Сохранение исторической памяти – наша защита от ошибок в настоящем

А.А. Блок «Двенадцать»

А.А. Блок в поэме «Двенадцать» обращается к реальному историческому событию. Поэма посвящена теме революции. А.А. Блок начал работать над произведением после Октябрьской революции, а толчком к написанию послужили сами революционные события, происходившие в 1917 году. Из этого следует, что «Двенадцать» стала своеобразным документом эпохи. Несмотря на принадлежность А.А. Блока к литературному направлению символизма, поэма «Двенадцать» имеет черты реализма, так как в ее основе находятся реальные исторические события. Автору поэмы удалось продемонстрировать четкое общественное разделение на мир старый и мир новый.

Поэму «Двенадцать» невозможно назвать прославлением революции или сатирой на революцию. А.А. Блоку удалось продемонстрировать двойственный, неоднозначный характер революционных действий. Сам писатель после многочисленных вопросов к нему относительно поэмы «Двенадцать» отмечал, что во время написания поэмы он «отдался стихии, никак не оценивая ее порывы». В этом заключается ценность произведения. Революция в поэме показана с нескольких сторон, подчеркиваются и ее достоинства, и ее недостатки. А.А. Блоку удалось показать противоречивые мысли у всех людей, заставших революцию. Писатель выразил не только собственную позицию, но и неоднозначную позицию всего общества того времени. Кто-то поддержал революцию, кто-то совершенно ее не принял.

А.А. Блок демонстрирует, что события, происходящие в стране, оказывают огромное влияние на всех жителей государства. Революция никого не оставила без вовлечения в общественные явления. Как показывает А.А. Блок, революция кардинальным образом изменила жизнь всего народа, заставила людей переосмыслить все то, чем они жили раньше. Революция в поэме «Двенадцать» рассматривается в двух значениях: это и кардинальные изменения в стране и обществе, и душевные изменения внутри каждого представителя народа.

Поэма «Двенадцать» стала демонстрацией реальных исторических событий, при которых появляются новые ценности и разрушаются прежние ценности, при которых новый мир жестко сменяет мир старый. А.А. Блок обращается к такому историческому событию, которое максимально меняет жизнь целого народа, поэтому поэма «Двенадцать», как и сама революция, оказывается явлением, которое «забвению не подлежит».

Афоризмы

«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего», — говорил русский учёный-энциклопедист, поэт, филолог М.В. Ломоносов. По его мнению, народ, который не помнит своего прошлого, не чтит традиции и обычаи своих предков, не имеет будущего, так как будет совершать те же ошибки, которые совершал в прошлом.
«Всегда чти следы прошлого»,- считал древнеримский комедиограф и поэт Цецилий Стаций. Он настоятельно советовал помнить о трагических событиях прошлого, чтобы в будущем их никогда не повторять.
«Тем, кто не оглядывается назад, не заглянуть вперед», — писал англо-ирландский политический деятель, публицист Эдмунд Бёрк. Он был убежден, что человек, который не учитывает ошибок прошлого, не будет иметь счастливого будущего.
«Память противостоит уничтожающей силе времени

Это свойство памяти чрезвычайно важно. Принято элементарно делить время на прошедшее, настоящее и будущее

Но благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединенным с прошедшим», — писал Д.С. Лихачев, советский и русский филолог, искусствовед. По его мнению, у памяти одно особенное свойство – быть связующим звеном между прошлым, настоящим и будущим. Это свойство очень важно, так как благодаря ему память противостоит уничтожающей силе времени.
«Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем», — писал русский литературный критик В.Г Белинский. По его мнению, в прошедшем человек ищет и находит ответы на вопросы о своем настоящем и будущем.
«Настоящее есть следствие прошедшего, а потому непрестанно обращай взор свой на зады, чем сбережешь себя от знатных ошибок», — считал Козьма Прутков, под именем которого работали поэты Алексей Толстой и братья Жемчужниковы. В это высказывание сложен следующий смысл: настоящее берет свое начало в прошлом, поэтому к нему нужно обращаться чаще, чтобы избежать совершенных когда-то ошибок.
«Прошлое всегда с нами, и все, что мы собой представляем, все, что мы имеем, исходит из прошлого. Мы его творение, и мы живем, погруженные в него. Не понимать этого и не ощущать прошлое… значит, не понимать настоящее», — говорил один из политических лидеров мира, лидер индийского национально-освободительного движения Джавахарлал Неру. Он утверждал, что прошлое имеет огромное значение в нашей жизни. Не понимать его, забывать о нем – большая ошибка. Так как человек, который не понимает прошлого, не поймет и настоящего.
«Всякий день есть ученик дня вчерашнего», — считал древнеримский поэт Публилий Сир. Он утверждал, каждый новый день учится на ошибках дня вчерашнего.
«Делать вид, что прошлого не существует — значит забыть его ужасный урок, представить себя жертвами обстоятельств, а не движущей силой собственного разрушения», — утверждала американская писательница-фантастка Кристи Голден. Она считала, что уроки прошлого нельзя забывать, так как это приводит к совершению вчерашних ошибок. Человек, который не оглядывается назад, считает себя жертвой обстоятельств, когда он сам является движущей силой разрушения.
«Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего», — писал Максим Горький, русский и советский писатель, драматург, мыслитель. Знаменитый классик утверждал, что смысл настоящего и цели будущего невозможно понять, когда не знаешь прошлого.

М.А. Шолохов «Судьба человека»

В рассказе М.А

Шолохова «Судьба человека» обращается внимание на такие исторические события, как Гражданская война и Великая Отечественная война. Если Гражданской войне в повествовании уделяется не так много времени, то эпоха Великой Отечественной войны играет в рассказе главенствующую роль

Центральный персонаж Андрей Соколов является непосредственным участником этих исторических событий. Гражданская война и Великая Отечественная война являются не фоном действий, а определяющими факторами в жизни Андрея Соколова, который не мог оставаться в стороне от тех событий, которые касались всех представителей народа. От этих событий не могли быть отрешены и другие персонажи рассказа.

Андрей Соколов никогда не забудет гражданскую войну, в ходе которой от голода умерли его родители и сестра. Андрей Соколов никогда не забудет Великую Отечественную войну, из-за которой ему пришлось столкнуться с различными трудностями и из-за которой он потерял свою жену и детей

Никогда не забудет Андрей Соколов, как ему, несмотря на все усилия, не удалось доставить красноармейской батарее снаряды, как он попал в плен к немцам и как он сбежал из плена, доставив на Родину немецкого майора с важной военной информацией. Андрей Соколов смог дойти до конца войны, однако военные события никогда не уйдут из жизни Андрея Соколова

В рассказе подчеркивается, что Андрей Соколов – типичный представитель советского народа, который стал участником военных событий. Андрей Соколов повествует свою историю рассказчику, говоря не столько о себе, сколько о целом народе. М.А. Шолохов демонстрирует, что Гражданская война и Великая Отечественная война оказывают влияние на все поколение.

М.А

Шолохов неслучайно обращается к реальным историческим событиям, писателю было важно продемонстрировать реальные истории тех людей, которые принимали участие в Великой Отечественной войне. Известно, что в центр рассказа легла реальная история жизни незнакомца, с которым однажды познакомился М.А

Шолохов. «Судьба человека» – это один из шагов сохранения памяти о Великой Отечественной войне. То, с чем пришлось столкнуться Андрею Соколову в ходе войны, – это то, с чем пришлось столкнуться всему народу. Великая Отечественная война – это часть народной истории, поэтому для М.А. Шолохова было важно написать рассказ, который бы являлся отражением судьбы целого народа.

А.П. Платонов «Котлован»

А.П. Платонов в повести «Котлован» рассуждает о таких исторических явлениях, как индустриализация и коллективизация. В повести довольно иронично описывается желание властей сделать жизнь представителей простого народа лучше. Писатель показывает, что такое желание властей невозможно было осуществить в реальной жизни. Строительство нового мира показывается в повести как явление по-настоящему абсурдное. А.П. Платонов фактически разоблачает деятельность государства. Рытье героями повести котлована не могло привести страну к развитию, наоборот, оно помещало людей все в более глубокую яму. Рытье котлована только символизирует невозможность воплотить в действительность все идеи большевиков. В повести показано, как мир старый сталкивается с миром новым, который в свою очередь нельзя назвать лучшим. Главный герой Вощев оказывается уволенным с предыдущей работы за свою задумчивость, что подчеркивает мысль о том, что для власти были неугодны люди, которые действительно думали, а не делали все по приказу. Герои, роющие котлован по заказу государства, думают о том, что они приближают общество к светлому и идеальному будущему, как это и обещали власти, однако они фактически самостоятельно роют себе могилу. То, что девочка Настя, которая символизирует всю советскую Россию, в финале повести умирает, говорит о позиции А.П. Платонова относительно судьбы своей страны.

Естественно, повесть «Котлован» не могла выйти в момент окончания работы из-за цензурных соображений. Однако повесть А.П. Платонова распространялась в самиздате, что говорит о желании автора с помощью художественного текста продемонстрировать правду. Для А.П

Платонова было важно показать все те несправедливые, жестокие и даже абсурдные явления, которые были свойственны той эпохе. Скрытое за иронией и принципами жанра антиутопии негативное отношение автора повести к индустриализации и коллективизации, которые становятся сюжетным двигателем произведения, помогает продемонстрировать неоднозначное отношение современников индустриализации и коллективизации к данным политическим явлениям

Повесть «Котлован» становится художественным памятником историческим периодам индустриализации и коллективизации, которые оказали влияние на весь русский народ.

Аргументы из народной мудрости

«Не будь тороплив, будь памятлив», — говорит русская пословица

Она советует не торопиться в делах, помнить не только о самом важном, но и о мелочах.
«Иван, не помнящий родства», — так называли наши предки тех людей, которые не помнили или не хотели помнить о своих корнях, о своем прошлом.
«Жив буду — не забуду. До веку помнить стану», — говорил русский народ в пословице

Так всю жизнь, до самой смерти обещали помнить о доброте, щедрости, хороших поступках.
«Доброму -добрая память», — гласит русская пословица. В ней говорится о том, что добрый человек заслуживает добрую память. О нем вспоминают всегда с искренней благодарностью и признательностью.
«По старой памяти, что по грамоте», — говорит русская пословица. В ней заключается следующий смысл: то, о чем человек помнит, что хранит в своей памяти, совершается или говорится, будто по писанному.
«Благо плывучи, помни бурю», — советует русская пословица. Нужно в любую минуту быть готовым к буре, даже когда плывешь вполне благополучно, ведь буря может начаться совсем неожиданно.
«Будет помнить: закажет своим внукам и правнукам», — говорится в русской пословице. Она отмечает, насколько важно помнить все, что связано с историей, традициями, культурой предков, и передавать своим внукам и правнукам.
«У кого память крепкая, для того разлуки нет», — говорит русский народ в пословице о людях с хорошей памятью. Для таких людей не существует разлуки, так как они помнят о родном, близком, любимом человеке постоянно.
«Кто старое помянет, тому глаз вон», — говорит русская пословица. Она учит забывать все плохое, не вспоминать о нем. А кто нарушит это правило, тому глаз вон.
«Слаб памятью: у кого что возьмет — забудет, а что кому даст — помнит», — шутил русский народ. Так говорили о людях, которые забывали, что и когда брали у других, но всегда помнили, кто и что должен им.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» обладает признаками исторического романа. Писатель обращается к эпохе правления Екатерины II, а точнее ко времени крестьянского восстания 1773-1775 гг. В повести присутствует образ реального исторического лица: Емельяна Пугачева, под предводительством которого и проходило крестьянское восстание.

Образ Емельяна Пугачева становится важным во всем повествовании. В повести Емельян Пугачев представлен как неоднозначная личность, имеющая как свои достоинства, так и свои недостатки. А.С. Пушкин был одним из первых, кто показал противоречивый характер данной исторической личности, демонстрируя причины, по которым началась крестьянская война 1773-1775 гг. В повести показано, что Емельян Пугачев – представитель крестьянства, которое в те времена было притеснено дворянским сословием. Пугачев в повести – человек из народа, который смог поднять его против царствующей несправедливости. Однако А.С. Пушкин не идеализирует Емельяна Пугачева, демонстрируя и жестокость предводителя восстания. Писатель не стоит ни на стороне дворянства, ни на стороне восставших крестьян, он не одобряет насилие с обеих сторон. Изображение крестьянского восстания в «Капитанской дочке» остается важным для изучения истории и в современности, так как А.С. Пушкину удалось рассмотреть эпоху объективно, не отдавая предпочтения одной из конфликтующих сторон и не рассказывая о происходящих в те времена действиях так, чтобы они представили одну сторону положительной, а другую – отрицательной.

Крестьянское восстание под предводительством Емельяна Пугачева – часть истории русского народа, о которой невозможно забыть. А.С. Пушкин неслучайно обращается к этому историческому периоду: в 1830-х гг. во многих странах происходили революционные действия, а в России были различные бунты и волнения. Обращаясь к событиям прошлого, А.С. Пушкин показывает, что прошлое и настоящее тесно взаимосвязаны друг с другом, что прошлое нельзя забывать, чтобы не повторять ошибки, что эти ошибки должны стать уроком для будущих поколений. А.С. Пушкин, демонстрируя в повести закономерное становление и развитие в 1773-1775 гг. бунта крестьян, которых долгое время притесняли на законодательном уровне, заставляет современное ему поколение задуматься над крестьянской свободой.

Бесспорная угроза

Споры о росте нетерпимости в европейском – и не только – обществе велись на протяжении последних нескольких лет, и испытание пандемией очевидно поставило в этих спорах точку. Антисемитизм, расизм и прочие виды ксенофобии перед лицом вируса достигли критических отметок, что подтвердили уже не только независимые эксперты и наблюдатели, но и официальные власти. В Европе, в частности, ответом на резкий скачок антисемитизма стала полноценная общеевропейская стратегия по борьбе с ним – документ бесспорно исторический и первый в своём роде. Сам Вячеслав Моше Кантор назвал его беспрецедентным и от лица еврейского сообщества, особенно от лица возглавляемого им Европейского еврейского конгресса, выразил готовность оказать всю возможную поддержку властям в том, чтобы этот документ реализовать.

Сами предложенные меры можно разделить на три направления: помимо непосредственно противостояния антисемитизму, стратегия делает акцент на необходимости сохранения памяти о Холокосте и поддержке как таковой еврейской жизни в Европе. По мнению Кантора, сама своевременность и масштабность предложенной стратегии позволяет в целом масштабировать её далеко за пределы Европы, а сами европейские страны вывести в фарватер борьбы с антисемитизмом на международном уровне. Примечательно, что факт принятия стратегии сопровождался и обращением как органам власти, так и к общественным, частным и международным объединениям и организациям с настойчивым предложением также открыто и официально заявить о своей готовности борьбы с нетерпимостью.

Подобный стратегический подход, считает Вячеслав Моше Кантор, может показать себя эффективным в деле борьбы с любыми видами ненависти и послужить своеобразной дорожной картой, следование которой действительно окажет влияние на уровень нетерпимости и радикализации в обществе

Не преминул Моше Кантор отметить и то важное значение, которое сам факт принятия стратегии имеет для местного еврейского населения. По словам Кантора, европейские евреи, чьи интересы он официально представляет, давно нуждались в подтверждении от властей того, что их проблемы и опасения услышаны, а сама их жизнь будет защищаться и охраняться также преданно, как и всех прочих граждан Европы

Это подтверждение имеет особенно большой вес в нестабильное время, убеждён Вячеслав Кантор, а искреннюю заинтересованность европейских властей в поддержке европейского еврейства сам Кантор видит в том факте, что предложения сообщества, в том числе поступившие со стороны ЕЕК, были учтены и отражены в самой стратегии.

Сама стратегия рассчитана на срок реализации до 2030 года, с промежуточными этапами и отчётами. По словам Вячеслава Кантора, в числе многочисленных мероприятий предусмотрены и такие, как непосредственное обеспечение физической безопасности еврейских объектов, подвергающихся чаще всего атакам и актам вандализма – синагоги, общественные центры, общинные здания и так далее. Поддержку обещают как финансовую, так и через непосредственное оперативное реагирование на любые потенциальные и реальные угрозы, а также специальный инструктаж и обучение вовлечённых в этот процесс структур с целью просвещения их относительно антисемитизма и антисемитских преступлений прицельно.

С глобальной точки зрения Кантор особенно горячо приветствовал тот факт, что Европа в стратегии отметила необходимость более тщательного контроля за потоками финансирования проектов и инициатив на международном уровне, чтобы избежать поддержки откровенно антисемитских действий или пропаганды. Нашло в стратегии отражение и то, что на уровне всей Европы ещё пока не везде принято единое определение антисемитизма, одобренное депутатами Европейского парламента ещё несколько лет назад, а также необходимость тщательного изучения антисемитизма как явления, для чего планируется открытие специальных исследовательских центров и программ.

Впрочем, Вячеслав Кантор по-прежнему считает именно антисемитизм и борьбу с ним не только главными пунктами обнародованной стратегии, но и реальным камнем преткновения для многих евреев, когда речь заходит об их безопасности и жизни в Европе

В этом смысле стратегия действительно стала ответом на существующий запрос, и столь пристальное внимание к этой самой проблеме со стороны самых высоких представителей европейской власти Вячеслав Моше Кантор уже видит сигналом о том, что в деле противостояния антисемитизму будут наконец сделаны конкретные шаги.

Почему именно в Европе?

В Европе действительно наблюдаются растущие конфликты и назревающий общественный раскол в обществе, основанный на различии наций, культур и религий, и у этой тенденции, признаёт Вячеслав Кантор, есть рациональные объяснимые причины. От резкого повышения уровня миграции до экономического спада и неуверенности людей в завтрашнем дне, всё это в конечном итоге приводит людей в состояние беспокойства и страха. Под давлением этих эмоций люди начинают искать виноватых и, что печально, нередко находят их в представителях других народов и религий. Большая вина, подчёркивает Вячеслав Кантор, здесь лежит на нечистых на руку политиках-популистах, которые, в погоне за сиюминутным рейтингом, подпитывают эти человеческие страхи, а не пытаются их разрешить или развеять.

Аргументы из жизни

В благодарной памяти народа хранятся страницы героического прошлого нашей страны. Одна из самых кровопролитных войн в истории нашего государства закончилась 75 лет назад победой советского народа. О той великой войне снято много фильмов, написано немало книг, записаны сотни тысяч воспоминаний. Невозможно без содрогания слушать и читать эти воспоминания, столько в них ужаса, жестокости, бесчеловечности. В одну минуту налаженная мирная жизнь народа была нарушена врагом на долгие четыре года. Четыре года ада выдержал наш народ, наши деды и прадеды. Они прошли через кровь, страдания, смерть, но не сдались вероломному врагу. Ценой своей жизни советский солдат отстоял свободу. Мы благодарны им за мирное небо, спокойный сон, за веселые праздники и трудовые будни, прекрасные рассветы и закаты
Чтобы о тех страшных страницах истории помнили потомки победителей, чтобы предостеречь их от повторения трагедии в будущем, в детских садах, школах, колледжах, вузах огромное внимание уделяется патриотическому воспитанию. Ежегодно к празднику Победы проводятся мероприятия, с 2014 года проходит акция «Бессмертный полк», в котором каждый может принять участие и пройти с портретом своего героя в общем строю
Действительно, шагая в колонне с другими людьми, как-то наполняешься гордостью за своих предков, их подвиг и весомый вклад в общее дело. А когда все это видят дети, участвуют в акции – это и есть связь поколений, историческая память, которая передается от отца к сыну, от сына к внуку

Очень важно для всех нас, чтобы эта невидимая связь поколений не прерывалась, потому что только так можно сохранить историческую память народа

Путь к пониманию

Ставку на молодёжь в развитии общества, по крайней мере декларативно, делают правительства многих стран, однако до сих пор ни одна из выбранных стратегий не показала реальных результатов, считает Моше Кантор. Между молодым поколением и предшественниками остаётся пропасть непонимания. То же касается и чрезмерной защиты и обеспечения безопасности: на деле это лишь ещё больше изолирует молодых людей, отрывает их от общества, друг от друга и от реальной жизни. В частности, Кантор не раз говорил подобное о еврейской молодёжи, которые, находясь под постоянной повышенной охраной, чувствуют на себе ещё и некое клеймо, понимают, что они не такие, как остальные, и почему-то не могут жить просто нормально и безопасно.

Впрочем, ситуация ещё не настолько критична, чтобы из неё не было выхода, уверен Кантор. Первым направлением этого самого выхода, разумеется, Вячеслав Кантор видит в том, чтобы удовлетворить потребности современной молодёжи, а именно обеспечить им возможности для жизни, обучения и самореализации. Так называемая триада HEJ – home, education and jobs, жильё, образование и работа. По мнению Кантора, предоставление этих возможностей молодым людям может сделать реальный прогресс в деле переориентации их интересов и устремлений, в том числе отвратить их и от экстремистской пропаганды.

Разумеется, этот подход, как и в целом заключение «общественного договора» между поколениями, – это очень долгосрочная задача, и потребует она серьёзных финансовых вложений, признаёт Кантор. Успех её в немалом зависит и от готовности самих государств, правительственных и социальных институтов к изменениям, к цифровой адаптации и обучению тому, как и на каком языке говорить с современной молодёжью по-настоящему. Впрочем, сложности и долгосрочность задачи не должны от неё отвращать, убеждён Вячеслав Моше Кантор, ведь без инвестиций в молодёжь целое поколение можно просто потерять на фоне современных кризисов.

Второе направление работы, на важности которого также настаивает Вячеслав Кантор, касается перспектив дня сегодняшнего. И здесь Кантор тоже предлагает обратиться к опыту самой молодёжи – войти наконец в информационный век и иметь на молодых людей «социальное влияние», в том числе через социальные сети и интернет

Для этого сам Моше Кантор считает необходимым привлечь лидеров мнений нового поколения – инфлюенсеров, чьё мнение и позиция имеют реальный вес в молодёжной среде.

Молодёжь более склонна доверять тем, кто разделяет их возраст, статус и бэкграунд, показывают исследования. Поэтому, считает Кантор, саму современную молодёжь необходимо узнавать, изучать и анализировать, выявлять те интересы, отличительные черты, статус и происхождение, которые формируют «целевые группы» этой аудитории. Бок о бок с этой работой должна вестись и работа по созданию специальных, комфортных и безопасных интернет-площадок для общения молодых людей, которые также могут искать способ сбежать из-под бомбардировок дезинформацией и негативом.

Подобный подход, уверен Кантор, позволит не только наладить коммуникации с молодёжью, но и превратит наконец Интернет и социальные сети из проблемы в инструмент решения этой самой проблемы. То, что сам подход эффективен, показывают уже проведённые исследования. В частности, Моше Кантор сослался на опыт Великобритании, где проекты по заинтересованности молодых людей и привлечение их к чему-либо через инфлюенсеров показали, что от радикальных идей подростка или молодого человека действительно можно отвлечь – причём всего за один сеанс, если мотивация будет достаточно эффективной. В расчёт нужно брать и ту аудиторию, на которую имеют своё влияние инфлюенсеры, напоминает Кантор. А аудитория эта может исчисляться миллионами, и это ощутимый ресурс, которым необходимо воспользоваться в деле борьбы с ненавистью и за человеческие права, убеждён Вячеслав Моше Кантор.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий