Золотое шитье и виды искусства Русского севера

Мезенская

Мезенская художественная роспись по дереву зародилась в деревне Палащелье, что на берегу Мезени. Кстати, если услышите, что мезенскую роспись называют палащельской, не спешите упрекнуть собеседника в ошибке – это альтернативное название.

Шпаргалка для изучающих – мезенская роспись по лубу и дереву:

  1. Расцвет промысла пришелся на 19 столетие. Секреты творчества передавались по мужской линии. Главное предназначение промысла – облагородить крестьянский быт.
  2. Основные персонажи красочной росписи – олени и лошади. Для их изображения используются базовые цвета: черный и красный. Темный цвет добывали, смешивая сажу и раствор смолы лиственницы. Красный давала глина (а потом – сурик).
  3. Орнамент мезенский мастер наносил на негрунтованное дерево перышками тетерева либо глухаря. Мог пользоваться деревянной палочкой или кисточкой из волос.
  4. Узор представлял собой целое повествование, в котором шифровалось послание или пожелание для близких. Например, красные лошади – солнце, гуси и лебеди – души умерших родственников, ели ассоциировались с мужской силой, а оленихи считались небесными роженицами, которые даруют жизнь всему живому.
  5. Излюбленное расписное изделие – прялка. Также декорировали короба, хлебницы, и товар этот активно шел на продажу в соседние селения.
  6. Точные истоки росписи не удалось установить. Например, специалист в истории искусства С. Жегалова связывает мезенскую роспись с наскальными изображениями Заонежья. Много у мезенских мастеров общего с узорами Севера, Индикитая и Средней Азии.
  7. Сегодня дни мезенский промысел стал главной целью компании «Беломорские узоры». Если вам тоже хочется попробовать себя в этом промысле, то можно воспользоваться обычными беличьими кистями, гуашевыми красками (впоследствии можно перейти к акрилу). Первым «опытным» изделием может быть деревянная разделочная доска, она прекрасно подходит для новичков.

Вологодский лён

Единственная натуральная ткань, которую отечественные производители делают из нашего сырья сегодня, — лён. Центром льняного промысла испокон веков в России считается Вологодчина.

Почему на Вологодчине растят лён? Потому что он здесь очень хорошо себя чувствует. Благоприятные природные условия: климат умеренно-прохладный, влажный, летние дни по-северному длинные, в августе много росы, а зимой много снега.

В XI веке князь Ярослав внес в церковный устав (1050–1051) особый параграф о наказаниях за кражу льна и льняной одежды.

Новгородцы уже с XII века возили лён из вологодских земель и в Суздаль, и в Европу — в Ганзу и к англичанам… А с открытием в 1553 году торгового пути через Белое море англичане уже сами начали скупать наш лён-сырец и наши холсты. Позже даже выпрашивали права на то, чтобы самим сеять и обрабатывать лён на землях вокруг Вологды. В 1556 году российский посол вологжанин Осип Непея привез в Россию грамоту об условиях торговли льном, подписанную английской королевой Марией Тюдор.

Льняные сувениры. Фото volsuvenir.ru

В XVIII веке царь Петр издал Указ «О размножении во всех губерниях льняного и пенькового промысла» и утвердил на лён Стандарт № 1, чем немало способствовал развитию отрасли. К концу XVIII века полотняные мануфактуры считались лучшими промышленными заведениями в России. В 1763 году Екатерина II разрешила свободный вывоз льна, расширяя тем самым льняное производство в стране.

Первая льноткацкая фабрика на Вологодчине открылась в середине XIX века, в Велико-Устюгском уезде, в селе Красавине. С налаживанием железнодорожного сообщения стало возможным возить лён из юго-западных краев Вологодчины на льнотекстильные предприятия Ярославской, Костромской и Владимирской губерний, а из восточных уездов — на Красавинскую фабрику.

Первая мировая, гражданская и сразу — интервенция чуть было не сгубили всю льняную отрасль на Вологодчине. К счастью, в 1923 году лён вновь стали сеять много и широко, благодаря чему к 1925 году превзошли даже довоенный уровень. Посевы расширялись, появлялась техника для льноводов, которая позволяла механизировать тяжелые ручные операции.

Прядильный цех Вологодского льнокомбината

Но началась Великая Отечественная, и вновь произошел откат. После войны льноводство активно восстанавливали. Выводили новые сорта — появился лучший сорт льна Светоч, который надолго занял в области главенствующее положение…. Потом была перестройка, развал СССР, и снова надолго — кризис.

Сейчас вологодский лён снова можно увидеть на прилавках.

Лён хорош всем

Он «дышит», он экологичен, к льняной ткани не притягивается пыль — для астматиков, аллергиков это очень важно. Лён гигроскопичен — отлично впитывает влагу

В льняной одежде в жару — прохладно, в холод — тепло. Прочная льняная ткань не выгорает на солнце и не желтеет…

5

Северодвинская

Северодвинскую роспись часто называют просто северной. Это одно из крупнейших направлений промысла в целом. В нем гармонично уживаются архаичное крестьянское и языческое. Нашлись здесь и мотивы Северной Европы, тонко вплетенные в русский стиль. Роспись графичная, ажурная, яркая.


Борецкая роспись

Что нужно знать об этом направлении:

  • сама роспись ассоциируются с северным летом – коротким, теплым, очевидно очень долгожданным;
  • в основном ею декорировались прялки;
  • вдохновителями промысла стали переписчики книг, старообрядцы;
  • северодвинскую роспись принято разделять на 3 большие группы – Борецкую, Пермогорскую, Ракульскую.

Почему в северном промысле нет этой сдержанности, прохлады, скромности в выборе красок? Сработал принцип компенсации: людям хотелось тепла и ярких красок, которые напоминают о живительном солнечном свете. Чтобы учиться этой росписи по дереву, краски для занятий подойдут гуашевые или акриловые. Наработкам на бумаге, прорисовке главных образов можно учиться и с помощью хорошей акварели. Ну а далее можно заняться, к примеру, росписью деревянных яиц.

Пермогорская роспись – история возникновения

Возникновение промысла, прославившего не просто свой регион, но и русское декоративно-прикладное искусство за пределами страны, связано с 13-ым столетием. Пермогорьем называют пристань, расположенную на самом высоком берегу реки Северная Двина. Группа деревень Красноборского района, объединенная общим названием Мокрая Едома стала родиной промысла. Мокрой Едомой именуют деревни Помазкино, Черепаново, Большой Березник и Грудинская. Именно в этих поселениях зародилась роспись, которую знают по определению «пермогорская».

Считается, что базой для возникновения промысла стала великоустюжкая роспись. А уже умельцы Великого Устюга черпали вдохновение (или попросту заимствовали) свои художественные мотивы с орнаментов восточных тканей. Потому и пермогорской, и родственной ей борецкой росписи присущи так называемые ковровые композиции. Ранние образцы северодвинских работ напоминают арабески.

Но упрекать основоположников старинной русской техники в плагиате не стоит: взаимопроникновение культур, наслоение национальных пластов, мотивов, техник, мультикультурный синтез живет столько, сколько живет мировое искусство.

Научный подход к изучению росписи северной Двины начался только в 1959 году, именно в это время Заморскому музею-заповеднику удалось организовать экспедицию в центры художественного производства. Так, только в середине 20-ого века установили три самодостаточных вида росписи — пермогорскую, ракульскую и северодвинскую (последнюю впоследствии разделят на подвиды).

Основные элементы пермогорской росписи по дереву

Чем де отличается эта техника от немалого количества других? Прежде всего, присуща ей высокая степень повествовательности. Каждый элемент продуман, детали выстроены в одну «говорящую» композицию. В растительном узоре просматриваются жанровые и бытовые сюжеты – художник выступает в роли красноречивого рассказчика Главные элементы техники:

Бордюры и ленточки. Не зря начало изучения росписи – это исследования окаймления работы, которое нередко недооценивает созерцатель. Именно оно придает работе завершенность, цельность, узнаваемость. Размер окаймления не крупнее рисунка, он не давит его, а комплементарно оформляет. Между каждым видом бордюра художник прокладывает монохромную полосу, смягчая переход между элементами. Треугольнички, ромбы и дуги с капельками – отличительные особенности пермогорской росписи.

Углы. В этой технике умельцы акцентируют заполнение углов

И хоть они тоже носят только вспомогательный характер, затейливость узоров в углах приковывает внимание зрителя, отображает кропотливую работу мастера.

Приписки. Это мелкие элементы, удачно заполняющие, организующие пространство расписной работы

Листочки, ягодки, «огуречники» могли быть монохромными, часто использовались они как автограф автора, служили своеобразным «фирменным стилем».

Тюльпан, трилистник, древо, птица Сирин – пермская роспись не обходилась без столь узнаваемых элементов. Тюльпан придавал работе изящества, тонкости, трилистник считался основным растительным мотивом. Древо – это сама жизнь и мудрость ее течения, птицы – вестник продолжения жизни, надежды на счастливую судьбу. Птица Сирин, как одна из визитных карточек техники, считалась обережным, счастливым символом.

Ниточки творчества могут истончаться, но прочность традиций и генетического стремления к непрерывности искусства не дают им порваться. И сегодня художники, владеющие уже новыми инструментами, программами, формами работы с изображением, продолжают традиции прадедов.

Тагильская роспись

Лаковую роспись металлических подносов в России представляет и тагильская роспись. Ее называют предшественником жостовского направления. Создали этот промысел все те же старообрядцы, и было это два с половиной столетия назад. В 18 веке тагильская роспись находилась в своем расцвете, чему способствовала, в частности, династия художников Худояровых. Местная традиция в это время выходит за пределы региона.

Владелец тагильских заводов Демидов открыл даже школу живописи, куда брали мальчиков старше 12 лет на полный пансион. Такое серьезное обучение под руководством профессионалов сказалось на уровне изысканности росписи. Как раз в то время пришла мода на подносы-картины, которые часто были копиями гравюр. И тогда цветовое решение полностью принимал художник.

В советское время промыслу грозила гибель, и тогда конкретные художники взялись сохранить традицию. Стала такой и Агрипина Афанасьева, она воспитала целый коллектив мастеров, оставив им свои уникальные знания и умения по двухцветной росписи подносов.

Древний оберег и связь с патриотизмом

Но не только спасение от эпидемий видели в квасе. Им так увлекались, что квас приобрел священные и мистические свойства, и стал оберегом. Девушки поливали им полки в бане во время обряда мытья перед свадьбой (а остаток должны были выпить), а мужчины — «тушили» им пожары, вызванные молнией, так как считали, что с таким «божьим гневом» справится только квас или молоко. По одной версии, в такой пожар бросали обруч с квасной бочки, чтобы огонь такого пожара не шел дальше. По другой, тушили пожар непосредственно квасом.

Продавец русского кваса — Эмиль Франсуа Дессен

При дворе квас тоже верили, но с точки зрения феноменальной пользы для здоровья. «Квас» родственен древнерусскому слову «кислый» — и молочная кислота благоприятно влияла на организм. Квас любил полководец Александр Суворов и царь Петр I — последний пил его каждый день. Разжалованный в шуты князь Михаил Голицын и вовсе был прозван «квасником» — он был обязан подносить напиток императрице Анне Иоанновне.

Продавец кваса — Карл Булла

И совсем невероятная слава пришла к квасу после войны с Наполеоном в 1812 году. Русская знать начала демонстрировать свой патриотизм… да, через квас. «В срочном порядке квасом заменили шампанское — его разливали в хрустальные бокалы и подавали на балах», — говорит Павел Сюткин. Со временем появились и те, кто решил поиронизировать над таким показным, официальным русофильством. Так было придумано выражение «квасной патриотизм».

Автором считается князь Вяземский, литературный критик и близкий друг Александра Пушкина, который в «Письмах из Парижа» (1827) пустился в такие рассуждения: «Многие признают за патриотизм безусловную похвалу всему, что свое. Тюрго называл это лакейским патриотизмом, du patriotisme d’antichambre. У нас можно бы его назвать квасным патриотизмом».

Пермогорская

Пермогорье – пристань на самом высоком берегу Северной Двины. Считается, что великоустюжская роспись поспособствовала возникновению пермогорской. А уже промысел Великого Устюга появился за счет вдохновения орнаментами восточных тканей. Так, пермогорские ранние работы напоминают арабески. Такое взаимопроникновение искусства и культур – частая история, которая в итоге образует уникальный продукт.

Особенности техники:

  • птица Сирин и райские кущи – узнаваемый мотив пермогорцев;
  • посиделки или супрядки – девушки за пряжей стали классическим мотивом;
  • бордюры и ленточки – это окаймление делает работу завершенной;
  • приписки – мелкие элементы заполняли пространство работы, это были различные листочки и ягодки, которые можно даже считать своеобразным автографом автора;
  • продуман каждый элемент, чтобы его детали сложились в повествовательную композицию;
  • цвета яркие – красный, зеленый, светло-оранжевый, черная окантовка.

Пермогорская роспись будет удачным вариантом для первых проб в изучении таких направлений. Пробовать эту роспись по дереву можно акриловыми красками, так как они придадут большую яркость выразительным работам.

Вышивка золотом


Вышивать золотом сперва стали на севере страны. И сегодня, посетив Торжок, золотое шитье можно увидеть во многих домах. Вышивать нитями из драгоценных металлов, в этом регионе считается великим делом.
Золотое шитье – самый красивый вид вышивки. Сначала этим методом вышивания украшали преимущественно церковные изделия. Вышивка золотом считается самым трудным видом рукоделия. Сегодня этот способ шитья снова становится популярным. Поэтому и методы, которыми делается вышивка золотом, придумали более легкие. Торжокское золотое шитье известно во всем мире. Вышивать этим способом обучались на протяжении нескольких лет.Виды вышивки золотом Существует много способов вышивать золотом:

Китайское золотое шитье.
Вышивание с настилом.
Вышивка гладью сквозная.
Плоская вышивка.
Вышивание канителью.

Китайское шитье
Китайская вышивка золотом охватывает все виды вышивок, в которых используется золотая нить. В процессе шитья, не требуется много драгоценного металла. Потому что все нитки полностью остаются на лицевом боку. Они не выводятся наизнанку.
Сквозная вышивка гладью
В этом случае все части изображения вышиваются плоскими стежками. Они полностью покрывают ткань. В идеале вышивка золотом должна состоять из одинаковых стежков. Не исключение и изнаночная сторона.
Вышивка канительюВышивка канителью
Самая легкая вышивка золотом — вышивание канителью. Если вы решили вышивать с настилом, то используйте лучше всего мягкие нити золотого цвета. Что касается настила, то его ложат канителью параллельно, рядами. Нитки необязательно протягивать сквозь ткань. Достаточно закрепить сверху. Таким образом, рисунок получится немного выпуклым и объемным.
Золотые волокна можно прикреплять разными видами нити. Ранее использовали шелковые, но сейчас мастера работают и с хлопчатобумажными.
Если во время шитья золотая нить проходит туго сквозь ткань, то ее нужно смазать воском. Это значительно облегчить вашу работу. Все перечисленные виды шитья золотыми нитками предадут вашей одежде или другому изделию неописуемой красоты. В городе Торжок золотое шитье представлено в музее. Удивительные предметы интерьера и одежды поражают своей красотой.

Карельская роспись

В Карелии расписывали ларцы, прялки, сундуки, филенки и дуги. Растительный мотив доминирует в этом виде росписи. В основе композиции чаще всего украшенное розами дерево в окружении листьев и приписок.

Особенности карельской росписи:

  • выполняется масляной краской в свободной кистевой манере;
  • среди цветов доминируют зеленый, земляной, охра;
  • письмо всегда ведется по цветному фону;
  • местный природный колорит небогат (кора дерева, стертый в порошок камень, цветы и травы, ягоды), но его теплота и естественность отличают это направление.

Столетиями поколения отшлифовывали традиционные мотивы: трехлепестковый росток, сказочные розы и тюльпаны с местными растительными вкраплениями (шиповник – северная роза), кустиками клюквы и морошки. Любят карельские узоры за их простодушие, наивную манеру письма и отображение местной скромной природы.

Ткачество

Произведения ручного ткачества всегда были важнейшей частью культуры, тесно связанной с историей и образом жизни людей, их эстетическими и религиозными представлениями.

На территории современной России люди издавна занимались льноводством. Культивация льна получила особенно широкое распространение в Псковской, Новгородской, Суздальской и Ивановской областях. Не случайно лён называли «северным шелком».

Технология обработки льна долгое время оставалась неизменной: сначала растение теребили (выдергивали из земли), затем перебирали и расчесывали, после чего изготавливали пряжу, которая и становилась материалом для будущей ткани.

Узорно-ремизное ткачество

Ткацкий промысел был развит во многих нижегородских деревнях и монастырях, особенно на северных окраинах. Крестьянки ткали половики, одежду, покрывала, скатерти и полотенца, украшая их орнаментами. Монашки ткали одежду для себя и монахов из мужских монастырей, а также холсты и бельё на продажу. Материалом служили лён, хлопок и шерсть.Нижегородское ткачество отличается узорным геометрическим орнаментом, тонким колоритом и ограниченностью цветовой палитры — в нём использовались только белый, красный и синий цвета. Красный цвет, синоним «красивого», всегда был любимым среди русского народа, поэтому его использование традиционно и символично.

Череповецкое узорное ткачество 

Череповец — центр ручного ткачества Вологодской области. Узорные ткани для украшения одежды здесь начали использовать с XVIII века. В конце XIX века промысел стал медленно угасать, но в советское время его технологии были восстановлены с помощью московского Научно-исследовательского института художественной промышленности.Череповецкое узорное ткачество следует традициям старинного вологодского ткачества. В его основе – сложная многоремизная техника с использованием ручного перебора. Традиционный орнамент — мелкие узоры, объединенные в прямоугольники, квадраты, полосы и клетки.                            Для череповецого ткачества характерно контрастное сочетание светлых и темных цветов, теплых и холодных тонов.

Архангельское ткачество

В создание уникального ткаческого ремесла русского Севера внесли лепту народы, жившие в этих землях: русские переселенцы, финно-угры и заволочская чудь. Ткачество было одним из старейших ремёсел, и традиционно женщины садились за работу с первого марта, на «Евдокею-Капельницу», когда заканчивалось прядение льна. По старой традиции до сих пор в селе Пинега женщины начинают за работу в марте, хотя зимой уже не приходится обрабатывать лён, да и освещение давно уже везде электрическое.Основной техникой является браное ткачество, при котором нити «пробираются» при помощи специальной дощечки, бральницы. Его использовали для создания самых сложных геометрических узоров, который украшал женские рубахи и полотенца. Для будничной одежды и постельного белья применяли полотняное и саржевое переплетения.Для архангельского ткацкого промысла характерно типичное северное сочетание двух цветов — красного и белого. В последнее время цветовая гамма стала изредка дополняться и другими нитями. Цветным узором обычно украшали края изделий, оставляя основную часть или белой, или с неброским рисунком. Зато украшенный край отличался богатым, вычурным и сложным узором.

Кто пил квас и почему так много?

Квас пили буквально все: крестьяне, солдаты, врачи, монахи, цари. Его умели готовить в каждой семье по фамильному рецепту — отсюда и столько вариаций кваса. Примерно так варят борщ: общие правила одинаковые, но каждый готовит со своими нюансами. Тем более, поле для экспериментов широкое: различие могло состоять как в количествах и сортах исходных материалов, так и в деталях самой техники.

Например, для приготовления затора (хлеб или мука, разведенный водой и оставленный для брожения) брали и холодную, и горячую воду — и от того зависел результат. Или меняли время пребывания затора в печи или в чанах. Наконец, бочки, где квас должен был бродить, могли сдабривать сахаром, хмелем, мятой, изюмом, медом и т.д.

Продажа кваса — Василий Калистов

На Руси квас был каждодневным напитком, каким теперь является чай. «Квас, как хлеб, никогда не надоест» — гласит русская пословица. Раньше его считали полноценной едой, поэтому говорили, что квас не пьют, его «едят». В голодные времена за счет него выживали, его брали в поле и на другую тяжелую работу. Хотя он и был таким же жидким как сейчас, но давал чувство насыщения. А еще служил основой для десятков разных блюд: от окрошки (фактически салат, залитый квасом) до тюря с зеленым луком (суп из хлебных корок).

С XII века квас начали различать варианты кваса: кислого слабоалкогольного и сильно опьяняющего напитка. Второй называли «творенным», то есть сваренным, а не произвольно закисшим. Если квас не варить, то естественное кисломолочное брожение останавливает спиртовое и тогда его крепость не превышает 1-2%, но «твореный» квас можно было бы сравнить по крепости с вином. Поэтому квас любили еще и за его качество превратиться в алкоголь.

Домашний мятный квас

Появилась отдельная профессия — квасник. Каждый квасник специализировался на определенном сорте и именовались по его названию (яблочный квасник, ячневый квасник и т.д.). Работали они каждый в своем районе, а выход за его пределы в «чужой» район был чреват неприятностями: квасники ревностно делили территорию и так решали вопрос высокой конкуренции.

Наконец, есть и еще одна версия дикой популярности кваса. «Причина этого проста: был недостаток чистой питьевой воды. И чем гуще страна населена, тем острее становился этот вопрос, вызывавший эпидемии и массовые желудочные заболевания в прошлом. Напиток же, подвергшийся брожению (как, к примеру, квас или сидр), был практически безопасен с санитарной точки зрения», — говорит историк русской кухни Павел Сюткин.

Центры

Золотошвейные работы выполнялись в петербургских и московских мастерских, в Новодевичьем и Ивановском

Шитые золотом сафьяновые сапоги

монастырях в Москве. Иногда для вышивки царских придворных костюмов приглашали золотошвей из Торжка.

Славился Торжок вышитыми шелком и золотом сафьяновыми сапогами.

Адмиралы и генералы, чиновники высших рангов щеголяли в мундирах, расшитых на берегах Тверцы. Цветным шелком и золотыми нитями украшали также свадебные полотенца, праздничные рубахи из тонкой льняной ткани, платки.

Золотошвейное искусство стало одним из традиционных художественных ремесел. Золотошвей Древней Руси вложили большую долю своего таланта в его становление, в создание национальных традиций, которые получили дальнейшее развитие в народном искусстве последующих эпох.

  • Художественный текстиль : учебное пособие. / автор-сост. Л. В. Ивойлова ; Алт. гос. ун-т культуры. — Барнаул : Изд-во АГИК, 2016. — 119 с. : ил.
  • Золотное шитьё. — https://ru.wikipedia.org/wiki/Золотное_шитьё
  • Золотное шитьё. -https://burdastyle.ru/stati/zolotnoe-shit-azy-dragotsennogo-rukodeliya-/

Отсмотреть все остальные учебники

Резной палисад

Центр ремесел Резной палисад

В 1956 году Михаил Матусовский увековечил в словах легендарной песни загадочный «резной палисад». Спустя двадцать лет ВИА «Песняры» взяли «Вологду-гду-гду-гду…» в свой репертуар и большая страна узнала об этой милой архитектурной детали. Но если в 50-х годах палисадов в Вологде было предостаточно, то к середине 70-х с расширением улиц их почти не осталось. Вологжане шутили, что единственный дом с резным палисадом в городе — это… кожвендиспансер. Конечно, это не так: при желании самый известный вологодский бренд можно найти в городе и сегодня.

Что же он собой представляет? Корень у слова «палисад» латинский: фр. palissade, итал. palizzata, лат. palus. По-русски «палисад» — это «частокол», препятствие или стена из ряда столбов высотой в несколько метров, врытых или вбитых в землю и соединенных для прочности горизонтальными брусьями. Со временем палисад перестал быть «забором» и стал скорее декоративной деталью.

Вологжане смирились с тем, что они накрепко повязаны с «резным палисадом», и сделали его своей «фишкой»: так называются Центр народных художественных промыслов, Вологодская лесная компания и экскурсионная программа «Вологда — город, где резной палисад», в которой показывают купеческие жилые и доходные дома XIX века с наличниками, балюстрадами, ажурными балкончиками и другими красивыми элементами деревянной архитектуры. Чтобы увидеть их все, придется поездить по городу, но оно того стоит.

2

Последовательность росписи прялки

Сперва наносили грунт (мел с клеем), затем покрывали белилами, ножом и циркулем наносили контуры рисунка, раскрашивали, а поверху гусиным или сорочьим пером наводили черной краской контур, олифили.

Прялка с пермогорской росписью. Александр Ильин CC BY-SA 4.0

Пермогорская роспись — графического типа, так как первоначальный рисунок наводится контуром, а затем по нему накладываются цвета.

Основным цветом был красный, сопутствовали ему зеленый и желтый. Иногда использовали и синий кобальт, чуть «золота». На более ранних образцах краски приглушенные, желтый был ближе к охре, красный к темно-вишневому или терракотовому, глухой зеленый. На более поздних образцах мы видим белые фоны, яркие краски.

По воспоминаниям дочери мастера А. Л. Мишарина

Владимирская

«Владимирские узоры» — фабрика, образованная в 1971 году. Это самая интересная роспись с той точки зрения, что отдельным направлением она стала полвека назад. Это бренд сувенирной продукции Владимирской области. Очень много здесь работ на светлом, неокрашенном фоне, что прекрасно передает натуральную красоту структуры дерева. И в современном интерьере такие работы «уживутся» проще.


Владимирская роспись

Отличает владимирский промысел уникальная техника тампонирования, которая дает возможность на уже имеющемся рисунке сделать объем, передать полноцветие и глубину использованных красок. Вдохновлялись первые мастера яркими работами Мстерской вышивки. Предпочитаемые цвета – бежевый, зеленый, черный, красный. Богат во владимирском промысле ягодный орнамент, там и рябина, и малинка, и барбарис, и крыжовник.

Презентация на тему: ” Народные художественные промыслы и ремесла Русского Севера представляют высокие образцы национальной художественной культуры. Ценность их не только в.” — Транскрипт:

2

Народные художественные промыслы и ремесла Русского Севера представляют высокие образцы национальной художественной культуры. Ценность их не только в том, что они дают бытовые вещи, а в том, что они представляют мир подлинной народной художественной культуры и в соединении с фольклором составляют ограниченное целое. Промыслы и ремесла Русского Севера формировались и развивали традиции в исторически сложившихся конкретных социально – экономических, природно – географических и культурных условиях, одни в древности, другие на рубеже XIX – XX вв. под влиянием капиталистического развития деревни, третьи – в 20- х – 30- х гг. XX в. Часто базой для создания промысла служил развитый вид местного крестьянского искусства. Обязательным свойством народного искусства как городского, так и деревенского была образность художественного мышления

3

Широкий спектр народного творчества представляют виды и технологические приемы обработки дерева. На Севере широко применялась рельефная и ажурная резьба, производились столярные, токарные, бондарные, долбленые, гнутосшитые и гнутоклееные изделия их различных пород дерева. Изделия покрывали резьбой и росписью, окрашивали, морили, полировали и вощили. В настоящее время широко распространился промысел цепных изделий – щепные птицы, куклы, игрушки, изготовленные из одного или нескольких кусков дерева.

4

К самобытным явлениям русского искусства относятся росписи Русского Севера. Круг бытовых предметов, которые украшались росписью, был очень широк. Это посуда и домашняя утварь, телеги, санки и предметы конской упряжи, прялки и ткацкие станы, люльки, многое другое. Расписывали мебель, жилые интерьеры. По местам бытования на архангельском Севере сохранился редкий по широте спектр народных росписей

5

Многовековую историю имеют гончарные промыслы и искусство глиняной игрушки : Вельский, Каргопольский, Мезенский районы. Ткачество – одно из основных домашних промыслов в крестьянском быту. По технике исполнения тканые изделия севера делятся на две основные группы : бранные и ремизные. Многообразием технологий отличается тканье поясов : « в дощечку », « на кружках », « в ниченку », « на спице в бутылку ».

6

Главной особенностью северной русской вышивки является обилие красного цвета. В орнамент композиции часто включали желтый и зеленый цвета ; традиционным для поморской вышивки был синий цвет. Как правило, использовали цвета теплых тонов. Вышивали в сложной технике двухстороннего шва « росписью », гладью, строчкой, белая перевить, по мережкам и др., под влиянием городской культуры – вышивка « ришелье »

7

Кружевоплетение представляет второй по распространению после вышивки женский промысел. Как домашнее ремесло оно существует с XVI – XVII веков, как промысел – со второй половины XIX века. В быту распространение на Севере получило вязание кружев крючком. Кружевом украшали концы полотенец, подзоры, подолы и рукава рубах.

8

Вязаные рубахи, чулки и рукавицы из овечьей шерсти домашнего прядения – непременная принадлежность крестьянской одежды. Обычно они были одноцветные и художественного значения не имели. Узорное вязание в архангельской губернии было распространено лишь в Поморье и Мезенском уезде.

9

В северных промыслах и ремеслах не обошлось без потерь. Так, практически утрачено искусство золотого шитья и эмалей в г. C ольвычегодске, расписных кованных сундуков и золотого шитья в г. Каргополе, набойки, на грани исчезновения Холмогорская косторезная фабрика, сомовская керамика и катание валенок, силами отдельных энтузиастов сохраняется искусство художественной ковки.

10

Делали презентацию Минин Сашка и Меджидов Тимурка.

Жанровые сцены и узоры

Основой росписи является растительный узор. Трёхлопастные изогнутые листья с острыми кончиками и тюльпановидные цветы.

На ветвях «древа жизни» пермогорские мастера обитали чудесные птицы, среди них птицы Сирин и Грифон в райских кущах.


Чаепитие. Фрагмент пермогорскойпрялки XIX в. Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Узор Сирин был символом темных сил, и ему противопоставлялась в пермогорской росписи птица Гамаюн как доброе начало.


Фрагмент пермогорскойпрялки XIX в. Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

В XIX веке в узор обычно вписывались жанровые сцены из крестьянской жизни. На коробах изображали семейную пару или единорогов (мифическое существо, символизирующее целомудрие, в широком смысле духовную чистоту и искания), иногда львов, охотников, ткачих, прядильщиц, сцены чаепития, посиделок.

Образ коня в пермогорской росписи

Часто встречаются кони, запряженные в карету, сани или плуг, всадник на коне или отдельный конь среди растительного орнамента. Отчетливо видна разница между изображением коня в ранний и поздний период развития росписи.

Прялка. Фрагмент. Конец XIX века Чесноков В.К. Народная роспись Северной Двины, Public Domain

В конце XVIII–начале XIX века изображались грациозные белые, иногда черные или коричневые лошади с изящными, тонкими ногами. Чаще всего лошадь рисовалась уверенной сплошной черной линией по белому фону, черным цветом раскрашивалась грива и хвост.


На коне. Фрагмент пермогорскойпрялки XIX в. Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

На изделиях конца XIX века уже изображение далеко от совершенства, больше похоже на детский рисунок: лошадь в виде черного или красного пятна, длинное овальное туловище, короткие ножки.

Сцены охоты

Также в ранней пермогорской росписи в сценах охоты, сбора ягод, катания в упряжке часто изображался олень. Среди растительного орнамента можно увидеть кабана, лисицу, собаку.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий