Резьба по камню: советы для начинающих, инструменты, выбор подходящего материала для работы

Рекомендации и техника безопасности

При обработке камней нужно соблюдать технику безопасности:

  • работать можно только с экологически чистыми породами, не содержащими токсичных примесей и не излучающими радиации;
  • руки предварительно следует защитить перчатками из ткани, глаза и нос — специальными очками и респираторной маской;
  • резьбой рекомендуется заниматься в хорошо проветриваемом помещении;
  • все инструменты нужно своевременно точить и по необходимости менять.

Соблюдение правил поможет избежать травм во время работы и развития профессиональных заболеваний, таких как астма, от вдыхания токсичной минеральной пыли.

Глиптика дома своими руками

Для начинающих желательно делать резьбу на мягких минералах. Используют известняк, стеатит, алебастр (строительный гипс). Они подходят для работы дома, обрабатываются ручными или механическими компактными инструментами. Наносить лучше абстракции, но со временем будут получаться и сложные сюжеты.

Продают и портативное оборудование профессионального класса. Поэтому камнерезы с опытом также могут обустроить мастерскую дома.

В домашних условиях возможна художественная резьба:

  • по кости;
  • агату;
  • кремнию;
  • многослойной яшме.

Для работы на дому нужен крупный, средний, мелкий и тонкозернистый абразивы. Первый используют для очистки поверхности во время резьбы. Последние три ― для детализации рельефа и шлифовки, полировки.

Алгоритм действий:

  1. Подбирают заготовку для резьбы.
  2. Продумывают сюжет.
  3. Выравнивают поверхность камня.
  4. Обтачивают самоцвет на планшайбе.
  5. Подготавливают эскиз или слепок рисунка на пластилине, глине. Разрешено чертить изображение на камне.
  6. Начинают резьбу ручными или механическими инструментами, обдирочными и шлифовальными бурами. В процессе сверяют рисунок с моделью изображения.
  7. Полируют тонкозернистым абразивом.

При наличии трещин резьбу делают вдоль повреждения. Если камень треснул, куски склеивают эпоксидной смолой.

Инструменты для резьбы

Красоту камня подчеркнёт художественная резьба. Для ручной обработки потребуются точность и значительные физические усилия. Современные инструменты позволяют производить обработку быстрее с приложением меньших усилий. Все инструменты делят на две группы:

Ручные инструменты

  • Стамески – применяются для придания камню тонкой гранёной формы. Различают тупые, острые или широкие. С их помощью осуществляют тонкие подгоночные работы на рабочей поверхности.
  • Ручные напильники – позволяют формировать тонкие и мелкие детали.
  • Скарпель – специализированный гравировальный инструмент. Большой выбор наконечников позволяет наносить на каменную поверхность рисунки, создавать рельефность.
  • Чертилки – позволяют наносить предварительную разметку на поверхность.
  • Спицы – специальные твердосплавные наконечники позволяют наносить рисунки на поверхность камня.
  • Шпунты, закольники и прочие менее часто используемые инструменты. Первоначальную обработку каменной глыбы для придания ей определённой формы применяются фрезы. В зависимости от техники выполнения работ пользуются механическими или ручными фрезами.

Механический инструмент

Граверы – выполняется шлифовка, зачистка каменной поверхности, фрезеровка. Могут использоваться в резке, сверлении и гравировке. Небольшие размеры инструмента позволяют выполнять работы с максимальной точностью.

Пневмозубило – с его помощью выполняются фигурные работы. Его применение значительно эффективнее ручного варианта.

Прямошлифовальная машина – лучший выбор для шлифования и чистовой зачистки изделия. Маленькие по размерам и удобные по форме – они обеспечивают высокоточную работу.

Бормашинка по камню – самое частое применение – шлифовальные работы.

Возможность смены насадок самой разной формы – обеспечили пневматическим бормашинкам большую популярность. В набор насадок входят напильники, надпили, фрезы и пр. Благодаря большой скорости вращения любую работу можно выполнить быстро и точно. Альтернативное использование бормашинки – высверливание в поверхности камне небольших отверстий.

Достигнуть оптимального результата часто можно только комбинируя ручную и механическую обработку камня.

Как называется резьба по камню: история появления и интересные факты

Технику вырезания рисунков на камне называют глиптикой. Слово произошло от древнегреческого glyphein — «иссекание» или «выдалбливание». Несмотря на сложность обработки горной породы, глиптику считают одним из древнейших видов художественного ремесла: еще первобытные люди использовали резьбу для создания оберегов и божественных символов.

К самым древним техникам глиптики специалисты относят месопотамскую и греческую. Мастера из Эллады и Междуречья создавали печати и барельефы с изображениями людей, животных, мифических персонажей во II-III вв. до н. э.

Их использовали для украшения гробниц, дворцов. Каменные плиты почти не изменились с течением времени, что позволило археологам изучить античные произведения искусства и сделать вывод о высоком уровне мастерства древних художников.

Искусство глиптики было популярно в Хиосе, Италии, на Кипре, в странах малой Азии. Вырезанные из камня печатки использовались там для заверения документов. Работа мастеров резьбы по камню считалась престижной и хорошо оплачивалась. Их услугами пользовались правители: геммами украшались сокровищницы, палаты, монастыри, церкви. По закону ремесленник не имел права держать у себя копии и эскизы проданной работы, потому каждое произведение выпускалось в единственном экземпляре, а владение им считалось признаком престижа и благополучия.

Бурное развитие резьбы по камню началось в эпоху Ренессанса. В XVII-XVIII вв. сформировались национальные цеха и школы глиптики во Франции, Италии, Австрии, Англии, Германии. Работы тех времен отличаются большой точностью и детализацией. Новые технологии позволяли лучше передавать черты лица людей, прорисовывать текстуры, добавлять мелкие детали.

Искусство глиптики в Древней Руси связано с принятием христианства. Геммами с изображениями святых украшали архиерейские облачения, их вставляли в панагии и митры. Пик развития резьбы по камню в России пришелся на XVIII в., когда по указу Екатерины II на Урале начали добывать пригодные для обработки самоцветы, открыли гранильную фабрику в Екатеринбурге и несколько заводов, где камнерезные изделия изготавливались в промышленных масштабах. Кроме того, императрица выкупила у коллекционеров и привезла на Русь несколько крупных наборов гемм.

Модели с низкой мощностью

Маломощный инструмент для бытового и профессионального применения.

Skrab 59000 50Вт

Характеристики:

  • напряжение сети – 50/60 Гц, 220 В;
  • скорость вращения – 11 тыс. об/мин;
  • мощность – 50 Вт;
  • цена – 6324 р.

Инструмент универсального назначения, лёгкий, с хорошей манёвренностью и удобный в применении. Он позволяет выполнять высокоточные операции по обработке изделий из древесины, финишной отделке деталей, зачистке поверхностей перед облицовкой, гравировке, подгонке элементов конструкций.

Proxxon MSG 28644

Характеристики:

  • мощность прибора – 50 Вт;
  • быстрота вращения – 10 тыс. об/мин;
  • длина – 240 мм;
  • напряжение сети – 220-240 В;
  • масса – 0,68 кг;
  • цена – 13500 р.

Электрическая профессиональная стамеска для работ по дереву различных типов. Подходит для реставрации и созданию элементов мебели, формирования линогравюр, снятия краски, обработки гипса.

С чего начать работу

Чтобы сделать первые шаги на пути к изучению нового хобби, следует определиться с целью. Это поможет облегчить задачу с подбором материалов и инструментов для изготовления. Существует несколько вариантов обработки, а именно:

  • для строительных работ (шлифовка и резка материала для облицовки, а также можно скрафтить из камня кирпичи);
  • для ювелирных украшений (гранение драгоценных камней);
  • художественная резка (статуэтки, фигурки животных, чаши и так далее).

Нужные инструменты

Существует классический набор инструментов для начинающих. Резьба по камню — очень кропотливый и нелёгкий вид хобби. Соответственно, на инвентаре лучше не экономить. Для начала вам понадобятся:

  • Молоток.
  • Долото или зубило.
  • Напильник.

Чтобы работа не казалась уж слишком тяжёлой, приобретать молоток стоит с двумя плоскими поверхностями и весом не больше одного килограмма. Долото тоже должно быть с двух сторон плоским и без зубчиков. На этапе завершения фигура обрабатывается напильником.

У мастеров имеются и другие инструменты для резьбы по камню. Всё будет зависеть от вашей цели. В работе каменщики используют также:

  • кувалду (для работы с объёмным материалом);
  • кирку (основной инструмент для откола и обработки больших камней);
  • отбойный молоток (обтёсывает камень);
  • стамески разных размеров (для более чёткой проработки деталей);
  • столярный молоток (используют для укладки каменной плитки);
  • щётку (шлифует изделие);
  • скарпель или резцы (гравировка и надписи на каменных материалах);
  • чертилку (помогает оставлять разметку или рисунок на изделии);
  • фрезы (применяются для полировки фигур или в ювелирных целях).

Дополнительные советы и техника безопасности

При работе с любыми материалами всегда важно думать о своём здоровье и минимизировать варианты негативных последствий. Даже если вы обрабатываете мелкие заготовки и пользуетесь всего парой инструментов, не стоит пренебрегать безопасностью

Для уменьшения риска соблюдайте следующие правила:

  • Всегда надевайте защитные очки. При работе молотком и зубилом будут откалываться осколки, которые могут поранить глазное яблоко.
  • Надевайте маску или респиратор. В заготовке может содержаться вредный для организма асбест.
  • Защищайте руки перчатками, чтобы избежать мозолей и ссадин. Материал зачастую бывает шероховатый с острыми выступами.
  • Инструмент должен быть прочным и острым. Это облегчит обработку и снизит риск травмироваться от поломки инвентаря во время работы.

Ручная дисковая (циркулярная) пила

Назначение

Из всех инструментов по дереву идеальна для обработки в виде точного наклонного и продольного пиления. По сравнению с лобзиком – больше мощность, производительность, скорость работы и качество линии реза. Но фигурное выпиливание производить не позволяет. Кроме дерева и его производных, дисковая пила может резать пластик, некоторые цветные металлы (медь, алюминий и пр.), но черные металлы и сталь ей не по силам.

Принципы выбора

Чем выше мощность, тем большую толщину материала «берет» пила. Чем выше мощность, тем выше скорость работы.

Одна из важнейших характеристик. В паспорте изделия эта величина указывается под углом 90˚ и 45˚ к поверхности. Выбор максимальной глубины резания зависит от цели приобретения инструмента.

Чтобы с инструментом было удобнее работать и он прослужил дольше, следует выбирать пилу с регулятором числа оборотов, с системой мягкого пуска двигателя и с системой защиты двигателя от перегрева.

Особенности работы

Для работы по разным материалам применяются соответствующего назначения пиль ные диски. Для пиления алюминия используются диски с отрицательным углом заточки с наибольшим количеством зубьев.

Начало начал

Деревянных дел мастер начинается с деревянного бруска, который по неожиданной и непонятной причине привлек его внимание, и острого кухонного ножа. Ситуации могут быть самые разные:

  • потребовалась полочка для специй на кухне;
  • отвалилась дверца у шкафчика в спальной;
  • нужно сделать стеллаж для детских игрушек;
  • украсить орнаментом шкатулку для бижутерии;
  • нужно врезать замок во входную дверь и пр.

Такие задачи – это не резьба по дереву, но вырезать, сверлить, пилить, шлифовать и т. д. придется

Если результат востребован и он захватил внимание начинающего, то на небосклоне зажигается новая звездочка, и молодой мастер начинает свой путь по превращению дерева в уникальные и практичные изделия

Необходимые инструменты

Итак, материал выбран. Теперь необходимо подготовить инструменты.

Имейте в виду, что при работе обязательно нужно использовать пылезащитную маску. Наилучшим вариантом защиты дыхательных путей будет респиратор. Чтобы уменьшить количество пыли, перед началом резьбы смочите камень водой. Также, во избежание попадания кусочков камня в глаза, надевайте защитные очки.

Не забудьте про перчатки. Приобретите хорошие молоток, долота и напильник.

Молоток должен иметь две плоские поверхности. Таким гораздо легче наносить частые удары по зубилу. Самым главным долотом является плоское долото, с металлической поверхностью с обеих поверхностей. Зубчатое долото — не обязательный инструмент, но он может значительно облегчить процесс выпиливания тонких деталей.

Финишный вид изделию придается напильником. Камень выбран, защитные средства готовы, инструменты найдены. Следующий шаг – эскиз изделия. Далее нанесите эскиз мелом на сам камень. Отмечайте линии на всех сторонах камня. Помните, что изделие будет трехмерным.

Прочтите это: Резьба по дереву фрезером своими руками: учимся с удовольствием

Дополнительные советы и техника безопасности

При работе с любыми материалами всегда важно думать о своём здоровье и минимизировать варианты негативных последствий. Даже если вы обрабатываете мелкие заготовки и пользуетесь всего парой инструментов, не стоит пренебрегать безопасностью

Для уменьшения риска соблюдайте следующие правила:

  • Всегда надевайте защитные очки. При работе молотком и зубилом будут откалываться осколки, которые могут поранить глазное яблоко.
  • Надевайте маску или респиратор. В заготовке может содержаться вредный для организма асбест.
  • Защищайте руки перчатками, чтобы избежать мозолей и ссадин. Материал зачастую бывает шероховатый с острыми выступами.
  • Инструмент должен быть прочным и острым. Это облегчит обработку и снизит риск травмироваться от поломки инвентаря во время работы.

Какие сложные моменты возникают при создании шедевра

Глиптика — сложное и травмоопасное искусство. При занятиях им у начинающих часто возникают сложности.

Среди них:

  1. Выбор камня. Разные его породы отличаются не только по эстетическим качествам, но и по твердости, сложности обработки, необходимому оборудованию.
  2. Подбор инструментов. Для работы в различных техниках резьбы требуются разные комплекты напильников, закольников, долот, спиц для нанесения рисунков — все они стоят недешево, потому бывает трудно определиться с выбором.
  3. Сложность и трудоемкость процесса. Даже создание простого рисунка на камне требует больших запасов терпения и усидчивости, поэтому увлечение глиптикой может доставить больше стресса, чем удовольствия.
  4. Трудность в соблюдении техники безопасности. Для работы с камнем потребуется не только оборудование, но и защитные средства, которые понадобится покупать отдельно.
  5. Необходимость учитывать структуру камня. Минералы могут иметь трещины, чередующиеся слои разных цветов (это относится к драгоценным и полудрагоценным камням, например агату) и другие особенности, влияющие на внешний вид готового изделия.

Из-за перечисленных трудностей резьба по камню в качестве хобби подойдет не всем. Это дорогое и трудозатратное ремесло, которое нередко превращается в стиль жизни тех, кто его полюбил.

Профессиональный инструмент — легкая резьба по камню


Схема производства декоративного камня

Сегодня в арсенале работы каменщика все большую популярность приобретают электрические станки. Алмазные инструменты для резьбы и обработки камня успешно используют как в промышленности, так и в бытовых условиях.

Резьба по камню станет намного легче, если использовать машинки с алмазными дисками, которые должны входить в арсенал любого профессионального мастера. Так что же это такое, алмазные диски? Это стальной диск, на поверхность которого нанесены пластины из алмазной крошки и связующего материала. Технические характеристики алмазных дисков зависят от твердости гранита, с которым предполагается работа (толщина пластин, состав связки и алмазного напыления). Пластины могут быть приварены или впрессованы в стальную поверхность диска. Связка обеспечивает целостность режущего элемента и затачивание в процессе работы. Направление движения во время работы на станке указывается стрелкой на алмазном диске.

Существуют 2 вида резьбы по камню с помощью алмазных дисков: «мокрая» или «сухая» резьба.


Схема кладки декоративного камня.

Если круг нагревается неравномерно, то это приводит к его деформации, и он приходит в негодность. Ведь вибрация и перегрев губительно сказываются на абразиве, и пластины в результате этого быстро разрушаются. Поэтому при таком виде работ инструменты для резьбы содержат специальные подушки для погашения вибрации. «Мокрая» резьба подразумевает охлаждение диска во время работы холодной водой.

Для «сухой» резьбы пластины поделены на сегменты и созданы волнообразно в целях уравновешивания температуры, избегания перегрева и распада пластин.

Одной из самых твердых горных пород является гранит. Для этого вида существует отдельное направление абразивного алмазного инструмента.

Помимо натурального камня, сегодняшний строительный рынок широко использует искусственный камень. Это творение человеческих рук зачастую невозможно отличить от натурального, так как внешний облик практически идентичен натуральному. Отличить, где натуральный камень, а где «подделка» можно лишь по весу. Производители искусственного камня всячески стремятся к тому, чтобы облегчить вес и повысить стойкость такого аналога природы.

Для работы с искусственным камнем в целом используются те же инструменты, что и при работе с натуральными известняковыми породами. Используются как обычные твердосплавные абразивы, так и абразивы алмазные. Однако производители искусственного камня рекомендуют иметь для каждого вида свой определенный инструмент, наиболее оптимально подходящий для резьбы, шлифования или полирования камня. Благодаря этому мастер может избежать дополнительных отходов в процессе работы, получаемых из-за разрушения, сколов или царапин плит.

Основные направления глиптики

Существует 2 основных направления глиптики: камея и инталия (или интальо). Отличие между ними заключается в характере рисунка, выбитого на камне. На геммы в стиле камеи наносят выпуклые, рельефные изображения, вырезанные с особой выразительностью и состоящие из нескольких слоев.

Изготавливают их из твердых пород камня — оникса, сердолика, агата, а окантовки чаще всего делают из недорогих металлов, чем подчеркивают художественную ценность работы. В основном на камеях изображают портреты людей и силуэты животных. Их нередко используют в качестве подарков — такие работы украшают праздничными символами и поздравительными надписями.

На геммах в технике инталии рисунок не выпуклый, а вдавленный. Чаще всего его выполняют на прозрачных драгоценных и полудрагоценных камнях, так как на них изображение хорошо видно. В древности такие изделия использовались как печати с высеченными в камне надписями, эмблемами, девизами.

Электроножовка («пила-аллигатор»)

Назначение

Пиление деревянных поверхностей по прямой. По чистоте и точности распила уступает циркулярным пилам, но зато превосходит их по мягкости распила и безопасности работы. По сравнению с циркулярной пилой, «аллигатор» имеет меньшую скорость распила, но практически не имеет ограничений по глубине пропила (удобно пилить толстый брус, бревна).

Принципы выбора

Регулировка скорости движения полотен

Наличие данной функции позволяет адаптировать инструмент к работе с древесиной разной твердости.

Чем выше мощность, тем производительнее пила.

Рабочая длина пильной части

Чем длиннее пильная часть инструмента, тем удобнее распиливать бревна или брусья больших диаметров.

Особенности работы

Одно из главных преимуществ электроножовки – возможность работы в труднодоступных местах, где циркулярная пила не поместится.

История появления хобби

Такой материал, как камень, люди начали использовать ещё в ранний период палеолита. Из прочного материала изготавливались орудия, копья, рабочие и режущие инструменты. С развитием человечества люди начали изучать и применять другие материалы: металл, древесина, кости. Но всё же полностью камень вытеснить из повседневной жизни не удалось. Что касается ручной каменной резьбы как хобби, то невозможно установить точный период зарождения. Основными центрами считаются Китай, Америка, Европа и Россия.

В начале периода средневековья (V век) камень использовали в основном для храмов, сокровищниц при замках, в монастырях. В X—XV вв. начали появляться мастерские с художественной резьбой по камню. В основном они работали на заказ для аристократов, купцов и других состоятельных господ. Ещё этот период знаменит началом изготовления чешской мозаики, которая не имеет по сей день аналогов.

В XV веке набирал популярность с помощью украшений, но не простых, а церковных. Мастерские активно начали делать сувениры, бусы, амулеты, чётки из мягких материалов.

Изломы при колке камней

Неровные поверхности природных материалов, которые получаются в результате механического разрушения камня называются изломами.

Изломы бывают:

  1. Скорлуповатые. Часто встречаются у известняков, имеющих слоистое строение. Они похожи на чередования углублений и выпуклостей, грани которых явно выражены.
  2. Ступенчатые изломы выглядят как множество маленьких ступеней. Они свойственны пириту, касситериту и минералам других видов.
  3. Занозистые. Изломы в виде древесины, имеющие большое количество острых фрагментов. Они присущи минералам волокнистого сложения, составляющим многие параллельные срастания. Подобный излом дает поперечный разлом сланца.
  4. Зернистые. Чаще всего встречаются у минералов с зернистой структурой. Многочисленные мелкие впадинки и выпуклости на их плоскостях похожи на зерна.
  5. Ровные. Свойственны камням, имеющим слоистое строение: сланцам при расколе вдоль слоев, многим песчаникам. Поверхность таких изломов плоская, но при этом гладкая. Также они характерны для очень мелкозернистых образцов, таких как яшмы.
  6. Неровные. Похожи на скомканную, а затем выглаженную ткань или бумагу. Они имеют выпуклости и углубления. Их можно встретить в известняках, андезитах, сиенитах, крупнозернистых гранитах. Многие кристаллы также отличаются неровным изломом.
  7. Раковистые. Похожи на поверхности раковин. Их покрывают вздутия и углубления, образующие волнистую линию. Они присущи обсидиану, халцедону, кварцу, которые отличаются заметной хрупкость.

Дополнительные советы и техника безопасности

При работе с любыми материалами всегда важно думать о своём здоровье и минимизировать варианты негативных последствий. Даже если вы обрабатываете мелкие заготовки и пользуетесь всего парой инструментов, не стоит пренебрегать безопасностью. Для уменьшения риска соблюдайте следующие правила:

Для уменьшения риска соблюдайте следующие правила:

  • Всегда надевайте защитные очки. При работе молотком и зубилом будут откалываться осколки, которые могут поранить глазное яблоко.
  • Надевайте маску или респиратор. В заготовке может содержаться вредный для организма асбест.
  • Защищайте руки перчатками, чтобы избежать мозолей и ссадин. Материал зачастую бывает шероховатый с острыми выступами.
  • Инструмент должен быть прочным и острым. Это облегчит обработку и снизит риск травмироваться от поломки инвентаря во время работы.

Обучение резьбе по камню — дело не из лёгких. Терпение и усердие станут лучшими союзниками в этом хобби. Чтобы немного облегчить работу, существует несколько простых советов, а именно:

  • Периодически смачивайте камень водой. Она поможет сбить пыль.
  • Купите мешок с наполнителем или песком. Он отлично сыграет роль подставки для крупных заготовок. Вы с лёгкостью сможете поворачивать изделие как вам удобно.
  • Подготовьте эскиз. Прежде чем начнёте ваять свое творение, перенесите его на бумагу. Так будет легче представить конечный результат.
  • Вместо чертилки можно использовать мелок.

Как отличить реноватор от электростамески?

Во многих практических руководствах реноватор объявляется электростамеской с расширенным набором функций. Благодаря различным насадкам, реноватор может проводить полноценное получение и обработку пазов, шабрение и ряд иных технологических переходов. За всё это приходится платить гораздо более дорогую цену. На практике, пользователю реноватор добавит немного возможностей. Например, если в хозяйстве уже имеется переносная шлифовальная машина, то, приобретя дополнительные насадки (а ко многим моделям они придаются изначально), можно выполнять тоже шабрение или прорезание пазов, и не пользуясь реноватором.

Главное отличие реноватора от электростамески заключается в кинематике движений, которые выполняются рабочим инструментом при его функционировании. Для электростамески это преимущественно долбление – ударная операция, повторяемая многократно, в то время, как для реноватора основным видом движения считается кинематическое резание, при сравнительно небольших и более высокочастотных колебаниях. Таким образом, реноватор обрабатывает древесину, используя в качестве энергии вращательный момент, развиваемый двигателем, а электростамеска – возвратно-поступательное перемещение рабочей головки, которое происходит с определённым усилием.

Практическое отличие схемы этих, весьма близких по назначению электроинструментов заключается в мощности электродвигателя, и – главное – в числе оборотов, которое они развивают. Если на изделии установлен высокооборотистый двигатель – перед вами реноватор, если низкооборотистый — приводная стамеска.

Специалистами считается, что при количестве оборотов от 2500 в минуту и выше силовое резание древесины переходит в кинематическое. Практически этот режим начинается уже от 1800 в минуту. Поэтому критерием выбора электростамески часто служит количество оборотов двигателя, а не её мощность.

Ассортимент дополнительных насадок, которыми комплектуются сравниваемые электроинструменты, также во многом определяет основное назначение изделия. При преобладании широких насадок, прорезных кругов – это реноватор, если в комплект входят насадки сравнительно небольшого поперечного сечения – электростамеска.

Приспособления для резьбы по камню

Еще с незапамятных времен человек старался покорить камни. Самым известным примером покорения являются «Египетские пирамиды». Но и сегодня этот природный материал является одним из самых востребованных в строительной, ювелирной и других отраслях промышленности. Ведь изделия из полудрагоценного камня обладают особой прочностью и красотой.

Схема отделки стены декоративным камнем.

Для придания выраженной красоты и необходимой формы мастерам-каменщикам служат разнообразные инструменты. Резьба по камню — источник реализации вдохновения в руках умелого мастера. Так какие же инструменты нужны мастеру в его работе? Далее будет подробно рассматриваться резьба по камню, инструмент и некоторые нюансы.

Для обработки камня существуют электрические и механические инструменты. Все зависит от вида работ.

Так, для резьбы по камню основой служат такие инструменты, как фрезы.

С их помощью мастер вытачивает необходимую форму, отсекая от камня все лишнее. Шлифовальные и полировочные машинки также являются вспомогательными инструментами хорошего мастера.

Раскалывание производится постепенным осаживанием клиньев, вставленных в пробуренные шпуры в теле камня.

Для работы с мягкими породами камня или с камнем искусственным используется такой инструмент, как напильник. Напильник может быть разной формы, кривой или прямой, и служит для формирования мелких деталей в изделии.

Сегодня помимо ручных инструментов существует и современный автоматический инструмент. Автоматические стационарные или переносные станки и машины значительно облегчают работы по обработке, шлифовке и резьбе камня.

Так как камень может быть различной твердости, то не обошлось и без усовершенствования материала, из которого сделан инструмент каменщика.

Самым эффективным считается инструмент с алмазным клинком. Несмотря на то что стоимость алмазного инструмента значительно выше его более простых аналогов, она вполне оправдана.

Уникальные свойства алмаза, который является самым прочным материалом, помогают быстро и качественно справиться с каменной глыбой любой твердости.

Профессиональный инструмент — легкая резьба по камню

Схема производства декоративного камня

Сегодня в арсенале работы каменщика все большую популярность приобретают электрические станки. Алмазные инструменты для резьбы и обработки камня успешно используют как в промышленности, так и в бытовых условиях.

Резьба по камню станет намного легче, если использовать машинки с алмазными дисками, которые должны входить в арсенал любого профессионального мастера. Так что же это такое, алмазные диски? Это стальной диск, на поверхность которого нанесены пластины из алмазной крошки и связующего материала.

Спайность при колке камней

Анизотропность часто путают с отдельностью и спайностью. Лишь некоторые изломы могут быть связаны со спайностью и отдельностью. Спайность присуща лишь некоторым образцам минералов и влияет на их излом. У камней со спайностью излом получается ровный, без нее – неровный.

Под спайностью понимают свойство минералов под влиянием механических нагрузок раскалываться по плоскостям или параллельным граням. На месте раскола образуется плоская поверхность. На спайность кристаллов влияет сила, с которой притягиваются частицы. С увеличением притяжения спайность уменьшается. Это же свойство характерно для минералов, не образующих кристаллы.

Спайность оценивается по следующим степеням:

  • Весьма совершенная – минерал разделяется на пластинки (слюда);
  • Очень совершенная – раскалывании минерала образуются блестящие и гладкие поверхности (например, галит или кальцит);
  • Совершенная – минерал на расколе дает неровные или гладкие поверхности (ортоклаз);
  • Несовершенная – минерал имеет неровные поверхности на изломе (явный представитель касситерит);
  • Отсутствие спайности – минерал рваный на изломе, он образует выпуклости и неровности (к таким можно отнести кварц).

Камни для строительства больше ценятся если в них нет спайности. Подходящие для строительства материалы не всегда могут быть минералами. Они могут быть конгломератами или агрегатами. Конгломераты представляют собой грубообломочные горные породы осадочного происхождения. Они спрессованы и сцементированы за счёт природных цементов. В них могут быть включения галечника, гравия, валунов и песка. Спайность в них не обнаруживается. За агрегаты принимают сростки и скопления из обломков одного или разных минералов. Гранит – один из таких агрегатов.

История

Самые ранние известные произведения изобразительного искусства — это резьба по камню. Часто следы высечены в скале или петроглифы выживет там, где расписной работы нет. Доисторический Фигурки Венеры такой как Венера Берехат Рам может быть возрастом 800000 лет[нужна цитата

], вырезаны из камней, таких как туф и известняк.

Эти самые ранние примеры резьбы по камню являются результатом удара или царапания более мягкого камня более твердым, хотя, как известно, для изготовления относительно мягкого камня иногда использовались более упругие материалы, такие как рога. Другой ранний метод заключался в использовании абразива, который натирали на камне, чтобы удалить нежелательные участки. сталь В любой культуре вся резьба по камню выполнялась с использованием истирание техника, после грубой распиловки каменного блока молотками. Причина в том, что бронза, самый твердый из доступных металлов до стали, не жесткий достаточно, чтобы обработать любой камень, кроме самого мягкого. Древние греки использовали пластичность бронзы для улавливания мелких гранул карборунд, которые встречаются в природе на острове Милош, что делает очень эффективным файл для шлифовки камня.

Развитие утюг стали возможными инструменты для резьбы по камню, такие как долота, сверла и пилы, сделанные из сталь, которые могли быть закаленный и закаленный в состояние, достаточно твердое, чтобы резать камень без деформации, но не настолько хрупкое, чтобы разбиться. Инструменты для резьбы с тех пор мало изменились.

Современные промышленные методы обработки большого количества материала по-прежнему в значительной степени зависят от абразивного истирания при резке и удалении камня, хотя и значительно быстрее с такими процессами, как водная эрозия и алмазная пила резка.

Одна современная техника резьбы по камню использует новый процесс: технику нанесения на поверхность резкой высокой температуры. Расширение верхней поверхности из-за резкого повышения температуры приводит к ее отрыву. В малых масштабах Окси ацетилен факелы используются. В промышленных масштабах лазеры используются. В массовом масштабе такие резные фигурки, как Мемориал сумасшедшего коня вырезаны из гранита Харни Пик Гора Рашмор и Мемориальный парк Конфедерации в Олбани, Джорджия, производятся с использованием струя нагревательные горелки.

Процесс создания поделки

Чтобы начать резьбу по камню своими руками, важно знать ещё кое-какие нюансы. Они, как правило, возникают в процессе работы

Поэтапная резьба по камню:

  1. Создание на бумаге рисунка. За основу берите простую картинку.
  2. Представить плоский эскиз более объёмным. В этом поможет абстрактное мышление.
  3. Определить направление слоёв изгиба. Высекать необходимо вдоль этих линий, для того чтобы ваше изделие не раскололось. Это же правило применяется к трещинам на заготовке. Не высекайте поперёк.
  4. Зубило необходимо вести от края к центру и под углом не более сорока пяти градусов. Если всё правильно делать, от изделия будут откалываться небольшие осколки.
  5. На завершающем этапе нужно обработать изделие напильником, но не в классическом варианте, а от себя.
  6. Для полировки воспользуйтесь мелкозернистой наждачкой.

Originally posted 2018-08-29 11:03:04.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий