  • Подтеской: молотком камню придают нужную форму, сбивают выступающие части или делают углубления.

Источник trouve-un-service.fr

Решая, как распилить камень в домашних условиях, стоит позаботиться о мете. Лучше всего работать с камнем, прочно лежащим на земле. В некоторых случаях поможет вырыть ямку и положить булыжник туда. Нужно стараться бить в одну точку.

Разумеется, получить ровный срез таким способом нельзя, но можно расколоть камень и после срезать лишнее.

Резка лазером

Важно сразу отметить, что лазером можно резать не все камни. Этот способ подходит только для камней, чья температура плавления ниже, чем температура самого лазера

Например, у гранита температура составляет 1200 градусов.

Работа с лазером производится через компьютер, что позволяет обеспечить высокую точность результата и создать множество одинаковых изделий.

Лазер чаще всего используют:

  • При резке искусственного камня. Он состоит из смол и каменной крошки. Смола плавится уже при 300 градусах.
  • Для нанесения гравировки на памятники, ювелирные или сувенирные изделия. Лазер при нагревании оставляет на поверхности мельчайшие сколы, которые образуют рисунок. Сделать можно даже точную фотографию.

Источник prom.st

Лазерные станки для пиления камня различаются по размерам и другим характеристикам. Например, при работе с ювелирными изделиями достаточно настольного станка, для памятников потребуется достаточно грузоподъемная модель.

Процесс создания поделки

Чтобы начать резьбу по камню своими руками, важно знать ещё кое-какие нюансы. Они, как правило, возникают в процессе работы. Поэтапная резьба по камню:

Поэтапная резьба по камню:

  1. Создание на бумаге рисунка. За основу берите простую картинку.
  2. Представить плоский эскиз более объёмным. В этом поможет абстрактное мышление.
  3. Определить направление слоёв изгиба. Высекать необходимо вдоль этих линий, для того чтобы ваше изделие не раскололось. Это же правило применяется к трещинам на заготовке. Не высекайте поперёк.
  4. Зубило необходимо вести от края к центру и под углом не более сорока пяти градусов. Если всё правильно делать, от изделия будут откалываться небольшие осколки.
  5. На завершающем этапе нужно обработать изделие напильником, но не в классическом варианте, а от себя.
  6. Для полировки воспользуйтесь мелкозернистой наждачкой.

Originally posted 2018-08-29 11:03:04.

Соображения по резьбе по камню

Резьба в арабском стиле по кирпичикам из тесаного камня, Beith, Шотландия Камень использовался для резьбы с древних времен по многим причинам. Большинство видов камня найти легче, чем металлические руды, которые необходимо добывать и плавить. Камень можно выкопать с поверхности и вырезать ручными инструментами. Камень прочнее дерева, а резьба по камню держится намного дольше, чем деревянные изделия. Камень бывает разных разновидностей, и художники могут выбирать из множества вариантов цвета, качества и относительной твердости.

Мягкий камень, такой как мел, мыльный камень, пемза и Туф можно легко вырезать из найденных предметов, таких как более твердый камень или, в случае мела, даже ноготь.Известняки и шарики можно обрабатывать абразивными материалами и простыми металлическими инструментами.Гранит, базальт и немного метаморфический камень трудно вырезать даже железными или стальными инструментами; обычно карбид вольфрама используются инструменты с наконечниками, хотя абразивные материалы по-прежнему работают хорошо. Современные методы часто используют абразивные материалы, прикрепленные к станкам, для резки камня.

Драгоценные и полудрагоценные драгоценные камни также вырезаны изящной формы для украшений или более крупных предметов и отполированы; это иногда называют гранильный, хотя, строго говоря, гранильная обработка относится только к резке и полировке.

При работе некоторые камни выделяют пыль, которая может повредить легкие (обычно виноваты кристаллы кремнезема), поэтому иногда требуется респиратор.

Дополнительные советы и техника безопасности

При работе с любыми материалами всегда важно думать о своём здоровье и минимизировать варианты негативных последствий. Даже если вы обрабатываете мелкие заготовки и пользуетесь всего парой инструментов, не стоит пренебрегать безопасностью

Для уменьшения риска соблюдайте следующие правила:

  • Всегда надевайте защитные очки. При работе молотком и зубилом будут откалываться осколки, которые могут поранить глазное яблоко.
  • Надевайте маску или респиратор. В заготовке может содержаться вредный для организма асбест.
  • Защищайте руки перчатками, чтобы избежать мозолей и ссадин. Материал зачастую бывает шероховатый с острыми выступами.
  • Инструмент должен быть прочным и острым. Это облегчит обработку и снизит риск травмироваться от поломки инвентаря во время работы.

Обучение резьбе по камню — дело не из лёгких. Терпение и усердие станут лучшими союзниками в этом хобби. Чтобы немного облегчить работу, существует несколько простых советов, а именно:

  • Периодически смачивайте камень водой. Она поможет сбить пыль.
  • Купите мешок с наполнителем или песком. Он отлично сыграет роль подставки для крупных заготовок. Вы с лёгкостью сможете поворачивать изделие как вам удобно.
  • Подготовьте эскиз. Прежде чем начнёте ваять свое творение, перенесите его на бумагу. Так будет легче представить конечный результат.
  • Вместо чертилки можно использовать мелок.

Дополнительные советы и техника безопасности

При работе с любыми материалами всегда важно думать о своём здоровье и минимизировать варианты негативных последствий. Даже если вы обрабатываете мелкие заготовки и пользуетесь всего парой инструментов, не стоит пренебрегать безопасностью

Для уменьшения риска соблюдайте следующие правила:

  • Всегда надевайте защитные очки. При работе молотком и зубилом будут откалываться осколки, которые могут поранить глазное яблоко.
  • Надевайте маску или респиратор. В заготовке может содержаться вредный для организма асбест.
  • Защищайте руки перчатками, чтобы избежать мозолей и ссадин. Материал зачастую бывает шероховатый с острыми выступами.
  • Инструмент должен быть прочным и острым. Это облегчит обработку и снизит риск травмироваться от поломки инвентаря во время работы.

История появления хобби

Такой материал, как камень, люди начали использовать ещё в ранний период палеолита. Из прочного материала изготавливались орудия, копья, рабочие и режущие инструменты. С развитием человечества люди начали изучать и применять другие материалы: металл, древесина, кости. Но всё же полностью камень вытеснить из повседневной жизни не удалось. Что касается ручной каменной резьбы как хобби, то невозможно установить точный период зарождения. Основными центрами считаются Китай, Америка, Европа и Россия.

В начале периода средневековья (V век) камень использовали в основном для храмов, сокровищниц при замках, в монастырях. В X—XV вв. начали появляться мастерские с художественной резьбой по камню. В основном они работали на заказ для аристократов, купцов и других состоятельных господ. Ещё этот период знаменит началом изготовления чешской мозаики, которая не имеет по сей день аналогов.

В XV веке набирал популярность с помощью украшений, но не простых, а церковных. Мастерские активно начали делать сувениры, бусы, амулеты, чётки из мягких материалов.

Приспособления для резьбы по камню

Еще с незапамятных времен человек старался покорить камни. Самым известным примером покорения являются «Египетские пирамиды». Но и сегодня этот природный материал является одним из самых востребованных в строительной, ювелирной и других отраслях промышленности. Ведь изделия из полудрагоценного камня обладают особой прочностью и красотой.

Схема отделки стены декоративным камнем.

Для придания выраженной красоты и необходимой формы мастерам-каменщикам служат разнообразные инструменты. Резьба по камню — источник реализации вдохновения в руках умелого мастера. Так какие же инструменты нужны мастеру в его работе? Далее будет подробно рассматриваться резьба по камню, инструмент и некоторые нюансы.

Для обработки камня существуют электрические и механические инструменты. Все зависит от вида работ.

Так, для резьбы по камню основой служат такие инструменты, как фрезы.

С их помощью мастер вытачивает необходимую форму, отсекая от камня все лишнее. Шлифовальные и полировочные машинки также являются вспомогательными инструментами хорошего мастера.

Раскалывание производится постепенным осаживанием клиньев, вставленных в пробуренные шпуры в теле камня.

Для работы с мягкими породами камня или с камнем искусственным используется такой инструмент, как напильник. Напильник может быть разной формы, кривой или прямой, и служит для формирования мелких деталей в изделии.

Сегодня помимо ручных инструментов существует и современный автоматический инструмент. Автоматические стационарные или переносные станки и машины значительно облегчают работы по обработке, шлифовке и резьбе камня.

Так как камень может быть различной твердости, то не обошлось и без усовершенствования материала, из которого сделан инструмент каменщика.

Самым эффективным считается инструмент с алмазным клинком. Несмотря на то что стоимость алмазного инструмента значительно выше его более простых аналогов, она вполне оправдана.

Уникальные свойства алмаза, который является самым прочным материалом, помогают быстро и качественно справиться с каменной глыбой любой твердости.

Профессиональный инструмент — легкая резьба по камню

Схема производства декоративного камня

Сегодня в арсенале работы каменщика все большую популярность приобретают электрические станки. Алмазные инструменты для резьбы и обработки камня успешно используют как в промышленности, так и в бытовых условиях.

Резьба по камню станет намного легче, если использовать машинки с алмазными дисками, которые должны входить в арсенал любого профессионального мастера. Так что же это такое, алмазные диски? Это стальной диск, на поверхность которого нанесены пластины из алмазной крошки и связующего материала.

Оборудование и технология работы с камнями

Мастер глиптики должен работать в защитных очках, респираторной маске, перчатках. Для осадки пыли используют пульверизатор, воду. Заготовку кладут на тканевый мешочек с песком или другую подложку с сыпучим наполнителем.

Инструменты для резьбы на небольших камнях:

РучныеМеханическиеДля начинающих
Широкие, острые и тупые стамескиГраверы, фрезы разной формы и размеровМолоток (мягкий) 700–900 г
Прямые и кривые напильникиШлифмашинкаПлоское долото
Гравировальный скальпель
Чертежный инструментПневматическая бормашинка, фрезы, напильники, сверлаЗубчатое долото
Твердосплавные наконечники (спицы) для нанесения рисункаШаблоны рисунков, трафареты
ЗакольникиПневматическое зубилоНабор напильников
Шпунты

Для резьбы на каменных стенах или глыбах пользуются кувалдой, болгаркой, киянкой, киркой, большими стамесками, отбойным молотком. Разрезают и шлифуют дисками или насадками с алмазным либо корундовым напылением.

Технология резьбы по каменным поверхностям:

  1. Заготовку резного камня берут на 1–2 размера больше будущего изделия.
  2. Определяют наличие и расположение трещин. Поврежденный минерал отбраковывают или склеивают.
  3. Начинают с более простых рельефов.
  4. На самоцвете или бумаге рисуют эскиз изображения или лепят его из пластилина.
  5. Вырезают вдоль текстуры породы (если есть прожилки, другие особенности).
  6. Иссекают зеркальный рельеф. Для сверки рисунка поверхность регулярно очищают, делают контрольные оттиски.
  7. Долотом сбивают камень от краев к центру, инструмент держат под острым углом.

На видео смотрите как происходит работа с материалом:

Инструменты для гравировки

Кроме рассмотренных приспособлений существуют и другие специальные приспособления для выполнения гравировки. При помощи них мастер может наносить на плиту рисунок, придавая ей требуемый рельеф. Такая сложная работа требует правильного подбора рабочего материала и наличия художественных навыков у специалиста. Даже мелкая и воздушная гравировка, сделанная на твердом граните, сохранится на долгие века.

К ручным инструментам гравировщика можно отнести скарпели, которые представляют из себя граненые стальные стержни со всевозможными наконечниками («зуб» 2 — 25 мм). При помощи них на поверхность наносится гравировка (рисунок).

Еще одним инструментом гравировщика является чертилка. Чертилка отличается от скарпелей наличием особого победитового наконечника. Ее используют, чтобы размечать камень и рисовать глубокие прямые линии.

История появления хобби

Такой материал, как камень, люди начали использовать ещё в ранний период палеолита. Из прочного материала изготавливались орудия, копья, рабочие и режущие инструменты. С развитием человечества люди начали изучать и применять другие материалы: металл, древесина, кости. Но всё же полностью камень вытеснить из повседневной жизни не удалось. Что касается ручной каменной резьбы как хобби, то невозможно установить точный период зарождения. Основными центрами считаются Китай, Америка, Европа и Россия.

В начале периода средневековья (V век) камень использовали в основном для храмов, сокровищниц при замках, в монастырях. В X—XV вв. начали появляться мастерские с художественной резьбой по камню. В основном они работали на заказ для аристократов, купцов и других состоятельных господ. Ещё этот период знаменит началом изготовления чешской мозаики, которая не имеет по сей день аналогов.

В XV веке набирал популярность с помощью украшений, но не простых, а церковных. Мастерские активно начали делать сувениры, бусы, амулеты, чётки из мягких материалов.

Простые схемы

Основы мастерства осваиваются от простого к более сложному. Главное правило — последовательность в действиях. Простейшая техника — в постижении контурной резьбы.

Приобретаем следующие инструменты:

  • заготовка из дерева;
  • стамески;
  • нож-косяк;
  • карандаш и бумага для эскизов;
  • наждачная бумага;
  • краски.

Опытный учитель показывает и рассказывает, как правильно и уникально вырезать элементы. Работа с эскизом требует от ученика предельной внимательности. Чертеж продумывается и только потом переносится на заготовленное дерево.

Хороший мастер должен разбираться в породах дерева и знать все особенности древесины. Это позволит выбрать правильный подход к работе

Нельзя получить хороший результат, если древо не поддается обработке.
Кроме таланта начинающему резчику важно приобрести качественные инструменты. Ими стоит овладеть на профессиональном уровне.
Начинающий мастер должен научиться ставить перед собой серьезные задачи и постепенно его руки будут создавать шедевры.

Разновидности

Резьба по кирпичу

Этот подвид резьбы является одним из самых красивых способов работы с камнем. Ключевой инструмент — это напильник любой формы и размера. Наилучшим вариантом считается специальное орудие с алмазным напылением. С помощью такого инструмента, вы сможете обрабатывать практически любые камни. Цена на такое удовольствие, конечно, не маленькая, но результат не заставит себя ждать и потраченные средства того стоят. Данная обработка не требует много усилий — вам всего-то нужно высушить кирпич на протяжении нескольких дней, покрыть латексной шпаклёвкой и повторить эту процедуру при высыхании ещё раз, выбрать из специальной карты элементы вашей поделки и приклеить их с помощью клея ПВА. В конце всё окрасить и наслаждаться результатом.

Существует несколько способов обработки кирпича:

  1. С помощью обжигающей машины, мы разогреваем камень до тысячи градусов по Цельсию. На термически обработанной плите плавится верхний слой, но структура не меняется.
  2. Поцарапанный кирпич — при этой обработке заметно меняется фактура кирпича и на камне образуются небольшие царапины. В случае если вы сделаете какой-то рисунок на поверхности, стороны будут немного несхожи, но при этом неповторимы. Этот способ считается самым современным и эффективным.
  3. Отполированное зеркало — столь необычное название этот способ обрёл за счёт того, что передняя часть работы выглядит действительно как зеркало, а сам рисунок, даже если выходит немного размытым, вписывается в общую картину.
  4. Данный способ является противоположностью предыдущих. Это старение обычного кирпича. Делается это с помощью нанесённой на раскалённую плиту кислоты и недлительным выжиганием.
  5. Природное покрытые — так же как старить кирпич, ему можно придавать виду натурального, массивного камня. Делается это только вручную, но результат вы не сможете отличить от настоящего булыжника.
  6. Симметричная неровность — с помощью такой обработки вы можете сделать уменьшенный прототип скалы прямо у себя дома, используя при этом ручные инструменты (резцы и все остальное) и сохраняя нужную структуру породы.

Художественная резьба

Это, по сути, и есть те «изящные каменные формы», которые так трудно делать новичкам. Данная разновидность считается самым благородным и сложным видом искусства. С помощью художественной резьбы по камню можно сделать различные комбинации при оформлении интерьеров. На сегодняшний день множество компаний занимается поделками из гранита и мрамора. Между ними существует некая различность, поскольку гранит используют для уличного интерьера, а мрамор для внутренних деталей. Для художественных работ по камню используют породу различной твёрдости, самые разные материалы, и инструменты куда серьёзнее чем в обычной каменной резьбе.

Борнуковская резьба

Эта резьба славится своей самобытностью и уникальностью. Каждый мастер делает фигуры по-своему и вам не удастся найти аналогов среди других работ. Особенностью этой разновидности является то, что используются объёмные формы и анималистический стиль. Делают такие фигурки из бело-розового или голубоватого ангидрида, природного алебастра нежно-жёлтого и розового оттенка, а также монокристаллического гипса с гладкой, блестящей поверхностью. Мастерство — это непростое и требует большого терпения и умелости резчика.

Мастерим своими руками

Как приготовить смесь

Для изготовления бетонной смеси нужно взять сухие цемент с песком, перемешать их, а затем потихоньку долить воды. Делать раствор можно в тазике или миске подходящего размера, перемешивать – деревянной лопаткой либо шпателем. Не забываем защитить руки перчатками. Гипсово-цементную смесь делают аналогичным способом.

Гипсовый порошок, напротив, высыпают в воду (чтобы комочки не образовались). Можно использовать специальный скульптурный гипс, а также строительный (продается в хозяйственных магазинах). Подойдет и штукатурка, в основе которой содержится гипс. Раствор используют сразу же.

При изготовлении гипсово-цементной смеси (помним — она должна быть плотной для легкого накладывания на каркас). В сухие перемешанные компоненты нужно лить воду очень маленькими порциями. Клей ПВА во всех трех случаях добавляют в конце.

О том, как сделать формы для садовых скульптур, читайте ниже.

Как приготовить форму для изделий

Из глины или пластилина

Для садового декора существуют и готовые формы (продаются в магазинах). Самостоятельное изготовление трафарета предполагает наличие фигурки-образца. Еще будет нужна глина, которую легко можно набрать в карьере.

Немного разведя глину до пластичного состояния, надо погрузить в нее фигурку-образец. Сначала вдавливаем для получения оттиска ее переднюю половину, затем – заднюю. Теперь глиняную форму нужно подсушить – на воздухе или в печке. Отливают две детали, которые затем склеивают.

Перед заливкой гипсовой или цементно-песчаной массы необходима смазка внутренней поверхности формы. Растительным маслом, вазелином, парафином. Еще можно изготовить состав из двух частей тертого мыла, семи частей воды и одной части растительного масла.

Для более легкого гипса вместо глины можно использовать пластилин, который легче формуется. Лепим из него фигурку, не забыв нанести линию разделения. Затем наносим смазку – годится раствор из мыла и растительного масла. После чего лопаточкой или кисточкой накладываем гипсовую смесь, при этом слой не должен быть более двух миллиметров.

При необходимости после высыхания можно нанести еще один слой. Или несколько. Работаем на ровной плоскости (по размеру несколько большей площади, чем будущая скульптура).

О том, как сделать скульптуру-гриб для вашего сада, расскажет этот видеосюжет:

https://youtube.com/watch?v=FCFTRHZLJFc

Из металла и проволоки

Для зверей, птичек, человечков делают металлический каркас, который нужно обмотать в местах утолщений металлической сеткой с мелкими ячейками либо проволокой.

Чтобы сэкономит цемент, внутрь конструкции можно наложить ветоши или старых скомканных газет. На каркас наносится достаточно густая песчано-цементная (или гипсово-цементная) смесь.

Из подручных материалов

  • Очень симпатичный декор можно создать, имея в распоряжении обычную пластиковую бутылку и старую миску. В бутылку наливаем бетонный раствор – это будет ножка грибочка.
  • А формой для шляпки послужит миска, смазанная внутри солидолом или растительным маслом (а можно просто полиэтиленом дно застелить). Наливаем в нее раствор, ждем, пока он немного застынет, вырезаем в середине углубление для ножки. Останется задекорировать грибок.
  • Старый мячик – тоже отличная форма для очаровательных скульптур. Из его половинок можно соорудить черепашек, божьих коровок, А если мяч не разрезать, а лишь проделать небольшое отверстие, то после заливки внутрь бетонной смеси получится детали шаровидной формы. Которые также способны дать простор фантазии.

Из природных материалов

Фактурный лист (например, лопуха), отпечатанный на цементе, может стать красивой поилкой для птичек. Для изготовления такого декоративного изделия надо насыпать на ровную плоскость горку влажного песка, застелить полиэтиленом и положить выбранный лист фактурными прожилками вверх.

Затем намазывают слой цементной смеси не толще двух сантиметров (к краям толщину чуть уменьшим). Подготовим основание – залитый бетоном кусок трубы из пластика. Его вставим по центру. Через двое суток листик готов. Красим его.

Еще можно сделать так называемые «живые» скульптуры, внутрь которых будет помещена газонная трава. Или другие растения.

Для этого нужно приготовить металлический каркас нужной конфигурации, обтянутый проволокой. Его затягивают металлической или полипропиленовой сеткой, затем насыпают грунт (куда будут посажены живые растения), предварительно проложив слой соломы.

Если вы до сих пор не определились, какую скульптуру для сада хотите, то вам поможет в этом следующее видео:

Разновидности художественной резьбы на самоцветах

Существует несколько видов и способов работы над драгоценными минералами. Собирательное название для всей отрасли – глиптика. Этот термин включает все фигуры и скульптуры из камня и имеющие на поверхности высеченное изображение или орнамент. Коллекцию таких предметов искусства называют глиптотекой.

Обработанные геммы делятся на такие категории:

  • камеи – камни с рельефным изображением, выступающим над поверхностью;
  • инталии – геммы с углубленным, «вдавленным» изображением.

Вторая разновидность чаще всего представляла собой персональные печатки. В древние времена они широко использовались, так как были единственным эффективным атрибутом для сохранения конфиденциальности. С помощью инталий запечатывали важные письма, документы, ларцы, шкатулки и даже входные двери жилища.

У камей назначение более разнообразное. Эта категория разделяется на два подвида изделий:

  • утилитарные – функциональные предметы: трубки для курения, чаши, кубки. Элитная атрибутика изготавливалась по заказу знати из кварца, лазурита, аметиста и другого полудрагоценного сырья;
  • декоративные – предметы для облагораживания интерьера и ювелирные украшения: скульптуры, статуэтки, фигурки, кольца, серьги, броши, кулоны.

В редких случаях инталии тоже служили предметом декоративного искусства. На одной из них высечен портрет немецкого писателя Иогана Гете. Автор этого произведения – художник Хэккер.

В отдельную категорию выделяют твердородную резьбу. Она отличается от обычной тем, что осуществляется только на самых твердых минералах: нефрите, горном хрустале, сердолике, ониксе, яшме, агате и др. Изделия получаются долговечными, но такая обработка сложнее и требует больше времени. Хрупкие материалы вроде мрамора, янтаря, селенита, гипса и кораллов для твердородной резьбы не подходят. С мягким сырьем обычно занимаются любители-новички, поскольку его обработка не требует высокой степени профессионализма. Следующей ступенью освоедния резьбы является резьба на среднетвердых минералах, например, резьба на опале.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий