Резьба по дереву для начинающих: инструменты, мастер-класс, советы, трафареты и шаблоны для будущих мастеров

Инструменты для геометрической резьбы по дереву

Чем мне нравится геометрическая резьба, так это тем, что для её выполнения требуется минимум инструментов и принадлежностей! Ведь по сути вся резьба выполняется одним и тем же резаком. Нож такой или резак (если уж быть точнее в названии) имеет скошенное лезвие и называется «косяк».

Если вы решили заняться резьбой по дереву всерьёз и надолго, то вы, конечно же, можете купить целый набор резаков для резьбы. Но если вы решили попробовать себя только в геометрической резьбе, то зачем начинающему мастеру покупать набор инструментов, коли пользоваться придётся только одним?

Да и в наборах этих порой резаки не лучшего качества. Гораздо сподручнее изготовить такой нож-косяк самому. Во-первых, и тратиться не придётся, а во-вторых, ручку у резака в этом случае можно изготовить прямо под свою руку, чтобы нож в руке «сидел» удобно! А удобство здесь – немаловажная деталь!

Чтобы изготовить инструмент, чем вырезать по дереву, а именно резак, вам нужно прежде всего найти подходящий кусок металла. Лучшим металлом для такого инструмента для геометрической резьбы по дереву является высокоуглеродистая сталь. Из такой стали и делаются все промышленные резцы и пилы.

Придать резаку нужную форму и сделать к нему ручку не так уж и долго и сложно. Гораздо больше времени у вас уйдёт на заточку самой режущей части. Ведь наточить его необходимо так, чтобы впору хоть бриться можно было!

Очень удобным и крепким для нашего будущего резца будет, к примеру, обломок рапидного полотна. Он имеет ширину в 4 см, и даже если его после обработки обмотать сначала жгутом, а поверх жгута обмотать изолентой, то уже получится импровизированная ручка. А можно в качестве ручки применить две дощечки, исключив вышеуказанный жгут.

И здесь не обойтись одним только оселком: это вам не ножи на кухне наточить! Здесь в конечной подводке лезвия участвуют и метлахская плитка, и натянутый на брусок кожаный ремень со слоем пасты Гойя.

Полируя такими способами, вы выводите лезвие на безупречную остроту. Помните, что чем острее у вас резак, тем легче вам будет резать, а вы получите от работы удовольствие!

Тупым резаком вы много не нарежете, а будете только психовать, когда вместо реза будут появляться сколы! Ну вот, теперь, когда резак готов к работе, осталось подготовить ещё:

  • линейку;
  • карандаш;
  • ластик;
  • циркуль.

Вот, собственно, и весь список того, какие инструменты необходимы для геометрической резьбы по дереву!

Виды резьбы по дереву

Есть несколько видов резьбы по дереву. Они с успехом применяются.

Геометрическая резьба

Резьба, которую относят к трехгранно-выемчатому виду, названа так по способу формирования элементов.

Чтобы научиться подобной технике исполнения первоначально потребуется хорошо усвоить, как вырезаются обычные самые простые элементы.

Затем постепенно освоятся и более сложные комбинации с узорами, где присутствуют прямые линии наряду с плавными.

С того момента, когда понадобится освоение целого комплекса элементов, состоящего из простых составляющих, и начинается выполнение сложной геометрии резьбы.

В таких случаях необходимо точное распределение каждой детальной части.

Начинающему мастеру не справится с подобной оформительской деятельностью.

Однако, многократные тренировки позволят накопить опыт, чтобы суметь достигнуть самого высокого мастерового уровня.

Что касается основных элементов, это выемка:

  • С двумя гранями. В результате выходит сектор либо сегмент, либо клин;
  • С тремя, то есть треугольная;
  • С четырьмя, когда образуются ромбовидные фигуры, квадраты, прямоугольники;
  • Криволинейной конфигурации. Оформление кругов, скобок и спиралей.

Восточная

Подобная красота появилась еще во времена фараонов. От них позднее не отставали восточные умельцы, создавая ларцы и шкатулки, изысканное зеркальное обрамление.

Восхищает ажурное исполнение по дереву. Здесь присутствует множество миниатюрных деталей. Это:

  • Двери мечетей;
  • Столешницы с восьмью и шестью гранями;
  • Отделка потолочной части;
  • Летние топчаны и диваны, а также табуреты;
  • Подставки под книги и качели в летнем варианте.

Обычно в орнаменте изделий присутствует одна композиция по центру. Она напоминает очертаниями медальон, который изысканно окружают широкие и узкие полосы в геометрическом исполнении:

  • Определяют художественную ценность подобных изделий пластикой и красотой орнамента. здесь присутствует ритмичность, передаваемая отдельным элементам.
  • Причудливо сочетаются форма предмета с резной рисунчатой частью.
  • Восточный стиль прекрасно воплотится в современной квартирной обстановке. Она также органична в офисе и частном доме.
  • Самый небольшой по размеру предмет способен сообщить интерьеру изысканность с добавлением признаков роскошества.

Рельефная и объемная

Она, как правило, начинается с того, что надрезается орнаментный контур. Сначала идут детали, которые находятся сверху, а затем в самых нижних точках.

Там где происходит соприкосновение фона и контура надрез выполняется глубже, чем остальные.

Различают две разновидности:

  • С низкой рельефной частью, то есть барельефную;
  • С рельефом, выполненным более высоко. Это горельефная резьба. Она более ярко выражена, а также наделена более насыщенной игрой тени и света.

У второй разновидности примечательна большая декоративность наряду с выразительностью.

Как в прошлом, так и в настоящем времени ее широко используют при оформлении зданий общественного назначения и в качестве оригинальных панно для стен.

Обе разновидности привлекают композиционным богатством, отличаясь прекрасными декоративными качествами. У резьбы с плоским рельефом наблюдается определенная «приглаженность».

Контурная

У народов нашей страны это весьма распространенное творчество. Узор принято передавать при помощи углубленных линий.

По глубине и ширине прорези принято сохранять в основном одинаковыми. Они способны также и различаться благодаря художественному замыслу мастера.

Для первого случая в большей степени характерна определенная суховатость. Во втором различные контуры создают особую пластичность рисунка.

Позднее мастерами были добавлены другие работы декоративного характера. Так около изображений возник подушечный фон, канавки немного подкрасились.

Кудринская резьба

Этот вид принято относить типу плоского рельефа. Для выполнения изделий за основу берется:

  • Липа;
  • Ольха;
  • Несколько реже осина.

Резьба, по сути, пластична, что позволяет делать причудливый рисунок, где присутствуют миниатюрные детали. Выполняют ее с использованием стамесок:

  • Разнообразие размеров дает большие возможности для проявления собственной виртуозности в исполнении.
  • После нанесения рисунка на дерево накалываются будущие композиции. Фон затем около них просто срезается. Готовую резьбу после шлифовки тонируют.
  • По окончании принято наносить для защиты прозрачное покрытие.
  • Композиции орнаментом нередко способны покрыть собой полностью всю заготовку.
  • Красиво выглядят шкатулки и подносы, украшенные резьбой, а также ковши и стаканы наряду с декоративными блюдами и тарелками.

Выбираем инструменты для резьбы по дереву

Как и в любом деле, резьба по дереву имеет свои секреты, оттенки, позволяющие раскрыть красоту дерева в чудесном орнаменте. Необходимо собрать специальные инструменты для резьбы по дереву и запастись необходимыми заготовками и эскизами для резьбы по дереву, которые будут воплощены в виде рисунков, бордюров, кружева или жанровых сцен.

Базовый инструментарий

К качеству резьбонарезного инструмента предъявляются очень высокие требования. Конечно, мастерство играет важную роль, но грамотно подобранные и точные инструменты помогут воплотить вашу идею в жизнь. Опытные резчики с первого взгляда на инструмент расскажут о его качестве, а новички заблудятся в мастерской из огромного выбора.

В базовый набор для резьбы по дереву входят:

  • несколько ножей и стамески;
  • иглы;
  • ножовки по металлу;
  • порок;
  • наждачная бумага;
  • дрель с разными типами сверл;
  • бары.

Ножи должны быть изготовлены только из высококачественной стали. Их лучше покупать в специализированных магазинах для творчества. Хотя на начальном этапе подойдут только острые ножи. Отличным стартом послужат ножи Татьянка, Нарекс, Когатана и другие.

По мере роста ваших навыков вам могут понадобиться набор инструментов, фрезерный станок, дрель и т.д.

Стамески для резьбы

Иногда вместо стамески для вырезания по дереву используют острую отвертку или напильник.

Плоское долото — это длинный стержень с плоской режущей кромкой на конце. Его очень часто используют для первичной обработки древесины.

Полукруглое долото — один из важнейших инструментов в работе. Они несколько различаются степенью округлости, то есть бывают средними, округлыми и наклонными.

Также существует V-образный вариант долот. Он может пригодиться для геометрической резьбы по дереву, о которой мы вам расскажем ниже.

Новичкам достаточно небольшого, но качественного набора для резьбы по дереву, чтобы сразу привыкнуть к правильному движению и нажиму.

В этом видео замечательный мастер А. Юрьев поделился с нами, какие инструменты выбрать для резьбы по дереву.

Как уберечься от травмы при резьбе по дереву

Любой инструмент мастера-резчика можно сравнить с бритвой от руки, поэтому при работе с ним необходимо строго соблюдать меры безопасности. Материал должен располагаться так, чтобы можно было свободно работать ножом или стамеской, исключая возможность удара по рукам острым лезвием.

Рабочее место должно быть удобным и чистым. Все инструменты, которые в данный момент не нужны, следует аккуратно сложить, так как они очень острые и могут нанести травму.

Меры предосторожности при работе

Перед тем как начать знакомство с резьбой по дереву, нужно узнать о правилах безопасности. Весь инструмент очень острый. Им легко пораниться, иногда можно получить настолько серьёзную травму, что в итоге всё закончится инвалидностью.

Что необходимо предпринять, чтобы снизить эти риски:

Установить столешницу надёжно и крепко. Стол не должен качаться из стороны в сторону и ёрзать по полу.
Заготовки следует крепить к столу специальными инструментами – струбцинами. Только они способны надёжно зафиксировать деталь. Любые другие подручные материалы не подходят для этой цели.
Лампы и светильники не должны слепить резчика. Их нужно разместить так, чтобы столешница была хорошо освещена, а от мастера не падала тень.
Затачивая стамески и ножи нужно надевать перчатки и защитные очки. Мелкая стружка может попасть в глаз, а лезвие ножа может случайно соскользнуть со станка и поранить руки.
Качество заточки любых инструментов нужно проверять на специальном бруске, а не пальцами.
Во время работы режущими инструментами и следует держать в направлении от себя, а также следить, чтобы вторая рука находилась на безопасном расстоянии от ножа.
На рабочем месте не должно быть посторонних предметов.
После каждого этапа резки со стола нужно убирать стружку, используя специальные щётки. Если мусора накопится слишком много, то под ним может потеряться острый инструмент, и при уборке он воткнётся в руку.
У всех ножей и стамесок должно быть место. Опытные мастера рекомендуют поставить на стол банку, в которую резчик будет убирать инструменты и доставать при необходимости

Когда работа буде завершена, все принадлежности нужно разложить на места для постоянного хранения.
Используя электрические приборы, важно следить, чтобы шнур не запутывался и не перекручивался.
Нельзя включать сразу несколько приборов в розетку. Множество проводов на полу могут переплестись между собой

Об них моно запнуться и упасть.

Часто для работы используется мастика из воска. Её следует греть электрической плите, но не на открытом огне.

В мастерской всегда должны быть бинты, вата и дезинфицирующие растворы для кожи. Даже профессиональные мастера не застрахованы от случайных травм. Раны нужно обработать как можно быстрее. Если повреждение серьёзное, то следует отложить работу до полного выздоровления.

Как создаются резные скульптуры?

После приобретения необходимого набор, и определившись, какую именно фигуру мы вырезаем из дерева, можно приступать к непосредственной работе.

Основные ее этапы:

  1. Создание эскиза будущей скульптуры. При помощи карандаша, на листе бумаги рисуем эскиз того персонажа, который будем впоследствии вырезать, например животного (см. фото). Лучше, если сделать несколько вариантов: вид спереди, сзади и сбоку.
  2. Далее, наброски переносим на заготовку. Чтобы контуры были хорошо видны, обводить их лучше несколько раз.
  3. Выбираем подходящий инструмент, в зависимости от того, какие фигурки животных будут изготавливаться. Очень удобно, если предварительно слепить эскиз из пластилина будущей из дерева фигурки.
  4. Обрезаем лишние части заготовки, которые больше не пригодятся для работы. Делать это удобней ножовкой или топориком, придавая будущему животному, обобщенный геометрический вид. Срезы необходимо делать по контуру, пока деревянный брусок не примет нужную форму.
  5. Затем уже, начинаем вырезать мелкие детали. Для этого тоже лучше воспользоваться предварительным нанесением контура на брусок, чтобы избежать ошибок. Используют при этом, нож-косяк и стамески.
  6. При помощи ножа для резьбы оформляем контуры каждой части будущей статуэтки. Чтобы удобнее было работать, вырезать начинают с углов бруска, производя разделение детали на восемь граней.
  7. Срезая постепенно все более тонкий слой дерева, заготовке придается необходимая форма, с учетом рельефа будущей фигурки.
  8. Очень тщательно прорабатываются все углубления, используя копьеобразное лезвие, а все края формируются при помощи угловой стамески.
  9. Когда в статуэтке запланированы сквозные отверстия, сделать их необходимо при помощи тонкого сверла, а затем обработать края резцами.
  10. На места с гладкими поверхностями наносится повторяющийся рельеф.

Геометрическая резьба по дереву

Выделяют три типа геометрической резьбы:

  • контурная
  • трехгранно-выемчатая
  • ногтевая или скобчатая.

Рисунок можно придумать самостоятельно или скопировать понравившийся узор. Не стоит сразу приступать к вырезанию сложных рисунков. Узор составляют из простых геометри¬ческих фигур, это могут быть полосы, квадраты, треугольники различного вида, многоугольники, круги и сегменты круга. Чтобы из таких простых форм получить красивые комбинации, все одинаковые элементы необходимо сделать одного размера, одной глубины. Только таким образом отдельные вырезанные фигурки станут равномерным рису¬нком, называемым орна¬мент.

Для занятий геометрической резьбой на однородной древесине нужно иметь один резак в ширину 0,2 см и стамески для резьбы по дереву, примерно 5 – 10 штук.

Для начала необходимо разметить поля с каждой стороны при помощи циркуля-разметчика. Полученный внут¬ри полей прямоугольный участок нужно разделить при помощи линейки и уголь¬ника по ширине на требуемое количество отрезков и провести линии.

Нож-резак необходимо установить вертикаль¬но по отношению к заготовке в начале первой линии и врезать его носком на глубину примерно 1,5—2 мм. Резак ведется от противоположного края в направлении «к себе». Резьба выполняется сидя. Для того, чтобы резак не вилял и получалось как можно меньше сколов, пятку резака нужно при-близить к дощечке.

По окончании намеченной линии заготовку нужно повернуть налево и про¬вести резаком по той же линии под углом со второго края. В результате таких действий вы получите ровную бо¬роздку, или канавку, правильного треугольного сечения.

Основы ремесла

Если посмотреть на некоторые фото работ, то отчетливо видно, что авторы пользовались сразу несколькими методами обработки древесины — при выполнении разных элементов декора или экстерьера зданий, нечасто встречаются плоскорельефные узоры с необработанными краями, а значит применяется не одна и не две технологии.

Для начала знакомства с азами ремесла, вспомним, как каждый из нас держал в руках лобзик и выпиливал фигурки из дощечки или фанеры. Это и называют простейшей прорезной резьбой. Для более сложных работ потребуется больше инструментов, чем лобзик и дюжина запасных пилочек, но принцип остается тот же.

Подготовка рабочего места

Художественная резьба должна проводиться на тщательно подготовленном рабочем месте. Мастеру нужно найти любую деревянную плоскость с ровной поверхностью. Лучше всего для работы подойдёт стол или верстак, так как они отличаются устойчивостью и имеют столешницу, которая упрощает работу.

Допускается использовать полированный стол, на который можно положить кусок фанеры либо чертёжную доску 20 х 20 см. Это сохранит целостность поверхности и защитит инструмент от поломки, если он случайно воткнётся в столешницу. При создании детали учебная доска не крепится, её можно использовать без упора

Если для работы используется липа — важно помнить, что она отличается особой мягкостью, поэтому может упереться в более твёрдую деталь. После этого на дереве возникнут непривлекательные ямки и повреждения

Освещение в помещении должно иметь широкий или натуральный спектр, так как процедура считается довольно сложной и требует осторожности. Свет не должен отражаться от доски в глаза мастеру

Намеченные карандашом эскизы будут со временем стираться при работе, в результате дерево должно остаться полностью чистым без цветовых контрастов. Неровный рельеф, отбрасывающий дополнительные тени, можно легко различить.

Подсыхающую во время работы поверхность нужно время от времени опрыскивать, чтобы сохранить её в рабочем состоянии. Влажность в помещении должна колебаться от 12 до 15%.

Особенности резьбы по дереву

В наше время существует много альтернативных способов обработать дерево и создать нужный предмет, но ничего из этого не сравнится с традиционной ручной резьбой. Подобные работы получаются уникальными, теплыми и уютными. Мастера вкладывают душу в фигурки и картины, и это чувствуется

При этом очень важно, чтобы резчик по дереву любил свое занятие и получал удовольствие от процесса, иначе в этом просто нет смысла

Резьба по дереву – кропотливая работа.

Учиться мастерству резьбы по дереву лучше всего под присмотром опытного наставника, но и самостоятельно изучить азы ремесла вполне реально. Первое с чем придется столкнуться новичку – это обилие техник и видов резьбы, многообразие инструментов в магазинах и миллион противоречивых советов. Разобраться во всем этом бывает достаточно сложно, поэтому пойдем по порядку.

История зарождения и развития

Считается, что резьба по дереву исконно славянское ремесло, но встречаются умельцы и на Востоке. Национальными орнаментами украшают всё: от домашней утвари до Корана. А в скандинавских странах встречается изображение богов и животных.

С древних времен резьбой по дереву занимались во всех странах и городах, но на Руси это ремесло приобрело особый размах. Чего только стоят знаменитые Богородские фигурки. Изображение людей и животных до сих в почете.

Резчики Древней Руси украшали причудливыми узорами дома, да и сейчас в деревнях встречаются дома с резными наличниками.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий