Козули
Помимо иных видов искусства, на севере зародился один удивительный вид выпечки — Козули. Их делали как лепным методом, так и силуэтным. Известны они с незапамятных времен и считались обрядовыми. Пекли их только один раз в году во время Святок.
Силуэтные пряники
Их делали чаще всего в виде животных. Так как для жителей севера — это основной вид промыслов. Тесто раскатывали и из него вырезали нужную форму. Считалось, что именно выпечка таких пряников принесет удачу в хозяйстве. Готовые изделия расписывали глазурью. Традиционно использовали только два цвета белый и розовый. Они символизировали снег и северное сияние. Самыми распространенными фигурками козуль, которые можно увидеть и сегодня являются олень и птица
Также существует несколько традиционных нюансов:
- фигурки зверей должны смотреть влево;
- изображения людей делают только в фас;
- животные изготовляются только в профиль;
- у основания должна быть полоска (символ земли).
Лепные пряники
Пришли они к нам тоже из далекого севера. Такие козули считались оберегами и приносили удачу, богатство, урожай и т.д. У каждого изделия было свое предназначение.
Как готовятся лепные пряники
Из ржаной муки, воды и соли замешивается грубое тесто. Далее приступаем к изготовлению. Для этого сначала нужно скатать шарик, затем толстенькую колбаску, которую нужно сделать грушевидной формы. После того делаем животик и мелкие детали: рожки, ножки, хвостик. После этого сырые заготовки нужно поставить в холодное место на 24 часа. Далее их нужно выпечь до золотистого цвета. Готовые пряники нужно несколько раз опустить в кипяток. От этого фигурки становятся светлыми, гладкими и крепкими.
Жанровые сцены и узоры
Основой росписи является растительный узор. Трёхлопастные изогнутые листья с острыми кончиками и тюльпановидные цветы.
На ветвях «древа жизни» пермогорские мастера обитали чудесные птицы, среди них птицы Сирин и Грифон в райских кущах.
Чаепитие. Фрагмент пермогорскойпрялки XIX в. Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0
Узор Сирин был символом темных сил, и ему противопоставлялась в пермогорской росписи птица Гамаюн как доброе начало.
Фрагмент пермогорскойпрялки XIX в. Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0
В XIX веке в узор обычно вписывались жанровые сцены из крестьянской жизни. На коробах изображали семейную пару или единорогов (мифическое существо, символизирующее целомудрие, в широком смысле духовную чистоту и искания), иногда львов, охотников, ткачих, прядильщиц, сцены чаепития, посиделок.
Образ коня в пермогорской росписи
Часто встречаются кони, запряженные в карету, сани или плуг, всадник на коне или отдельный конь среди растительного орнамента. Отчетливо видна разница между изображением коня в ранний и поздний период развития росписи.
Прялка. Фрагмент. Конец XIX века , Public Domain
В конце XVIII–начале XIX века изображались грациозные белые, иногда черные или коричневые лошади с изящными, тонкими ногами. Чаще всего лошадь рисовалась уверенной сплошной черной линией по белому фону, черным цветом раскрашивалась грива и хвост.
На коне. Фрагмент пермогорскойпрялки XIX в. Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0
На изделиях конца XIX века уже изображение далеко от совершенства, больше похоже на детский рисунок: лошадь в виде черного или красного пятна, длинное овальное туловище, короткие ножки.
Сцены охоты
Также в ранней пермогорской росписи в сценах охоты, сбора ягод, катания в упряжке часто изображался олень. Среди растительного орнамента можно увидеть кабана, лисицу, собаку.
Карельская роспись
В Карелии расписывали ларцы, прялки, сундуки, филенки и дуги. Растительный мотив доминирует в этом виде росписи. В основе композиции чаще всего украшенное розами дерево в окружении листьев и приписок.
Особенности карельской росписи:
- выполняется масляной краской в свободной кистевой манере;
- среди цветов доминируют зеленый, земляной, охра;
- письмо всегда ведется по цветному фону;
- местный природный колорит небогат (кора дерева, стертый в порошок камень, цветы и травы, ягоды), но его теплота и естественность отличают это направление.
Столетиями поколения отшлифовывали традиционные мотивы: трехлепестковый росток, сказочные розы и тюльпаны с местными растительными вкраплениями (шиповник – северная роза), кустиками клюквы и морошки. Любят карельские узоры за их простодушие, наивную манеру письма и отображение местной скромной природы.
Пермогорская роспись – история возникновения
Возникновение промысла, прославившего не просто свой регион, но и русское декоративно-прикладное искусство за пределами страны, связано с 13-ым столетием. Пермогорьем называют пристань, расположенную на самом высоком берегу реки Северная Двина. Группа деревень Красноборского района, объединенная общим названием Мокрая Едома стала родиной промысла. Мокрой Едомой именуют деревни Помазкино, Черепаново, Большой Березник и Грудинская. Именно в этих поселениях зародилась роспись, которую знают по определению «пермогорская».
Считается, что базой для возникновения промысла стала великоустюжкая роспись. А уже умельцы Великого Устюга черпали вдохновение (или попросту заимствовали) свои художественные мотивы с орнаментов восточных тканей. Потому и пермогорской, и родственной ей борецкой росписи присущи так называемые ковровые композиции. Ранние образцы северодвинских работ напоминают арабески.
Но упрекать основоположников старинной русской техники в плагиате не стоит: взаимопроникновение культур, наслоение национальных пластов, мотивов, техник, мультикультурный синтез живет столько, сколько живет мировое искусство.
Научный подход к изучению росписи северной Двины начался только в 1959 году, именно в это время Заморскому музею-заповеднику удалось организовать экспедицию в центры художественного производства. Так, только в середине 20-ого века установили три самодостаточных вида росписи — пермогорскую, ракульскую и северодвинскую (последнюю впоследствии разделят на подвиды).
Владимирская
«Владимирские узоры» — фабрика, образованная в 1971 году. Это самая интересная роспись с той точки зрения, что отдельным направлением она стала полвека назад. Это бренд сувенирной продукции Владимирской области. Очень много здесь работ на светлом, неокрашенном фоне, что прекрасно передает натуральную красоту структуры дерева. И в современном интерьере такие работы «уживутся» проще.
Владимирская роспись
Отличает владимирский промысел уникальная техника тампонирования, которая дает возможность на уже имеющемся рисунке сделать объем, передать полноцветие и глубину использованных красок. Вдохновлялись первые мастера яркими работами Мстерской вышивки. Предпочитаемые цвета – бежевый, зеленый, черный, красный. Богат во владимирском промысле ягодный орнамент, там и рябина, и малинка, и барбарис, и крыжовник.
Техника золотого шитья
Золотое вышивание привлекает, восхищает и очаровывает глаз мастеров ручного искусства. Чтобы научиться создавать шедевры, нужно изучить некоторые стежки, основывающие весь художественный процесс:
- «клопчек» – несложный шов, отличается переплетением, нужно изучить некоторые стежки, основывающие весь процесс рогожку
- «городок» – шов, создающий параллельные зигзаги
- «перышки» характеризуется горизонтальными контурами
- «разводная клетка» повторяет абрис клеточки
- «косой ряд» выражается хорошо выделяющимися параллельными отрезками
- «черенок» похож на сплетение тонких равных полос
- «Денежка» состоит из ломаных частей, соприкасающимися концами
Научившись выполнять вышеописанные стежки, создавать рукотворное искусство будет легко и приятно.
Рекомендуем посмотреть видео о пермогорской росписи.
Виды народных промыслов в России
К изделиям народного промысла относятся посуда и фигурки из глины, особая роспись, кружево, ковроткачество, резьба по дереву и кости.
Художественная обработка дерева зарождалась в лесных районах, гончарное производство – в местах залежей глин. Производство металлических изделий характерно для районов с месторождениями руд черных и цветных металлов. Эскимосы, ненцы, чукчи издавна занимались обработкой кости морских животных, а жители гор обрабатывали камень.
Народные промыслы с использованием древесины
Россия самая лесная страна в мире – 45% ее территории покрыто лесом. Неудивительно, что во многих районах страны получили развитие народные промыслы с использованием древесины. Вот самые известные из них:
- Матрешка. Ставшая символом страны деревянная игрушка появилась в подмосковной усадьбе Абрамцево в 1891 году.
- Абрамцево-кудринская рельефная резьба по дереву.
- Хохломская посуда.
- Волховская роспись по дереву.
- Богородская игрушка.
- Капокорешковый промысел
Художественные промыслы: роспись
Узоры резьбы и росписи в художественных промыслах России имели определенное символическое и магическое значение. Отличительной чертой старинных художественных промыслов является использование натуральных красителей: сажи, соков растений, глины, отваров коры деревьев, ягод и корней. Примеры:
- Мезенская роспись.
- Федоскинская миниатюра.
- Палехская миниатюра.
- Городецкая роспись.
- Борецкая роспись.
Русские народные игрушки из глины
Наряду с игрушками из дерева, соломы и ткани, в России были широко распространены игрушки из глины. Создавались они в основном детскими руками из остатков глины, используемой для изготовления посуды. Русские народные промыслы, представленные глиняными игрушками:
- Старооскольская глиняная игрушка.
- Абашевская игрушка.
- Дымковская игрушка.
- Филимоновская игрушка.
- Каргопольская игрушка.
- Романовская игрушка.
Промыслы с использованием ткани
Одним из распространенных видов народного искусства на Руси было ручное узорное ткачество. В 16-17 вв. в Москве располагалось несколько ткацких слобод, где делали льняные полотенца и узорные скатерти для бояр. Узорами украшали передники, сарафаны, рукава и подолы рубах. Ткани изготавливали на ручных станках, а ткать и прясть девочки учились с малых лет. Считалось, что вышивка играет роль оберега. Промыслы с использованием ткани:
- Вологодское кружево.
- Елецкое кружево.
- Оренбургский пуховый платок.
- Павлопосадский платок.
- Древнерусское лицевое шитье.
- Крестецкая вышивка.
Промыслы с использованием металла
Обработка металла издавна развивалась на Руси. Литье было освоено еще в 6-8 вв. В Новгороде, Киеве, Владимире и Москве ремесленники изготавливали браслеты, пряжки и поясные накладки. Использовали бронзовые сплавы, золото, серебро. Литье часто сочеталось с эмалью, чеканкой, филигранью. Самого высокого уровня художественная обработка металла достигла в Костроме, Вологде, Ростове, Калуге, Великом Устюге. Русские народные промыслы с использованием металла:
- Каслинское литье.
- Тагильский поднос.
- Жостовский поднос.
- Великоустюжское чернение по серебру.
- Мороз по жести.
Елецкое кружево
Пришел к нам этот вид рукоделия с холодных северных просторов России. Отличается елецкое кружево необычайно легким стилем и удивительно тонкими мотивами. Основные типы изображений разрабатывались в теме природы снежного края. Узоры в форме цветов, снежинок заключаются в какую-нибудь геометрическую фигуру. Такое кружево вшивали в скатерти, наволочки, покрывала, накидки, шарфы.
Процесс изготовления Елецкого кружева На небольшие коклюшки наматываются нитки. В процессе работы их нужно перекладывать в необходимом порядке. Коклюшки нужно держать в обеих руках за нижнюю их часть, но, нельзя касаться ниток.
Вся работа основывается на двух приемах:
Пальцем руки нужно перебросить правую коклюшку поверх левой – это называется «перевить»;
Нужно левую и правую коклюшки переместить таким способом, чтобы именно правая проходила под левой – это называется «сплести».
Способы плетения нитей в кружеве Существует всего три метода плетения:
- парный;
- численный;
- сцепной.
Численный. Легкий способ работы. Для его исполнения нужно подсчитывать нити. Для того, чтобы изготовить елецкое кружево именно таким методом не потребуется рисунок или повторные движения. Фон и узор плетутся вместе.
Парный. Это способ плетения считается самым сложным. Здесь нужно использовать много коклюшек. Процесс работы основывается на работе от кромки до кромки. Фон и рисунок плетутся одновременно.
Сцепной. Особенностью этого метода является непрерывная полоска с орнаментом. Фигуры с фоном соединяются при помощи крючка.Как плести цветок
Для создания понадобится обычные нити и специальный инструмент. Будем плести цветок. Работу будем делать нитками №30 с утолщенной сканью. Расстояние в цветке между проколами, по внешней стороне, должно составлять 5 миллиметров, по внутренней, меньше- 2 миллиметра. В серединке цветочка нужно сделать розетку из насновок, плетешков и паучка. Если вы хотите сделать небольшой цветок, то 8 коклюшек будет достаточно. Для более крупного размера, соответственно, и коклюшек должно быть больше. Для того чтобы создать лепестки цветочка нужно наружную сторону сетки лимитировать парой. Ее проплетите ниткой и разместите скань. Оставшиеся долевые пары плетутся сеткой.
После этого ходовую пару нужно сплести с плетешком, который находится на большом круге, и вернуться обратно в лепесток. Так нужно сцепливать с плетешком каждую ходовую пару, которая будет находиться возле центрального круга. Если в центре круга не образовалось плетешка можно сделать повторные или крайнюю пару проплести ниткой.
Где можно увидеть процесс создания изделий?
Многие народные промыслы России живы по сей день. Старинными ремеслами продолжают заниматься дети мастеров и рукодельниц. В таких местах особая аура, которая переносит на десятки и сотни лет назад. В них стекаются туристы, проводятся экскурсии для взрослых и детей.
- Слобода Дымково. Чтобы увидеть процесс создания глиняных изделий, в Дымково лучше приехать на летних каникулах или в начале осени. Весной здесь случаются паводки, отчего слободу называют «вятской Венецией». Здесь проводятся фестивали, конкурсы и мастер-классы по лепке и росписи игрушек.
- Село Коровино. Здесь мастера гончарного промысла изготавливают керамику по старинным технологиям. Сначала глина хранится в специальных ямах, потом «зреет» на солнце. Наконец, к ней добавляют воду и замешивают «глиняное тесто». Лепят в основном посуду. Изделия сушат, обжигают в печи и украшают глазурью. Гости села могут увидеть весь процесс своими глазами, и при желании, попробовать себя в гончарном деле.
- Деревня Жостово. Небольшая деревушка находится неподалеку от подмосковного города Мытищи. В ней все напоминает о старинном промысле. Даже дорожные указатели и таблички на зданиях сделаны в виде знаменитых «цветущих» металлических подносов. Здесь можно вживую понаблюдать за работой художника, посмотреть выставку, и даже украсить металлические заготовки самому.
Центры народных промыслов центральной России – таблица
География центральной Россия разнообразна. Поэтому здесь сосредоточились самые различные народные промыслы. Таблица:
Название промысла | Центр | Изделия |
Гжельская керамика | Московская обл., с. Гжель | Керамическая посуда с синей росписью по белому фону |
Богородская резьба | Московская обл., п. Богородское | Резные деревянные игрушки на темы сказок |
Дымковская игрушка | Кировская обл., г. Киров | Расписная глиняная игрушка-свистулька |
Торжокское золотое шитье | Тверская обл., г. Торжок | Вышивка золотыми и серебряными нитями предметов одежды |
Жостовская роспись | Московская обл., с. Жостово | Металлические подносы с росписью (цветы, фрукты) |
Палехская миниатюра | Ивановская обл., с. Палех | Лаковая миниатюра из папье-маше |
Хохломская роспись | Нижегородская обл., с. Семино | Деревянная посуда с золотой росписью на черном и красном фоне |
Городецкая роспись | Нижегородская обл., г. Городец | Декоративные панно, детская мебель, игрушки, деревянная посуда |
Ростовская финифть | Ярославская обл., г. Ростов | Медальоны, ювелирные украшения, столовая посуда с художественной эмалью |
Павлопосадский платок | Московская обл., г. Павловский Посад | Шерстяные шали и платки с объемным цветочным рисунком |
Музеи народных промыслов России
В каждом центре народного промысла России действуют музеи с удивительными экспонатами. Некоторые из них располагаются на базе старинных фабрик.
- В Вологде на Кремлевской площади в 2010 году открылся Музей кружева, где представлены больше 500 образцов, рассказывающих о зарождении и развитии традиционного промысла Вологодчины. Ознакомиться с экземплярами вологодского кружева можно в музее кружевной фирмы «Снежинка» и в музее-заповеднике в Вологде.
- В Оренбурге расположен первый частный музей «Гильдия Пуховниц». В нем собрана большая и эксклюзивная коллекция оренбургских пуховых платков ручной работы – визитной карточки Оренбургского края.
- В г. Туле стоит посетить музей Тульского пряника. Сразу после открытия он стал невероятно популярен не только у горожан, но и жителей других городов и стран. Старинное лакомство имеет свои традиции и историю. В музее представлены старинные формы для пряников, пряник, размером с полтинник, и гигантский пудовый. Туристы могут продегустировать тульский пряник с чаем и приобрести его в качестве сувенира.
- В г. Москве находится уникальный музей народной игрушки «Забавушка». В нем представлено больше тысячи экспонатов из разных уголков России (40 традиционных центров ремесла). Детям на экскурсии разрешается трогать игрушки руками, играть с ними, как делали это предки 100 лет назад.
Увидеть все разом образцы народных промыслов и ремесел России можно в Московском областном музее в с. Федоскино. В нем представлены подлинные предметы крестьянского быта России 19-20 вв.: тканные, деревянные, скобяные, гончарные изделия. Среди декоративных промыслов Хохломская, Семеновская, Жостовская, Мезенская, Тагильская, Городецкая, Гуслицкая, Кудринская, Владимирская, Пермогорская, Борецкая росписи, изделия Ленинградского фарфорового завода, завода Гжель, Дымковская игрушка, Скопинская керамика, Тульские самовары и мозаичные работы в технике «Маркетри».
Пермогорская роспись
Как расписывали прялку
Пермогорская прялка имеет: большую лопасть с несколькими шариками вверху и двумя внизу, высокую ножку и основание. В процессе росписи делали узоры на всех ее частях. На лопасти всегда изображали птицу Сирии в ветвях дерева. Она традиционно заключалась в круги и располагалась в середине дерева. В нижней части рисовали композицию в стиле катания на санях или чаепития.
В пермогорской росписи используют такие цвета:
- желтый;
- зеленый;
- красный;
- очень редко синий.
Традиционные элементы пермогорской росписи Ленточки. Такие узоры делают, как отдельное украшение и используют в качестве обрамления композиции. Составляющими таких бордюров являются:
- треугольники;
- ромбы;
- дуги;
- капельки.
Сочетание элементов и цветов – на усмотрение художника.
Птица «Сирин»Углы
Именно углам уделяли больше всего внимание пермогорские мастера. В качестве мелких деталей рисовали, как правило, растительные мотивы
Традиционными были: листочки, ягодки, огурцы.
Как рисовать трилистник
Именно трилистник является традиционным изображением растительных мотивов. Его писали как симметричным, так и асимметричным. Серединку изображали желтого или зеленого цвета.
Как рисовать Птицу Сирин
Именно это изображение является главным индивидуальным элементом росписи. Наличие такого рисунка на изделие, дает сразу понятие о похождении росписи. Популярность такой картинку обусловлена верованием в то, что она является оберегом и приносит счастье. Сразу рисуются гибкие побеги, на них изогнутые трехпалые листья и цветы с острыми конами, ягодки. В центре изображается Сирин-прица с женским лицом. Птица всегда обрамляется по кругу одним из видов ленточек.
Как пишутся жанровые композиции
Традиционными рисунками пермогорской росписи также являются сценки из жизни. Например, чаепитие, катание на лошадях, свадьба и т.д. Как правило, мастера изображали именно тот быт, который их окружал.Подготовка материала к росписи Обычно под роспись готовят изделия из березы и липы. Готовые вещи обрабатывают мелкой шкуркой. После этого берут пять частей воды и одну часть клея ПВА, хорошо смешивают и грунтуют поверхность заготовки. Далее при помощи ножа, циркуля и кальки делаются контуры рисунка. Они повторяются черным цветом, и наносится разноцветная цветовая гамма. Как правило, в работе используют только гуашь. Подсохший материал скрывают лаком.
Разновидности
Козули
Пряники, выпеченные русскими хозяйками на Рождественские праздники, и украшенные причудливыми картинками называются “Козули”.
Выпечка создается средней величины и передает силуэт лесных либо домашних животных и разнообразных птичек. В праздники обычно изображались предметы повседневного быта, сопутствующие данной дате либо домашние животные. Незамужней женщине обычно презентовали пряник, изображающий цветок, голубку, сердечко. Необычный подарок подписывался, соответственно выбранному празднику.
Абашевская игрушка
Русское ремесло еще характеризуется изготовлением интересных глиняных свистулек, расписанных разнообразными красками.
Разноцветные узоры рукодельных поделок волнуют и вдохновляют. Совмещение красочных оттенков передают позитивные эмоции и хорошее настроение мастера, создавшего неописуемую красоту. Абашевская свистулька и ее фрагменты еще украшаются золотом и серебром. Чтобы создать усиленный контраст, некоторые места оставляют однотонными. Применяя худ. способы, ремесленник создает позитивных персонажей волшебной сказки. Эти народная деятельность передаёт в картинках жизнь и творческую деятельность простого народа.
Елецкое кружево
Елецкое кружево – старинный вид рукоделия, создающегося рукодельницами коклюшками.
Тонкое и рельефное кружево покоряет неземным великолепием. В процессе работы добавляется нить, различающаяся цветом и толщиной от основной нити. Таким образом, создается кружевной рельеф. Небольшой, легкий, понятный муар радует взор ценителей ручного ремесла.
Ракульская роспись
Она совершается нанесением орнамента на деревянную основу золотистыми и черными красками.
Выразить ярче и эффектнее картину, помогает добавление зеленого, красного и коричневого оттенков. Основа, контуры и некоторые фрагменты окрашиваются черной краской. Как правило, характерен крупный узор, изображающий листья, лепестки, кустики и цветы. Увидев такое искусство, невозможно от него оторвать глаза, очень впечатляет и берет за душу.
Торжокское золотое шитье
Торжок и шитье золотом – взаимосвязанные понятия. Еще издавна упомянутый город славился специалистами, творящими, непревзойденное более никем, вышивание золотом.
По обычаю ремесленников, передаваемого из поколения в поколение, этот вид искусства сберегся до сегодняшнего момента, и восторгает своей богатой художественностью. Украшенные золотой вышивкой шапки, башмаки, фрагменты одежды можно увидеть на церковнослужителях. Вышитые орнаменты составляются знатными вышивальщицами. Основным фрагментом данного ремесла представляется роза с бутоном и листиками. Выигрышно смотрятся в шитье завиточки, спирали, усики и блестки, перетекающие от рельефной основы к фону.
Основные элементы пермогорской росписи по дереву
Чем де отличается эта техника от немалого количества других? Прежде всего, присуща ей высокая степень повествовательности. Каждый элемент продуман, детали выстроены в одну «говорящую» композицию. В растительном узоре просматриваются жанровые и бытовые сюжеты – художник выступает в роли красноречивого рассказчика Главные элементы техники:
Бордюры и ленточки. Не зря начало изучения росписи – это исследования окаймления работы, которое нередко недооценивает созерцатель. Именно оно придает работе завершенность, цельность, узнаваемость. Размер окаймления не крупнее рисунка, он не давит его, а комплементарно оформляет. Между каждым видом бордюра художник прокладывает монохромную полосу, смягчая переход между элементами. Треугольнички, ромбы и дуги с капельками – отличительные особенности пермогорской росписи.
Углы. В этой технике умельцы акцентируют заполнение углов
И хоть они тоже носят только вспомогательный характер, затейливость узоров в углах приковывает внимание зрителя, отображает кропотливую работу мастера.
Приписки. Это мелкие элементы, удачно заполняющие, организующие пространство расписной работы
Листочки, ягодки, «огуречники» могли быть монохромными, часто использовались они как автограф автора, служили своеобразным «фирменным стилем».
Тюльпан, трилистник, древо, птица Сирин – пермская роспись не обходилась без столь узнаваемых элементов. Тюльпан придавал работе изящества, тонкости, трилистник считался основным растительным мотивом. Древо – это сама жизнь и мудрость ее течения, птицы – вестник продолжения жизни, надежды на счастливую судьбу. Птица Сирин, как одна из визитных карточек техники, считалась обережным, счастливым символом.
Крестьянское искусство, подпитываемое народной мудростью, внимательностью к традициям и естественному календарю жизни, взрастило и современное творчество. Художественные наработки предков берут начало в старинных промыслах. Элементы пермской росписи можно увидеть во многих современных дизайн-концепциях: на упаковках продуктов, в рекламе, в производстве украшений и т.д
Ниточки творчества могут истончаться, но прочность традиций и генетического стремления к непрерывности искусства не дают им порваться. И сегодня художники, владеющие уже новыми инструментами, программами, формами работы с изображением, продолжают традиции прадедов.
Статью прочитали: 191
Вышивка золотом
Вышивать золотом сперва стали на севере страны. И сегодня, посетив Торжок, золотое шитье можно увидеть во многих домах. Вышивать нитями из драгоценных металлов, в этом регионе считается великим делом. Золотое шитье – самый красивый вид вышивки. Сначала этим методом вышивания украшали преимущественно церковные изделия. Вышивка золотом считается самым трудным видом рукоделия. Сегодня этот способ шитья снова становится популярным. Поэтому и методы, которыми делается вышивка золотом, придумали более легкие. Торжокское золотое шитье известно во всем мире. Вышивать этим способом обучались на протяжении нескольких лет.Виды вышивки золотом Существует много способов вышивать золотом:
Китайское золотое шитье. Вышивание с настилом. Вышивка гладью сквозная. Плоская вышивка. Вышивание канителью.
Китайское шитье Китайская вышивка золотом охватывает все виды вышивок, в которых используется золотая нить. В процессе шитья, не требуется много драгоценного металла. Потому что все нитки полностью остаются на лицевом боку. Они не выводятся наизнанку. Сквозная вышивка гладью В этом случае все части изображения вышиваются плоскими стежками. Они полностью покрывают ткань. В идеале вышивка золотом должна состоять из одинаковых стежков. Не исключение и изнаночная сторона. Вышивка канительюВышивка канителью Самая легкая вышивка золотом — вышивание канителью. Если вы решили вышивать с настилом, то используйте лучше всего мягкие нити золотого цвета. Что касается настила, то его ложат канителью параллельно, рядами. Нитки необязательно протягивать сквозь ткань. Достаточно закрепить сверху. Таким образом, рисунок получится немного выпуклым и объемным. Золотые волокна можно прикреплять разными видами нити. Ранее использовали шелковые, но сейчас мастера работают и с хлопчатобумажными. Если во время шитья золотая нить проходит туго сквозь ткань, то ее нужно смазать воском. Это значительно облегчить вашу работу. Все перечисленные виды шитья золотыми нитками предадут вашей одежде или другому изделию неописуемой красоты. В городе Торжок золотое шитье представлено в музее. Удивительные предметы интерьера и одежды поражают своей красотой.
Самые известные промыслы России
Многие народные художественные промыслы России снискали мировую известность. Изделия участвуют в выставках за рубежом и отмечаются высокими наградами. Туристы приобретают их в качестве сувениров, а антиквары собирают коллекции.
Павлопосадские платки
Сегодня красочные павлопосадские платки производят на фабриках. Но изначально павлопосадский платок появился как промысел. Он зародился в селе Павлове (в наши дни Павловский Посад) в 18 веке. В 1795 году крестьянин Иван Лабзин на его базе создал предприятие с наемными рабочими, а еще спустя 60 лет, его внук Яков, организовал полноценное производство набивных платков и шалей.
Выглядели они точно так же, как сейчас:
Павлопосадский платок покупают не только в качестве сувенира из России, но и используют его по прямому назначению. Это теплый, уютный и модный элемент гардероба. Рисунки платков самые разнообразные. Они развивались от стандартных образцов, характерных для московского региона, до турецких «огурцов» и натуралистических садовых цветов. Сегодня стиль павлопосадского платка характеризует объемное изображение цветов (георгин, роз, и других). Они могут быть собраны в гирлянды, букеты или разбросаны по полю платка. Иногда рисунок дополняет орнамент и стилизованные растительные элементы.
Хохломская посуда
В конце 19 века хохломской посудой пользовались не только крестьяне, но и члены царской семьи. И сегодня интерес к ней не угас. Хохломская роспись деревянной посуды уникальна в мировой культуре. Ее стиль больше нигде в мире не повторяется. Зародился русский народный художественный промысел в Заволжье, а свое название получил по одному из сел Нижегородского округа – Хохлома. Село удачно располагалось на торговых путях, поэтому хохломская посуда развозилась по всей России, продавалась в страны Западной Европы и Азии.
Любопытно, что на дерево наносится не золотой, а серебряный оловянный порошок. После посуда покрывается лаком, 3-4 раза обрабатывается в печи. Так появляется эффект матовости и уникальный медово-золотой цвет. В наши дни хохломской росписью занимаются в двух центрах – в г. Семенове на фабриках «Хохломская роспись», «Семеновская роспись» и в деревне Семино Ковернинского района на предприятии «Хохломской художник».
Жостовские подносы
Кажется, что украшенные жостовской росписью металлические подносы подсвечиваются изнутри. Сложно не залюбоваться рисунком из полевых трав и садовых цветов, мелким золотым узором по краю. Любопытно, что изначально в деревне Жостово расписывали портсигары и табакерки из папье-маше. Но после того как местные мастерские стали выпускать кованые металлические подносы, промысел вышел на новый уровень.
Жостовские мастера последовали примеру тагильцев, которые рисовали цветочные композиции на железе еще с середины 18 века. Оба промысла живы по сей день, и отличить их непрофессионалу сложно. Но есть одна особенность: в Жостово помимо цветов рисуют коней.
Дымковская игрушка
Красочная нарядная глиняная игрушка из слободы Дымково (ныне окрестность г. Кирова) имеет многовековую историю.
В начале 20 века промысел едва не прекратил свое существование. Оставалась только одна мастерица – Анна Мерзина. После революции дымковскую игрушку восстановили, и она перешла под крыло Союза художников, где находится и сегодня. Народный «дымковский» стиль неоднократно использовали модельеры одежды. Он был задействован в создании многих художественных произведений и на церемонии открытия зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году.
Вологодское кружево
Известное во всем мире вологодское кружево, отмеченное множеством золотых медалей – достояние Русского Севера. Здесь кружевоплетением занимались с 16 века.
В нынешнем виде вологодский промысел появился в 19 веке. Кружевоплетение было организовано в мастерских при усадьбах, где над ним работало 40 000 мастериц. Затем в 1928 году появилась профессионально-техническая школа и в 1930 году Вологодский кружевной союз. Сегодня действует объединение «Снежинка», организованное в 1960 году. Здесь сохранены старинные технологии, изготавливаются уникальные кружева по эскизам художников для выставок, а также обычные кружевные занавеси, покрывала и салфетки.
Приступаем к работе
Приготовив все предметы, необходимые для художества, начинается выполнение художественной работы:
- Берется белая без узоров тарелка и тщательно обезжиривается с помощью спирта.
- Подготавливается задуманный рисунок. Орнамент можно распечатать с компьютера.
- На площадь посудины с помощью копирки наносится выбранный узор. Нечеткие контуры обводятся карандашом.
- На красные фрагменты ставим меленькие точечки, закрашивая их красным цветом. Такие же шаги проводим постепенно со всеми оттенками.
- Тонкой кистью, с помощью черной краски создаем необходимый контур.
- По каемки посуды наносим карандашом геометрический орнамент.
- Узор окрашивается.
- Видимый карандашный контур уничтожается ластиком.
- Просушившийся орнамент покрывается сверху акриловым лаком и обжигается в духовке тридцать минут.
Готовая работа порадует вас совершенной живописностью.
1.3. Традиционная технология выполнения
Техника исполнения пермогорской росписи, ее колорит, принципы построения композиций, сюжеты — все это указывает на непосредственную связь с древнерусскими книжными миниатюрами, которые, в свою очередь, напрямую связаны с иконографией.
Для пермогорской росписи характерен белый цвет фона. На белую основу загрунтованного дерева мастер сначала гусиным пером наносил черный контур и только потом постепенно заполнял его цветом.
В цветовой гамме пермогорской росписи преобладающий цвет — красный, ему сопутствовали зеленый и желтый. Иногда использовали и синий кобальт, и чуть «золота». На более ранних образцах краски приглушенные, желтый был ближе к охре, красный к темно-вишневому или терракотовому, глухой зеленый. На более поздних образцах мы видим яркие цвета.
В последние десятилетия существования промысла художники Мокрой Едомы пользовались клеевыми красками, пришедшими на смену яичным, которые с давних времен использовались мастерами фресковых росписей, иконописцами и миниатюристами.