Узелковый батик мастер-класс, техника выполнения

Холодный батик: техника выполнения для начинающих

Тем, кто решил заняться холодным батиком, необходимо приготовить:

  • постиранную и проглаженную ткань (шелк или хлопок)
  • акриловые краски или гуашь
  • резервирующий состав, стеклянную трубочку для его нанесения и спринцовку
  • пяльцы или подрамник
  • кисточки натуральные или синтетические, воду и салфетки для их очистки
  • палитру для смешивания и разведения красок
  • трафарет

Холодный батик: техника выполнения После того, как инструменты подготовлены, можно приступать к работе:

  1. Закрепите ткань на раме или пяльцах таким образом, чтобы она оказалась плотно натянутой.
  2. Нанесите на ткань рисунок при помощи карандаша (можно использовать трафареты и шаблоны).
  3. Аккуратно повторите контур при помощи резервирующего состава. Следите, за тем, чтобы контур не прерывался, а резервирующий состав хорошо впитывался в ткань.
  4. Оставьте на 1 час для высыхания.
  5. Проверьте контур на целостность, подкорректируйте, если есть недоработки, оставьте для окончательного высыхания.
  6. В то время, как контур досыхает, промойте трубочку бензином и оставьте сушиться.
  7. Нанесите краску на рисунок. В первую очередь наносят светлые тона, затем более темные. При этом используют как концентрированную, так и разбавленную краску.
  8. Лишнюю влагу с закрашенных крупных частей картины уберите при помощи сухого ватного диска.
  9. Оставьте рисунок на сутки для высыхания.
  10. Снимите с рамы.

Холодный батик для начинающих

Как переносить рисунок

Есть много способов по переносу изображения с бумаги на ткань. Самый удобный вариант — если ткань тонкая, а контур рисунка на бумаге выполнен жирными линиями насыщенного цвета, то можно просто подложить рисунок под ткань и обвести. Но если вы рисуете на плотной ткани или не уверены в твердости своей руки, попробуйте следующие способы.

Способ 1

Натяните ткань, положите на нее копировальную бумагу, а сверху — рисунок. аккуратно обведите контуры рисунка — отпечаток останется на ткани. Используется для светлых и темных тканей — выбирайте копирку того цвета, который сильнее будет выделяться на вашем материале.

Способ 2

Сделайте по контуру рисунка прорези канцелярским ножом, оставляя небольшие перемычки, чтобы рисунок не рассыпался на части. Положите получившийся трафарет на ткань и проводите по прорезям мягким карандашом или мелком контрастного с материалом цвета. Аккуратно уберите рисунок и достройте контур, зарисовав промежутки.

Если рисунок простой и однотонный, и вы уверены в своей аккуратности, можете вместо мела сразу воспользоваться кисточкой с краской.

Способ 3

Возьмите толстую иглу, положите рисунок на мягкую поверхность и сделайте много точечных проколов по контуру. Затем переложите бумагу на закрепленную ткань и посыпьте ее толченым мелом или грифелем карандаша. Распределите порошок по поверхности с помощью ватного диска, немного придавливая его. Уберите бумагу — на ткани появится точечный контур рисунка.

Способ 4

Исходный рисунок должен быть на кальке. Обведите его с обратной стороны мокрым карандашом или мелом, затем аккуратно приложите к ткани и прогладьте несколько раз рукой.

Способ 5

С помощью света. Закрепите ткань на твердом листе стекла, оргстекла, пластика или другого материала, пропускающего свет. Расположите лист на двух подставках (например, две табуретки), между которыми на полу установлена лампа, направленная вверх. Включите свет и обведите рисунок карандашом или сразу контуром.

При наличии небольшого опыта и простых рисунках перенос изображения может не потребоваться — многие рисуют сразу по ткани.

История техники

Само слово «батик» пришло к нам из Индонезии — дословно его можно перевести как «капля воска». Такое название стиль тканевой росписи получил благодаря особенностям нанесения рисунка. Чтобы краски с определенных деталей на эскизе не растекались по всему полотну, мастера придумали маленькую хитрость – резервировать цвета с помощью специальных составов, главный ингредиент которых — воск.

Холодный батик имеет родственное направление — технику горячей росписи, при которой краски и воск нужно разогреть перед нанесением. В отличие от горячего стиля, в данном случае растапливать ничего не нужно.

Техника батик — горячий способ

  • парафин;
  • воск;
  • стеарин;
  • либо смесь этих веществ.
  • натуральная ткань (шелк, хлопок, шерсть);
  • трафарет из картона;
  • краски для росписи по ткани;
  • стакан воды;
  • кисточки;
  • воск;
  • целлофан, газеты;
  • резиновые перчатки;
  • фен.

При работе наденьте одежду, которую не жалко испортить, так как краска для ткани не отстирывается. Лучше надеть непромокающий фартук, который защитит вещи.

  1. Застелите рабочую поверхность газетами, целлофаном, чтобы она не испачкалась.
  2. Желтую краску разведите в воде в емкости. Опустите сюда ткань.
  3. Когда она окрасится, отожмите руками в перчатках, просушите феном, чтобы быстрее высохла.
  4. Положите на полотно трафарет. Это могут быть не только осенние листья, но и бабочки, цветы, сердечки и т.д.
  5. Поместите кусочки воска в небольшую кастрюлю или ковш, растопите на водяной бане. Можно использовать свечи.
  6. Приложите трафарет к выбранному участку на ткани, нанесите сюда кистью расплавленный воск.
  7. Если хотите, стряхните воск с кисти, чтобы на платке появились красивые капли и разводы. Для этого можете растереть их кисточкой.
  8. Добавьте в водный раствор желтой краски немного зеленой, покройте ткань этой салатовой краской.
  9. Промокните губкой капли краски с листьев (они не окрасятся салатовым, так как покрыты воском). Просушите полотно феном.
  10. Прогладьте полотно через тряпочку. Чтобы платок стал мягче, прополощите его в воде, в которую добавьте кондиционера.
  11. Осталось высушить палантин и можно примерять обновку, любуясь тем, как краски для батика и ваше трудолюбие помогли создать дизайнерскую вещь.

Какие применяются материалы и инструменты

Для удобства в работе надо заранее подготовить рабочее место и инструменты, приобрести подходящие материалы.

Чтобы заниматься росписью ткани, достаточно отвести для этого небольшое пространство, где будет находиться рабочий стол с выдвижными ящиками, где можно хранить все необходимые материалы, приспособления для выполнения батика.

Список необходимых инструментов и материалов:

  1. Подрамник и пяльцы для вышивки. Ткань для выполнения батика должна быть обязательно хорошо натянута. Если делать небольшой рисунок, то вполне достаточно будет обычных пялец. Но чаще батик делается на большом полотне и для этого надо иметь каркас подходящего размера. Можно использовать специальный подрамник, на который натягивают холст для живописи. Он имеет с лицевой стороны небольшие скосы, чтобы ткань не касалась планок. Для батика подходят также раздвижные рамы, продающиеся в художественных магазинах.
  2. Строительный степлер со скобами или кнопки для натяжения ткани на подрамник.
  3. Ножницы, линейка, карандаш.
  4. Фантомный маркер для нанесения рисунка на ткань, который испаряется после применения контурного резерва и красящих составов.
  5. Аэрограф, если понадобится равномерное нанесение краски на большой участок ткани.
  6. Бумага или калька для подготовки эскизов для дальнейшего нанесения на ткань.
  7. Копировальная бумага.
  8. Кисти. Эти инструменты особенно важные для получения качественной росписи, поэтому на них нельзя экономить. Приобрести надо круглые и плоские кисти нескольких разных размеров. Они не должны быть слишком жесткими, лучше выбирать с мягкими синтетическими волосками или беличьи.
  9. Краски. Новичкам лучше приобретать специальные акриловые краски для росписи на ткани, растворимые в воде. Более жидкие краски используют для тонких материалов, а напоминающие по консистенции гуашь — для тканей поплотнее.
  10. Баночки или стаканчики для разведения в воде красок различных оттенков.
  11. Контурный резерв. Купить можно для горячего батика готовый состав из воска и парафина в баночке или специальные контуры для холодного батика.
  12. Чантинг — специальный инструмент для нанесения горячего воска.
  13. Стеклянные трубочки нескольких размеров для нанесения контуров разной толщины под холодный батик.
  14. Ткань. Хлопок, шелк, шерсть, шифон, крепдешин и другие, подходящие для выбранной техники.

Процесс работы в технике узелкового батика

Подготовка ткани

Процесс росписи или окрашивания в любой из техник батика включает в себя подготовительный этап. Материал нужно обезжирить и удалить аппретирующие вещества, для этого его стирают с небольшим количеством моющего средства. Это обеспечивает усадку, которая в любом случае произойдет при фиксации утюгом или паром.

Так, например, атлас может дать усадку приблизительно 5 см/м, а крепдешин 3,5-5 см/м по основе. По утку этот показатель составляет в среднем 2 см/м.

Завязывание узелков

Затем переходим к основному этапу. Узелки завязывают в произвольном, либо в определенном порядке, что зависит от замысла художника. Но нужно учитывать, что результат окрашивания нельзя предсказать на 100%. Окончательный рисунок зависит и от того как сильно завязаны нитки и от насыщенности цвета.

Лучше использовать суровые нити из натуральных волокон потому что они, в отличии от синтетических, не пропускают краску и защищают поверхность материала от окрашивания. Чтобы узлы были завязаны очень туго, после смачивания нитку можно подтянуть снова, либо завязать узелки на уже влажной ткани.

Узоры и эффекты в узелковой технике

Этот вид батика позволяет получить различный рисунок, от концентрических кругов до маленьких кружочков. Звездчатый рисунок создают при помощи мелких предметов, а мраморный эффект достигается если произвольно смятый отрез туго обмотать нитками в разных направлениях.

Интересный эффект достигается при использовании сетки. Помещенную в сетку ткань туго затягивают так, чтобы она пережималась со всех сторон и «выдавливалась» через ячейки, а затем переходят к окрашиванию.

Окрашивание ткани

Узелковая техника позволяет производить окрашивание разными способами:

  • Окрашивание кисточкой. Для этого заготовку с узлами размещают в неглубокой емкости, а затем наносят необходимое количество красителя. Можно использовать несколько цветов, нанося их один за другим. Следует учитывать, что соседние цвета могут смешаться и дать новый оттенок.
  • Окрашивание погружным способом. При таком способе также можно производить многоцветное окрашивание.

Многоцветное окрашивание

  1. На натянутой ткани рисуют различные полосы, пятна, кляксы. После высыхания на ней завязывают узелки и погружают в краситель более темного оттенка, чем использовали до этого.
  2. На отрезе завязывают узелки и погружают в емкость с самым светлым цветом. Затем, не развязывая узлов, заготовку просушивают и завязывают новые узлы на свободном месте.
  3. После этого работу снова погружают в раствор красителя более насыщенного оттенка или более темного цвета, чем предыдущий.

Процедуру можно повторить несколько раз. Таким образом мы получаем материал того цвета, который использовали последним, а под узелками у нас сохранятся изначальные цвета.

Закрепление красителя

При использовании красок «под утюг», работу сначала высушивают, затем освобождают ее от узелков и проутюживают с изнаночной стороны. После чего ее нужно прополоскать в чистой воде, удалив излишки красителя.

При использовании парозакрепляемых красителей также нужно освободить ткань от узелков и зафиксировать роспись при помощи пара. После чего изделие нужно прополоскать и проутюжить.

При использовании анилина при погружном способе окрашивания его можно закрепить сразу. Для этого краситель разводят горячей водой (40º-50º С) в емкости, которую затем можно будет нагревать. Жидкость должна полностью покрывать работу даже после кипячения, поэтому ее количество берут из расчета 3-4 литра на 100 гр сухой ткани. Заготовку помещают в емкость и на небольшом огне кипятят.

Хлопок нужно кипятить 20 мин, после его вынимают, добавляют к раствору соль (около 50 гр на 4-5 л раствора), а затем продолжают кипятить заготовку еще 30 мин.

При окрашивании шелка процесс значительно не отличается, но вместо соли добавляю уксус (120-150 гр на тот же объем).

Ткань оставляют в растворе до тех пор, пока его температура не опустится примерно до 50º С. Затем её последовательно промывают в теплой (около 40º С), потом холодной воде, освобождают от узлов и снова промывают. Ткань проутюживают еще влажной, чтобы удалить складки от узлов. Такой способ окрашивания позволяет избежать повторной фиксации.

Какая ткань нужна?

Чтобы рисунок на ткани получился красивым, ярким, стойким, следует определиться с самой тканью.

Специалисты рекомендуют хлопчатобумажные ткани:

Оттенки ткани предпочтительнее белые или светлые. Хорошо, если материал будет однотонным, с редким набивным рисунком вроде горошка или полоски. Не секрет, что ручное творчество всегда склоняется к экономии, потому ничего предосудительного в применении тканей, бывших в употреблении, нет. Здорово смотрятся впоследствии работы в технике узелкового батика, ткани которых предварительно выгорели на солнце, утратили свою яркость.

И только когда опыт в технологии окрашивания ткани уверенный, достаточный для усложнения техники, можно приступить к преображению натурального шелка, вискозы, чистой шерсти. А вот синтетическая ткань для батика не используется. Даже ткань с вкраплениями синтетики не подойдет. Эти материалы требуют принципиально иной техники работы, схемы и красители будут другие.

Что такое узелковый батик

Узелковая техника батика считается одним из самых простых видов росписи ткани, который отлично подойдет для новичков. Не нужно заранее подготавливать эскизы. Главное — это желание, ткань, краситель, а также дополнительные элементы: различные веревочки, камушки, пуговицы и тому подобное.

Способы складывания узелкового батика подразумевают последовательное совмещение и связывание ткани. После этого наносится специальный краситель. На некоторые узлы он не будет попадать, в связи с чем образуются красивые узоры.

Изготовление батика по схеме позволяет понять, каким образом различные красители смешиваются друг с другом, как взаимодействуют с различными материалами. Эти знания пригодятся в более сложных видах росписи.


Чаще всего используются анилиновые краски

Некоторые умелые художники совмещают техники узелкового и холодного батика. Первым делом они окрашивают фон с помощью узлов и перевязок, после чего наносят необходимые узоры на уже готовый фон. Такие изделия выглядят красиво и оригинально.

Холодный способ

Ручная роспись в холодном окрашивании с применением резервирующих веществ на основе бензина или акрилового контура по ткани применяется широко в живописи по шелку. С помощью этой техники создают изящные картины или часто используют в окрашивании шарфов.

Статья по теме: Правила подбора украшений к кружевному платью

В росписи шелка чаще применяются анилиновые красители, так как их структура очень легкая, а в росписи хлопка можно использовать акриловые краски, которые создают пленку. В любом случае, в продаже есть всевозможные краски по ткани, а в инструкции всегда указывают, на какие виды текстиля они рассчитаны, а также каким способом следует закрепить краску.

Рассмотрим наглядный мастер-класс по росписи шелка красками. В данном примере выполняется роспись палантина на морскую тему.

Для полноценного палантина нам нужны такие материалы и инструменты:

  1. Эскиз рисунка на бумаге;
  2. Кусок натурального шелка размером 150*50см;
  3. Резервирующий состав черного цвета;
  4. Анилиновые красители для батика;
  5. Кисти;
  6. Стеклянная трубочка для резерва;
  7. Соль;
  8. Подрамник из деревянных палок;
  9. Кнопки.

Первым делом туго натягиваем мокрую ткань на раму с помощью кнопок. Наполняем шприцом резервирующую жидкость, до заполнения шарика. Наносим контур резервом уже на сухой холст, подложив под низ шаблон рисунка.

Линии должны немного просохнуть, теперь берем кисти и начинаем колдовать над расцветкой. Заполняем полости. Пригодятся навыки из детского возраста, когда мы разрисовывали раскраски, только резервирующий контур не даст растекаться краске.

Несколько приемов художественной росписи на ткани, применимых также в данной работе:

  1. Краски можно разбавлять водой и смешивать для определенных оттенков и насыщенности цвета;
  2. Внутри «островков» допускается применение нескольких цветов для плавного перелива цвета;
  3. Солевым раствором капаем на фон шарфа, чтобы получились красивые водные капли.

Статья по теме: Свитер Фредди Крюгер: схема с фото и видео

Закрепление результата. Анилиновые красители в конце работы нужно запарить. Но до этого подождать сутки, затем снять работы с рамки, завернуть в газетную бумагу или кальку, подвесить в какую-нибуть большую емкость, ведро или кастрюлю. Привяжите сверток на палку длиннее диаметра емкости, налейте небольшое количество воды, накройте это все плотным полотенцем. Закрывать тканью тоже имеет свое значение, чтобы конденсат в крышки не закапал изделие, так как на раскрашенный шелк не должна попадать влага.

Выпаривать работу нужно примерно от 40 минут до полутора часа. Затем нужно будет прогладить ткань утюгом и постирать с мылом при температуре воды до 40 градусов.

Батик — это художественное искусство, но применение его очень широко, начиная от индивидуального создания вещи своими руками. Современные дизайнеры одежды используют собственноручную разрисовку тканей в погоне за эксклюзивом своих коллекций. Фото для вдохновения:

Красители

Анилиновые красители – вот основной «участник» батика. Они используются для окрашивания х/б тканей. Почти в любом магазине товаров для творчества можно найти довольно широкую палитру этих красителей. Но многие любители батика не ищут легких путей, делают красители самостоятельно.

Примеры растительных красителей:

  • красный – зверобой, крушина и боярышник;
  • желтый – картофель и орешник;
  • зеленый – крапива и манжетка;
  • оранжевый – чистотел;
  • голубой – голубика;
  • фиолетовый – черника;
  • синий – цветы иван-да-марьи.

Начинать можно и с промышленных красителей, а когда появится уверенность, пробуйте получать краски сами: у вас получится творческий натурпродукт.

Что такое батик – определение, виды

Батик («batik» – капля воска, инд.) – роспись по ткани, выполняется вручную. Этот вид творчества, широко распространенного в Китае, Индии, Японии и странах Африки, обретает популярность и в Европе. Все больше современных рукодельниц выбирают для себя это необычное, но очень увлекательное занятие – роспись ткани.

В основе техники исполнения лежит принцип штрихования при помощи специальной краски отдельных участков шелковой, хлопковой, синтетической или шерстяной ткани, предварительно обработанных парафином, резиновым клеем, или иным резервирующим составом.

Батик — ручная роспись ткани

Виды батика:

  • Холодный батик – резервирующий состав наносят по контуру и оставляют для высыхания. Затем рисунок расписывают специальными красками. Наиболее безопасный способ.
  • Горячий батик – на ткань наносят расплавленный воск и после его застывания рисунок раскрашивают разными цветами.
  • Свободная роспись – предварительное резервирование не выполняется, в работе используют краски с загустителем.
  • Узелковый батик – на ткани завязывают узелки и скручивают ее перед окрашиванием. Это позволяет получить необычные разводы и узоры.
  • Шибори (сибори) – рисунок, полученный в результате окрашивания сложенной ткани. Японская техника нанесения изображения.

Холодный батик

Индонезия – страна горячего батика. При помощи расплавленного воска женщины создают огромные картины, обладающие, по мнению индонезийцев, целебными и магическими свойствами.

В Нигерии батик обрел популярность в середине 20 века. Технология африканского батика (адире) заключается в нанесении на ткань перьями крахмального раствора и последующем окрашивании рисунка в цвет индиго. Также в Нигерии часто используется узелковый способ окрашивания ткани.

Красители

Анилиновые красители – вот основной «участник» батика. Они используются для окрашивания х/б тканей. Почти в любом магазине товаров для творчества можно найти довольно широкую палитру этих красителей. Но многие любители батика не ищут легких путей, делают красители самостоятельно.

Примеры растительных красителей:

  • красный – зверобой, крушина и боярышник;
  • желтый – картофель и орешник;
  • зеленый – крапива и манжетка;
  • оранжевый – чистотел;
  • голубой – голубика;
  • фиолетовый – черника;
  • синий – цветы иван-да-марьи.

Начинать можно и с промышленных красителей, а когда появится уверенность, пробуйте получать краски сами: у вас получится творческий натурпродукт.

О красках и красителях для ткани

В художественной росписи тканей используются красители, хорошо растворимые в воде, имеющие большую гамму чистых и ярких красок.

В настоящее время существует огромное количество разнообразных красителей, но в зависимости от своего происхождения они делятся на синтетические и естественные. Для текстильной промышленности в основном применяются синтетические красители, однако для росписи ткани предпочтение отдаётся натуральным красителям, которые получают из природных материалов.

Естественные красители бывают растительного происхождения. Они содержатся в корнях, листьях, древесине, коре деревьев, а также в плодах и цветах различных растений.

Оттенки жёлтого цвета; Растения; Сбор

1.Ярко-жёлтый; Листья берёзы; Начало лета

2.Тёмно-жёлтый; Старые пихтовые шишки; Весна

3.Тёмно-жёлтый; Луковая шелуха;

Оттенки коричневого цвета; ;

1.Светло-коричневый; Молодые шишки пихты; Весна

2.Коричневый; Опавшие листья яблони; Осень

3.Чёрно-коричневый; Листья и стебли картофеля;

4.Бежевый; Крапива; Всё лето

5.Ярко-коричневый; Опавшие листья осины; Осень

Оттенки зелёного цвета; ;

1.Зелёный; Пихта; Весна

2.Светло-зелёный; Листья осины; Лето

3.Тёмно-зелёный; Картофельный стебель и листья; Период цветения

Оттенки синего цвета; ;

1.Синий; Полевой василёк; Период цветения

2.Светло-синий; Корни пырея; Лето

Оттенки красного цвета; ;

1.Пурпурно-красный; Опавшие листья клёна; Осень

2.Ярко-красный; Плоды черешни; Начало лета

3.Тёмно-красный; Корни и листья щавеля; Весна

4.Сине-красный; Цветы подорожника; Лето

Оттенки чёрного цвета

1.Чёрный с коричневым оттенком; Кожура граната

Техника безопасности при окраске ткани:

При крашении работать в перчатках;
Пользоваться посудой с устойчивым дном;
Накрывать стол плёнкой;
Не ставить краски на край стола;
Вынимать изделие из кастрюли щипцами;
Соблюдать осторожность у электроплиты;
Волосы убрать под косынку;
Осторожно завязывать узлы ниткой, чтобы не поранить пальцы.

Для работы нужны следующие материалы:

  • Однотонная ткань светлых тонов;
  • Крепкие нитки или шнур;
  • Анилиновый краситель;
  • Уксус, соль, свеча.

И приспособления:

  • Эмалированная кастрюля;
  • Деревянные щипцы для помешивания ткани;
  • Резиновые перчатки;
  • Прищепки;
  • Крупные бусины или камушки (для обвязки шнуром).

1-й этап выполнения узелкового батика:

  • Создать эскиз изделия;
  • Определить и наметить расположение узора на изделии;
  • Определить цвет для окрашивания;
  • Определить способ завязывания узла.

Чтобы не испортить ткань или готовое изделие, необходимо учиться искусству художественной окраски на дешёвых тканях или на старых вещах, которые не жалко.

Какие ткани можно украшать батиком

Для работы используются только натуральные волокна. Синтетические компоненты в ткани не поддаются полному окрашиванию и могут вызвать растекание рисунка.

Вот почему специалисты используют:

  • Белье;
  • Шелк;
  • Хлопок.

При выполнении техники батика горячим воском нужно приготовить специальную смесь для запаски. Для этого используют парафин и пчелиный воск.

  • Преимущество пчелиного воска в том, что он быстро прилипает к поверхности ткани и не создает трещин после застывания. Парафин не может закрепиться на поверхности материала и дает большие микротрещины. Однако при соблюдении пропорциональности активных ингредиентов можно получить хорошие результаты.
  • При окрашивании тканей используются специальные красители, растворяющиеся в холодной воде. Современные мастера предпочитают использовать быстродействующие красители. Однако у начинающих рукодельниц могут возникнуть затруднения с работой красителей.
  • Для рисования используются специальные инструменты. В некоторых регионах для печати предпочитают использовать медный штамп. После закрепления на оборудовании на поверхность наносятся красители.
  • Это предотвращает смешивание красящих пигментов друг с другом. По окончании окрашивания частицы воска удаляются кипятком. При этом вся последовательность применения элементов продолжается в той же последовательности. Таким образом, на покраску 1 м ткани уходит в среднем от 2 до 7 дней.

Какая ткань нужна?

Чтобы рисунок на ткани получился красивым, ярким, стойким, следует определиться с самой тканью.

Специалисты рекомендуют хлопчатобумажные ткани:

Оттенки ткани предпочтительнее белые или светлые. Хорошо, если материал будет однотонным, с редким набивным рисунком вроде горошка или полоски. Не секрет, что ручное творчество всегда склоняется к экономии, потому ничего предосудительного в применении тканей, бывших в употреблении, нет. Здорово смотрятся впоследствии работы в технике узелкового батика, ткани которых предварительно выгорели на солнце, утратили свою яркость.

И только когда опыт в технологии окрашивания ткани уверенный, достаточный для усложнения техники, можно приступить к преображению натурального шелка, вискозы, чистой шерсти. А вот синтетическая ткань для батика не используется. Даже ткань с вкраплениями синтетики не подойдет. Эти материалы требуют принципиально иной техники работы, схемы и красители будут другие.

Как подготовить ткань к узелковому батику

Шаг первый

Отрежьте кусок шелка нужного размера. Перед покраской постирайте и погладьте его.

Решите, сколько цветов вы будете использовать, и разделите ткань на такое же количество полосок. На том месте, где сольются два цвета, завяжите маленький узелок, если вы хотите, чтобы переход был плавным, тогда это место сметайте с помощью иголки и нитки.

Затем стяните, закрепите нитку узелком, чтобы она не «убежала».

Так стяните весь шелк (или любую другую ткань). Далее растяните полиэтилен или другой скользящий материал.

Шаг второй

Стянутые места негусто намажьте прозрачными контурными красками — здесь останутся небольшие белые пространства. Когда контурные краски высохнут, кисточкой наносите обычные краски для шелка. Для каждого цвета используйте свою чистую и сухую кисть.

Покрывайте ткань одним цветом до стянутого места. Поднимите складки и убедитесь, все ли вы прокрасили.

Выкрасив полоску одного цвета, сразу же наносите и другой цвет — краски смешаются, и цвета удивительным образом перейдут один в другой. Эта техника батика для начинающих просто идеальна. Не правда ли?

Шаг третий

На мокрую краску посыпьте крупную соль и оставьте. Стряхнете ее, когда краска высохнет. Чем больше соли насыплете, тем сильнее она обесцветит ткань.

Когда краски высохнут, развяжите их и вытащите нитки, стряхните соль, расправьте ткань и зафиксируйте краску утюгом с обеих сторон.

Установите режим для своей ткани, каждую сторону проглаживайте через хлопковую ткань около 5 минут.

Через 48 часов выстирайте батик. Шелк сполосните в чуть теплой воде.

Не удивляйтесь, что вода изменит цвет, а сама ткань станет светлее — эго характерно для красок, которые закрепляются не паром, а утюгом. Погладьте шелк (ткань можете гладить влажной).

Узелковый батик

Самая древняя техника батика – это узелковый батик, его Родиной является Индокитай, а появилась она еще до VII века. Сама по себе технология узелкового батика достаточно проста. Эта технология, также как и иные методики батика, предполагает зарезервирование ткани от попадания на нее краски, но в данном случае применяется не резервирующий состав, а разнообразные веревки, жгуты и нитки. Сначала ткань тщательно обматывается в виде различных узелков, после этого — отпускается в краску, или краска наносится на кань кистью. Таким образом, после окончания процесса покраски, те места ткани, которые были обмотаны нитками, остаются неокрашенными. В результате такого способа на ткани будет получаться изображение, зависящее от способов завязки, обмотки, складывания и прошивки отдельных ее фрагментов. Узелки можно вязать как вручную, так и посредством специальных крючков и иголок. А теперь подробнее о самом процессе узелковой техники. Ниже подробно описаны необходимые для этого вещи. 1.Для начала определимся с тканью. Рекомендуется использование хлопчатобумажных тканей, а именно, бязи, ситца, сатина, или тонкого простынного полотна. Оттенки тканей лучше выбирать в белых или светлых тонах, желательно, чтобы материал был однотонным и с редким набивным рисунком, таким, как, например, горошек или полоска. Можно также использовать ткани, которые уже были в употреблении, особенно интересно будут смотреться те, которые потеряли свою яркость или выгорели на солнце. С увеличением опыта в деле сложной узелковой техники и усвоения ее можно приступить к окраске натурального шелка, чистой шерсти или вискозной ткани. Для батика нельзя использовать синтетические ткани или ткани с синтетическими волокнами, так как такие материалы требуют более сложной техники окраски и более сильных красителей. В случае, когда ткань представляет собой смешенные волокна, можно добиться красивого нечеткого и размытого рисунка. Происходит это потому, что анилиновые красители синтетические волокна не окрашивают. 2. Красители. В технологии узелкового батика применяются анилиновые красители, применяемые для хлопчатобумажных тканей. Такие красители есть на прилавках в магазинах. Если есть желание, то Вы можете приготовить такие красители самостоятельно из природных, натуральных материалов. Например, луковая шелуха производит красивый желтый или коричневый цвет, а листья крапивы — насыщенный темно-зеленый. 3. Тоненький шнур или надежная нить. Их предназначение заключается в подготовке ткани к покраске. 4. Различные вспомогательные предметы. Это могут быть мелкие камушки, яичная скорлупа, кусочки дерева, формовые плоские ровные дощечки, бельевые и другие прищепки, пробки, необходимые для создания для штампов, пластмассовые коробочки, крышки и так далее. 5. Посуда для окраски ткани. Из посуды Вам понадобятся: а) стеклянная или керамическая емкость, необходимая для разведения красок, б) эмалированная кастрюля, подходящая для окрашивания изделий, в) емкость, в которой будет ополаскиваться ткань после процесса окрашивания, г) пластмассовая бутылка, в которой будет храниться краситель, деревянная лопатка, которая пригодится для помешивания ткани. Техника выполнения. Узелковая техника является достаточно доступной и легкой в исполнении. Этой техникой может овладеть каждый желающий, не обязательно наличие художественных навыков для создания интересных рисунков с помощью узелковой техники батика. Ее можно проводить в кружках, на трудах в школе или просто для себя. Принцип техники заключается в том, что кусочек ткани, который не должен окраситься, завязывается таким образом, чтобы краска до него не добралась и не окрасила. Для этого пригодятся такие предметы, как, прищепки, узелки, зажимы, помогающие зарезервировать ткань. Подготавливать ткань к окрашиванию можно несколькими способами, а именно, с помощью завязывания, закручивания, складывания и подгибания, зашивания. Способом завязывания можно изготавливать прекрасные салфетки, скатерти, а также одежду. Этот способ заключается в произвольном собирании ткани или заглаживании ее, перевязке нитью, или завязывании узлов в определенных местах. Способ скручивания предполагает тугое скручивание материала и перевязки его затем нитью. Посредством узелкового батика получаются красивые, оригинальные и интересные вещицы, кроме того, ее легко освоить и воплощать свои фантазии в жизнь с помощью данного творческого процесса.

Узелковый батик was last modified: 14 января, 2013 by admin

БатикТехника батикаУзелковый батик

История возникновения шибори

Само слово «шибори» обозначает цвет индиго. Натуральный индиго получали из бобового растения под названием индигофера, которое произрастало в тропических странах и поэтому стоило дорого. Процесс окрашивания тканей был долгим, в результате чего стоимость изделий цвета индиго оказывалась очень высокой. В зависимости от длительности воздействия красителя на ткань, получались различные оттенки: от светло-бирюзового до насыщенного синего. Для получения яркого, сочного цвета изделия выдерживали в растворе около недели, периодически вынимая, высушивая и вновь опуская в чан с жидкостью.

Характеристика

Технологию узелкового батика нельзя назвать сложной. Она похожа и на другие направления батика: ткань нужно зарезервировать от попадания на нее красящего состава. Только в конкретной ситуации применим не резервирующий состав, а веревки, нитки, жгуты, с помощью которых можно создавать узлы.

Сначала ткань нужно обмотать, перевязать, сделать на ней узелки, и только потом она опускается в краску. Или же краска наносится на ткань кистью. Когда процесс окраски будет окончен, перемотанные и перевязанные места останутся непрокрашенными. В результате получится интересный узор, его сложность и красота зависят от того, насколько продумана узелковая техника. Узелки, к слову, вяжутся как вручную, так и специальными приспособлениями, напоминающими крючки.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий