Пирография для начинающих: выжигание картинок на дереве

Выжигание по дереву для начинающих

Чтобы с первого же раза не разочароваться в своих умениях, действуйте согласно инструкции. Не торопитесь: пирография требует внимания и усидчивости. Помните, что готовый узор нельзя стереть словно карандаш. В работе начинающего мастера не должно быть помарок или ошибок, иначе изображение будет выглядеть неаккуратно.

Следует подготовить все необходимое заранее:

  • электровыжигатель;
  • копировальная бумага;
  • рисунок, эскиз или фото узора;
  • доска;
  • мел;
  • вода;
  • подставка;
  • наждачная бумага.

Как выжигать по дереву?

Для начала убедитесь, что поверхность древесины подготовлена к выжиганию. Если доска не покупная, то её заранее обрабатывают наждачной бумагой. Далее следует развести в воде мел и натереть этой смесью поверхность, где будет изображение. Если вы работаете на готовой разделочной доске, то её обрабатывать не нужно.

Далее определитесь с рисунком. Желательно, чтобы он был с ярко выраженными контурами. Рисунки для выжигания по дереву можно найти в интернете или на сайтах по рукоделию — там есть фото на любой вкус. Это может быть что угодно: узор, пейзаж, натюрморт, портрет, сюжетная сцена

Если вы ходите украсить предметы быта, то обратите внимание на растительный орнамент. Новичку лучше выбирать иллюстрации попроще, постепенно переходя к более сложным

Далее рисунок переводится на поверхность доски при помощи копировальной бумаги. Тщательно прорисуйте все мелкие детали и линии. Если копировальной бумаги нет, то воспользуйтесь простым карандашом или процарапайте рисунок — на готовой работе этого видно не будет. Узоры для выжигания по дереву могут быть импровизированными, но не следует экспериментировать в первый раз, если вы не уверены в своих силах.

Обращайте внимание на цвет, глубину и ширину линий — это зависит от времени прожига. Если выжигаете впервые, то потренируйтесь на маленькой досочке, которую не жалко испортить, а уже потом переходите к подготовленной поверхности с нанесённым рисунком

Выжигать стоит начиная с контура, закрашивая и оттеняя отдельные фрагменты в самом конце.

Обратите внимание, что некоторые стилизованные рисунки выжигаются равномерно, то есть в результате у вас должна получиться двухцветная картинка. Другие же требуют соблюдения законов светотени — это делается светлыми штрихами при понижении температуры или уменьшении времени прожига

В первый раз следует выбирать самые простые картинки для выжигания по дереву, где отсутствуют сложные световые переходы.

Начинайте выжигать после того, как штифт будет достаточно раскалён — из него будет виднеться маленький язычок пламени. Если пламя угасает и вы почувствовали запах гари, то засорилось вентиляционное отверстие. При необходимости во время работы отчищайте штифт от шлаков — тогда он будет лучше функционировать. Чистить его металлическими бытовыми предметами не стоит, иначе он повредится.

Пирография (буквально: «рисование огнём») — техника, применяемая в декоративно-прикладном искусстве и художественной графике. Суть её заключается в том, что на поверхность какого-либо органического материала (древесины, фанеры, пробки, бумаги, картона, фетра, кожи, ткани) при помощи раскалённой иглы наносится рисунок. В основном в качестве материала применяется древесина, поэтому пирография широко известна как выжигание по дереву.

В отличие от пиротипии (буквально: «огненная печать») эта техника в прошлом считалась редкой и использовалась в основном, как дополнительный приём при гравировке по дереву, кости, коже [ источник не указан 3646 дней ] .

Пирограф (выжигатель) — прибор для выжигания по дереву, коже и другим материалам для создания художественного рисунка. Мастер, работающий в технике пирографии, называется пирографистом.

Методы переноса рисунка на фанерный лист

Профессионалы создают картину на фанере без предварительного переноса рисунка, набросав эскиз от руки. Начинающим мастерам следует переносить на лист уже готовый рисунок. Сделать это можно следующими способами:

  • С использованием копировальной бумаги. На фанеру кладут лист копировки, а поверх него — бумажный рисунок. Карандашом обводят контур узора, который отпечатывается на плите.
  • С помощью иголок. Этот метод подходит для простых орнаментов с прямыми линиями. Нужно положить бумагу с узором на фанеру и проткнуть иголками основные точки. Затем бумагу убирают и карандашом соединяют линии согласно задумке.
  • С помощью папирусной бумаги. Бумагу с рисунком накрахмаливают и приклеивают к листу фанеры. После высушивания можно приступить к выжиганию или выпиливанию. По окончанию работа смачивается для удаления остатков бумаги.

Самым простым способом переноса цветного изображения является метод ЛУТ — лазерно-утюжной технологии. Для этого нужно распечатать цифровую картинку на лазерном принтере с использованием глянцевой или мелованной бумаги. Затем лист прикладывают цветной стороной к фанере и проглаживают его утюгом. Похожего эффекта можно достичь и с простым бумажным листом. Для этого его нужно прислонить к фанере, пропитать ацетоном и оставить до полного высыхания.

Модели с проволочными перьями

Достоинства выжигательных приборов с перьями из проволоки более обширны. За счёт внушительной мощности их можно использовать для работы с самыми твердыми породами деревьев. Нагревание и остывание осуществляется за несколько секунд. Многие приборы оборудованы регулятором температуры накала проволоки. Для начала можно накалить ее добела или слегка подогреть.

Оснащенные проволочными перьями модели решают поставленные задачи намного быстрее и эффективнее, чем другие. А если при долгом использовании произойдёт перегорание проволоки, её можно с лёгкостью заменить на другую. Кстати, большинство европейских производителей такой техники используют в качестве нагревательных элементов металл нихром, который отличается большим сроком службы.

Представители этой группы нашли широкое применение в самых кропотливых и тонких направлениях.

Из недостатков:

  1. Дороговизна.
  2. Сложности ремонта, особенно если модель была куплена в Интернете, а возможность найти запчасти отсутствует.
  3. Нередкое перегорание и деформация наконечников.

Если часто заменять нагревательные элементы, ручка с фиксатором перестанет быть пригодной для использования.

Если говорить о самых популярных моделях, то среди них будут упомянуты приборы для выжигания «Узор 1», «Stayler», «Weller» и другие.

Выжигание по дереву для начинающих: какие инструменты нужны для этого

Выжигательный аппарат (пирограф) — главное оборудование. Раньше это была пластиковая коробочка (обычно — желтая) с небольшим паяльничком внутри, у которого наконечник был похож на канцелярскую скрепку видом и толщиной. Сегодня, когда это искусство возвращается, выжигательная машинка представляет более серьезный прибор. Есть и аппараты старого типа, но, все-таки лучше приобретать выжигатель с твердыми перьями. Его хватит надолго, поскольку он отличается высокой прочностью, да и разных насадок у него много.

Минусы тоже есть:

  • долгий нагрев — долгое охлаждение;
  • иногда — неудобные (греющиеся) рукоятки;
  • возможность перегорания, при долгой работе.

У проволочных выжигателей минусы серьезней:

  • большая стоимость;
  • дорогой ремонт;
  • частая замена тонких игл;
  • трудность в поиске запчастей.

Как пользоваться аппаратом? Данный выжигательный аппарат удобно располагается в пластиковой коробке, чем удобен для транспортировки

В комплекте есть подставка для паяльника (что очень важно), набор насадок из 20 штук (постоянно необходимые и фигурные). В общем, отличный подарок и начинающему пирографисту и профессиональному

Далее потребуется набор для выжигания по дереву. Это будет дешевле и проще, чем заниматься самостоятельным поиском нужных подручных средств. Там хватит материала на первое время. Выглядят наборы примерно так:

Топ лучших приборов для выжигания

Определиться с выбором пирографа помогут не только характеристики того или иного вида приборов, но и отзывы в интернете.

В данной статье приведены примеры лучших по мнению пользователей устройств для пирографии.

    1. Выжигатель «Вязь». Подойдет для детей, начиная с восьмилетнего возраста. Безопасен в использовании. Оснащен подставкой, которая является частью основного корпуса. Укомплектован запасной иглой, переключателем интенсивности нагрева. В интернете много отзывов реальных пользователей:

      • Артем. г.Иваново. «Приобрел Вязь в подарок племяннику 2 года назад. Работает до сих пор. Куплю такой же сыну».
      • Николай. г.Тверь. «Купили такой ребенку. В комплекте были трафареты рисунков. Они очень пригодились. Аппарат надежный, ни разу не подвел. Ручка не греется. Выжигаем с сыном очень часто, осваиваем уже сложные картинки».

В данном видео рассказывается от аппаратах «Узор-1» и «Витязь. Как ими работать и какие линии «выходят» из-под наконечника.

  • Прибор «Узор – 1». Мощность – 20В. Оснащен корпусом из пластика и металла. У корпуса есть удобные резиновые ножки. Имеется регулятор нагрева. Укомплектован двумя сменными иглами. Имеются рисунки для перевода на поверхность, есть инструкция. Пользователи отмечают удобство и надежность данного устройства. Некоторые покупатели отметили то, что корпус нагревается во время использования. Но, с их слов, это не мешает в работе. Подойдет для изображения мелких деталей и букв. Предназначен для детей с восьми лет.
  • Комплект для выжигания «Фантазер». Укомплектован шестью сменными наконечниками, подставкой, шаблоном для нанесения рисунков, копировальной бумагой и основой для работы. Мощность прибора составляет 30В. Подходит для юных пирографов, начиная с восьми лет.

Внимание! прежде чем приступить к работе с любым аппаратом для выжигания необходимо внимательно изучить инструкцию – от этого зависит срок эксплуатации прибора и безопасность пользователя.

Мастер-класс по выжиганию

Если все готово к работе, можно приступать. Начинается творческий процесс с подготовки дощечки. Мастер должен зачистить ее мелкой шкуркой, после чего не лишним будет натереть ее водно-меловым раствором. Доска должна высохнуть, на сухой поверхности можно работать.

Выжигание поэтапно:

  1. Нанесите на сухую поверхность доски выбранный эскиз (воспользуйтесь копировальной бумагой или трафаретом).
  2. Включите пирограф, соблюдая все предписанные прибору правила техники безопасности. Дождитесь, пока перо прибора накалится и покраснеет.
  3. Расположите доску на рабочей поверхности так, чтобы работать пирографом вам было удобно. С одинаковым нажимом ведите пером по контуру и всем элементам картинки так, чтобы на обработанных линиях появлялась выразительная темно-коричневая полоса.
  4. Начинать выжигание лучше с внешних линий, после их проработки переключайтесь на основную часть рисунка. Второстепенные фрагменты выжигаются в последнюю очередь. Если картина сложная, мысленно разбивайте ее на фрагменты, выжигайте каждый фрагмент поэтапно, не перескакивая с одной части работы на другую.
  5. Выжигание закончится, как только прорисованными окажутся все линии и детали эскиза. Когда обработанный пирографом эскиз превратится в законченный рисунок, можно выключать прибор.
  6. Не забывайте менять насадки, если того требует рисунок. И новичкам не стоит бояться частой смены насадок: подобный опыт быстро учит выжиганию, анализу результатов, он же знакомит с возможностями пирографа.
  7. Если хочется получить комбинированную работу, можно дополнительно расписать ее акварелью или просто покрыть бесцветным лаком.

В данном видео-ролике показан процесс выжигания, начиная с перевода рисунка и заканчивая полной детализацией изображения.

Еще до начала выжигания убедитесь, что вы знаете, как работает пирограф. Паяльный элемент должен нагреться до нужной температуры (современные приборы оснащены датчиком-индикатором нагрева).

Подсказки новичку:

  • в первые же уроки выжигания пробуйте делать штрихи и линии разной толщины, регулируя интенсивность прожига;
  • чтобы линия получилась тонкой, ведите ручку пирографа быстро, но без сильного нажима;
  • для красивых толстых штрихов используется медленное выжигание;
  • насыщенность оттенка корректирует увеличение температуры пера (но большой накал чреват частым перегоранием спирали).


Для первых работ рекомендуется выбирать простые изображения Часто в учебниках по пирографии пишут, что выжигание по дереву – это нечто среднее между рисунком и гравировкой. Но все же гравировки в этом творчестве больше. Потому новички, которые быстро осваивают выжигание современными безопасными приборами, понимают, что маловесные и простые пирографы зачастую не могут реализовать все задумки мастера. И работы, которые были выполнены 20-40 лет назад, выглядят более убедительно, хоть пирографы тех времен и громоздкие, и не такие «беззубые».

Но перейти к профессиональным устройствам успеете всегда, а если выжиганию учится ребенок, то маленькие и удобные приборы точно не отобьют у него желания творить.

Какой выжигатель выбрать

Выбирая аппарат для выжигания, нужно отталкиваться от вида работ, для которых он будет использоваться. Мы рекомендуем покупать только те выжигатели, на которых имеется регулировка накаливания. С ней гораздо проще контролировать нажим, толщину и яркость линий. Второй параметр – это длина стержня. Чем он короче, тем легче будет «включаться» в работу, так как по своей форме прибор напоминает привычную ручку или карандаш

Также обращайте внимание на наличие защитных пластин. Эти пластины расположены на стержне

Они нейтрализуют жар, поэтому работать с выжигателем можно неограниченное время. Последний параметр – это набор, в котором продается оборудование. По-хорошему, в него должны входить насадка для рисования, для штриховки, для нанесения тонких полос и несколько штампов (по желанию). Это минимальный набор, необходимый в работе. Все остальные насадки при необходимости можно докупить отдельно.

Отделка

Иногда мастера спорят – следует ли отделывать готовую работу.

Я считаю, что не отделанной работу обязательно нужно сохранять только в тех случаях, когда в нее предполагается внести поправки или изменения. Конечно, решать, отделывать или нет готовую вещь, надо самому мастеру

Но нужно принять во внимание, что выжженный рисунок, как и акварель, постепенно тускнеет под воздействием солнечного света. Кроме того, не обработанная древесина со временем темнеет, и выжженный на ней рисунок становится менее заметным

Таким образом, если вы хотите защитить свой рисунок от времени и солнечного света, его лучше покрыть слоем отделочного материала. Любой мастер свободен в выборе отделки, поэтому я могу поделиться с вами лишь самыми общими соображениями на этот счет.

Отделывать можно только очень гладкую и отшлифованную поверхность, но ее нельзя шлифовать после того, как на нее уже нанесен рисунок, потому что при этом могут быть утрачены некоторые его детали.
Нанесенный отделочный материал иногда может погубить негативный силуэт. Для того чтобы проверить, как влияет на цвет древесины тот или иной отделочный материал, нанесите его сначала на тот участок изделия, который не будет бросаться в глаза.
Лак – один из самых популярных отделочных материалов, однако он может сделать неразличимыми мелкие детали. Как правило, я покрываю лаком только те изделия, которые будут выставлены на открытом воздухе, например таблички на входных дверях. В этом случае я пользуюсь корабельным лаком. Прозрачным лаком лучше покрывать изделия, которые часто берут в руки, например коробки для карандашей.
Можно покрыть готовое изделие мебельной мастикой, но она может оставлять полосы на поверхности древесины

Покрывать изделие можно только прозрачной, а не цветной мастикой, которая будет отвлекать внимание от рисунка или узора.
Самым подходящим отделочным материалом можно считать олифу. Она хорошо выявляет фактуру волокна древесины и не оставляет на ее поверхности полос и пятен

Олифа продается в любом хозяйственном магазине, ее можно наносить кистью или легко втирать в древесину.
Если вы решили покрыть свое изделие отделочным материалом, посоветуйтесь с токарями-краснодеревщиками. Они хорошо разбираются в подобных вещах.

Помните, что на выточенное на токарном станке изделие нанести ровный слой отделочного материала вручную довольно сложно.

  1. Предварительно отшлифуйте изделие наждачной бумагой, чтобы загладить заусенцы. Особенно края, на которых могли остаться следы ваших пальцев.
  1. Нанесите олифу ровным слоем с помощью мягкой тряпочки или кисти.

Материалы для пирографии

Раз уж речь зашла о материалах, то стоит отметить, что выбор поверхности для выжигания — один из самых важных этапов. Ведь от их качества зависит конечный результат вашей работы.

При покупке древесины следует учесть несколько факторов:

  • дерево должно иметь однородную мелкопористую структуру — без заноз, трещин, царапин и других механических повреждений;

  • не рекомендовано отдавать предпочтение смолистым породам древесины;
  • цвет материала следует выбирать исходя из задуманного рисунка, но светлые оттенки всегда смотрятся более выигрышно;
  • более всего подходят твёрдые породы дерева;
  • поверхность материала должна быть чистой и ровной.
  • Кроме того, вид дерева зависит от изделия, на котором вы будете выжигать.

Лучше всего подходят:

  • липа;
  • ольха;
  • тополь;
  • берёза;
  • осина;
  • каштан.

Техника безопасности


Во время работы с пирографом необходимо строго соблюдать следующие правила:

  1. Включенный инструмент сильно раскален, и брать его можно только за рукоятку.
  2. Не играйте с пирографом. Если случайно коснуться наконечником кожи, то остается серьезный ожог.
  3. Нагретый инструмент можно класть только на специальную огнеупорную подставку. Помните, что и после выключения жало остается горячим какое-то время.
  4. Насадки можно менять только с помощью плоскогубцев. Голыми руками их касаться нельзя, даже если кажется, что они не очень горячие.
  5. Если выжигатель перегреется, то он быстро сломается, это касается и петельных, и паяльниковых моделей. Поэтому время от времени выключайте прибор из розетки.
  6. Никогда не оставляйте включенный пирограф без присмотра, даже когда отходите на пару минут.
  7. Если оголились провода или есть другие повреждения прибора, то пользоваться им не следует. Это может привести к возгоранию.

Если выжигает ребенок, внимательно следите за ним во время работы и всегда проверяйте, помнит ли он правила обращения с инструментом.

Готовые наборы для выжигания

​ ​

Выжигание по дереву: мастер класс

Выжигание по дереву, оно же пирография – это увлекательное домашнее хобби, которым вы можете заниматься вместе с ребенком. Оно не требует огромных затрат на приобретение инструмента и исходных материалов. Конечно, в случае если это хобби перерастет у вас во что-то большее и приносящее вам доход, тогда стоит потратиться на профессиональный пирограф.

Сегодняшний мастер-класс для изучения техники выжигания по дереву расскажет Вам все нюансы этого мастерства.

Выбираем инструмент и материалы:

  • Прежде чем начать работать в технике пирография, нужно подготовить инструмент и исходные материалы. Про инструмент было написано выше, единственное, что хотим добавить, это то, что при выжигании паяльником придется использовать несколько его вариантов, разных по размеру наконечников. Нужно это для того, чтобы линии и штрихи на изображении были разных размеров. На первых порах можно использовать только один паяльник, чтобы набить руку и понять, как это работает. Выжигатели же так же, как и профессиональные пирографы, идут в комплекте с несколькими насадками на наконечник, что очень удобно, один выжигатель заменит несколько разных по диаметру инструментов.
  • Деревянная основа берется из мягких пород дерева, например, липа, ольха, тополь, иногда береза, с однородной структурой для более легкой работы. Ведь перед тем, как начинать выжигать дерево нужно отшлифовать мелкозернистой шкуркой, а это не очень то просто на твердых породах древесины. Кроме того, использование основы с однородной структурой не вызовет трудностей с расположением рисунка, не нужно думать, как вставить различные круги и срезы в композицию изображения. Наверное, поэтому, излюбленным материалом-основой для начинающих выжигателей является фанера, она имеет гладкую ровную поверхность и легко обрабатывается.

Эта скромное, простое в изготовлении изображение орнамента из цветов в технике выжигания отличный старт для начинающих и для детей возраста старше 7 лет. Рисунок цветов взят на просторах интернета и просто распечатан на принтере.

Для изготовления картинки понадобится:

  • Небольшой отпил фанеры
  • Выжигательный аппарат по дереву
  • Бесцветный акриловый лак
  • Синтетическая кисть № 6
  • Простой карандаш, ластик
  • Мелкозернистая наждачная бумага
  • Бумажная копирка

Фанера тщательным образом шлифуется мелкозернистой наждачной бумагой. Шкурка водится обязательно вдоль волокон древесины, делается это для того, чтобы в результате получить мягкую, матово-ровную поверхность фанеры.

На отшлифованную фанеру сверху кладется бумажная копирка, зафиксированная зажимами, на которую укладывается распечатанный на принтере орнамент из цветов. Острым простым карандашом, несильно надавливая, обводятся линии рисунка. После того, как все детали рисунка переведены на фанеру, копирка убирается.

Выжигатель подключается к электрической сети и нагревается до нужной температуры. Обычно, если наконечник раскалился до темно-красного цвета, значит аппарат по выжиганию по дереву полностью готов к работе. Раскаленным кончиком выжигателя выводятся первые линии орнамента, лучше начать с лепестков цветов.

Сначала выжигается контур всего орнамента, затем идет затемнение и утолщение линий вокруг цветов и листочков, чтобы придать им нужную объемность.

Фон вокруг цветочного орнамента заполняется вертикальными достаточно широкими линиями, штрихами, в некоторых местах точками. Все эти детали выжигаются параллельно друг другу. Не нужно сильно давить на выжигатель, дабы не получить слишком затемненный фон. В случае, если все таки фоновое пространство получилось слишком темным, слегка зашкурите его мелкозернистой шкуркой.

Рамку для цветочного узора можно оформить сухими арбузными или тыквенными семечками, которые клеятся по самому краю фанеры.

После того, как клей под арбузными семечками высох, вся композиция покрывается при помощи синтетической кисти №6 тонким слоем бесцветного акрилового лака. После высыхания первого слоя лака, цветочная композиция покрывается вторым тонким лаковым слоем.

Вот и все, цветочный орнамент в технике выжигания по дереву готов!

Ниже представлены выжженные работы по дереву, выполненные детьми. Эскизы для этого выбраны от наиболее простых до более сложных.

Видео по теме чтатьи

Предлагаем ознакомиться с небольшой подборкой видео уроков, на тему как изготовить выжженную картину самому в домашних условиях.

Инструменты и материалы

Для пирографии потребуется специальный прибор – электровыжигатель с пером (жалом) из нихрома или латуни или паяльниковый выжигатель. Чем они отличаются?

Петельные пирографы представляют собой коробку с трансформатором и ручку с проволочной петлей.

  • Быстро накаливаются до нужной температуры, но и скоро остывают.
  • Уровень нагрева регулируется.
  • В комплекте сменные петли разных форм и размеров.
  • Удобны в работе.
  • Процесс выжигания идет относительно быстро.

​К недостаткам этого типа выжигателей относят тот факт, что насадки быстро приходят в негодность, их сложно менять, а из-за быстрого остывания петли приходится делать частые перерывы. Рисунок получается точечным, состоящим из мелких штрихов, так как непрерывную линию провести довольно тяжело.

Паяльниковые выжигатели выглядят и работают, как одноименный прибор. Устройство представляет собой толстую «ручку» с жалом на конце.

  • Медленно нагреваются, но очень долго держат рабочую температуру.
  • Большой выбор сменных насадок, надежны и долго служат.
  • Насадки можно без проблем поменять даже во время работы.
  • Позволяет делать рисунки со сплошной заливкой, тенью, переходами, проводить сплошные линии любой толщины.

Минусы: если паяльниковый пирограф сломался, то придется покупать новый. Кроме того, температура и мощность прибора фиксируется, поэтому процесс идет медленно. При желании и усердии, независимо от типа пирографа, можно научиться создавать настоящие шедевры.

Что касается материала, то лучше всего выбрать фанеру, плиту МДФ или пластины из массива тополя, осины, ольхи, липы, каштана, кедра, вишни

Важно, чтобы дерево было совершенно сухим, светлым, гладким, без сучков и «глазков»

Никогда не берите основы, которые покрыты чем-либо, например, лаком или краской. Вы можете отравиться ядовитыми испарениями или пострадать от возникшего возгорания.

Для работы также потребуются:

  • мелкозернистая наждачная бумага;
  • копировальная бумага черного цвета (именно этот вариант не доставит хлопот);
  • острый твердый карандаш;
  • плоскогубцы;
  • подставка для пирографа;
  • малярный скотч;
  • краски и лак, кисти для финишной отделки;
  • сухая чистая тряпка, старое махровое полотенце.

Начинать знакомство с пирографией лучше всего с готовых наборов для творчества. Там есть все необходимое, кроме самого прибора, и главное: превосходный результат гарантирован.

​ ​

Инструменты для выполнения пирографии

Пирограф — прибор для выжиганияКонтактная пирография

Во второй половине XX века, благодаря изобретению электрического пирографа — прибора для выжигания (горячей гравировки) — пирография получила развитие как самостоятельная техника не только в ДПИ, но и в художественной графике. В то же время, пирография по дереву является одним из самых популярных (наряду с вышиванием и лепкой) видов детского и самодеятельного творчества во многих странах мира.

Современные выжигательные приборы для контактной пирографии бывают двух видов:

  1. Трансформаторные с нихромовой насадкой и регулировкой температуры.
  2. Паяльникового типа с латунными насадками (в основном бывают без регулятора температуры, но встречаются модели и с регулировкой. Иногда мастера пирографии самостоятельно дорабатывают паяльниковые выжигатели, подключая к ним диммеры.)

Для продуктивной работы трансформаторный контактный прибор для выжигания должен иметь достаточную мощность (около 40 Вт), плавную регулировку температуры (на минимуме игла/насадка должна едва оставлять след на выжигаемой поверхности, на максимуме раскаляться до красна), на ручке пирографа должны быть винтовые зажимы, которые надёжно удерживают нихромовую иглу/насадку. Для самостоятельного изготовления игл/насадок обычно используется нихромовая проволока 0,8 — 1 мм.

Тоновая пирография

Выжигать по дереву можно струёй пламени, для этого используется баллончик с газом с надетой на него газовой горелкой, например, с пьезо поджигом. При определённой сноровке можно выжигать не только чёрный фон, но и оттенки.

Кроме того, существует новосибирская тоновая пирография, при работе в этой технике, вместо раскалённой иглы, используется специальный прибор, изобретённый учёными новосибирского Академгородка. Этот прибор представляет собой духовую горелку в форме пистолета со сменными соплами разного диаметра, и с тонким шлангом, по которому пирографист пускает воздух в камеру нагревания непосредственно дуя в шланг ртом, или подключив его к компрессору. Такой бесконтактный выжигательный прибор позволяет выжигать по дереву струёй горячего воздуха, как кистью.

Рисунок, выполненный на деревянной доске с помощью солнечных лучей и линзы

Солнечная пирография

Пирографию можно выполнять с помощью собирающей линзы. Это делается в солнечную погоду. В качестве обрабатываемой поверхности берётся деревянная доска, фанера, пластмасса или другой подобный материал. Для выжигания линза располагается таким образом, чтобы солнечные лучи сфокусировались на обрабатываемой поверхности. Затем линзу передвигают так, чтобы яркое пятно перемещалось по поверхности, оставляя линии. Необходимый размер линзы зависит от облачности и высоты нахождения Солнца над горизонтом — чем больше линза, тем сильнее она выжигает. Обычно годится линза диаметром от 5 сантиметров. Но слишком большая неудобна, потому что может привести к возгоранию поверхности.

Что понадобиться для выжигания?

Основной атрибут, который должен быть в арсенале человека, решившего попробовать себя в пирографии – это выжигательный аппарат, называемый пирографом.

Первые аппараты представляют собой небольшие по размеру паяльники с пером, похожим на канцелярскую скрепку. Современные пирографы чаще всего оснащают более прочными, твердыми перьями, которые гораздо удобнее в применении и практичнее. Сразу отметим, что у современных приборов есть ряд недостатков:

  • Продолжительное время нагрева и остывания.
  • Если выжигать картину продолжительное время, то рукоятка прибора может нагреться и мастеру придется сделать вынужденный перерыв.
  • Аппарат может не выдержать слишком долгой работы и перегореть.

Минусы имеются также и у старых пирорафов и в частности это:

  • Высокая цена;
  • Дорогостоящий ремонт;
  • Необходимость частой замены наконечника;
  • Сложности в подборе запасных частей.

Выбор прибора – это дело добровольное и индивидуальное и каждый мастер может подобрать пирограф, соответствующие его требованиям и ожиданиям

Повышенное внимание все же стоит уделить современным приборам, оснащенным множеством насадок различной толщины и положительно зарекомендовавшим себя среди пользователей. Отметим, что большинство современных устройств можно использовать для выжигания по дереву любой породы

При выборе устройства обратите внимание на его комплектацию. Качественные пирографы чаще всего продаются в специальных кейсах, что облегчает их хранение и транспортировку

В комплект обычно входят насадки и подставка. Качественный прибор станет отличным подарком как для начинающего, так и для опытного мастера.

Определившись с приобретением пирографа, можно перейти к выбору набора для выжигания. На полках магазинов в настоящее время можно найти широкий ассортимент товаров данного рода. Отметим, что купить готовый набор гораздо проще и дешевле, чем подыскивать материалы самостоятельно.

Готовые наборы для выжигания представляют собой досочки с нанесенным эскизом рисунка, который и нужно выжечь.

Приступаем к декорированию

Готовые рисунки можно расписывать красками. Подойдут акварель или акрил, а также можно использовать масло при умении с ним работать. Цвет добавит вашей работе нарядности и яркости. Также, чтобы придать картине блеск и сохранить цвета, можно использовать восковую отделку.

Особенно интересной пирография окажется для детей, ведь так много красивых и интересных картин можно сотворить с помощью этой чудесной техники! Мальчики могут выжигать животных, любимых супергероев, модели автомобилей или мотоциклов. Девочкам же больше понравится выжигать принцесс, лошадей или единорогов, милых котят или цветы. А как будет здорово придумывать собственные сюжеты для выжигания! Есть где разгуляться фантазии. Вот несколько фото для вдохновения деток:

И несколько более сложных вариантов:

Подготовка к работе

Если вы решили подобрать материал самостоятельно, то обратите внимание, что лучше всего для создания произведений искусств пирографом подходят сосна, липа, береза или ясень

Прежде чем приступать к работе, дерево нужно отшлифовать. Следуя приведенным ниже рекомендациям, вы получите аккуратное, ровное полотно для работы:

  • Чтобы избавиться от неровностей на поверхности дерева, шлифовать его необходимо вдоль волокон.
  • После качественной шлифовки дерево необходимо протереть влажной, мягкой тканью.
  • После полного высыхания поверхности, следует аккуратно нанести на нее эскиз рисунка при помощи простого карандаша.

Пирография – это искусство, не терпящее спешки. Чтобы получить настоящее удовольствие от процесса, необходимо с головой погрузиться в него, тщательно осмысляя каждый шаг.

Советы по выполнению работы

  • Если вы не обладаете навыками рисования, то для создания эскиза воспользуйтесь шаблоном или копировальной бумагой.
  • Выжигая рисунок, старайтесь выводить линии с одинаковым нажимом на паяльник, чтобы они были ровными, одинаковой толщины и без пробелов.
  • Рассчитывайте время выжигания одного элемента. Если вы передержите раскаленную насадку в одной точке, то она будет темнее остальных и это негативно отразится на готовой работе.
  • Расположите доску так, чтобы волокна были направлены вниз. Так насадка будет беспрепятственно двигаться по линиям эскиза, и готовый рисунок будет ровным и аккуратным.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий