Виды швов для вышивания: от простых к сложным

Технология вышивания крестиком

Вышивка крестиком знакома большинству еще из детства — у многих бабушек висел на стене ковер с оленями, вышитый вручную. Это невероятно кропотливый труд, оценить который по достоинству может не каждый. Чтобы научиться вышивать крестиком, необходимо освоить навык прокладывания нитей.

Для работы потребуется канва («Аида» или «Лен-32»). Канва — это вид основы для вышивания. Она плотная и прочная, отверстия, в которые вводится игла, хорошо видны. Некоторые мастера для работы с мелкотканной материей используют канву, которую мотом вытягивают из работы. Так работают, например, с белой тканью и белыми нитками — канва используется контрастного цвета, чтобы белое на белом не утомляло глаз.

Основные термины и определения

  1. Игла – длинный тонкий заостренный стержень из твёрдого вещества с ушком для вдевания нити с одной стороны. Применяется для шитья.
  2. Рабочая нить – вдетая в иглу нить, с помощью которой выполняются стежки
  3. Прокол – место, в которое игла с рабочей нитью втыкается в ткань
  4. Стежок – расстояние между двумя проколами иглы на поверхности ткани, как на лицевой, так и на изнаночной стороне.

Существует четыре направления, по которым движется игла:

  • острие иглы направлено вперед
  • конец иглы направлен назад
  • игла смотрит вверх
  • острие иглы направлено вниз

и множество вариаций стежков, которые используются по этим направлениям.

Таким образом, швы для вышивки состоят из стежков, разнообразие которых мы разберем ниже по тексту.

С чего начать работу по схеме

Многие начинающие не могут разобраться, с чего начать работу и где найти начало самой схемы. Ответ прост: ищите стрелочки. Во-первых, на любой схеме есть стрелочки, которые отмечают середину схемы: все пособия и мастерицы рекомендуют вам двигаться именно от центра схемы и соответственно центра ткани. Но это вовсе не обязательное к исполнению правило. Если вам так удобнее, начните с нижнего правого или левого угла или с самой темного цвета ниток.

Помочь разобраться в схеме, создать визуальную «связь» между тканью и схемой поможет и разметка, которую можно выполнить, как прометав ткани по таким же шахматам 10 на 10 крестиков, на которые разбита схема, так и прорисовав клеточки маркером, смывающимся после контакта с водой, который можно обнаружить в любом магазине рукоделия. Таким образом при переносе схемы на ткань вы сможете ориентироваться на более «мелкие» направляющие.

Если схема большая, разбита на несколько листов-фрагментов, то на каждом из них есть «повторяющийся» фрагмент — зона, обычно затемненная до серой и обозначенная стрелочкой, которая расположена в месте стыковки отдельных частей схемы. По этой зоне, уже вышитой вами на предыдущем фрагменте, можно определить, как сочетаются друг с другом отдельные части схемы, она создана только для иллюстрации и вышивать повторно ее, конечно же, не нужно.

Подготовка к работе техникой полукрест

Натяните канву на пяльца, вставьте нитку в иголку. Вышивают бисером в одну нить.

Положите схему для вышивания перед собой и внимательно рассмотрите

Решите, откуда вы начнёте работу, сверху или снизу (это неважно, просто выберите). Предположим, что сверху

Прикиньте, а лучше измерьте размер будущей картины и отметьте ту клеточку, с которой вы начнёте вышивать.

Определите по схеме, какие цвета понадобятся для вышивания верхних рядов. Возьмите бисер нужных оттенков и насыпьте каждый цвет в отдельную ёмкость.

Если размер полотна небольшой, бывает удобнее насыпать понемногу бисеринок прямо на канву.

Теперь всё готово. Можно начинать!

Технология вышивания крестиком

Вышивка крестиком знакома большинству еще из детства — у многих бабушек висел на стене ковер с оленями, вышитый вручную. Это невероятно кропотливый труд, оценить который по достоинству может не каждый. Чтобы научиться вышивать крестиком, необходимо освоить навык прокладывания нитей.

Для работы потребуется канва («Аида» или «Лен-32»). Канва — это вид основы для вышивания. Она плотная и прочная, отверстия, в которые вводится игла, хорошо видны. Некоторые мастера для работы с мелкотканной материей используют канву, которую мотом вытягивают из работы. Так работают, например, с белой тканью и белыми нитками — канва используется контрастного цвета, чтобы белое на белом не утомляло глаз.

Все, что пригодилось

Чтобы которых вы найдете в статье, была в удовольствие, заранее подготовьте все материалы. Их вы сможете найти в ближайших магазинах для рукоделия и творчества.

Мулине — самая главная часть любой работы, так как никакое мастерство не сделает работу тусклыми нитями яркой и привлекательной. Правильный выбор поможет избежать проблем: качественные нити не путаются, не образуют узелков и заставляют работу «светиться». Всегда имейте в запасе несколько запасных мотков — на всякий случай. Проанализируйте схемы вышивки, подберите необходимые оттенки ниток.
Канва. Выбирайте то плетение, с которым вам привычнее работать. Можно вышивать на белой канве, а можно выбрать бежевую. Так, вышивка крестом «Мишки Тедди», схемы которой довольно просты, будет напоминать винтажную работу.
Иголка для вышивания

Очень важно использовать специальную иголку с затупленным кончиком, который обезопасит вас от уколов.
Ножницы и пяльца.

Схемы вышивки крестиком спящего мишки

И последняя схема спящего мишки небольших размеров, которая отлично подойдет для слюнявчика.

Еще парочка схем вышивки мишки Тедди крестиком для начинающих и более опытных рукодельниц.

Еще один вариант для новичков, с малым количеством цветов и крестиков.

Данная техника вышивки требует использования определенных типов ткани, наиболее часто используется канва под названием Aida. Некоторые рукодельницы предпочитают реализовывать свои шедевры и на других типах тканей, используя пяльцы. Они позволяют хорошо натянуть материал и делать ровные крестики, одинаковых размеров и без перекосов. Тип ткани, которую вы используете, зависит от уровня мастерства и рисунка, который вы создаете.

Нитки для вышивания

Существует широкий спектр нитей для вышивки крестиком: из хлопка, шерсти или шелка. Как правило, используются нитки мулине, они очень яркие и выбор цветов действительно широк!

Если вы новичок и хотите узнать, как научится вышивать крестиком, вот видео.

После того, как вы поняли, как вышивать крестиком, попробуйте выполнять простые схемы, а затем переходите к более сложным.

Также предлагают вам одним из мастер-классов, которые вы найдете на данном веб-сайте.

Рукоделие нынче в моде, так что нет ничего плохого, если вас тянет повязать или повышивать крестиком. Это модное хобби, которое не только поднимает настроение, но и объединяет единомышленников.

Виды вышивки бисером

Вышивка бисером – удел профессионалов, которые могут блеснуть своим талантом, создать изделие, которое не сможет оставить равнодушным никого. Бисер – материал, отличающийся особой выразительностью, яркостью, поэтому даже самая простая схема рисунка позволит создать красивое изделие, «обреченное» на успех.

В настоящее время вышивка бисером пользуется популярностью среди тех, кто стремится украсить предметы интерьера или гардероба, аксессуары. Техника вышивки бисером не столь сложна в исполнении, сколько требует повышенной усидчивости, внимательности и аккуратности. Все это обусловлено тем, что приходится работать с очень мелким материалом – бисером. По этой причине многие сравнивают такую технику вышивки с ювелирной работой.

Кстати, опытные мастера в большинстве случаев рекомендуют начинающим рукодельницам осваивать азы на простых схемах. Однако в случае вышивки бисером рекомендации резко отличаются, поскольку начинающих мастеров нацеливают сразу на серьезную работу, отдавая предпочтения фантазийным или абстрактным рисункам.

Вышивка бисером сопровождается несколькими разновидностями швов:

  • простой стежок;
  • вперед иголка;
  • строчный, стебельчатый швы;
  • назад иголка;
  • шов вприкреп.

Вышивка любой разновидности достойна внимания тех, кто стремится приобщиться к творческому процессу. Исключив спешку, суету, можно получить удивительный результат, которым можно заслуженно гордиться. Оттачивая уровень мастерства, будет проще создавать оригинальные изделия на основе ежедневно возникающих фантастических идей.

Варианты оформления вышитой метрики

Вышитую метрику можно оформить в прикладные изделия для девочек:

  • декоративная подушка;
  • фотоальбом (например, для первого года);
  • корзина, короб для хранения игрушек;
  • рюкзак или детская сумочка;
  • предмет одежды: боди, платье и так далее.

Метрика для девочки — вышивка крестом — может быть оформлена в виде декоративной подушки Необходимо иметь в виду, что такая метрика будет менее долговечна (например, из одежды ребёнок вырастет достаточно быстро) и потребует от автора навыков в других видах творчества, например в шитье. Также необходимо будет подобрать материалы. Поэтому оптимальным вариантом остаётся оформление вышитой метрики именно в рамку.

Варианты метрик для девочки

Вариантов метрик для девочек очень много и выбор рисунка зависит от предпочтений автора или, например, возраста, характера девочки. В качестве подарка непосредственно на рождение или в первый год подойдут изображения малышей, колясок, деток с пустышками.

Для девочек постарше можно подобрать изображение девочки с игрушками, цветами, сделав изображение похожим на ребёнка, например, изменив цвет волос. Можно дополнить метрику изображениями любимых героев мультфильмов и сказок девочки.

Часто в метриках используются изображения животных и игрушек: мишки, зайчики, котята, пирамидки, куклы. Для девочек популярны изображения маленьких фей, ангелочков.

Для двойняшек можно использовать готовые схемы с 2 малышами, либо вышить рядом одинаковые фигуры, заменив, например, часть цветов с розового на сиреневый. Общую метрику для двойняшек (или сестер разного возраста) можно заменить на 2 отдельных. Отлично будут смотреться парные изображения, схожие по сюжету, размеру, цветовой гамме, и оформленные в одинаковые рамки.

Красочная метрика с вышивкой крестом может быть дополнена практически любым изображением, подходящим для девочек. Ниже представлен ряд схем, которыми можно воспользоваться для изготовления своей уникальной вышитой метрики для девочки.

Хитрости техники полукрест

  1. Для разных схем разработчики могут применять различны наклон стежков. Поэтому, перед выполнением вышивки по схеме, изучите инструкцию повнимательней. За основной принято принимать наклон слева направо, то есть нижняя часть полного креста. Но есть и такие схемы, где применяются разные наклоны стежков;
  2. Этот вид вышивки позволяет явно увидеть все недостатки на лицевой стороне. Поэтому не обращайте внимания на изнанку, сосредоточьтесь на внешнем виде вышивания. Очень внимательно нужно совершать переход из ряда в ряд, последний стежок первого ряда и первый следующего требуют особого внимания;
  3. Чтоб нитка не перекручивалась, как можно чаще отпускайте нитку свободно свисать. Под весом иглы нить сама раскрутится;

  4. Имейте в виду, что с изнаночной стороны полукреста одиночные вертикальные колонки, а не двойные, как при вышивке крестом, поэтому концы нитки, которые вы закрепляете под нитками изнанки, должны быть длиннее, а количество стежков – больше. Если вам необходимо сделать одиночный темный полукрестик в окружении более светлых, есть риск, что конец темной нити, пропущенный под светлыми, будет просвечиваться через ткань. Это испортит цветовую схему рисунка. В этом случае, вы должны взять нить в одно сложение и дважды повторить косой стежок, закрепив темную нить под ней же самой;
  5. Вышивка этим стилем требует аккуратного обращения, при перемещении пялец или рамы в местах, где ткань зажимается, стежки могут деформироваться. Используйте пяльцы больших размеров, или снимайте пяльцы каждый раз, когда делаете перерыв в работе;
  6. Не пугайтесь, если вам кажется, что прямоугольная форма вышивки в технике полукрест поменяла свою форму в сторону наклона стежков, при оформлении картины мастер, натягивающий ткань, легко это поправит;
  7. Если вы не пользуетесь канвой, вышивая неполным крестом, не делайте стежки слишком тугими, от этого на ткани могут появиться дырочки, что подпортит внешний вид работы;
  8. Вы можете добиться очень интересного эффекта, используя на белой однотонной канве нитки меланжевой расцветки. Фон будет переливаться и играть, это оживит любую самую скучную картинку;
  9. Сейчас стала известна техника, при которой вышивальщицы при большом объеме работы с диагональным стежками, применяют сразу две техники: гобелен и полукрест. Этот прием позволяет сохранить форму вышиваемого объекта и создать более ровную поверхность вышивки. Просто необходимо чередовать ряды с похожими стежками.

Шов 3/4 креста

Наряду со стежками 1/4 креста, в вышивке используются дробные крестики в 3/4 креста.

Закрепив нитку, выводим иглу в середине квадратика канвы (точка 1), затем по диагонали вкалываем иглу в точку 2, которая располагается в верхнем углу канвы. Затем выполняется вертикальный стежок (с изнаночной стороны) так, чтобы игла вышла из точки 3.

Проводим нитку по диагонали и вкалываем иглу в точку 4.

При вышивке 3/4 креста также соблюдаем основное правило: верхний стежок лежит в том же направлении, что и все остальные.

Теперь вы без труда выполните стежок 3/4 креста в зеркальном отображении в горизонтальной и вертикальной плоскости.

Условные обозначения в схеме вышивки

В схеме вышивки крестом 3/4 креста обозначаются таким же образом, что 1/4 креста, т. е. в одной клеточке указывается 2 маленьких символа или 1 в каком-то уголке.

Если в клеточке указано 2 символа, значит полный крест состоит из 3/4 креста и 1/4 креста (а именно petit-point, т. е. маленького полукрестика).

В этом случае вам следует хорошенько подумать: какой цвет вышить в 3/4 креста, а какой в 1/4. На помощь придет схема вышивки: найдите фрагмент, который вышиваете в данный момент. Предположим, вы вышиваете глазки этого котика.

Как видно на схеме, прямо над черными глазками-точками идут дробные крестики. В данном случае 3/4 креста лучше вышить нижний левый угол, а на 1/4 креста (в данном случае это будет полукрестик) придётся правый верхний уголок. Нам нужно выделить именно белую шёрстку вокруг глаз, которая обозначена на схеме крестиком или знаком умножить, а желтая шерстка, обозначенная треугольником, не в приоритете. Соответственно, тому, что важнее, отдаём бОльшую часть крестика, т. е. 3/4.

Чтобы вас окончательно запутать (шутка, конечно)), стоит упомянуть и о таком способе вышивки дробных крестиков, как 3/4 креста + 3/4 креста. На схеме обозначаются также двумя символами, а в процессе вышивки выглядят так:

В зависимости от того, в каком направлении идет верхний стежок во всей вашей вышивке, вышиваются и швы 3/4 креста.

Если верхний стежок идёт по диагонали из левого нижнего угла в правый верхний, то и длинные стежки 3/4 крестика должны идти в этом направлении.

Если верхний стежок идёт по диагонали из левого верхнего угла в правый нижний, то и длинные стежки 3/4 крестика должны идти в этом направлении.

Возникает резонный вопрос: каким именно способом вышивать, если в схеме встречаются дробные крестики? 3/4 креста + 1/4 креста, 1/4 креста + 1/4 креста или 3/4 креста + 3/4 креста?

Прежде всего необходимо ориентироваться на вышивку в целом и, конечно, прислушиваться к своему внутреннему голосу) Точнее, попробовать вышить дробный крестик всеми тремя способами и понять, какой из них вам больше нравится.

1/4 креста + 1/4 креста

Ещё один ориентир — это шов бэкститч (подробнее о нём чуть ниже). Если по границе дробных крестиков предполагается пройтись бэком, то лучше всего полный крест вышивать по схеме 1/4 креста + 1/4 креста (при этом вышивать именно маленькие крестики, а не полукрестики). Тогда сам бэкститч ляжет ровненько по диагонали между четвертиками разных цветов!

3/4 креста + 3/4 креста

Если в схеме бэкститч не предусмотрен, то целесообразно вышивать полный крест по схеме 3/4 креста + 3/4 креста. В данном случае верхние длинные стежки образуют красивую видимую границу между цветами. Стоит отметить, что в данном случае верхний диагональный стежок будет состоять из 2-х цветов и, соответственно, будет в 2 раза толще, чем верхний стежок во всех остальных крестиках.

3/4 креста + 1/4 креста

Если вы не любите слишком толстую и плотную вышивку, то схема 3/4 креста + 1/4 креста идеально подойдёт! В данном случае верхний стежок будет выполнен ниткой одного цвета и по толщине будет соответствовать вышитым полным крестикам. 1/4 креста здесь вышивается полукрестиком.

Как избежать ошибок

Так как движение иголки будет происходить значительно чаще, чем обычно, у вас могут возникнуть перевивы нити. Чтобы по возможности избежать этого, нужно периодически отпускать иголку так, чтобы она могла свободно свисать. В итоге она сможет раскрутиться, а вышивание на полотне будет выглядеть очень красиво. Чтобы закрепить нить на изнаночной стороне, вам понадобится прежде всего сделать сразу несколько стежков, как в принципе и в глади, и в технике креста.

Вы можете делать вышивку не только по прямому ряду, хотя и будут возникать некоторые нюансы во время работы. Например стежки могут просвечиваться. Чтобы сделать своими руками один темный стежок, а по кругу несколько светлых, лучше всего выполнить пару стежков только в одном секторе полотна, но мулине взять всего лишь в пару сложений, чтобы она была тонкой. В таком случае край нитки, который будет потом пропущен под светлыми полукрестиками, останется практически незаметным, и не сможет испортить вышитое изображение на полотне.

Когда вы уже разобрались с такой технологией вышивания, вам необходимо следить за тем, чтобы практически готовое изделие не испортить пяльцами. А все потому, что делая перерывы в работе, следует снимать пяльцы или любой другой подобный инструмент, так как вы можете сделать рукой неаккуратное движение и сдвинуть мулине. Рисунок может изменять свою форму благодаря наклону стежков. Но, если вам это не нужно, тогда багетная мастерская поможет этого избежать, откорректировав такие недостатки. В процессе рукоделия стоит избегать слишком сильное натяжение полукрестиков, так как могут появиться видимые проколы иголкой полотна, которые уже никак не исправить.

Стебельчатый шов (пошагово)

Стебельчатый шов

При создании растительных орнаментов чаще всего используют простой украшающий шов, который так и называется стебельчатым. Он напоминает тесно свитую веревочку. В зависимости от того, какими частыми и длинными будут стежки, меняется внешний вид этой «веревочки». Этим же швом часто вышивают на рисунках просто тонкие линии, прямые и извилистые, обозначая контур рисунка.

При кажущейся простоте, стебельчатый шов требует для выполнения определенной сноровки. Впрочем, если пошагово следовать инструкции по технике выполнения стебельчатого шва, украшать изделия с его помощью будет на самом деле довольно просто.

  1. Воткните иглу с изнанки и вытяните на лицевую сторону.
  2. Придерживая ниточку у точки входа вытяните нитку немного вправо и вверх и сделайте колок по направлению к себе.
  3. С изнаночной стороны сделайте следующий колок примерно в середине стежка и вытяните на лицевую сторону.
  4. Повторите операцию нужное количество раз.

Для того чтобы стебельчатый шов получился ровненьким и привлекательным, стежки старайтесь делать одинакового размера, лучше некрупными. Кроме того, надо следить за тем, чтобы они плотно прилегали друг к другу – другими словами, большого расстояния между стежками быть не должно. Конечно, это займет больше времени, чем вышивка крупными стежками, но зато будет выглядеть эстетично. Так что торопиться не надо.

Шов «за иголку»

Шов «за иголку», его второе название — «назад иголку», также очень прост в исполнении, его стежки нужно набирать в направлении справа налево.

Стежки шва «за иголку» должны быть одинаковой длины. Шов можно выполнять двумя способами.

При первом способе иголку с рабочей ниткой следует вывести на лицевую сторону, следующий прокол иголкой в ткань сделать на 3 мм правее места 1-го прокола. Это будет 1-й лицевой стежок. Нить протянуть по изнаночной стороне, вывести на лицевую сторону на 3 мм левее 1-го прокола. Это первый изнаночный стежок.

Скорее всего, тяга к прекрасному была свойственна человеку уже на заре цивилизации. Неандерталец, который жил в Европе примерно 50–40 тыс. лет тому назад, обеспечивал себя одеждой из шкур, сшивая их сухожилиями и украшая простейшими узорами из тех же сухожилий.

Выполняя 2-й стежок, уложить рабочую нитку слева направо, а иголку вколоть в место прокола, которым был закончен 1-й лицевой стежок. Снова провести иголку под тканью на изнаночной стороне и вывести на лицевую сторону на 3 мм левее 2-го стежка. Далее вновь ввести иголку в тот прокол, которым был закончен предыдущий стежок. С лицевой стороны это шов смотрится как сплошная строчка стежков, похожая на машинную строчку. Потому этот способ выполнения шва «за иголку» еще называют швом «строчка», или строчевым швом (рис. 7 а, б).

Изнаночные стежки шва «за иголку» — это отрезки рабочей нитки, равномерно находящие друг на друга лишь на половину предыдущего стежка. В правильном раппорте лицевой стежок шва «за иголку», или строчевого шва, равен половине изнаночного стежка. Длина стежков обычно зависит от толщины ткани и рабочей нитки.

При втором способе выполнения шва «за иголку» после вывода ее с рабочей ниткой на лицевую сторону нужно сделать следующий прокол на 2 мм правее выхода рабочей нити. Ее протянуть по изнаночной стороне и вывести на 3 мм левее 1-го прокола. При таком способе выполнения шва на лицевой стороне образуется пунктирная, или штриховая, строчка с промежутками в 1 мм (рис. 7 в).

Раппорт шва «за иголку» состоит из лицевого и расположенного под ним изнаночного стежка.

При идеальном исполнении в раппорте шва «за иголку» лицевой стежок равен 0,33 изнаночного стежка. Тогда лицевые стежки и промежутки ткани между ними получаются равномерными, придавая шву ритмичность и делая его красивым. При последовательном повторении эти раппорты образуют весь шов «за иголку», который имеет очень рельефный вид, он четок при украшении им изделий. Иногда шов «за иголку» называют стебельчатым швом наизнанку.

Шов «вперед иголку»

Это шов очень прост в исполнении и внешне напоминает пунктир. Его раппорт составляют 1 лицевой и 1 изнаночный стежки (рис. 6 а). Шов полагается выполнять движением иглы справа налево. Весь шов образует последовательное чередование по прямой линии стежков, имеющих равную длину. В узорах с произвольным рисунком шов «вперед иголку» можно прокладывать и по плавной кривой линии. Для выполнения шва иголку с рабочей ниткой выводят справа в контур узора с изнаночной стороны налицо. Для лицевого стежка надо отсчитать нужное число нитей ткани, после чего вытянуть иглу на изнанку. Затем, пропустив на изнаночной стороне одинаковое число нитей, вновь вывести иголку на лицевую сторону без протягивания рабочей нитки. Этот прием следует повторять 2 или 3 раза так, чтобы на 1 см шва поместились 2–3 стежка. Шов «вперед иголку» часто используют для обводки контура рисунка при вышивании крестом или гладью. Потому этот шов можно применять в качестве дополнительного украшения при выполнении объемной вышивки крестом. Кроме того, именно этот шов используют при выполнении объемной вышивки в итальянской технике трапунто (рис. 6 б).

Набор необходимых материалов для техники счетный крест

Сегодня такой вид рукоделия, как вышивка, получил широкое распространение среди женщин всех возрастов. Вышивка успокаивает, приводит к психологическому равновесию, помогает личному самовыражению. Начать вышивать можно легко и просто.

Техника «счетный крест» получила широкое распространение среди рукодельниц. Данная техника исполнения не представляет трудности. Однако требует внимательности, аккуратности и усидчивости. Многое в вышивании зависит от качества материалов.

Все необходимые материалы (нитки, канву, иглы) для техники счетный крест можно приобрести в любом специализированом магазине

Материалы для вышивания крестом:

  • Канва;
  • Мулине;
  • Пяльцы;
  • Схемы;
  • Иголки;
  • Ножницы.

Набор инструментов минимальный. Однако техника вышивания во многом зависит от качества и вида ткани и нитей. Самым распространенным видом ткани является Аида, а нитей – мулине.

Виды подшивочных ручных швов

Бывают открытые, потайные и фигурные.

Открытый шов

Используется для несыпучих тканей и подшивания низа брюк, юбки и т.п. Игла выходит с загиба подвернутой части, захватывает 2-3 мм основной ткани, снова возвращаемся к завернутой части (на расстоянии 3-7 мм) и захватываем 2-3 мм. На 1 см 2-3 стежка. Используется принцип косого ручного шва – игла входит перпендикулярно, но стежки получаются под углом параллельно друг к другу.

Потайной ручной подшивочный шов

Схож с предыдущим методом, но стежки очень короткие с лицевой стороны. На основной ткани захватываем 1-2 нити, на подогнутой стороне – 2-3 мм. Цвет ниток должен совпадать с цветом ткани. Используется для подшивания блузок, деталей из тонкого полотна или в случае, чтобы шов не был заметен.


Подшивочные швы

Фигурный шов «козлик»

Используется для плотных тканей или в целях декорации. Стежки прокладываются слева направо в виде крестика, игла идет строго параллельно срезу! Длина стежков от 4 до 7 мм, плотность их зависит от типа ткани – чем плотнее ткань, тем реже стежки.


Алгоритм

Крестиковые швы.

При выполнении изделий в технике объемной вышивки крестом основным стежком является крестик. Поэтому, прежде чем браться за осуществление той или иной модели, нужно как следует освоить его выполнение. Качество вышитых крестом работ во многом определяется техникой наложения стежков, или шага вышивки

Очень важно пунктуально располагать стежки, тогда создаваемая вышивка получится красивой и аккуратной. При вышивании любым видом крестикового шва также надо применять пяльцы

Односторонний, или простой русский, крест на лицевой стороне — это два одинаковых размеров диагональных стежка, перекрещенных посередине. На изнанке стежки этого шва имеют вид двух прямых параллельных отрезков, расположенных вертикально или горизонтально. Этот шов широко используют для оформления различных изделий, потому что он очень легок в выполнении, привлекателен благодаря своей плотной зернистой фактуре. Шероховатая поверхность, полученная при вышивании крестом, близка по структуре к натуральным материалам. Множество отражений света от стежков на шероховатой поверхности такой вышивки создает впечатление более глубокого тона.

Шов «русский крест» нужно выполнять в два хода. В начале работы требуется вывести иголку с рабочей ниткой на лицевую сторону в левом нижнем углу клетки. Из этой точки 1-й стежок на лицевой стороне надо направить по диагонали снизу вверх и направо, затем вколоть иголку в правый верхний угол. На изнаночной стороне 1-й стежок уложить вертикально, перпендикулярно к линии шва, по направлению в правый нижний угол клетки. Второй стежок на лицевой стороне следует выполнить при обратном ходе вышивки, ведя рабочую нитку по диагонали из нижнего правого угла в верхний левый угол. Так при пересечении 2-х лицевых диагональных стежков получается крест, а верхние стежки в узоре будут иметь одинаковое направление. Если шов «простой русский крест» шьют по канве, то прокол делают точно в середине между нитями канвы.

Обычно вышиваемое крестиком пространство 1-го ряда полагается заполнять нижними диагональными стежками с направлением снизу вверх и слева направо до конца цветового пятна или намеченного участка. Затем при выполнении обратного хода нужно перекрыть нижние стежки 2-м рядом стежков с направлением снизу вверх и справа налево (рис. 31).

Рассмотрим основные виды стежков для вышивания рукодельниц

Так, вышитые крестиком вафельные полотенца освежат интерьер кухни, сделав ее ярче и интереснее. А оформленные гладью или лентами предметы гардероба сделают образ оригинальным и запоминающимся. Чтобы освоить это мастерство и радовать себя и близких исполнением новых задумок, для начала стоит ознакомиться с основными видами стежков и швов для вышивания разными способами.

«Назад иголку».

Один из самых распространенных видов швов, который применяется не только в вышивании для выделения контура, но и для шитья. Имеет и другое название – «бэкститч». Представляет собой сплошную линию, состоящую из небольших стежков одинаковых по длине.

Чтобы выполнить этот шов, для начала делается первый стежок. Затем нить выводится на лицевую сторону ткани на расстоянии, равном длине начального отрезка. Далее иголка возвращается обратно на изнанку, проходя через отверстие, где оканчивается первый стежок. Получается линия, состоящая из двух одинаковых отрезков. Затем нить вновь выводится на лицевую сторону на расстоянии, равном двум длинам стежков. Дальше работа продолжается аналогичным образом.

Простой и двойной наметочные швы.

Наметочный шов – самый первый, которому обучаются мастерицы в начале творческой деятельности. Чтобы выполнить ряд простых стежков, необходимо проводить нить над и под тканью, получая чередование вышитых отрезков и пустых пробелов.

Двойной наметочный шов иногда называют «гольбейном». Используют в основном для оформления черного контура в вышивке. Напоминает шов «назад иголку», если смотреть с лицевой части, однако изнаночная сторона выглядит значительно аккуратнее. Что и является преимуществом этого вида шва перед упомянутым ранее.

Чтобы выполнить ряд из двойных наметочных стежков, следует вышить линию простым швом, двигаясь слева направо. Затем, повернув в обратную сторону, заполнить образовавшиеся пробелы новыми стежками.

Крестик.

Основной шов в вышивании крестиком, о чем, собственно, и говорит название этого вида рукоделия.  Существует два способа выполнения креста, которые будут рассмотрены в вышивании по направлению слева направо.

1) Один из вариантов предполагает полное вышивание элемента, а затем уже переход к следующему. Первая перекладина крестика выполняется путем прокладывания стежка из нижнего левого угла в правый верхний, вторая – зеркально, т.е. из правого нижнего в левый верхний.

Чтобы сделать остальные элементы, начиная со второго, нужно вывести нить на лицевую строну в правом нижнем углу полученного креста. И продолжить работу аналогичным образом. 

2) Второй способ удобен при вышивании целого ряда из крестиков одного цвета. Для начала следует сделать ряд из первых перекладин для будущих крестов, продевая нить из нижнего левого угла в верхний правый. Затем продолжить вышивание, двигаясь в обратном направлении и формируя вторые перекладины.

Болгарский крест.

Этот вид шва состоит из двух крестов, поэтому и второе название получил соответствующее – двойной. Используется для придания объема деталям в вышиваемом рисунке.

Для начала формируется обычный крестик по способу, описанному выше. Далее нитка выводится на лицевую сторону в центре между двумя верхними углами заготовки. Делается стежок, заканчивающийся в нижней части детали. Это первая перекладина верхнего креста. Вторая (горизонтальная) перекладина формируется стежком, проходящим из центра левой стороны заготовки в правую.

Стебельчатый шов.

Этот вид шва используется для вышивания гладью и лентами. Часто применяется для оформления стебельков и прожилок листьев, а также для обшивки контура. Стебельчатым швом также можно вышить весь рисунок, изменяя при этом угол наклона.

Первый стежок делается по диагонали сверху вниз. При выполнении каждого последующего нитка выводится на лицевую сторону ткани в середине предыдущего стежка. Наглядно процесс выполнения этого вида шва показан на схематичном рисунке.

Тамбурный шов.

Еще один вид шва, использующийся в различных видах вышивания. Визуально представляет собой ряд петель, каждая из которых выходит из середины предыдущей.

Первым делом на ткани формируется небольшая петелька. Затем иголка выходит на лицевую сторону через прокол, сделанный в середине образованной петли, формируя новую. Аналогичным образом оформляются все последующие элементы шва. Иголка с ниткой при этом всегда должны располагаться над петлями (см. схему).

Классический стебельчатый шов.

Это знакомый с детства и самый распространенный во многих видах вышивки шов, который представляет собой ряд плотных косых стежков. Шов нарабатывается стежками в направлении слева направо, т. е. от себя, а острие иголки во время работы над швом направлено на вышивальщицу. Стебельчатый шов бывает двух типов: тонкий и толстый.

Тонкий стебельчатый шов имеет вид шнурка. Им вышивают тонкие и длинные детали изображения (травинки или прожилки листьев). Иногда в случае необходимости этим швом можно обвести контуры отдельных деталей вышивки.

При выполнении стебельчатого шва надо аккуратно закрепить рабочую нитку на изнаночной стороне и вывести иголку с ней на лицо в нужной точке контура рисунка. Затем ввести иголку в ткань правее места 1-го прокола — это будет 1-й лицевой стежок стебельчатого шва. После чего протянуть иголку с рабочей ниткой по изнаночной стороне работы и вывести острие иголки на лицевую сторону в середине 1-го стежка с его левой стороны. Эта точка послужит началом 2-го стежка. Когда рабочая нитка будет полностью выведена на лицевую сторону, следует прижать ее большим пальцем левой руки к пяльцам вблизи от места прокола. Затем вновь ввести иголку с рабочей ниткой в ткань правее точки окончания 1-го стежка ровно на половину его длины. Далее провести иголку по изнанке и вытянуть на лицевую сторону в месте того прокола, который завершил 1-й стежок, — это середина 2-го стежка.

Собственно говоря, суть шва состоит в том, что каждый последующий стежок нужно начинать из середины предыдущего стежка. Небольшие, одинаковой величины стежки надо плотно укладывать друг к другу. При выполнении стебельчатого шва очень короткими стежками он получается узким и слегка выпуклым, напоминая витой шнурок (рис. 8 а).

Опытные мастерицы при использовании напольных или настольных пялец обычно выполняют этот шов двумя руками. Однако начинающей вышивальщице лучше не усложнять себе жизнь: ей проще прокладывать его правой рукой, придерживая левой рабочую нить при выполнении шва.

Осуществление стебельчатого шва заключает в себе одну тонкость: при его выполнении рабочую нитку всегда нужно класть только с одной стороны от иголки: или справа, или слева. Ни в коем случае нельзя во время прокладывания стебельчатого шва менять положение рабочей нитки — это сразу нарушит его ритмичность и красоту: он приобретет изломанный неряшливый вид.

Когда стебельчатый шов используется в качестве украшающего контурного, он выполняется маленькими стежками одинакового размера тонкой острой иглой. Если же этим швом надо вышить линию с резкими крутыми изгибами, в этом случае ее нужно прошивать, немного прокалывая иголкой предыдущий стежок в тот момент, когда ее острие выводится на лицевую сторону для нового стежка. Благодаря этому несложному техническому приему можно зафиксировать стежок. Тогда линия шва получится достаточно гибкой и четкой.

Толстый стебельчатый шов требуется выполнять практически так же, как и тонкий шов. Но каждый его последующий стежок должен заходить на предыдущий стежок примерно в его середине. Лицевые стежки следует располагать почти параллельно линии шва. В этом случае изнаночные стежки по величине должны равняться половине лицевых стежков. Толстый шов чем-то напоминает широкий шнур (рис. 8 б).

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий